Научная статья на тему 'Анализ организации энергетических обследований и энергетического аудита: федеральный и региональный аспекты'

Анализ организации энергетических обследований и энергетического аудита: федеральный и региональный аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неретина Е. А., Корокошко Ю. В.

Актуализация проблемы энергосбережения и энергоэффективности обусловливает необходимость исследования отечественных предприятий с точки зрения решения данных проблем. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности активно решаются на всех уровнях управления экономикой: федеральном, региональном организационном. В связи с резким ростом цен на энергоресурсы энергетика и теплоэнергетические хозяйства регионов, городов и промышленных предприятий испытывают все возрастающие трудности в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами. Функции энергоаудита и энергообследований в настоящее время выполняют энергоаудиторские и энергосервисные компании. В статье охарактеризовано современное состояние, институциональное обеспечение, организация энергетического обследования и энергоаудита на отечественных предприятиях на примере одного из регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ организации энергетических обследований и энергетического аудита: федеральный и региональный аспекты»

Энергоэффективность производства

УДК 338.28

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО АУДИТА: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Е.А. НЕРЕТИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга E-mail: ch.marketing@econom.mrsu.ru

Ю.В. КОРОКОШКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга E-mail: Ulya_Korokoshko@mail.ru Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Актуализация проблемы энергосбережения и энергоэффективности обусловливает необходимость исследования отечественных предприятий с точки зрения решения данных проблем. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности активно решаются на всех уровнях управления экономикой: федеральном, региональном организационном. В связи с резким ростом цен на энергоресурсы энергетика и теплоэнергетические хозяйства регионов, городов и промышленных предприятий испытывают все возрастающие трудности в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами. Функции энергоаудита и энергообследований в настоящее время выполняют энергоаудиторские и энергосервисные компании. В статье охарактеризовано современное состояние, институциональное обеспечение, организация энергетического обследования и энергоаудита на отечественных предприятиях на примере одного из регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации - Республики Мордовия.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергетический аудит, энергетические обследования, регион, Республика Мордовия

Энергосбережение является одним из основных источников будущего экономического роста России. Преодоление энергетических барьеров за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий, необходимо для того, чтобы повысить эффективность использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики. Решения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выступают генератором не только экономического, но и технологического развития страны. Создание благоприятных условий для энергоэффективной деятельности на основе выявления потерь и мест нерационального расходования энергоресурсов по результатам энергетических обследований предприятий, последующее техническое совершенствование производства и замена неэффективного оборудования, разработка и реализация энергосберегающих проектов являются важнейшими задачами органов власти на всех уровнях управления. Это актуализирует проблемы

энергосбережения и популяризации деятельности энергоаудиторских компаний.

Энергосбережение и энергоэффективность -приоритетные направления развития российской экономики. Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютном выражении этот потенциал составляет 403 млн т условного топлива, а с учетом сокращения объемов сжигаемого попутного газа в факелах - 420 млн т условного топлива. Это выше, чем прирост производства первичной энергии в России в 2008-2020 гг. на 244-270 млн т условного топлива, предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 г.1 При этом внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов возросло только на 10,2% (990,9 млн т условного топлива) к уровню 2000 г. Прогнозные показатели роста потребления первичных энергоресурсов с 2000 по 2008 г. составляли 15,4% (1 043 млн т условного топлива). Отклонение от прогнозов на 5,2% произошло в основном за счет сокращения спроса на них в 2008 г. вследствие глобального экономического кризиса. Это обусловило необходимость разработки долгосрочной стратегии энергосбережения и энергоэффективности в Российской Федерации и ее регионах.

По мнению ведущих ученых в области исследования современных проблем энергетики, формирование новой энергетической модели развития экономики -длительный процесс, так как он требует разработки и реализации соответствующей системы мероприятий и адекватных им механизмов реализации [5]. Для перехода на новые способы энергосбережения и энергопотребления должны быть проведены изменения в нормативно-правовой базе, а также крупномасштабные инфраструктурные преобразования. В области энергосбережения в России в настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов и организационно-экономических механизмов. Это Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», упомянутая Энер-

1 Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р.

гетическая стратегия России на период до 2030 г., государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики»2.

В регионах РФ также приняты законодательные акты, юридически закрепляющие и регулирующие процессы реализации энергоэффективного подхода в экономике. В одном из динамично развивающихся субъектов РФ - Республике Мордовия утверждена республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011-2020 годы3, в соответствии с которой определены цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора республики, приоритеты и механизмы реализации энергетической политики. Приоритетными задачами являются формирование организационных механизмов и рыночной инфраструктуры энергетики (институтов открытой торговли энергоресурсами, энергосервисных организаций и др.).

В настоящее время федеральным центром компетенций в области повышения энергетической эффективности, использования возобновляемых источников энергии, инновационной энергетики и информационно-аналитического обеспечения ТЭК является ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России, включающее более 70 региональных филиалов. Большая роль в обеспечении политики энергосбережения отводится также муниципальным образованиям в субъектах РФ. Кроме того, особое значение в рамках создания организационных механизмов энергоэффективного государства придается развитию энергоаудиторских предприятий, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Поддержка и стимулирование их стратегических инициатив способствуют реализации крупных энергетических проектов в стране.

В целях энергосбережения проводятся энергетическое обследование предприятий и энергетический аудит, составляются энергетические паспорта предприятий, организуется обучение персонала правилам энергосбережения и рационального использования энергоресурсов. По данным Минэнерго

2 Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики»: распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р.

3 О республиканской целевой программе «Энергосбережение

и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011-2020 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 26.07.2010 № 305.

России, основными целями энергетического обследования и энергоаудита предприятия являются:

- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов в организации;

- оценка энергетической эффективности предприятия;

- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия;

- разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предприятия;

- проведение стоимостной оценки разработанных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности организации в целом.

Кроме того, как отмечают авторы работы [1, с. 114], целью энергетического аудита является получение исчерпывающей информации о ситуации с общим потоком энергии в пределах границ исследуемой системы, которая может быть представлена промышленным предприятием или технологической линией. При этом энергоаудит приемлем для любого вида деятельности, где происходит потребление каких-либо энергоресурсов.

Целевые показатели и показатели потенциала энергетической эффективности предприятия формируются отдельно в отношении каждого регулируемого вида деятельности и рассчитываются в виде абсолютных, относительных, удельных, сравнительных показателей или их комбинаций и отражают4:

- расход энергетических ресурсов, используемых при производстве товаров и услуг предприятия;

- расход энергетических ресурсов предприятия при их передаче с учетом потерь энергетических ресурсов;

- расход энергетических ресурсов в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности регулируемой организации при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Целесообразно определение значений целевых показателей, мероприятий, направленных на их

4 О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности: постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 340.

достижение, ожидаемого экономического, технологического эффектов от реализации мероприятий и ожидаемых сроков их окупаемости. Количественные значения указанных целевых показателей, как правило, рассчитываются в процентах на каждый год на протяжении всего срока реализации программы энергосбережения предприятия по каждому энергетическому ресурсу как разница фактического (или ожидаемого) значения показателя расхода энергоресурса в предшествующем году и прогнозного значения показателя, характеризующего расход соответствующего энергоресурса в соответствующем году реализации программы, отнесенная к фактическому (или ожидаемому) значению показателя расхода энергетического ресурса в предшествующем году.

Превышение целевых расходных показателей энергоресурсов повлечет существенное снижение показателей энергоэффективности предприятия в целом, что будет являться предпосылкой снижения показателей эффективности всей отрасли региона. Это может привести к тому, что в соответствии с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, их объем будет сокращен пропорционально недостигнутым значениям показателей результативности предоставления субсидии или невыполнению размера софинансирования расходного обязательства за счет бюджета субъекта Федерации.

В соответствии с действующим законодательством предприятия и организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более 10 млн руб., обязаны не менее одного раза в пять лет проводить энергетическое обследование, по результатам которого специализированная организация предоставляет заказчику энергетический паспорт.

Энергетический паспорт, составленный на основании проведенных энергетических обследований, должен содержать данные по следующим основным параметрам объекта энергетического обследования5: объем используемых энергетических ресурсов, оснащенность приборами учета, показатели энергети-

5 Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования: приказ Минэнерго России от 19.04.2010 № 182.

ческой эффективности, величина потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению, потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов, перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Процесс организации энергетического аудита на предприятии представлен на рис. 1.

Энергетический аудит предприятия осуществляется в несколько этапов. Четкая организация энергоаудита, как правило, способствует снижению издержек на приобретение предприятием энергоресурсов, разработке новых способов энергосбережения, повышению энергоэффективности деятельности. В то же время ошибки, допускаемые в этой сфере, приводят к ухудшению финансового положения предприятия, убыткам, а иногда и к банкротству.

В настоящее время специализированные организации - члены саморегулируемых организаций проводят энергообследования для сбора и обработки данных об использовании энергоресурсов, расчета потенциальной экономии и разработки мероприятий по энергосбережению и энергоэф-

Анализ состояния систем эпекгро снабжения, тепл о снабжения, иодообеснечения, технического парка и пр. — Оценка состояния систем и приборов учета энергоносителей и их соопкетсгкин установленным требованиям

1

*

Выявление необоснованных энерго потерь -> Оценка состояния системы использования энергшго сит елей и нормирования эн ер| ои о тре бл ен 11 я

1

*

Проверка энергетическою Распет удельных энергозатрат па в ы 1 «ускаем у ю 11ролу кцп ю

баланса предприятия

1

Опенка, неле сообразности р еалиэуемш эн.ер1 oeoepcj ающих мероприятий на предприятии Формирование энергетического паспорта предприятия

Рис. 1. Процесс организации энергетического аудита современного предприятия

-36 (387)

фективности предприятия. Саморегулируемые организации формируются на основе некоммерческих партнерств из энергоаудиторских фирм при условии их соответствия установленным требованиям.

Специализированные энергоаудиторские организации, имеющие подготовленных специалистов, отработанные методики и технологии, позволяющие проводить энергоаудит, активно развиваются. Многие предприятия также накопили значительные объемы информации для расчета нормативных показателей энергосбережения, технико-экономического обоснования реализации энергосберегающих мероприятий, а также различного рода отчетную документацию, касающуюся энергосбережения и повышения энергоэффективности. В то же время немало отечественных предприятий, до сих пор работающих в информационном поле, которое было сформировано еще в середине прошлого столетия. Для них проблемными областями являются внедрение в производство энергоэффективного технологического оборудования, подготовка сотрудников, обладающих компетенциями в области реализации энергосберегающих мероприятий и проведения качественных энергетических обследований.

Важнейшими составляющими в системе реализации энергосберегающего подхода в экономике РФ в целом и в регионах являются информационное обеспечение энергосбережения, поддержка и популяризация эффективного использования энергоресурсов предприятий. Для этого необходимо проводить систематические исследования потребителей энергоресурсов, оценку ситуации в энергосбережении, формировать базы данных, содержащие информацию об организации коммерческого и технологического учета результатов реализации энергосберегающих мероприятий, об использовании соответствующих технологий, оборудования, компетентности персонала предприятий в сфере энергосбережения и др. Важную роль в решении проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в практике субъектов Федерации призваны играть маркетинговые исследования.

Вопросы энергетической тематики активно решаются в рамках различных региональных организаций и энергетических институтов. Однако в связи с резким ростом цен на энергоресурсы энергетика и все теплоэнергетические хозяйства городов и промышленных предприятий будут испытывать все возрастающие трудности в обеспечении топливом [4, с. 37]. Именно поэтому популяризация энергоа-

- 2014-

ECONOMIC ANALYSIS: theory and practice

удиторских компаний и разработка мероприятий по энергосбережению являются одними из повседневных задач субъектов Федерации.

Решение задач энергосбережения для Республики Мордовия имеет особую значимость, так как она относится к энергодефицитным регионам. Республика вынуждена выделять значительные финансовые средства на закупку таких топливно-энергетических ресурсов, как газ, тепловая энергия, дизельное топливо, продукты деревообработки, так как тарифы на них постоянно растут.

Доля топливно-энергетических ресурсов в совокупных затратах предприятий Республики Мордовия возросла с 5,9% в 2007 г. до 7,7% в 2011 г. Реализация политики энергосбережения в республике осуществляется постоянно в рамках республиканских целевых программ энергосбережения. В республике было выполнено 365 комплексных программных мероприятий, в том числе 208 - в реальном секторе экономики, 157 - в социальной сфере. В июне 2010 г. на плотине Токмовского гидроузла начала функционировать первая сельская мини-ГЭС. В рамках республиканской целевой программы энергосбережения на 2006-2010 гг. было освоено более 14 млрд руб., в том числе 93 млн руб. средств республиканского бюджета. В результате республике удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере на 22-24%, обеспечить снижение энергоемкости производства на 21% в сравнении с 2001 г.

Эффективность расходования энергоресурсов по-прежнему имеет приоритетное значение для региона, так как в этой области еще много нерешенных задач. По результатам обследования, проведенного Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, определены следующие показатели, характеризующие состояние энергосбережения на предприятиях республики [3, с. 13-14]:

- на 71% предприятий политика энергосбережения утверждена таким организационно-распорядительным документом, как программа развития предприятия, на 28,6% - приказом, на 20% -распоряжением, на 22,9% - инструкцией;

- доля предприятий, на которых определены сотрудники, ответственные за энергосбережение, составляет 94,1%;

- на всех предприятиях установлены приборы учета потребления энергоресурсов, на 88% -проведена модернизация технологического

оборудования, на 90,9% - заменена система освещения на энергосберегающие аналоги, на 55,6% - заменено котельное оборудование;

- доля предприятий, где учет потребления энергоресурсов проводится на уровне цехов, составляет 60%;

- на 20% предприятий внедрена автоматизированная система учета потребления электроэнергии;

- на 77,1% предприятий построены собственные источники теплоснабжения и газовые котельные.

Исследование, методика которого предполагала возможность выбора респондентами нескольких вариантов ответов, показало, что значительная часть потребителей энергоресурсов Республики Мордовия не испытывают особых трудностей в реализации мероприятий по энергосбережению. Более 90% крупных и средних республиканских предприятий готовы инвестировать свои средства в мероприятия по энергосбережению. В то же время у предприятий с небольшими размерами выручки и прибыли недостаточно собственных средств для инвестирования энергосберегающих мероприятий.

Формируя политику энергосбережения, предприятия Республики Мордовия руководствуются рядом принципов. Результаты экспертной оценки их соблюдения с возможностью множественного выбора следующие [3, с. 17]:

- рациональное и эффективное использование энергетических ресурсов - 100%;

- планирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности - 70%;

- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - 54,8%;

- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических и социальных условий - 50%;

- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности - 48,4%.

Результаты экспертной оценки соблюдения принципов энергосберегающей политики на предприятиях Республики Мордовия подтверждают возрастающую значимость решения проблем энергосбережения и изменения ранее индифферентного к ней отношения предприятий - потребителей топливно-энергетических ресурсов.

Энергосбережение оказывает непосредственное влияние на повышение энергоэффективности

предприятий. В связи с этим на предприятиях республики проводятся следующие мероприятия: - внедрение систем учета потребления энергоре -сурсов;

использование эффективных систем паро- и теплоснабжения;

модернизация технологического оборудования;

учет темпов роста цен на энергоресурсы; расчет затрат и прибыли от энергосберегающих мероприятий.

Кроме того, для создания благоприятной экономической среды в регионе создаются институциональные условия для успешной деятельности энергосервисных компаний и формирования сегмента рынка энергосервисных услуг. Активизация деятельности энергосервисных компаний наблюдается прежде всего в области энергоаудита. Услуги проведения энергетических обследований и энергоаудита в Республике Мордовия оказывают ОАО «Мордовская энергосбытовая компания», ООО «Электросбытовая компания ВАТТ-Электросбыт», Торгово-промышленная палата Республики Мордовия, ООО «Дьютек», ООО «Архис», ООО «Энергоаудит», ООО «Межрегиональный центр коммунальных систем», НОУ «Саранский дом науки и техники РСНИИОО», АНО «Центр профессиональной подготовки», Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва и др.

Однако следует отметить, что, несмотря на наметившуюся положительную динамику в решении проблемы энергосбережения в республике, ведущие специалисты в области энергетических обследований оценивают ситуацию в проведении энергоаудита в Республике Мордовия, как и в целом в РФ, как неоднозначную.

В 2012 г. Счетная палата РФ провела мониторинг эффективности реализации государственной программы энергосбережения и повышения энергетической

эффективности, в соответствии с которой объем финансирования мероприятий на 2012 г. предусматривался в сумме 611 млрд руб. Однако недофинансирование программы составило 246 млрд руб. (40%) в связи с недостаточным внебюджетным финансированием (энергетических компаний и других частных юридических лиц). Также наблюдается низкая эффективность использования механизма софинансирования расходных обязательств региональных бюджетов на выполнение региональных программ энергосбережения. Количество регионов, получивших субсидии в 2012 г., снизилось по сравнению с 2011 г. на 23% при общем увеличении объема софинансирования из федерального бюджета на 450 млн руб.

Анализ финансирования региональных программ энергосбережения в 2012 г. показал, что в первом полугодии 2012 г. на эти цели Приволжскому федеральному округу были выделены одни из наиболее значительных объемов финансирования региональных программ (2,2 млрд руб.). Фактически освоено было 1,6 млрд руб. (рис. 2).

Оснащение потребителей приборами учета, стимулирование потребителей к экономии и своевременной оплате энергоресурсов

(10-15 %)

Сокращение потерь энергии при ее передаче

Модернизация оборудования, используемого для выработки и передачи энергии, замена оборудования, внедрение инновационных решений и технологий (45-55 %)

%)

Внедрение энергосберегающих технологий

(10-15 %)

'Снижение потреблений энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии

(до 10 %)

Рис. 2. Структура распределения бюджетных ассигнований по мероприятиям региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в Приволжском федеральном округе

Всего за 2011-2012 гг. субъектам РФ было выделено из федерального бюджета на софинан-сирование расходных обязательств, связанных с реализацией региональных программ энергосбережения, 10 992 млн руб. В Приволжском федеральном округе субсидии на реализацию региональных программ энергосбережения получили 13 субъектов (не участвовала только Ульяновская область). Выделенные бюджетные ассигнования были направлены регионами на выполнение различных мероприятий программ энергосбережения и повышение энергоэффективности, основными из которых являлись модернизация оборудования для выработки и передачи энергии, включая внедрение инновационных решений и технологий (45-55%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате на предприятиях субъектов Приволжского федерального округа был проведен ряд мероприятий в рамках региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности за счет предоставления субсидий из федерального бюджета. Однако на конец 2012 г. только 28% регионов России приняли законы по энергосбережению, в 12% - были разработаны только проекты законов, а в 60% регионов проекты законов до сих пор находятся в стадии разработки. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в регионах РФ проводятся крайне низкими темпами, а степень износа оборудования на некоторых предприятиях достигает 60-65%. Состояние энергетического комплекса Республики Мордовия также характеризуется высоким уровнем износа основных фондов, что является угрозой энергобезопасности. Филиал ОАО «МРСК Волги» - «Мордовэнерго» имеет трансформаторное оборудование со сроком службы 35 лет (износ - 86%), коммутационные аппараты - 34 года (износ - 85%) и высоковольтные линии - 30 лет (износ 77%). На Саранской ТЭЦ турбогенератор проработал 45 лет при норме 30 лет. Потери электроэнергии в сетях составляют 10-12%, а еще 20 лет назад они составляли не более 2%. По информации Минэнерго России, являющегося основным федеральным органом по организации процедуры получения субсидий регионами, более чем в 60% случаев основным фактором невыполнения условий предоставления субсидий являлось отсутствие в бюджете субъектов РФ средств, выделяемых на региональные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Анализ ситуации в сфере энергетических обследований показал, что на конец 2012 г. в

было зарегистрировано более 140 некоммерческих партнерств. Из 67 регионов, представивших заявки на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, имели заключенные энергосервисные договоры только 39% регионов.

Контроль за соблюдением требований законодательства по энергосбережению и повышению энергоэффективности на региональном уровне обеспечен недостаточно. Обязательное проведение энергоаудита осуществляется крайне низкими темпами. На региональном уровне в РФ обследовано не более 30% бюджетных учреждений и не более 20% муниципальных организаций в сфере ЖКХ.

По данным НП СРО «Гильдия энергоаудиторов», по состоянию на декабрь 2013 г. энергоаудит был проведен в 35-38% всех организаций и учреждений, для которых обследование обязательно; только 10-12% энергетических паспортов было принято и зарегистрировано Минэнерго России (всего 3% качественно выполненных работ)6. Упомянутый Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» послужил только предпосылкой для формирования нового подхода к энергетическим обследованиям, предусматривающего обязательное обследование государственных и муниципальных учреждений, регулируемых организаций, энергоемких предприятий. Согласно этому Федеральному закону, результатом энергоаудита должно быть получение предприятием энергетического паспорта. Это сыграло негативную роль в организации энергоаудита, исказило его основное предназначение, связанное с проведением комплексного энергообследования для повышения энергоэффективности предприятия. Предприятия стало интересовать только получение зарегистрированного в Минэнерго России энергетического паспорта.

В работе по проведению энергетических обследований имеются и другие значительные недостатки. Обследования часто носят формальный характер, не отражают действительного состояния обследуемых объектов с точки зрения энергоэффективности и энергосбережения, наблюдается нехватка квалифицированных кадров для организации

6 Портал-энерго. URL: http://portal-energo.ru/.

энергоаудита. В связи с этим в течение 2011-2012 гг. в России была создана сеть региональных и отраслевых обучающих центров для специалистов в сфере энергетических обследований. В качестве базовых учебных учреждений организовано 19 отраслевых и 79 региональных обучающих центров, удовлетворяющих критериям, выработанным Минэнерго России совместно с Минрегионом России, Минп-ромторгом России и Минтрансом России.

Важным элементом формирования целостной системы управления процессом энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий является заработная плата. По данным Росстата, ежемесячная заработная плата работников сферы энергосбережения и энергетики в целом в 1,5 раза больше, чем в среднем по России, и составляет около 38-40 тыс. руб. Однако, как показали результаты мониторинга Счетной палаты РФ, работники основных профессий в энергетической отрасли получают от 13 до 30 тыс. руб. В Республике Мордовия самый низкий уровень оплаты труда рабочих в области энергетики - 6,3 тыс. руб., специалистов - 12,3 тыс. руб. и руководителей - 31,7 тыс. руб. Низкая оплата труда влияет на текучесть квалифицированных кадров в российских энергокомпаниях, которая в среднем составляла 20-25% в 2012 г. Это негативно отражается на обеспечении надежности технологического процесса энергоснабжения предприятий.

Для решения ряда проблем в области энергетических обследований и энергетического аудита в России профессиональное сообщество энергоаудиторов РФ предложило внести следующие основные изменения в механизмы политики энергосбережения и организации энергетических обследований7:

- назначить единый федеральный уполномоченный орган по управлению энергетической эффективностью;

- создать экспертный совет из представителей саморегулируемых организации для разработки предложений и проектов соответствующих решений;

- организовать работу всех саморегулируемых организации в области энергетического об-

7 Портал-энерго. URL: http://portal-energo.ru/.

следования по единым базовым стандартам и правилам;

- провести стандартизацию профессии «энергоаудитор» в соответствии с порядком разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Правительства Российской Федерации;

- создать фонд энергоэффективных решений для их оценки и распространения, предоставления возможности заинтересованным лицам получить информацию о расчетах показателей эффективности и сроков окупаемости. Введение рекомендуемых изменений и законодательных новшеств в российскую политику энергосбережения позволит усилить контроль за проведением энергоаудита, повысить достоверность данных, получаемых по результатам энергетических обследований, а также будет способствовать росту конкуренции между участниками профессионального сообщества в области соблюдения применяемых стандартов и повышения квалификации сотрудников.

Таким образом, энергетический аудит и комплексные энергетические обследования предприятий, организаций и учреждений призваны сыграть важную роль в решении проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики РФ и ее регионов.

Список литературы

1. Андрижиевский А.А., Володин В.И. Энергосбережение и энергетический менеджмент. Минск: Вышэйшая школа, 2005. 294 с.

2. Боровский Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики. М.: Навона, 2011. 232 с.

3. Мониторинг эффективности реализации мероприятий по энергосбережению на предприятиях Республики Мордовия: аналитический доклад. Саранск: Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, 2011. 60 с.

4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: учеб. пособие. М.: КноРус, 2012. 240 с.

5. Смил В. Энергетика. Мифы и реальность. Научный подход к анализу мировой энергетической политики. М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. 272 с.

Economic analysis: theory and practice Industrial energy efficiency

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

ANALYSIS OF ENERGY SURVEY AND ENERGY AUDIT: THE FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS

Evgeniya A. NERETINA, Yuliya V. KOROKOSHKO

Abstract

The energy conservation and efficiency problem updating necessitates the study of domestic enterprises in terms of developing solutions to these problems. The issues related to energy conservation and efficiency find their active consideration at all levels of economy-management: federal, regional and organizational. Due to sharp rise in prices for energy resources the power industry and heat and power facilities of regions, cities and industrial enterprises face increasing difficulties in fuel and energy resource supply. At present, the companies involved in energy audit and energy service perform energy audits and energy surveys. The article describes the current state, institutional support, organization of energy surveys and energy audit at domestic enterprises on the case of the Republic of Mordovia, one of the Volga Federal District regions of the Russian Federation.

Keywords: energy conservation, efficiency, energy audit, surveys, region, Republic of Mordovia

References

1. Andrizhievskii A.A., Volodin V.I. Energosbe-rezhenie i energeticheskii menedzhment [Energy efficiency and energy management]. Minsk, Vysheishaya shkola Publ., 2005, 294 p.

2. Borovskii Yu.V. Sovremennye problemy mirovoi energetiki [Contemporary issues of the modern world energy]. Moscow, Navona Publ., 2011, 232 p.

3. Monitoring effektivnosti realizatsii meropriyatii po energosberezheniyu na predpriyatiyakh Respubliki Mordoviya: analiticheskii doklad [Monitoring the effectiveness of energy saving measures implementation at the enterprises of the Republic of Mordovia: an analytical report]. Saransk, Center for Socio-Economic Monitoring of Republic of Mordovia Publ., 2011, 60 p.

4. Sibikin Yu.D., Sibikin M.Yu. Netraditsionnye i vozobnovlyaemye istochniki energii: ucheb. poso-bie [Alternative and renewable sources of energy: a manual]. Moscow, KnoRus Publ., 2012, 240 p.

5. Smil V. Energetika. Mify i real'nost'. Nauchnyi podkhod k analizu mirovoi energeticheskoi politiki [Power Engineering. Myths and reality. A scientific approach to the analysis of global energy policy]. Moscow, AST-Press Kniga Publ., 2012, 272 p.

Evgeniya A. NERETINA

Ogarev Mordovian State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation ch.marketing@econom.mrsu.ru

Yuliya V. KOROKOSHKO

Ogarev Mordovian State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation Ulya_Korokoshko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.