Игорь ЛЮТЫЙ
Доктор экономических наук, профессор, проректор Киевского национального университета им. Т. Шевченко, заведующий кафедрой (Киев, Украина).
Руфат КУЛИЕВ
Доктор экономических наук, профессор Азербайджанского технического университета и Киевского национального университета им. Т. Шевченко, член Милли Меджлиса (парламента) Азербайджанской Республики
(Баку, Азербайджан).
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА
Резюме
В статье рассматривается специфика развития малого бизнеса и его значение для экономики, европейская, азиатская и американская модели
развития малых и средних предприятий. Предлагаются рекомендации по использованию в постсоветских странах мирового опыта развития малого бизнеса.
КЛЮЧЕВЫЕ Малый и средний бизнес,
СЛОВА: глобализирующаяся экономика, рыночная экономика.
Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью.
Джеймс Гуднайт, американский предприниматель, основатель и руководитель компании SAS1
Введение.
Место малого бизнеса в экономике
Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация крупных, средних и малых производств. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства: именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост среднего и мелкого предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: это близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует также дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие малого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Большое значение имеет их способность расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и для предпринимательской деятельности, для развертывания творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики отвечает мирохозяйственным тенденциям: сегодня во всех странах мира и практически во всех отраслях появляется все больше малых предприятий самого разнообразного профиля.
Оптимальный размер предприятия зависит от специфики отрасли, ее технологических особенностей и действия эффекта масштаба. Так, в некоторых отраслях, не отличающихся высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, не требуются большие размеры предприятий, именно мелкие и средние предприятия оказываются наиболее экономически оправданными.
1 [http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/slova-velikih-predprinimatelej-415305/].
Мировой опыт развития малых и средних предприятий
В последние годы в странах Западной Европы ускорились концентрация и централизация капитала. Однако сопровождавшее ее разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Последний проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно привлек интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают «специализированные ниши», где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монополистами, они все усилия направляют на то, чтобы лучше приспособиться к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что постоянно происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в малом бизнесе не сокращалась.
В нижеследующей таблице приведены показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий по ряду стран Европы, Америки и Азии.
Таблица 1
Показатели, характеризующие состояние МСП (малых и средних предприятий) в ряде стран в 2011 году
Показатели Страна Количество МСП, тыс. ед. Количество МСП на 1 000 жителей, ед. Численность занятых в МСП, млн чел. Доля работающих на МСП в общей численности работающих, % Доля МСП в ВВП, %
Великобритания 2 630 46,0 13,6 49 50—53
Германия 2 290 37,0 18,5 46 50—52
Италия 3 920 68,0 16,8 73 57—60
Франция 1 980 35,0 15,2 54 55—62
США 19 300 74,2 70,2 54 50—52
Япония 6 450 49,6 39,5 78 52—55
Россия 844 5,65 8,3 13 10—11
И с т о ч н и к: Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренцией // Вестник Челябинского государственного университета, 2012, № 10 (264). Экономика, Вып. 38. С. 95—101 [http://www.lib.csu.ru/ vch/264/016.pdf].
Во всех развитых странах малые предприятия пользуются поддержкой государства; они интегрированы в национальную экономику и играют все возрастающую роль в производстве товаров и услуг. Анализируя мировой опыт функционирования малых и средних предприятий, можно условно выделить три модели развития малого бизнеса: европейскую (страны Западной Европы), азиатскую (Южная Корея, Япония и др.) и американскую. Рассмотрим их на нескольких примерах.
Европа
Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки — 72% ВВП страны, которые обеспечивает этот вид бизнеса2.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве) доходит до 80%, в остальных (строительство, промышленность, судостроение) составляет в среднем 25—30%. Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса — это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, особенно производство зерновых), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов питания, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.
В Испании предлагается множество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанское правительство обращает на те из предприятий малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.
Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать любой человек, даже гражданин другого государства. В то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.
Мировой финансовый кризис 2008 года резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних и тысяч малых фирм вызвали неизбежные увольнения работников во многих отраслях, в первую очередь в строительстве, мебельной промышленности, отраслях сервиса и туризма. Но даже несмотря на это, в Испании малому и среднему бизнесу по-прежнему оказывается мощная государственная поддержка.
Далеко не в каждой стране Евросоюза существуют столь благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, как в Испании, но и там развивают и поощряют малый и средний бизнес. В каждой из этих стран имеется своя специфика, но, в общем, это использование исторических традиций, семейных ремесел, исторических достопримечательностей.
Как яркий пример специфического малого предприятия во Франции, использующего вековые традиции французской кухни, можно указать на ресторан «La Tour d'Argent» в Париже. В ресторане самая большая в мире частная коллекция вин — 25 тыс. бутылок старых вин.
2 См.: Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса / Под ред. В.Л. Верникова. М.: Весь мир, 2010.
Посетителям доступны экскурсии в подвал-музей, и, конечно, многие вина из этой знаменитой коллекции включены в меню ресторана. Можно также попробовать фирменное блюдо, которое подают здесь с 1890 года, — «прессованную утку». Начиная с конца XIX века всем посетителям, заказавшим это блюдо, вручался номерной сертификат, а его имя заносилось в специальную книгу вместе с именами Александра II, Чарли Чаплина, Мэрилин Монро, императора Японии Хирохито и Михаила Горбачева.
В Великобритании особенностью малых предприятий является широкое распространение семейного гостиничного бизнеса. Причем это не просто гостиничный бизнес, а гостиницы в фамильных замках на 2—3 номера со своей историей и достопримечательностями.
Азия
Малые и средние предприятия стали важным компонентом экономики Южной Кореи. Развитию малого и среднего предпринимательства в стране придается большое значение в силу приоритетности задач по созданию новых рабочих мест и обеспечению устойчивого экономического роста. Государственная политика направлена на всестороннюю поддержку малого и среднего предпринимательства, так как любая слабость в этом секторе потенциально может существенно повредить национальной экономике.
В стране действует Корейская администрация малого и среднего бизнеса (Small and Medium Business Administration, SMBA)3. Стратегическая цель SMBA — помочь малым и средним предприятиям выйти на зарубежные рынки. В 2011 году объем экспорта малых и средних предприятий Кореи составил 114,6 млрд долл., — 20,6% от общего объема экспорта страны. Несмотря на мировой финансовый кризис, годовые темпы роста экспорта сегмента малых и средних предприятий превышают аналогичные показатели крупного бизнеса. В 2011 году рост составил 16,2% против 15,6% годом ранее.
Малые и средние предприятия Кореи поставляют продукцию в 227 стран мира, среди которых Китай, Япония, США, Гонконг, Вьетнам, Тайвань, Индонезия, Индия, Иран и Россия. Число малых и средних предприятий, поставляющих продукцию за рубеж, возросло с 75,5 тыс. в 2008 году до 83,0 тыс. в 2011-м. При этом объем экспорта более чем 83% фирм в 2011 году не превышал 1 млн долл. Иными словами, большинство корейских компаний относятся к сегменту малых и средних предприятий. Главными статьями экспорта являются автомобильные запчасти, конструкции корпусов морских судов, компьютеры и бытовая электроника.
Характерной чертой государственной политики поддержки малых и средних предприятий в последние годы является обеспечение низких процентных ставок по заемному капиталу и расширение многоаспектных и комплексных программ банковского кредитования.
Программы кредитования, разрабатываемые Корпорацией малого и среднего бизнеса (Small & Medium Business Corporation, SBC), являющейся основным регулирующим органом, успешно реализуются в различных сферах экономики и в первую очередь предоставляются тем предприятиям, которые обладают новыми технологиями и предпринимательской привлекательностью. Наиболее важными программами являются:
— программа финансирования развития технологий предприятия с выделением финансовых средств на коммерциализацию научных исследований;
— программа финансирования предприятий новой развивающейся промышленной отрасли с продвижением предприятий инновационного направления, имеющих передовые технологии, и с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
3 [http://www.ruskorinfo.ru/articles/economy/3649/].
Укрепление и стимулирование конкурентоспособности предприятий малого бизнеса за счет повышения производительности труда и инновационного развития осуществляется путем консультирования и поддержки в области производства и технологий.
Один из важнейших факторов, стимулирующих развитие малого инновационного бизнеса, — образовательная система, обеспечивающая высокое качество подготовки кадров. Разрабатываются программы консультационной поддержки по обучению специалистов в области технологий, управления, а также обучения сотрудников предприятий для повышения их конкурентоспособности.
Поддержка НИОКР в интересах предприятий малого бизнеса осуществляется путем программ технического содействия в проведении технологических разработок на начальной стадии. Особенной поддержкой пользуются предприятия, специализирующиеся на изготовлении комплектующих и материалов и до этого не получавшие государственной помощи на проведение научно-исследовательских работ.
В стране широко используется также финансовая поддержка отечественных экспортеров при переходе к мировым стандартам качества. План реформирования системы национальных стандартов включает в себя активное участие государственных структур, обучение специалистов, увеличение бюджетных расходов на проведение исследовательских работ.
Одной из эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства в Корее является размещение государственных заказов в малых и средних компаниях: на их долю приходится 65% общего объема государственных закупок.
Разрабатываются также программы по управлению и повышению качества продукции, разработке маркетинга, содействию в укреплении международной конкурентоспособности и освоению международного рынка путем специального маркетинга, направленного на активизацию экспорта продукции малого бизнеса.
Во всем мире экономические и научно-технические достижения Японии ассоциируются прежде всего с несколькими десятками крупнейших фирм и компаний. Между тем весьма существенный вклад в процветание Японии вносит также ее малый и средний бизнес.
В Японии малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. В стране функционируют около 6,5 млн малых и средних предприятий, на которых занято 40 млн человек (примерно 80% общего числа занятых). На малые и средние предприятия приходится около 55% ВВП страны4. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях экономики, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая обслуживание техники) и др. Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и очень малые предприятия выполняют заказы крупных фирм — машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п.
Японская модель содействия малому бизнесу в осуществлении перспективных научно-технических разработок, в техническом и технологическом переоснащении малых предприятий считается образцовой, а японская система поддержки предпринимательства в этом направлении признана одной из самых всеобъемлющих и зрелых в мире.
Государственная политика содействия малым и средним предприятиям Японии включает в себя наряду с программами финансирования, обучения, консультирования и разработку программ повышения конкурентоспособности малых компаний и фирм в наиболее перспективных отраслях и поощрения модернизации хозяйственной деятельности. Поддержка осуществляется путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов и предоставления гаран-
4 См.: Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренцией // Вестник Челябинского государственного университета, 2012, №№ 10 (264). Экономика, Вып. 38. С. 95—101 [http://www.lib.csu.ru/vch/264/016.pdf].
тий. Более 80% субсидий выделяется исключительно на научно-технические программы, в том числе на подъем технического уровня производства, совершенствование производственных технологий в легкой и пищевой промышленности и на разработку совместно с университетами и НИИ новой наукоемкой продукции.
Примеры Южной Кореи и Японии являются яркими образцами азиатской модели малых и средних предприятий, которые имеют широкую государственную поддержку, вертикально структурированы в современное высокотехнологичное промышленное производство и тесно сотрудничают с крупнейшими монополиями, выполняя для них подрядные работы.
США
Сфера малого бизнеса в США представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни. В малом и среднем бизнесе занято более 70 млн чел., которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Понимание высокой значимости малого и среднего бизнеса для обеспечения устойчивого развития страны лежит в основе государственной политики в отношении малого бизнеса, изложенной в «Законе о малом бизнесе» (Small Business Act) PL 85-536 c дополнениями PL 108-217 от 4/5/20 045.
Чтобы гарантировать устойчивое и гармоничное развитие малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку данного сектора экономики. Эту функцию выполняет федеральное агентство, именуемое «Администрация малого бизнеса США» (US Small Business Administration, SBA) и подчиненное непосредственно президенту страны. SBA проводит государственную политику в отношении малого бизнеса и реализует различные программы финансовой, технической, консультационной и юридической помощи малым предприятиям на всех этапах их развития.
В настоящее время, в соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, SBA реализует очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008—2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления совершенствования мер государственной поддержки, которые позволят достичь эти цели.
SBA, ежегодный кредитный портфель которого превышает 88 млрд долл., — один из крупнейших в стране распорядителей государственных бюджетных средств. За последние пять лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объем помощи малому бизнесу и эффективнее содействовать его развитию. В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых предприятий осуществляется в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые благодаря кредитным гарантиям агентства осуществляют непосредственное кредитование малых предприятий. Для эффективного управления множеством кредитов на различных стадиях их реализации была создана «Система мониторинга займов и кредитов» (Loan and Lender Monitoring System — L/LMS).
5 [http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/sba_homepage/serv_strategic_plan _2006.pdf].
В США очень распространен такой вид малого бизнеса, как мини-детские сады на несколько часов. Эта деятельность является очень востребованной. И, как показывают исследования, сервис, связанный с уходом за детьми и обучением детей, будет только набирать популярность. Ведь, согласно данным статистики, 85% работающих американцев имеют семьи. При этом у 78% женатых работников супруги и партнерши также работают, а несовершеннолетние дети есть у 46%. Примерно одна пятая часть работающих родителей — одиноки.
Мини-детский сад, как правило, располагается в частной квартире или доме. Воспитательница — хозяйка квартиры — берет на себя заботу о небольшой группе детей — от 2 до 5 чел., в то время как их родители идут по делам. Час пребывания ребенка в таком саду обходится родителям от 15 до 50 долл. Например, за 15 долл. в час няня просто погуляет с ребенком, поиграет с ним и почитает книгу. За 50 долл. придется накормить ребенка обедом, уложить спать, свозить в кино, театр или на экскурсию (билеты и транспорт оплачиваются отдельно).
Чем хорош этот бизнес, так это минимальными финансовыми вложениями. Для организации подобного вида бизнеса может хватить и 1 000 долл. Необходимы набор детских игрушек и развлекательных игр, хороший телевизор и видеомагнитофон, а также несколько детских кроваток, постельное белье, специальные столовые и чайные сервизы для маленьких клиентов.
В целом американскую модель малого предпринимательства можно охарактеризовать, в первую очередь, как инновационную (венчурные фирмы, внедренческие стартапы, бизнес-инкубаторы и т.п.) и, во-вторых, как носителя предпринимательского авантюризма.
Азербайджан
В постсоветских государствах малые и средние предприятия не получили такого широкого распространения, как в развитых странах мира. Так, в России доля малых и средних предприятий в ВВП страны не превышает 11%, а доля работников — 13% всех занятых в национальной экономике6. По данным официальной статистики, в сфере малого предпринимательства в Украине по состоянию на начало января 2012 года действовало более 170 тыс. предприятий, которые обеспечили 15% ВВП7.
В Азербайджане функционирует 14,2 тыс. малых предприятий с численностью работающих 90,2 тыс. чел., что составляет 2,1% всех занятых в национальной экономике. Малые предприятия производят 3,8% ВВП страны, а вместе с индивидуальными предпринимателями, имеющими статус юридического лица, данный показатель составляет 8,4%8.
В настоящее время азербайджанские малые предприятия, по существу, освоили только одну сферу деятельности — посредническую, тогда как особое значение для современной экономики страны имеет развитие таких предприятий в реальном секторе, и в первую очередь в промышленности. Развитие и функционирование малых и средних предприятий в стране затрудняется, прежде всего, сложностями с получением финансовых ресурсов. Важный путь решения данной проблемы — создание механизма взаимного кредитования. Реализация взаимного кредитования осуществляется посредством кредитной кооперации — специфической разновидности кредитно-финансовой деятельности, осуществляемой на ос-
6 См.: Лымарь Е.Н. Указ. соч.
7 См.: Державний ком™т статистики Украши: офщшний сайт [http://ukrstat.gov.ua]; Большие проблемы малого бизнеса в Украине [http://ezarabotok.info/].
8 [www. azstat.org].
нове добровольного объединения денежных средств предпринимателей или потребителей в целях удовлетворения их потребностей в заемных средствах. Отсутствие правовой основы осложняет создание в Азербайджане обществ взаимного кредитования. Принятие закона, регламентирующего деятельность обществ взаимного кредитования малого бизнеса, позволит создать новый источник финансирования деятельности малых и средних предприятий в стране.
В Азербайджане в течение последних лет сформировались и развиваются крупные финансово-промышленные группы — прообраз западных ТНК. Среди них можно выделить СОКАР, Корпорацию «АККОРД», «АЗЕРСУН холдинг», «ГИЛАН холдинг» и ряд других. Эти компании успешно ведут бизнес как в стране, так и в регионах Европы и Азии. Получили развитие и средние организации: «БАКУ СТИЛ КОМПАНИ», «АЗПЕТРОЛ», «МАТАНАТ-А» и др.9 Хотелось бы, чтобы параллельно с этими компаниями рос, укреплялся и занимал свою нишу малый бизнес — этому способствует и улучшающийся из года в год инвестиционный и предпринимательский климат в стране. Малый бизнес мог бы выполнять целый ряд функций, невыгодных для крупных компаний, и в то же время иметь свою специализацию и перспективы развития.
В настоящее время в Комитете по экономической политике Милли Меджлиса Азербайджанской Республики рассматривается закон «О регулировании проверок, проводимых в области предпринимательства и защите интересов предпринимателей». При обсуждении данного закона ряд депутатов подчеркнули важность дальнейшего развития предпринимательства в стране, а соавтор этой статьи предложил обратить большее внимание на защиту интересов средних и малых форм производства и провести ряд мер по стимулированию мелкого предпринимательства, так как данные структуры призваны играть все возрастающую роль в национальной экономике.
Малое предпринимательство как эффективная форма организации общественно-необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам Азербайджана. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Азербайджан не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Заключение
Как мы видим, мировой опыт свидетельствует о важности для экономики развитых стран сегмента малых и средних предприятий. Использование этого опыта в Азербайджане позволит повысить роль малого бизнеса в поступательном развитии страны. Именно в условиях динамичных структурных преобразований в экономике, модернизации и обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста в наибольшей степени проявляются преимущества малого предпринимательства. Приведенные выше примеры свидетельствуют, что малые и средние предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности и потому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальное богатство.
9 [www.sahibkar.biz].