11. Дудакова И. А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.
12. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.
13. Кольган М.В. Активизация маркетинговых инноваций, как результат кризисных процессов // Актуальные проблемы совершенствования экономико-правовых и социально-политических сфер общества в современной России: материалы межвузовской научно-практической конференции (2 ноября 2009 г., г.Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: Издательство: Ростовский юридический институт Северо-Кавказской академии государственной службы, 2009. - 136 с. С. 60-65.
Kirillova Tatyana Viktorovna
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences [email protected]
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia
INNOVATIVE WAYS OF DEVELOPMENT OF NETWORK TRADE ENTERPRISES
Annotation: The analysis of the processes of concentration of trading capital in the Russian Federation. Researched trends in the share of retail trade networks in formation of retail trade turnover of constituent entities of the Russian Federation, the development trend of shopping centers and the dynamics of changes in the structure of shopping centers in the Russian Federation. Identified redevelopment of the shopping center as a way to extend its life cycle.
Key words: innovation, retail network, network structure of trade, trade center.
УДК 339.3
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор
(e-mail: [email protected]) Бахарев Владимир Васильевич, к.э.н., доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Медведева Юлия Юрьевна, к.э.н., доцент
Донкой государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону
(e-mail: [email protected])
Исследуется значимость применения инструментария инновационного развития розничной торговли с целью роста её конкурентоспособности. Рассматриваются инновационные решения, обеспечивающие торговым предприятиям возможность формирования конкурентной отстройки.
Ключевые слова: инновации, розничная торговля, самообслуживание, электронная коммерция, маркетинговые инновации.
Оборот розничной торговли в РФ, несмотря на экономические сложности, демонстрирует положительную динамику (рис. 1).
Оборот розничной торговли РФ, млн. руб.
30000000,0 25000000,0 20000000,0 15000000,0 10000000,0 5000000,0
19104336,5
21394526,2
23685913,5
26356237,3
27538370,8
0,0
2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 1 - Динамика оборота розничной торговли России (млн. руб.) [9]
Однако общий мировой и национальный кризис снизил скорость темпов роста оборота розничной торговли (так темп прироста 2015 г. составил 4%, против 11% в предыдущем периоде) (рис 2).
Следует отметить, что в этих условиях количество организаций, осуществляющих розничную торговлю неуклонно растет. По данным службы государственной статистики на 1 января 2014 года их количество составило 375,5 тыс. единиц, на 1 января 2015 - 376,7 тыс. единиц, на 1 января 2016 - 380,5 тыс. единиц [9].
Темпы прироста оборота розничной торговли
Рисунок 2 - Темпы прироста оборота розничной торговли России [9]
Повышение эффективности торговли - комплексное мероприятие требующее участие коммерческих структур (товаропроизводителей, организаций торговли) и государства. При этом рыночное влияние организованной торговли неуклонно возрастает при одновременной высокой конку-
ренции между торговыми компаниями. Все больше торговых компаний выходят в различные регионы страны, осваивая, в том числе, небольшие города. Основными способами экспансии торговых сетей в регионы являются слияние с уже действующими выстроенных сетей нужного формата или франчайзинг [8].
Соперничество торговых компаний за долю рынка, объемы продаж и в конечном итоге за покупателя заставляет торговые организации искать новые пути развития бизнеса.
Одним из инновационных решений в области торгового обслуживания является применение такого метода продаж самообслуживания. Стоит отметить, что во многих магазинах розничной торговли уже представлены различные виды технологий самообслуживания. Однако в некоторых странах спектр применяемых новаций значительно шире, чем в других. Так в европейских странах активно используются информационный киоск, касса самообслуживания, радиочастотные метки и личный помощник покупателя в последнее десятилетие активно внедряются, что способствует привлечению большего числа потребителей и снижению издержек в магази-нах[10]. Их появление связано с развитием информационных технологий, которые позволили еще больше упростить процесс покупки. Широкое распространение применения таких технологий в России ограничено дороговизной оборудования, боязнью технологийпотребителями, а, следовательно, опасения розничной сети в том, что данные инновации не будут использоваться.
Информационное пространство становится зоной реализации коммерческих интересовразличных компаний. Интернет расширяет не только границы личного общенияпользователей, но и способствует виртуализации коммерческой деятельности. Виртуальноепространство интернета является перспективной формой экономического сотрудничества, таккак отсутствуют различные виды барьеров при входе на рынок, например, таможен-ныепошлины.Современные реалии развития электронной торговли в России имеют тенденцию к увеличению, изменение формата жизни и ценностных приоритетов потребителей создают условия для совершения быстроты покупок, увеличивают комфортабельность приобретения[3].
Электронные площадки магазинов, работая в круглосуточном режиме, обеспечивают доступность потребительских товаров 24 часа, при этом расширяется география совершаемых покупок. Качество доставки товаров формирует потребительскую лояльность и определяет количество повторных покупок. Традиционная торговля, используя сайты торговых компаний, активно осуществляет онлайн-торговлю
Рисунок 3 - Характеристики электронной коммерции [3-5]
Традиционная система классификации услуг торговли перешла и в интернет- пространство, то есть существуют розничные интернет-магазины, которые осуществляют торговлю в небольших объемах и оптовые интернет-магазины, реализующие товары большими партиями; продажа по системе дропшипинга построена по фирменной торговли, когда производитель продает товары через собственную торговую сеть (рис. 3). По мере формирования рынка информационных услуг, виртуализации общения востребованность интернет-магазинов будет увеличиваться. Участники электронной торговли уже успели оценить по достоинству её преимущества: быстрота совершения покупки, экономия денежных средств, широкий выбор товаров, качественный торговый сервис и быстрота доставки.
Еще одним способом инновационного развития в торговле выступают маркетинговые инновации. Их границы очень размыты, такие инновации не имеют четкого ограничения, что создает обширные возможности для создания таких нововведений, которые заставили бы любого покупателя найти свой товар и получить все выгоды от приобретаемого, ощутив при этом эмоциональное удовлетворение. Данные нововведения должны быть частью новой концепции и выходить на рынок со значительными изменениями от существовавших ранее стратегий, в противном случае, результат от их использования может оказаться минимальным [6-8]. Следует учитывать, что все предоставляемые услуги должны увеличивать ценность каждой торговой операции в рознице. Уровень и стандарты обслуживания по-
требителей следует вводить с целью максимизации маркетингового предложения в сфере розничной продажи [4, 9]. В процессе реализации товаров под именем национальных брендов розничное торговое предприятие может разрабатывать новый пакет торговых услуг, используя маркетинговый инструментарий. Таким образом, маркетинг в торговле, можно считать не только философией управления торгового предприятия, ориентированной на достижение экономических результатов, но и направленную на максимизацию удовлетворения потребностей клиентов, посредством реализации социальных общественных запросов [10-13]. Сегодня маркетинговые инновации представляют собой творческий процесс, успех которого выражается в оригинальной демонстрации товара, его плодотворном продвижении на рынок, рациональном складировании или обоснованном назначении продажной цены [14-20]. Чтобы маркетинговое новшество дало свои результаты, потребуется:
- уделять еще больше внимания разработке уникального и интересного креатива;
- сконцентрироваться на углубленном анализе трендов, которые зарождаются на рынке;
- быть готовым к адаптации и изменению маркетинговых планов по ходу активности, в случае, если станет очевидно, что интерес потребителей «разворачивается» в сторону другого тренда.
Подводя итог, следует отметить, для того чтобы начать организацию разработки и внедрения инноваций в розничную торговлю, необходимо выделить первостепенные факторы внешней среды, выступающие в роли предмета и точки приложения усилий. К таковым относят:
1) потребителей. Следуя из того, что розничные инновации будут считаться успешными, если им под силу эффективней удовлетворять действительные или текущие потребности клиентов, в сравнении с уже существующими на рынке предложениями, тем самым подчеркивается значимость вовлечения покупателей в процесс инновационной деятельности, и обнаружения у них латентных потребностей.
2) нормативно-правовую базу, как фактор внешней среды, имеющий прямую связь с инновационными процессами в торговом бизнесе. Она и устанавливает свод определенных правил и направлений образования нововведений в торговле, и, в то же время, способна значительно ограничить всю инновационную деятельность. Роль законодательного фактора неоспорима, правительства многих стран, благодаря своим конституционным правам, проводят интенсификацию и ускорение инновационных процессов, способствуют их реализации в разных сферах.
3) рыночную ситуацию в торговле. Её раскрывают общие проблемы, рыночные возможности, конкуренция, власть поставщиков и уровень проникновения современных технологий в торговый бизнес. Ключевыми составляющими успеха или неудач внедрения новшеств можно обозначить:
уровень конкуренции, управление цепочкой поставок, новые коммуникационные и ИТ- технологии.
Список литературы
1. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.
2. Бахарев В.В. Обеспечение конкурентоспособности фитнес -центров //Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 1. № 1 (11). С. 010-015.
3. Бахарев В.В., Соловьева В.Г. Интернет торговля - инновационная форма развития торговли // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 232-235.
4. Гладкова Ю.В., Крымов С.М. Управление производственной деятельностью предприятий малого бизнеса на основе инновационного развития: монография; под общ. ред. С.М. Крымова; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 158 с.
5. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 879-883.
6. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Проникновение товарообращения в цепочку создания ценностей производственного предприятия // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 235-239.
7. Крымов С.М., Магомедов М.Г., Мартынова Н.В. Совершенствование организации мерчандайзинга в системе маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли: монография. - Ростов-на-Дону, 2013. - 130 с.
8. Медведева Ю.Ю., Красюк И.А. Характеристика инновационной среды торгового предприятия // Практический маркетинг № 12-1 (2381) 2016. С. 63-67.
9. Оборот розничной торговли [Электронный ресурс] Сайт Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 09.04.2017).
10. Пецольд К., Коваль А.Г., Григорьева А.С. Инновации в розничной торговле: технологии самообслуживания как путь повышения конкурентоспособности компаний // Инновации № 7 (165), 2012. С. 78-85.
11. Кириллова Т. В. Обоснование выбора оптимального варианта приобретения складского комплекса большой площади //В сборнике: Результаты научных исследований; межд. научн.-практ. конф. Научно-издательский центр Аэтерна. 2015. 276с., С. 137-144.
12. Кириллова Т.В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 85-88.
13. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Модель привлечения инвестиций на региональном уровне //Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 22-26.
14. Богатырева С.В., Семенова М. Д. Актуальные подходы к регулированию деятельности компаний-продуктовых ритейлеров // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. СПб. 2016. С. 247-253.
15. Сулоева С.В. Иностранные инвестиции: совершенствование привлечения в экономику региона (на примере Приморского края) /диссертация на соискание уч. степ. канд. экон. наук / ДВГАЭУ. Владивосток. 2000. 182 с.
16. Головкина С.И., Лепская А.П., Фирсова В.С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.
17. Головкина С.И. Регулирование информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08005. СПб., 2004. 19 с.
18. Мелкумов Э.Л., Ракова В.С., Головкина С.И. Международный образовательный туризм студентов: развитие человеческого потенциала как условие социально-экономического прогресса страны /Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сборник статей по материалам 1-й международной студенческой научно-практической конференции. Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт экономики и управления. СПб, 2015. С. 46-49.
19. Капустина И.В., Черняга Р.Ю. Факторы территориальной организации розничной торговли //Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2014. № 1. С. 151-156.
20. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.
Krasyuk Irina Anatolievna,
doctor of Economics Sciences, Professor
BakharevVlodymyr Vasyliovych,
candidate of Economics Sciences, associate Professor
Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University
Medvedev YuliaYurievna
Candidate of Economics Sciences, Associate Professor (e-mail: [email protected]) Don State Technical University, Rostov-on-Don INNOVATIVE SOLUTIONS IN RETAIL
Abstract: Investigated the current state of the market of cotton fabrics for children in St. Petersburg. A comparison with the socio-economic development of light industry of foreign countries, from the point of view ofprospects of innovative development. Key words: innovation, cotton fabric for children, development.