4. Kosoukhov F.D., Vasil'yev N.V., Filippov A.O. Snizheniye poter' ot nesimmetrii tokov i povysheniye kachestva elektricheskoy energii v setyakh 0,38 kV s kommunal'no-bytovymi nagruzkami // Elektrotekhnika. - 2014.-№6.-S.8-12.
5. Patent na izobreteniye №2599280. Sposob izmereniya poter' moshchnosti ot nesimmetrichnykh tokov v trekhfaznykh transformatorakh i chetyrekhprovodnykh liniyakh elektroperedachi / A. O. Filippov, N. YU. Krishtopa, Z. R. Galiyeva, A. S. Pautov Zaregistr. 14.09.2016g., Opubl. 10.10.2016, byul. №28.
6. Patent na izobreteniye №2574867. Sposob izmereniya simmetrichnykh sostavlyayushchikh tokov v trekhfaznykh setyakh / A. O. Filippov, N. YU. Krishtop. Zaregistr. 15.01.2016g., Opubl. 10.02.2016, byul. №4.
УДК 621.311(075)
Канд. техн. наук C.B. ГУЛИН (СПбГАУ, [email protected]) Канд. техн. наук А.Г. ПИРКИН (СПбГАУ [email protected])
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ЭНЕРГОИНЖИНИРИНГА
Под энергоинжинирингом (инжинирингом в энергетической сфере деятельности) следует понимать комплекс работ по созданию, модернизации или реконструкции энергетических или энерготехнологических объектов [1, 3]. Процесс энергоинжиниринга включает в себя четыре основных этапа (ключевых подпроцесса):
1. Инвестирование.
2. Создание.
3. Эксплуатация.
4. Утилизация.
Поскольку реализация вышеперечисленных подпроцессов происходит в условиях многочисленных случайных факторов, в том числе и рыночных, эффективность процесса энергоинжиниринга в целом в значительной степени зависит от объема и качества проводимых маркетинговых исследований. Некоторые вопросы, связанные с маркетинговыми исследованиями при инновационном проектировании энергосистем, представлены в работе [4].
Цель исследования. Целью исследования является оценка влияния рыночных факторов на ключевые подпроцесы инжиниринга потребительских энергосистем (ПЭС), задачами которых являются обеспечение энергоресурсами технологических процессов производства и переработки продукции. Эти системы следует отнести к разновидности энерготехнологических объектов (ЭТО). Особое внимание при этом следует уделять маркетинговым исследованиям в условиях расширения производства и появления новых технологий.
Отличительной особенностью маркетинговых исследований в энергетической сфере является одновременное исследование рынков энергии и энергетического (энерготехнологического) оборудования. В связи с вышесказанным можно сформулировать основные направления маркетинговых исследований [2] :
- анализ своих финансовых возможностей и выбор предприятий, производящих гарантийное и постгарантийное обслуживание используемого энерготехнологического оборудования и заключение с ними соответствующих договоров;
- сбор и анализ информации о потенциальном спросе предприятия на энергоресурсы;
- выбор энергоснабжающей организации, предлагающей энергию, отвечающую установленным стандартам качества по приемлемой цене;
- изучение возможности создания собственных источников тепло- и электроснабжения;
- организация взаимоотношений с поставщиками энергоресурсов в плане выбора взаимовыгодной формы оплаты за потребленные ресурсы.
Качественное проведение всех перечисленных выше маркетинговых исследований напрямую зависит от объема, качества и своевременности поступления необходимой информации, что в свою очередь определяется возможностями технических средств и квалификацией сотрудников маркетингового подразделения.
При реализации отдельных ключевых подпроцессов энергоинжиниринга целесообразно выделить наиболее важные приоритеты маркетинговых исследований.
Материалы, методы и объекты исследования. Маркетинговые мероприятия при инвестировании проекта создания новой ПЭС включают в себя, с одной стороны, тщательный анализ собственных финансовых возможностей предприятия, с другой стороны - поиск инвесторов с достаточно выгодными предложениями. При этом предприятие-разработчик проекта должно продемонстрировать предполагаемым инвесторам следующие сильные стороны своего проекта:
- преимущества перед инвестированием в другие сектора экономики или проекты;
- высокую доходность и низкие риски;
- получение рыночных преимуществ от успешной реализации проекта.
Маркетинг инвестиционных проектов представляет собой определенную методику
работы на инвестиционном рынке и включает в себя ряд этапов [5]:
- определение проекта и присущих ему рисков;
- подготовка бизнес-плана;
- исследование рынка инвестиций с целью определения потенциальных инвесторов и возможных форм инвестирования;
- продвижение проектов на рынок.
Найти друг друга на инвестиционном рынке, как предприятию-заказчику энерготехнологического оборудования, так и инвестору, достаточно сложно. Поэтому эту задачу достаточно часто решают различного рода посредники (рис. 1).
Рис. 1. Основные участники инвестиционного рынка
В качестве посредников могут выступать:
- региональные органы управления;
- инвестиционные и консалтинговые фирмы;
- средства массовой информации;
- организаторы выставок и ярмарок.
Решив задачу инвестирования, переходим к реализации следующего подпроцесса энергоинжиниринга - создание ПЭС. Этот подпроцесс предполагает выполнение следующих этапов [1]:
- проектирование (разработку проектно-сметной документации);
- поставку комплектующего оборудования;
- монтаж и пуско-наладку оборудования.
Целью маркетинговых исследований на этапе проектирования ПЭС является анализ состояния рынка аналогичных разработок, прогноз спроса на эти системы и развитие их технических и технологических характеристик. Кроме этого маркетинговые исследования на этом этапе направлены на изучение стоимости и качества проектно-сметных работ в различных проектных организациях. Совокупность маркетинговых характеристик, исследуемых на этапе создания ПЭС, представляет собой некоторую маркетинговую среду, структура которой представлена на рис. 2.
Рис. 2. Маркетинговая среда подпроцесса создания ПЭС
Изучение стоимости и качества проектно-сметных работ относится к стратегическим (перспективным) маркетинговым исследованиям и представляет собой некоторый итерационный процесс, позволяющий за несколько циклов найти проектную организацию, предлагающую оптимальный вариант. Окончательное решение по выбору проектной организации принимает высшее руководство предприятия-заказчика.
Монтажные и пуско-наладочные работы генподрядчик проводит силами монтажных субподрядных организаций с привлечением эксплуатационного персонала заказчика, приобретение комплектующих изделий при этом могут осуществляться как заказчиком, так и подрядчиками. В этом случае маркетинговые исследования носят тактический (оперативный) характер и позволяют получить конкретный экономический эффект в данный момент времени.
Прирост экономической эффективности подпроцесса создания системы АЭС03д., обусловленный маркетинговыми мероприятиями, складывается из приростов экономических эффектов от реализации отдельных его этапов:
АЭС03Д1 = ^(ДЭПСд, АЭПК0, ДЭМПн)< (1)
где ДЭпсд, АЭпко, АЭмпн - приросты экономических эффектов от реализации этапов разработки проектно-сметной документации, поставки комплектующего оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ соответственно.
Наиболее простой формой представления функциональной зависимости (1) является линейная форма:
АЭГ
(2)
'созд. — 1 ДЭпсд + С2 ■ ДЭгжо + С3 • ДЭМПН<
где С\, С2, Сз - некоторые весовые коэффициенты, определяющие вклад эффектов от реализации каждого этапа создания ПЭС.
В данном случае задача определения максимальной величины ДЭСОзд. сводится к решению задачи линейного программирования.
Графически величину ДЭС03д. можно представить в виде некоторого вектора в трехмерном пространстве (рис. 3).
пко
> Э
ПСД
Рис. 3. Графическая интерпретация прироста экономической эффективности подпроцесса создания системы
Абсолютную величину вектора прироста экономической эффективности подпроцесса создания ПЭС можно определить как геометрическую сумму трех векторов - Эпсд, Эпко и Эмпн:
|ДЭ
созд.
= 1л э
псд" + А^пко + ДЭМПн'
(3)
Следующим подпроцессом процесса энергоинжиниринга является процесс эксплуатации.
Применительно к ПЭС этот подпроцесс направлен на обеспечение использования энерготехнологического оборудования (ЭТО) по назначению и поддержание его в рабочем состоянии.
Поскольку подпроцесс эксплуатации существенно зависит как от внутренних, так и от внешних факторов рассматриваемого предприятия, как правило, случайных, его эффективность также существенно зависит от различного рода маркетинговых исследований и мероприятий.
Процесс взаимодействия предприятия, осуществляющего эксплуатацию ЭТО с внешней маркетинговой средой, представлен на рис. 4.
Рис. 4. Маркетинговая среда предприятия при эксплуатации ЭТО
Поставку входных ресурсов (материальных, финансовых, энергетических и др.) и сырья можно объединить одним понятием - логистические услуги. Организацию сервисных услуг и реализацию готовой продукции потребителям можно также отнести к элементам логистической инфраструктуры подпроцесса эксплуатации ЭТО.
В связи с вышеизложенным прирост экономической эффективности подпроцесса эксплуатации АЭЭКсп. складывается из приростов экономических эффектов отдельных логистических услуг:
^Ээксп /^(ДЭП0СТ, ДЭсерВ, ДЭреал (4)
где ДЭпост, АЭсерв., ДЭреал. - приросты экономических эффектов, обусловленных поставкой ресурсов и сырья, организацией сервисных услуг и реализацией готовой продукции потребителям соответственно.
Поскольку ДЭэксп является векторной величиной, для ее определения справедлива следующая формула:
|ДЭэксп | — ^/ДЭП0СТ + ДЭсерВ + ДЭреал ■
Остановимся подробнее на определении величины прироста экономического эффекта за счет качественно организованных сервисных услуг ДЭсерв- Качество сервисных услуг в общем случае зависит от следующих маркетинговых мероприятий:
приобретение современного высокопроизводительного сервисного оборудования по приемлемым ценам (ДЭпо);
закупка ресурсов высокого качества по приемлемым ценам (ДЭзр); рациональное использование энергоресурсов при работе сервисного оборудования (ДЭрир);
- подбор квалифицированного обслуживающего персонала (ДЭпп)-Функциональную зависимость ДЭсерв. от вышеперечисленных маркетиноговых мероприятий можно представить в виде:
ДЭсерЕ, = F(ДЭПo,ДЭзp, ДЭрИр, ДЭПП). (6)
Полученные функциональные зависимости являются базой для разработки расчетных математических моделей, позволяющих проводить исследования эффективности подпроцессов инжиниринга ПЭС.
Результаты исследования. Основными результатами исследований являются:
- выявление наиболее существенных рыночных факторов, оказывающих влияние на отдельные этапы процесса энергоинжиниринга;
- формирование и изучение маркетинговых сред для различных ключевых подпроцессов инжиниринга ПЭС;
- получение обобщенных математических зависимостей, являющихся базой для оценки основных этапов энергоинжиниринга.
Выводы. На основании исследований, приведенных в данной статье, появляется возможность определить факторы маркетинговой среды, оказывающие наибольшее влияние на эффективность основных этапов инжиниринга ПЭС. Это в свою очередь позволит сформировать базу для разработки расчетных математических моделей, позволяющих решать оптимизационные задачи при создании и эксплуатации ПЭС.
Литература
1. Беззубцева М.М., Гулин С.В., Пиркин А.Г. Менеджмент и маркетинг в задачах инжиниринга энерготехнологических объектов: Учебное пособие / СПбГАУ. - СПб., 2016. - 164 с.
2. Дьяков А.Ф., Максимов Б.К., Жуков В.В., Молодюк В.В. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике. - М.: Издат. дом МЭИ, 2007. - 504 с.
3. Пиркин А.Г. Особенности маркетингового подхода к задачам инжиниринга энерготехнологических объектов // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. - № 45. - С.297-300.
4. Попова Т.В. Инженерно-экономическое обоснование и разработка маркетинговой стратегии инновационного проекта. // Актуальные маркетинговые технологии в развитии российской экономики: Сборник научных статей / Под общ. ред. С.В. Карповой. - М.: Изд-во «Палеотип», 2012. - С.48-52.
5. Чепурова И.Ф. Маркетинг в области привлечения инвестиций // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №2. - С. 147-152.
Literatura
1. Bezubtseva М.М., Gulin S.V., Pirkin A.G. Management and marketing in the tasks of engineering of energy-technological objects: Textbook / St. Petersburg State Agrarian University. - St. Petersburg, 2016. - 164p.
2. Dyakov A.F., Maksimov B.K., Zhukov V.V., Molodyuk V.V. Management and marketing in the electric power industry. M.: publ. house of Moscow Power Engineering Institute, 2007. -504 p.
3. Pirkin A.G. Peculiarities of the marketing approach to the tasks of engineering of energy-technological objects // Izvestiya of the St. Petersburg State Agrarian University. - 2016. -No. 45. - P.297-300.
4. Popova T.V. Engineering and economic justification and development of the marketing strategy of the innovative project. Collection of scientific articles "Actual marketing technologies in the development of the Russian economy" / under total ed. S.V. Karpova. -Moscow: publishing house "Paleotyp", 2012. - P.48-52.
5. Chepurov I.F. Marketing in the field of investment promotion // Socio-economic phenomena and processes. - 2014. - №2. - P. 147-152.