ЭНЕРГЕТИЧЕСКИИ АУДИТ
УДК 332.143
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО АУДИТА
Е.А. НЕРЕТИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга E-mail: [email protected] Ю.В. КОРОКОШКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга
E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Статья посвящена проблеме энергосбережения и энергоаудиту на российских предприятиях. В статье представлены результаты исследования состояния энергосбережения в одном из динамично развивающихся регионов РФ—Республике Мордовии. Авторами проведено комплексное маркетинговое исследование рынка энергетического аудита. Проведен анализ организаций г. Саранска, занимающихся энергетическим обследованием; дана оценка удовлетворенности предприятий качеством обслуживания энергосервисных компаний; обоснованы факторы, влияющие на выбор энергоаудиторской компании.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, энергосбережение, энергоэффективность, энергетический аудит, регион, Республика Мордовия
Энергосбережение и энергоэффективность являются приоритетными направлениями развития российской экономики. В рамках этих направлений предусматривается решение задач, связанных с экономичным использованием имеющихся ресурсов и поиском новых в целях развития регионов, с обеспечением устойчивой деятельности энергосферы и формированием высокотехнологичных сегментов энергосервисных услуг. Информационную базу данных о состоянии внешней и внутренней среды
функционирования энергетического сектора рынка позволяют получить грамотно проведенные маркетинговые исследования, которые дают возможность участникам процесса энергосбережения и повышения энергоэффективности выявить конкурентные преимущества, наращивать стратегический потенциал и снижать финансовые риски.
Признание энергоэффективности в качестве ключевого направления экономического роста отечественных предприятий подтверждается закреплением на законодательном уровне необходимости проведения энергетических обследований предприятий России и ее регионов1. Энергоаудит предусматривает:
1 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 (ред. от 28.12.2013); Об утверждении государственной программы Республики Мордовии «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовии» на 2014-2020 годы: постановление правительства Республики Мордовии от 23.12.2013 № 583; Об энергетической стратегии России до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 321.
— проведение энергетических обследований на основе сбора и обработки достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов;
— расчет показателей энергетической эффективности;
— выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте2.
В связи с этим современные энергокомпании должны систематически проводить исследование энергетического рынка и грамотно планировать маркетинговую стратегию бизнеса в области энергетического развития. Маркетинг энергетических услуг предусматривает мониторинг рыночных ситуаций, регулирование существующего спроса и формирование новых потребностей энергоресурсов [1]. Следовательно, российским энергетическим компаниям необходимо усилить аналитическую функцию маркетинга за счет определенных институциональных преобразований. Решение этой проблемы актуально для всех регионов РФ, в том числе и Республики Мордовии.
Рост спроса на энергоаудиторские услуги в Республике Мордовии в последние годы обусловил значительное усиление конкуренции на этом рынке.
В 2012 г. авторами было проведено комплексное маркетинговое исследование рынка энергетического аудита Республики Мордовии в целях оценки его состояния и повышения энергетической эффективности деятельности предприятий региона.
Для оценки уровня конкуренции на рынке энергоаудиторских услуг республики были идентифицированы организации, занимающиеся предоставлением энергоаудиторских услуг (рис. 1).
Проведенное исследование показало, что большинство энергоаудиторских компаний в Республике Мордовии было образовано в 2011 г. Это было
Саранский дом науки и техники РСНИИОО
Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт»
Торгово-промышленная палата Республики Мордовии
ООО «Архис»
Центр профессиональной подготовки
ООО «Энергоаудит»
Межрегиональный центр коммунальных систем
Мордовская энергосбытовая компания
ООО «Дьютек»
МГУ им. Н.П. Огарёва
2 Об энергоэффективности // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/ activity/energoeffektivnost/.
Источник: авторская разработка.
Рис. 1. Предприятия и организации, оказывающие услуги энергоаудита в Республике Мордовии
обусловлено тем, что многие предприятия, нуждающиеся в энергетическом обследовании, должны были завершить его до конца 2012 г. Численность потребителей компаний, оказывающих энергоаудиторские услуги, представлена на рис. 2. Лидерами по количеству заказчиков являются ООО «Дьютек» и Дом науки и техники.
В настоящее время энергоаудиторскими компаниями могут проводиться различные типы энергоаудита:
— экспресс-энергоаудит;
— комплексный;
— инструментальный;
— первичный;
— предэксплуатационный и др. Первичный тип энергоаудита осуществляют 6
компаний г. Саранска (табл. 1), что составляет 75% от их общей совокупности. Компания, проводящая только первичный энергоаудит, не является конкурентоспособной, так как не может провести глубокий анализ и всестороннюю оценку исследуемой проблемы. К такому типу компаний относятся МГУ им. Н.П. Огарёва и Мордовская энергосбытовая компания.
Источник: авторская разработка.
Рис. 2. Количество заказчиков услуг основных энергоаудиторских компаний Республики Мордовии в 2012 г.
Комплексный энергоаудит является наиболее распространенным типом энергоаудита. Он характеризуется более детальным анализом собранной информации, глубокими экономическими расчетами и инструментальным контролем. Данный тип энергоаудита проводят 6 региональных компаний.
Для проведения маркетингового исследования данные о количестве обследованных объектов и соответствующую информацию о них предоставили всего 4 энергоаудиторские организации Республики Мордовии (рис. 3).
Согласно действующему законодательству, некоммерческие организации проходят энергетическое обследование в обязательном порядке, в то
время как коммерческие — на добровольной основе. Поэтому количество некоммерческих организаций, обследованных энергоаудиторскими компаниями Республики Мордовии, значительно больше, чем коммерческих. Лидером по количеству обследованных объектов является ООО «Дьютек», которое в 2012 г. обследовало 80 некоммерческих и 20 коммерческих организаций.
Энергоаудиторские компании Республики Мордовии указали, что наиболее значимыми примерами из обследованных ими организаций были: ОАО «Ламзурь», ОАО «МЭТСК», ОАО «Мордо-вэнерготеплосеть», МОУ № 4 Рузаевского района, ОАО «САН ИнБеВ», ООО «ВКМ-СТАЛЬ», ОАО «Саранский вагоноремонтный завод», ОАО «Саранский хлебокомбинат», «ДРКБ № 1», Зубово-Полянская ЦРБ и др. Среди них — крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия, а также общественные организации. Проведенные энергообследования позволили определить основные направления развития энергоэффективности предприятий.
В целях определения конкурентоспособности энергоаудиторских компаний Республики Мордовии были проанализированы их технический и кадровый потенциалы.
Уровень технической оснащенности энергоаудиторских компаний Республики Мордовии оборудованием представлен на рис. 4.
Таблица 1
Типы энергоаудита, проводимого основными энергоаудиторскими компаниями Республики Мордовии
Компания Тип эне ргоаудита
первичный комплексный
ООО «Дьютек» + +
Торгово-промышленная палата + +
ООО «Архис» - +
Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» - +
Центр профессиональной подготовки + +
Дом науки и техники РСНИИОО + +
МГУ им. Н.П. Огарёва + -
Мордовская энергосбытовая компания + -
Источник: авторская разработка.
Источник: авторская разработка. Рис. 3. Количество и типы объектов, обследованных энергоаудиторскими компаниями Республики Мордовии в 2012 г.
Выявлена степень технической оснащенности компаний:
— ООО «Дьютек» и ООО «Ватт-Электросбыт» — на 100% каждая;
— Дом науки и техники — на 84,62%;
— МГУ имени Н.П. Огарёва — на 76,92%;
— Торгово-промышленная палата Республики Мордовии — на 69,23%;
Источник: авторская разработка.
Рис. 4. Уровень оснащенности оборудованием энергоаудиторских компаний Республики Мордовии в 2012 г.
— ООО «Архис» — на 69,23%;
— Центр профессиональной подготовки и Мордовская энергосбытовая компания — на 30,77% каждая.
Кроме того, следует отметить, что только 6 энергоаудиторских компаний Республики Мордовии имеют собственный приборный парк (75%). Торгово-промышленная палата республики и Центр профессиональной подготовки берут в аренду соответствующее оборудование. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дооснащения соответствующим приборным парком большинства энергоаудиторских компаний региона.
Энергоаудиторские компании ООО «Архис», Дом науки и техники РСНИИОО, МГУ им. Н. П. Огарёва, Центр профессиональной подготовки, ООО «Ватт-Электросбыт» имеют от 5 до 10 сотрудников. Лидером по кадровой обеспеченности является ООО «Дьютек» (более 15 сотрудников). Большая часть (75%) сотрудников в этих организациях имеет высшее образование. Про-
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
ООО «ДьюТек»
Торгово-промышленная палата Республики Мордовии
ООО «Архис»
ООО «Ватт-Электросбыт»
Центр профессиональной подготовки
IВ Интернете
100
100
100
100
□ По рекомендациям клиентов
100
100
100
□ По объявлениям (тендерам)
100
Источник: авторская разработка. Рис. 5. Способы поиска потенциальных клиентов энергоаудиторскими компаниями Республики Мордовии
веденное анкетирование позволило выявить участие сотрудников практически всех энергоаудиторских компаний в конкурсах и семинарах, связанных с проблемами энергоаудита. Кроме того, были выявлены направления энергосбережения, которые представляют особый интерес для энергоаудиторских компаний региона и по которым компании готовы пройти обучение. Наиболее актуальными для них являются:
— общие положения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
— энергетическое обследование и энергосервисные договоры (контракты);
— энергетический менеджмент;
— обзор технических решений в области энергосбережения;
— возобновляемые источники энергии и альтернативные виды топлива;
— информационное сопровождение энергопроектов;
— зарубежный опыт в области энергоэффективности и др.
Респондентам — энергоаудиторским компаниям Республики Мордовии также был задан вопрос
относительно поиска потенциальных клиентов для проведения обследования. Самостоятельным поиском потенциальных клиентов занимается большинство энергоаудиторских компаний республики (62%). Не занимаются этой деятельностью Дом науки и техники, МГУ им. Н.П. Огарёва и Мордовская энергосбытовая компания. Разные способы поиска клиентов используются в 5 энергоаудиторских компаниях, являющихся наиболее приспособленными к рыночным условиям (ООО «Дьютек», Торгово-промышленная палата, ООО «Архис», ООО «Ватт-Электросбыт», Центр профессиональной подготовки (рис. 5).
Как показал анализ, наиболее распространенным способом поиска клиентов является Интернет, его используют 4 организации. В меньшей степени компании используют такой способ поиска клиентов, как рекомендации (3 компании). Поиск через объявления (тендеры) осуществляет только энергоаудиторская компания ООО «Дьютек».
При этом энергоаудиторские компании Республики Мордовии предпочитают следующие виды рекламы:
— в Интернете;
0
0
0
0
0
0
0
Электронная почта, рассылки (18%) '
Газеты (18%)
Интернет (35%)
Брошюры (12%)
Источник: авторская разработка.
Телевидение (17%)
Рис. 6. Основные виды рекламы, используемые энергоаудиторскими компаниями Республики Мордовии
— на телевидении;
— в брошюрах;
— в газетах;
—в виде рассылки по электронной почте (рис. 6).
Наиболее предпочтительным видом рекламы является размещение информации в Интернете (35%). В меньшей мере используются:
— реклама в газетах и рассылки по электронной почте (18%);
— реклама на телевидении (17%);
— реклама в брошюрах (12%).
Энергоаудиторские компании Республики Мордовии, уделяющие значительное внимание рекламе своих услуг, обладают большими возможностями привлечения потенциальных клиентов.
Исследование проблем энергосбережения особо актуально для реального сектора экономики Республики Мордовии, так как у региона — огромный потенциал снижения энергопотребления. Низкая энергоэффективность снижает конкурентоспособность предприятий республики. В условиях экономического кризиса 2008-2009 гг. и без того высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности Мордовии возросли из-за неполной загрузки производственных мощностей. Это происходило на фоне снижения цен на продукцию предприятий и роста цен на энергоносители, что привело к росту доли энергетических издержек в структуре себестоимости промышленной продукции.
Для оценки рынка потребления энергоаудиторских услуг в процессе исследования необходимо было провести выборку предприятий-потребителей, которые являлись основой для сбора первичной и вторичной информации в сегменте В2В-рынка [2]. Деление промышленных предприятий по размерам в зависимости от группировки численности их работников является наиболее распространенным методом в промышленном маркетинге [3]. В связи с этим для создания репрезентативной выборки было проведено сегментирование предприятий по количеству работающих сотрудников.
В группу, имеющую менее 500 работников, вошли мелкие и средние предприятия, как правило, не обязанные проводить энергетическое обследование. Услугами энергоаудиторских компаний эти организации пользуются только на добровольной основе в целях повышения эффективности использования энергоресурсов. Они обладают ограниченными свободными средствами, что и предопределяет основной критерий при выборе фирмы-энергоаудитора — стоимость услуги.
Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 2613 проведение энергетических обследований является обязательным:
— для государственных организаций;
— для организаций регулируемых видов деятельности (в области тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и др.);
— организаций различных отраслей, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении (как правило, 10 млн руб. за календарный год).
Крупные предприятия, входящие в группу компаний с численностью работников более 500 чел., в большинстве своем были обязаны провести энергетическое обследование в 2012 г. Основными критериями при выборе энергоаудиторской фирмы для
3 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 (ред. от 28.12.2013).
этой группы являются компетентность оценщиков и качество проведения мероприятий по энергоаудиту при приемлемой цене. В этой группе представлены не только промышленные предприятия, но и организации сферы услуг, которые могут быть потенциальными клиентами энергоаудиторских услуг.
В первую группу организаций с численностью персонала до 500 чел. вошли 11 организаций Саранска различных сфер деятельности: Саранский полиграфический комбинат, Лицей № 31, ООО «Гальванопреобразователь», ООО «РемЭнергоСер-вис», ООО «Ринг», ООО «Элит Резерв», ООО «Филин», ООО «Рузаевский ДСК», Республиканская больница № 13, Ледовый дворец Республики Мордовии, ОАО «Универмаг». Во вторую группу вошли организации с численностью персонала более 500 чел. Это 10 крупных организаций и предприятий региона: ОАО «ВКМ-Сталь», ОАО «Рузхиммаш», Мордовский филиал ОАО «ТГК-6», ОАО «Мордовс-пиртЪ», Саранский приборостроительный завод, ЗАО «Цветлит», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Сарансккабель», Мордовское отделение № 8589 ОАО «Сбербанк России», ОАО «103 Арсенал». Для получения достоверной информации на исследуемых предприятиях был предварительно выбран перечень лиц, чьи должности наиболее тесно связаны с проблемами энергоснабжения и энергосбережения (главный энергетик, заместитель главного энергетика, начальник отдела снабжения, начальник отдела энергетики и энергосбережения и др).
Я точно знаю, что в нашем городе такой проблемы нет (9,60%)
Нет, ничего не слышал(а) (19%)
Да, что-то слышал(а) (23,80%)
Источник: авторская разработка.
Рис. 7. Осведомленность представителей предприятий Республики Мордовии о дефиците энергетических мощностей
Проведенное анкетирование показало, что большинству респондентов-предприятий Республики Мордовии (47,6%) хорошо известно о дефиците энергетических мощностей в регионе. 23,8% опрошенных ответили, что знают об этой проблеме только понаслышке, а сами с этим не сталкивались. Самые оптимистичные взгляды имеют 19% респондентов, которые ничего не слышали о дефиците энергетических мощностей в республике, и 9,6%, которые точно знают, что в регионе такой проблемы нет (рис. 7).
При этом 71,4% респондентов-предприятий считают, что дефицит энергетических мощностей на предприятиях Республики Мордовии связан с износом оборудования. 33,3% опрошенных думают, что данный дефицит обусловлен неправильной политикой властей в области развития энергетического сектора экономики. 23,8% респондентов отмечают, что дефицит энергетических мощностей связан с нерациональным использованием энергии, а 14,2% полагают, что дефицит обусловлен ростом численности населения.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что предприятиям известны мероприятия, проводимые в Республике Мордовии в области энергосбережения. 16 предприятий из 21 (76,2%) знают о следующих мероприятиях:
— установка приборов учета и контроля за расходованием энергоресурсов;
— замена ламп накаливания и люминесцент-
ных на энергосберегающие.
В то же время 12 предприятий (57,1%) осведомлены о следующих мероприятиях:
— проведение энергоаудита в целях выявления областей утечки тепла и оптимизации процесса потребления топливно-энергетических ресурсов;
— реконструкция котельных и систем теплоснабжения.
Наиболее известным способом энергосбережения почти на всех предприятиях Республики Мордовии является установка счетчиков (80,9%). Его используют 17 предприятий из 21. На 16 предприятиях респонденты отметили, что всегда следят за выключением света, когда покидают помещение. 15 предпри-
Да, я хорошо осведомлен(а) по этому вопросу (47,60%)
Таблица 2
Осведомленность представителей предприятий Республики Мордовии об осуществляемых органами власти региона мероприятиях по обеспечению энергоэффективности
Ответ Количество респондентов Удельный вес, %
Информирован хорошо 3 14,29
Испытываю недостаток информации 11 52,38
Такая информация меня не интересует 1 4,76
Ничего об этом не знаю 4 19,05
Друг°е 2 9,52
Источник: авторская разработка.
ятий используют такие методы энергосбережения, как замена лампочек на энергосберегающие и выключение ПК и других устройств. 13 предприятий используют такие методы, как установка энергосберегающих окон и покупка менее энергоемких приборов. По мнению 52,3% опрошенных сотрудников, на предприятиях-респондентах региона все оборудование подходит для энергосберегающей аппаратуры. В то же время 38% опрошенных отмечают, что не все оснащение предприятия подходит для энергосберегающей аппаратуры, что в основном обусловлено износом.
В процессе опроса были также получены данные, характеризующие знания респондентов об осуществляемых органами власти региона мероприятиях по обеспечению энергоэффективности (табл. 2). Большинство опрошенных предприятий (52,38%) испытывают недостаток информации об осуществлении органами власти региона мероприятий по обеспечению энергоэффективности. Только чуть более 14% респондентов ответили, что хорошо информированы по этой проблеме, а 19% респондентов указали на то, что ничего не знают о подобных программах.
По мнению большинства опрошенных, основными причинами, сдерживающими реализацию политики энергосбережения и энергоэффективности в Республике Мордовии, являются отсутствие культуры потребления энергоресурсов и низкий уровень развития разработок в области энергосберегающих технологий. 38% респондентов обратили внимание на высокую стоимость новых энергосберегающих технологий. Кроме того, 28,5% опрошенных специалистов уверены, что бездействие или неудовлетворительная работа органов власти в области реализации политики энергосбережения являются существенными препятствиями для реализации политики энергосбережения. Около 20% респондентов отметили несовершенство в законодательной базе в области энергосбережения и энергоэффективности,
а 4,76% респондентов указали на материальную незаинтересованность предприятий во внедрении энергосберегающих технологий (отсутствие скидок и льгот на оплату счетов по энергоресурсам для организаций, внедряющих современные системы энергосбережения).
Результаты проведенного опроса позволили сделать вывод о том, что специалисты крупных предприятий лучше осведомлены о функционирующих на рынке энергоаудиторских компаниях, что можно объяснить необходимостью обязательного проведения энергетического обследования.
Для 38% опрошенных предприятий проведение энергоаудита является краткосрочной задачей (раз в 2-3 года), 23,8% не считают его необходимым. 19% респондентов считают, что достаточно проводить энергоаудит раз в 5 лет. Респондентами была также отмечена необходимость проведения энергоаудита при реконструкции предприятия и внедрении стандарта ISO 5001:2011 «Системы энергетического менеджмента».
Проведение внешнего энергоаудита сравнительное большинство респондентов расценивают как вынужденную меру. Они считают, что сотрудники их предприятий (главные энергетики, начальники отдела снабжения и энергетики) могут качественнее, чем аудиторские фирмы, привлекаемые со стороны, определить, где можно более экономично использовать ресурсы. Наличие соответствующих структурных подразделений в области энергетики на своих предприятиях отметили более 60% респондентов, 33,3% респондентов отметили отсутствие таких служб, а остальные затруднились ответить на этот вопрос.
Наличие на предприятиях квалифицированных кадров, способных самостоятельно осуществлять разработку мероприятий по повышению эффективности использования энергетических мощностей и сокращению энергетических издержек, является значительным конкурентным преимуществом предприятий региона. Так, на одних предприятиях
отметили, что их сотрудники проходили переквалификацию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (61,3%), на других предприятиях не проходили, но считают необходимым такое обучение (33,3%).
В 2012 г. 28,6% респондентов воспользовались услугами энергоаудита, привлекая такие организации, как ООО «Ватт-Электросбыт», Саранский дом науки и техники РСНИИОО, МГУ им. Н.П. Огарёва, Мордовская энергосбытовая компания и др. Многие предприятия Республики Мордовии планируют сотрудничать с энергоаудиторскими фирмами из других городов, таких как Москва, Самара и Нижний Новгород.
Организации, которые воспользовались услугами энергоаудиторов, в целом удовлетворены проведенным исследованием (75%). В то же время около 25% компаний не увидели существенных результатов от его проведения.
Предприятиями региона используются различные виды энергоаудита. Самыми популярными видами среди респондентов являются экспресс-аудит и полное инструментальное обследование (по 14,3% соответственно). Экспресс-аудит является одним из самых низкозатратных видов аудита, что и обусловливает его популярность. Полное энергетическое обследование, обеспечивающее более качественные результаты, проводят в основном крупные предприятия в целях получения более полной оценки эффективности использования энергетических ресурсов.
Среди критериев, влияющих на выбор фирмы-энергоаудитора, респонденты отметили цену услуг и их качество, рекомендации прошлых заказчиков, опыт работы энергоаудиторской компании и ее оснащенность приборным парком. Среди факторов, оказывающих влияние на отказ воспользоваться услугами энергетического аудита, респонденты выделили высокую цену, неуверенность в качестве обследований, плохое состояние документации по энергетическим мощностям на предприятии, отсутствие квалифицированных специалистов, а также возможность проведения энергоаудита собственными силами.
При этом 57% организаций-респондентов республики отметили, что уже проводят следующие мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности:
— обязательное энергетическое обследование с разработкой мероприятий по энергосбережению;
— энергоаудит всех собственных помещений;
— разработка плана мероприятий по энергосбережению на 1 год;
—установка энергосберегающих светильников;
— капитальный ремонт оборудования и внедрение автоматизированной системы работы оборудования.
У 24% опрошенных в республике предприятий специальные программы энергосбережения находятся в разработке. Их подготовка ведется в следующих направлениях:
— рациональное использование системы паропровода;
— внедрение энергосберегающих технологий;
— установка автоматизированных систем контроля потребляемых энергоресурсов.
Вместе с тем 19% респондентов указали, что на предприятиях не существует программ по энергосбережению и энергоэффективности. В основном это предприятия мелкого и среднего бизнеса, которые согласно законодательству не обязаны иметь сертифицированную систему энергосбережения и проводить энергоаудит.
Таким образом, проведенное маркетинговое исследование регионального рынка энергетического аудита позволило сделать следующие выводы. В настоящее время на рынке энергоаудита Республики Мордовии представлено небольшое количество организаций, отвечающих современным стандартам качественного аудита. Потенциальные потребители таких услуг имеют низкий уровень осведомленности о функционирующих на рынке энергоаудиторских фирмах. Это подтверждает необходимость принятия комплекса мер, направленных на продвижение услуг энергоаудиторских компаний. Следовательно, для повышения эффективности функционирования в энергобизнесе энергоаудиторские фирмы должны систематически изучать рынок услуг энергетического аудита, расширять клиентскую базу и дифференцировать свои коммерческие предложения.
Список литературы
1. Гительман Л.Д., Ратников Б. Энергетический бизнес. М.: Дело. 2008. 416 с.
2. МакНейл Р. Маркетинговые исследования в сфере В2В: анализ и оценка рынка товаров для бизнеса. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс. 2007. 432 с.
3. Николайчук В.Е., Белянцев М.И. Промышленный маркетинг: уч. пособие. Донецк: БАО. 2004. 384 с.
Regional economics: theory and practice Energy audit
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
MARKETING RESEARCH OF THE REGIONAL MARKET SERVICES OF ENERGY AUDIT
Evgeniya A. NERETINA, Yuliya V. KOROKOSHKO
Abstract
Solution to the problem of energy saving requires the implementation of energy audit at the Russian enterprises The article presents the results of a study of energy saving in Republic of Mordovia, one of the fastest growing regions of the Russian Federation The authors conducted a complex marketing research of the energy audit market The authors analyzed the organizations of Saransk in the energy survey. The paper evaluates the organizations' satisfaction with the quality of services of energy service companies, and it justifies factors influencing the choice of an energy auditing company
Keywords: marketing research, energy conservation, energy efficiency, energy audit, region, Republic of Mordovia
References
1. Gitel'man L.D., Ratnikov B.E. Energeticheskii biznes [Energy business]. Moscow, Delo Publ., 2008, 416p.
2 . MacNeil R . Marketingovye issledovaniya v sfere V2V: analiz i otsenka rynka tovarov dlya biznesa [Market researches in B2B sphere: the analysis and commodity market assessment for business]. Dnepropetrovsk, Balans Biznes Buks Publ . , 2007, 432 p .
3 . Nikolaichuk V. E . , Belyantsev M . I . Promyshlen-nyi marketing: uchebnoeposobie [Industrial marketing: a manual]. Donetsk, BAO Publ., 2004, 384 p.
Evgeniya A. NERETINA
Ogarev Mordovian State University,
Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
ch . marketing@econom . mrsu . ru
Yuliya V. KOROKOSHKO
Ogarev Mordovian State University,
Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation