Научная статья на тему 'МАРИИНСКИЙ ТЕАТР В СВЕТЕ ПУШКИНСКОЙ ТРАДИЦИИ К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина'

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР В СВЕТЕ ПУШКИНСКОЙ ТРАДИЦИИ К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРИИНСКИЙ ТЕАТР В СВЕТЕ ПУШКИНСКОЙ ТРАДИЦИИ К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина»

М.Н. Дробышева

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР В СВЕТЕ ПУШКИНСКОЙ ТРАДИЦИИ К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

113

В 2024 году исполнилось 225 лет со дня рождения А.С. Пушкин. Нет такого литературного жанра, к которому бы он не обращался в своем творчестве. Его роман «Евгений Онегин» известный критик Виссарион Белинский называл «энциклопедией русской жизни». Главным для Пушкина в проблемах изображения действительности был историзм. В его произведениях можно обнаружить все исторические эпохи: Античный мир, Древняя Русь, Средневековая Европа, правление Бориса Годунова, грозное время смуты, царствование Петра I, пугачевский бунт и время Екатерины II, войну 1812 года, восстание декабристов. Александр Сергеевич подчеркивал, что для писателя необходимы: «Философия, бесстрашие, государственные мысли истории, догадливость, сила воображения, отсутствие предрассудка любимой мысли, свобода». Пушкин рос, формировался, взрослел среди уникальной архитектуры Петербурга и Царского Села. Его поэзия пронизана величием петербургского стиля.

В XVIII-XIX веках в Петербурге возникает интерес к египетской культуре. Египетские мотивы присутствовали в русской архитектуре конца XVIII - нач. XIX веков. В Екатерининском парке Царского села в 1771 году была сооружена трёхгранная гранитная пирамида. А.С. Пушкин жил в Царском селе, там он встречался в 1831 году с египтологом И.А. Гульяновым, о чём свидетельствует рисунок пирамиды, сделанный поэтом на одной из страниц трудов учёного. Можно также вспомнить фонтан с фигурами сфинксов Тома де Томона у Пулковской горы на Царскосельской дороге (1809), или другие фигуры сфинксов скульпторов В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова во дворе Горного института. После сенсационного открытия египтолога Ж.-Ф. Шам-польона, расшифровавшего иероглифы, подлинные сфинксы Аменхотепа III были найдены в Фивах, привезены в Россию в 1832 году и установлены на набережной Большой Невы. Знаменитые Египетские ворота, ведущие в Царское село, выполнены по проекту архитекторов А. Минеласа и Н. А.Львова в 1827-1830 гг. Ворота представляли собой форпост с несколькими ярусами барельефов, рисунки из которых были

взяты из известных гравюр многотомного «Описания Египта» барона Доминика Ви-вана Денона (Denon D.V. Description de L'Egypte. - Рате, 1802-1822).

Осмыслением египетского наследия занимался и А.С. Пушкин, создав в 1835 году философскую повесть «Египетские ночи». По мнению А.П. Анненкова в «Египетских ночах» поэт хотел сопоставить два миросозерцания - древнее и современное. Действие философской повести происходит в трёх пространствах: египетским, французском и петербургском.

В то время в Петербурге стали модными «египетские вечера» - своеобразные спиритические сеансы. Мода на такое времяпрепровождение пришла из Парижа. Именно подобный вечер поэт описал в своей повести, в центре которой предстают поэт Чарский и итальянец-импровизатор. В этом описании Пушкин показывает взаимоотношение общества и поэта, прикасается к важнейшей теме - тайне творческого дара.

К образу Клеопатры поэт обращался еще в 1824 году, во время Южной ссылки. Стихотворная часть «Египетских ночей» - это поэма о Клеопатре, которая подана поэтом как импровизация. В 1908 году по этой повести Пушкина и новелле Теофиля Готье «Ночь Клеопатры» в Мариинском театре был поставлен одноактный балет на музыку Антона Аренского «Египетские ночи». Хореографом и либреттистом стал знаменитый балетмейстер Михаил Фокин. В 1909 году в Париже на премьере Русских сезонов Дягилева спектакль шел под названием «Клеопатра» в декорациях и костюмах Л.С. Бакста, с музыкой русских композиторов: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.К. Глазунова. Особенностью постановки было обращение Фокина к египетским фрескам для создания балетных поз, что было необычно для того времени и вызвало интерес у парижской публики. В этом балете главные партии исполняли Ида Рубинштейн (Клеопатра), Анна Павлова (Вереника или Таор в парижском варианте) и Михаил Фокин (Амун).

Надо заметить, что египетская тема была весьма плодотворна для русского балета. Задолго до фокинской постановки выдающийся хореограф Мариус Петипа на музыку

Цезаря Пуни вместе с либреттистом Жюлем Анри Вернуа де Сент-Жоржем сочинил спектакль «Дочь фараона» по произведению Те-офиля Готье «Роман мумии». Премьера балета «Дочь фараона» прошла 18 января 1862 года в Большом (Каменном) театре, Мариус Петипа исполнял партию Таора, а дочь фараона Аспиччию - Каролина Розатти. Эта постановка принесла Мариусу Петипа не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров (до этого он был танцовщиком-солистом). Он поставил десятки хореографических шедевров, благодаря которым Петербург стал балетной столицей. Что особенно характеризовала Петипа хореографа - для каждой новой солистки (а партию Аспиччии в разные годы исполняли Мария Суровщикова-Петипа, Екатерина Вязем, Ольга Спесивцева, Матильда Кшесинская, Анна Павлова) он сочинял новые вариации, стремясь подчеркнуть индивидуальность и талант балерины.

В годы революционных преобразований в 1918 году в новопровозглашённой Советской стране балет стал народным спектаклем, его регулярно давали в неабонементные дни (не в среду и не в воскресенье), которые могли посетить все желающие, а не только держатели абонементов. Балет «Дочь фараона» служил просвещению масс, зрительный зал всегда был переполнен. По-

следний раз спектакль был показан публике 19 апреля 1928 года. Только в 2000 году Пьер Лакот осуществил постановку балета «Дочь фараона» в Большом театре, он был художником, постановщиком, разрабатывал дизайн декораций и костюмов, используя мотивы постановок в императорском Мари-инском театре. Но оркестровка спектакля не была достаточно удачной и балет был снят с репертуара.

В мае 2024 года петербургские зрители смогли посетить уникальную постановку балета в трех действиях с прологом и эпилогом «Дочь фараона», музыка Цезаря Пуни, в редакции Мариинского театра 2023 года. Это балет действительно «большого стиля», в нем участвует 250 человек от солистов, кордебалета, миманса до статистов. Хореографом реконструкции балета стал Тони Канделоро, дизайн декораций и костюмов Роберто Пердзиолы были выполнены по мотивам постановок «Дочери фараона» в императорских театрах Петербурга (1862, 1885).

Тони Канделоро вспоминал, что когда он жил в 1990-е годы в Париже, там он познакомился с Ниной Тихоновой, бывшей солисткой труппы Иды Рубинштейн. От нее и от танцовщиц хореограф узнал о стиле Петипа. «Они показали фрагменты его вариаций и научили меня тому, что в класси-

Дочь Фараона. Сцена охоты, сцена на дне Нила

ческом балете виртуозность - это не акробатика, а выстраивание архитектуры танца, передающей зрителю полет души. В хореографии Петипа сочетались черты романтизма, модной в то время итальянской школы и пантомимной драмы. Наша постановка основана на записях этого спектакля, сде-данных по системе Владимира Степанова в начале XX века и сохранившихся в коллекции Николая Сергеева (ассистент Петипа). Расшифровать и проанализировать записи мне помог Хуан Бокамп, вдумчивый исследователь старинных постановок. Вариации Кшесинской, Павловой возвращаются на сцену, чтобы вновь ожить там, где были созданы». Сценография Роберто Пердзиолы в этом спектакле решалась на основе дореволюционных эскизов. Работая над костюмами, он подготовил огромное количество выполненных от руки эскизов, в мельчайших деталях представляющих сценографические образы.

Сюжет «Дочери фараона» начинается с того, как молодой путешественник, лорд Вильсон и его слуга оказываются в пустыне у пирамид Гизы, в одной из которых покоится любимая дочь фараона Аспиччия. Курение опиума погружает англичанина в глубокий сон и заснув, он оказывается в недрах пирамиды. Ожившая дочь фараона смотрится в зеркало и видит свой прекрасный образ, она подходит к спящему лорду, и они направляются в прошлое Древнего Египта. С Вильсоном происходит чудесное превращение - он становится древним египтянином Таором, влюбленным в дочь фараона. У него появляется соперник, Нубийский царь. Влюбленные спасаются бегством и прячутся в хижине рыбака, но скрыться им не удается, оскорбленный Нубийский царь (Дмитрий Пыхачев) обнажает кинжал и Аспиччия, не видя другого выхода, бросается в воды Нила, где ее приветствует хозяин реки и устраивает в ее честь праздник. Красив и фантастичен, был задник в сцене подводного речного царства, выполненный вручную в Головинском зале, находящемся под самым куполом исторического здания Мариинского театра. Нил (Дмитрий Шарапов) исполняет желание Аспиччии вернуться на землю. Фараон благословляет союз своей дочери с Таором, а Нубийскому царю приказывает удалиться. В эпилоге лорд Вильсон видит прекрасную Аспиччию или это сон продолжается?

В балете «Дочь фараона» присутствует насыщенность и пластичность образов, аналогично тем, что есть в пушкинской поэме о Клеопатре в «Египетских ночах». В описании можно найти конкретные предметные

образы: лампады, курящийся фимиам, золотые украшения, золотое ложе.

В балете много женских партий: Аспич-чии (Мумии, дочери фараона) и Рамзеи (любимой невольницы Аспиччии), вариации шести «рек» (Гвадалквивир, Темза, Рейн, Тибр, Хуанхэ, Нева), где каждая представляет свой этнический колорит, и трех альмей (придворных танцовщиц), а также сложнейшие выступления двух солисток из Pas d'action, корифеек и кордебалета.

Аспиччию в мае 2024 года танцевали Виктория Терешкина (со свойственным балерине драматизмом), Александра Хитеева (передала жизнерадостность молодости) и Мария Ильюшкина (она покорила петербургским благородством, лирическим драматизмом, изысканностью). Для исполнения Таора (египтянина, он же Лорд Вильсон) не нужны были, характерные для мужского танца, прыжки и вращения, а требовалась безукоризненная актерская игра и обаяние, что было заметно у Тимура Аскерова.

Герои балетов «Дочь фараона», «Клеопатра» и повести А.С. Пушкина «Египетские ночи» окружены ореолом трагедийных ассоциаций, сюжет развивается в плане эротики и танатологии, в этих произведениях тесно переплетаются исторические факты с элементами художественного вымысла. Перед нами фантастическое переходит в реальность.

Балет «Медный всадник»

В день рождения А.С. Пушкина в этом году на сцене Мариинского-2 был показан балет «Медный всадник». Модернизировав Захаровскую версию (1949), Ю. Смекалов ввел в постановку новый современный хореографический язык. Для постановщика Юрия Смекалова характерно создавать спектакли на стыке жанров, экспериментировать, объединяя танец, драму, пластику, музыку, вокал, как в его спектакле «Шинель» на музыку Вартана Гноро (танцевальная драма по мотивам повести Николая Гоголя). Работая над балетом «Медный всадник», танцуя объятого страстями Гирея в «Бахчисарайском фонтане», он погружался в мир пушкинской поэзии, пытаясь проникнуть в глубины, скрытые от глаз читателя. Гоголь так писал о Пушкине: «Даже и в те поры, когда метался он сам в чаду страстей, поэзия была для него святыня, - точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необдуманного, опрометчивого из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность. А между тем все там до единого есть история его са-

Шинель. Танцдрама, постановка Юрия Смекалова. Сцена из спектакля

Балет «Медный всадник». Сцена из спектакля

Я

о

СЧ1

Ei

CD

О

VO

О

мого. Но это ни для кого незримо. Читатель услышал одно только благоуханье; но какие вещества перегорели в груди поэта затем, чтобы издать это благоуханье, того никто не может услышать».

У Пушкина тема маленького человека часто звучит в творчестве. В «Медном всаднике» маленький человек Евгений предстает в широком разноплановом историческом контексте, так же как у Гоголя в «Шинели». К этой вечной теме «маленького человека» обращается Ю. Смекалов в обоих постановках - в «Медном всаднике» и в «Шинели». Комбинация музыки, танца и звучащего слова помогает раскрыть истинные чувства героя и изменить финал его истории, чтобы дать зрителям надежду, что Любовь может случиться снова. Такова концепция постановщика и руководителя Творческого объединения МЭД (Мастерство. Эксперимент. Движение) Юрия Смекалова.

Открытие бюста А.С. Пушкина в Венесуэле

В феврале 2024 года в центре столицы Венесуэлы Каракасе был открыт памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Это третий памятник Пушкину в Латинской Америке (первый был воздвигнут на Кубе в 1974 году, второй - в Панаме в 2009 году). Это событие показало, что пушкинский гений не знает государственных границ и языковых различий. Не зря поэт писал: «И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит».

Бюст находится в одном из старейших мест города - в парке имени народного героя

республики Эсекиеля Саморы. Скульптура располагается на постаменте, который изображает кипу книг. Композиция выполнена из бронзы в стиле неоклассицизма. Автор -член Московского союза художников, скульптор Виталий Шанов.

Источник: https://publishernews.ru/PressRelease/ PressReleaseShow.asp?id=768862

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, присутствовавший при открытии бюста поэта, отметил, что А.С. Пушкин был современником великого деятеля Латинской Америки Симона Боливара (шляпа, которую он носил стала символом прогрессивных идей - и получила название «боливар» - стала весьма модной в российском обществе того времени).

Композитор Игорь Стравинский и поэт Александр Пушкин Фестиваль «Гений места»

15 июня стартовал завершающий этап фестиваля «Гений места» - приношение Игорю Федоровичу Стравинскому. События проходили на сценах Мариинского театра и в музее-заповеднике «Петергоф» на малой родине композитора, в Ораниенбауме.

16 июня в Южном дворе Большого Менши-ковского дворца Джованни Фонтана в парке Ораниенбаум в музее-заповеднике «Петергофе» прошел общедоступный гала-концерт при участии артистов балетной труппы из Владивостока и Санкт-Петербурга. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра стоял Валерий Гергиев. Также под управлением маэстро прошел камерный концерт солистов оркестра в Японском павильоне архитекторов Браунштейна и Ри-нальди. Еще один общедоступный симфонический концерт в Ораниенбауме состоялся

17 июня. Дирижерами выступили Андрей Иванов и Хаожань Ли.

Большой популярностью в Мариинском театре у петербургской публики пользуются вечерние концерты. Так было и в дни этого фестиваля. 16 июня были исполнены сочинения Игоря Стравинского: Концерт для скрипки с оркестром, Симфония т С, музыка балета «Игра в карты». Солистом стал Кристоф Барати, который играл на скрипке работы Антонио Страдивари (1703). Сегодня Барати является художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки в Капошваре (Венгрия).

В рамках фестиваля состоялась петербургская премьера балета «Концертные танцы» на музыку Стравинского в постановке Александра Сергеева, а также были представлены редко идущие балеты «Поцелуй феи» и «Свадебка» Стравинского. 18 июня в Концертном зале Мариинского театра прозвучала опера-оратория «Царь Эдип». Стравинский создавал это сочинение под влиянием восприятия духа античности Пушкиным. В концертном исполнении оперы участвовали известные оперные солисты Мариинско-го театра, такие как: Александр Михайлов, Евгений Никитин, Юлия Маточкина, Михаил Петренко. Рассказчиком был Владимир Кошевой (артист Александринского театра, известный петербургским зрителям по ролям Сталина и Мейерхольда), за дирижерским пультом - маэстро Валерий Гергиев.

Стравинского всегда поражало умение А.С. Пушкина создавать свои творения в различных жанрах. Об универсализме Пушкин размышляли многие литературные критики и философы, как например, Николай Бердяев, об этом писал и сам Игорь Стравинский. Два сочинения Стравинского создавались под воздействием Пушкина. Под влиянием повести «Пиковая дама» композитор работал над балетом в трех сдачах «Игра в карты». Когда же он создавал вокальную сюиту «Фавн и пастушка» для меццо-сопрано и оркестра, то в качестве литературной основы избрал поэму юного лицеиста. Пушкина и Стравинского разделяло время, но их объединяли творческие поиски в постижении философии жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.