Научная статья на тему 'Марийская народная медицина. Истоки и перспективы'

Марийская народная медицина. Истоки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1375
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / МАРИЙЦЫ / ЯЗЫЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / ПОВОЛЖЬЕ / УРАЛ / "ЧИМАРИЙ ЮЛЛА" / РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИИ / ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ЗНАХАРИ / ИСЦЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Головин Виталий Федорович

Автор акцентирует внимание на необходимости изучения актуальной проблематики в этнических культурах Российской Федерации. Тема статьи тесно связана с развитием народной медицины марийцев, проживающих на территории Республики Марий Эл, а также по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Марийская народная медицина является не только феноменом локальной культуры, но и национальной религиозной системой, получившей название «Чимарий Юлла». Эта разновидность языческих религиозных форм относится к наиболее древним религиям на территории России. Учитывая тот факт, что марийская медицина и религия имеют древнейшее происхождение и традиции, которые практически не изменились в настоящее время, исследование, которое осуществил автор публикации, станет востребованным и интересным в отечественных и зарубежных научных кругах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марийская народная медицина. Истоки и перспективы»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МАРИИСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА. ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Головин В.Ф.

Г

\

Головин Виталий Федорович - Гранд Мастер марийской традиционной народной медицины, Специалист по восточной медицине, мастер оздоровительных практик, Член Национальной Ассоциации Народной Медицины, Член Международной Профессиональной Ассоциации Народной Медицины, Академия Гармонии и здоровья, младший редактор, Международный научный журнал «International Journal of Complementary and Alternative Medicine», г. Казань

Аннотация: автор акцентирует внимание на необходимости изучения актуальной проблематики в этнических культурах Российской Федерации. Тема статьи тесно связана с развитием народной медицины марийцев, проживающих на территории Республики Марий Эл, а также по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Марийская народная медицина является не только феноменом локальной культуры, но и национальной религиозной системой, получившей название «Чимарий Юлла». Эта разновидность языческих религиозных форм относится к наиболее древним религиям на территории России. Учитывая тот факт, что марийская медицина и религия имеют древнейшее происхождение и традиции, которые практически не изменились в настоящее время, исследование, которое осуществил автор публикации, станет востребованным и интересным в отечественных и зарубежных научных кругах.

Ключевые слова: этническая культура, народная медицина, марийцы, языческая медицина, Республика Марий Эл, Поволжье, Урал, «Чимарий Юлла», религиозная система, традиции, история, этнография, знахари, исцеление.

Тысячелетние лечебные традиции разных народов мира содержат знания, на порядок превышающие те, которыми располагает современная медицинская наука. И когда логика современного развития общества заставляет официальную медицину обращаться к этому знанию, ее представителям непременно приходится задуматься о принципах эволюции этих знаний.

Также остро возникает вопрос о собственной ответственности современной медицины за то, что она делает объектом своего изучения - здоровье человека. Предстоит найти ответ на вопрос, почему же сегодня - в эпоху глобализации, функционирования международных медицинских структур, иногда бывает гораздо сложнее его сохранить и укрепить, нежели в предыдущие века, когда человек был

очень тесно связан с природой, стремился не нарушать ее порядок и сохранять гармонию с окружающей средой обитания?

В течение длительного времени в нашей стране внимание было обращено только на классическую, традиционную медицину. Все остальное, что не укладывалось в эти догмы, считалось шарлатанством (это вопрос дискуссионный, так как нельзя не согласиться, что и шарлатанов в сфере народной медицины очень много появилось, особенно в последнее время). Более того, упоминание о народной (нетрадиционной) медицине не допускалось при формировании научного мировоззрения и профессиональных знаний практического врача.

И только с течением времени ситуация начала меняться, а медики-ортодоксы все чаще вынуждены констатировать, что применение тех или иных прабабушкиных рецептов дает результаты, о которых традиционной медицине порой приходится только мечтать. Сначала почти подпольно, а потом все активнее и активнее такие средства начали изучать и давать им научное объяснение. Было также отмечено, что сочетание подобных методик с классической медициной поражает своей результативностью.

Только сейчас уже отовсюду, среди разных этнических культур стали отыскивать чудом уцелевшие старинные книги с рекомендациями и советами народных знахарей предыдущих веков. С уважением начали относиться к старинным рецептам, использование и популяризация которых даже стали в какой-то степени модными в начале ХХ1 века. Таким образом, методы, которые применяли наши предки, получают в России и мире второе рождение, а также определенный статус.

Особое место в огромном пространстве народной медицины заняли соответствующие знания одного из давних этносов, проживающего на территории современной Российской Федерации - марийцы (устаревшее русское название -черемисы) [14, с. 519-524]. Географический ареал обитания этого этноса -преимущественно Республика Марий Эл, а также многие области и республики Поволжья и Урала [22, с. 2-6].

История и культура марийцев являются предметом изысканий многих исследователей. Среди них назовем Г. Городского [9], Д.П. Никольского [16], С.К. Кузнецова [13], Н.В. Никольского [17-18], В.М. Васильева [5-7], Т.Е. Евсеева [îo], Б.А. Байдимирова [1-3], С.В. Болыпова [4], Н.Н. Глуховой [8], Ю.А. Калиева [11-12], В.А. Мочаева [15], С.С. Новикова [19], В.Н. Петрова [20-21]. Следует отметить, что из всего количества существующих исследований (а здесь представлены не все авторы), только труды В.Н. Петрова посвящаются непосредственно изучению темы марийской народной медицины. Все остальные работы помогают исследовать этот вопрос в историческом, религиозном, философском, социально-культурном аспектах.

Следовательно, не теряет своей актуальности вопрос, когда возникли зародыши народной медицины древних этносов, ярким представителем которых выступают марийцы? Известно, что первые признаки примитивной медицинской помощи выявлены еще в период первобытнообщинного строя, в истории которого выделяют эпоху первобытного человеческого стада (нижний палеолит) и эпоху первично -родового строя (верхний палеолит и неолит), - остатки пыльцы лекарственных растений были найдены еще в неандертальском захоронении.

При этом одновременно возникли представления о враждебных человеку магических (природные и сверхъестественные) силах, таинственных существах, которые и вызывали болезни, особенно тогда, когда человек не подвергался их влиянию, не желал задобрить их и тому подобное. Поэтому, наряду с примитивными материалистическими представлениями о природе заболеваний развивались и магические, религиозные взгляды на природу, в том числе и у марийцев [19, с. 62]. Однако и те, и другие представления формировали систему мировоззрения марийцев, которая не ограничивалась только эмпирическими приемами и навыками лечения, но и пыталась понять причины развития существующих болезней.

49

На первом месте у марийцев стояло использования лекарственных растений, поскольку предшественники этого рода считали природу лучшим целителем, а лекарственные растения - надежным и эффективным средством лечения разных болезней. Этот эмпирически сформированный тезис основывался на древнем родстве, лежащем в основе близости людей и растений и который можно теперь доказать, анализируя перечень составляющих химических элементов, входящих в состав животных и растительных тканей.

Когда появились переведенные рукописные издания-травники - современникам стало понятно, благодаря в фиксированному опыту лечения травами, как именно подбирался состав разных трав. Марийцы в лечебных книгах описывали как травы и состав рецептов, так и способы лечения «наружных» заболеваний кожи и полости рта. Важное значение придавалось костоправству, причем некоторые древние приемы сопоставления костных отломков, вправление вывихов, позвоночных дисков сохранили свое значение до сих пор.

К методам марийской народной медицины относятся лечение и профилактика физиологических нарушений в организме различного генеза с помощью трав, минералов, продуктов животного происхождения, апитерапии (лечение пчелами), лечения муравьями.

Народная медицина марийцев являлась феноменом духовной культуры на всех этапах исторического развития этноса. Его высокий интеллект, освященный тысячелетней мудростью, определялся не только в любви к земле, труду, он царил в обрядах, песнях, заговорах, ритуальных праздниках, лечебной магии словом, вещами, числами, оберегами, целебными растениями и был отражен в быту, фольклоре, народных рассказах, трудах этнографов, историков, знахарей.

Важное значение имел процесс лечения и профилактики иммунных нарушений и соматических нарушений, в народе называемый «сглазом», а по сути - это скрытые психоэмоциональные блоки в подсознании человека, формирующие «энергетический спад», то есть, состояние упадка сил или невозможности (большой затруднительности) реализации своих намерений - при отсутствии явных внешних факторов. В этом случае марийцами использовался метод суггестии, связанный с применением устойчивых выражений в виде коротких формул или молитвы, обращенных к силам Природы.

В качестве профилактики широко использовались методы, которые условно можно назвать «марийские медитации» - так называемые «медитации облегчения». Кроме этого марийские знахари «Юзо» с древнейших времен используют свою систему иглоукалывания, рефлексотерапии.

Возможно не совсем уникальным, но, по крайней мере, заслуживающим внимания, является марийский массаж. Его отличие от других форм массажа заключается в том, что он осуществляется практически без приложения силы. Потому он и называется «лыжге вий», то есть - «спокойная сила». Массаж позволяет в короткие сроки снимать напряжение в любой группе мышц, как в поперечнополосатых, так и в гладких мышцах, позволяя таким образом быстро снимать отечность, болезненность и нормализовать микроциркуляцию всех жидкостей организма. Это можно подтвердить методами аппаратной и лабораторной объективной диагностики.

Знаковое место в лечении раньше уделялось обрядовым формам народного врачевания. В настоящее время на это меньше обращают внимания, хотя с позиции современной медицины и психологии, это довольно эффективные методы этнокультурной психологической коррекции и может быть использовано при групповой терапии, как образная медитативная терапия, для лечения и профилактики.

А самая большая ценность всей марийской народной медицины в том, что она учит человека бережному отношению к природе в целом и к своему здоровью, в частности. Разумно полагая, что физические процессы патологии вызваны, прежде всего, тем, что человек отдаляется от природы или теряет связь с природой.

50

Имеется в виду, что человек больше времени находится в своем воображении, а именно, в своих планах, мечтах, нервозном суетливом состоянии ума. Находясь в таком состоянии, человек не видит реальность: небо, облака, солнце. Буквально человек конечно видит, но не обращает внимания. И только когда сознание человека слишком перегружается, подсознание включает механизм защиты и запускает сначала процесс «боли». И если человек и дальше не обращает внимания, то этот процесс становится хроническим и запускает другие процессы в организме. А начало этой проблемы связано с тем, что человек слишком сильно отождествляется со своими мыслями и теряет связь с реальностью.

Для профилактики этого явления во многих культурах есть свои меры профилактики. В марийской медицине знахари советуют больше общаться с природой. Использовать различные дыхательные упражнения, применять даже в городских условиях ароматы трав и деревьев, особенно когда человек очень перегружен проблемами эмоционального характера.

Знахари рекомендуют многократно в течение дня переносить внимание на ощущение окружающего запаха (без оценки, хороший или плохой) просто для этого сделать от 2 до 5 вдохов и выдохов, принюхиваясь на каждом вдохе к тем запахам, которые присутствую в настоящий момент. Так постепенно вырабатывается привычка самостоятельно скидывать ментальное напряжение. И в конечном итоге состояние физического здоровья будет в значительной степени более сбалансированным.

Много внимание также уделяется нравственно-этическому воспитанию и физическому закаливанию. В перспективе необходимо всесторонне изучать и по мере изучения внедрять этнокультурные методы терапии в систему общего здравоохранения, как меры профилактики, так и меры оздоровления. Все это крайне необходимо для того, чтобы будущие поколения стали не только техногенной цивилизацией, но еще имели крепкое гармоничное физическое и духовное здоровье.

Актуальность методов марийской народной медицины в современное время и возможные перспективы ее использования в системе общего здравоохранения как в нашей стране, так и за рубежом, остается прежней и привлекает к себе внимание как ученых, так представителей официальной современной медицины.

Список литературы

1. Байдимиров Д. Домостроительная обрядность и семантика жилища народа мари / Д.А. Байдимиров // Материалы Международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры»: к 90-летию МРОКОМ им. И.Д. Воронина. Саранск, 2009. С. 34-39.

2. Байдимиров Д. Отражение традиционной религии народа мари в повседневной сфере / Д.А. Байдимиров // Актуальные решения современной науки: сборник научных работ аспирантов. Вып. № 2. Йошкар -Ола: Марийс. гос. ун-т, 2011. С. 10-13.

3. Байдимиров Д. Свадебный обряд как фактор социализации в традиционной культуре восточных мари / Д.А. Байдимиров // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7146/ (дата обращения: 04.08.2017).

4. Болыпов С. Древние культовые памятники Марий Эл: монография / Болыпов С.В., Большова Н.А., Данилов О.В. Йошкар-Ола, 2008. 163 с.

5. Васильев В. Верования и обряды мари / В.М. Васильев // ИОАИЭ. Т. XXXI. Вып. 1. Казань, 1920. С. 49-70.

6. Васильев В. Марийская религиозная секта «Кугу сорта» / В.М. Васильев. Йошкар-Ола, 1928. 127 с.

7. Васильев В. Материалы для изучений верований и обрядов народа мари / В.М. Васильев. - Краснококшайск, 1927. 127 с.

51

8. Глухова Н. Экспрессивность марийских языческих мотивов / Н.Н. Глухова // Финноугроведение, 1994. № 2. С. 38-52.

9. Городской Г. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии / Г. Городской // Этнографический сборник Русского географического общества. Вып. VI. Спб., 1864. С. 23-34.

10. Евсеев Т. Обычаи, верования и суеверия марийцев / Евсеев Т.Е. // Марий Эл, 1927. № 4-10. С. 125-165.

11. Калиев Ю. Религиозные верования. Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов / Ю.А. Калиев. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 2001. 184 с.

12. Калиев Ю. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия: монография / Ю.А. Калиев. Йошкар-Ола, Марийс. гос. унт, 2003. 216 с.

13. Кузнецов С. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария / С.К. Кузнецов // Этнографическое обозрение, 1905. № 1. С. 129-157.

14. Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные // Энциклопедия Республики Марий Эл / Гл. редкол.: М.З. Васютин, Л.А. Гаранин и др.; Отв. лит. ред. Н. И. Сараева; МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева. М.: Галерия, 2009. С. 519-524. 872 с.

15.Мочаев В. Марийская биографическая энциклопедия / В.А. Мочаев. Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. С. 152. 486 с.

16. Никольский Д. О черемисах: этнографически-антропологический очерк / Д.П. Никольский // Записки Уральского Общества любителей естествознания. Т. XVII. в. 1. Екатеринбург, 1896. С. 83-117.

17. Никольский Н. История мари (черемис) / Н.В. Никольский. Вып.1 Казань, 1920. 180 с.

18. Никольский Н. Программа для собирания сведений об инородцах Поволжья / Н.В. Никольский // ИОАИЭ. Т. XXIX. Вып. 1. Казань, 1916. С. 173-186.

19. Новиков С. Восточные марийцы. Философия, история, люди / С.С. Новиков. Т. 4. Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2011. 308 с.

20. Петров В. Марийская народная медицина / В.Н. Петров. Йошкар-Ола, 2003. 116 с.

21. Петров В. Методы акупунктуры марийцев и их параллели в народной медицине других народов / В.Н. Петров // Межэтнические связи населения Марийского края. АЭМК. Вып. 20 Йошкар-Ола, 1991. С. 123-153.

22. Стариков С. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX-XX веков / С.В. Стариков. Филокартия, 2009. № 4 (14). С. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.