6. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / Под общ. ред. В.П. Колесова. - М.: Права человека, 2008. - С. 75.
7. Эконометрика / Под. ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2004. - С. 47.
8. Экспертно-аналитический портал «Гуманитарное развитие России и за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru.
9. Klaus Schwab. The Global Competitiveness Report 2010-2011 [Электронный ресурс] / World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2010. - С. 27. -Режим доступа: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2010-2011-0.
10. Klaus Schwab. The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс] / World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2011. - Режим доступа: http://www.weforum.org.
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
© Сычева А.В.*, Камардина Н.П.*
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский
Маркетинговая деятельность организации включает в себя множество аспектов. По мнению многих авторов для пищевого предприятия, удовлетворяющего потребности населения, эффективная маркетинговая деятельность будет строиться в основном на разработке грамотной ассортиментной политики организации.
Ключевые слова маркетинговая деятельность, ассортиментная политика, хлебобулочное производство.
Деятельность фирмы в настоящее время полностью ориентирована на реальных и потенциальных потребителей товаров, и, вследствие этого, центральное место в управлении занимает маркетинговая деятельность организации. Маркетинговая деятельность фирмы охватывает все стороны - от идеи создания нового товара и использования соответствующей технологии производства до доставки товара покупателю и обслуживанию.
Эффективная маркетинговая деятельность направлена на обеспечение коммерческого успеха компании, формирования конкурентоспособности выпускаемой продукции и фирмы в целом. Маркетинговая деятельность включает в себя огромное количество выполняемых функций: проведение маркетинговых исследований, сегментацию рынка, изучение потребителей, опре-
* Доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.
* Студент.
деление позиций продуктов на рынке, формирование ассортиментной и рекламной политики организации и т.д.
Теория и практика отечественного маркетинга на рынке хлебопродуктов находится в стадии формирования. Маркетинг потребительского рынка сложнее промышленного и характеризуется многообразием методов и приемов его осуществления из-за большого количества производимых продуктов, их целенаправленности, значимости [1]. Специфика маркетинга потребительских товаров напрямую зависит от специфики отрасли. Исследуя маркетинговую деятельность предприятия, выпускающего хлебобулочные изделия необходимо учитывать, что хлеб, как товар, является стратегическим продуктом для любой страны. В нашей стране расходы на приобретение хлебы в разных регионах составляют до 15 % от среднегодового дохода населения, что весьма весомо [2].
В целом рынок хлебобулочной продукции развивается достаточно стабильно и не имеет резких колебаний, поскольку государство осуществляет приемлемость в его регулировании от предыдущего социально-экономического уклада, что и представлено на рис. 1.
8000
7800
7600
7400
7200
7000
6800
6600
Россия
2007 2008 2009 2010 2011
темпы прироста, % -3,5% -3,6% -2,7% +1,0%
Рис. 1. Динамика объемов российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении в 2007-2011 годах, тыс. т.
Источник: Intesco Research Group.
Приблизительно такая же тенденция динамики производства хлебобулочных изделий наблюдается на территории Волгоградской области (рис. 2), где и функционирует исследуемое предприятие ОАО «Хлебокомбинат-Волжский».
Основными видами деятельности ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» является производство хлебобулочной, кондитерской и сухарной продукции, а
так же ее реализация оптом и в розницу. Предприятие выпускает около 200 видов хлебобулочных и сухарных изделий и около 100 видов кондитерских изделий. Рынок сбыта продукции охватывает торговые организации городов Волжского, Волгограда, Камышина, Ленинска, Николаевска, Быково, Ду-бовки, Фролово, двенадцати сельских районов Волгоградской области и ряда населенных пунктов Астраханской области. Ежедневно продукция хлебокомбината отгружается почти в 450 торговых точек.
127
2010
2011
■ Волгоградская область ОАО "Хлебокомбинат-Волжский"
Рис. 2. Динамика объемов производства хлебобулочных изделий Волгоградской области и ОАО «Хлебокомбинат-Волжский»
Источник: на основе статистических данных.
Особое значение для такого предприятия несет ее ассортиментная политика, учитывающая с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
В анализируемом периоде 2011-12 гг. наблюдается изменение структуры ассортимента выпуска продукции, что позволяет обозначить тенденции в сокращении производства «хлеба» и увеличению «сухарной продукции», причем объемы сокращения - увеличения производства данных видов ассортиментных групп не равнозначны по тоннажу, что свидетельствует о сокращении общего объема производимой продукции, что представлено на рис. 3. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели организации.
2012
112313249
594809 Т| 7072767
1 47372933
2011
114099649
0
50000000
100000000
-г
150000000
□ Пряники
□ Кондитерские изделия ■ Сдоба_
■ Печенье
□ Сухарная продукция
□ Хлеб
Рис. 3. Структура объема выпуска ассортимента производимой продукции в 2011-2012 гг. (в денежном выражении)
В целях изучения состояния и развития потребительского рынка хлебобулочных изделий, предприятием регулярно проводится анкетирование покупателей в торговых организациях городов Волжского и Волгограда, которое показало, что потребители считают насыщенность рынка хлебобулочных изделий достаточным (54 %) и высоким 915 %). Оценка покупателями широты ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий свидетельствует о высокой степени их удовлетворенности предлагаемыми видами и сортами продукции: 60 % опрошенных считают представленный ассортимент широким, еще 18 % - очень широким, сколько же потребителей считают этот же ассортимент ограниченным и только 4 % - узким.
Но, при благоприятной в целом ситуации по ассортименту представленных на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий, 22 % опрошенных потребителей считают необходимым его дальнейшее расширение. Оценивая состояние торговли хлебобулочными и кондитерскими изделиями большинство опрошенных покупателей (75 %) отметили ее улучшение, еще 22 % считают, что ситуация не изменилась и только 3 % отмечают некоторое ухудшение в торговле этими товарами.
Выбор места покупки хлебобулочных изделий объясняется потребителями в основном (55 % опрошенных) близостью торгового точки к месту прожвания или работы. Второй по значимости фактор (40 %) - качество, свежесть и ассортимент хлеба. 25 % опрошенных выбор места покупки обуславливают уровнем цен на продукцию. Следовательно, преобладающее зна-
чение имеет качество продукции, ее ассортимент и время, затрачиваемое покупателями на приобретение хлеба.
В целом сегодня сложилась следующая «география» приобретения хлебобулочной продукции: 55 % потребителей покупают хлеб в универсальных магазинах «Магнит», «Радеж», «Эконом», «Ман», и др., 40 % - в киосках и только 5 % - в специализированных хлебных магазинах, что связано с сокращением числа специализированных магазинов.
Анализируя частоту совершения покупок, необходимо отметить, что большая часть опрошенных потребителей делала покупки ежедневно (85 %), еще 12 % - 1 раз в два дня и только 3 % - 1 раз в три дня и реже.
Предлагаемый сегодня Хлебокомбинатом развес хлеба и хлебобулочных изделий удовлетворяет 80 % опрошенных покупателей, для 15 % вес не имеет значения, и только 5 % покупателей он не удовлетворяет. Следовательно, предлагаемый сегодня развес хлебобулочной продукции согласуется с запросами потребителей.
Изучение мнения покупателей по поводу приобретения хлебобулочной продукции в герметичной упаковке показало, что большая часть опрошенных (60 %) положительно относится к данной форме торговли, поскольку она обеспечивает более высокую гигиеничность и дольше сохраняет свежесть, а следовательно и высокое качество продукта.
С целью выявления предпочтительной продукции у покупателей весь реализуемый ассортимент был на три укрупненные группы: хлеб ржаных сортов, пшеничный хлеб и хлебобулочные изделия. Результаты показали, что наибольшим предпочтением у потребителей пользуется хлеб ржаных сортов. Причем из всех сортов этого хлеба предпочтение покупатели отдают хлебу пеклеванному, Бородинскому, ржаному ароматному и Станичному. На втором месте идет хлеб пшеничный 1 сорта. Это в основном обусловлено вкусами привычками потребителей. Различные сорта ржаного хлеба приобретают 60 % из опрошенных потребителей, из них 35 % постоянно и 20 % часто. Результаты анализа покупательских предпочтений на различные сорта ржаного хлеба показывают что спрос на товар уже сформировался и является устойчивым.
Спрос покупателей на булочную и сдобную продукцию (батоны, плетенки, пирожки, булочки) также существенно различается. Наибольшей популярностью пользуются батоны «Турецкие» и булочки «Славянка» и «Волжанка» с различными начинками. Спрос на батоны нарезные значительно ниже и составляет в целом около 20 %.
Для увеличения ассортимента выпускаемой продукции предприятия технологами завода разрабатываются и внедряются в производство новые сорта хлеба, булок и кондитерских изделий, предлагается к выпуску пользующаяся спросом у населения, но ранее не выпускавшаяся продукция. Ежегодно обновляется до 20-30 % новой продукции, что приносит значительный экономический эффект.
Таблица 1
Экономическая эффективность планируемых мероприятий
Показатели В среднем за 5 лет 2012 г. План 2013 г. План к 2012 г., %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 2978,2 3924,7 5846 149
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. +165,9 +315,8 +1027 в 3,3 р.
Уровень рентабельности, % 5,9 8,8 21,3 +12,5
Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а, следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.
Список литературы:
1. Самагина О.А. Формирование конкурентоспособной товарной политики на предприятиях хлебопекарной промышленности: автореф. дисс. -Воронеж, 2010.
2. Ворожцов С.Н. Оценка эффективности системы управления товарным ассортиментом: автореф. дисс. - СПб., 2010.
ВЛИЯНИЕ ДВУХ ТИПОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
© Хуинь Д.Т.*
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
Работа была сосредоточена на роли и значимости двух типов предпринимателей, Кирзнианского и Шумпетерианского типа, особенно в инновационной деятельности фирмы на разных этапах развития процесса экономического преобразования.
Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, малый и средний бизнес, инновационная деятельность, переходная экономика.
Малые и средние предприятия (МСП) играют очень важную роль в начале переходного периода во всех странах с переходной экономикой. Они были в состоянии реагировать на возможности, созданные системным измене-
* Аспирант кафедры Экономики и управления.