Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/88EVN316.pdf Статья опубликована 27.06.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Антонов М.В. Малый бизнес: сущность, становление, перспектива // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/88EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 331.5
Антонов Михаил Валерьевич
ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва1
Аспирант
E-mail: [email protected]
Малый бизнес: сущность, становление, перспектива
Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности рынка труда, регулирования рынка труда, перечислены специфические особенности развития рынка труда, роль государства в развитии и регулировании рынка труда, ключевые особенности государственной политики занятости и рынка труда. Показан потенциал малого бизнеса на российском рынке труда путем сопоставления статистических данных по доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в процентном соотношении, а также занятость населения в секторе малого и среднего предпринимательства в процентном соотношении. Сделана попытка спрогнозировать ситуацию на рынке труда в случае кризиса и вынужденного сокращения персонала на градообразующих предприятиях связанного с неэффективностью и финансовыми трудностями предприятий с подкреплением примерами ситуаций уже происходившими в российском экономическом пространстве. Предложены пути снижения риска от сокращения персонала на градообразующих предприятиях за счет развития института малого и среднего бизнеса. Описан ряд проблем рынка труда, которые можно решить за счет развития малого бизнеса. Был высказан ряд предложений по развитию малого бизнеса как фактора рынка труда.
Ключевые слова: особенности рынка труда; малый бизнес; градообразующие предприятия; региональный рынок труда; регулирование рынка труда; проблемы малого бизнеса; перспективы развития малого бизнеса
Рынок труда одна из основных экономических и социальных инструментов государства, т.к. через этот инструмент можно произвести оценку, национального благополучия, стабильности, эффективности, а также социально-экономического развития государства и его экономической безопасности.
Регулирование рынка труда должно являться одной из важнейших моментов всего трудового сектора нашей экономики. Это связанно с современными реалиями российской экономики, и «новой экономической реальности», в которых государству необходимо решать не только текущие задачи по выполнению своих социальных обязательств, поддержанию
1 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34 1
необходимого уровня занятости и т.д., но и продумать механизм защиты от подобных ситуаций, а также механизмы развития, поскольку в условиях долгосрочного экономического (санкционного) противостояния необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы для создания, самодостаточной и самообеспечивающей себя, экономической системы. И в этой ситуации малый бизнес имеет очень сильный потенциал, позволяющий подтолкнуть страну к предотвращению серьезный социально-экономических потрясений и стать одним из главных инструментов создания и функционирования новой российской экономической системы. Одним из ключевых результатов развитие малого бизнеса в краткосрочном и среднесрочном периоде может стать улучшение рынка труда как в отдельно взятом регионе, так и по стране в частности. Наличие данного потенциала можно подтвердить историей развития малого и среднего бизнеса в разрезе зарубежного опыта и сопоставлением с экономическим ростом стран, не развитостью на российском экономическом пространстве, потенциальным влиянием на рынок труда, и объемом различных притоков в бюджет.
Самым большим бенефициаром может стать Российский рынок труда, поскольку каждая решенная в перспективе задача косвенно улучшит ситуацию на рынке, что в комплексе позволит вывести его на качественно новый уровень, а также позволит создать регулятор ряда показателей рынка труда.
Современный рынок труда в России - это довольно сложная многослойная структура, включающая в себя открытый (официальный и неофициальный) и скрытый рынок труда [1].
Развитие рынка труда в Российской Федерации имеет под собой ряд специфических особенностей:
1. Высокий уровень скрытой формы безработицы, которая может являться как резервом увеличения производства, так и стать значимым фактором дестабилизации общественных отношений при ухудшении экономической ситуации.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики, при котором значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Распространение приобретает вторичная занятость, появилось много рабочих мест, не требующих высокой квалификации.
3. Увеличение количества мигрантов и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве в связи с изменением геополитической ситуации в мире.
4. Избыток рабочей силы по причине сокращения объема производства.
5. Неполная занятость, обусловленная сокращением объема выпуска продукции предприятий.
6. Глубокая территориальная дифференциация занятости: уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах различается в десятки раз.
7. Формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости: рабочая сила не применяется в производстве, но и не освобождается в иные сферы.
8. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.
9. Скрытая форма безработицы: различие между общей численностью безработных и официально регистрируемой.
10. Высокий уровень монополизации сегмента рынка труда финансово-банковской, торгово-посреднической сфер и сферы государственного управления, которые при этом отличаются высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы [2].
Государство должно играть большую роль в регулировании рынка труда в связи с его стратегической важностью для экономической безопасности государства и социально-экономического благополучия граждан. Для этого государство должно проводить активную государственную политику в области содействия занятости населения.
Формами ее реализации является разработка и внедрение федеральных целевых программ, направленных на развитие трудовых ресурсов, увеличение их мобильности, использование протекционистских мер в отношении национального рынка труда, создание условий, обеспечивающих высокий уровень благосостояния населения [3].
Государственная политика занятости и рынка труда предполагает создание комплекса институциональных и экономических условий организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие. Главной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости [4].
Однако в контексте рынка труда малый бизнес не воспринимается в серьез, но при этом малый бизнес имеет под собой крайне серьезную основу для развития малого бизнеса, сокращения безработицы, повышения заработной платы и экономической устойчивости государства.
Это косвенно можно подтвердить из сравнительной статистики Российской Федерации и других ведущих экономик мира.
Таблица 1
Значение малого и среднего предпринимательства в экономиках стран [5]
Страна Доля МСП в ВВП страны (%) Занятость в секторе МСП (%)
Россия 21 27
Бразилия 30 54
Англия 50 55
США 50 50
Франция 56 64
Китай 60 70
Япония 60 80
Италия 80 80
Исходя из таблицы, мы можем понять, что малому бизнесу в России уделяется незаслуженно мало внимания, однако малый бизнес может стать тем необходимым фактором, который поможет предотвратить серьезный экономический кризис и смягчить его удар для населения.
Развитие малого бизнеса в России именно с оглядкой на рынок труда позволит, к примеру, уменьшить безработицу в случае серьезных сокращений в регионах, в которых основными работодателями являются государственные предприятия. Когда государственные предприятия проводят политику сокращения численности персонала - это выливается в социальную напряженность. Самым ярким примером этих слов является ситуация в городе Пикалево: сокращение на трех предприятиях города привело к серьезному социальному напряжению, вылившемуся в многочисленные акции протеста и решение вопроса на уровне руководства страной.
Однако если данная ситуация приобретёт массовый характер, то все подобные предприятия сохранить не удастся, в связи с ограниченным количеством ресурсов для решения данной проблемы. Из опыта 90-х годов мы можем сделать предположения, что рабочая сила начнет свое движение в региональные центры, что создаст превышение предложения над спросом по количеству на соискание рабочего места, однако одновременно с этим нет никакой гарантии, что это будет рабочая сила, которая будет квалифицирована для выполнения трудовых обязанностей. И тут, в связи с превышением предложения над спросом, также начнется повальная дискриминация по возрастному и половому признаку, поскольку работодатель будет заинтересован в молодых сотрудниках, которые не уйдут в отпуск по ряду физиологических причин (одной из таких причин является декретный отпуск). Однако также это поставит под удар трудоустройство выпускников, не имеющих серьезного опыта работы, поскольку работодатель, выбирая между сотрудником без опыта работы и работником с опытом работы, предпочтет вторую кандидатуру.
Успешное трудоустройство выпускника высшего учебного заведения зависит от многих факторов: это спрос и предложение рабочей силы на рынке труда, его отраслевая и территориальная специфика, уровень безработицы. То есть объективные факторы, на которые повлиять, с точки зрения работника, практически невозможно. Субъективными факторами, среди прочих, могут вступать и уровень запросов в отношении ожидаемой заработной платы, и правильный выбор будущей профессии. [6]
Для предотвращения подобного развития события можно использовать институт малого и среднего бизнеса, который позволит создать необходимые взаимоотношения между работниками и работодателями.
Создание условий, необходимых для взаимодействий работников и работодателей, обеспечение стабильности и равноценности их взаимоотношений достаточно сложная и серьезная задача. Весьма важно создать такие условия на рынке труда, чтобы работники и работодателями чувствовали себя в равной степени полноправными и равноценными участниками трудовых отношений. [7]
Стимулирование развития предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, имеющих сильную зависимость от государственных градообразующих предприятий, позволит максимально безболезненно сократить численность работников предприятия за счет создания рабочих мест с помощью предприятий малого и среднего бизнеса, куда они смогут трудоустроиться. Также, работник и работодатель будет максимально заинтересован в эффективности предприятия, что позволит создать максимально удобные условия взаимодействия между работником и работодателем.
Развиваясь под воздействием общей макроэкономической политики, малые предприятия объективно требуют специальных мер государственной поддержки и стимулирования. Ведь именно малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами. [8]
Но для того чтобы это стало возможно необходимо всерьез заняться стимулированием малого бизнеса.
На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики. Это объясняется многими
факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. [9]
Стимулирование малого бизнеса на государственном уровне сейчас выраженно следующим образом:
• государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
• государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
• государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. [10]
Однако это не дает существенных эффектов и серьезных толчков в развитии малого бизнеса. Это связанно с тем, что к данному вопросу подходят не со всех возможных сторон. Возвращаясь к градообразующим предприятиям, необходимо вести просветительскую работу о важности малого бизнеса, возможностях его создания в таких городах. Открытие курсов для тех, кто решил открыть свое предприятие, а также помощи в создании и консультация малого бизнеса на всех этапах. Можно также продумать меры антикризисной поддержки малых предприятиях в таких городах, которые не будут осуществляться за счет выделения дотаций. А за счет грамотного внешнего управления в кризисных ситуациях, за счет приглашенных, за счет дотационных средств, который приложит необходимые действия для выхода из кризиса. Это позволит свести зависимость от градообразующих предприятий к минимуму.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что развитие института малого бизнеса позволит решить ряд проблем рынка труда, особенно в регионах зависимых от градообразующих предприятий, регулятора рынка труда. Чем больше будет открыто успешно работающих малых предприятий на территории региона, тем больше будет открыто рабочих мест и соответственно стимулирован рост различных параметров уровня жизни. Будет рост экономических показателей и показателей в секторе предпринимательство, поскольку работники будут получать стабильную заработную плату, которая будут довольна приличная, поскольку малые предприятия в большом количестве не смогут согласованно держать низкую зарплату работникам в регионе, потому как проиграют на открытом конкурентном рынке. Также ведения успешно бизнеса на уровне малых предприятий повлечет рост статьи предпринимательство.
Соответственно в долгосрочной перспективе предприятия и, контролирующие малый бизнес, органы будут заинтересованы в его, как можно более эффективной, работе, что спровоцирует непроизвольные инвестиции в образование. Также в текущих социально-
экономических условиях необходимо снижать нагрузку на бюджет всеми возможными способами, и в случае развития малого и среднего бизнеса как регулятора рынка труда, это позволит снизить нагрузку на социальную часть бюджета путем перекладывания части расходов социальной части на предприятия малого и среднего бизнеса. К примеру, можно перевести транспорт города под ряд малых предприятий и позволить им увеличить количество маршрутов по городу для увеличения прибыли, по примеру Гонконга на каждом маршруте сложится естественная монополия, которая будет позволять получать максимальную прибыль с маршрута, однако, в случае неудовлетворительного качества оказания услуг или же чрезмерно сильно задранных цен на проезд, с компанией перевозчиком просто не будет продлен контракт. Также это позволит переложить оплату льгот из бюджета на саму компанию, что при высоких прибылях и проценте снижения налоговых выплат за создания большого количества рабочих мест (одна из форм стимулирования развития бизнеса) сделает потери от необходимости взять на себя льготы минимальными.
Подводя итог, можно заключить, что развитие малого бизнеса позволит решить множество проблем связанных с рынком труда как регионального, так и федерально уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Теретенков Е.А. Проблемы рынка труда в условиях изменяющейся бизнес-среды // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. №4. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-rynka-truda-v-usloviyah-izmenyayuscheysya-biznes-sredy (дата обращения: 17.05.2016).
2. Какушкина, М.А. Влияние процесса глобализации рынка труда на социально-трудовые отношения. Социально-экономические явления и процессы. / М.А. Какушкина. - 2012. №12 (046). С. 113-116.
3. Какушкина М.А., Бочарова Н.В. Российский рынок труда: реалии современности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-realii-sovremennosti (дата обращения: 17.05.2016).
4. Гусейнов В.З., Нестеренко М.А. Рынок труда Краснодарского края: современные реалии // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. №2. URL: http://cyberieninka.m/artide/n/rynok-truda-krasnodarskogo-kraya-sovremennye-realii (дата обращения: 17.05.2016).
5. Ларичева Е.А., Скляр Е.Н. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом // XXII Международная научно-техническая конференция "Экономика и эффективность организации производства - 2014" Электронный доступ -http://www.sciencebsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_22/laricheva_sravnit.htm.
6. Илюхин А.А., Илюхина С.В. Профессиональная ориентированность молодёжи и сбалансированность рынка труда // Интерактивная наука. 2016. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientirovannost-molodyozhi-i-sbalansirovannost-rynka-truda (дата обращения: 17.05.2016).
7. Шустова Н.Н. Российский рынок труда: проблемы и тенденции // Проблемы современной экономики. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-problemy-i-tendentsii (дата обращения: 17.05.2016).
8. Назарова Д.Б. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. №26. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii-2 (дата обращения: 17.05.2016).
9. Глинова Т.А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. 2015. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii-4 (дата обращения: 17.05.2016).
10. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // СТЭЖ. 2010. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 17.05.2016).
Antonov Mikhail Valerievich
Institute of labour and social security, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Small business: entityG formation, prospect
Abstract. This paper describes the main features of the labor market, labor market regulation, lists the specifics of the labor market, the role of the state in development and labor market regulations, key features of the state policy of employment and the labor market. An attempt was made to show the potential of the small business in the Russian labor market by comparing statistical data on the share of small and medium enterprises in the country's GDP as a percentage, as well as employment in the sector of small and medium-sized enterprises as a percentage. An attempt is made to forecast the situation on the labor market in the event of a crisis and forced staff reductions on city-forming enterprises associated with inefficiency and financial difficulties of enterprises with reinforcements examples of situations already taking place in the Russian economic space. Ways to reduce the risk of staff reductions on company towns due to the development of the Institute of small and medium-sized businesses. An attempt is made to describe a series of labor market problems that can be solved through the development of small businesses. There were a number of proposals for small business development as a factor of the labor market.
Keywords: characteristics of the labor market; small business; city-forming enterprises; regional labor market; labor market regulation; problems of small business; prospects of development of small business
REFERENCES
1. Teretenkov E.A. Problemy rynka truda v usloviyakh izmenyayushcheysya biznes-sredy // Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. 2009. №4. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-rynka-truda-v-usloviyah-izmenyayuscheysya-biznes-sredy (data obrashcheniya: 17.05.2016).
2. Kakushkina, M.A. Vliyanie protsessa globalizatsii rynka truda na sotsial'no-trudovye otnosheniya. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. / M.A. Kakushkina. -2012. №12 (046). S. 113-116.
3. Kakushkina M.A., Bocharova N.V. Rossiyskiy rynok truda: realii sovremennosti // Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-realii-sovremennosti (data obrashcheniya: 17.05.2016).
4. Guseynov V.Z., Nesterenko M.A. Rynok truda Krasnodarskogo kraya: sovremennye realii // Politika, ekonomika i sotsial'naya sfera: problemy vzaimodeystviya. 2016. №2. URL: http: //cyb erleninka. ru/article/n/rynok-truda-krasnodarskogo-kraya-sovremennye-realii (data obrashcheniya: 17.05.2016).
5. Laricheva E.A., Sklyar E.N. Sravnitel'nyy analiz razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii i za rubezhom // XXII Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya "Ekonomika i effektivnost' organizatsii proizvodstva -2014" Elektronnyy dostup -http://www.sciencebsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_22/laricheva_sravnit.htm.
6. Ilyukhin A.A., Ilyukhina S.V. Professional'naya orientirovannost' molodezhi i sbalansirovannost' rynka truda // Interaktivnaya nauka. 2016. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientirovannost-molodyozhi-i-sbalansirovannost-rynka-truda (data obrashcheniya: 17.05.2016).
7. Shustova N.N. Rossiyskiy rynok truda: problemy i tendentsii // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/rossiyskiy-rynok-truda-problemy-i-tendentsii (data obrashcheniya: 17.05.2016).
8. Nazarova D.B. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii // Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya. 2016. №26. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii-2 (data obrashcheniya: 17.05.2016).
9. Glinova T.A. Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii // Kontsept. 2015. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii-4 (data obrashcheniya: 17.05.2016).
10. Kulik N.A., Onishchenko L.G. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii // STEZh. 2010. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii (data obrashcheniya: 17.05.2016).