УДК 658.11
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © С.В. Захаров1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Классифицированы предприятия малого бизнеса, изучены категории малое и среднее предприятие. Рассмотрены количественные, качественные и комбинированные критерии отнесения предприятий к субъектам малого и/или среднего предпринимательства, приведена аналитическая информация по количественным критериям. Табл. 4. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: малый бизнес; малое предприятие; среднее предприятие; микропредприятие; критерии.
DEFINITION AND CLASSIFICATION OF SMALL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION S.V. Zakharov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article classifies small business enterprises, studies the concepts of small and medium-sized business. It treats qualitative, quantitative and combined criteria classifying enterprises as subjects of small and/or medium-sized business. Analytical information on quantitative criteria is given as well. 4 tables. 9 sources.
Key words: small business; small enterprise; medium-sized enterprise; micro-enterprise; criteria.
Нельзя рассматривать проблемы малого бизнеса, к которым относятся финансирование, инвестиции, налоговое планирование, управленческий и бухгалтерский учет и многое другое, не обратившись к самому пониманию малого бизнеса, категориям малое и среднее предприятия.
В Российской Федерации для приближения к стандартам Евросоюза был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее - Закон) [6]. В отличие от Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ [4] в данном Законе введены понятия среднее, малое и микропредприятие, а также предложены количественные критерии, адекватные стандартам Евросоюза.
Отсутствие понятия средний бизнес означало несоответствие мировой практике и лишало эти предприятия льгот, предусмотренных действующим законодательством РФ для малого предпринимательства.
В ст. 3 Закона отмечено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к средним и микропредприятиям [6].
Далее в ст. 4 отмечено, что средняя численность работников, принятая в качестве количественного критерия, за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно - для средних предприятий;
б) до ста человек включительно - для малых предприятий;
в) до пятнадцати человек - для микропредприятий.
В качестве дополнительных критериев Законом предусмотрены выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов).
На сегодняшний день постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 предельные пороговые значения установлены только по показателю выручки от реализации товаров (работ, услуг) по категориям субъектов малого и среднего бизнеса [5]. Следует заметить, что принятию пороговых значений критериальных показателей предшествовала разработка Ресурсным центром малого предпринимательства таких документов, как «Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации» (2005) [7] и «Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007) [8]. В этих документах дано теоретическое обоснование выбора именно этих критериев, и, таким образом, данный количественный подход аргументирован и лишен недостатков.
Если предприятие по среднесписочной численности работников относится к малым предприятиям, а по
1Захаров Сергей Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: 89500617096, e-mail: [email protected]
Zakharov Sergey, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of General Disciplines, tel.: 89500617096, e-mail: [email protected]
выручке от реализации - к средним, то оно должно быть отнесено к средним предприятиям, так как категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется по наибольшему значению [6].
В табл. 1 приведены количественные критерии малого бизнеса, применяемые в российской практике.
Сравнительный анализ российских количественных критериев и критериев Евросоюза показывает, что пороговое значение критерия численности занятых по малым и средним предприятиям выше в России, а показатель выручки значительно отличается по средним предприятиям - не более 25 млн евро в России и 50 млн евро в Евросоюзе, что свидетельствует о пока недостаточно развитом малом бизнесе в России.
Что касается качественного критерия, то в Законе он представлен с позиции направления государственной поддержки. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства, было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года [6].
Введение таких качественных показателей позволяет определить круг малых предприятий, действительно нуждающихся в господдержке.
Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в России в 2010 г. представлены в табл. 2.
Как видно из данных, представленных в табл. 2, на малые предприятия в составе юридических лиц малого бизнеса Российской Федерации приходится 98%, в том числе 85% - на микропредприятия. В составе индивидуальных предпринимателей микропредприятия составляют 98,6%. Следовательно, можно сделать вывод, что в Российской Федерации основной движущей силой малого бизнеса являются микропредприятия с численностью до 15 человек. Что же касается инноваций, то их осуществляло только 2% от общего числа предприятий, функционировавших в 2010 г., что вызвано незначительным весом малых и средних предприятий - 15% от общего числа. В таб. 3 приведены показатели удельного веса (значимости) малого бизнеса в экономике России.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства Критерии Суммарная доля участия сторонних организаций и лиц в УК (паевом фонде) субъекта малого и среднего пред принимател ьства Доля участия в УК (паевом фонде) работников субъекта малого и среднего предпринимательства
Численность работающих, чел. Выручка от реализации, млн руб.
Среднее предприятие от 101 до 250 включительно 1 000 не более 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов) не более 25%
Малое предприятие не более 100 400 то же то же
Микропредприятие не более 15 60 то же то же
Таблица 1
Критерии для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства,
используемые в России
Составлено по [3; 9].
Таблица 3
Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях
Таблица 2
Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства _в Российской Федерации за 2010 г._
Показатель Субъекты предпринимательства
Всего Средние предприятия Малые предприятия
всего микропредприятия
Юридические лица
Число предприятий 1669439 25170 1644269 1415186
Число работающих, чел. 1266393 24084 1242309 1015544
Число замещенных рабочих мест, тыс. 13731,9 2582,9 11149 3883,3
Выручка от реализации, млрд руб. 26350 7416,2 18933,8 5609,2
Инвестиции в основной капитал, ъмлрд руб. 774,5 254,2 520,3 199
Основные фонды, млрд руб. 4382,3 1309,1 3073,2 1269,7
Число предприятий, имеющих затраты на инновации 20290 669 19621 13491
Индивидуальные предприниматели (ИП)
Число ИП 2927488 676 2926812 2885736
Число работающих, чел. 1914157 674 1913483 1872453
Число замещенных рабочих мест, тыс. 5350,2 57,8 5292,4 4135,8
Выручка от реализации, млрд руб. 4493,6 284,1 4209,5 2635,2
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 130,6 2,5 128,1 103,1
Основные фонды, млрд руб. 1127 15,5 1111,5 914,9
Показатель Субъекты предпринимательства
Всего Средние предприятия Малые предприятия
всего микропредприятия
Юридические лица
Число предприятий 95,2 1,4 93,8 80,7
Число работающих в 2010 г. 72 4,3 67,7 43,9
Юридические лица и ИП
Численность занятых (% от общего числа занятых) 25,2 3,6 21,6 10,7
Выручка от реализации, млрд руб. 28,5 7,1 21,4 7,6
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 10 2,8 7,2 3,4
Основные фонды, млрд руб. 5,9 1,4 4,5 2,3
Составлено по [3; 9].
Из приведенных в табл. 3 данных очевидно, что при значительном удельном весе микропредприятий (почти 81%) удельный вес выручки составляет всего 8%, основных фондов - 2%, что несопоставимо мало, и это результат того, что основная категория малого бизнеса России - это микропредприятия, на которых незначительная выручка и небольшой объем основных фондов. В этой связи определенный интерес представляет структура малого бизнеса по видам экономической деятельности (табл. 4).
Как следует из данных табл. 4, основной удельный вес в деятельности малого бизнеса как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей приходится на торговлю и ремонтно-бытовые услуги, где практически невозможна инновационная деятельность, это 55% и более 73% соответственно Следующими видами деятельности являются строительство (11,4% - у юридических лиц, и 1,4% - у индивидуальных предпринимателей) и операции с недвижимым имуществом (10,6% и 8,1% соответственно).
Таблица 4
Выручка от реализации товаров субъектами малого и среднего бизнеса в России в 2010 г.
по видам экономической деятельности
Вид экономической Юридические лица ИП
деятельности Млн руб. % Млн руб. %
Всего 26350000 100 4493572,8 100
Сельское хозяйство, охота и лесное 520735,6 2 101667,4 2,3
хозяйство
Рыболовство, рыбоводство 46637,4 0,2 1408,3 0
Добыча полезных ископаемых, в том числе: 146170,3 0,6 452,3 0
топливно-энергетические ресурсы 73723,7 0,3 112,7 0
другие ресурсы 72446,6 0,3 339,6 0
Обрабатывающие производства, в том числе: 2938592,3 11,2 244878,1 5,4
производство пищевых продуктов, включая напитки 662757,9 2,5 87590,2 1,9
текстильное и швейное производство 110995,8 0,4 22720,2 0,5
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 16881,4 0,1 2448,5 0,1
обработка древесины и производство изделий из дерева 86119,6 0,3 23148,7 0,5
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 197928,6 0,8 13022,7 0,3
производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 19094,3 0,1 73,7 0
химическое производство 167743,7 0,6 1666,2 0
производство резиновых и пластмассовых изделий 208822,5 0,8 14267,5 0,3
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 217723,8 0,8 9078,8 0,2
металлическое производство и производство готовых металлических изделий 324328,8 1,2 15453,2 0,3
производство машин и оборудования 297017,8 1,1 6559,2 0,1
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 297249,5 1,1 4919,8 0,1
производство транспортных средств и оборудования 112567,1 0,4 1837,2 0
прочие производства 216899,1 0,8 42092,2 0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 189082,9 0,7 1399 0
Строительство 2996414,4 11,4 61499,1 1,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 14442882,9 54,8 3298422,9 73,4
пользования
Гостиницы и рестораны 373413,8 1,4 81242,8 1,8
Транспорт и связь 1049577,2 4 231400,7 5,1
Финансовая деятельность 450442,6 1,7 15637,8 0,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2798548,9 10,6 363495,5 8,1
Образование 11792,5 0 9879,7 0,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 119941,5 0,5 9097,4 0,2
Предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг 263722,9 1 73018,1 16
Составлено по
Следует заметить, что наибольший объем выручки предприятий среднего и малого бизнеса приходится на деятельность воздушного и космического транспорта (73,4 млн руб.), металлургическое производство (66,9 млн руб.) и добычу топливно-энергетических
ресурсов (63,3 млн руб.). На 1 индивидуального предпринимателя в производстве кокса и нефтепродуктов приходится 24,6 млн руб., в оптовой торговле - 9,9 млн руб.
Статья поступила 27.03.2014 г.
Библиографический список
1. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. М.: Центрполиграф, 2010.
2. Индикаторы инновационной деятельности. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2012.
3. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.
4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 2.02.2006 № 19-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58304/
5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: поставновл. Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78660/
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
7. Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации; подготовлено по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М., 2005 / Pandia.ru. Энциклопедия знаний [Электронный ресурс]. URL: /http://www.pandia.ru/
8. Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». М., 2007 // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=rokvsmsppFZ
9. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
УДК 338.242.2
ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОТРАСЛЬЮ В УСЛОВИЯХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Л
© К.И. Киселева1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассмотрены вопросы оптимизации управления проектной отраслью. Данная оптимизация направлена на сокращение затрат проектных организаций в рамках уменьшения стоимости объекта строительства, а также на недопущение выхода на рынок проектных организаций, которые получили допуск СРО или сертификат соответствия СМК «недобросовестно». Установлено, что при внедрении определенных мероприятий рассмотренные затраты проектных организаций снизятся на 80%. Ил. 4. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: проектная организация; саморегулирование; система управления; система менеджмента качества.
ENGINEERING INDUSTRY MANAGEMENT OPTIMIZATION UNDER SELF-REGULATION K.I. Kiseleva
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The article deals with the optimization issues of engineering industry management. The optimization is aimed at reducing the costs of design engineering companies within the cost reduction of the construction project and prevention of market entering the design engineering companies, which neither received work authorization as self-regulatory organizations nor were certified with the Certificate of Conformity of Quality Management System. Introduction of specific measures is shown to reduce the costs of the design engineering companies by 80 percent. 4 figures. 2 tables. 3 sources.
Key words: design organization; self-regulation; management system; quality management system.
На сегодняшний день инвестиционно-строительный бизнес играет одну из ведущих ролей в структуре мировой и национальной экономик. С при-
нятием Федерального закона РФ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу с 1 января 2010 г. [1], наступил новый этап развития
1Киселева Ксения Игоревна, аспирант, тел.: 89643584555, e-mail: [email protected] Kiseleva Kseniya, Postgraduate, tel.: 89643584555, e-mail: [email protected]