Научная статья на тему 'Социальная маргинальность как предпосылка девиации'

Социальная маргинальность как предпосылка девиации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2749
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
MARGINALITY / MARGINALIZATION / MARGINAL STATUS / SOCIAL STRUCTURE / DEVIANT BEHAVIOR / DELINQUENCY BEHAVIOR / SOCIAL IDENTITY / TRANSFORMATION / SOCIAL EXCLUSION / MARGINAL PERSON / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / МАРГИНАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалагинова Наталья Алексеевна

В статье анализируется проблема маргинальности и актуализируются основные причины формирования феномена маргинальности в современном российском обществе. Социальная маргинальность рассматривается как одна из предпосылок формирования девиантного и делинквентного поведения. Автором рассматриваются характерные особенности феномена маргинальности и перспективы развития процесса маргинализации в социальной структуре современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of a of marginality and actualized the basic reasons for the formation of the phenomenon of marginality in contemporary Russian society. Social marginality is revealed as one of the prerequisites for the formation of deviant behavior and delinquency. The author analyzes the characteristics of the phenomenon of marginality and the prospects for the development of the process of marginalization in the social structure of contemporary Russian society.

Текст научной работы на тему «Социальная маргинальность как предпосылка девиации»

УДК 316.3 ББК 60.S4

Шалагинова Наталья Алексеевна Shalaginova Natalia Alekseevna

заместитель заведующего кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия кандидат философских наук.

Deputy Head, Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines, the Rostov Branch of the Russian State University of Justice, PhD in Philosophy. E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЕВИАЦИИ Social marginality as a precondition for deviation

В статье анализируется проблема маргинально-сти и актуализируются основные причины формирования феномена маргинальности в современном российском обществе. Социальная маргинальность рассматривается как одна из предпосылок формирования девиантного и делинквентного поведения. Авторомрассматриваются характерные особенности феномена маргинальности и перспективы развития процесса маргинализации в социальной структуре современного российского общества.

Ключевые слова: маргинальность, маргинализация, маргинальный статус, социальная структура, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная идентичность, трансформационные процессы, социальная эксклюзия, маргинальная личность.

Маргинальным состоянием можно охарактеризовать социальную структуру любого общества. Понятием «маргинальность» обозначают относительно устойчивые социальные явления, возникающие на границе взаимодействия различных структур, культур, социальных общностей, в результате чего определенная часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Актуальность изучения маргинальности как феномена в социальной структуре современного российского общества объясняется следующими основными причинами:

1) объективным состоянием социальной структуры российского общества, масштабом тех преобразований, которые произошли за годы реформ и которые в конечном счете привели к трансформации всей социально-экономической системы;

2) изменением критериев социальной дифференциации, возникновением многомерности социальной структуры общества;

The article is devoted to the problem of a of marginality and actualized the basic reasons for the formation of the phenomenon of marginality in contemporary Russian society. Social marginality is revealed as one of the prerequisites for the formation of deviant behavior and delinquency. The author analyzes the characteristics of the phenomenon of marginality and the prospects for the development of the process of marginalization in the social structure of contemporary Russian society.

Keywords: marginality, marginalization, marginal status, social structure, deviant behavior, delinquency behavior, social identity, transformation, social exclusion, marginal person.

3) трансформацией российского общества, которая с неизбежностью повлекла за собой не только изменение социальной структуры, но и поставила перед традиционными социальными группами и общностями вопросы об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, уровне сплоченности, о системе ценностей, месте в социальной иерархии [1].

Основная тенденция трансформации социальной структуры современного российского общества - это углубление неравенства по всем показателям (экономическим, политическим, социальным) и процессы маргинализации значительной части населения. Изменения порождают важную социальную проблему, связанную с транзитивным состоянием социального положения многих групп экономически активного населения, трансформация основных общественных институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться

отношения собственности и власти, перестраиваются механизмы социальной стратификации, продолжается интенсивная смена элит.

На общественную сцену выходят новые социальные группы, массово маргинализиру-ются социальные слои, увеличивается «социальное дно», все более криминализируются экономические отношения. Глубокая трансформация российского общества поставила перед населением задачу адаптации к радикально изменившимся условиям социально-экономического поведения.

Краткий ретроспективный обзор позволяет установить, что первоначально термин «маргинальность» ввел американский социолог Р. Парк, один из основателей чикагской школы. В научной работе «Человеческая миграция и маргинальный человек» он впервые с помощью данного понятия описал состояние маргинальности на примере иммигранта, обозначив проблемы социокультурной адаптации мигрантов при изучении психологических последствий пограничного положения личности на рубеже двух социоэтниче-ских культур [6].

Однако современная российская действительность, наряду с зарубежными исследованиями, вносит свои коррективы в содержание и смысл понятия «маргинальность», которое все чаще стало появляться на страницах научных изданий, журналов, газет и различных аналитических обзоров.

Радикальные преобразования, произошедшие в российском обществе, повлекли за собой интенсификацию процессов социальной мобильности, многообразие стилей жизнеустройства, духовной жизни и формирование различных субкультур. Укоренившаяся идеологическая схема и духовные установки привели к распространению состояния неопределенности и культурной дезориентации, что, в свою очередь, разрушает целостность и сбалансированность общественной системы и неизбежно ведет к необходимой смене социокультурных парадигм.

Социокультурная энтропия связана прежде всего с эскалацией процессов маргинализации многих групп населения (молодежные субкультуры, эзотерические секты, асоциальные элементы, мигранты, в том числе и вы-

нужденные эмигранты, нищие, инвалиды, феминистические движения и другие) и увеличением зоны влияния маргинальных элементов культуры.

Указанные маргинальные элементы характеризуются своим «окраинным» положением в соответствующих культурных системах, амбивалентностью, позицией переходности, неопределенности, возникающей в результате вынужденной адаптации к новым социальным ролям (статусам) в процессе разнообразных экономических, социальных, политических трансформаций.

Особенность образования маргинальных позиций можно связать с массовой десоциа-лизацией и ресоциализацией, потерей прежней самоидентификации и неопределенностью социального статуса. Сложные социальные процессы, определяющие специфику маргинального статуса, усложняют состав затронутых маргинализацией групп [2].

Маргинализация - это процесс формирования специфических отношений между социальными субъектом и общностью, в результате которых индивиды и социальные группы характеризуются кризисом идентичности. Данный процесс формирования специфических отношений сопровождается утратой индивидом субъективной идентификации с определенной группой, сменой социально-психологических установок, что вынуждает определенную часть данной категории людей к социальным перемещениям (как по горизонтальным, так и по вертикальным траекториям).

Характерные черты процесса маргинализации - ценностный вакуум, ценностная де-привация, социальная дезадаптация, социальная дезинтеграция, проявляющиеся в девиации. Кроме того, в работах отечественных исследователей делается акцент на том, что маргинализация может быть источником деградации, деморализации как отдельных социальных слоев, так и общества в целом, источником социальных конфликтов и новых социокультурных форм.

Анализ различных научных работ позволяет сделать вывод о том, что в основе понятия девиантного поведения лежит «противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам преступное или амо-

ральное поведение, кроме того, результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на "слабые места" личности» [3].

С одной стороны, девиантное поведение -это поведение личности, с другой стороны, поведение в обществе, где существует эта личность. Однако девиация является относительной характеристикой, так как связана с изменчивыми стандартами и социальными ожиданиями окружающих, меняющимися во времени и различными в разных группах. Если под девиантным поведением понимаются действия, акты и поступки личности (группы лиц) в обществе, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся социальным нормам, образцовому поведению и повторяющиеся в процессе социальной и иной деятельности, то это несоответствие может нести как «положительную» направленность (альтруизм, феноменальные способности и так далее), так и нейтральную (допустимую) с точки зрения окружающих «ненормальность» («подвиги» уникумов из Книги рекордов Гиннеса) [4].

Наиболее привычным пониманием деви-антного поведения стало негативное восприятие отклонений в системе социальных отношений. В наиболее упрощенном виде к «отрицательным» девиациям можно отнести различные виды сформированных психозависимостей (аддиктивное поведение) и «маргинальные» формы поведения [4]. Аддиктивными формами девиации считаются наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм и иные многочисленные формы психозависимости.

Маргинальные формы девиации могут быть представлены различными поведенческими реакциями и включать в себя противоправное (делинквентное) поведение, вандализм, асоциальное и аморальное поведение, особенности проявления пограничных акцентуированных свойств характера, различные формы нервно-психической неустойчивости, повышенную конфликтность, агрессивность, бродяжничество, суицидальные тенденции в поведении и так далее [4].

Именно маргинальные группы переживают наиболее глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризую-

щиеся неопределенностью, потенциальной многонаправленностью социальной траектории, вызванной статусной несовместимостью и социокультурной переориентацией.

Подобные процессы объясняются тем, что маргинальные группы находятся на границе минимум двух культур (субкультур) и имеют некоторую идентификацию с каждой из них. Эти группы отвергают определенные ценности и традиции той культуры, в которой возникают, и утверждают собственную систему норм, правил и ценностей.

Процесс маргинализации наиболее интенсивно протекает в трансформационные этапы развития общества, когда происходит разрушение устоявшейся ценностной системы, институциональных норм, в результате чего появляются новые формы поведения, адаптации, а также новые типы личности, не вписывающиеся в общий контекст социального окружения и его норм [1]. В частности, еще Т. Пар-сонс и Р. Мертон пытались связать маргиналь-ность с преступностью и другими отрицательными явлениями социальной жизни, их тесная взаимосвязь не подлежит сомнению и является вполне определенной [5].

В данном случае речь идет не столько о количественном показателе степени взаимосвязанности указанных явлений, статистической (корреляционной и функциональной) зависимости, сколько о качественной характеристике. Кроме того, некоторые исследователи считают маргинальность источником экстремизма, радикализма [1].

Поскольку маргинальность выступает благоприятной средой для развития преступности, это способствует формированию групп криминальных маргиналов. Специфичность таких групп заключается в том, что они выступают объектом общественного контроля институтов социальной поддержки. Это могут быть и группы предкриминальные, которые характеризуются неустойчивостью поведения и поступков, а также нигилистическим отношением к закону и правопорядку.

Указанные группы образуют тот «материал», из которого впоследствии могут формироваться лица (группы) с устойчивой криминальной направленностью, то есть с полностью сформированными стереотипами противоправного поведения. В данные категории

входят индивиды, часто совершающие правонарушения, крайней формой которых могут являться различного рода преступления.

На нижней ступени данной классификации криминальных маргинальных групп стоят лица, отбывшие уголовное наказание, утратившие социально полезные связи с родственниками и знакомыми, их можно отнести к разряду «изгоев». Оказание реальной социальной защиты этой группе весьма затруднено, хотя при определенных условиях возможно подобрать четкий правовой механизм, который позволил бы бывшему преступнику реабилитировать свое гражданское лицо и социальный статус в обществе.

Негативное, аддиктивное и девиантное поведение не всегда связано с преступностью. Также следует учитывать тот факт, что в обществе существуют социальные слои, к которым человек может не принадлежать. Недовольство эксклюзией и «промежуточным» положением также может провоцировать негативное поведение. Таким образом, маргиналь-ность можно рассматривать как одну из предпосылок возникновения девиантного поведения личности (агрессия, преступность, аддик-ция и т. п.).

Это объясняется тем, что у людей с выраженным внутренним состоянием неопределенности, дискомфорта более проявлена склонность к девиантному поведению: самоповреждению и саморазрушению, аддикции, дели-квентности.

В условиях отсутствия социально приемлемых, разделяемых большинством индивидов норм и ценностей характер социальной адаптации маргинальной личности приобретает девиантный характер как результат отторжения существующих нормативных правил и формирования потребности в их изменении с целью жизненной самореализации.

С одной стороны, маргинальность является характерной особенностью социальной структуры современного российского общества, с другой стороны, в контексте современной реальности можно утверждать о всеобщей маргинализации. Чем выше уровень дифференциации общества, чем больше плохо отграниченных друг от друга групп создают свои условия жизни, свои особые «социальные логики» [1], чем более замкнуты и обособлены

индивиды, тем выше степень их попадания за границы своего привычного мира.

Часто крайнее, бедственное положение людей в материальном смысле сочетается с социальной неопределенностью их настоящего и будущего. Неопределенность идентификации, двойственность или размытость мировоззренческих позиций личности приводят к дихотомии сознания, духовному кризису, аномии, психологическим заболеваниям, различным формам девиантного поведения или просто лишают людей нормальной человеческой жизни [1].

Ситуацию в российском обществе можно назвать маргинальной, так как в ее основе лежит транзитивное, пограничное, промежуточное состояние, в котором оказалось современное общество и составляющие его социальные элементы в результате трансформации одной и попыток формирования (установления) другой социальной системы.

Анализ существующей статистической информации позволяет сделать еще один вывод о том, что в современной России происходит процесс насильственной маргинализации, то есть насильственного вытеснения в маргинальное состояние на разных уровнях социальной организации. Этот процесс обусловлен экономическими, социокультурными, политическими трансформациями в обществе, что и порождает целый комплекс последствий, вызываемых маргинальными явлениями.

Маргинальность личности или группы может иметь различное содержание с точки зрения конструктивных или деструктивных последствий. Все зависит от того, каким будет социальное направление выхода из этой ситуации, в конечном счете - нисходящая или восходящая социальная мобильность. Факторы, влияющие на деятельность, и результат выхода будут зависеть прежде всего от внешних обстоятельств, а также от внутренних свойств и резервов личности или группы.

В заключение следует отметить, что сегодня любое общество, характеризующееся переходным состоянием, впадает в неопределенность, когда утрачивают свою важность старые, интегрирующие общество ценности. Такое неустойчивого положение общества приводит к кризису идентичности и появлению маргинального типа личности, что, в свою оче-

редь, выступает предпосылкой и причиной амбивалентностью, распадом ценностно-нор-

девиантного поведения. мативных и духовных основ общества, обре-

В результате человек перестает быть актив- кает человека на апатию, бездеятельность или

ным, полноценным членом общества, теряя подготавливает его к асоциальным действиям

всякую положительную связь с ним. Внутрен- и девиантному (делинквентному) поведению. няя опустошенность, вызванная раздвоением,

Литература

1. Шалагинова Н. А. Социальная марги-нальность (характерологические свойства и типологические признаки): дис. ... канд. фи-лос. наук. Ростов н/Д, 2012.

2. Шалагинова Н. А. Маргинальный статус - основание типологизации маргинальных групп российского общества // Академический вестник. Ежегодник. 2011. Т. 11. № 2 (11).

3. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

4. Голокова А. В., Ким К. В. Маргиналь-ность как предпосылка девиантного поведения. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/ 1787/22221.

5. Шлычков В. Р. Девиантное поведение личности как социально-психологический феномен: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_2013_1_ 33_41.pdf.

6. Park R. E. Human migration and the marginal man // American journal of sociology. 1928. Vol. 33. № 6.

Bibliography

1. Shalaginova N. A. Social marginality (char-acterological properties and typological features): dis. ... PhD in Law. Rostov-on-Don, 2012.

2. Shalaginova N. A. Marginal status - based typology of marginal groups in Russian society // Academic Bulletin. Yearbook. 2011. Vol. 11. № 2 (11).

3. Kondrashenko V. T. Deviant behavior in adolescents: social-psychological and psychiatric aspects. Minsk, 1988.

4. Golokova A. V., Kim K. V. Marginality as the reason of deviant behavior. URL: https:// www.scienceforum.ru/2016/1787/22221.

5. Shlychkov V. R. Deviant behavior of the personality as a socio-psychological phenomenon: problem analysis, a typology of forms and possibilities of prevention Educational resources and technology. 2013. № 1 (2). URL: http:// www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_201 3_1_ 33_41.pdf.

6. Park R. E. Human migration and the marginal man // American journal of sociology. 1928. Vol. 33. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.