Научная статья на тему 'Маркетинговая оценка рынка подвижного состава для обслуживания инвалидов в крупных городах'

Маркетинговая оценка рынка подвижного состава для обслуживания инвалидов в крупных городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ИНВАЛИДЫ / КАЧЕСТВО / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Екатерина Сергеевна

В статье дана маркетинговая оценка рынка подвижного состава городского пассажирского транспорта для перевозок инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая оценка рынка подвижного состава для обслуживания инвалидов в крупных городах»

Полковникова Светлана Геннадьевна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Общая экономика и право» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - теоретические и методологические аспекты оценки конкурен-

тоспособности предпринимательских структур. Имеет 27 опубликованных работ.

Статья принята 09 02.09г.

УДК 656.1

МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЫНКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Е.С. Семенова, канд. экон. наук, доц.

Аннотация. В статье дана маркетинговая оценка рынка подвижного состава городского пассажирского транспорта для перевозок инвалидов.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, подвижной состав, инвалиды, качество, себестоимость.

Введение

За последние три года рынок специализированного ПС значительно вырос. Если в 2005 г. на сайтах предлагалась только одна модель (ЛиАЗ-5256 «Инвалидный» с подъемником), то в июне 2008 г. предложено 6 автобусов большого класса вместимости, 1 - среднего, 4 -малого, 6 - особо малого, 8 троллейбусов и 1 трамвай, итого 26 моделей ПС. Информация публикуется в Интернете и печати. Большинство ПС низкопольные с откидной или выдвижной наклонной рампой с принудительным снижением кузова. При опускании кузова уровень пола от дороги составляет 300 мм.

Один такой низкопольный автобус прибыл в мае 2008 г. в Омск на испытание - ЛиАЗ-5293. Предварительный тест автобуса показал, что существуют определенные трудности с установкой наклонной рампы в рабочее положение. В связи с большой массой металлической рампы для ее подъема требуется усилие в 400 Н, что по силам крепкому мужчине. В то же время существуют модели ПС с пластиковой рампой, где усилие требуется незначительное. Считаем, что целесообразно приобрести партию автобусов именно с такими рампами, о чем сообщить поставщикам. Это предложение явилось результатом испытаний пробного автобуса. Существуют модели и с выдвижной рампой. Необходимо изучить и этот вопрос.

Кроме того, настал момент замены ПС троллейбусов и трамваев в г. Омске на низкопольные модели. Тем более, что на рынке появилось достаточно моделей для выбора. Таким образом, работа, начатая в СибАДИ в 2004

г. по организации одного специализированного маршрута станет началом превращения всего г. Омска в доступную среду, включая транспортную инфраструктуру. Начинается новая эра в развитии города Омска. Это будет лучшим подарком к 300-летнему юбилею города.

Перейдем к детальному анализу некоторых моделей ПС. Транспортные средства и их модификации, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям стандартов по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности. Конструкция транспортных средств должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.

Выбор подвижного состава общественного транспорта для обслуживания инвалидов и МГН, учитывая стоимость и специфику условий эксплуатации, ограничен продукцией отечественного производства. На сегодняшний день известны два типа ПС - высокопольные автобусы, оборудованные подъемником и низкопольные, оснащенные откидной или выдвижной рампой.

Автобусная промышленность предлагает широкий спектр типовых моделей оборудованных подъемниками. Для обслуживания инвалидов в миллионном городе наиболее подходят автобусы большого класса. В г. Омске первые два автобуса ЛиАЗ-5256 «Инва-

лидный» появились и работают на маршрутах с 2005 г. Два НЕФАЗ-5299 «Инвалидный» приобретены в 2007 г. Это стандартные модели автобусов, оборудованные на заводе подъемными устройствами.

Анализ характеристик подвижного состава ЛиАЗ-5256 «Инвалидный»

В салоне базовой модели размещены 4 места для инвалидов в креслах-колясках и стеллаж для размещения 4-х кресел-колясок в сло-

женном положении. Размещение в салоне кресел-колясок отвечает всем нормам по безопасности, каждое кресло крепится к кузову автобуса специальным ремнем безопасности. «Вход/выход» инвалидов-колясочников обеспечивается при помощи подъемника «Рикон» (Канада). Данная машина - первый автобус большого класса, который предлагает решение проблемы автобусно-пассажирских перевозок для инвалидов в нашей стране, рис. 1.

Рис. 1. Пассажир имеет возможность поднимать и опускать подъемник ручкой управления. Тем не менее, водителю приходиться складывать подъемник каждый раз после высадки пассажира

Подъемник автобуса ЛиАЗ-5256 «Инвалидный» оборудован страховочным ремнем безопасности, отсутствие которого блокирует работу подъемника. Аппарель обоих моделей автобусов оборудована самоблокирующимся ограничителем и раскрывается при касании с поверхностью дороги. При движении автобусов подъемник также остается заблокированным. Салон оборудован электронным табло с бегущей строкой, кнопками для связи с водителем, дополнительными поручнями и эффективной системой отопления.

На тестовом рейсе проводился хронометраж процессов посадки-высадки. Полный цикл посадки 1 пассажира занимает в среднем 89 с, на посадку каждого последующего требуется дополнительно 46,5 с. Высадка 1 пассажира занимает в среднем 100 с, высадка каждо-

го последующего - 48 с. На высадку 1 и посадку 1 пассажира уходит 123,5 с.

Наряду с преимуществами автобусов данного типа с подъемниками отмечены и недостатки:

- при работе на городских маршрутах в час пик загрузка салона может доходить до 8090%, что создает трудности для перевозки инвалидов;

- велики затраты времени на посадку-высадку инвалидов;

- необходимость водителю выходить из кабины и обеспечивать посадку-высадку инвалидов (из кабины обзор недостаточен);

- подъемник находится в зачехленном состоянии (после жалоб пассажиров на острые конструктивные элементы);

- во избежание кражи, пульт управления подъемником водитель отключает и хранит у себя в кабине;

- способ штатного крепления колясок в салоне ремнями безопасности может вызвать удушение инвалида;

- без крепления возможно перемещение по салону и опрокидывание некоторых типов колясок.

В связи с этим у специалистов СибАДИ, появился ряд предложений.

1. Оснастить камерой наблюдения центральную дверь над подъемником, а пульт управления перенести в кабину водителя (это особенно актуально для зимнего периода времени).

2. Подыскать модели автобусов с обслуживанием инвалидов через переднюю дверь салона, чтобы обеспечить водителю возможность дистанционно управлять подъемником из кабины.

3. Рассмотреть возможность приобретения низкопольных моделей автобусов для обслуживания инвалидов.

В целом тест прошел успешно. По отзывам участников теста, организация транспортного обслуживания инвалидов-колясочников специализированным транспортом возможна и необходима. Среди пожеланий инвалидов:

- обеспечить автономное регулярное обслуживание инвалидов на маршруте;

- обеспечить информационное обеспечение мест посадки-высадки инвалидов;

- довести до инвалидов расписание движения САМ;

- обеспечить регулярность движения на маршруте;

- обустроить ОП и подходы к ним;

- более тщательно продумать варианты крепления коляски в салоне;

- убрать из автобусов центральный поручень, мешающий в настоящее время пользоваться ими инвалидами на колясках (ширина коляски 600-700 мм). Это позволит в случае необходимости использовать для перевозок инвалидов обычный подвижной состав.

Данный тип автобусов целесообразно использовать на более сложных трассах. На улучшенных трассах лучше использовать низкопольные автобусы.

Низкопольные автобусы ЛиАЗ-5292

Во всем мире большую популярность получают низкопольные модели автобусов.

Такая компоновка дает возможность инвалидам и МГН с меньшими затратами времени

и сил попадать в салон, повышает надежность ПС, снижает требования к обустройству маршрутной сети. Разработка Ликинского автобусного завода - ЛиАЗ-52922 низкопольный в комплектации: двигатель MAN (Euro-3), мост и КПП ZF.

Принципиальное отличие в конструкции этого автобуса от прежних ЛиАЗов - расположение двигателя - продольное в заднем свесе. ЛиАЗ-52922 стал результатом совместной работы специалистов Ликинского автобусного завода и сотрудников инжиниринговой компании IVM Automative из Штуттгарта. Автобус создавался с учетом пожеланий заказчика «под конкретного клиента».

Общая пассажировместимость ЛиАЗ-52922 - 120 пассажиров, в том числе - 22 посадочных места. Низкий уровень пола, большая накопительная площадка, оборудованная специальными креплениями для инвалидных колясок и аппарель для въезда/съезда, удобные антивандальные сидения позволяют комфортно себя чувствовать всем пассажирам. Современные силовые агрегаты (Euro-3) не раздражают шумом в салоне и вибрацией в пути. В холодное время года в автобусе всегда тепло.

У автобуса 6-скоростная гидромеханическая КПП ZF. Прислонно-раздвижные двери отечественного производства защищают салон во время остановок от ветра и грязи. Благодаря оцинковке, новым технологиям окраски и катафорезной обработке гарантийный срок службы кузова составляет 12 лет. Существует несколько модификаций, в т.ч. оборудованных газовыми двигателями.

ЛиАЗ-5293

В России низкопольные автобусы стоят очень дорого, поэтому популярность получают полунизкопольные автобусы, которые одновременно и более удобны, чем обычные, и стоят дешевле - в них сохранена традиционная конструкция заднего моста. В 2005 г. автобус ЛиАЗ-5293 впервые был представлен на выставке «Россия единая» в Нижнем Новгороде позже полностью низкопольного ЛиАЗа-5292 и получил более «старший» индекс. То, что автобус впервые был представлен не в Москве, скорее всего, вызвано тем, что завод в первую очередь ориентирует его на провинциальные города, поскольку Москва больше интересуется ЛиАЗом-5292.

Снаружи ЛиАЗ-5293 почти не отличается от ЛиАЗа-5256 - те же очертания, те же три планетарных двери (рис. 2). Но внутри отличия более заметны. В проёмах передней и средней дверей нет ступенек, однако сзади

они сохранены, и разница в уровне пола в передней и задних частях весьма ощутима. Любопытно, что пассажиры, которые сидят на сиденьях вне колёсных арок в передней части, зачастую вообще не могут смотреть в окно, потому что для них оно расположено достаточно высоко.

Основной двигатель, устанавливаемый на ЛиАЗ-5293 - Caterpillar-3126, но на ЛиАЗах-5293.70, закупленных Москвой для 11-го Автобусного Парка, стоят газовые двигатели Cummins-CG-250, соответствующие нормам Euro III.

Рис. 2. Автобус ЛиАЗ-5293, г. Омск 2008 г.

В Омск полунизкопольный автобус ЛиАЗ-5293, собранный на Ликинском автобусном заводе, прибыл в мае 2008 г. для проведения испытаний после обращения ООО ВОИ к директору департамента транспорта администрации г. Омска с просьбой о приобретении низкопольных автобусов для обслуживания инвалидов и МГН.

Новый автобус предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Внешний вид автобуса соответствует тенденциям современного автодизайна. Низкий уровень пола (высота пола над уровнем дороги составляет 340 мм), широкие пассажирские двери (3/1282 м) обеспечивают удобную посадку и высадку пассажиров, что значительно сокращает время нахождения на маршруте. Кроме того, автобус может «приседать».

Салон автобуса имеет современный вид, качественно выполнен, имеет визуальную информацию, кнопки связи с водителем. Предусмотрено крепление двух кресел-колясок с помощью ремней безопасности. Для этого в средней части салона имеются места с мягкими панелями и поручни.

Рампа представляет собой квадрат из армированного легкосплавного металла толщиной 15 мм и со стороной 800 мм, без ограничительных бортиков. Ее поднятие

осуществляется на остановках водителем с помощью ручки. Высота пола салона над уровнем дороги, по нашим замерам, составила 380 мм, что на 40 мм превышает характеристики завода-изготовителя.

Нормативные требования для автобусов, оборудованных рампой, содержат следующие положения:

- ширина рампы должна быть не менее 800 мм (имеется);

- угол въезда кресла-коляски по раме не должен превышать 8% (возможен);

- поверхность рампы должна быть покрыта материалом, предохраняющим колеса кресла-коляски от скольжения (поверхность рифленая);

- высота выступов поверхности рампы не должна превышать 5 мм (выступов нет);

- рампа должна иметь боковую отбор-товку высотой не менее 5 см, предотвращающую боковое смещение кресла-коляски во время ее движения, а также фиксирующие устройства, позволяющие сохранять неподвижность и устойчивость рампы во время движения инвалида в кресла-коляски (отсутствует);

- конструкция и вес рампы должны позволить одному человеку устанавливать и убирать ее. Усилие, необходимое для подъема (опускания) рампы, не должно

превышать 400 Н (требуется значительное усилие);

- поверхность рампы должна выдерживать нагрузку не менее 2500 Н, приложенную в центре рампы и равномерно распределенную на площади 700х700 мм (рампа прогибается под тяжестью 1 взрослого человека).

Выводы

На смену громоздким подъемным устройствам пришли рампы, простота которых поражает. Остается открытым вопрос, кто должен раскрывать перед инвалидом рампу и закрывать ее. Водитель вряд ли оставит автобус и станет этим заниматься, кондукторы - в основном женщины, и хватит ли у них усилий в 400 Н, необходимых для подъема (опускания) рампы. Наши предложения (2005 г.) подыскать модели автобусов с обслуживанием инвалидов через переднюю дверь салона, не услышаны. Это решило бы массу проблем. Такие автобусы функционируют в США и странах Европы: водитель, не выходя из кабины, осуществляет посадку инвалида-колясочника на переднюю площадку, используя выдвижную аппарель и систему клининга.

Считаем целесообразным металлическую рампу заменить на пластиковую. Это снизит усилие для ее установки. Такое предложение послано в Департамент

транспорта для решения вопроса с поставщиком.

Следует признать, что низкопольные автобусы - это большой шаг вперед, который позволит многим инвалидам и МГН воспользоваться общественным транспортом хотя бы с помощью сопровождающих лиц. Необходимо механизировать процесс поднятия рамп силами специалистов заво-да-изготовителя или рационализаторов омских ПАТП.

Marketing estimation of the market of the rolling-stock for service of the invalids in large cities

E.S. Semyonova

In the article the marketing estimation of the existing market of the rolling-stock of passenger transport for transportation of the invalids in large cities is resulted.

Семенова Екатерина Сергеевна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Маркетинга» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - экономика транспортные системы городов и регионов. Имеет более 25 опубликованных работ. e-mail: [email protected]

Статья поступила 20.11.2008г.

УДК 336.71

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТСТВ НЕДВИЖИМОСТИ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А.Ю. Анисимов, аспирант

Аннотация. В статье рассматривается влияние глобального финансового кризиса на рынок недвижимости и на основных его участников: агентства недвижимости, кредитные и строительные организации. Делаются прогнозы по поводу движения цен на жильё. Отображается значение на рынок недвижимости России всех факторов, образовавшихся в результате глобального финансового кризиса.

Ключевые слова: финансовый кризис, строительные организации, недвижимость, предпринимательская деятельность.

Введение ется на экономике России, в частности, на

Начавшийся в недавнем времени финан- рынке жилой недвижимости. Его влияние на

совый кризис в США, а затем в Европе, рынке, ощущается, в основном, со стороны

набрал обороты и уже в полной мере отража- кредитных организаций, которые сократили, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.