Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в контрактной системе: закупки для регионов России'

Малое предпринимательство в контрактной системе: закупки для регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / STATE CONTRACT / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL ENTERPRISES / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / ФУНКЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / FUNCTIONS OF DISTRIBUTION / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Юлия Семеновна

В статье анализируются итоги реализации государственного заказа в регионах страны по данным за 2014 г. по контрактам, заключенным с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Рассмотрена динамика количества и стоимости закупок. Анализ основывался на разработанных экономико-математических моделях, представляющих собой функции плотности нормального распределения. Приведены средние по регионам значения основных показателей, а также диапазоны изменения этих показателей. Сформированы выводы и предложения по развитию контрактной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTRACT SYSTEM: CONTRACTS FOR THE REGIONS OF RUSSIA

The paper analysis the results of realization public contractual work in the regions of country on the data of 2014 year on the contracts, made by the small enterprises and individual entrepreneurs. Discuss the dynamic of quantity and value of contracts. Analysis based on the created economic-mathematical models, present functions of density normal distribution. Present medium among the regions values of basic indicators, and also diapason of change this indicators. Show the results and proposals on the development of contract system.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в контрактной системе: закупки для регионов России»

УДК 332.05:005

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ:

ЗАКУПКИ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Ю.С. Пиньковецкая

Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье анализируются итоги реализации государственного заказа в регионах страны по данным за 2014 г. по контрактам, заключенным с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Рассмотрена динамика количества и стоимости закупок. Анализ основывался на разработанных экономико-математических моделях, представляющих собой функции плотности нормального распределения. Приведены средние по регионам значения основных показателей, а также диапазоны изменения этих показателей. Сформированы выводы и предложения по развитию контрактной системы.

Ключевые слова: государственный заказ, малые предприятия, индивидуальные предприниматели, функции распределения, субъекты Российской Федерации.

SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTRACT SYSTEM: CONTRACTS FOR THE REGIONS OF RUSSIA

Yu.S. Pinkovetskaya

Ulyanovsk State University E-mail: [email protected]

The paper analysis the results of realization public contractual work in the regions of country on the data of 2014 year on the contracts, made by the small enterprises and individual entrepreneurs. Discuss the dynamic of quantity and value of contracts. Analysis based on the created economic-mathematical models, present functions of density normal distribution. Present medium among the regions values of basic indicators, and also diapason of change this indicators. Show the results and proposals on the development of contract system.

Keywords: state contract, small enterprises, individual entrepreneurs, functions of distribution, subjects of the Russian Federation.

Одним из направлений «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [12], утвержденной распоряжением Правительства от 2 июня 2016 г. № 1083-р, определено существенное расширение доступа малого предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг для государственных нужд. Главными задачами, решаемыми контрактной системой, является развитие конкуренции, обеспечение экономии средств и исключение коррупционных проявлений. Кроме того, контрактная система выступает в качестве существенного элемента поддержки субъектов малого предпринимательства. Для этого в ней предусмотрен комплекс процедур, обеспечивающих участие малых предприятий в закупках и осуществлении контрактов на по-

© Пиньковецкая Ю.С., 2016

ставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд регионов Российской Федерации. Порядок участия субъектов малого предпринимательства в обеспечении государственных закупок отражен как в действовавшем до окончания 2013 г. федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [15], так и действующем с 2014 г. по настоящее время законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [14]. Теоретические и прикладные аспекты государственных закупок, особенно правовые и организационные, достаточно хорошо рассмотрены в литературе [4, 6, 13, 16]. В ряде статей рассматривались отдельные аспекты участия малых предприятий в контрактных отношениях [1, 5, 7, 9]. Вместе с тем можно констатировать недостаточность научных разработок, связанных с оценкой роли субъектов малого предпринимательства в осуществлении контрактов, обеспечивающих государственные нужды. Это обусловливает актуальность проведения соответствующих исследований, итоги которых рассмотрены в настоящей статье.

Основное внимание в статье уделено анализу достигнутого уровня участия субъектов малого предпринимательства (называемых также малые предпринимательские структуры или кратко МП) в государственных закупках для региональных нужд. Указанный анализ представляется насущным, поскольку позволяет обосновать пути дальнейшего развития этой деятельности малых предпринимательских структур, осуществлять ее мониторинг, определять необходимые изменения стратегии формирования контрактной системы и организацию ее функционирования. Отметим, что в соответствии с действующим федеральным законодательством к субъектам малого предпринимательства относятся как малые предприятия, так и индивидуальные предприниматели.

Целью исследования являлась разработка методики и проведение анализа закономерностей, характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах по государственным региональным закупкам. При этом были решены следующие задачи: обоснован методический подход и алгоритм исследования, проведен анализ влияния нового законодательства на объемы участия субъектов малого предпринимательства в закупках для нужд органов власти в регионах, разработаны экономико-математические модели, описывающие такие показатели, как количество контрактов в расчете на 100 малых предпринимательских структур, удельный вес количества и стоимости контрактов с МП в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных со всеми поставщиками, удельный вес стоимости государственных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предпринимательства по регионам, стоимость государственных контрактов, приходящихся в среднем на одну функционирующую в регионе предпринимательскую структуру, средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства органами государственной власти регионов Российской Федерации. Проведен анализ полученных моделей и определены закономерности, характеризующие сложившиеся значения рассматриваемых показателей.

Безусловно, потребности в государственных закупках носят объективный характер и отражают ситуацию, сложившуюся в соответствующем субъекте страны, и его потребности в определенных товарах, продукции и услугах. Вместе с тем заключаемые контракты определяются как законодательно установленными процедурами, так и исходя из участия предприятий и предпринимателей в формировании своих заявок, в том числе исходя из указанных в этих заявках цен на поставку товаров, продукции и услуг Размещение государственных заказов осуществляется, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме), а также путем запроса котировок и предложений.

Известно, что эти предпринимательские структуры являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, которые ведут рисковую деятельность и сами определяют необходимость участия в выполнении конкретных работ, в том числе и связанных с государственными закупками. В этих случаях после получения информации о проведении таких закупок руководитель МП должен установить:

- представляет ли интерес для его предпринимательской структуры участие в закупках;

- насколько устраивает указанная в информации начальная (максимальная) цена контракта;

- имеет ли смысл участие в закупках, исходя из представленного технического задания и другой документации;

- какую цену указывать в своей заявке в случае участия в процедуре закупок.

Снижение цены ведет к уменьшению ожидаемой прибыли, т.е. уменьшению интереса МП в заключении соответствующего контракта.

Решение об участии конкретного предприятия или предпринимателя в государственных закупках формируется с учетом следующих критериев:

- наличия специалистов и технологий, обеспечивающих своевременное и качественное предоставление работ (товаров, услуг);

- ожидаемой рентабельности;

- потребностей в дополнительных финансовых ресурсах;

- опыта выполнения аналогичных контрактов;

- степени загруженности другими работами;

- предполагаемого графика выполнения контракта, в случае его заключения.

Но одного желания для заключения контрактов недостаточно, поскольку в процессе государственных закупок важную роль играет отбор участников, предложивших наиболее выгодные для органов власти условия. Очевидно, что на этапе отбора лишь с частью МП, подавших заявки, затем заключаются контракты. При этом надо учесть, что МП при проведении торгов конкурируют как между собой, так и с предприятиями других организационно-правовых форм.

Организация проведения торгов в форме конкурсов и аукционов и определение их победителей исключает детерминированность рассматриваемых процессов. Смысл государственных закупок по принятой в нашей стране технологии заключается в том, чтобы исключить возможность назначения поставщиков заранее. То есть не допустить, чтобы победители

были известны до окончания торгов. Как было указано выше, целью государственных закупок является развитие конкуренции, обеспечение экономии средств и исключение коррупционных проявлений. Этой цели соответствует как предыдущий, так и действующий федеральные законы [14, 15]. Таким образом, до окончания процедуры отбора победителей торгов и заключения контрактов на выполнение государственных заказов, перечень поставщиков не может быть сформирован. Приведенные доводы позволяют предположить, что процессы заключения контрактов на выполнение государственных заказов являются вероятностными и их характеристики формируются под влиянием различных случайных факторов. Для описания сложившейся к настоящему времени дифференциации уровня участия МП в выполнении контрактов было использовано экономико-математическое моделирование. В качестве моделей использовались функции плотности нормального распределения. Как показали ранее выполненные исследования, эти функции хорошо описывают закономерности деятельности совокупностей предпринимательских структур в регионах страны [10, 11].

Плотность вероятности у(х) является производной неубывающей функции ад, поэтому она на всем интервале изменения неотрицательна, т.е. У(х) > 0.

Функция плотности распределения содержит полную информацию о случайной величине. Основными числовыми характеристиками, которые описывают конкретную случайную величину, являются:

- характеристики положения случайной величины на числовой оси (мода, медиана, математическое ожидание). Необходимо отметить, что для функций плотности нормального распределения три этих характеристики равны между собой. Для случайной величины, которая описывается плотностью распределения у(х), математическое ожидание;

- характеристика разброса случайной величины около среднего значения называется среднее квадратическое отклонение с(х);

- коэффициенты асимметрии и эксцесса, которые для нормального распределения равны нулю.

В общем случае модифицированная функция плотности нормального распределения имеет следующий вид:

к - (х-т )2

у(х) =-= • е 2-2 , (1)

а-V 2п

где т - математическое ожидание; а - среднее квадратическое отклонение; К - коэффициент, который определяется характеристиками описываемых случайных величин и их размерностями.

График функции плотности нормального распределения (1) представляет собой симметричную унимодальную колоколообразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль, проведенная через точку т, которая является центром симметрии функции плотности нормального распределения.

Известно, что для функции плотности нормального распределения частоты значений показателей, укладывающихся в интервал, ограниченный величинами от т - а до т + а, составляет 68,3 %, для интервала, ограничен-

ного величинами от т - 2с до т + 2с, - 95,4 %, а для интервала, ограниченного величинами от т - 3с до т + 3с, соответственно 99,7 %.

Основным достоинством функций плотности нормального распределения является возможность получения с их помощью несмещенных оценок, характеризующих как средние значения показателей деятельности предпринимательских структур, так и интервалов изменения показателей, характерных для совокупностей МП (все формулы и таблицы, приведенные далее в статье, разработаны автором). Сопоставимость характеристик, по различным субъектам страны, обеспечивалась тем, что исследования строились на таких удельных показателях, как количество контрактов в расчете на 100 малых предпринимательских структур, удельный вес количества и стоимости контрактов с МП в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных со всеми поставщиками, удельный вес стоимости государственных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предпринимательства по регионам, стоимость государственных контрактов, приходящихся в среднем на одну функционирующую в регионе предпринимательскую структуру, средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства органами государственной власти регионов Российской Федерации.

Авторский алгоритм анализа закономерностей, характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах для государственных нужд органов власти субъектов Российской Федерации, включал следующие этапы:

- формирование информационной базы, описывающей по каждому субъекту страны показатели, характеризующие контракты, заключенные МП для государственных нужд;

- формирование информационной базы, описывающей по каждому субъекту страны показатели, характеризующие количество малых предпринимательских структур и объемы их производства;

- анализ динамики количества заключенных с МП контрактов и их стоимости за период с 2010 по 2014 г.;

- определение количества и стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для государственных нужд в расчете на одно МП в каждом из субъектов страны;

- определение удельного веса количества и стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем количестве и стоимости всех контрактов по каждому из субъектов страны;

- определение средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства;

- определение стоимости государственных контрактов в расчете на одно МП;

- определение удельного веса стоимости государственных закупок в обороте МП по субъектам страны;

- построение функций плотности нормального распределения по всем рассматриваемым показателям;

- оценка качества построенных функций по принятым критериям;

- анализ полученных моделей и определение закономерностей, характеризующих участие в государственных контрактах субъектов малого предпринимательства.

В качестве функций, описывающех распределение всех указанных выше удельных показателей, рассматривались функции плотности нормального распределения. В процессе вычислительного эксперимента осуществлялась проверка гипотезы о возможности описания закономерностей распределения указанных выше удельных показателей с использованием таких функций.

При проведении исследований в качестве исходной информации были использованы массивы официальных статистических данных, приведенных в сборнике «Малое и среднее предпринимательство в России - 2015 г.» Федеральной службы государственной статистики [17]. В частности, использовались показатели, характеризующие количество малых предпринимательских структур по субъектам страны и объемы их производства, а также контракты, заключенные с МП для государственных нужд органов государственной власти, по всем субъектам Российской Федерации.

При разработке моделей Вычислительный эксперимент основывался на использовании методов статистического анализа и экономико-математического моделирования. Для решения поставленных задач и обработки информации применены компьютерные программы Statistica, Microsoft Excel. Проверка полученных функций производилась по критериям Пирсона [8], Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка [2].

Исследования включали анализ динамики изменения количества и стоимости контрактов для нужд органов государственной власти регионов Российской Федерации с субъектами малого предпринимательства. В табл. 1 приведены за период с 2010 по 2014 г. общее количество и стоимость таких государственных контрактов, заключенных по процедурам, установленным законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Таблица 1

Количество и стоимость контрактов с МП, заключенных по процедурам для субъектов малого предпринимательства

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014

Количество контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, ед. 88711 81556 108496 136221 209395

Стоимость контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, млн руб. 60553 70733 76024 82931 149847

Приведенные в табл. 1 данные показывают резкий рост количества контрактов и их стоимости в 2014 г. по сравнению с предыдущими годами. Так, по сравнению с 2013 г. количество заключенных контрактов увеличилось на 54 %, а их стоимость на 81 % (при инфляции 11,36 %). Во многом такой рост обусловлен, на наш взгляд, введением с 2014 г. новых институциональных основ формирования закупок для нужд органов государственной власти регионов Российской Федерации в связи со вступлением в силу законодательных норм, установленных указанным выше законом № 44-ФЗ.

В этом законе, по сравнению с ранее действовавшим законом № 94-ФЗ, был решен ряд проблем законодательного и организационного обеспечения участия в государственных закупках малых предпринимательских структур.

Так, предусмотрено, что закупки у субъектов малого предпринимательства должны составлять не менее 15 % совокупного объема закупок. МП разрешено участвовать в конкурсах и аукционах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с осуществлением работ в области использования атомной энергии.

При проведении открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов, котировок, запросов, предложений может устанавливаться ограничение, направленное на участие в них только субъектов малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны предоставлять подтверждение своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся МП, привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. При этом объем участия последних включается в договор в виде процента от общей цены контракта.

Начальная цена одного контракта установлена на уровне 20 млн руб. То есть для обеспечения участия МП более крупные контракты должны быть разделены на несколько лотов. Отметим, что величина 20 млн руб. почти в два с половиной раза превышает сложившийся к настоящему времени средний годовой объем производства товаров и услуг, приходящийся на одну малую предпринимательскую структуру. Таким образом, созданы предпосылки для того, чтобы для МП, участвующих в государственных закупках, доля соответствующих работ была достаточно значительной.

Важную роль в развитии участия МП в федеральной контрактной системе играет заблаговременное информирование их о предстоящих государственных закупках на перспективу. Планирование закупок предполагается выполнять в два этапа. На первом этапе планируются закупки на три года, а на втором этапе по каждому наступающему году составляется соответствующий план-график. Такой подход способен стимулировать оснащение малых предпринимательских структур инновационными технологиями и современными техническими средствами.

Следующие этапы исследования были связаны с разработкой функций плотности нормального распределения, характеризующих удельные показатели деятельности совокупностей предпринимательских структур в субъектах страны по участию в закупках для государственных нужд. При разработке указанных функций использовались массивы информации по каждому из субъектов страны. В табл. 2 приведен фрагмент исходных данных (по 6 субъектам страны), характеризующих контракты, заключенные с МП для государственных нужд, а также вспомогательную информацию (количество и оборот субъектов малого предпринимательства).

Разработанные в процессе вычислительного эксперимента функции плотности нормального распределения приведены далее.

Таблица 2

Фрагмент исходных данных (за 2014 г.)

Наименование субъекта страны Количество контрактов с МП, ед. Стоимость контрактов с МП, млн руб. Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов с поставщиками, % Удельный вес контрактов с МП в общей стоимости контрактов с поставщиками, % Общее количество МП, ед. Общий оборот МП, млрд руб.

Белгородская область 1172 473,5 18,6 3,7 62963 381,6

Брянская область 980 392,9 24,3 6,4 32125 306,9

Владимирская область 3671 1429,3 28,5 21,5 47471 264,3

Воронежская область 6604 1984,0 20,4 12,9 68731 602,4

Ивановская область 1141 272,1 19,1 3,4 36959 295,8

Калужская область 2227 1019,8 21,7 10,3 29644 254,3

Первая функция описывает распределение количества контрактов в расчете на 100 субъектов малого предпринимательства (х15 ед.) по закупкам для органов государственной власти, заключенных по всем регионам Российской Федерации с малыми предпринимательскими структурами

140,0 -¡^

^=е ~ ■ (2)

Вторая функция показывает распределение удельного веса контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общем количестве контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок (х2, %)

/ -.1 оч2

360,0

^ = ^7= 230,3 • (3)

5,5 • у/2п

Третья функция описывает изменение средней стоимости одного контракта, заключенного по правилам для субъектов малого предпринимательства по государственным закупкам для регионов Российской Федерации (х3, млн руб.)

17 , -(X-0,6)2

=0Т217;72П•е ^ • (4)

Четвертая функция отражает распределение стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для органов го-

сударственной власти регионов Российской Федерации в расчете на одну малую предпринимательскую структуру (х4, тыс. руб.)

1 1 "I -(Х4-29,3) ^=•е "" ■ (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятая функция показывает удельный вес стоимости государственных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предпринимательства по регионам страны (л5, %)

14 0 -(* -0,4)2

»( ^=0^ •е ^ ■ (б)

Шестая функция показывает распределение удельного веса стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общей стоимости заключенных контрактов со всеми поставщиками (л6, %)

240,0 -1*-9"

^ = ^ ^' 2115 ■ (7)

Разработанные модели позволяют оценить средние по регионам страны значения рассмотренных показателей и диапазоны изменения этих значений, характерные для большинства регионов Российской Федерации.

Логический и статистический анализ показал, что все разработанные модели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их изменения. В табл. 3 приведены расчетные значения основных статистик по трем критериям качества. Сравнение расчетных значений показало, что статистики по критерию Пирсона меньше табличного значения критерия, равного 9,49 [3]. Аналогично расчетные значения по критерию Колмогорова-Смирнова меньше табличной величины при уровне значимости 0,05, составляющей 0,152 [8]. Статистики по критерию Шапиро-Вилка превышают табличное значение критерия 0,93 при высоком уровне значимости 0,01. Таким образом, по всем рассмотренным критериям разработанные модели обладают высоким качеством и могут быть использованы для описания исследуемых закономерностей.

Таблица 3

Расчетные значения статистик по критериям качества

Номер функции Расчетное значение по критерию качества

Колмогорова-Смирнова Пирсона Шапиро-Вилка

(2) 0,05 2,23 0,96

(3) 0,04 1,17 0,97

(4) 0,09 3,64 0,95

(5) 0,06 2,11 0,95

(6) 0,05 1,79 0,96

(7) 0,05 1,71 0,97

Поскольку все разработанные функции хорошо аппроксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям, можно сделать вывод о целесообразности использования функций плотности нормального распределения для описания закономерностей и анализа всех рассматриваемых в настоящей статье показателей.

Особенностью функций плотности нормального распределения [3] является то, что по ним без сложных расчетов могут быть определены средние значения и интервалы изменения рассматриваемых показателей. Эти интервалы, как указывалось выше, для большинства (68,3 %) субъектов страны рассчитываются исходя из значений средних квадратических отклонений показателей. При этом для расчета границ интервала к среднему значению показателя соответственно прибавляется и вычитается указанное отклонение.

Средние значения и интервалы изменения всех рассмотренных выше показателей представлены в табл. 4. Они основаны на разработанных моделях (2)-(7).

Таблица 4

Характеристика контрактов, заключенных с МП для государственных нужд по субъектам страны за 2014 г.

Показатель Средние значения Интервалы изменения

Количество контрактов в расчете на 100 МП, ед. 5,0 2,4-7,6

Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов, % 21,8 16,3-27,3

Средняя стоимость одного контракта с МП, млн руб. 0,6 0,4-0,8

Стоимость контрактов в расчете на одно МП, тыс. руб. 29,3 13,6-45,0

Удельный вес стоимости государственных контрактов в общем обороте МП, % 0,4 0,2-0,6

Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов, % 9,8 5,5-14,1

На рисунке в качестве примера приведена функция плотности нормального распределения, соответствующая формуле (3).

На рисунке показаны значения параметров, в том числе среднее значение удельного веса контрактов с МП в общем количестве контрактов

(равное 21,8), а также значение ин-

у2(х2)

10 15 20 25 30 16,3 21,8 27,3

тервала для большинства (68,3 %) субъектов страны, полученное на основе среднего квадратического отклонения (границы интервала соответствуют значениям 21,8 ± 5,5).

Данные табл. 4 свидетельствуют, что участие в контрактной системе

Функция плотности нормального распределения удельного веса контрактов с МП в общем количестве контрактов, %

закупок для региональных нужд принимает около 5 % всех субъектов малого предпринимательства. При этом в большинстве регионов эта величина варьируется в пределах от 2,4 до 7,6 % МП. Можно сделать вывод о том, что контрактная система затрагивает интересы небольшой доли малых предприятий и предпринимателей.

Вместе с тем в общем количестве контрактов удельный вес контрактов, заключенных с МП, достаточно значителен. Каждый пятый из них выполняется силами субъектов малого предпринимательства. Интервал изменения этого показателя от 16 до 27 %.

Средняя стоимость одного контракта, заключенного в 2014 г. по правилам для МП, составляет 600 тыс. руб. Отметим, что объем производства продукции (услуг), приходящийся на одного работника МП в этом же году, составлял в среднем 2,3 млн руб. в год, что почти в три раза превышает верхнюю границу интервала изменения средней стоимости контракта. Этот феномен может быть обусловлен тем, что в большинстве предпринимательских структур, выполнявших контракты, соответствующая деятельность была эпизодической, т.е. выполнялась в течение ограниченного времени.

Совсем мал объем региональных государственных закупок в расчете на одну функционирующую в экономике регионов малую предпринимательскую структуру. По большинству регионов этот показатель находится в диапазоне от 13 до 45 тыс. руб. в год.

Аналогичная закономерность отмечается при анализе доли стоимости государственных закупок в общем обороте МП, которая не превышает 0,6 % по большинству субъектов страны.

Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов значительно (почти в 2 раза) меньше удельного веса количества контрактов. Это говорит о большой разнице в стоимости контрактов с МП и контрактов с остальными предприятиями и организациями. Отметим, что доля контрактов с МП в совокупном годовом объеме закупок по половине регионов в 1,5 раза меньше, чем минимальная величина, установленная действовавшим в 2014 г. законодательством (15 %). При этом менее чем в 16 % регионов участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках соответствует законодательно установленной норме.

В целом формируемая в стране система государственных закупок в последние годы продолжает адаптироваться к особенностям функционирования малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие контрактной системы должно предусматривать следующие положения:

- повышение степени прозрачности итогов проведения торгов по государственным закупкам;

- сокращение расходов МП, связанных с участием в закупках за счет развития новых технологий обмена информацией;

- обеспечение безусловного соблюдения обязательных квот на закупки у субъектов малого предпринимательства;

- проведение регулярного мониторинга уровня привлечения к исполнению контрактов силами малых предприятий в каждом из регионов;

- обеспечение МП необходимыми технологическими и организационными средствами, а также методическими разработками для упрощения участия в закупках;

- создание реестров надежных субъектов малого предпринимательства, которые имеют положительную историю исполнения договоров;

- гарантирование включения в контракты авансовых платежей, без которых выпуск продукции или оказание услуг субъектами малого предпринимательства представляется затрудненным;

- предоставление возможности участия одновременно нескольких субъектов малого предпринимательства в конкурсе по одному лоту;

- упрощение требований к представляемым документам, поскольку у субъектов малого предпринимательства, как правило, нет высококвалифицированных специалистов в области государственных закупок.

Дальнейшее развитие контрактной системы, направленное на привлечение субъектов малого предпринимательства к торгам по закупке товаров, работ и услуг для государственных региональных нужд, позволит повысить эффективность заключения государственных заказов, уровень конкуренции при проведении конкурсов, в том числе с точки зрения существенной экономии необходимых средств.

В целом проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

- отмечен значительный рост количества контрактов и их стоимости, заключенных для государственных нужд органов власти субъектов Российской Федерации с малыми предпринимательскими структурами;

- организационные и правовые аспекты федерального закона о контрактной системе, вступившего в силу с 2014 г., обеспечили расширение участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках;

- показана возможность использования функций плотности нормального распределения в качестве экономико-математических моделей для характеристики закономерностей современного уровня участия субъектов малого предпринимательства в региональных государственных закупках;

- проведен анализ распределения удельных показателей, описывающих количество контрактов в расчете на 100 МП, удельный вес количества и стоимости контрактов с ними в общем количестве и общей стоимости контрактов, удельный вес стоимости контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предпринимательства по регионам, стоимость государственных контрактов, приходящихся в среднем на одну функционирующую в регионе предпринимательскую структуру, среднюю стоимость одного контракта;

- все построенные функции плотности распределения хорошо аппроксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям;

- определены средние по субъектам Российской Федерации значения рассмотренных показателей, а также интервалы изменения этих показателей, характерные для большинства субъектов страны;

- проведен анализ достигнутых показателей, характеризующих контракты, заключенные на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг с субъектами малого предпринимательства;

- сформулированы предложения и рекомендации по развитию участия субъектов малого предпринимательства в государственных региональных закупках.

Полученные результаты имеют определенное теоретическое и прикладное значение, в частности, для обоснования предложений по развитию государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Разработанные модели и вытекающие из них закономерности могут быть использованы при решении широкого круга задач мониторинга участия МП в закупках для государственных нужд, проектирования его развития и прогнозирования этого направления системы государственного управления.

Литература

1. Балтутите И.В. Участие субъектов малого предпринимательства в контрактной системе // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. Сер. 5. № 3. С. 97-102.

2. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. 416 с.

3. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 2001. 575 с.

4. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Рынок товаров и услуг для государственных нужд (государственный товарный рынок). М.: ИНФРА-М, 2010. 476 с.

5. Галкин В.Ю. Проблемы совершенствования механизма государственной поддержки малых предприятий в рамках развития контрактной системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. Вып. № 5 (89). С. 90-93.

6. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М.: Юстицинформ, 2012. 260 с.

7 Костюченко А.Г. Государственные и корпоративные закупки как инструмент поддержки и развития субъектов малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1. С. 112-115.

8. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 311 с.

9. ОбаляеваЮ.И., ЧерныйА.С.Малый и средний бизнес в системе контрактных отношений // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2015. № 1. Т. 6. С. 74-82.

10. Пиньковецкая Ю.С. К вопросу об оценке численности работников предпринимательских структур // Вестник НГУЭУ 2013. № 1. С. 141-150.

11. Пиньковецкая Ю.С. Моделирование показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в регионах с использованием функции плотности нормального распределения // Проблемы развития территории. 2015. Вып. 6 (80). С. 93-107.

12. Распоряжение Правительства от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 24. Ст. 3549. 13.06.2016.

13. Трефилова Т.Н. Порядок оценки и сопоставления заявок. Руководство по применению. М.: Международная бизнес корпорация, 2010. 287 с.

14. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. № 6056 (80). 12.04.2013.

15. Федеральный закон от 21.08.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. № 163. 28.07.2005.

16. Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. URL: http://web. snauka.ru/issues/2014/10/39593 (дата обращения: 23.05.2016).

17 Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство. 2015. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm (дата обращения: 20.06.2016).

Bibliography

1. Baltutite I.V. Uchastie sub#ektov malogo predprinimatel'stva v kontraktnoj sisteme // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. Ser. 5. № 3. P 97-102.

2. Bol'shev L.N., Smirnov N.V. Tablicy matematicheskoj statistiki. M.: Nauka, Glavnaja redakcija fiziko-matematicheskoj literatury, 1983. 416 p.

3. Ventcel' E.S. Teorija verojatnostej. M.: Vysshaja shkola, 2001. 575 p.

4. Galanov VA., Grishina O.A., Shibaev S.R. Rynok tovarov i uslug dlja gosudarstvennyh nuzhd (gosudarstvennyj tovarnyj rynok). M.: INFRA-M, 2010. 476 p.

5. Galkin VJu. Problemy sovershenstvovanija mehanizma gosudarstvennoj podderzhki malyh predprijatij v ramkah razvitija kontraktnoj sistemy // Izvestija Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2014. Vyp. № 5 (89). P 90-93.

6. Kichik K.V. Gosudarstvennyj (municipal'nyj) zakaz Rossii: pravovye problemy formirovanija, razmeshhenija i ispolnenija. M.: Justicinform, 2012. 260 p.

7. Kostjuchenko A.G. Gosudarstvennye i korporativnye zakupki kak instrument podderzhki i razvitija sub#ektov malogo predprinimatel'stva // Biznes, menedzhment i pravo. 2015. № 1. P 112-115.

8. Kremer N.Sh., Putko B.A. Jekonometrika. M.: JuNITI-DANA, 2002. 311 p.

9. Obaljaeva Ju. I., Chernyj A. S. Malyj i srednij biznes v sisteme kontraktnyh otnoshe-nij // Journal of Economic Regulation (Voprosy regulirovanija jekonomiki). 2015. № 1. T. 6. P. 74-82.

10. Pin'koveckaja Ju.S. K voprosu ob ocenke chislennosti rabotnikov predprinimatel'skih struktur // Vestnik NGUJeU. 2013. № 1. P 141-150.

11. Pin'koveckaja Ju.S. Modelirovanie pokazatelej dejatel'nosti malogo i srednego predprinimatel'stva v regionah s ispol'zovaniem funkcii plotnosti normal'nogo ras-predelenija // Problemy razvitija territorii. 2015. Vyp. 6 (80). P 93-107.

12. Rasporjazhenie Pravitel'stva ot 2 ijunja 2016 g. № 1083-r «Strategija razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF 2016. № 24. St. 3549. 13.06.2016.

13. Trefilova T.N. Porjadok ocenki i sopostavlenija zajavok. Rukovodstvo po primeneniju. M.: Mezhdunarodnaja biznes korporacija, 2010. 287 p.

14. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 6056 (80). 12.04.2013.

15. Federal'nyj zakon ot 21.08.2005 g. № 94-FZ «O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 163. 28.072005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Mit'kovskaja I.V. Ponjatie i sushhnost' kontraktnoj sistemy v sfere zakupok // Sovre-mennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2014. № 10. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/10/39593 (data obrashhenija: 23.05.2016).

17. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Maloe i srednee predprinimatel'stvo. 2015. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm (data obrashhenija: 20.06. 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.