2.4. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ, КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТОВ, МЕСТО И РОЛЬ В РЫНОЧНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
Артемов Артем Владимирович, соискатель кафедры политологии и политического управления
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: в статье раскрываются определения понятий малый и средний бизнес, основанные на количественных показателях малого и среднего предпринимательства, уточняются характеристики малого и среднего бизнеса. В работе анализируется динамика основных показателей малого и среднего предпринимательства за 20102015 годы, свидетельствующая о неустойчивости малых и средних предприятий, рассматриваются причины этого. Автором проводится идея, что исторически в России, в первую очередь, поддерживался крупный бизнес, хотя именно малый и средний бизнес вносят значительный вклад в экономическое и социальное развитие экономически развитых стран.
Ключевые слова: малый бизнес, микропредприятие, принцип независимости, средний бизнес, численность работников.
SMALL AND MEDIUM BUSINESS: DEFINITION, CRITERIA, CATEGORIES OF SUBJECTS, PLACE AND ROLE IN MARKET ECONOMY
Artemov Artem V., searcher of department of political science and political management
Study place: Russian academy of national economy and state service under President of Russian Federation
Abstract: in article reveals definitions of small and medium businesses, based on quantitative indicators of small and medium entrepreneurships, clarifies characteristics of small and medium businesses. In work analyzes dynamic of main indicators of small and medium entrepreneurships for period 2010-2015, indicating instability of small and medium-sized enterprises, reveals reasons of this. Author carried out idea, that historically in Russia, in first place, supported big business, although it is small and medium businesses make significant contribution into economic and social development of economically developed countries.
Keywords: medium business, microenterprise, principle of independence, small business, strength of workers.
Классифицировать формы и виды бизнеса можно по разным основаниям. Одним из таких оснований выступают количественные показатели, характеризующие масштабность бизнеса (по численности работников, уровню получаемого дохода и пр.), в связи с чем выделяют крупный, средний и мелкий виды бизнесы.
Раскрывая содержание дефиниций «малый бизнес» и «средний бизнес», необходимо, в первую очередь, рассмотреть их соотношение с сопряженными понятиями. Так, в научной, учебной литературе, текстах нормативных правовых актов нередко используются понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство» (и, соответственно, «средний бизнес» и «среднее предпринимательство»). Некоторые авторы полагают, что между данными понятиями существуют различия. Так, М.В. Кочановский определяет малый бизнес как экономическую деятельность в малых предприятиях, приносящую прибыль, а малое предпринимательство, в свою очередь, рассматривает как малый бизнес, главным субъектом которого выступает предприниматель [12]. Представляется, что при таком подходе различия между анализируемыми понятиями не просматриваются. Вместе с тем анализ литературы и текстов нормативных правовых актов, относимых к теме исследования, показал, что принципиальные различия между указанными понятиями трудно выделяемы, поэтому было бы правильно рассматривать их как синонимы. В частности, в «Современном экономическом словаре» это весьма четко обозначено: «Малый бизнес - бизнес, осуществляемый в малых формах, опи-
рающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий» [17, с.182].
Термин «малый бизнес» (аналогично «средний бизнес») заимствован из зарубежной практики. При этом в российском законодательстве он, как правило, не употребляется, а используется понятие «малое предпринимательство» (соответственно, «среднее предпринимательство»), хотя и здесь четкое легальное определение последнего как таковое отсутствует1.
Полагаем, что существенные отличия между понятиями «малый бизнес» и «малое предпринимательство» (соответственно, «средний бизнес» и «среднее предпринимательство») отсутствуют, поэтому в данном исследовании они будет использоваться как синонимичные.
Ряд авторов формулируют разные подходы к определению понятий малого и среднего предпринимательства. В частности, выделяются определения, базирующиеся на рассмотрении малого и среднего предпринимательства как сектора экономики, занимающего в ней определенную нишу [19]. Такой подход весьма эвристичен для раскрытия функций малого и среднего предпринимательства в экономике страны.
1 Впервые термин «малое предпринимательство» официально был использован в Постановлении Совета министров СССР от
08.08.1990 №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в Постановлении Совета министров РСФСР от
18.07.1991 №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [7, с.4-19].
Выделению горизонтальных и вертикальных связей в структуре и механизмах функционирования малого предпринимательства посвящено его определение как хозяйственной системы [25]. Представляется, что перечисленные подходы к определению понятий малого и среднего предпринимательства зависят от целей исследования. При этом следует подчеркнуть, что во многом критерии выделения малого и среднего предпринимательства зависят от того, как рассматриваются данные явления: как определенный социально-экономический феномен, объект статистического учета или как объект воздействия со стороны государства (например, объект государственной поддержки, налогообложения и пр.). Однако при этом исходим из того, что сущностные признаки феноменов малого и среднего предпринимательства связаны, в первую очередь, с количественной оценкой масштабов предпринимательства. Вместе с тем возникает вопрос об обосновании такой количественной оценки, а для этих целей используются статистические данные, мониторинговые исследования, зарубежный опыт. При этом надо иметь в виду условность подобного количественного разделения.
Выдвигаемые некоторыми авторами качественные критерии отличия малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, от крупного предпринимательства, - с другой стороны, вызывают много вопросов. Так, предлагается к числу качественных критериев малого и среднего предпринимательства отнести следующие: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют собственнику быть в курсе практически всего происходящего в нем; персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами - поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым наемным работником предприятия и др. [6] Перечисленные признаки трудно назвать специфическими именно для малого и среднего предпринимательства: большая часть из них, скорее, относится к малым группам как таковым (например, персонифицированный характер отношений), другая - не является отличительной для всех проявлений малого и среднего предпринимательства. Так, собственник малого, а тем более среднего предприятия может управлять последним с помощью наемных менеджеров и при этом его легальный статус как малого или среднего предприятия не изменится. Аналогичная ситуация и с персонифицированностью отношений на малом или среднем предприятии. Отсутствие таких отношений может никак не сказаться на легальном определении данного предприятия как малого или среднего.
Определение малого и среднего предпринимательства в российском законодательстве представлено через категории его субъектов, что, на наш взгляд, не совсем корректно, так как в нем отождествляются категории субъекта предпринимательства и сама предпринимательская деятельность как феномен общественной жизни [8]. Так, в соответствии с Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209) [3], среди существенных признаков субъектов, официально отнесенных к малому и среднему предпринимательству, выделены следующие:
- ведение хозяйственной деятельности2 (при этом юридический статус хозяйствующих субъектов может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, а по организационно-правовой форме это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские /фермерские/ хозяйства и индивидуальные предприниматели);
- отнесение к малым (включая и микропредприятия) и средним предприятиям.
Как видно из перечисленного, к малому и среднему предпринимательству могут быть отнесены как коммерческие, так и некоммерческие организации (например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы), хотя отнесение именно некоммерческих организаций к малому и среднему бизнесу вызывает дискуссии. Так, одни авторы полагают, что это противоречит сути некоммерческих организаций постольку, поскольку происходит наделение их функцией предпринимательской деятельности, цель которой - извлечение прибыли [9, с.21], другие авторы, наоборот, видят необходимость государственной поддержки такого рода организаций и не исключают возможности отнесения других видов некоммерческих организаций (например, занятых инновационной деятельностью) к малому и среднему бизнесу [20].
Следует также отметить, что среди коммерческих организаций к малому и среднему бизнесу законодателем не отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия (хотя в узком смысле, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации /далее - ГК РФ/ [1], именно они относятся к предприятиям). Кроме того, структурно-организационную основу малого и среднего предпринимательства, по сути, образуют малые и средние предприятия. Поэтому малое и среднее предпринимательство, в первую очередь, проявляется через деятельность малых и средних предприятий (здесь понятие «предприятие» берется в широкой трактовке, также применяемой в ГК РФ, - как имущественный комплекс, используемый в предпринимательской деятельности), самостоятельных хозяйствующих субъектов, производящих товары, оказывающих услуги, занимающихся иными видами экономической деятельности.
Таким образом, малый и средний бизнес - это малое и среднее предпринимательство, основанное на деятельности малых и средних предприятий, включая и деятельность индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, малые и средние предприятия входят в понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, под которым мыслятся субъекты предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах, соответствующие предусмотренным законодателем критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.
Вместе с тем существуют дополнительные условия для разных организационно-правовых форм, в соответствии с которыми они могут быть отнесены к малому и среднему предпринимательству. В частности, вводится так
2 Термин «хозяйствующий субъект» в анализируемом Законе не раскрыт, а его легальное определение встречается в Федеральном законе Российской Федерации «О защите конкуренции», которым установлено, что хозяйствующий субъект по своей организационно-правовой форме может быть коммерческой и некоммерческой организациями, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющим профессиональную деятельность, приносящую доход [2].
называемый критерий независимости для малых и средних предприятий, цель которого - обеспечение их независимости, прежде всего, от крупного бизнеса.
Так, для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований относительно структуры уставного капитала: например, введены ограничения по суммарной доле участия Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений) и пр. в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, а именно - она не должны превышать 25%; установлены ограничения суммарной доли участия в таком капитале иностранных юридических лиц (и /или/ юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) - 49% (ранее - 25%); другая часть требований состоит в том, что акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и пр. Как видно, законодатель ограничивает участие публично-правовых образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу.
Одновременно ряд ограничений (например, в суммарной доле участия иностранных юридических лиц) снимаются в отношении предприятий, связанных с инновационной деятельностью , практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на результаты которой принадлежат учредителям (участникам) данного предприятия (бюджетным, автономным научным или образовательным учреждениям высшего образования), а также в отношении юридических лиц, получивших статус участника проекта «Сколково».
Между тем, отношение к принципу независимости в научной литературе неоднозначное. В частности, некоторые авторы вообще предлагают полностью запретить формирование уставного капитала малого предприятия имуществом государственных и муниципальных организаций [5, с.34]. Представляется, что ограничения, которые внесены последними изменениями в действующее законодательство о малых и средних предприятиях, наиболее точно отражают ситуацию в анализируемой области.
В настоящее время параметры для малых и средних предприятий, а также для индивидуальных предпринимателей установлены единообразно, не используется и дифференциация по видам деятельности. Предельные значения балансовой стоимости активов не установлены.
Европейская Комиссия выделяет следующие критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
- численность работающих на предприятии;
- структура собственности (экономическая независимость);
- финансовые критерии (годовой оборот, балансовая стоимость активов).
Так, в Рекомендациях Европейской Комиссии об
3 Речь идет о юридических лицах, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2014 №1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
определении микро-, малых и средних предпринимателей, принятых 06.05.2003, к малому бизнесу отнесены предприятия, на которых трудятся от 11 до 50 человек, а годовой доход не превышает €10 млн [18]. Среди таких предприятий выделены и микропредприятия, на которых работают до 10 человек, а годовой доход составляет не более €2 млн. Соответственно, средние предприятия - те, где численность занятых составляет 51-250 человек, а годовой оборот - до €50 млн. Российский законодатель также выделяет три категории субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия (разновидность малого предприятия), малые и средние предприятия.
Таким образом, единых критериев отнесения к малому и среднему бизнесу в зарубежных странах нет. Тем не менее, в соответствии с Уставом Международной организации экономического сотрудничества и развития, используются следующие критерии: с числом работников до 19 чел. - весьма малые, от 20 до 99 человек - малые, от 100 до 499 человек - средние и свыше 500 человек - крупные [15].
Выделение количественных критериев отнесения предприятий к малым и средним также вызывает дискуссии внутри экспертного сообщества. Например, некоторые специалисты указывают на то, что инновационная деятельность может привести к резкому росту производительности труда, увеличению объема выполняемых работ, соответственно, к росту прибыли, превышающей установленные критерии. В результате то или иное предприятие может лишиться права его отнесения к малому и среднему предпринимательству и, как следствие, утратить права на государственную поддержку. Поэтому предлагается, что владелец предприятия может по своему желанию выполнять один из количественных показателей (либо касающейся численности работников, либо уровня дохода) [14].
Представляется, что установленные в настоящее время законодателем показатели по доходу значительно выше фактических, и это снимает обозначенную выше проблему. Кроме того, отнесение предприятия к микропредприятию, малому или среднему предприятиям определяется по наибольшему значению одного из показателей (соответственно, изменение этих показателей в течение трех лет подряд в сторону увеличения или уменьшения может изменить статус предприятия).
Количественные показатели по численности работающих в целом соответствуют фактической численности работников малых и средних предприятий. Так, по данным сплошного обследования, проведенного в 2010-м году, на микропредприятиях средняя численность составляла 1-2 человека, на иных малых предприятиях -28-29 человек [10, т.3, с.15]. Средние фактические показатели численности работников оказываются значительно ниже законодателем установленных показателей, что в целом соответствует европейскому опыту.
Вместе с тем в среднесписочный состав работников малых и средних предприятий включают и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Некоторые авторы предлагают исключить их из среднесписочного состава [14]. Трудно согласиться с такой позицией, хотя бы потому, что за таких работников работодатель уплачивает страховые взносы, а их доход включен в фонд заработной платы предприятия.
Однако проблема в настоящее время состоит в том, что внеся изменения в Закон №209, а именно, повышая установленный уровень дохода для отнесения предприятия к микропредприятиям до 120 млн рублей,
эти изменения еще не нашли отражения в Налоговом кодексе Российской Федерации: в частности, не изменен порог, с которого разрешено применение упрощенной системы налогообложения (предельный размер доходов за налоговый /отчетный/ период 2015 г. не должен превышать 68,820 млн руб.). Если раньше среди применявших упрощенную систему налогообложения могли быть как микропредприятия, так и малые предприятия, то сейчас - только микропредприятия. При этом если на таком предприятии трудятся более 15 человек, то оно уже будет относиться к малому предприятию.
Трудно согласиться с авторами, которые пытаются представить малые и средние предприятия в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица [4, с.37], так как нет необходимости в выделении каких-либо особых организационно-правовых форм (помимо коммерческих или некоммерческих организаций), раскрывающих суть данных предприятий. По итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010-й год [10, т.2, с.20], больше всего предприятий малого бизнеса было создано в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью.
Отметим, что проблема выделения критериев для отнесения предприятия к категории малых и средних предприятий имеет не только теоретическое, но, в первую очередь, сугубо практическое значение: от этого зависят государственная поддержка, налогообложение, кредитование соответствующих субъектов. Например, во многих российских банках выработаны оригинальные критерии малого и среднего предпринимательства, а именно: за основу берется размер выручки предприятия (согласно такому критерию, малый бизнес имеет оборот от 60 до 150 млн рублей, микропредприятия - до 60 млн рублей) [11].
Что касается места и роли малого и среднего предпринимательства в рыночном хозяйстве, то они обусловлены целым рядом функций малых и средних предприятий, как экономического, так и иного (социального, политического) характера [26].
Кроме того, можно выделить и ряд интегративных функций такого предпринимательства. В частности, оно может выступать одним из факторов развития, выполнять инновационные функции. К числу же, собственно, экономических функций можно отнести следующие: способствуют диверсификации экономики, придают ей гибкость и, соответственно, заполняют экономические ниши, куда не стремится крупный бизнес; вносят вклад в развитие конкурентной среды; оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка; участвуют в создании широкого спектра товаров и услуг, способных удовлетворить спрос населения в них. К числу социальных функций, выполняемых малым и средним предпринимательством, можно отнести следующие: способствуют решению проблем занятости населения путем создания рабочих мест, в том числе и для социально уязвимых граждан; смягчают социальную напряженность; формируют широкий слой собственников; выступают основой для формирования среднего класса; способствуют развитию частной инициативы граждан и гражданского общества в целом [23].
Можно выделить и ряд политических функций указанного предпринимательства, например, оно может являться основой для формирования политических
партий, выражающих интересы малого и среднего бизнеса, способствовать снижению политической напряженности в обществе и пр.
По данным Росстата, в 2015-м году в России действовали около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн [24]. Следует отметить, что число официально зарегистрированных коммерческих организаций в сфере малого предпринимательства в течение 2015-го года выросло на 2,9%, а индивидуальных предпринимателей - на 3,7% [22].
Динамика основных показателей малого и среднего предпринимательства за 2010-2015 годы свидетельствует о том, что:
- число предприятий малого бизнеса за эти годы неуклонно росло (за указанный период почти на 128%), это касается и микропредприятий (их рост за указанный период составил 132%);
- однако численность средних предприятий за 2010-2014 годы уменьшилась почти вдвое (25,2 тыс. - в 2010-м году и 13,7 тыс. - в 2014-м году);
- среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, увеличивалась и достигла, по данным за 2014-й год, 10789,5 тыс. чел., из них - 4431,1 тыс. чел. - работники микропредприятий. Численность же работников, занятых в среднем предпринимательстве, все эти годы уменьшалась: с 2426,7 тыс. человек в 2010-м году до 1585,8 тыс. - в 2014-м году. На малых и средних предприятиях в настоящее время трудятся около 25% работников, занятых в национальной экономике Российской Федерации;
- увеличивался и оборот предприятий малого бизнеса (с 18933,8 млрд руб. в 2010-м году до 26392,2 млрд руб. - в 2014-м году); при этом оборот предприятий среднего бизнеса уменьшился за рассматриваемый период - с 7416,2 млрд руб. до 5027,8 млрд руб.;
- доля малых, а также средних предприятий в обороте предприятий в целом по национальной экономике Российской Федерации, постепенно снижается (так, по сравнению с 2013-м годом в 2014-м году она для малых предприятий снизилась с 21,6% до 20,4%, а средних, соответственно, с 4,1% до 3,9%);
- сокращается инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса: объем инвестиций в основной капитал средних предприятий с 2008-го года сократился более чем на 50% и составил 256,2 млрд рублей - в 2014-м году; инвестиции в основной капитал малых предприятий упали с 7,2% - в 2010-м году до 4,9% - в 2014-м году.
Если рассматривать в совокупном исчислении, то в настоящее время малые и средние предприятия составляют 95% от всех коммерческих предприятий в нашей стране. Их вклад в экономику постсоветской России составляет около 1/5 ВВП (а в ряде субъектов Российской Федерации - 1/3 ВРП) (для сравнения: в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-52%, в Италии - около 60%, в Испании и Норвегии достигает 65-75%, в целом в ЕС малый бизнес составляет 90% общего числа предприятий [13; 21]). При этом, если предприятия малого бизнеса сосредоточены в основном в сферах торговли, оказания различных услуг населению, то среднее предпринимательство представлено в сферах с более высокой добавленной стоимостью [16].
Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в российскую экономику существенно ниже (на эти предприятия приходится только 5-6% от общего объема основных средств и 6-7% от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране, причем к такому предпринимательству в основном относятся микропредприятия, составляющие 62,6% от числа субъектов малого и среднего бизнеса, и индивидуальные предприниматели - 32,9%, соответственно), чем в большинстве не только экономически развитых, но и развивающихся стран.
Таким образом, несмотря на определенные успехи в развитии малого предпринимательства, можно констатировать наличие серьезных проблем в деятельности предприятий, относимых, прежде всего, к среднему предпринимательству.
Во-первых, невелико число предприятий, относящихся к такому предпринимательству (по данным 2014-го года они составляют 0,65% от численности малых предприятий и 0,2% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства).
Во-вторых, на долю таких предприятий в общем обороте предприятий по данным за 2014-й год приходится всего 4,8%, хотя, как свидетельствует зарубежный опыт, именно средние предприятия создают основную добавленную стоимость в экономике страны.
Кроме того, следует отметить и ряд общих моментов негативного характера, свойственных малому и среднему предпринимательству в целом: снижение доли в обороте предприятий, как малого, так и среднего бизнеса (хотя это снижение для малого бизнеса не столь значительно, как для среднего - с 21,4% в 2010-м году до 20,2% - в 2014-м году); сокращение притока инвестиций в малое и среднее предпринимательство; инновационная активность малых и средних предприятий остается на невысоком уровне; имеет место и рост уровня неформальной занятости, как в сфере малого, так и среднего бизнеса; наблюдается и неравномерность развития малых и средних предприятий на территории Российской Федерации: они концентрируются, по данным Росстата, в 10-ти ее субъектах (на их долю приходится 46% от общего количества таких предприятий) [24].
Исторически в России, в первую очередь, поддерживался крупный бизнес, делался акцент на развитие промышленных предприятий - гигантов. Средние, а тем более мелкие предприятия, получали поддержку во вторую очередь, что привело к настоящему времени к их существенному отставанию от экономически развитых стран. Малый и средний бизнес в нашей стране весьма неустойчив. Так, только за 2014-й год: на начало года функционировали 33087 крестьянских (фермерских) хозяйств, а к концу года их осталось только 15387 хозяйств (т.е. 46,5%). Общий рост малых предприятий, а особенно микропредприятий, поддерживается в основном за счет постоянного открытия новых предприятий.
Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 92%.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ГК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08,10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 01.06.2016.
2. Федеральный закон Российской Федерации от
26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -27.07.2006; Консультант Плюс. - 01.06.2016.
3. Федеральный закон Российской Федерации от
24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (действующая редакция, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.08.2016) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.07.2007; Консультант Плюс. - 01.06.2016.
4. Андреев В.К. О государственном регулировании малого предпринимательства //Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве /Ответственные
редакторы: Андреев В.К., Супатаев М.А. - М.: Издательство «Юрист», 2004. - 136 с.
5. Бахмудов М.М. Система государственной поддержки малого предпринимательства в регионе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Махачкала, 2001. - 26 с.
6. Боробов Д.В. Эволюция, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2012. - №8-9 [электронный ресурс] //URL: http: //www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/---ep12-08/6l3-a (дата обращения: 15.05.2016).
7. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства //Право и экономика. - 2015. - №12. - С.4-19.
8. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы //Актуальные проблемы российского права. - 2013. - №9. - С.1130-1138.
9. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М.: Издательство «Волтерс Клувер», 2006. - 258 с.
10. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010-й год. В 3-х томах. Официальное издание. - М., 2012.
11. Костыкова М.Ю. Особенности идентификации малого бизнеса как объекта банковского кредитования [электронный ресурс] //URL: http: //www.sworld.com.ua/index.php/uk/economy-112/financial-cash-flow-and-credit-112/12545-112-501 (дата обращения: 15.05.2016).
12. Кочановский М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Нижний Новгород, 2000. - 22 с.
13. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса //Успехи современного естествознания. - 2014. - №12-2. - С.127-129.
14. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение /Л.В.Андреева, Т.А.Андронова, Н.Г.Апресова и др.; ответственный редактор: И.В.Ершова. Монография. - М.: Издательство «Юриспруденция», 2014. - 460 с.
15. Организация экономического сотрудничества и развития [электронный ресурс] //URL: http: //www.oecd.org (дата обращения: 15.05.2016).
16. Проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030-го года [электронный ресурс] //URL: http: /feconomy.gov. ru/wps/wcm/connect/29769081 -8256-4eed-b0ff-dc97be2dfd17 (дата обращения: 15.05.2016).
17. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е издание, исправленное. - М.: Издательство «ИНФРА-М», 1999. - 479 с.
18. Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС [электронный ресурс] //URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=NT;n=54727;req=d oc (дата обращения: 15.05.2016).
19. Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей //Российское предпринимательство. - 2010. - №7. - Выпуск 1 (162). -С.11-16.
20. Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства //Предпринимательское право. - 2009. - №4. - С.18-22.
21. Соколов М. Без денег никуда //Российская газета -Бизнес. - 06.05.2014.
22. Стенограмма Всероссийского предпринимательского форума «Малый бизнес - национальная идея?» от 20.01.2016 [электронный ресурс] //URL: http: //opora-rso. ru/2015/12/23/форум-малый-бизнес-национальная-ид/ (дата обращения: 15.05.2016).
23. Тумунбаярова Ж.Б. Об определении понятия малое предпринимательство //Российское предпринимательство. -2013. - №5 (227). - С.18-24.
24. Федеральная служба государственной статистики. Предпринимательство [электронный ресурс] //URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/reform/# (дата обращения: 15.05.2016).
25. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса //Проблемы современной экономики. - 2006. - №3/4 (19/20) [электронный ресурс] //URL: http: //www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1096 (дата обращения: 15.05.2016).
26. Хмелевская С.А. Социальное обеспечение как компромисс государства и гражданского общества: философские размышления //Социально-политические науки. - 2014. -№1. - С.16-25.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья соискателя кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Артема Владимировича Артемова: «Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве» посвящена исследованию темы, актуальной для теории и практики организации и управления народным хозяйством. В ней автор, в частности, аргументирует, что существенных различий между категориями «малый бизнес» и «малое предпринимательство» (соответственно, «средний бизнес» и «среднее предпринимательство») нет, поэтому корректно их использовать в качестве синонимов. Во многом принятые критерии выделения малого и среднего предпринимательства обусловлены тем, как рассматриваются учеными, специалистами данные явления: как определенный социально-экономический феномен, объект статистического учета или объект воздействия со стороны государства (например, объект государственной поддержки, налогообложения и пр.). Сущностные же признаки феноменов малого и среднего предпринимательства связаны, в первую очередь, с количественной оценкой масштабов предпринимательства. По мнению автора, и с этим следует согласиться, малый и средний бизнес - это малое и среднее предпринимательство, основанное на деятельности малых и средних предприятий, включая деятельность индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, малые и средние предприятия входят в понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, под которым мыслятся субъекты предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах, адекватные предусмотренным законодателем критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.
В рецензируемой статье также всесторонне проанализирована динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом. Автором проводится идея, что исторически в России, в первую очередь, поддерживался крупный бизнес, хотя именно малый и средний бизнес вносят значительный вклад в экономическое и социальное развитие экономически развитых стран.
Достоинством данной статьи являются ее эмпирическая база, логичность изложения материала, оригинальный анализ излагаемых фактов, синтез промежуточных положений, отличающихся новизной, необходимым и достаточным уровнем теоретической и прикладной значимости. Отсюда ключевые выводы автора в надлежащей степени обоснованы, а его статья заслуживает высокой оценки и может быть принята к опубликованию в рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации журналах по социально-экономическим и политическим наукам.
Доктор политических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета
Дмитрий Николаевич Ермаков