Научная статья на тему 'Малые формы фольклора как средство приобщения младших школьников к русской культуре'

Малые формы фольклора как средство приобщения младших школьников к русской культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые формы фольклора как средство приобщения младших школьников к русской культуре»

мы, развитие волевой сферы. Целесообразно также расширение использования в физическом воспитании младших школьников дополнительного содержания, направленного на коррекцию дисмор-физма. Особое внимание должно быть уделено формированию у младшего школьника субъектной позиции по отношению к своему физическому развитию, а в связи с этим - развитию у детей любознательности, инициативности, избирательности, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, творчества при выполнении здоровьеукрепляющих физических упражнений, интереса к полезным и доступным спортивным упражнениям. Для этого необходимо использовать интегративный подход к содержанию различных учебных предметов и организации различных форм работы с детьми как на уроках, так и в неурочной деятельности.

Список литературы

1. Батршин И.Т., Садовая Т.Н. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника // Хирургия позвоночника. - 2007. - №3. - С. 62-67.

2. Волков А.М., Орленко С.А., Чечельницкая С.М., Попов В.В. Холистический подход к нарушению осанки // Школа здоровья. - 2008. - №1. - С. 4-14.

3. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная метрология: учеб пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

4. Красикова И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. - СПб.: КОРОНА-принт, 2001.

5. Крукович Е.В., Лучанинова В.Н. Особенности физического развития подростков Приморского края // Вопр. современной педиатрии. - 2004. - Т. 3. Приложение №1. - С. 225.

6. Поляков С.Д., Хрущев С.В., Корнеева И.Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006.

7. Шарабанова Л.А., Почивалов А.В., Борисова В.А. и др. Физические факторы в терапии детей с нарушениями осанки // Вопр. современной педиатрии. Т.4. Приложение 1: сб. материалов Х съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». - М., 2005. - С. 596-597.

8. Юрьев В.В., Самоходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2003.

Е. В. Губанихина

Малые формы фольклора как средство приобщения младших школьников к русской культуре

Современный образовательный процесс представляет собой целостную систему принципов работы с детьми во всех направлениях. Одним из целевых является культурное развитие подрастающего поколения. При решении на каждой ступени школьного образования поставленных воспитательных задач формируются качества личности, удовлетворяющие заказу общества.

Первый этап - начальное звено. Уже в этом возрасте перед учениками стоит раскрывать значение таких понятий, как Родина, Отечество, русская культура, прививать чувство гордости за свою страну. Ян Амос Коменский отмечал: «Учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры» [4]. Стоит добавить, что, помимо личного патриотизма, педагог должен передавать своё уважение, любовь к родной стране, а также культурные знания своим ученикам. К.Д. Ушинский выказывал точку зрения, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой [2, с. 15-17]. Многие представители педагогики как науки считали, что необходимо приобщать ребенка к культуре народа, народному фольклору. Через познание и изучение малых форм фольклора ребенок способен развивать свои умения, навыки, фантазию. Обогащение детей знаниями о народной культуре способствует расширению их кругозора, развитию национальной идентификации.

Малые формы фольклора в некоторых источниках называют детским фольклором, так как они входят в жизнь человека в самом раннем возрасте, задолго до овладения речевыми навыками. К малым формам фольклора относят: колыбельные песни, потешки, песнушки, прибаутки, считалки, заклички, детские народные песни, скороговорки, загадки. Рассмотрим основные разновидности детского фольклора, используемые в начальной школе.

Прибаутками принято называть небольшие смешные рассказы или смешные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Впервые прибаутки были опубликованы Е. А. Авдеевой в 1849 г. в «Отечественных записках». К младшему школьному возрасту ребенок обладает достаточным словарным запасом для введения жизненно необходимой и значимой информации о явлениях и предметах, находящихся за пределами личного опыта и чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом [1].

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка - прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою топ!

Выше представлен пример прибаутки, известной всем с давних времен, которую родители и учителя передают следующим поколениям. Она легка для запоминания, поэтому усваивается ребенком без значительных трудностей. Прибаутки являются частью русского фольклора, а потому и частью культурного наследия страны. Изучая их на уроках русского языка и литературы в начальной школе, ребенок приобщается к русской культуре, расширяет свой кругозор.

Среди прибауток встречаются особенно полезные для ребенка, описывающие те или иные русские народные ритуалы, церемонии, традиции.

Егорушка коновал, Кошке ножку подковал, Привязал корытце, Поехал жениться, Корытце болтается, Жена улыбается.

Такой вариант более труден для запоминания младшего школьника, но несет больший информативный характер, чем представленная выше прибаутка о мишке, потому имеет место быть в современном педагогическом процессе.

Обратимся к следующим малым формам фольклора - заклич-кам и приговоркам. Закличкой называют некоторое стихотворное обращение к различным природным явлениям (дождю, солнцу, ветру и др.), приговоркой - обращение к животному миру. Данные разновидности детского фольклора, помимо уроков русского языка и литературы, уместно использовать на занятиях по окружающему миру, природоведению. К примеру, на занятии, приуроченному к наступлению нового времени года - весны, можно воспользоваться для разбора или заучивания представленной ниже закличкой.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Стоит обратить внимание детей на незнакомые или малопонятные слова, разобрать их (например, лён). Для закрепления материала возможно использование на уроке других закличек со словами, представляющими затруднения в понимании ребенка. В итоге при заучивании данного произведения народного творчества расширяется словарный запас младшего школьника, повышается общий уровень знаний об окружающем мире. Особо интересен эффект от применения закличек на полевой практике и прогулках с классом по парковым и лесным зонам.

Еще в раннем возрасте дети знают, как трудно поймать бабочку. В ловле им помогает обращение к насекомому - приговорка. «Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, дам булавочку». Помимо природной и животной тематики, некоторые приговорки несут особый социальный смысл, протест, но они мало распространены в воспитательной среде.

Рассмотрим такое явление русского фольклора, как скороговорки. Они зародились в глубокой древности и отражают все стороны русской народной жизни: быт, интересы, суеверия, верования и многое другое. В скороговорках мы можем встретить и указание на средства передвижения Древней Руси: «От топота копыт пыль по полю летит». Изначально целевой аудиторией скороговорок были не только дети, но и взрослые, но после обнаружения их педагогической полезности (как информативной, так и логопедической) они были отсортированы (были оставлены лишь те, что отвечали нормам детской эстетики) и перешли в жанр детского фольклора. По сей день они являются средством развития артикуляции детского речевого аппарата в начальной школе благодаря комбинациям труднопроизносимых согласных.

Неотъемлемой частью педагогического процесса стали загадки. Загадкой называют определенное высказывание или ситуацию, требующие разгадки. Педагогическая ценность данной малой формы фольклора - в прививании ребёнку радости мышления и познания. Загадка позволяет направить внимание ребенка на предметы, явления и их основные признаки и особенности, глубже изучить значение каждого понятия. Каждая верно решенная загадка укрепляет в нём уверенность в себе, собственных знаниях и способностях, расширяет базу знаний о русском фольклоре.

Подводя итог, стоит заметить, что фольклор закладывает в ребенка не только основы культурного воспитания, но и нормы этики, эстетики и морали. Малые формы фольклора служат «инструментом» умственного, нравственного и патриотического развития детей, являются средством воспитания личности. Классические произведения фольклора не всегда доступны для понимания детьми младшего школьного возраста, но необходимость приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре остаётся постоянной. Именно поэтому малые формы фольклора представляют особую ценность: они сочетают в себе педагогическую полезность и понятность для детей.

Список литературы

1. Жесткова Е.А., Цуцкова Е.В. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1330.

2. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 1-1 - С. 126-130.

3. Жесткова Е.А., Казакова В.В. Пословицы и поговорки как лингводидак-тический материал на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 2; иКЬ: www.science-education.ru/129-22008 (дата обращения: 20.11.2015).

50

4. Коменский Ян Амос - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1969.

5. Пермякова Г.Л. Малые формы фольклора: сб. ст. памяти; сост. Т.Н. Свешникова. - М.: Восточная литература, 1995.

6. Ушинский К.Д. (Сер. «Антология гуманной педагогики»). - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

О. А. Жидкова

Психологическая подготовка сотрудников полиции в период профессионального обучения путем внедрения в образовательный процесс личностно ориентированных тренингов профессионального развития

Сотрудник полиции, выполняя профессионально-служебные задачи, постоянно сталкивается с непредсказуемыми ситуациями, положительное разрешение которых напрямую зависит от уровня его подготовки. Поступив на службу в ОВД и выступая уже в новом для себя качестве, стажер по должности не остается один на один с проблемами, возникающими в сложных ситуациях профессиональной деятельности. В качестве наставника за сотрудником в обязательном порядке закрепляется квалифицированный специалист из числа наиболее опытных сотрудников подразделения, в котором молодой специалист начинает свой профессиональный путь. От грамотного руководства первыми шагами неофита зависит не только успешность его становления как профессионала, но и формирование его профессионального мировоззрения.

Подготовка квалифицированного полицейского это структурированный и целенаправленный процесс овладения общими и профессиональными компетенциями. Первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, выступает в качестве основного элемента в системе профессиональной подготовки кадров системы МВД России. Одной из приоритетных задач профессионального обучения на первоначальном этапе выступает психологическая подготовка сотрудников полиции к деятельности в штатных и экстремальных ситуациях [6, с. 98].

Профессиональная деятельность сотрудников полиции насыщена негативными эмоциональными переживаниями, как самого субъекта деятельности (т. е. полицейского), так и людей, с которыми в ходе выполнения служебных задач он взаимодействует. Типичность и обыденность штатных ситуаций профессиональной деятельности не гарантирует защищенность сотрудника полиции от воздействия различных стресс-факторов и накопления негативных эмоциональных переживаний. Отрицательно заряженный эмоциональный фон деятельности, сниженная способность своевременно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.