ANALYSIS OF STATE DEBT AND DEBT STABILITY OF THE MOSCOW CITY FROM 2015 TO 2019 AND IN THE PLANNED PERIOD 2020-2021
Abstract. The article raises the question of the relevance of the consideration of public debt of the constituent entities of the Russian Federation, as well as the need for its effective management. Considered the state debt of Moscow in 2015-2019. and the planned period 20202021. Analyzed the volume, structure and dynamics of public debt, including external and internal, as well as the dynamics of the types of debt obligations. The programs of state internal and external borrowings are estimated, on the basis of the content of which the calculations were made on the volumes of public debt in 2019-2021. Based on the methodology proposed by the Ministry of Finance of the Russian Federation, indicators of the region's debt sustain-ability were calculated, namely, the ratio of public debt to total budget revenues excluding gratuitous receipts, the share of expenses on servicing public debt in total budget expenditures at the expense of subventions, the ratio of the annual amount of payments for the repayment and servicing of public debt to budget revenues (tax, non-tax, subsidies). The conclusions are made about the state debt and debt sustainability of the subject of the Russian Federation under consideration, as well as about the debt policy pursued therein. The forecast of debt sustainability for the period 2020-2021 is given. The high level of debt sustainability of the city of Moscow and the balance of the pursued debt policy are recognized.
Keywords: Moscow, public debt, budget deficit, external debt, domestic debt, government securities, loans, budget loans, government guarantees, debt sustainability, the program of public external borrowing, the program of public domestic borrowing, forecast.
УДК 339.13
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА СНЕКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Большакова Юлия Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного в ноябре 2018 года. Целью опроса являлось изучение спроса на снековую продукцию у жителей Нижнего Новгорода, преимущественно молодежи. Выявлен ассортимент приобретаемой продукции, отношение к снекам, частота и места их покупки. Показаны критерии выбора сне-ков.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, снеки, потребители, опрос
Введение
Сегмент снэков является одним из наиболее перспективных на рынке быстрого питания [3]. Этот рынок представлен продуктами, которые можно употреблять как в качестве перекуса, так и в виде закусок к различным напиткам или ингредиенты для салатов. В настоящее время на рынке Нижнего Новгорода представлен широкий ассортимент снеков, что подтверждает высокую степень конкуренции между производителями.
Методика исследования.
Цель маркетингового исследования - выявление спроса на снековую продукцию потребителями. Метод исследования - опрос, проведенный в ноябре 2018 года [2]. Выборка 50 человек (60% мужчин и 40% женщин), жителей Нижнего Новгорода, вероятностная, без повторений. 78% населения в возрасте от 16 до 21 года покупают снековую продукцию, при этом она популярна не только среди подростков, но и среди потребителей других возрастных категорий, так в возрасте от 22-26 лет составляет 10% населения, от 36-45 составляет 6% населения, что представлено на рисунке 1.
\ 40% ^
60%
к Г
Ф мужской ф женский
• 1М5
• 16-21
• 22-2«
• 27-35
• «-55
Рисунок 1 - Распределение респондентов по полу и возрасту
Основные результаты маркетингового исследования следующие. Выявляя перекусывают ли люди в течение дня, получено, что 44% респондентов ответили - каждый день, 32% - иногда, 20% - очень редко и только 4% - нет. Это означает, что почти все люди перекусывают в течении дня и снэковую продукцию они периодически покупают. Однако, отношение людей к снэковой продукции не однозначно, большинство респондентов (66%) ответили, что «если в умеренных количествах есть снеки, то это не вредно», 6% считают, что «никакого вреда от снеков нет», так же есть люди, которые все же считают, что снэковая продукция вредна - 28%, что видно из рисунка 2.
Ф это вредно
Ф если в умеренных количествах, то
это не очень вредно ф никакого вреда от них нет
Рисунок 2 - Доля людей, перекусывающих в течение дня и отношение
респондентов к снекам
На рисунке 3 показано, чем предпочитают перекусывать респонденты. Большинство людей ответили, что шоколадным батончиком - 35%, 34% респондентов предпочитают печенье и вафли, 48% - чипсы, картофельные
снэки, 32% - фасованные фисташки, арахис; 24% соломку и т.д.
картофе... -24(48 %)
сухарики 9(18%)
хлебцы ^■ 13(26%) фасованные ф... 16(32%)
хлопья 8(16%) _
вафли 34
ба... 36 (70
фасованные ка... 5 (10 %)
семечки 8(16%)
попкорн ■ 5(10%)
кукурузные пал... 8(16%)
соломка 12(24%)
0 10 20 30 40
Рисунок 3 - Варианты покупки продуктов питания для перекуса в течение дня
Анализируя торговые точки, где можно приобрести снэковую продукцию получено, что наиболее предпочтительными являются супермаркеты, их выбрали - 78% опрошенных и гипермаркеты - 48%. Менее предпочтительными являются мелкие торговые точки (ларьки, киоски), их выбрали -14% опрошенных (рисунок 4).
В гипермаркета-..
В супермакрета-..
В продуктовых-..
В мелких торга...
Рисунок 4 - Предпочтения покупки снеков по торговым точкам
На рисунке 5 представлено как часто потребляется снэковая продукция нижегородцами, так 28% потребляют снэковую продукцию 1-2 раза в неделю; по 24% потребляют 3-4 раза в неделю, так и реже 1 раза в месяц, по 12% ежедневно и 3-4 раза в месяц. Обычно респонденты потребляют снэковую продукцию в сухомятку - 60%, 44% ответили с соком, 42% опрошенных ответили с водой и 22% с алкогольными напитками.
Рисунок 5 - Частота потребляемой снековой продукции и сопутствующая продукция, приобретаемая потребителями
Респондентам задавался вопрос, выявляющий когда потребители чаще всего покупают снэки: половина (58%) опрошенных ответили «когда провожу время с друзьями»; 56% ответили «чтобы утолить голод», 48% ответили «для просмотра фильма», и лишь 16% ответили «в дорогу».
Основными критериями выбора снэковой продукции для большинства респондентов является цена (указали 82% респондентов), по 32% потребителей ориентируются на известный бренд, вкус (выбирают соленую продукцию) и упаковка (внешний вид), что видно на рисунке 6.
цена 4 %}
зарубежный пр... ^—б (12 %)
отечественный... 4(8%)
бренд —16 (32 %)
неизвестный бр... В 1(2%)
сладкие^—13 соленые
(внеш... —
О 10 20 30 40
Рисунок 6 - Критерии выбора снэковой продукции потребителями Выявляя, рекламу какой снековой продукции видели потребители, получено, что большинство респондентов ответили: чипсы, картофельные снэ-ки - 82%, 66% знают рекламу сухариков и шоколадных батончиков, и 54%
респондентов ответили, что смотрели рекламу семечек (рисунок 7)
картофе... 41 (32 %}
хлебцы ^ сухарики
фасованные ф... 9(18%)
печенье/вафли 25 (50 %)
хлопья %)
семечки ^—27 соломка 3 (6 %)
кукурузные пал... 12 (24 %)
попкорн ^^^И 4 (3 %)
Ьа... 33
О 10 20 30 40
Рисунок 7 - Известность рекламы снековой продукции у потребителей
Оценивая спрос на наборы в дорогу снековой продукции, 56% респондентов готовы приобрести такой набор как: «хлопья, хлебцы, шоколадный батончик», 40% отметили вариант: «хлебцы, чипсы, фасованные фисташки/арахис», 34% выбрали: «кукурузные палочки, хлебцы, печенье/вафли» и всего 10% отметили, «попкорн, семечки, сухарики».
Хлебцы, чипсы,.. Сухарики, пече.. Хлопья. Хлебц.. Солонка, кукур.. Сухофрукты, чи.. Кукурузные пал.. Попкорн, семеч.. Хлопья, соломк..
20 (40 %)
| 23 (56 %)
16(32 %) 17(34%)
-10 (2С %)
5 10 15 20
Рисунок 8 - Состав наборов снэков в дорогу
30
Изучая обращают ли потребители свое внимание на дизайн упаковки при покупке снековой продукции: 44% нижегородцев ответили «иногда», 42% - ответили положительно и 12% - отрицательно, и лишь 2% затруднились ответить на этот вопрос. Цвет упаковки важен лишь 40% людей (рисунок 9).
• Да
• Нет
ф Иногда
Ф Затрудняюсь отвешть
^38% /
У
• Да
• Нет
Щ Затрудняюсь ответить
Рисунок 9 - Доля людей, обращающих внимание на дизайн и цвет упаковки снеков
Изучая цветовую гамму упаковок, в которой потребители предпочитают видеть снэковую продукцию: 76% опрошенных отметили, упаковку в ярких цветах, 32% опрошенных - в холодных тонах и лишь 12% в цветах глухих тонов. Дизайн упаковки, привлекающий потребителей снэковой продукции: наличие забавных персонажей - 66%, акцент на пользе и натуральности предлагаемой продукции указали 40% опрошенных, отметили однотонную упаковку предпочитают 10% респондентов, что показано на рисунке 10.
Рисунок 10 - Важность цветовой гаммы и дизайна упаковки
снэковой продукции
Людям в рамках опроса был задан вопрос: «Если бы Вы покупали снэ-ковую продукцию с промо-упаковкой, то что бы вас в ней больше привлекло?». Большинство респондентов ответили наличие подарка сувенира - 80%, 46% опрошенных считают, что наличие промо-кода на упаковке, 20% отметили наличие красивого изображение и способа подачи (рецепта приготовления блюд с использованием снеков) и 18% наличие броского, запоминающегося слогона - кода акции, что видно из рисунка 11.
Нужно отметить, что среднемесячный доход опрошенной молодежи составляет менее 15000 рублей (указали 72% респондентов), у 18% - уровень дохода от 15000 до 25000 рублей в месяц, у остальных потребителей свыше 25000 рублей (рисунок 12), при этом 90% людей считают снековую продукцию, реализуемую в точках продаж Нижнего Новгорода доступной по цене.
Выводы и заключение
Проведенное авторами маркетинговое исследование показало, что 78% респондентов в возрасте от 16 до 21 года перекусывают каждый день сне-ковой продукцией в течении дня. Респонденты, считают, что если потреблять снэковую продукцию в умеренных количествах, то это не вредно. Среди молодежи в качестве перекуса наиболее популярны шоколадные батончики, печенье и вафли, чипсы, фасованные орехи (фисташки или арахис), хлебцы, соломка, менее предпочтительны фасованные кальмары и
попкорн. Основными критериями выбора снековой продукции является цена, вкус и внешний вид упаковки. Молодежь положительно относится к продаже дорожных наборов снеков, состоящих из трех-четырех позиций. Подводя итог, нужно отметить, что российский рынок снэков еще не полностью насыщен [1], а это означает, что рынок снэковой продукции будет развиваться и в дальнейшем. Список литературы
1. Калугина Н.К., Булганина С.В. Тайный покупатель в маркетинге // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 86-88.
2. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования // Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
3. Петыш Я.С. Снеки - это актуально! // Кондитерское и хлебопекарное производство. 2017. № 3-4 (169). С. 46-49.
Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Belousova Ksenia Vladimirovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Bolshakova Julia Sergeevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING RESEARCH OF DEMAND FOR SNEA PRODUCT BY CONSUMERS Abstract. The article presents the results of a marketing study conducted in November 2018. The purpose of the survey was to study the demand for snack products from residents of Nizhny Novgorod, mainly young people. Identified the range of purchased products, attitudes to snacks, the frequency and place of purchase. Showing the criteria for the selection of snacks.
Keywords: marketing research, snacks, consumers, survey