Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2019
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И.В. КАРАВАЕВА
доктор экономических наук, профессор, руководитель сектора экономической безопасности, главный научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
М.Ю. ЛЕВ
кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(итоги проведения ежегодной Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения»)
Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10055
В апреле 2019 г. в Москве состоялась III Международная научно-практическая конференция ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов «Экономическая безопасность России: методы оценки и управления», организованная Институтом экономики РАН, Институтом проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова и Секцией проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук.
Данная конференция, проведенная в рамках ежегодных научных конференций по экономической безопасности России начиная с 2017 г., была традиционно посвящена памяти создателя научной школы «Экономическая безопасность России», доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН, заслуженного экономиста России Вячеслава Константиновича Сенчагова и включена в программу мероприятий к 90-летию Института экономики Российской академии наук.
В работе научно-практической конференции приняли участие российские и зарубежные ученые, представители научных и высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Костромы, Грозного, Оренбурга, Ульяновска, Череповца, Ярославля, Познани (Польша), Минска (Респуб-
Вестник ИЭ РАН. №4. 2019 С. 194-204
лика Беларусь), Рудного (Республика Казахстан), адъюнкты и курсанты Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Военного университета Министерства обороны РФ, студенты и аспиранты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, МГИМО МИД России, Московского финансово-промышленного университета «Синергия».
Число зарегистрированных участников составило 252 человека. На пленарном и секционных заседаниях конференции были заслушаны и обсуждены 85 научных докладов.
«Сенчаговские чтения» традиционно посвящены анализу и оценке уровня экономической безопасности России, ее регионов и отраслей экономики, концепции управления социально-экономическим развитием, механизмам оценки рисков и контроля угроз дестабилизации экономики, разработке методов их идентификации и нейтрализации. Поиск путей совершенствования стратегии экономической безопасности для современной России привлекает все большее внимание экономистов, как ученых, так и практиков. Направления работы отечественных исследователей в этой сфере четко координируются с задачами, сформулированными в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2018 и 2019 гг. и в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Открывая III Международную научно-практическую конференцию ученых, специалистов и преподавателей ВУЗов, директор Института экономики РАН Елена Борисовна Ленчук отметила, что вопросы экономической и социально-экономической безопасности в мире приобретают в настоящее время все большую актуальность. Это обусловлено теми противоречивыми тенденциями в политическом, экономическом и социальном развитии, которые складываются под воздействием разнонаправленных трендов в развитии мирохозяйственных связей, новыми демографическими, технологическими, экологическими и др. вызовами.
Новыми гранями оборачивается процесс международной экономической глобализации, порождая как позитивные, так и негативные последствия. Постоянно усложняется геополитическая и геоэкономическая обстановка. Широким фронтом разворачивается санкционная война. Растет давление на Россию со стороны США, Великобритании и поддерживающих их государств, и вряд ли можно рассчитывать на дружеские отношения с Западом.
Чтобы выжить в этом турбулентном мире и занять достойное место в мировой экономической системе, Россия должна наконец преодолеть экономический застой и перейти к динамичному росту с темпами, опережающими мировые. В то время как наше правительство постоянно борется за поддержание стабильности, прежде всего финансовой, все
больше людей осознают, что реформирование ключевых сфер жизни в стране сейчас гораздо важнее.
Если обратиться к майскому Указу Президента РФ № 204, в котором определены основные целевые установки на предстоящий политический цикл, то становится ясно, что их достижение невозможно в рамках сложившейся экспортно-сырьевой модели развития. Нужен разворот к новой модели развития, который возможен только лишь в рамках четко сформулированной целостной экономической политики, конечной целью которой должно стать прорывное повышение уровня и качества жизни населения.
В таких условиях на первый план прежде всего выступает необходимость выстраивания комплексе стратегического управления, основанной на системе долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов и выборе приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации. Нужна стратегия социально-экономического развития как базовый документ, а не просто как перечень амбициозных целей. Необходима структурная перестройка экономики в направлении возрождения и развития реального сектора экономики, осуществляемого на самой передовой технологической основе.
Как отметила Е.Б. Ленчук, все это лишь часть обозначенных проблем, которые необходимо решать для обеспечения экономической безопасности страны. Поиск ответа на перечисленные выше вызовы, безусловно, требует системного подхода в оценке вызовов и рисков экономической безопасности в России, выстраивания системы управления рисками в рамках государственной экономической политики, обеспечения нового качества управления и т. п.
В развитие этих постановок на пленарном заседании участники конференции выступили с актуальными докладами по вопросам экономической безопасности России. Основное внимание на конференции было уделено проблемам формирования новых действенных подходов к оценке и управлению рисками для предотвращения и парирования угроз социальному и экономическому развитию страны.
На конференции состоялось развернутое обсуждение вариантов включения программных элементов обеспечения экономической безопасности в системы стратегического планирования на федеральном и субфедеральном уровнях (доклад д.э.н., профессора, руководителя научного направления Института экономики РАН А.Е. Городецкого «Развитие стратегического планирования: опыт регионов» и доклад д.э.н., профессора, действительного члена РАЕН, директора Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ С.Н. Сильвестрова на тему «Стратегическое планирование развития России в условиях нарастающих внешних вызовов»).
В докладе д.э.н., профессора, руководителя сектора экономической безопасности Института экономики РАН, действительного члена РАЕН, И.В. Караваевой «Финансовая составляющая социально-экономической безопасности» на основе анализа действующей ограничительной бюджетной концепции было представлено авторское обоснование причин замедления экономического и социального развития в России после 2012 г. Охарактеризованы риски снижения темпов экономического роста и предложены варианты их оценки и регулирования. Данная позиция в обосновании причин стагнационного развития отечественной экономики нашла подтверждение также в докладе д.ф.-м.н., профессора, действительного члена РАЕН, директора Института экономики и управления Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева С.Н. Митякова на тему: «Мониторинг как инструмент диагностики экономических кризисов».
Р.М. Нижегородцев, доктор экономических наук, зав. лабораторией Института проблем управления РАН, в своем докладе «Урок пессимизма: информационная подготовка вооруженной агрессии против России» наглядно продемонстрировал, как в последнее время углубляется поляризация экономического, социального, культурного, научно-образовательного пространства России. Р.Т. Юлдашев, д.э.н., профессор, генеральный директор Международного института исследования рисков, генеральный директор школы страхования бизнеса при МГИМО МИД России, действительный член РАЕН, подчеркнул необходимость развития института защиты интересов населения во всех вышеназванных направлениях в своем докладе «Организационные проблемы развития страхования».
С докладами на пленарном заседании также выступили: А.Е. Варшавский, д.э.н., профессор, заведующий лабораторией моделирования экономической стабильности Центрального экономико-математического института РАН, на тему: «Пространственное неравенство и центростремительное движение населения России: угрозы экономической, научно-технологической и национальной безопасности»; В.П. Бауэр, д.э.н., доцент, действительный член РАЕН, директор Центра стратегического прогнозирования и планирования Института экономической политики и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, на тему: «К вопросу об оценке влияния угроз экономической безопасности России на решение задач в области обороны».
Участниками конференции были рассмотрены острые проблемы определения и оценки рисков и вызовов социально-экономической безопасности, обсуждение которых состоялось на трех секциях: «Развитие теории и методологии управления экономической безопасностью», «Обеспечение экономической безопасности в системе государственного управления экономикой», «Методы оценки, контроля и мониторинга экономической безопасности».
Наибольший интерес по данным направлениям вызвали следующие выступления:
По секции 1 «Развитие теории и методологии управления экономической безопасностью»:
- Ю.Г. Павленко, д.э.н., профессора, главного научного сотрудника Института экономики РАН, по теме: «Экономическая безопасность государства: выявление и анализ приоритетных факторов»;
- А.Г. Коломиец, д.э.н., ведущего научного сотрудника сектора экономической безопасности Института экономики РАН, по теме: «Уровень инфляции в системе показателей экономической безопасности». Автор обратил внимание на то, что имеет место определенная фетишизация целевого показателя уровня инфляции, которая затрудняет более взвешенное представление о стабильности денежно-кредитных отношений, учитывающее, в частности, динамику денежной массы (в широком понимании) и уровень процентных ставок по коммерческим кредитам;
- В.В. Водянова, д.э.н., доцента, профессора кафедры логистики Государственного университета управления, М.П. Заплетина, к.ф.-м.н., доцента, доцента кафедры общих проблем управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и М.А. Минчен-кова, начальника Центра инвестиционных проектов Национального института развития Отделения общественных наук РАН, с докладом «Двухконтурная валютно-финансовая система как основа экономического суверенитета страны», в котором они обосновали необходимость формирования финансовой системы денежного обращения, обеспеченной активами государственной системы резервов (ГСР) и новой методологией расчета мультивалютной базы;
По секции 2 «Обеспечение экономической безопасности в системе государственного управления экономикой» обратили на себя внимание участников конференции доклады:
- Е.М. Бухвальда, д.э.н., профессора, заведующего Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН и А.В. Кольчугина, к.э.н., старшего научного сотрудника Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, «Поселенческий аспект пространственной безопасности для экономики России». В докладе авторы обосновывают, что переход к системе стратегического планирования требует качественно нового инструментария, правового и методического обеспечения государственной политики в отношении малых городов. Необходимо согласовать эту политику с единой системой приоритетов пространственного стратегирования для российской экономики, а также с использованием имеющихся институтов и инструментов политики регионального развития.
Государственная политика в отношении малых городов должна ориентироваться не просто на восстановление хозяйственной деятельности на этих территориях, а на утверждение роли малых городов как «точек» устойчивого развития российской экономики;
- М.Ю. Льва, к.э.н., профессора, ведущего научного сотрудника сектора экономической безопасности Института экономики РАН, действительного члена РАЕН, по теме: «Зазеркалье ценообразования как фактор угрозы экономической безопасности России». В докладе делается вывод о необходимости формирования новых многофакторных подходов в рамках политики ценообразования, ориентированной на обеспечение экономической и социальной безопасности страны. Автор ставит вопрос о наличии в российской экономике явления «перевернутого ценообразования», выражающегося в отсутствии справедливо устанавливаемых цен, а также законодательно закрепленной государственной политики цен, критериев начисления на социально ориентированные товары и услуги регулируемых цен;
- И.А. Кириченко, к.э.н., доцента, руководителя центра Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, А.В. Смирнова, к.э.н., зав. лабораторией Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, И.Н. Мигунова, к.э.н., заведующего лабораторией Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, на тему «Нацеленность ключевых инструментов национальных проектов на обеспечение экономической безопасности России». Авторы считают, что введенный в практику государственного управления новый механизм реализации и система ключевых инструментов по достижению национальных целей потребует в ближайшее время актуализации всех ранее принятых документов стратегического планирования, включая основополагающий документ в области экономической безопасности;
- С.В. Кайманакова, к.э.н., доцента Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, по теме «Об обеспечении внешнеэкономической безопасности России и не только». Автор уделил особое внимание модификации структуры и расширению географии российского экспорта, развитию форм и методов противодействия незаконному вывозу капитала из России.
По секции 3 «Методы оценки, контроля и мониторинга экономической безопасности» наибольший интерес вызвали доклады:
- С.В. Казанцева, д.э.н., профессора, главного научного сотрудника сектора экономической безопасности Института экономики РАН, действительного члена РАЕН, на тему «Вероятные зоны экономического давления на Россию». В докладе представлен анализ экономики современной России, которая унаследовала уязвимые для глобальной экономической агрессии зоны. Автор на основе прове-
денного анализа делает вывод, что от экономической войны и гло-боэкономической агрессии надо не только защититься, но и лишить агрессоров возможности и желания сражаться. Для этого следует по крайней мере защитить слабые места и нарастить мощь государства;
- А.И. Хорева, д.э.н., профессора, заведующего кафедрой экономической безопасности и финансового мониторинга Воронежского государственного университета инженерный технологий, И.М. Под-молодиной, д.э.н., профессора, профессора кафедры, И.С. Фролова, соискателя кафедры, на тему «Выявление факторов экономической преступности в Российской Федерации». В докладе группой авторов представлен анализ современного состояния экономической преступности в Российской Федерации, который позволяет сделать вывод о том, что за последние пять лет тенденции к снижению числа выявленных преступлений коррупционной направленности не наблюдается. Проведенное эконометрическое исследование подтверждает высокий уровень социальных рисков, проявляющихся в углублении социально-классовой дифференциации общества, в усложнении социально-демографической ситуации в стране, снижении уровня и качества жизни населения. Для борьбы с негативными факторами, влияющими на рост экономической преступности, авторами предлагается политика уменьшения степени дифференциации населения по уровню дохода и представлены конкретные предложения.
По результатам работы III Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов «Экономическая безопасность России: методы оценки и управления», посвященной памяти доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН, заслуженного экономиста России В.К. Сенчагова, была принята резолюция.
Участники конференции отметили, что выступления по докладам и их обсуждения позволили оценить риски и проблемы обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации и наметить подходы к устранению сформировавшихся внешних и внутренних рисков с использованием планового, бюджетного, ценового и административного регулирования.
Были охарактеризованы и намечены направления парирования следующих глобальных рисков.
1. Риски влияния антироссийских санкций на экономическое и социальное развитие.
Было показано, что развитие российских хозяйственных структур на основе зарубежной техники, знаний, know-how и технологий ориентирует отечественный бизнес на привлечение в страну иностранной валюты для их покупки. Валюта поступает в результате экспорта, основу которого в современной России составляет вывоз топливно-энергетических
ресурсов и других минеральных ресурсов. Для их добычи применяются импортируемые технологии, техника и материалы. В итоге формируется определенный замкнутый круг: большие масштабы импорта техники и технологий требуют расширения объемов продажи сырья. Для этого необходимо наращивать размеры его производства, что, в свою очередь, требует увеличения импорта техники и других товаров, используемых для добычи минерально-сырьевых ресурсов. Мы оказались в научно-технологической и финансовой зависимости от вышедших на передовые рубежи развития науки и техники государств, государственных и частных корпораций. Более того, мы продолжаем сохранять условия, способствующие поддержанию данной зависимости.
Сложившаяся ситуация непосредственно связана с выбором модели нового миропорядка. В этих условиях необходимо позиционировать Россию в качестве глобального игрока, а ее экономическая безопасность должна рассматриваться через призму формирования новых конфигураций многополярного мира. Говоря о перспективах развития российской экономики, необходимо четко отстаивать наши государственные интересы, учитывать различные тренды в развитии мировой экономики.
2. Риски технологического развития на макроуровне.
Действующая модель государственного управления наукой-техноло-гиями-инновациями не дает принципиальных подвижек в реализации задач «прорывной модернизации». За исключением «контура национальной безопасности и обороны», прогресса в сфере военных технологий, серьезных изменений в деле ускорения научно-технического и технологического развития, перехода на инновационный тип экономики не происходит. Формальные заимствования инновационных институтов в том виде, как они сложились за рубежом, не дают ожидаемого эффекта. Недостаточно эффективно работают механизмы государственных программ. Бюджетная политика носит антиинновационный характер. Реформирование в сфере науки привело к потере серьезных направлений как в фундаментальной, так и прикладной науке, НИОКР. В то же время университетский и корпоративный секторы компенсировать развитие данных научных направлений не сумели.
Без принципиального изменения концепции развития и реформирования научной и научно-технической сферы Россия не сможет не только полноценно ответить на глобальные технологические вызовы эпохи, но и рискует превратиться в промышленную периферию рынков научных разработок и технологий.
3. Противоречия и риски политики стратегического управления, сдерживающие реализацию национального стратегического приоритета «экономический рост».
Серьезной проблемой экономической безопасности России является отсутствие Центра стратегического управления, планирования и приня-
тия стратегических решений, в том числе их конкретного финансового обеспечения. Бюджетная политика уже на протяжении ряда лет формирует условия для возникновения рисков социального и экономического развития современной России. Опыт функционирования трехлетних бюджетов и прогнозов социально-экономического развития обозначил серьезные вопросы и претензии к сложившейся бюджетной концепции. Практика последних лет показывает катастрофическое несовпадение прогнозных и фактических данных при реализации трехлетних бюджетов, формирование реальных угроз интересам предпринимательства, торможение в решении социальных проблем. Представляется целесообразным изменить порядок разработки бюджета и прогноза социально-экономического развития как параллельных документов. Сформулировать принципы создания единого трехлетнего финансового документа, включающего годовой федеральный бюджет на текущий период и прогноз социально-экономического развития страны на последующие два года. Необходимо изменение бюджетной политики в целом, а также экономической ограничительной направленности развития всей российской экономики. Необходимо создать условия для практической реализации положения Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и решить задачи ускорения экономического и социального развития страны, заложенные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
4. Проблемные факторы реализации национальных проектов социальной направленности.
Реализации блока национальных проектов (программ): «Демография», «Здравоохранение», «Образование» среди всех национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, придано особое значение. Именно эти три национальных проекта, имеющие четкую социальную направленность, призваны в наибольшей степени повлиять на улучшение качества человеческого капитала как основы экономического роста России. Необходимо учитывать, что финансирование мероприятий по данным направлениям, как правило, имеет отложенный во времени эффект. В основном это осуществляется путем выделения в рамках национальных проектов ряда федеральных проектов и включения их в уже осуществляющиеся государственные программы. Таким образом, увеличивается набор структурных элементов, составляющих государственные программы и подпрограммы.
Необходимо формирование возможностей парирования факторов неопределенности в реализации социальных национальных проектов. Если не будет создан эффективный механизм контроля за реализацией национальных проектов, то они превратятся в очередной структурный элемент государственного программирования, ориентированный на формальную отчетность для органов федеральной исполнительной власти.
5. Риски развития фундаментальной науки как важной составляющей обеспечения экономической безопасности.
Поддержание приоритетности фундаментальных научных исследований - необходимое условие обеспечения экономической безопасности в современных условиях. Расходы на гражданскую (фундаментальную и прикладную) науку не имеют статуса самостоятельного раздела в федеральном бюджете на 2019 г. Финансирование научных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ за счет федерального бюджета осуществляется в рамках различных программ, имеющих разный статус (национальных, федеральных, государственных проектов), а также расходов на оборону, образование, здравоохранение и других статей. Все это создает значительные трудности при оценке как общих результатов расходов бюджета на науку, так и отдачи от отдельных программ и проектов. Такое положение усиливает риски неэффективного использования бюджетных ассигнований даже в тех случаях, когда казначейское сопровождение и контроль Счетной палаты обеспечивают строго целевое расходование средств распорядителями кредитов.
6. Государственное регулирование цен в стратегии социально-экономической безопасности России.
Важным инструментом обеспечения как экономической, так и социальной безопасности, становится сегодня государственное регулирование цен. Уровень рентабельности продаж в деятельности по добыче топливно-энергетических ресурсов в последние годы намного превышает уровень рентабельности продаж по России и, что особенно важно, уровень рентабельности продаж в отраслях инвестиционного комплекса. Эта разница (в 2-3 раза) объективно подрывает финансово-экономические основы для намечаемого ускорения экономического роста за счет «технологического рывка», в т. ч. и из-за неоправданного перераспределения финансовых ресурсов из отраслей инвестиционного комплекса в добывающие.
В настоящее время назрела потребность сформулировать государственную политику цен на энергоресурсы, целями которой должно стать всемерное ускорение экономического роста, содействие новой индустриализации России, повышение доходов населения и, как следствие, существенное повышение социально-экономической безопасности России. Получаемая вследствие разницы внутрироссийских и мировых цен ценовая рента должна оставаться важным внутренним источником финансирования экономического роста России (при условии серьезной борьбы с коррупцией и незаконным выводом финансовых ресурсов из страны).
7. Монетарные отношения и кредитно-банковская система как возможные аспекты дестабилизации экономической безопасности.
Исследование безопасности национальной кредитно-банковской системы показало, что важнейшие вызовы и угрозы в этой сфере способны дестабилизировать монетарные отношения и кредитно-банков-
скую систему в среднесрочном и долгосрочном периодах. В современных условиях первоочередное значение приобретает вопрос о взаимном влиянии и зависимости между качеством «экономических» институтов, индикаторов денежной стабильности и темпов роста.
В этом контексте необходимо рассматривать прежде всего угрозы, связанные с недостаточным объемом инвестиций в реальный сектор экономики, ограничением доступа к долгосрочным финансовым ресурсам и задачи «развития внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов», которые указаны в Стратегии экономической безопасности РФ.
В целях практической реализации выводов и обоснований, отраженных в докладах пленарного и секционных заседаний, ее участники предложили:
- направить рекомендации III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения»: «Экономическая безопасность России: методы оценки и управления» во фракции Государственной Думы РФ, депутатам Государственной Думы, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Генеральную прокуратуру РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- поддерживать постоянно ведущийся диалог между органами власти и государственного управления, с одной стороны, и академическим и вузовским сообществом, с другой стороны, по вопросам эффективности системы институтов обеспечения экономической безопасности, своевременного реагирования на динамично меняющийся набор современных вызовов, угроз, рисков, нейтрализации деструктивных тенденций в современной международной политике и глобальной экономике;
- развивать деятельность постоянно действующего методологического семинара Института экономики РАН и секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства РАЕН «Сенчаговские чтения», который функционирует как теоретическое сопровождение развития приоритетных направлений Стратегии экономической безопасности в системе национальной безопасности России;
- продолжить ежегодное проведение на базе Института экономики РАН, Института проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова, других научных структур РАН и РАЕН Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» для обсуждения проблем экономической безопасности России и ее регионов, сфер и отраслей национальной экономики, расширяя тематику и состав участников заседаний.