ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
МАРКЕТИНГ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА
Международная научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 17—18 февраля 2014 г.)
Н.А. Савинская,
сопредседатель оргкомитета конференции, начальник Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу,
член Совета директоров Банка России, заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
Г.Л. Багиев,
сопредседатель оргкомитета конференции, заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
17-18 февраля 2014 года в Санкт-Петербурге Главное управление Банка России по Санкт-Петербургу совместно с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом и Международной академией наук высшей школы на базе Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу провели Международную научно-практическую конференцию на тему «Маркетинг и эффективность банковского бизнеса». Конференция была посвящена 120-летию Санкт-Петербургской конторы Государственного банка — Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу.
В работе конференции приняли участие более 190 представителей банковского сообщества, преподавателей, аспирантов и магистрантов ведущих экономических ВУЗов России, специалистов различных отраслей экономики России и зарубежных стран, в том числе ученые из Германии, Финляндии. Подготовлен и издан сборник научно-практических материалов, который включает 65 докладов, раскрывающих проблематику банковской деятельности и роль маркетинга взаимодействия в повышении ее эффективности.
Открыла конференцию начальник Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, член Совета директоров Центрального банка Российской Федерации Савинская Н.А.
На пленарном заседании с приветственным словом выступил ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета д.э.н., профессор Максимцев И.А.
С докладами выступили:
Председатель Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга Батанов Э.В.; президент Ассоциации банков Северо-Запада Джикович В.В.; президент ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга» Бажанов С.В.; заведующий кафедрой маркетинга СПбГЭУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Багиев Г.Л.; президент — председатель правления ОАО «ОФК Банк» Гордеев Н.Н.; директор Санкт-Петербургского регионального филиала банка ОАО «Россельхозбанк» Новиков Ю.И.; президент — председатель Правления ОАО «СИАБ» Ванчикова Г.Ф.; заместитель начальника финансово-экономического Управления Российского объединения инкассации Банка России Мельниченко А.В.; заместитель начальника Управления по надзору за деятельностью коммерческих банков Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу Гончаренко Н.В.; Начальник Управления платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Санкт- Петербургу Поздеева И.А., специалист Управления по надзору за деятельнос-
тью коммерческих банков Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу Баязитова Д.А.
На секциях конференции обсуждались проблемы банковской деятельности и маркетинга взаимодействия.
Под председательством д.э.н., профессора Савинской Н.А. и сопредседательством к.э.н., доцента Пивоварова В.В. работала секция «Риски и эффективность банковской деятельности. Инновационные банковские технологии, продукты и услуги. Международная деятельность коммерческих банков в условиях глобализации».
С большим интересом участники конференции заслушали сообщение заместителя начальника Управления информации и внешних связей Смирновой Н.И. и ведущего эксперта Управления информации и внешних связей Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу к.э.н., доцента Багиевой М.Н., посвященное 100-летию со дня рождения д.э.н., профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Молчанова Александра Николаевича.
В ходе работы секции обсуждались следующие вопросы:
— Тенденции развития рынка банковских продуктов: от традиционных услуг к пакетированию и интегрированным продуктам
— Технологические и финансовые инновации в банковском бизнесе
— Аутсорсинг: новые возможности для малых и средних банков
— Реинжиниринг и оптимизация банковских филиальных сетей
— Антикризисная банковская деятельность
— Риски и преимущества мультиканального сбыта банковских продуктов
— Методы снижения рисков
— Работа с клиентами, как фактор снижения банковских рисков
— Тенденции развития банков на международных рынках
— Регулирование международной деятельности банков на глобальном уровне
— Европейский банковский союз
— Влияние кризиса в зоне евро на деятельность европейских банков
— Создание единой системы финансового регулирования в Европе: преимущества и недостатки
— Влияние Базеля III на международную деятельность банков
— Преимущества и недостатки мегарегуляторов в условиях нестабильных финансовых рынков
© ПСЭ, 2014
297
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
If:
С докладами на секции выступили:
— Байнина Н.И. — Управляющий Северо-Западным филиалом ЗАО «Банк Интеза»;
— Никитина Т.В. — д.э.н., профессор кафедры банковского дела, директор российско-немецкого центра СПбГЭУ;
— Табунов М.С. — Председатель Правления Банка «Прайм Финанс» (ОАО);
— Белых А.А. — директор Дирекции по работе с крупнейшими корпоративными клиентами ОАО « Банк Санкт-Петербург»;
— Драганов Т.В. — советник Генерального директора по экономике и финансам «РВД-сервис»;
— Орлова Н.С. — ведущий экономист Управления платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу;
— Янчев К.В. — начальник отдела Управления финансового мониторинга и валютного контроля Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу;
— Кармин И.А. — ведущий экономист Межрегионального центра информатизации Главного управления Банка России по Санкт- Петербургу;
— Фролов А.А. — экономист Управления лицензирования деятельности кредитных организаций Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу.
Под председательством д.э.н., профессора Багиева Г.Л. и сопредседательством д.э.н., профессора Шубаевой В.Г., д.э.н., профессора Горбашко Е.А., к.э.н., доцента Серовой Е.Г. работала секция: «Маркетинг взаимодействия: особенности в банковской сфере. Управление качеством в банковской деятельности. Современные информационные коммуникационные технологии и виртуализация банковской деятельности».
В ходе работы секции обсуждались следующие вопросы:
— Маркетинг взаимодействия в условиях пространственной экономики
— Маркетинг взаимодействия в контексте клиенто-ориентированной концепции
— Бренды и устойчивость коммерческих банков
— Экономическое измерение и оценка эффективности маркетинговой деятельности банков
— Формирование и оценка цепочки создания уникальной ценности банков
— Управление качеством в финансово-кредитных организациях
— Аудит и оценка качества банковских и финансовых услуг
— Удовлетворенность и лояльность клиентов в системе управления качеством банковских услуг
— Стандарты качества обслуживания клиентов коммерческих банков
— Формирование и сертификация систем менеджмента качества банков и других финансово-кредитных организаций
— Информационные технологии управления коммерческого банка
— Информационная безопасность банковской деятельности
— Сетевые технологии для повышения эффективности работы коммерческого банка
— e-Banking
— Интернет-технологии в банковской деятельности
С докладами на секции выступили:
— Багиев Г.Л. — д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга СПбГЭУ;
— Будрин А.Г. — д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и управления проектами СПбГЭУ;
— Газизуллин Н.Ф. — д.э.н., профессор кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Монахов О.Н. — аспирант кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Домнин В.Н. — к.э.н., доцент кафедры маркетинга СПБГЭУ;
— Маслова Т.Д. — д.э.н., профессор кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Божук С.Г. — д.э.н., профессор кафедры маркетинга и управления проектами СПбГЭУ;
— Юлдашева О.У. — д.э.н., профессор кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Соболев Д.А. — управляющий филиалом АКБ «РОСЕВРО-БАНК», филиал «Санкт-Петербург»;
— Бабарин М.С. — к.э.н., генеральный директор ЗАО «ИК «Энергокапитал»;
— Дюков И.И. — директор по дипломному проектированию, Стокгольмская школа экономики;
— Леонова Т.И.- д.э.н., профессор кафедры экономики и управления качеством СПБГЭУ;
— Жукова А.Г. — ассистент кафедры экономики и управления качеством СПбГЭУ;
— Серова Е.Г. — к.э.н., доцент кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Пшеничная К.В. — к.э.н., доцент СПбГМТУ;
— Фридман Г.М. — д.ф-м.н., заведующий кафедрой экономической кибернетики и ЭММ СПбГЭУ;
— Пинчук А.В. — аспирант кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Минаков В.Ф. — профессор кафедры информатики СПбГЭУ
— Шубаева В.Г. — д.э.н., профессор кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Латвис О.А. — соискатель кафедры маркетинга СПбГЭУ;
— Монахова М.И. — экономист Управления платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу;
— Котенко Д.А. — главный инженер Управления безопасности и защиты информации Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу;
— Баязитов Р.А. — экономист Управления по надзору за деятельностью коммерческих банков Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу;
— Скрипко Л.Е. — д.э.н., доцент кафедры экономики и управления качеством СПбГЭУ.
По итогам обсуждения выступлений, представленных на пленарном и секционных заседаниях, участниками конференции предложены следующие рекомендации:
1. Продолжить анализ применения инструментов денежно-кредитной политики, ориентированных на создание условий по разработке и внедрению продуктов и услуг для населения страны.
2. Содействовать проведению мероприятий по повышению качества предоставляемых банковских услуг.
3. Способствовать внедрению непрерывной системы обучения и повышения квалификации банковских работников, используя целевую подготовку экономистов, финансистов, менеджеров и маркетологов для банковской деятельности.
4. Активно использовать в деятельности кредитных организаций современные системы корпоративного управления и управлениями рисками.
5. Способствовать разработке и внедрению информационного инструментария и технологий для комплексной оценки финансовой устойчивости работы кредитных организаций.
6. Совершенствовать формы и методы предоставления информации потребителям банковских услуг.
7. Обеспечивать комплексность мероприятий по повышению финансовой грамотности населения в сфере банковских услуг.
8. Считать важнейшими направлениями научной деятельности, касающейся совершенствования использования маркетинга взаимодействия в банковской сфере:
• исследование и мониторинг рынка банковских продуктов и услуг с целью расширения практики их применения в российской банковской системе;
• совершенствование товарной политики и системы продвижения банковских продуктов и услуг с учетом клиентоориентированной концепции маркетинга;
• развитие теоретических и методических основ использования пространственного маркетинга взаимодействия в банковской сфере;
• развитие исследований и внедрение брендинга в банковской сфере с учетом восприятия брендов клиентами банковских структур;
• совершенствование концептуальных и методических положений по экономической и социальной эффективности принятия маркетинговых решений в системе управления банками;
• совершенствование управления пространственными ресурсами банковского маркетинга на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Конференция проведена на высоком научном и организационном уровнях. Участники конференции выразили пожелание о регулярной организации аналогичных конференций.
Оргкомитет конференции подготовил и опубликовал в специальном сборнике выступления участников конференции, в которых отражены инновационные подходы к развитию теории и практики управления банковским бизнесом на основе современной методологии маркетинга взаимодействия.
298