прошли свыше 400 проектов [6].
Проекты, претворенные в жизнь на базе реализации муниципально-частного партнерства, перезагружают классические модели отношений государства и бизнеса: «заказчики-исполнители» и создают конструкции, базирующиеся на платформах солидарной ответственности как публичного, так и частного участников процесса отношений в рамках осуществления их взаимодействия, нацеленного на социально-экономическое развитие муниципальных территорий при реализации проектов ключевой социальной значимости. Успешная синергия бизнеса и власти позволяет в короткие сроки закрывать актуальные социальные потребности муниципальных образований, связанные с социально-экономическим развитием их территорий.
Источники:
1. Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019 - 412с.
2. Валишвили М. А. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства //Экономика. Право. Общество. 2023. Т. 7. № 1 (29). С. 31-39.
3. Марковской Е.И. Механизмы государственно-частного партнерства. теория и практика. Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019 - 491с.
4. Мерзлов И. Ю. Институциональные основы развития государственно-частного партнерства // Российский экономико-правовой журнал. 2022. № 3. С. 455-472.
5. Основные тренды и статистика рынка ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/5b4/5b4d97fb08864dd525 b2923a2b14b415.pdf (дата обращения 26.04.2024).
6. Партнерство для развития: почему растут инвестиции в совместные проекты государства и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/industry/inirastructure_development/articles/2023/08/14/989988-partnerstvo-dlya-razvitiya-pochemu-rastut-investitsii-v-sovmestnie-proekti-gosudarstva-i-biznesa (дата обращения 26.04.2024).
7. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Практики реализации проектов [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE/Desktop/metodic_2023.pdf (дата обращения 26.04.2024).
8. Тулузакова М.В Муниципально-частное партнерство: проблемы и перспективы в контексте социально-экономического развития муниципальных образований // Региональная экономика и управление. 2021. № 4. С. 955-958.
9. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 26.04.2024).
10. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения 26.04.2024).
EDN: BZXEHQ
О.М. Кирилюк - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия, [email protected],
O.M. Kirililuk - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Commerce, Omsk State Transport University, Omsk, Russia;
Т.В. Цалко - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия, [email protected],
T.V. Tsalko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Commerce, Omsk State Transport University, Omsk, Russia.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В МУЗЕЙ «ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР» MARKETING TOOLS TO ATTRACT YOUNG PEOPLE TO THE LIBER CENTER MUSEUM
Аннотация. Статья обсуждает роль современных маркетинговых инструментов в привлечении молодежи в музеи. В контексте быстро меняющейся цифровой среды и изменения потребностей аудитории, культурным учреждениям становится необходимо приспосабливаться и использовать инновационные подходы для привлечения новых посетителей. Статья анализирует ключевые маркетинговые инструменты, такие как использование цифровых технологий, организация специальных мероприятий, сотрудничество с инфлюэнсерами, разработка образовательных программ и создание цифровых сообществ. Авторы подчеркивают важность понимания потребностей молодежи, создание уникального и интересного опыта посещения музея, а также постоянное взаимодействие с аудиторией для обеспечения успешной цифровой трансформации музейного пространства. Главной целью статьи является обсуждение способов эффективного вовлечения молодежи в культурные учреждения через современные маркетинговые методы.
Abstract. The article discusses the role of modern marketing tools in attracting young people to museums. In the context of a rapidly changing digital environment and changing audience needs, cultural institutions need to adapt and use innovative approaches to attract new visitors. The article analyzes key marketing tools such as the use of digital technologies, the organization of special events, cooperation with influencers, the development of educational programs and the creation of digital communities. The authors emphasize the importance of understanding the needs of young people, creating a unique and interesting experience of visiting the museum, as well as constant interaction with the audience to ensure the successful digital transformation of the museum space. The main goal of the article is to discuss ways to effectively involve young people in cultural institutions through modern marketing methods.
Ключевые слова: молодежь, маркетинг, маркетинговые инструменты, привлечение молодежи в музей.
Keywords: youth, marketing, marketing tools, attracting young people to the museum.
Введение
Музеи играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия обществу, а также в образовании и формировании культурной идентичности. Поэтому, в современном мире, насыщенном цифровыми технологиями и быстрым темпом жизни, привлечение молодежи в музеи становится всё более актуальной задачей.
Музеи хранят историю и культуру народа, знакомство с которыми помогает молодым людям понять свои корни, сформировать чувство принадлежности к обществу. Изучение экспонатов, анализ информации и участие в музейных программах развивают у молодежи критическое мышление, способность анализировать и делать
выводы. Музеи предлагают разнообразные выставки и программы, охватывающие различные области знаний, что способствует расширению кругозора и развитию интереса к новым темам. Кроме того, взаимодействие с искусством и историей стимулирует воображение и творческие способности молодежи. Также, музеи предоставляют платформу для общения и взаимодействия с людьми разных возрастов и интересов, способствуя развитию социальных навыков.
Для успешного преобразования и адаптации к потребностям современной аудитории необходимо использовать современные маркетинговые инструменты и стратегии.
В целях проведения исследования изучены публикации различных авторов по таким вопросам, как музеи и музейный маркетинг, целевая аудитория музеев, образовательная и воспитательная деятельность музея, привлечение молодежной аудитории в музей.
Базовыми стали публикации, излагающие особенности молодежи как целевой аудитории музеев. Например, работы Азаматовой Р. С., Дорохиной Д. И., Гринберг Г. П. описывают целевую аудиторию музея, как молодых людей, которые ценят интерактивность, новые технологии, участие и возможность самовыражения в цифровую эпоху [1, 2, 3], а также роль социальных сетей и цифрового взаимодействия в привлечении молодежи в музей.
Исследованием лучших практик по разработке интерактивных мероприятий в музеях для привлечения молодого поколения занимаются Чебуракова П. В., Тимофеева А. Л. [4, 5]. Вопросы трансформации образовательных и маркетинговых инструментов привлечения молодежи в музей, с целью возрождении культурного наследия, освещают в своих работах Плытник Е. Г., Толкачев А. Н. [6, 7].
Мизякина К. В., Аликперов И. М. посвятили исследование рассмотрению использования цифровых инструментов и методов маркетинга для привлечения и вовлечения молодежи в целевую аудиторию музея [8]. В работе Панасенко С. В., Шхагошева Р. В. рассматриваются инновационные маркетинговые подходы, применяемые музеями для привлечения молодой аудитории в цифровую эпоху, подчеркивается важность адаптации к меняющимся моделям поведения потребителей [9].
Авторы Гринберг Н. П., Клевакин Г. А., Кузнецова Т. И. исследуют вопросы роли музеев в образовании и воспитании современной студенческой молодежи, отмечают, что посещение музеев входит в ее досуговую деятельность [3, 10, 11]. Музей может рассматриваться как публично-культурное пространство для молодежи мегаполиса. Рафиенко В. А. предлагает привлекать интерес молодежи к инженерно-научному образованию используя экспонаты музея-лаборатории «наука и техника» [12].
Обобщая вклад авторов в рассматриваемую проблематику, необходимо отметить, что на данный момент имеются исследования особенностей музейной деятельности, роли музеев в возрождении культурного наследия и технологий привлечения молодежи в музеи. Однако крайне недостаточно исследований, в которых бы был проведен анализ практики и раскрытия роли маркетинговых инструментов привлечения молодежи в музеи. Эти аспекты раскрыты далее в предлагаемом в статье исследовании. Эти исследования и публикации предлагают ценные научные и практические материалы по использованию маркетинговых инструментов для привлечения молодежи в музеи и повышению их участия и интереса к культурному наследию.
Цель исследования - провести анализ и выявить наиболее эффективные маркетинговые инструменты привлечения молодежи в музей Либеров-центр.
Методы исследования
Методология исследования, использованная в данном исследовании, представляет собой обзор литературы по существующим исследованиям маркетинговых инструментов привлечения молодежной аудитории в музей в современных условиях.
Исследование основано на вторичных данных из Интернета, материалах научных публикаций и журналов. Качественный и описательный обзор литературы дает всестороннее представление о маркетинговых инструментах привлечения молодежи в музей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что музеи, принявшие курс на цифровую трансформацию и использующие маркетинговые инструменты для привлечения молодежи, добились успеха. Кроме того, обзор литературы подчеркивает практические последствия использования маркетинговых инструментов для привлечения молодежи в музей.
Обзор литературы
Музей и его услуги: маркетинговый подход
Слово «музей» происходит от классического греческого слова «тшеюп», обозначающего место созерцания, философское учреждение или храм муз. Первый зарегистрированный случай использования слова «музей» для описания коллекции относится к материалам Медичи времен Лоренцо Великолепного (1449-1492 гг.) [13].
Музей - это некоммерческое постоянное учреждение, служащее обществу и его развитию и открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, передает и экспонирует в целях изучения, образования и развлечения материальные свидетельства жизни людей и людей, их окружение. Музеи хранят произведения искусства в своих коллекциях.
В последнее время произошел сдвиг в определениях. В художественных музеях хранятся произведения искусства и другие предметы. Основное внимание уделяется лидерству и услугам для посетителей: служить обществу и его развитию посредством учебы, образования и удовольствия.
Музеи с богатыми экспонатами внутри них создают основу для понимания культуры, искусства и истории и, следовательно, способствуют повышению эффективности образования. Вместо того, чтобы посещать их только
как зрители, музеи следует рассматривать как места для взаимодействия с выставленными экспонатами. Музеи как здания, богатые историческими и культурными ценностями, где сообщество может показать свое прошлое, культуру и образ жизни, являются новыми местами, которые можно использовать в образовательных целях [14].
Еще с середины 1990-ых годов происходит смещение интереса от отдельного художника к индустрии, что привело к признанию важности новых маркетинговых подходов для развития музеев [15]. Ключевым моментом является достижение правильного баланса между поиском новой аудитории и развитием существующей.
Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сегодня сталкиваются музейные маркетологи, является снижение доли государственного финансирования, которое необходимо дополнять доходами от зрителей и пожертвованиями от частных лиц и фондов. Эта трехсторонняя модель финансирования - государственное финансирование, доходы от посетителей и «спонсоров» - необходима для устойчивости музея. Снижение государственного финансирования дает импульс маркетингу, поскольку он становится важным инструментом, помогающим заполнить дефицит финансирования, образовавшийся в результате снижения государственных доходов.
Традиционно музеи концентрировали энергию и усилия на развитии своего продукта, исключая развитие своей клиентской базы и активности аудитории. Этот подход быстро меняется. Улучшение исследования аудитории рассматривается как возможность повысить долгосрочную жизнеспособность музеев и дать им возможность выполнять социальные и экономические обязательства.
В новом веке конкуренции и глобализации некоммерческие музеи занимаются маркетингом так же, как и их коммерческие. Однако, маркетинг сложен по следующим причинам: некоммерческий характер, его нефинансовые цели, необходимость обслуживания нескольких сегментов, часть которых платит, а часть нет; необходимость сотрудничества, а также конкуренции с конкурентами; и необходимость способствовать развитию идентичности, а также образованию, исследованиям и развлечениям для посетителей.
За последние 20 лет маркетинг стал одним из наиболее важных и интересных компонентов стратегии управления. Маркетинг когда-то считался «грязным словом» в искусстве. Однако теперь маркетинг признан законным инструментом улучшения качества обслуживания посетителей, портфеля продуктов и оценки организационной маркетинговой культуры.
Отношение к посетителям и даже к не-посетителям развивалось за последнее столетие, и теперь люди, работающие в музеях, понимают важность посетителей с маркетинговой точки зрения. Традиционно музейщики сосредотачивают внимание на портфолио продуктов, таких как коллекции, исследовательские экспозиции и предметы.
Музеи становятся более ориентированными на свою аудиторию, в то же время признавая важность своего портфеля продуктов и организационной маркетинговой культуры. За последнюю четверть века музеи осознали необходимость изменений в маркетинге, которые должны сопровождаться движениями в направлении большей управленческой и финансовой автономии [15]. В прошлом добиться успеха в музее означало сосредоточиться на сборе, сохранении и исследовании культурного наследия.
Целевая аудитория музея
Понимание аудитории - важная часть музейного маркетинга. Корнилова К. С. и Громова П. С. проводили исследования аудитории в музеях. Их работа убедительно показала, что аудитория была хорошо образованной и профессиональной. Хотя эти исследования базируются на статистических данных, охватывающих период трех десятилетий, в течение которых произошли значительные демографические сдвиги среди населения, в профиле музейной аудитории изменений не произошло. Этот факт привел тех, кто интересуется исследованием аудитории музеев, к выводу, что у музеев есть одна аудитория. Эти обзоры показывают, что исследования аудитории редко сегментируют аудиторию. В большинстве исследований аудитории сравниваются пользователи и непользователи, а совсем недавно были проведены исследования, посвященных разнообразию аудитории [16]. Из-за демографической однородности музейной аудитории правительствам стало политически необходимо настаивать на том, чтобы некоммерческие организации, которые получают хотя бы часть своих доходов от правительства, пытались расширить свою аудиторию.
Музей удовлетворяет социальные потребности аудитории посредством выставок, которые они устраивают, программ и мероприятий, которые они предлагают, а также отношений, которые они строят с потенциальной или традиционной аудиторией.
Понимание отношений и характеристик потенциальной и реальной аудитории, посредством ее исследования, является наиболее важным предварительным условием реагирования на ее потребности [16].
Чтобы совместить организационные и творческие цели музеев с ожиданиями клиентов, музеи могут развиваться одновременно в двух направлениях:
(а) инвестировать в исследования аудитории, чтобы выявить важные взгляды и характеристики посетителей и непосетителей. На этой базе музеи балансируют свои цели и обязанности, с одной стороны, и потребности аудитории - с другой;
(б) развивать способы для сохранения и расширения существующей аудитории путем предоставления услуги, которая отвечает потенциальным потребностям аудитории.
Молодёжь как реальная и потенциальная целевая аудитория музея
Молодежь - очень важный сегмент для музеев, но количество молодых посетителей, несмотря на их усилия, невелико. Прежде всего, для успешного привлечения молодежи в музей необходимо глубокое понимание их
потребностей, предпочтений и интересов. Молодежь ценит интерактивность, новые технологии, участие и возможность самовыражения. Именно эти факторы должны быть учтены при разработке маркетинговых кампаний.
По данным исследования, проведенного в Великобритании, посетители музеев в возрасте от 16 до 24 лет составляют лишь 18,44 %. Аналогичным образом, исследование, проведенное Министерством культуры и спорта правительства Испании, показало, что только 33,51% посетителей находятся в возрасте от 15 до 24 лет. Одно из возможных объяснений заключается в том, что большинство маркетинговых стратегий выставок не адаптированы к мировоззрению молодых людей. Музеям необходимо искать новые способы их привлечения. Они должны уменьшить «чувство исключенности», которое испытывают многие молодые посетители, и экспериментировать с новыми стратегиями продвижения, в которых для их привлечения используются новые технологии. Эти стратегии должны быть интерактивными, поскольку подобные мероприятия повышают интерес молодых людей к посещению музеев [17].
Различные типы посетителей можно не только идентифицировать отдельно, но они также по -разному взаимодействуют и к ним можно относиться по-разному. Таким образом, Мельбурнский музей значительно увеличил свою молодежную аудиторию, когда представил «боди-арт», выставку, посвященную татуировкам и пирсингу, точно так же, как Музей Powerhouse в Сиднее, Австралия, увеличил свою молодежную аудиторию, когда провел выставку, посвященную истории контрацепции. Обе выставки вызвали широкую огласку в средствах массовой информации и привлекли большое количество людей из нишевых целевых групп [17].
Посещение музея - это способ обогатить понимание культуры и расширить границы образования. Взаимодействуя с более молодой аудиторией, эти учреждения могут способствовать распространению культурного признания и взаимопонимания, что является ключом к созданию разнообразного и инклюзивного общества. Музеям также нужно привлекать больше молодых посетителей для их долгосрочного успеха и устойчивости. В том числе, эти места полны захватывающих и образовательных экспонатов, которые стимулируют творчество и воображение, и они должны продолжать вдохновлять молодое поколение.
Маркетинговые инструменты привлечения молодежи в музеи
Музеи предлагают посетителям разнообразные впечатления, имеют дело с идеями, предметами и удовольствиями, которых нет больше нигде. Идеи и опыт происходят из природных и созданных человеком объектов и чувственного опыта. Представление этих идей, объектов и удовлетворений основано на исследованиях [18].
Как отмечалось выше, музейная деятельность для молодежной аудитории всё чаще рассматривается в образовательном и развлекательном контекстах. Так, например, школы не являются единственным источником обучения и знаний, где подготовленная информация, предоставляемая в качестве образовательной услуги, представляет собой эффективный и интерактивный процесс. Различные среды обучения, такие как музеи, парки, выставки, художественные галереи, могут обеспечить постоянство образования путем преобразования институциональных знаний, полученных в школах, в культурную и образовательную деятельность. Безусловно, следует качественнее использовать музеи в образовательных целях, проводя больше типовых мероприятий, рассказывающих об их важности, и таким образом, оказывать большую поддержку музейному образованию [19].
Важность музеев в образовании подчеркивается многими теоретиками в возникновении концепций эффективности образования, приобретения опыта, среды, взаимодействия и конструктивизма; потому что музейная среда представляет собой экстравертное и идеальное место, которое может способствовать умственному, физическому, эмоциональному, образовательному и социальному развитию молодежи, позволяя им практиковаться и получать опыт. Музеи помогают молодежи понять, что они являются членами этого общества, и формируют основу формирования личности и уверенности в себе, знакомя с картинами, связанными с культурой, в рамках социального взаимодействия. Музеи, особенно в мультикультурных обществах, играют важную роль в интеграции различных групп [18].
В частности, учащиеся начальной школы воспринимают музеи как скучные места, где выставлено много старых и сломанных предметов. Тем не менее, необходимо обеспечить посещение и ознакомление с музеями, как с эффективными образовательными инструментами, в которых хранится множество ценных материалов. Таким образом, ученик может лучше понять особенности эпохи через произведения искусства, детально обдумать события, оценить прошлое с сегодняшней точки зрения, сопереживая людям, жившим в ту эпоху, подвергнуть сомнению различия в восприятии мира людьми и оценить развитие человечества в историческом процессе [19].
Таким образом, для молодежи важно иметь возможность не только расслабиться и развлечься, но и получить новые знания и опыт. Разработка интересных и интерактивных образовательных программ, интегрированных с музейными коллекциями для школьников и студентов, способствует формированию интереса к музеям и культурному наследию.
Важным аспектом успешной маркетинговой стратегии является сотрудничество с популярными блоге-рами и инфлюэнсерами. Они могут помочь привлечь внимание молодежи к музею через обзоры, репортажи, уникальный контент в социальных сетях. Кроме того, важно организовать сотрудничество с молодежными организациями. Так, вовлечение молодежи в разработку музейных программ помогает сделать музеи более привлекательными для молодого поколения.
Одним из ключевых инструментов маркетинга для привлечения молодежи в музей является использование цифровых интерактивных технологий, виртуальной реальности и дополненной реальности. Мобильные приложения, виртуальные туры, интерактивные выставки, а также видео-контент на популярных платформах
социальных сетей помогут создать атмосферу увлекательного и современного открытия мира культуры и сделают использование музейного опыта более увлекательным и доступным для молодого поколения.
Технологии и молодое поколение неразрывно связаны, поэтому имеет смысл иметь полное представление о том, какие технологии можно использовать для привлечения молодежи в музеи. Рассмотрим эти технологии подробнее.
Смартфоны, социальные сети и видеоигры - лишь некоторые из множества цифровых развлечений, соперничающих за внимание молодежи.
Технологии виртуальной реальности позволяют уменьшить неудобства физического посещения музея (например, время ожидания в кассе, очереди на вход и т. д.) и мотивировать заменить физическое посещение музеев реалистичной виртуальной симуляцией. Однако исследования показали, что люди считают, что проведение виртуального тура - это не замена реального тура, а эффективный инструмент его продвижения [20].
Необходимость музеев сохранить свои коллекции и, в свою очередь, изменить свою миссию и сосредоточиться на своих нынешних и будущих молодых посетителях может быть достигнута за счет достижений информационных технологий, поскольку это позволяет посетителям изучить и в полной мере оценить музеи, преодолевая временные, пространственные и языковые барьеры. Кроме того, новая музеология относится к смене парадигмы в музеях, которые больше не просто выставляют свои коллекции, но и пытаются обогатить опыт посетителей. Поэтому музеи сосредотачивают свои усилия на улучшении образовательного и развлекательного опыта своих посетителей [20].
Следует отметить, что все молодые люди заинтересованы в получении большего количества впечатлений и узнавании большего о музее после виртуального опыта, а также демонстрируют умеренное намерение посетить музей лично в будущем. Этот результат открывает новые возможности для привлечения молодых людей в качестве будущих посетителей музеев [17].
Таким образом, для привлечения молодежи в музеи повышенное внимание необходимо уделять мероприятиям, которые не только привлекают молодых посетителей в музей, но и побуждают их регулярно возвращаться.
Этого можно достигнуть путем создания в музее комфортной и дружелюбной атмосферы, где молодые люди чувствуют себя желанными гостями, способствует их возвращению и формированию положительного отношения к музеям.
Для того чтобы привлечь молодежь, музеи могут организовывать тематические вечеринки, концерты, лекции, мастер-классы и другие культурные события. Это позволяет создать уникальный и привлекательный опыт посещения музея, который будет привлекать и удерживать внимание молодежи.
Кроме того, важным аспектом взаимодействия с молодежью является создание цифровых сообществ в социальных сетях, где они могут обсуждать, делясь впечатлениями и участвуя в интерактивных мероприятиях. Также важно обратная связь с посетителями для постоянного улучшения сервиса и программ музея.
Игровые технологии как способ привлечения молодежи
Инновационная технология цифровой игры может быть применена для геймификации музеев (маркетинговой стратегии, использующей игровые техники), что сделает их более персонализированными и увлекательными. Это делает посетителей более любознательными и стремящимися учиться, отказываясь от традиционных, часто скучных экскурсий. [21].
Развлекательный контекст восприятия музеев молодежью заключается в том, что чем выше уровень погружения в игровой опыт, тем выше уровень познавательных активностей у молодых людей.
В настоящее время множество музеев используют передовые мобильные технологии, чтобы предложить своим посетителям незабываемые впечатления. С помощью приложений, основанных на определении местоположения, посетители могут легко ориентироваться среди экспонатов, поскольку эти приложения предоставляют им интерактивные карты, аудиогиды и даже возможности дополненной реальности. Включив эти функции в свой визит, посетители могут погрузиться в экспонаты и получить более глубокое понимание и оценку представленных работ.
Так, музеи могут использовать игровые технологии определения местоположения для создания интерактивных игр, которые выводят опыт посетителей на новый уровень. Например, посетитель отправляется на поиски сокровищ, где должен ориентироваться по музею, чтобы найти конкретные экспонаты, в то время как его смартфон помогает на этом пути с помощью подсказок, основанных на местоположении. Добавляя подобные интерактивные игры, музеи могут побудить посетителей изучать экспонаты в веселой и увлекательной форме, что в конечном итоге создает более запоминающиеся впечатления [21].
Интерактивные карты предоставляют посетителям полное представление о месте проведения, позволяя им планировать свое путешествие с помощью смартфонов, Интернета при посещении музеев. Карты просты в настройке и могут быть изменены «на лету», отражая изменения в режиме реального времени и гарантируя, что посетители всегда будут обеспечены самой актуальной информацией в начале своего «путешествия.
Поскольку тысячи экспонатов может оказаться невозможно охватить за один день, функция расширенного поиска отфильтровывает артефакты, которые могут быть менее релевантны интересам посетителей, предоставляя им цифровую библиотеку, поиск по которой можно осуществлять с помощью простых фраз. Система, основанная на искусственном интеллекте, предлагает предложения по упрощению поиска, что еще больше упрощает поиск посетителями того, что они ищут.
Примером может служить игра «Что поблизости». У посетителей музея есть возможность получать уведомления о новых инсталляциях в зависимости от их близости к экспонатам. Эта игра позволяет не пропустить выставки, и посетители будут иметь возможность просмотреть те, которые представляют для них интерес.
Результаты
Авторы исследования в рамках реализации программы «Обучение служением» принимали участие в социальном волонтерском проекте, цель которого обеспечить узнаваемость одного из Омских художественных музеев и повысить вовлеченность молодежи в образовательные проекты, а также привлечь молодежную целевую аудиторию на цикл мероприятий, посвященных юбилею.
Объектом исследования послужил государственный областной художественный музей «Либеров -центр», который расположен в г. Омске и существует с 1994 года, как монографический музей творческого наследия выдающегося мастера сибирского пейзажа второй половины ХХ века, владевшего техникой пастельной живописи Алексея Николаевича Либерова.
Так результаты опроса 941 человека из числа молодежи в возрасте 17-25 лет показали следующее.
На вопрос «Что точно замотивирует Вас посетить музей?» респонденты ответили: качество проведения экскурсий (полнота раскрытия темы, актуальность и новизна материала, последовательность и логичность изложения материала, демонстрация музейных предметов, речь экскурсовода) - 50,7 %; качество экспозиций (информативность, доступность для понимания, удобство размещения экспонатов и текста для осмотра, разнообразие) - 47,1 %; крутое мероприятие, которое широко освещено в СМИ / Интернете / блогерами / медийными личностями - 44,6 %; наличие дополнительного сервиса (установка информационно-справочных киосков, проведение интерактивных мероприятий, работа кафе и антикварного магазина, т.д.) - 21,6 %; для начала возможность посмотреть музей виртуально - 13,6 %.
Техническое и цифровое оснащение музеев (виртуальные экскурсии, аудиогид, акустика, проекторы, интерактивные доски и т.п.) важно, так как этого требует современный мир, для 50,3 % опрошенных. При этом 19,8 % респондентов отметили, что техническое оснащение подменяет культурный дух и атмосферу, и такое посещение музея уже не то. Почти столько же опрошенных (19,3 %) считают, что частично техническое оснащение можно использовать. Для 10,5 % участвующих в опросе не имеет значение есть или нет современные технические «штуки» в музее.
На вопрос «Что, на ваш взгляд, можно улучшить в Либеров-центре, чтобы сделать его более привлекательным для молодежи?» 49,6 % респондентов назвали наличие интерактивных выставок.
Обсуждение
Проведенное авторами исследование в рамках музея «Либеров-центр», позволяет сделать вывод, что основными маркетинговыми задачами привлечения молодежи в музей являются:
1) организация интерактивности для вовлечения молодежи, геймифицированная, и с наполнением образовательным и развлекательным контентом;
2) создание разнообразных форматов контента, с обязательным включением коротких видеоклипов и аудиогидов;
3) обеспечение персонализации, достигаемой с помощью современных и инновационных коммуникаций и технологий, например, виртуальных игр, искусственного интеллекта и мобильных приложений;
4) достижение эмоциональной привлекательности и увлекательности путем создания контента, в том числе с использование игровых механик и сторитейлинга, дающих эмоциональный заряд и вызывающий интерес, что позволяет достичь вовлечения и лояльности целевой аудитории «молодежь».
Другие исследования, изученные авторами, позволили также обсудить актуальность темы привлечения представителей молодого поколения в культурную среду музейной деятельности.
В одном из исследований [22], целью которого стало изучение практики геймификации в музеях для достижения интереса посетителей. Проведено интервью восьми специалистов, имеющих опыт работы в музее не менее пяти лет, в возрасте 32-55 лет. В ходе опроса обсуждались вопросы выявления преимуществ практики геймификации в музеях, трудностей, возникающих в ходе этой практики и характеристик успешного игрового дизайна в музеях.
Основные результаты исследования:
- выбор игровой стратегии зависит от целевой аудитории, а целевая аудитория разных выставок бывает совершенно разной;
- наличие и простота использования информационных досок и сенсорных экранов;
- архитектурный и графический дизайн приложения должен обеспечивать эффективное и увлекательное время препровождение;
- использование академического контента следует дополнять цифровым в виде фото, видео материалов, а также юмористическим контентом;
- сочетание интерактивности, развлечения и обучения делает посетителей активными участниками музея;
- цифровые технологии затратные и при этом не долгосрочны в применении как маркетингового инструмента привлечения молодежи;
- для музейных работников цифровая геймификация вызывает больше трудностей, чем в нецифровых
играх.
В перспективе геймификации музея это образовательные семинары, мобильные музейные исследования, театральные представления. В отчете Impact Experience говорится, что 73,3 % американцев считают, что музеям можно доверять, что на 53 % выше, чем индекс доверия американцев к политикам (он составляет всего 20 %) [23]. Вывод приведенного исследования стоит взять на вооружение. Демонстрация себя в обществе как носитель культуры, знаний, ценностей и истины, да еще и в удобном для посетителей формате может обеспечить эффективное взаимодействие хранителей музея и целевой аудитории.
Заключение
В заключение отметим, что музеям не хватает комплексного решения для решения многогранных проблем, препятствующих навигации и потреблению информации, что в конечном итоге ограничивает способность молодых людей в полной мере взаимодействовать с музеями и получать от них удовольствие.
Маркетинговые инструменты привлечения молодежи в музей играют решающую роль в создании привлекательной и современной атмосферы, способствующей увеличению числа посетителей и вовлечению новых поколений в мир культуры и искусства. Поддерживая инновационные подходы и создавая уникальный культурный опыт, музеи могут успешно адаптироваться к современным запросам молодежи и расширить свою аудиторию.
Используя цифровые технологии, музеи могут обеспечить более привлекательный, доступный и персонализированный опыт для посетителей, особенно для молодого поколения, которое разбирается в технологиях и ценит разнообразие и инклюзивность. Музеи могут произвести революцию в том, как они взаимодействуют со своей молодой аудиторией, и обеспечить себе место в цифровую эпоху, используя инновационные решения.
Данная статья не лишена ограничений, которые в основном связаны с контекстом исследования (музей «Либеров-центр»), анализируемым опытом, географическим охватом (Омский регион) и типом выборки (простая случайная). Учитывая эти ограничения, было бы целесообразно повторить это исследование для других музеев, с другим опытом, в других географических масштабах и среди населения с другими характеристиками. Эти новые работы позволят подтвердить результаты, полученные в ходе данного исследования, а также послужат обоснованием для будущих научных исследований.
Источники:
1. Азаматова, Р. С. Привлечение миллениалов в музеи: роль социальных сетей и цифрового взаимодействия / Р. С. Азаматова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 25 (472). - С. 132-134. - URL: https://moluch.ru/archive/472/104309/.
2. Дорохина, Д. И. Успешные практики привлечения молодежи в музеи / Д. И. Дорохина, О. В. Королева, О. А. Штадлер // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства : Материалы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Рязань, 15 ноября 2018 года / Ответственный редактор Л.А. Ружинская. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2018. - С. 143-146.
3. Гринберг, Г. П. Роль музеев в досуговой деятельности современной студенческой молодежи / Г. П. Гринберг // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2022. - Т. 13, № 3.
4. Чебуракова, П. В. Интерактивные выставки как средство привлечения молодежной аудитории в музеи / П. В. Чебуракова // Актуальные исследования. - 2024. - № 12-2(194). - С. 16-19.
5. Тимофеева, А. Л. Иммерсивные представления как средство привлечения молодежи в музей / А. Л. Тимофеева // Современная праздничная культура: традиции и новации : Межвузовский сборник научно-методических статей. - Барнаул : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный институт культуры», 2021. - С. 90-95.
6. Плытник, Е. Г. Методика создания и проведения музейного квеста: на примере квест-игры «По витебским замкам» / Е. Г. Плытник // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2017. - № 7. - С. 199-203.
7. Толкачев, А. Н. Новый формат образовательных ивентов для вовлечения молодежи к активному участию в возрождении культурного наследия России / А. Н. Толкачев // Бизнес и дизайн ревю. - 2019. - № 4(16). - С. 15.
8. Мизякина, К. В. Продвижение музея в цифровом пространстве / К. В. Мизякина, И. М. Аликперов // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : Материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2021 года. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. - С. 83-86.
9. Панасенко, С. В. Маркетинговые инновации в музейной сфере / С. В. Панасенко, Р. В. Шхагошев // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 8(99). - С. 15-18.
10. Клевакин, Г. А. Музей как публично-культурное пространство для молодежи мегаполиса / Г. А. Клевакин, Т. И. Исламутдинов, Г. А. Банных // Управление устойчивым развитием. - 2022. - № 2(39). - С. 36-47. - DOI 10.55421/2499992X_2022_2_36.
11. Кузнецова, Т. И. Роль музеев в образовании и воспитании современной студенческой молодежи / Т. И. Кузнецова // E-Scio. - 2019. -№ 5(32). - С. 702-706.
12. Рафиенко, В. А. Привлечение интереса молодежи к инженерно-научному образованию на примере музея-лаборатории «наука и техника» / В. А. Рафиенко, Н. Н. Соколов // Молодые - Наукам о Земле : Материалы IX Международной научной конференции молодых ученых, Москва, 23 октября 2020 года. Том 7. - Москва: Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, 2020. - С. 28-31.
13. Gökje Özdemir, Duygu Qelebi A Social Media Framework of Cultural Museums (2017)./ Advances in Hospitality and Tourism Research (AHTR). Volume: 5 Issue: 2, 12/28/17 /https://www.researchgate.net/publication/326270795.
14. Satubaldin, A. K. Functions of a Modern Museum: An Experience of a Historical and Cultural Analysis / A. K. Satubaldin // Наследие веков. - 2022. - No. 2(30). - P. 68-79. - DOI 10.36343/SB.2022.30.2.005.
15. Кокина, П. О. Маркетинговые стратегии по привлечению потребителя в сфере культуры и искусства / П. О. Кокина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 5(97). - С. 73-77.
16. Корнилова, К. С. Аудитория российских музеев: характеристика, тенденции и особенности развития / К. С. Корнилова, П. С. Громова // Медиаскоп. - 2020. - № 1. - С. 10.
17. Lorena Robaina-Calderín, Josefa D. Martín-Santana, Francisco Muñoz-Leiva, Immersive experiences as a resource for promoting museum tourism in the Z and millennials generations, Journal of Destination Marketing & Management, Volume 29, 2023. https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2023.https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212571X23000343.
18. Ruth Rentschler. Museum marketing: understanding different types of audiences (2007). // https://www.researchgate.net/publication/ 259694277_Museum_marketing_understanding_different_types_of_audiences.
19. Михайлова, Т. Б. Менеджмент музеев : учеб.-метод. пособие / Т.Б. Михайлова ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 88 с.
20. Ярема, О. С. Маркетинг и рекламно-информационная деятельность как ключевые элементы эффективного функционирования музеев / О. С. Ярема // Искусство и наука третьего тысячелетия : Материалы XII Международной научно-творческой конференции, Симферополь, 23-24 ноября 2023 года. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Антиква», 2024. - С. 240-244.
21. Карякина, О. В. Позиционирование услуг музеев для целевой аудитории (молодежи) / О. В. Карякина // Научная палитра. - 2016. - № 2 (12). - С. 3.
22. Qetin, О., & Erbay, F. (2021). Gamification Practices in Museums. Journal of Tourismology, 7(2), 265-276. https://doi.org/10.26650/ jot.2021.7.2.1017009.
23. Top 5 Museum Marketing Trends for 2024 (2024). https://memorykpr.com/blog/top-5-trends-in-2024-museum-marketing/.
EDN: KWAVJS
Е.З. Климова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
E.Z. Klimova - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia;
И.А. Павлова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
I.A. Pavlova - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia;
Ю.А Макушева - к.э.н, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
Yu.A Makusheva - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia;
Л.Г. Серова - преподаватель кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
L.G. Serova - teacher of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia.
ОЦЕНКА РИСКОВ В СФЕРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ RISK ASSESSMENT IN THE FIELD OF FINANCIAL PLANNING OF THE ENTERPRISE
Аннотация. Планирование финансовой деятельности является элементом процесса управления организацией, заключающийся в привлечении финансовых ресурсов и определении способов их использования для достижения экономической безопасности деятельности организации. В связи с нестабильной политической обстановкой и необходимостью адаптироваться к новым экономическим условиям планирование финансовой деятельности становится более значимым этапом организации финансовой работы. Оценка рисков на данном этапе является более ресурсоемкой и требует еще большей компетенции от вовлеченных специалистов, что формирует большую практическую значимость производимой работы по теме. В статье проведен анализ рисков финансовой деятельности организации, на основе комплексного анализа экономической деятельности выявлены виды рисков и направления управления ими.
Abstract. Financial activity planning is an element of the organization's management process, which consists in attracting financial resources and determining how to use them to achieve the economic security of the organization's activities. Due to the unstable political situation and the need to adapt to new economic conditions, financial planning is becoming a more significant stage in the organization of financial work. Risk assessment at this stage is more resource-intensive and requires even greater competence from the involved specialists, which forms a greater practical significance of the work being done on the topic. The article analyzes the risks of the financial activity of the organization, on the basis of a comprehensive analysis of economic activity, the types of risks and directions of their management are identified.
Ключевые слова: риск, планирование, финансовая деятельность, оценка.
Keywords: risk, planning, financial activity, assessment.
Рассматривая предприятие как хозяйствующий субъект, целью деятельности которого является извлечение прибыли и увеличение рыночной капитализации, важным аспектом для изучения является процесс планирования финансовой деятельности, а также оценка возможных рисков при осуществлении планирования. Под планированием понимается управленческая функция, которая заключается в выработке целевых показателей деятельности и разработке путей достижения этих целей наиболее эффективными способами. Основополагающей целью планирования выступает определение векторов развития организации по важным направлениям деятельности, включая финансовое, экономическое, социальное, технико-технологическое и иные направления [3]. Планирование финансовой деятельности представляет собой управленческий процесс привлечения и определения способов использования финансовых ресурсов для достижения платежеспособности, финансовой устойчивости, обеспеченности деятельности собственными источниками финансирования, а также увеличения совокупного финансового результата. Планирование финансовой деятельности играет ведущую роль в системе управления организацией. Цели финансового планирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Цели планирования финансовой деятельности организации
Каждая организация в зависимости от специфики осуществляемой деятельности и текущего финансового состояния в рамках финансового планирования выделяет свои частные целевые показатели к достижению [1].