Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес: международная практика оценки'

Малый и средний бизнес: международная практика оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1757
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / международная практика малого и среднего бизнеса / оценки малого и среднего бизнеса / средний бизнес

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьянов П. А.

В статье освещается современное состояние классификации малого и среднего бизнеса. Рассмотрены критерии с точки зрения национальных законодательств ряда стран. Автор убедительно показывает сближение российской классификации с международной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the modern condition of the small and medium business classification. Criteria are considered in terms of national legislations of some countries. The author of the article clearly brings out close approach of the Russian classification to the international one.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес: международная практика оценки»

П. А. Гурьянов

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

ОЦЕНКИ

Работа представлена кафедрой прикладной экономики. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Н. П. Литвинова

В статье освещается современное состояние классификации малого и среднего бизнеса. Рассмотрены критерии с точки зрения национальных законодательств ряда стран. Автор убедительно показывает сближение российской классификации с международной.

The article covers the modern condition of the small and medium business classification. Criteria are considered in terms of national legislations of some countries. The author of the article clearly brings out close approach of the Russian classification to the international one.

До сих пор в мире еще не пришли к единым стандартам определений в области малого и среднего бизнеса. В различных государствах и международных организациях они довольно сильно различаются. Не пришли к окончательному мнению и многочисленные исследователи и это, несмотря на широкую распространенность данных определений в социально-экономических исследованиях. До сих пор, с чем согласны исследователи, так это в неустой-

В определенных случаях, даже если 25% порог независимости пройден, предприятие все равно считается автономным и соответственно подходит под определение МСП:3

• государственные и инвестиционные корпорации;

чивости, неполноте количественных и качественных характеристик в определении малых и средних предприятий. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым организации признаются субъектами малого и среднего предпринимательства, превышает пятьдесят1 .

На данный момент Европейская комиссия определяет микропредприятие, малое и среднее предприятие по следующим критериям, действующим с 1 января 2005 г.

• венчурные компании, физические лица, при условии, что общий объем инвестиций не превышает 1,25 млн долларов;

• университеты или частные некоммерческие исследовательские центры;

• институциональные инвесторы;

Таблица 1

Определение МСП, предложенное Европейской комиссией2

Критерий Микро Малое Среднее

Максимальная численность работников 9 49 249

Максимальный годовой оборот 2 млн евро 10 млн евро 50 млн евро

Максимальная сумма баланса 43 млн евро

Независимость Не более 25% капитала или голосующих акций принадлежит одной или более компаниям, не являющимся МСП

8 0

Малый и средний бизнес: международная практика оценки

• автономные местные власти с годовым бюджетом менее чем 10 млн евро в регионах с населением менее 5 тысяч человек.

В новом определении МСП по сравнению с предыдущим увеличены предельные значения максимального годового оборота и суммы баланса (в старой редакции предел был установлен в 7 и 5 млн евро).

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются многие развитые страны, предлагает более лояльные цифры по критерию максимальной численности персонала по сравнению с Европейской комиссией: предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» предприятия.

Во многих странах количественные критерии значительно различаются. В Южной Кореи отнесение к микропредприятиям дифференцировано в зависимости от отрасли: в розничной торговле, сельском хозяйстве до 5 человек, а в строительстве, в производстве и на транспорте до 10 занятых; в малых предприятиях в сельском хозяйстве и в розничной торговле - до 10, а в строительстве, на транспорте и в производстве -до 50 человек. В Италии к микропредприятиям относятся фирмы, на которых занято не более 19 человек, а к малым - от 20 до 99 человек. В Албании и Армении микропредприятиями считаются фирмы, в которых работают до 5 человек. В Австрии, Германии, Великобритании, Польше, Венгрии, Македонии к малым относятся предприятия с численностью до 50 человек. К средним предприятиям в Германии относят организации до 500 занятых, в Швеции -до 200. Во Франции к средним относятся предприятия с числом работающих от 50 до 500 человек.

В различных источниках говорится, что в США малым бизнесом считается та фирма, где предельная численность не превышает 500 занятых. Но это не совсем точно, так как по различным отраслям возможное

допустимое число занятых до признания предприятия малым сильно варьируется. В оптовой торговле число занятых не может превышать 100 человек, а в предприятиях, занимающихся самолетостроением, железнодорожными перевозками и др., предельное число занятых может достигать 1500 человек4.

На данный момент в РФ в соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, которые отвечают следующим трем условиям:

1)доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности общественных, религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;

2) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% уставного капитала;

3)средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек;

• в сельском хозяйстве - 60 человек;

• в научно-технической сфере - 60 человек;

• в оптовой торговле - 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Как следует из закона, в России применяются всего два критерия для определения МСП:

1) численность занятых;

2) структура собственности.

По сравнению с предыдущим (постановление Правительства РФ от 11 мая

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ») было введено новое условие, а именно: структура собственности или независимость фирмы, что, безусловно, являлось правильным шагом. Ошибочным, на наш взгляд, было сокращение вдвое (с 200 до 100 человек)

числа занятых на малых предприятиях в промышленной и строительной отраслях. Это же касается и научно-технической сферы, где порог был понижен до 60 человек, вместо 100 - в старом постановлении. И все эти отрасли в течение нескольких лет сокращали свою процентную долю среди всего малого бизнеса РФ.

Таблица 2

Число малых предприятий по промышленной, строительной и научной отраслях, в % к общему числу малых организаций в РФ5

Отрасль 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Промышленность 15,6 15,7 15,3 15,3 14,8 13,7 13,3 13,4 12,3

Строительство 16,5 15,8 15,3 14,4 14,5 12,8 13,1 12,7 11,2

Наука и научная сфера 5,1 4,5 4,2 3,5 3,4 2,6 2,5 2,2 н.д.

Представляется, что это явилось одной из причин, которые привели к ощутимому регрессу в указанных отраслях. Данный ФЗ подвергался часто довольно справедли-вой критике, и, наконец, принят новый ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г., большинство его положений вступят в силу с 01.01.2008 г., за исключением части 2 статей 4 и 5, которые вступят в силу с 01.01.2010 г.

В новом законе впервые было введено понятие «среднее предприятие», численность которого составляет от 100 до 250 человек включительно.

Малым считается предприятие с числом занятых до 100 человек включительно, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек. Как мы видим, в новом законе исчезла дифференциация малых предприятий в связи с отраслевым признаком.

Далее в законе появились новые критерии (позаимствован опыт зарубежных стран) - предприятию достаточно соответствовать одному из них:

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость;

• балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов).

Оба критерия не должны превышать предельных значений за предшествующий календарный год, установленных Правительством РФ для каждой категории малого и среднего предпринимательства.

У нас в прессе поднимался уже вопрос, что считать средним предприятием. По мнению некоторых экспертов, «к среднему бизнесу, вероятно, следует отнести хозяйственные субъекты с численностью персонала от 150-200 до 1000-1500 человек»6. Представляется более правильным и расширение понятия «среднего предприятия» до 500 человек.

На наш взгляд, в последнем ФЗ от 24.07.2007 г. правильно ограничили верхнюю границу малого предприятия в 100 человек, но мы считаем, что надо было воспользоваться опытом Южной Кореи и дифференцировать микропредприятия по отраслевому признаку, ведь данные предприятия обычно являются слабым звеном и чаще всего разоряются. В розничной торговле вполне достаточно 10 человек, в промышленности и строительстве и 15 человек мало, и необходимо увеличить данное число до 25 занятых.

Таким образом, изучение различных законодательных норм и правил в различных странах показал, что единое мнение по определениям не достигнуто. Харак-

тер изменений ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» свидетельствует о сближении с мировой практикой. Необходима дальнейшая разработ-

ка стратегии государственных органов в отношении малого бизнеса для создания более устойчивой законодательной среды его развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 7

2 Европа. Специальный выпуск. 2004. № 8. С. 11.

3 Там же.

4 Лебедева Л., Емельянов Е. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Человек и труд. 2006. № 8. С. 71-73.

5 Сост. по: Россия в цифрах: 2003: Крат стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003 С. 159-160; Россия в цифрах: 2005: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2005 С. 356: Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России М., 2006 С. 24.

6 Попов Ю., Хлюстов В. Среднему бизнесу в России необходима стратегия // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5. С. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.