Abstract: This article discusses the peculiarities of legal regulation of labor relations in the field of trade and public catering, we suggested ways of improving accountability and control over observance of the established rules.
Key words: Legal regulation, trade workers, small business, labor market
УДК 339.3
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ТОРГОВЛЕ
Медведева Юлия Юрьевна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Пахоменков Артем Евгеньевич, студент Донской государственный технический университет,
г.Ростов-на-Дону
Проведен анализ влияния информационных технологий на организацию маркетинговой деятельности торгового предприятия, который выявил возможности применения маркетинговых инноваций в сфере торговли. Исследованы основные изменения в сфере маркетинга розничной торговли и представлены способы, которые напрямую влияют на конкурентоспособность предприятий розничной торговли
Ключевые слова: маркетинг, инновации, торговля, информационные технологии.
Инновационный путь развития является важнейшим и необходимым условием укрепления обороноспособности страны, ее экономической и продовольственной безопасности. Важно подчеркнуть, что необходимость активного внедрения инновационных технологий актуальна не только для промышленности, но и для сферы услуг, в том числе для отрасли торговли. Следует отметить, что под влиянием возрастающей конкуренции инновации становятся важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития предприятий торговли. Внедрение инноваций позволяет использовать более совершенные технологии и организацию торгово-технологического процесса, повысить качество обслуживания, обеспечить успех и эффективность деятельности торговых предприятий.
Проанализируем причины, вызывающие острую необходимость широкого внедрения инновационных технологий в розничной торговле. Прежде всего, необходимость активного внедрения инновационных технологий в розничной торговле связана с проблемой повышения экономической эффективности деятельности розничных торговых предприятий, которая в условиях роста конкуренции становится все более острой. Только широкое применение современных технологий позволяет добиться оптимального использования торговых площадей, оборудования и торгового персонала, обеспечивая высокую эффективность работы торгового предприятия в целом [4]. Однако в настоящее время такие технологии (зачастую в ограни-
ченных размерах) применяют лишь отдельные крупные розничные торговые сети («Ашан», «Перекресток», «М-видео»). Что касается большинства других розничных торговых предприятий, то на них инновационные технологии, обеспечивающие эффективное использование торговых площадей, оборудования и торгового персонала, практически не применяется или применяется в крайне ограниченных размерах.
Особенно это характерно для торговых предприятий потребительской кооперации. Такое положение связано в значительной мере с тем, что множество магазинов в России расположены в помещениях, не отвечающих современным требованиям по устройству, планировке, техническому оснащению и др. Зачастую они функционируют не в специально построенных для этой цели сооружениях, а в приспособленных помещениях, имеющих пороги и перепады на пути движения товаров, узкие дверные проемы, большое количество колонн в торговом зале и тому подобное. Все это не позволяет широко и эффективно внедрять современное торговое оборудование и инновационные технологии при организации торгово-технологического процесса в таких магазинах.
В сложившихся условиях актуальной становится задача реконструкции многих розничных торговых предприятий с целью модернизации их деятельности на основе широкого внедрения инновационных технологий, что позволит существенно повысить эффективность использования торговых площадей, обеспечить экономию живого труда и повышение его производительности. Однако реализация данного процесса требует кардинальной перестройки функционирующей бизнес-модели и существенных затрат: временных, финансовых.
Одним из инструментов стратегического развития, позволяющим без кардинальных технологических изменений сформировать и осуществлять эффективную инновационную торговую стратегию, являются маркетинговые инновации. По определению государственного комитета статистики к маркетинговым инновациям относят реализацию нового или значительно улучшенного изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий [6, 7]
По данным ВШЭ, в последние годы наметилась тенденция сокращения удельного веса организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, рис. 1.
Следует учитывать, что маркетинговые инновации нацелены на формирование устойчивых конкурентных преимуществ, основанных на совершенствовании торговой услуги с целью максимизации удовлетворения потребности клиентов [2]. Следовательно, в процессе реализации маркетинговых инноваций достигается не только экономическая, но и социальная эффективность торговой деятельности.
Таким образом, одна из наиболее эффективных инновационных стратегий в сфере товарообращения - это симбиоз маркетинговых инноваций, базирующихся на новациях в информационно-компьютерных технологиях, т.е. информационного-технологичные маркетинговые инновации. [1]
1 — всего, 2- связь, 5 — деятельнозть = связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, 4 - научные исследования и разработки. 5 —предоставление прочих вццов услуг
Рисунок 1 - Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, в общем числе организаций, по видам экономической деятельности [3]
Таким образом, одна из наиболее эффективных инновационных стратегий в сфере товарообращения - это симбиоз маркетинговых инноваций, базирующихся на новациях в информационно-компьютерных технологиях, т.е. информационного-технологичные маркетинговые инновации. [1]
Используя концепцию маркетинг-микса в торговле, разработанную Ни-кишкин В.В. и Цветкова А.В. на основе традиционного комплекса маркетинга 4Р с добавлением месторасположение, персонал и оформление, можно предположить следующую трансформацию торгового маркетинга в инновационный (рис.2).
Внедрение инновационных технологий на современном этапе становится важнейшим условием успешного развития розничных торговых предприятий и повышения их конкурентоспособности. Этот процесс предполагает довольно значительные изменения в организации продвижения и методах продажи товаров, совершенствовании методов управления персоналом и инновационными технологиями, использовании новых подходов к организации обслуживания покупателей и др. [5]. Конкуренция стимулирует предприятия торговли разрабатывать и внедрять инновационные тех-
нологии для удержания и усиления своих позиций на рынке и получения дополнительных конкурентных преимуществ.
Рисунок 2 - Влияние информационных и компьютерных технологий на маркетинговые инструменты торгового предприятия (составлен авторами)
Процесс создания и внедрения инноваций на розничных торговых предприятиях ориентирован на повышение социально-экономической эффективности деятельности, что выражается в существенном улучшении качества торгового обслуживания и финансово-экономических показателей работы.
Список литературы
1. Бахарев В.В., Соловьева В.Г. Интернет торговля - инновационная форма развития торговли // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 232-235.
2. Гладкова Ю.В., Крымов С.М. Управление производственной деятельностью предприятий малого бизнеса на основе инновационного развития: монография; под общ. ред. С.М. Крымова; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 158 с.
3. Индикаторы инновационной деятельности 2016: статистический сборник [Электронный ресурс] Сайт Высшей школы экономики: URL: https://www.hse.ru/ data/ 2016/03/ 21/ 1128209282/ Индикаторы%20инновационной%20деятельности%202016^
4. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Проникновение товарообращения в цепочку создания ценностей производственного предприятия // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 235-239.
5. Крымов С.М., Магомедов М.Г., Мартынова Н.В. Совершенствование организации мерчандайзинга в системе маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли: монография. - Ростов-на-Дону, 2013. - 130 с.
6. Статистика инноваций в России [Электронный ресурс] Сайт Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/ business/ nauka/ ind_2020/pril4.pdf (дата обращения: 09.04.2017).
7. Крымов С.М., Кушниренко Т.В. Описание инвестиций в человека на базе концепции жизненного цикла //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 9. С. 38-39.
8. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мерчан-дайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.
9. Кириллова Т. В. Обоснование выбора оптимального варианта приобретения складского комплекса большой площади //В сборнике: Результаты научных исследований; межд. научн.-практ. конф. Научно-издательский центр Аэтерна. 2015. 276с., С. 137-144.
10. Кириллова Т. В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 85-88.
11. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Модель привлечения инвестиций на региональном уровне //Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 22-26.
12. Богатырева С. В., Семенова М. Д. Актуальные подходы к регулированию деятельности компаний-продуктовых ритейлеров // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. СПб. 2016. С. 247-253.
13. Головкина С.И. Регулирование информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08005. СПб., 2004. 19 с.
14. Головкина С.И., Лепская А.П., Фирсова В.С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.
15. Мелкумов Э.Л., Ракова В.С., Головкина С.И. Международный образовательный туризм студентов: развитие человеческого потенциала как условие социально-экономического прогресса страны /Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сборник статей по материалам 1-й международной студенческой научно-практической конференции. Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт экономики и управления. СПб, 2015. С. 46-49.
16. Головкина С. И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.
17. Крымов С.М. Социоэколого-экономические факторы развития нефтегазового комплекса Томской области: монография. Томск: издательство ТГПУ, 2003. 282с.
18. Месхи Б.Ч., Крымов С.М. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. № 6 (49). С. 926-936.
19. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.
Medvedev YuliaYurievna,
Candidate of Economics Sciences, Associate Professor
(e-mail: [email protected])
Pahomenko Artem Evgenyevich, student
Don State Technical University, Rostov-on-Don
MARKETING INNOVATION AS A TOOL TO IMPROVE COMPETITIVENESS IN TRADE
Abstract: The analysis of the impact of information technology on the organization of the marketing activities of commercial enterprises, which revealed the possibility of application of marketing innovation in the field of trade. The basic changes in the marketing field of retail trade and presents the methods, which directly affects the competitiveness of retail businesses
Key words: marketing, innovation, trade, information technology.
УДК 339.1
ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОДХОДЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ Михайлова Галина Витальевна, доцент Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Исследованы существующие методы оценки уровня рентабельности, вносятся предложения по использованию показателя рентабельности торговой деятельности (РТД), позволяющего оценивать эффективность деятельности торговли на различных уровнях управления.
Ключевые слова: торговля, рентабельность, затраты на покупку товаров, издержки обращения, себестоимость торговой деятельности.
Одним из важнейших показателей, характеризующим эффективность функционирования является рентабельность.
На отраслевом уровне рентабельность торговой деятельности оценивается по уровням рентабельности продаж и активов.
Рентабельность продажи товаров в торговой отрасли составила в 2015 году 7,1% к обороту, что на 2,2% ниже, чем в среднем по экономике России. Рентабельность активов составила 6,5% к их среднегодовой стоимости, что на 1,5% выше, чем в среднем по экономике страны. Следует отметить, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность продаж товаров в торговле повысилась на 1,0% к обороту, а рентабельность акти-