УДК: 303.623
Бережков Н.А.
Бакалавр, Южный Федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону
Меликян А.В.
К. филол. н., доцент, Южный Федеральный университет
г. Ростов-на-Дону
МАРГИНАЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТРЕССОГЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье представлен анализ понятий стресс и маргинал в науках, изучающих человека. Также описываются содержательные особенности маргинализма в психологическом пространстве личности в подростковом возрасте в стрессогенной социальной среде.
Ключевые слова: маргинал, маргинальное поведение, стресс, подростковый возраст, личность подростка.
Для того, чтобы мы могли рассуждать на тему особенностей проявления маргинальности у подростков в условиях стрессогенной социальной среды, необходимо, для начала, разграничить понятия «маргинальность» и «стресс».
Говоря о маргинальности, мы, прежде всего, подразумеваем пограничную ситуацию, момент и процесс перехода из одного качественного состояния в другое конкретного индивида или же их группы [3]. Но стоит отметить, что сам термин маргинал или маргинальность может обозначать совершенно разные вещи. Так, в немецкой литературе, это периферийный человек, а в англоязычной, прежде всего, — аутсайдер. Факт разности значения термина, особенно в социологической литературе, говорит о том, что в качестве аналитической категории, объясняющей социальные действия людей, — не встречается. В отечественной науке, российских социологических исследованиях, благодаря активной эксплуатации термина «маргинальность», понятие во многом дискредитировано [7].
Сегодня этот термин служит для обозначения ситуации культурного перехода, когда нарушаются связи индивида или группы индивидов с культурной средой, в которой проходила их социализация [1; 28]. Еще ранее термин употреблялся для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле его использовали для обозначения предприятия, которое «экономически близко к пределу, почти убыточное». То есть представленные трактовки понятия «маргинальность» на сегодняшний день приобрели по своей неоднозначности междисциплинарный характер. Однако, сам термин использовался не только в психологии, но и в социологии, и экономике. Таким образом, даже при изменениях в значении, понятие все равно обозначает что-то близкое к периферии, отстраненное от целого [7]. Получается интересный факт: термин сам испытывает на себе лишения, неоднозначно проявляясь в различных исторических и социальных формациях.
В психологии маргинальность представлена как промежуточность или пограничность культурной направленности и положения индивида по отношению к каким-либо группам в социуме. И как факт, такое положение личности обусловлено краевыми формами поведенческих реакций. Маргинализация проявляется как невозможность или сознательное нежелание личности приспособиться в новых социальных условиях, а это приводит к отрицанию культурных, нравственных ценностей и норм общества [7]. Существует и понятие групповой маргинальности. Она возникает в результате изменений социальной структуры общества, развития новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые, дестабилизирующих их в социальном положении [3].
Итак, термин маргинальность имеет достаточно привлекательное значение, в котором основной смысл отводится факту преобладания у личности (группы) особого менталитета. Также маргинальное поведение присуще не только взрослой личности, но и подростку.
Подростковая маргинальность характеризуется пребыванием подростка на границе между двумя социальными сферами — миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники, в какой-либо деятельности, носящей ответственный характер. Соответственно, противоречивость предъявляемых к подросткам требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по содержанию форм поведения [6]. Не будем ставить под сомнение значение этого фактора, но уместно всё же упомянуть, что у одних ребят черты маргинала проступают, а у других — нет. Психологические аспекты таких отличий в значительной степени можно было бы прояснить анализом биологической природы маргинальности, испытывающей, в свою очередь, несомненное давление со стороны социальных факторов.
Различие точек зрения на природу маргинальности весьма существенны. Но в контексте асоциальности, деструктивности поведения, склонности к девиантным формам поведения, наконец, подверженности заболеваниям, провоцируемым и провоцирующих иммунодефицитные состояния, заслуживает особого упоминания мнение о сущностной связи асоциальных форм поведения с левшеством. И в этой связи не менее привлекательны исследования перинатологов, демонстрирующие повышенный риск перинатальных повреждений головного мозга, повышенный риск развития поведенческого левшества [5].
На наш взгляд, с опорой на эти исследования можно попытаться промоделировать пугающие сдвиги в структуре современной маргинализации.
Проблема маргиналов затронула наиболее развитые западные страны еще в середине ХХ века. На наш взгляд, сложившаяся тогда ситуация во многом определялась отказом от углубленного общесистемного подхода к решению проблемы, который предполагает учет не только биологических, но и, безусловно, социальных ориентиров. Необходимости соотнесения маргинализации к проблеме всей цивилизации, причем не изменением качества жизни, но с изменением «качества» населения в целом. Не было предпринято необходимых мер по анализу проблемы, стали вкладываться огромные средства для уменьшения перинатальной смертности, началось лечение детей с повреждениями головного мозга, отошли от тенденции переучивания детей-левшей. Все эти факторы привели к тому, что стал наблюдаться активный рост числа маргиналов. И эта проблема продолжает набирать обороты и в наши дни, только теперь она касается всего мира.
Исходя из всего вышесказанного, приходим к следующему парадоксу: чем выше уровень благосостояния общества, тем ниже уровень перинатальной смертности, тем ниже порог выживаемости, тем выше шансы левшества, с которым напрямую связана маргинальность, склонность к асоциальным поступкам. Назревает вопрос: а может ли поврежденная система реализовать стресс, то есть филогенетически древнюю реакцию, ориентированную на достижение адаптации?
Термин «стресс» в физиологию и психологию ввел У. Кэнон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». Но первым исследователем, который задумался над этим понятием, был физиолог Г. Селье [4]. Сегодня выделяют множество дефиниций к слову стресс, но мы берем за основу общепринятую. Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение) — адаптационный ответ организма на любой стрессор [4]. Ключевым словом в этом определении, для нас является адаптация. Человек-маргинал и, тем более, подросток-маргинал, вынуждены чаще других испытывать на себе стресс из-за количества разнообразных раздражителей, свойственных этому возрасту, и приводящих к деструктивному поведению в обществе.
Школа, семья, ВУЗ и общество в целом оказывает сильное влияние на психологическое состояние подростка. Маргинал не стремится жить по тем принципам, которые приняты в той или иной стране общества, для него является главным его
внутренний мир, особенно в подростковом возрасте, когда они стараются проявить себя и найти свое место в социуме. Порой это выражается в их латентности и нежелании идти на контакт с окружающими, но чаще всего подростки с маргинальным поведением стараются проявить себя через агрессию по отношению к сверстникам, родственникам. Но почему именно в подростковом возрасте так явно начинают проявляться подобные отклонения?
Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, кроется в самих подростках, психологических особенностях данного возрастного периода. Сложное социальное, культурное, финансовое положение в стране и даже в мире — все это можно считаться катализаторами, которые приводят маргиналов к отстранению от общества. Подростки с подобным поведением, очень часто, попадая в стрессовые ситуации, стремятся «убежать» от проблемы или присоединиться к асоциальным группировкам, организациям. Самым сложным, как для подростка, так и для его семьи, общества является именно этот момент. Каждый раз, ставя себя в противовес обществу, молодые люди рискуют своей жизнью или же жизнью близких им людей.
Для подростка маргинальное поведение может способствовать обретению личностной внутренней свободы, выходу из-под власти жестких идеологических стереотипов, изменению границ личностного пространства [8]. Но не стоит забывать, что оно же может способствовать дезориентации от социально приемлемых ценностей, препятствовать саморазвитию личности, подталкивать к проявлению криминального поведения [9]. Можно сказать, что главной причиной маргинальности могут быть социальные условия, в которых живет человек.
Склонность общества формировать негативные установки является одной из главных причин, по которой маргиналы начинают проявлять себя с асоциальной стороны, опасной для общества. Экономический кризис, политическая напряженность, стремительная трансформация общественного устройства обусловили рост количества маргинальных детей и подростков, незащищенных в социально-правовом отношении. Происходит отчуждение подростка от самого себя, начинается социальная самоидентификация, проявляется чувство бессилия, отчужденности от происходящего в обществе.
Стоит также отметить, что маргинальность может возникнуть, если подросток оказывается в обществе маргиналов, тогда он приспосабливается любыми способами и средствами, проявляя при этом изобретательность, взывая к жалости, прибегая к обману, циничности и т.д. Часто это может проявляться увлеченностью экстремальными видами спорта, угрожающими их жизни (планкинг, хорсмэнинг, паркур и др.).
Как правило, маргинальные личности не могут, а порой и не желают в полной мере отождествлять себя с различными группами и идентифицироваться как их члены. Поэтому многие устойчивые социально-культурные группы отвергают такого индивида, а это, в свою очередь, приводит к ситуации социального отчуждения и одиночества и, естественно, поиску единомышленников. Соответственно, происходит возникновение новых закрытых групп, усиление проявлений групповой маргинальности [3].
Таким образом, разобщенность людей создает сложную структуру общества, рост и разнонаправленность представителей маргинальных групп. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, экстремизм. Все эти процессы травмируют личность, пытающуюся адаптироваться в стремительно меняющемся обществе, но эти попытки являются в какой-то степени патологическими, и наиболее уязвимой становится молодежь, особенно подростки, которые находятся в поиске себя, но сталкиваются с неопределенностью и непониманием современного социума.
Литература
1. Балабанова Е.С., Бурлуцкая М.Г., Демин А.Н., Качкин А.В., Климов И.А., Пенерова Л.Е., Попова И.П. Маргинальность в современной России [ Электронный ресурс]: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_Index.php (Дата обращения: 18.09.2015).
2. Киселева О.В. Психолого-педагогические характеристики, детерминирующие маргинальное поведение в подростковом возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4754 (дата обращения: 18.06.2015).
3. Макарова А.А Причины маргинального поведения [Электронный ресурс]: http://infourok.ru/prichini-marginalnogo-povedeniya-316018.html (Дата обращения: 17.09.2015).
4. Общее определение Стресса [Электронный ресурс]: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Стресс (Дата обращения: 18.09.2015).
5. Ремеева А.Ф. О левшах. К вопросу о недопустимости переучивания левшей [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/155272/ (дата обращения: 18.06.2015).
6. Реан А.А. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» // под ред. Реана А.А. СПб., 2002.
7. Селье Г. Стресс жизни [Электронный ресурс]: www.adaptometry.narod.ru/StressZhizni.htm (Дата обращения: 16.09.2015).
8. Ценности как составляющие личностного пространства студентов // Мозговая Н.Н., Суроедова Е.А. Известия Южного Федерального Университета. Педагогические Науки. 2012. № 2. С. 68-75.
9. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Коваленко Л.А., Бабушкин Е.Г. Мотивация и эмоции в системе психологической регуляции диленкветного поведения маргинальных подростков// Психопедагогика в правоохранительных органах, Выпуск № 1 (60) / 2015.