ЭКОНОМИКА России и ЕЕ РЕГИОНОВ
УДК 332142.4; 338.242 .4
Е.М. Бухвальд
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
В статье дается характеристика современного состояния сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) российской экономики . Определяется место сектора МСП в реализации задач, намеченных планом Правительства России по привлечению инвестиций, технологическому обновлению производства и созданию высококвалифицированных рабочих мест. Указаны необходимые новации в системе государственной поддержки МСП, отвечающие усилению роли МСП в достижении приоритетных целей модернизации российской экономики
Ключевые слова: инвестиции, модернизация производства, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка
В июле 2014 года Правительство России утвердило план мероприятий по повышению производительности труда, а также по созданию и модернизации рабочих мест в экономике страны [1]. По сути, это — хотя и в несколько запоздалом варианте — рабочий документ по реализации основных индикаторов экономического характера, изложенных в так называемых «майских указах» Президента Российской Федерации от 2012 года (коммент. 1) .
Нынешний план Правительства включает в себя семь основных и в целом тесно взаимосвязанных направлений . Это стимулирование инвестиций для обновления и модернизации производства; стимулирование технологического обновления; стимулирование замены устаревших рабочих мест; создание условий для профессионального развития работников; реализация мер по повышению мобильности трудовых ресурсов; меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием; меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства
Тесная взаимообусловленность предлагаемых на-
правлений модернизации национальной экономики
* Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта Российского Гуманитарного научного фонда №14-02-00324а «Альтернативы государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства России».
© Бухвальд Е. М . , 2014
44
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
вполне очевидна и связана с тем, что такие позитивные тенденции в сфере социально-трудовых отношений, как замена устаревших рабочих мест, создание условий для профессионального развития работников, повышения мобильности трудовых ресурсов возможны только на основе существенного прогресса в техническом обновлении производства . Последнее, в свою очередь, экономически реализуемо лишь при постоянно нарастающем объеме инвестиций в обновление и модернизацию производственного аппарата экономики и ее ключевого реального сектора
Основные из предлагаемых Правительством мер носят системный характер и способны существенно улучшить ситуацию в реальном секторе российской экономики, в частности, за счет упрощения процедуры отбора инвестиционных проектов в целях предоставления государственных гарантий, а также формирования фонда развития промышленности . Кроме того, предполагается усовершенствовать и расширить применение предприятиями и банками механизмов проектного финансирования
Важное значение для активизации инвестиционного процесса в экономике может иметь такая давно обсуждавшаяся и ныне включенная в план Правительства мера, как увеличение налогообложения предприятий, использующих устаревшие (переамортизированные) основные фонды . Налоговые рычаги будут использованы для воздействия на предприятия с целью высвобождения устаревших рабочих мест на основе проведение их специальной экспертной оценки . Такие налоговые меры ныне более предпочтительны, нежели общий курс на усиление налогового давления на экономику в целом
В новом плане Правительства отдельно прописаны меры, направленные на развитие МСП . Можно сказать, что после завершения действия так назы-ваемой «Дорожной карты» государственной поддержки МСП до 2012 года (коммент. 2), это первая попытка целостного осмысления задач государственной политики в отношении МСП на среднесрочную перспективу Однако сформулировать эти задачи и найти эффективные пути их решения невозможно вне четкого представления о той ситуации, которая характеризует сегодня этот сектор российской экономики, а также о причинах того, что эта ситуация представляется далеко не удовлетворительной
Малый бизнес России сегодня: у грани застоя
По состоянию на 1 января 2013 года, по данным Росстата и Федеральная налоговая служба России, в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), на которых было занято 17844,8 тысяч человек (без учета внешних совместителей) . В секторе малого и среднего бизнеса занято около 25% от общей численности занятых в российской экономике При этом на предприятиях — юридических лицах в секторе МСП было занято 12,2 млн человек (68,4%), у индивидуальных предпринимателей — 5,6 млн человек
45
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
(31,6%). Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего бизнеса (юридическими лицами), в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25% . Вместе с тем, уровень развития МСП в России пока не достиг аналогичного показателя экономически развитых стран . Так, доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте России составляет по разным оценкам 19—21%, тогда как в странах Европейского союза (ЕС) этот показатель составляет порядка 50—60% .
Сектор МСП, включающий в себя индивидуальных предпринимателей, а также микропредприятия, малые и средние предприятия — юридические лица, сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг. Однако, средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство Остановимся на состоянии основных слагаемых сектора МСП более подробно
В экономике России около 35% занятых в малом бизнесе трудятся в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности (ПБОЮЛ), что в целом соответствует общемировыми тенденциям развития сектора МСП По состоянию на 1 января 2013 года количество индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации составляло 4023,8 тысяч человек, однако уже к концу года их число сократилось до 3,47 млн человек [2]. Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) составляло 5644,3 тысяч человек, при этом 58% из них было занято в сфере торговли, а 25% — в сфере услуг Объем выручки индивидуальных предпринимателей от продажи товаров, работ и услуг в 2012 году составил более 8,7 трлн рублей, при этом более 85% выручки пришлось на сферу торговли
Индивидуальное предпринимательство — наиболее уязвимый сегмент МСП, очень остро реагирующий на любые негативные изменения общей среды предпринимательской деятельности . К сожалению, такую негативную ситуацию в этой среде российские власти во многом сами изначально инициировали неразумными налоговыми мерами Имеется в виду принятое в 2012 году решение об удвоении страховых платежей для МСП на упрощенной системе налогообложения (УСН). Затем Правительство частично пошло на попятную, сократив объемы этих платежей Однако, механизм разочарования и разрушения в сфере МСП уже был запущен Так, по оценкам организации «Опора России», за последние полтора года (то есть со второй половины — конца 2012 года) в стране исчез примерно 1 млн индивидуальных предпринимателей, а зарегистрировалось только 360 тысяч Таким образом, общие потери для российского малого бизнеса за этот период составили более 600 тысяч хозяйствующих субъектов — индивидуальных предпринимателей Но еще хуже то, что подобные
46
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
действия «обвалили» с огромным трудом достигнутый результат по «де-теневизации» малого бизнеса . По оценкам «МСП-банка», к 2013 году доля «серого сектора» в сфере МСП, после некоторого сокращения, вновь вернулась к отметке в 40—50%, то есть предприятия не исчезают вообще, а чтобы выжить, просто в той или иной мере уводят свою хозяйственную деятельность «в тень»
В сегменте микро- и малых предприятий на 1 января 2013 года осуществляли деятельность 1997,0 тысяч юридических лиц, на которых было занято (без учета внешних совместителей) 10 481,0 тысяч человек, что составляло 58,7% от всех занятых в секторе МСП и 14,6% от всего занятого в экономике России населения . Оборот сектора микро- и малых предприятий в 2012 году составил более 23,5 трлн рублей . За период с 2008 года по 2012 год наблюдался ежегодный рост оборота этой группы предприятий на 25,3% (без учета уровня инфляции) . Основная часть оборота этой группы представителей МСП приходится на торговлю (59%) и сферу услуг (17,4%); доля строительства и производства составляет 11% и 10,4% соответственно. По итогам 2012 года объем инвестиций микро- и малых предприятий в основной капитал составил 521,5 млрд рублей и впервые превысил докризисный уровень
Среднее предприятие — это, как правило, высокопроизводительная и эффективно управляемая компания . Именно такие средние компании создают предпосылки для качественных прорывов в формировании новых, уже достаточно крупных предпринимательских структур, в развитии рынков. Эти представители российского бизнеса формируют вокруг себя среду для развития малых предприятий, обеспечивая их рынком сбыта продукции и услуг Количество средних предприятий на 1 января 2013 года в целом по стране составило 16163 единиц (менее 1% от общего количества предприятий сектора МСП). На средних предприятиях было занято 1,7 млн человек (без учета внешних совместителей), что составляет почти 10% от всех занятых в секторе МСП и 2,3% экономически активного населения России . Оборот средних предприятий в 2012 году превысил 4,1 трлн рублей .
Исследования среднего бизнеса показывают, что он играет важную структурообразующую роль в экономике России, а также в генерировании инноваций Значимость среднего бизнеса в наибольшей мере проявляется при анализе его отраслевой структуры По экспертным оценкам, почти все отрасли российской экономики, которые в наибольшей мере осуществили модернизацию в течение последних десяти лет (сетевой ритейл, птицеводство, переработка мяса, частная медицина, информационные технологии), были либо созданы с нуля, либо образованы усилиями компаний среднего бизнеса Существуют отрасли, где роль средних предприятий выражена в наибольшей степени (более 60% продукции отрасли дают компании среднего бизнеса) Это такие отрасли, как пищевая, мебельная промышленность, строительство, химия и производство неметаллических материалов,
47
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
сельское хозяйство. Не случайно, средние предприятия — наиболее устойчивый сегмент МСП, однако, сыграть существенную роль в преодолении кризисных процессов в этом секторе российской экономики они еще не в состоянии
Но дело не только в цифрах, отражающих динамику численности и хозяйственного оборота малых и средних предприятий . Важно то, что сфера МСП явственно не выполняет в условиях нынешней российской экономики три ее наиболее значимые функции в экономике современного мира, а именно: активное включение в инновационные процессы в экономике; антикризисное демпфирование производства, занятости и доходов населения; формирование основ среднего класса как ключевой фигуры современной экономической и политической демократии . Именно в этом мы видим наиболее существенное проявление застойных тенденций в этом секторе российской экономики
Действительно, по данным Росстата, доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятий малого и среднего бизнеса за последние несколько лет устойчиво находится на уровне 1,5%, причем в этом смысле малый бизнес даже еще менее инновационен, чем крупный И это не случайно, если реально оценивать структуру российского МСП по видам экономической деятельности Проникновение МСП в реальный сектор российской экономики все еще весьма незначительно Доля малого бизнеса в хозяйственном обороте промышленности в целом составляет всего 5—6% . Инновационные малые предприятия реально более-менее продуктивны только в особых точках их сосредоточения (например, в рамках ОЭЗ технико-внедренческого типа, в привузовских исследовательских и инновационных центрах [3], технопарках, целевым образом созданных кластерных структурах и пр.) . Однако в целом говорить о весомом вкладе сектора МСП в инновационный «прорыв» в российской экономике было бы преждевременно.
Не обозначилась у нас и традиционная «антикризисная» роль МСП . Когда в 2008—2009 годах российская экономика впервые, будучи уже в зоне достаточно устойчивого развития, столкнулась с феноменом экономического спада, малый бизнес не только ничего не компенсировал в плане показателей производства и занятости, но даже обвалился в еще большей мере, чем вся экономика в целом . В 2012—2013 годы темпы экономического роста страны вновь обнаружили устойчивую тенденцию к замедлению Однако, рассчитывать на «локомотив» малого бизнеса вновь не приходится — в своей основной массе он не прогрессирует и не в состоянии даже поддержать позитивную динамику производства, занятости и реальных доходов населения Все больше складывается впечатление, что в действующей преимущественно транзакционно-сырьевой модели развития российской экономики малый бизнес просто достиг своего «потолка» и потенций или предпосылок для нового рывка вперед пока не имеет
48
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
Государственная поддержка: новое или хорошо забытое старое?
Несмотря на отсутствие целевых общегосударственных программ, федеральный центр по-прежнему сохраняет за собой лидирующие позиции в разработке и реализации мер поддержки и развития МСП . Из наиболее важного и практически значимого в этом направлении отметим следующее.
В целом удалось достичь компромисса по вопросу о размере страховых платежей для МСП . Законодательно система налогообложения на основе патента теперь выделена в самостоятельный налоговый режим . Эта система распространяется ныне на обязательные 47 видов деятельности . Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают для каждого вида экономической деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой по данному налоговому режиму, в пределах минимального (100 тысяч рублей) и максимального их размеров (1 млн рублей) В настоящее время рассматривается возможность подачи заявления на получение патента в налоговые органы одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации индивидуального предпринимателя . Это позволит применять патентную систему налогообложения непосредственно с даты государственной регистрации ПБОЮЛ, а также упростит процедуру получения (приобретения) патента
Законом также закреплен особый порядок приватизации государственного и муниципального имущества, арендованного субъектами МСП К настоящему моменту более 33 тысяч субъектов МСП стали собственниками арендуемых помещений общей площадью около 5 млн квадратных метров Параллельно с приватизацией объектов недвижимости на местах сформированы и постоянно обновляются перечни регионального и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в долгосрочную аренду исключительно субъектам МСП
С 1 января 2014 года вступил в силу ряд изменений в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд В соответствии с этими изменениями, увеличена квота по данным закупкам у малых предприятий: с 1 января 2014 года она должна составлять не менее 15% от совокупного годового объема закупок . Далее, с 15 млн рублей до 20 млн рублей увеличена начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства . Наконец, реализована давно предлагавшаяся и широко распространенная за рубежом практика, в рамках которой государственный (муниципальный) заказчик вправе установить требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП В настоящее время внесены изменения в положение о размещении на официальных сайтах информации о государственных (муниципальных) закупках Этими изменениями закрепляется обязанность государственного (муниципального) заказчика размещать
49
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП, а также размещать информацию о годовом объеме товаров, работ, услуг, который заказчики обязаны закупить у субъектов МСП
Однако, говорить о полной достаточности этих мер пока не представляется возможным При всей их важности и своевременности, сохраняется впечатление, что система государственной поддержки МСП по-прежнему вращается в кругу традиционных представлений о том, что сдерживает развитие этого сектора российской экономики и что реально может выдвинуть его на роли важного рычага модернизации национальной экономики А что предлагается в этом направлении в новом плане Правительства Российской Федерации?
Во-первых, Правительство намерено еще более активно развивать систему гарантийных организаций в расчете на более активное банковское (в том числе, инвестиционно-ориентированное) кредитование субъектов МСП В данном случае речь о развитии национальной системы гарантийных организаций . Эта система будет координироваться открытым акционерным обществом «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», которым будет сформирован портфель гарантий по кредитам субъектам МСП По планам Правительства конца 2004 года должны быть выданы не менее 50 млрд рублей кредитных гарантий . Данный проект рассчитан на проекты стоимостью примерно 100— 300 млн рублей сроком от 7 до 10 лет. Эти гарантии рассчитаны, прежде всего, для субъектов среднего предпринимательства и должны обеспечить создание в этом сегменте российской экономики значительного числа модернизированных рабочих мест
Такой ориентир данного механизма государственной поддержки носит симптоматический характер Дело в том, что особый институт «среднего предпринимательства» у нас был впервые узаконен 209-м ФЗ 2007 года [4]. Однако длительное время эта законодательная новация казалась просто «спящей», так как никаких специальных мер регулирования, целевым образом ориентированных именно для этот сегмент МСП, не предпринималось . Судя по всему, теперь ситуация меняется . Именно в среднем бизнесе теперь видится основной фактор экономического, в том числе и инновационного прорыва Для таких ожиданий есть определенные основания Так, по оценкам МСП-банка, именно средний бизнес характеризуются наиболее высокой инвестиционной активностью. Хотя его доля в общем числе субъектов МСП невелика (около 1%), на него приходится 78% общих инвестиций сектора МСП . Кроме того, именно в среде среднего бизнеса активнее всего внедряются технологические инновации в два раза чаще, чем на предприятиях с численностью до 50 человек
Во-вторых, план Правительства показывает, что федеральный уровень власти намерен не на словах, а на деле усилить роль и заинтересованность
50
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
регионов в принятии действенных мер поддержки МСП . Так, регионам будет предоставлено право предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых структур малого бизнеса . Речь идет о субъектах малого предпринимательства — зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, перешедших на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения и осуществляющих хозяйственную деятельность в производственной, социальной и научной сферах . Также предлагается создать механизм возмещения регионам затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов при условии активного привлечения в них субъектов МСП Предполагается, что такое возмещение будет осуществляться путем возврата (в виде дополнительных межбюджетных трансфертов) федеральных налогов, поступающих в течение трех лет от создаваемых на территориях таких субъектов Федерации новых предприятий . По сути, это реализация уже давно высказывавшегося предложения создать «возвратный» налогово-стимулирующий механизм, позволяющий регионам получать дополнительные выгоды за счет создания новых предприятий, деятельности региональных институтов развития, увеличения объемов производственной и инвестиционной деятельности резидентов этих институтов, в том числе и субъектов МСП
В-третьих, непосредственное отношение к развитию и поддержке МСП имеет и тот раздел нового правительственного плана, который касается содействия реструктуризации экономики монопрофильных муниципальных образований, предусматривающий и создание в моногородах высокопроизводительных рабочих мест для трудоустройства работников, уволенных или высвобождаемых из градообразующих организаций . Однако, в большинстве случаев, решение проблемы за счет создания в этих городах новых крупных предприятий представляется весьма проблематичным Реальной возможностью в данном случае является как раз развитие сферы МСП Собственно, такие меры предпринимались и ранее. Новым в данном случае является акцент на создание высокопроизводительных рабочих мест, тогда как ранее господствовала тенденция к заполнению бездействующих градообразующих предприятий субъектами МСП торгово-посреднической и сервисной направленности, самыми примитивными производствами, несоотносимым с понятием «высокопроизводительных рабочих мест».
Системный подход остается в дефиците
По сути, сегодня продолжает сохраняться ситуация, в рамках которой представления о целях и инструментах государственной политики развития и поддержки МСП «разбросаны» по значительному числу планов, программ, стратегий, концепций и пр. Это документы разного правового статуса, ведомственной адресации, разных временных горизонтов и прочее. Каждый новый документ выдвигает в этом плане некие новые инициативы, может быть, и весьма верные по сути, но плохо скоординированные с тем,
51
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
что уже предлагалось ранее и что должно быть реализовано в последующем . Даже если некий блок мер по развитию и поддержке МСП включается в более крупный программный документ или плана, он все равно смотрится самоизолированно, вне органичной связи с другими разделами плана или программы . К сожалению, это характерно и для Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [5], и для названного выше правительственного план мероприятий по повышению производительности труда, а также по созданию и модернизации рабочих мест в экономике страны
В этой связи необходимость системного решения задач государственной политики в отношении МСП требует вернуться к осмыслению оптимальных рамок применения программно-целевых методов практической реализации этой политики . В 1990-х годах был реализован ряд федеральных целевых программ (ФЦП) развития и поддержки МСП . Эти программы имели как положительные стороны (системный подход к решению поставленных задач, активное взаимодействие с аналогичными программами регионального уровня и прочее), так и негативные стороны (громоздкость, сложность в управлении и контролировании) . Однако прошло уже 10 лет, как разработка и реализация таких ФЦП прекратилась. Их место заняли некие субституты . Так, в течение ряда последних лет, ключевые цели государственной политики в отношении МСП были представлены в «дорожной карте» проекта-программы Правительства Российской Федерации «Развитие малого и среднего предпринимательства» до 2012 года . Однако этот документ имел лишь индикативный характер, заявленные в нем индикаторы по преимуществу реализованы не были, да и причины этого никак не анализировались
Стало очевидным, что основные составляющие государственной политики в отношении МСП надо возвращать в русло государственных программ, преимущество которых (при условии ответственного управления данными программами) не только в системности и целеориентированности предпринимаемых действий, но и в том, что их ожидаемые результаты разносторонне мотивируются, а недостижение заданных параметров подлежит четкому объяснению . В целом, за последние годы в стране накоплен значительный опыт использования программно-целевых методов управления, а сфера их применения постоянно расширяется (коммент. 3). В некотором смысле здесь уже позиционируется и система мер государственной поддержки МСП В частности, речь идет о названной выше государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», куда включена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» Подпрограмма включает в себя два основных блока финансовая поддержка МСП и совершенствование законодательства в этой области Первый блок охватывает уже действующую практику федерального софинансирования (субсидирования) региональных программ развития и поддержки МСП
52
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
(средний процент субсидирования 70%) в рамках ведомственной программы Минэкономразвития России . По второму блоку существенных законодательных новаций до настоящего времени пока не отмечено.
Имеющаяся на сайте Минэкономразвития России (Федеральный портал малого и среднего предпринимательства) ссылка на «Федеральную программу поддержки» означает не программу в обычном смысле, а систему мер по уже названному предоставлению (на конкурсной основе) бюджетам субъектов Федерации субсидий на софинансирование их расходных обязательств, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки МСП в данном субъекте Федерации . Так, в 2014 году на эти цели предполагается направить 20,1 млрд рублей, а также 1,4 млрд рублей на софинансирование объектов капитального строительства . Всего за весь период реализации этой Программы в 2005—2012 годы объем средств, предоставленных субъектам Федерации, составил более 87 млрд рублей.
Рисунок 1. Основные направления софинансирования субъектов Федерации по осуществлению мер поддержки МСП
■ гранты начинающим (приоритет - безработные, уволенные, в запасе)
■ субсидии государственным микрофтансовыи организациям и гарантийным фондам
* субсидирование % ставок по кредитам
* субсидирование покупки нового оборудования
* лизинг оборудования
* энергоэффективмосгь
* центры кластерного развития
’ регионально центры иннмкирингэ
■ центры прототипирования
* региональные центры поддержки экспорта ■ Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры
■ субсидии социально-ориентированным субъектам МСП
* субсидии Центрам дневного Времяпрепровождения детей, Дошкольным образовательном центрам
■ молодежное предпринимательство, в т.ч- центры молодежного инновационного творчества
■ народные художественные промыслы
* бйэнес-инкуСаторы, промышленные парки |в той числе частные) и технопарки
Источник: по данным Минэкономразвития России .
Однако, далеко не все в подобном варианте программного оформления государственной политики в отношении МСП представляется удовлетворительным . Прежде всего, программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» чрезвычайно многоаспектна (в ней есть все, вплоть до реформы здравоохранения и судебной системы) и тематика МСП в ней откровенно теряется Система мер, предусматриваемых подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства», довольно ограничена
53
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
и далеко не охватывает всех проблем и препятствий развитию сектора МСП в российской экономике. Так, в ней не нашли отражения проблемы реформирования государственной налоговой политики в отношении МСП (пока это остается сферой разрозненных решений); обеспечения МСП доступными объектами недвижимости (в основном, этим занимаются субъекты Федерации); организации кооперационных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса (пока в этом направлении существенного прогресса добиться не удается); вовлечения МСП в деятельность федеральных и региональных институтов развития . Отсутствуют в подпрограмме вопросы правовой и информационной поддержки субъектов МСП . Этим также, в той или иной мере, по своему усмотрению сейчас занимаются субъекты Федерации Ставка на прогрессирующее развитие сегмента «среднего бизнеса», которая явно просматривается в новом плане Правительства, предполагает и определенную перегруппировку сил и средств его политики в отношении всего сектора МСП . Так, средние предприятия — это не «стартовый бизнес» и налоговые каникулы для начинающих предпринимателей здесь не столь существенны . Более того, и налоговые проблемы предпринимательской деятельности здесь видятся уже по-иному
Почти «стандартный» ныне тезис о негативной зависимости «неразумная налоговая политика — сжатие сферы МСП», в данном случае заметно упрощает ситуацию . Как показывают проведенные нами обследования, на самом деле эта ситуация несколько сложнее, и ее можно обрисовать примерно так Представители динамично развивающихся инновационных МСП и МСП реального сектора экономики заявили, что при наличии устойчивого спроса на их продукцию, они вполне справляются с имеющейся налоговой нагрузкой и не считают ее обременительной . Другое дело, что спрос на инновационные разработки, на инновационную продукцию и на потребности в промышленной кооперации весьма ограничен, в результате чего этот сегмент МСП часто просто остается «не у дел», и в этой ситуации одни только налоговые послабления общего характера сами по себе ему ничем помочь не могут. Нужны серьезные налоговые льготы инвестиционного характера, меры общего развития отечественной промышленности, при наличии которых обозначится и реальная востребованность МСП в системе кредитных гарантий
В самой идеологии государственной политики в отношении МСП нужно проникнуться пониманием одной простой истины: всем помочь от лица государства невозможно, да и не нужно По имеющимся оценкам, охват субъектов МСП прямыми мерами государственной поддержки составляет сейчас около 3% их числа, а доля кредитного портфеля предпринимателей, обеспеченная поручительствами гарантийных фондов — порядка 4,5% . Прямые меры государственной помощи МСП могут сыграть не более, чем роль «стартового ускорителя», а далее должны действовать механизмы саморазвития МСП на основе их интеграции в целостную предпринимательскую
54
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
среду, систему рыночных отношений и в крупные государственные программы промышленно-инновационного развития национальной экономики .
В этой связи, делая акцент на систему кредитных гарантий для МСП, не следует забывать, что пока во многом остаются невостребованными и уже имеющиеся подобные механизмы . Такая востребованность может быть обусловлена только наличием в этом секторе российской экономики достаточного числа «весомых» инвестиционных проектов, рассчитанных на рост производства и устойчивые рынки сбыта. Это для субъектов МСП, особенно для прогрессирующего среднего бизнеса, в большинстве случаев может обеспечить лишь производственная кооперация с крупными предприятиями . Однако именно этот — кооперационный — механизм государственной поддержки пока не очень удается . До настоящего времени не очень заметны созданные в ряде регионов страны центры производственной субконтрактации и кооперации для МСП (коммент. 4). Названные выше изменения в закон о закупках товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, безусловно, «работают» на такую кооперацию, но круг предприятий-поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не столь велик . Проблему можно решить, распространив требования обязательной субконтрактации для МСП не только на поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, но также на все иные крупные предприятия, которые участвуют в различных государственных программах и проектах, претендуют на то или иное государственное софинансирование, налоговые льготы и прочее
Кроме того, эффективная реализация государственной политики в отношении МСП в виде системного программного документа требует, на наш взгляд, единого курирующего органа исполнительной власти на федеральном уровне. Однако, после внезапной ликвидации Государственного комитета Российской Федерации по поддержке предпринимательства в конце 1998 года, этот вопрос, кажется, более уже не поднимается . Формально есть «курирующее» подразделение Минэкономразвития России, однако оно преимущественно занимается более узким кругом вопросов по реализации так называемых «ведомственных программ» (коммент. 5), связанных с поддержкой МСП
Очень слабой и малорезультативной (в частности, сравнительно с опытом зарубежных стран) остается и «непубличная» сторона общенациональной политики в отношении МСП Ранее введенный в практику институт «государственно-общественной поддержки МСП» так и остался нереализованным . Включенная в 209-й закон (статья 13) идея создания так называемых «координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства» откровенно зашла в тупик Лоббирующие возможности общественных организаций — представителей МСП — пока малозаметны Выход видится не только в том, чтобы существенно обновить 209-й ФЗ по развитию российских МСП. Важно
55
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
предварить эту работу подготовкой документа, глубоко и всесторонне определяющего долговременные (стратегические) цели и задачи государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также органично увязывающего эти цели и задачи с приоритетами инновационной модернизации российской экономики в целом
Комментарии:
1 . Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 596, Россия к 2020 году должна создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. При этом производительность труда к 2018 году должна вырасти в полтора раза относительно 2011 года . Последние годы темп прироста производительности труда в экономике России не достигает и 4%, что не позволяет выйти на заданный в Указе рубеж.
2 . Документ имел лишь индикативный характер, да и заявленные в нем
индикаторы по преимуществу достигнуты не были . Однако, в ходе реализации «Дорожной карты» стало очевидным, что основные составляющие государственной политики в отношении МСП надо возвращать в русло государственных программ . Однако пока этот вопрос еще не решен . В настоящее время действуют следующие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к среде МСП:
Занятость на предприятии Оборот предприятия
Микропредприятие до 15 человек до 60 млн рублей
Малое предприятие от 16 до 100 человек до 400 млн рублей
Среднее предприятие от 101 до 250 человек до 1 млрд рублей
Кроме того, доля участия в уставном (складочном) капитале МСП не должна превышать 25% для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций
3 . В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013—2015 годах, а также Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлены задачи по более активному внедрению в деятельность органов исполнительной власти программноцелевых методов управления и переходу к программному бюджету на основе государственных программ В настоящее время в Российской Федерации действуют 40 государственных программ, разделенных на пять блоков: новое качество жизни (12 программ); инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ); обеспечение национальной безопасности (1 программа); сбалансированное региональное развитие (5 программ); эффективное государство (5 программ) .
56
Малый бизнес в планах модернизации российской экономики
4. В настоящее время в России действует порядка 30 региональных и межрегиональных центров субконтрактации для МСП . «Национальное Партнерство развития субконтрактации» — общероссийская организация, созданная для объединения усилий региональных центров субконтрактации, а также ряд международных проектов в этой области, в том числе проект ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) .
5 . Такие программы используются как на федеральном, так и на региональном уровнях и, как правило, нацелены на решение узкоотраслевых проблем Возможность выделения бюджетных ассигнований на реализацию таких программ в бюджетах всех уровней закреплена статьей 179. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации . Порядок разработки ведомственных целевых программ на федеральном уровне установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года №239.
Литература
1 . Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014
года №1250-р утвержден «План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест».
2 . «Ведомости» от 30 сентября 2013 года .
3 . Федеральный закон Российской Федерации № 217-ФЗ от 2 августа 2009
года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»
4 . Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии мало-
го и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
5 . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013
года №467-р .
References
1 . The resolution of the RF Government of July, the 9th, 2014 №1250-р
approved the Plan of measures, aimed at the increase of labour productivity, creation and modernization of high-efficiency workplaces .
2 . "Vedimosti" newspaper, 30 September 2013 .
3 . Federal law of the Russian Federation № 217-FZ of August 2, 2009 “On
amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the establishment of government-financed research and educational institutions, business entities for the purposes of practical application (implementation) of the results of intellectual activity”.
4 . The Federal law № 209-FZ of the 24th of July, 2007 “On the development
of small and medium-sized business in the Russian Federation”.
5 . The Resolution of the RF Government of the 29th of March, 2013; №467-р.
57