УДК 339.13
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА КЛИНИНГОВЫЕ УСЛУГИ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент
(e-mail: [email protected]) Сульдина Валерия Вячеславовна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье показаны результаты маркетингового исследования, проведенного в январе 2018 года. Целью опроса являлась оценка спроса на кли-нинговые услуги у жителей Нижнего Новгорода. Показан ассортимент услуг, структура информации на сайтах компаний и уровень цен на базовые услуги по уборке квартир. Выявлен спрос на уборку квартир, которую заказывают 1-2 раза в месяц. Оценивают клиенты данные виды услуг выше среднего. В целом клининговые услуги соответствуют соотношению "цена-качество". Скорость выполнения услуг устраивает потребителей. Большинство клиентов готовы рекомендовать клининг-компании по факту выполнения работ и услуг.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, клининговые услуги, опрос.
Введение
В настоящее время происходит развитие рынка клининговых услуг, расширяется ассортимент, повышается качество их предоставления, повышаются требования к работникам клининговых компаний, вводятся меры стимулирования сбыта. Исследование сектора услуг клининговых компаний Нижнего Новгорода представляет собой вид маркетингового анализа, направленного на выявление предпочтений потребителей рассматриваемого рынка [4]. В Нижнем Новгороде насчитывается около сотни клининговых крупных компаний, при этом офисы сосредоточены в нагорной части города, или по линии метро (рисунок 1). Около 90% фирм предоставляют комплексные услуги, направленные на уборку квартир, коттеджей и офисов. Основными услугами являются генеральная и поддерживающая уборка и после ремонта, чистка ковров, мойка окон, очистка и обеззараживание санузлов. Стоимость поддерживающей уборки составляет 1-1,5 тыс. услуг, при этом увеличивается пропорционально площади помещений. Генеральная уборка стоит от 2 тыс. рублей.
Большая часть клининг-компаний имеют официальные сайты, где представлена информация о предоставляемых услугах, квалификации специалистов, используемых моющих и чистящих средствах, ценах на услуги, бонусных программах и разовых скидках и акциях, гарантиях на выполняемые работы и услуги [1].
ч.
оз. ГёшгоеЬор
№ .1 _
НН Кликинг
До 22:00 'ОрОД
Владимирова Заборье
+
оР
ч ташки - *
' ♦ '■ , - . Домхоз
_ - мн^бинскМ!] район ''
ЕвроКликинг
Коло^'-'о
у
V
X
"СИ * 3.3 До21:00 дН0ВЬБ
Рисунок 1 - Месторасположение клининг-компаний в Нижнем Новгороде (на основе поисковой системы Яндекс)
Методика исследования
Цель исследования - выявление спроса на клининговые услуги потребителей Нижнего Новгорода. В качестве инструментария выбран опрос с помощью Google-формы [3 ]. Рассылка осуществлялась посредством мес-сенджеров и социальных сетей. Опрос был проведен в январе 2018 года, выборка составила 43 человека. Выявлено, что услугами клининг-компаний пользуются люди в возрасте от 20 до 45 лет. Опрос проводился в пределах Нижнего Новгорода. В опросе принимали участие как женщины (60,5% от выборки), так и мужчины (39,5%), что видно из рисунка 1. Большая часть участников опроса (44,2%.) получают ежемесячный доход 21 - 30 тысяч рублей, а количество участников с доходом от 10 до 15 тысяч рублей - 9,3%, что показано на рисунке 2.
> женским I мужской
Рисунок 1 - Распределение респондентов по полу
• 10000-15000
• 16000 - 20000
• 21000 - 30000
# более 30000
Рисунок 2 - Распределение по уровню доходов респондентов
Результаты и обсуждение.
Большинство людей (81,4%) хотят воспользоваться услугами клининго-вой компании в квартире. Меньшая часть опрашиваемых пользуются сервисом клининг-компаний в загородных домах - 7%, лишь малая часть респондентов пользуется данными компаниями сразу в нескольких местах.
На вопрос «Как часто Вы хотели бы проводить уборку?», участники опроса выбрали следующие ответы: большее количество опрашиваемых ответили, что хотят проводить уборку 1 раз в неделю - 39,5%. Меньшая группа участников - 4,7% от общего количества опрашиваемых, заказывают уборку 1 раз в квартал, что отражено на рисунке 3.
• 1 раз в неделю
• 1 рэз в 2 недели 9 1 рэз в месяц
• 1 рэз в к. за рта л
Рисунок 3 - Частота спроса на услуги клининг-компаний
Опрос показал, что при заказе клининговых услуг 25,6% оценивают пунктуальность менеджера/бригадира на "отлично", 53,5% - "хорошо", 18,6% - "удовлетворительно" и только 2,3% - "неудовлетворительно".
Клиенты оценили оперативность проведения уборки работниками по 5-балльной шкале: в целом 58,1% опрашиваемых довольны предоставляемыми услугами и поставили оценку - 4. Оценки 5 и 3 поставили 32,6% и 9,3% клиентов соответственно.
Качеству проведения уборки были присвоены следующие оценки: 60,5% участников дали высшую оценку "отлично" качеству проведения работы, 30,2% - "хорошо", 9,3% участвовавших в опросе - "удовлетворительно". При этом 95,3% опрашиваемых считают, что клининговые услуги соответствуют соотношению "цена-качество" [2] и 83,7% ответили, что условия договора были выполнены полностью, что видно из рисунка 4.
• да
ф нет
Рисунок 4 -Соответствие услуг клининг-компаний условиям договора
Наибольшее количество участников опроса порекомендовали бы кли-нинговые компании по факту оказания своих услуг знакомым, друзьям -93%. На вопрос - откуда клиенты узнают о клининг-компаниях, нижегородцы ответили следующим образом: большинство опрашиваемых ответили, что им посоветовали друзья и знакомые - 44,2%, 23,3% из интернет-источников, 20,9% обратили внимание на рекламные щиты. Наименьшее количество участников опроса выбрали, что увидели автомобиль с рекламой - 11,6%, что показано на рисунке 5.
ф интернет ф рекламный щит Ф увидели автомобиль с рекламой • посоветовали
Рисунок 5 - Источники поиска информации о клининг-компаниях и вероятность рекомендации после предоставления услуг
Выводы и заключение
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что в ходе исследования были выявлены предпочтения клиентов клининговых услуг. Целевыми потребителями являются нижегородцы с доходом 21-30 тыс. рублей в возрасте 20-45 лет. Выявлены основные предпочтения по частоте уборки квартир, которая необходима около 2 раз в месяц. Потребителей устраивают услуги в соотношении "цена-качество", предоставляемые клининг-компаниями, оценивая на "хорошо" и "отлично". При поиске информации клиенты руководствуются советами друзей, знакомых и информацией из Интернета. Нужно отметить, что половина компаний Нижнего Новгорода имеют официальные сайты, где размещается полная информация о предоставляемых услугах. По факту выполнения работ по уборке квартир нижегородцы готовы порекомендовать клининг-компании друзьям и знакомым, что важно знать фирмам для повышения своей конкурентоспособности.
Список литературы
1. 06.16-19И.465 Профессиональная уборка (клининг) как решение проблемы экологии рабочего пространства // РЖ 19И. Общие вопросы химической технологии. 2006. № 16.
2. Калугина Н.К., Булганина С.В. Тайный покупатель в маркетинге // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 86-88.
3. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования // Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
4. Лопаткина Н.С., Булганина С.В. Анализ маркетинговой деятельности компании // В сборнике: Актуальные вопросы аграрной экономики: теория, методология, практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А.Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. 2015. С. 138-142.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Bulganina Anastasia Evgenievna, student Suldina Valery Vyacheslavovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING RESEARCH OF DEMAND FOR CLEANING SERVICES FUNDRAISING STRATEGY OF THE MUSEUM
Abstract. The article shows the results of a marketing study conducted in January 2018. The purpose of the survey was to assess the demand for cleaning services among residents of Nizhny Novgorod. Shows the range of services, the structure of information on the websites of companies and the level of prices for basic apartment cleaning services. Identified demand for cleaning apartments, which are ordered 1-2 times a month. Customers evaluate these types of services above average. In general, cleaning services correspond to the price-quality ratio. The speed of the services is satisfied by consumers. Most clients are willing to recommend cleaning companies upon completion of work and services. Key words: marketing research, cleaning services, survey.