Научная статья на тему 'Опыт межведомственного взаимодействия по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Железнодорожного района городского округа город Воронеж'

Опыт межведомственного взаимодействия по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Железнодорожного района городского округа город Воронеж Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт межведомственного взаимодействия по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Железнодорожного района городского округа город Воронеж»

Математическая модель движения поверхностных вод местного стока// Технологии гражданской безопасности. 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 90-94.

10. Воропаев Н.П. Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России// Вестник СПбУГПС МЧС России (эл. журнал) № 4, 2014 - С.13-17.

11. Однолько А.А. Определение величины пожарного риска в производственном помещении с выделением горючих жидкостей и газов / А.А. Однолько, И.В. Ситников // Научный вестник ВГАСУ: Строительство и архитектура. - 2011. - № 3. - С. 125-133.

12. Шумилин В.В., Вытовтов А.В., Lebedev J.: Основные положения заявки на грант применение беспилотных летательных аппаратов при проведении культурно-массовых мероприятий// Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: Матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., 23 сентября 2015г. - С. 295-299.

ОПЫТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

М.В. Гладких, магистрант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории Воронежской области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности регулируются:

- законом Воронежской области от 02.12.2004 № 87-ОЗ «О пожарной безопасности в Воронежской области» [1];

- соглашением о взаимодействии при тушении лесных пожаров между министерством Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерством Природных ресурсов и экологии РФ и федеральным агентством лесного хозяйства от 29.05.2013;

- соглашением о взаимодействии ГУ МЧС России по Воронежской области и управлением лесного хозяйства Воронежской области в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ГО, обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья, государственного надзора от 20.12.2012.

Взаимодействие на этапе предупреждения лесных пожаров осуществляется на основе отдельных согласованных планов. Взаимодействующими организациями осуществляются следующие основные виды деятельности:

1. Управление лесного хозяйства (БУВО «Воронежский лесопожарный

центр»):

- предупреждение лесных пожаров и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;

- наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

- организация системы обнаружения и учёта лесных пожаров, наблюдение за их развитием с использованием наземных и авиационных средств;

- организация патрулирования лесов;

- оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

- подготовка групп пожаротушения для ликвидации лесных пожаров;

- предоставление в ГУ МЧС России по Воронежской области данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

- проведение противопожарной пропаганды и профилактических мероприятий в целях предотвращения возникновения лесных пожаров.

2. ГУ МЧС России по Воронежской области:

- согласовывает комплексные планы тушения лесных пожаров;

- проводит профилактическую работу с населением по предотвращению возникновения лесных пожаров;

- организует контроль за соблюдением мер безопасности населением на территориях, примыкающих к лесным массивам.

3. КЧС и ОПБ Железнодорожного района:

- согласовывает оперативные планы тушения лесных пожаров [2] Сомовского, Воронежского и пригородного лесничеств;

- организует проведение заседаний комиссии по вопросам обеспечение пожарной безопасности на территории района в весеннее - летний период;

- с введением особого противопожарного режима организует патрулирование территорий района, примыкающих к лесным массивам, в составе представителей управы района, ОНД по Железнодорожному и Левобережному районам, ГУ МЧС России по ВО и ОП №1 УМВД России по городу Воронежу с распространением памяток среди населения;

- организует проведение сходов с населением района, в том числе с СНТ и бесед с членами семей социального риска по вопросу обеспечения пожарной безопасности;

- организует проведение совещаний с руководителями ДОЛ на базе ПЧ-5 по вопросу обеспечения пожарной безопасности в летний период;

- разрабатывает план эвакуации населения района при возникновении лесного пожара;

- взаимодействует с начальником пожарного поезда по вопросу совместных действий в условиях возникновения крупного лесного пожара;

- обеспечивает круглосуточное дежурство поливомоечных машин для дозаправки пожарных автоцистерн;

- организует подготовку питания участников тушения лесных пожаров.

Практика взаимодействия сил и средств на примере тушения лесного пожара на территории Железнодорожного района 29.07.2010 г.

В этот день быстрому распространению огня способствовала высокая температура воздуха (40о ^ и сильный порывистый ветер до 20 м/с, который разносил искры и горящие частицы хвойных деревьев на расстояние до 300 м. [3]. Низовой пожар сочетался с верховым, часто переходящим в огненный шторм.

Очаги лесных пожаров возникли в местах: кордон Кожевенный, кордон Усманский, кордон Ближний бор, кордон Виневитинский. Создалась угроза населённым пунктам: Сомово, Отрожка, Боровое, в том числе учреждениям здравоохранения - 5 ед., 4589 чел.; базам отдыха - 10 ед., 1771 чел.; ДОЛ - 13 ед., 2448 чел.; ГРС - 3, ВПС - 8.

Действия пожарных частей и лесничеств:

9.27 - на ЦППС поступило сообщение о возникновении загораний в районе кордона Кожевенного. Туда направляется 1 отделение ПЧ-11 (РТП-1), затем дополнительно 2 отделения учебного центра и ПЧ - 5.

В это же время к тушению лесного пожара приступили:

- Левобережное участковое лесничество (район турбаз «Смена» и «Сосновый бор» - ПМ - 1 ед., трактор с плугом - 2 ед. Данные силы и средства оставались в этом районе до конца светового дня);

- Сомовское лесничество (п. Боровое, квартал 160 - 166 - ПМ - 2 ед., трактор с плугом - 2 ед. Оставались на месте до 12.30).

10.30 - верховой пожар движется в сторону ДОЛ (п. Сомово). На Кожевенный кордон направляется дополнительно 2 пожарные машины ПЧ-11, 1 ПМ ПЧ-5 и резервная служба пожаротушения (РТП -2). Разворачивается штаб пожаротушения.

11.25 - для координации действий сил и средств прибывает представитель ГУ МЧС России по Воронежской области (РТП-3). Принимается решение о подготовке к эвакуации отдыхающих на базах отдыха.

11.55 - в ПЧ-5 (п. Сомово) прибывает зам. начальника ГУ МЧС России по Воронежской области (РТП-4). Учитывая, что выезд из кордона Кожевенный на трассу М-4 «Дон» отрезан огнём, отдаёт следующие распоряжения:

- эвакуацию людей с баз отдыха осуществить на противоположный берег р. Усманка;

- привлечь резервную пожарную технику из муниципальных районов Воронежской области (по 1 ПМ).

- МКУ «Управление по делам ГО и ЧС администрации городского округа город Воронеж» направить необходимое количество автобусов для эвакуации людей из учреждений здравоохранения и ДОЛ.

11.57 - шквалистым порывом ветра огонь распространился в направлении трассы М-4 «Дон», ВПС-8, п. Отрожка.

На автотрассе образовалось сильное задымление, возник автомобильный затор. Было эвакуировано более 200 чел. из придорожных кафе и 60 ед. техники. Движение по автотрассе было перекрыто.

12.30 - на месте пожара (4 очага) сосредоточено:

- 17 отделений на АЦ;

- 1 отделение на автоколенчатом подъемнике;

- 11 ПММ;

- 8 экипажей ГИБДД;

- 5 тракторов с плугами;

- 4 экипажа СМП;

- 36 автобусов.

В это же время 2 ПМ, 2 трактора с плугом Сомовского лесничества убывают в пос. Шуберское для наращивания усилий сил и средств Новоусманского муниципального района по тушению лесного пожара. Оставались на месте до 23.00.

14.15 - пожар быстро распространяется в сторону ДОЛ (п. Сомово). Штаб пожаротушения принимает решение об эвакуации детей и персонала; больных из ГКБ № 11 и № 4, для чего направляется 18 автобусов.

16.20 - с баз отдыха, ДОЛ и лечебных учреждений было эвакуировано 4564 чел., в т.ч. 2677 детей.

16.50 - поступает сообщение о наличии отдыхающих на базах отдыха «Коминтерновец», «ВГУ» и самостоятельно отдыхающих, которые, уходя от пожара, сосредоточились в районе кордона Веневитиновского.

Во взаимодействии с районным отделом милиции Рамонского района организуется эвакуация людей, для чего направляется 8 автобусов.

21.50 - поступает сообщение о возгорании в районе п. Дубовка. Туда направляется 4 автобуса для эвакуации жителей.

23.30 - продвижение пожара остановлено.

В результате возникшей чрезвычайной ситуации получен ущерб:

- сгорело 29 домов, 115 строений, 3,5 км линии электропередач;

- (общий ущерб составил: 113 397 264 руб.);

- пострадало 74 человека;

- сгорело 250 га (Сомовское лесничество) и 2,5 тыс. га (Пригородное лесничества) лесного массива.

Действия КЧС и ОПБрайона:

- участие председателя КЧС и ОПБ района в работе Штаба пожаротушения;

- участие членов КЧС и ОПБ в эвакуации детей из детских оздоровительных лагерей;

- оповещение родителей детей, находящихся в ДОЛ, о месте их сбора после эвакуации;

- обеспечение работы ПММ МКУ «КБУ Железнодорожного района» для дозаправки ПМ водой;

- оповещение населения, проживающего вблизи лесных массивов, о пожарной обстановке и порядке действий в ЧС;

- подготовка ПВР для эвакуируемого населения (12 ед.);

- организация своевременного трёхразового питания участников

ликвидации пожаров;

- поддержание непрерывного взаимодействия с ЕДДС УГОЧС ГО г. Воронеж;

- обеспечение пострадавшего населения питьевой водой;

- привлечение к тушению пожаров лесопожарных команд объектов экономики (3 ед.);

- совместно с представителями лесничеств определение мест создания противопожарных барьеров и минерализованных полос;

- организация дежурства добровольных дружин из числа жителей частного сектора.

Опыт тушения лесных пожаров в 2010г. показывает следующие особенности взаимодействия:

- организация дополнительной профессиональной подготовки пожарных для борьбы с огнём в лесу;

- необходимость высокой манёвренности сил и средств;

- сочетание различных способов эвакуации людей (железнодорожный, автомобильный, водный транспорт, пешим порядком);

- невозможность использования крупногабаритных автобусов из-за ограниченной пропускной способности автомобильных дорог;

- главная роль в тушении лесных пожаров в условиях ЧС отводится ГУ МЧС России по Воронежской области;

- большая потеря времени при дозаправке ПМ водой (удалённость ПГ и естественных водоёмов);

- сложность обмена информацией между ПЧ и лесничествами (разные частоты радиостанций);

- отсутствие системы видеонаблюдения за лесными массивами в ПЧ;

- отсутствие единой кодировки кварталов для ПЧ и лесничеств;

- чёткое регулирование дорожного движения в районах лесных пожаров во избежание автомобильных пробок;

- необходимость своевременного и объективного оповещения населения о пожарной обстановке в лесу.

Несмотря на сложную пожарную обстановку, сложившуюся летом 2010 года на территории Железнодорожного района, удалось организовать чёткое взаимодействие различных органов и организаций. Благодаря этому стало возможным эффективное использование имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС без человеческих жертв.

Список использованной литературы

1. Закон Воронежской области от 02.12.2004 № 87-ОЗ «О пожарной безопасности в Воронежской области».

2. Черемисов Н.С. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней: Eчеб.-метод. пособие / Н.С. Черемисов. - М.: Изд-во Ин-та риска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и безопасности, 2005. - 248 с.

3. Мелехов И.С., Душа-Гудым С.И., Сергеева Е.П. Лесная пирология: учеб. пособие / И.С. Мелехов, С.И. Душа-Гудым, С.И. Сергеева. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 296 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС В СТРУКТУРЕ МЧС РОССИИ

А.Г. Дробушко, курсант, Н.Л. Сафонова, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Сегодня всё большую популярность приобретают системы спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС. Российская система глобального спутникового позиционирования, представляющий собой аналог американской системы GPS (Global Positioning System) - одной из систем глобального позиционирования. Глобальная навигационная система призвана обеспечить возможность определения координат подвижных и неподвижных объектов на поверхности Земли. Первый запуск спутников ГЛОНАСС состоялся в Советском Союзе еще 12 октября 1982 года. Только спустя 11 лет, 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. Непосредственное ее предназначение заключается в определение местоположения, скорости движения, а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра. То есть любой объект корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.

ГЛОНАСС - навигационная система двойного назначения, т.е. обеспечивает решение навигационных и координатно-временных задач как гражданских, так и специальных потребностей. Главным документом, определяющим развитие системы на текущем этапе, является Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 гг.».

В настоящее время в состав системы входит космический комплекс ГЛОНАСС (орбитальная группировка включает 28 космических аппаратов, штатно эксплуатируются 24), комплекс аппаратуры потребителей навигационной и временной информации гражданского назначения, комплекс функциональных дополнений системы ГЛОНАСС, система апостериорного высокоточного определения эфемерид и временных поправок и средства фундаментального обеспечения системы ГЛОНАСС. Такой состав позволяет гармонично развивать систему ГЛОНАСС и ее наземные структуры, создавать наземные функциональные дополнения. И решать одну из ключевых задач, определяемых программой, - расширение внедрения и использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.