Ю.С. ПИНЬКОВЕЦКАЯ
Анализ роли малого предпринимательства в муниципальном заказе
Разработан методический подход к оценке уровня участия малого предпринимательства в муниципальном заказе. Приведены итоги построения экономикоматематических моделей, описывающих количество и стоимость контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд. Установлен удельный вес контрактов с малыми предприятиями в общей величине муниципальных закупок в 2012 г. Представлены средние по регионам значения указанных показателей, а также диапазоны их изменения. Рассмотрены положительные стороны и недостатки введенной с 2014 г. федеральной контрактной системы. Предложенная методика может быть использована для мониторинга участия малых предприятий в муниципальном заказе.
Ключевые слова: муниципальные закупки, малые предприятия, индивидуальные предприниматели, функции распределения, муниципальные образования, контрактная система.
Analysis of role of small entrepreneurship in the municipal order.
J.S. PINKOVETSKAYA.
The paper discuss the achieved in 2012 year level of participation small enterprises and individual entrepreneurs in providing municipal needs. Present methodological approach and results of construction economic-mathematical models, describe quantity and value of contracts, and also their specific weight in whole amount of municipal procurement. Offer medium among the regions values of mentioned indicators, and also range of their change. Discuss the positive sides and disadvantages of implemented from 2014 year federal contract system.
Key terms: municipal procurement, small enterprise, individual entrepreneurs, functions of distribution, municipal formation, contract system.
Система муниципального заказа направлена на удовлетворение муниципальных нужд в товарах, работах и услугах. В качестве заказчиков, осуществляющих закупки, выступают муниципальные органы или учреждения, действующие от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства. Посредством муниципального заказа обеспечивается необходимый объем закупок высокого качества, упорядоченное и экономное расходование бюджетных средств, эффективность интегрирования различных форм предприятий и организаций для реализации заключен-
ных контрактов, гласность и прозрачность осуществления закупок, стимулирование развития конкуренции, снижение коррупции. Отметим, что муниципальный заказ выступает также одним из инструментов поддержки малого предпринимательства.
Важность участия субъектов малого предпринимательства в обеспечении муниципального заказа отражена в федеральных законах от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [7] и от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5]. Возрастание значения малых предприятий и предпринимателей в системе государственных и муниципальных закупок подтверждается в докладе Министра экономического развития Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации [4]. Все это определяет актуальность анализа уровня участия малых предприятий в закупках для муниципальных нужд. Такой анализ представляется насущным, поскольку позволяет обосновать дальнейшую деятельность малых предпринимательских структур в этой сфере, осуществлять ее мониторинг, определять необходимые изменения стратегии формирования системы и организацию ее функционирования.
Нормативная база отнесения хозяйствующих субъектов к малым подробно описана в федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6]. Основным критерием является численность работников, которая для субъекта малого предпринимательства не должна превышать сто человек. К малому предпринимательству в соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона относятся также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность. Субъекты малого предпринимательства в соответствии с указанным законом должны соответствовать следующим условиям: суммарная доля участия Российской Федерации, регионов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации.
К настоящему времени количество субъектов малого предпринимательства в нашей стране составляет 4,6 млн, а численность занятых в них работников более 17,3 млн чел., т.е. этот сектор играет существенную роль в национальной экономике.
Целью нашего исследования являлась разработка методики и оценка уровня участия малых предпринимательских структур (МП) в муниципальном заказе. При этом были решены следующие задачи: обоснован методический подход и алгоритм исследования, разработаны экономико-математические модели, описывающие такие показатели, как количество и стоимость контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удель-
ный вес количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок, а также средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд, в регионах Российской Федерации. Проведен анализ полученных моделей и определены закономерности, характеризующие значения рассматриваемых показателей.
Методика исследований основана на рассмотрении деятельности малых предпринимательских структур в сфере муниципальных закупок в субъектах (республиках, краях, областях) страны. Необходимость такого подхода обусловлена существенной дифференциацией значений рассматриваемых показателей в различных регионах. В последние годы в России в соответствии с принятыми Президентом и Правительством решениями активно проводилось внедрение государственной контрактной системы. Этот процесс на территории станы происходил неравномерно из-за особенностей развития регионов, политики региональных органов власти, и уровень участия малых предпринимательских структур в системе муниципальных закупок зависел от большого количества как объективных, так и субъективных факторов.
Авторский алгоритм анализа закономерностей, характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах по муниципальным закупкам, включал следующие этапы:
- формирование информационной базы, описывающей по каждому субъекту страны количество и стоимость контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд, а также их удельный вес в общем количестве и стоимости всех контрактов;
- определение количества и стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд, в расчете на 1000 малых предпринимательских структур в каждом из регионов страны;
- определение средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства для муниципальных нужд, в каждом регионе страны;
- построение функций плотности нормального распределения, аппроксимирующих значения количества и стоимости контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удельного веса количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов и средней стоимости одного контракта;
- оценка качества построенных функций по принятым критериям;
- анализ полученных моделей и определение закономерностей, характерных для рассматриваемых показателей.
При построении моделей в качестве исходной информации были использованы массивы данных о контрактах, заключенных с МП для муниципальных нужд, по всем регионам Российской Федерации, за исключением республики Ингушетия и Чеченской республики. Рассматривались статистические материалы по 19 республикам, 9 краям, 46 областям страны и двум городам федерального значения. Для исключения двойного счета не учитывались данные по автономным округам и автономной области. При разработке моделей использовались массивы информации за 2012 г., приведенные на сайте Федеральной службы государственной статистики [9].
В табл. 1 приведен фрагмент исходных данных (по 6 регионам страны), используемых в процессе проведения исследований.
Таблица 1
Фрагмент исходных данных о контрактах с малыми предприятиями (МП), заключенных для муниципальных нужд в 2012 г.
Регион Количество контрактов с МП, ед. Стоимость контрактов с МП, млн руб. Доля контрактов с МП , %
в общем количестве контрактов в общей стоимости контрактов
Белгородская обл. 1662 902,9 18,3 9,0
Брянская обл. 571 124,2 13,8 3,0
Владимирская обл. 2298 396,1 21,7 6,7
Воронежская обл. 2161 865,0 13,9 5,8
Ивановская обл. 1378 367,3 22,7 7,1
Калужская обл. 576 340,4 13,1 3,9
В исследовании использовались методы логического, экономико-математического анализа, статистики. Для решения поставленных задач и обработки информации применялись компьютерные программы Statistica, Microsoft Excel. Проверка полученных функций производилась по критериям Пирсона [3], Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка [1].
Нами было разработано пять экономико-математических моделей, отражающих уровень участия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в муниципальных закупках. В качестве моделей использовались функции плотности нормального распределения, которые, как показали предыдущие исследования [8], хорошо описывают сложившуюся дифференциацию показателей, характеризующих деятельность МП в субъектах страны.
Первая функция описывает распределение количества контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных органов власти, по регионам Российской Федерации в расчете на 1000 малых предпринимательских структур ( х , ед.)
950 -(XI-29,82 )2
Л(Х1)=------2'219’04 (1)
14,80-л/2^ •
Вторая функция показывает распределение удельного веса контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем количестве контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок ( х2, %)
304 -(*2-17,61)2
у2(х2)= ,— -е 2'28’30 (2)
5,32-л/2^ '
Третья функция отражает распределение стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных органов власти, по регионам Российской Федерации в расчете на 1000 малых предпринимательских структур ( х3, млн руб.)
Уз(хз) =
347,43 5,25 -у[Ъг
-(х3-11,05) 2-27,56
(3)
Четвертая функция показывает распределение удельного веса стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок (х4, %)
у4(х4)=
106,4
2,36 -уІ2я
-(*4-6,24 у 7 2-5,57
(4)
Пятая функция описывает распределение средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства для муниципальных органов власти, по регионам Российской Федерации (х5, тыс. руб.)
-0<5-434,97)2
10450
>’5( -х5):
2-33,86-10
(5)
184,02-д/2^ '
Модели позволяют оценить средние по регионам страны значения рассмотренных показателей и диапазоны изменения этих значений, характерные для большинства регионов Российской Федерации.
Логический и статистический анализ показал, что все разработанные модели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их изменения. В табл. 2 приведены расчетные значения основных статистик по трем критериям качества. Сравнение этих расчетных значений показало, что статистики по критерию Пирсона меньше табличного значения критерия [3]. Аналогично, расчетные значения по критерию Колмогорова-Смирнова меньше табличной величины. Статистики по критерию Шапиро-Вилка близки к единице [1]. Таким образом, по всем рассмотренным критериям модели обладают высоким качеством и могут применяться для описания исследуемых закономерностей.
Таблица 2
Расчетные значения статистик по критериям качества
Функция Расчетное значение по критерию качества
Колмогорова-Смирнова Пирсона Шапиро-Вилка
(1) 0,06 3,52 0,98
(2) 0,06 3,55 0,96
(3) 0,06 2,91 0,97
(4) 0,05 2,14 0,97
(5) 0,05 3,22 0,96
Особенностью функций плотности нормального распределения [2] является то, что по ним без сложных расчетов могут быть определены средние значения и интервалы изменения рассматриваемых показателей. Эти интервалы для большинства (68 %) субъектов страны рассчитываются исходя из значений средних квадратических отклонений показателей. При этом для
расчета границ интервала к среднему значению показателя соответственно прибавляется и вычитается указанное отклонение.
Средние значения и интервалы изменения значений количества и стоимости контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удельного веса количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок, а также средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства муниципальными образованиями, по данным за 2012 г. представлены в табл. 3.
Таблица 3
Характеристика контрактов, заключенных с МП для муниципальных нужд в 2012 г.
Показатель Среднее значение Интервал изменения
Количество контрактов в расчете на 1000 МП, ед. 29,82 15,02-44,62
Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов, % 17,61 12,29-22,93
Стоимость контрактов в расчете на 1000 МП, млн руб. 11,05 5,80-16,30
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов, % 6,24 3,88-8,60
Средняя стоимость одного контракта с МП, тыс. руб. 434,97 250,95-618,99
Данные табл. 3 свидетельствуют, что участие в контрактной системе закупок для муниципальных нужд в среднем принимают менее 3 % всех субъектов малого предпринимательства. При этом в большинстве регионов эта величина варьируется в пределах от 1,5 до 4,5 % МП. Можно сделать вывод о том, что контрактная система затрагивает интересы небольшой доли малых предприятий и предпринимателей.
Вместе с тем в общем количестве контрактов велик удельный вес заключенных с МП - почти 18 % из них выполняется силами субъектов малого предпринимательства. Дифференциация этого показателя по регионам относительно невелика и не превышает одной трети значения показателя.
Совсем мал объем муниципального заказа в расчете на одну функционирующую в экономике малую предпринимательскую структуру. По большинству регионов этот показатель находится в диапазоне от 6 до 17 тыс. руб. в год.
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов значительно (почти в три раза) меньше удельного веса количества контрактов. Это говорит о большой разнице в стоимости контрактов с МП и контрактов с остальными предприятиями и организациями. Отметим, что доля контрактов с МП в совокупном годовом объеме закупок по половине регионов составляет менее 6,3 %, что существенно меньше, чем минимальная величина, установленная действовавшим в 2012 г. законодательством (10 %). При этом даже в регионах со значительным участием субъектов
малого предпринимательства в муниципальных закупках ее значение не превышало 8,5 %.
Средняя стоимость одного контракта, заключенного в 2012 г., составляет 435 тыс. руб. Объем производства продукции (услуг), приходящийся на одного работника МП, в этом же году составлял в среднем 2 млн руб. в год, что более чем в три раза превышает верхнюю границу интервала изменения средней стоимости контракта. Это означает, что для большинства предпринимательских структур, выполнявших работы по контрактам, соответствующая деятельность была эпизодической, т.е. осуществлялась в течение ограниченного времени.
Рассматривая приведенные в табл. 3 величины интервалов изменения показателей, отражающих дифференциацию по большинству регионов, можно сделать вывод, что она не превышает 50 %, т.е. нет существенных флуктуаций показателей, обусловленных субъективными или объективными причинами.
В целом, формируемая в стране система муниципальных закупок в последние годы начала адаптироваться к особенностям функционирования малого предпринимательства. Вместе с тем в среднем по одному муниципальному образованию в 2012 г. МП было выполнено всего 5,86 контрактов. Отметим, что из 23 118 муниципальных образований более четверти составляют достаточно крупные города, городские округа и городские поселения с значительными потребностями в муниципальных заказах, в которых имеется большое количество субъектов малого предпринимательства, способных удовлетворить их.
Дальнейшее развитие федеральной контрактной системы связано с введением в действие с 2014 г. федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем решен ряд проблем законодательного и организационного обеспечения выделения определенной доли муниципальных закупок малым предпринимательским структурам.
Так, предусмотрено, что закупки у субъектов малого предпринимательства должны составлять не менее чем 15 % совокупного объема муниципального заказа. Более того, в Правительстве России рассматриваются предложения по установлению к началу 2018 г. обязательной минимальной доли заказа для малого и среднего бизнеса в размере 25 %.
При проведении открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений может устанавливаться ограничение, предусматривающее участие в них только субъектов малого предпринимательства. В этом случае необходимо подтверждение принадлежности участников к данной категории. Определенную поддержку МП способен оказать принципиально новый подход, обязывающий поставщика товаров и услуг привлекать к выполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа МП. Эти требования, а также ответственность за их нарушения, должны включаться в договоры.
Начальная цена одного контракта установлена на уровне 20 млн руб., что почти в два раза превышает сложившийся к настоящему времени средний годовой объем производства товаров и услуг, приходящийся на одно малое предприятие. Таким образом, будут созданы предпосылки для того, что-
бы для МП доля соответствующих работ в рамках муниципальных закупок была достаточно значительной.
Важную роль в активизации участия МП в контрактной системе должно сыграть информирование их о предстоящих муниципальных закупках. Планирование закупок предполагается выполнять в два этапа. На первом этапе будут учитываться закупки на три года, а на втором этапе по каждому наступающему году будет составляться план-график. Такой подход способен стимулировать оснащение малых предпринимательских структур инновационными технологиями и современными техническими средствами.
Предусматривается требование к заказчикам отчитываться об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и размещать сведения в единой информационной системе до 1 апреля года, следующего за отчетным. В отчет должны включаться данные не только о заключенных контрактах, но и о несостоявшемся определении поставщиков.
Особое значение имеет выполнение функций заказчиков на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в области закупок. Это положение должно способствовать своевременному доведению конкретных условий и требований до всех МП, желающих участвовать в муниципальном заказе.
Сравнивая поставленные в федеральном законе задачи с достигнутыми в 2012 г. показателями, представленными в табл. 3, можно сделать вывод о необходимости перехода контрактной системы в части, касающейся субъектов малого предпринимательства, на качественно новый уровень. Однако, на наш взгляд, этому может помешать ряд имеющихся в законе недостатков.
Они касаются финансовых гарантий при проведении конкурсов и аукционов, а также исполнения контрактов. Как уже отмечалось, предполагается, что стоимость контрактов с МП в ближайшее время существенно возрастет, соответственно увеличится и размер обеспечения заявок. При этом, например, участие в электронных аукционах возможно только путем внесения денежных средств.
Еще более сложная ситуация связана с обеспечением исполнения контрактов, которое для конкурентных способов закупок является обязательным. Законом предусмотрены две формы: внесение денежных средств и банковская гарантия. При этом предполагается ограниченный перечень банков, выдающих такую гарантию. Размер обеспечения исполнения контракта является для МП весьма значимым, поскольку он составляет от 5 до 30 % начальной цены контракта. Существенно, что если предложенная в заявке цена ниже начальной на 25 %, то требования к величине обеспечения исполнения контракта возрастают в полтора раза.
Наряду с перечисленными недостатками, в новой контрактной системе не нашли отражения следующие важные для малых предпринимательских структур аспекты:
- нет законодательно установленной гарантии включения в контракты авансовых платежей, без которых выпуск продукции или оказание услуг субъектами малого предпринимательства представляется затрудненным. Безусловно, заказчик не хочет платить за еще не полученные товары и услуги. Однако МП, особенно в случаях выполнения длительного контракта (например, 12 мес), обязано по действующему законодательству своевременно выплачивать заработную плату работникам, оплачивать аренду и коммунальные
услуги, проводить обязательные платежи, закупать материалы и полуфабрикаты. Значительных оборотных средств у малых предпринимательских структур, как правило, нет, а кредитные ресурсы весьма дороги;
- в большинстве контрактов предусмотрена оплата только после поступления средств заказчику из соответствующих бюджетов. Такой подход зачастую приводит к существенной задержке оплаты выполненных муниципальных заказов. Рано или поздно средства, безусловно, поступают, но для субъектов малого предпринимательства увеличение сроков может иметь катастрофические последствия;
- до настоящего времени законодательно не предусмотрено участие одновременно нескольких субъектов малого предпринимательства в конкурсе по одному лоту, хотя это представляется логичным, особенно для МП, входящих в кластеры, которые в последние годы получили в России широкое развитие;
- целесообразно упрощение требований к документам по закупкам, предусматривающим участие только субъектов малого предпринимательства, т.к. из-за отсутствия у МП высококвалифицированных специалистов в области муниципальных закупок возникают сложности, связанные с подготовкой и подачей заявок на участие в конкурсах, а также с доработкой и подписанием контрактов в случае победы в конкурсе.
Дальнейшее развитие контрактной системы, направленное на привлечение субъектов малого предпринимательства к торгам по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, позволит повысить эффективность заключения муниципальных заказов, уровень конкуренции при проведении конкурсов, в том числе с точки зрения существенной экономии необходимых средств.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
- показана возможность использования функций плотности нормального распределения в качестве экономико-математических моделей для характеристики закономерностей современного уровня участия субъектов малого предпринимательства в муниципальных закупках;
- предложен алгоритм и разработаны модели, описывающие количество и стоимость контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удельный вес количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок, а также средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства;
- все построенные функции плотности распределения хорошо аппроксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям;
- определены средние по субъектам страны значения рассмотренных показателей, а также интервалы изменения этих показателей, характерные для большинства (68 %) субъектов страны;
- показано наличие дифференциации по всем рассматриваемым показателям в различных субъектах страны;
- проведен анализ достигнутых показателей, характеризующих контракты, заключенные на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг с субъектами малого предпринимательства;
- рассмотрены основные положительные стороны и недостатки введенной с 2014 г. новой контрактной системы;
- сформулированы предложения и рекомендации по развитию участия субъектов малого предпринимательства в муниципальных закупках.
Полученные результаты имеют определенное теоретическое и прикладное значение, в частности для обоснования мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Разработанные модели и установленные с их помощью закономерности могут быть использованы при решении широкого круга задач мониторинга участия МП в закупках для муниципальных нужд, проектирования развития и прогнозирования этого направления системы муниципального управления.
Литература
1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. 416 с.
2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Высш. шк., 2001. 575 с.
3. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 311 с.
4. О дополнительных мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: докл. Министра экономического развития Российской Федерации / Заседание Правительства Российской Федерации 3.10.2013 г. Режим доступа: http://government.ru/news/ 6634 (дата обращения 30.12.2013).
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007.
7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.08.2005.
8. Пиньковецкая Ю.С. Закономерности развития предпринимательских структур в регионах // Экономика региона. 2012. № 4. С. 157-165.
9. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/
doc_1139841601359 (дата обращения: 10.01.2014).
References
1. Bolshev L.N., Smirnov N.V. Tablici matematicheskoi statistiki [Tables of mathematical statistic]. Moscow: Nayka, 1983. 416 p.
2. Ventcel E.S. Teoria veroiatnostei [Theory of probability]. Moscow: Visshaia shkola, 2001. 575 p.
3. Kremer N.Sh., Pytko B.A. Ekonometrika [Econometrics]. Moscow: UNITI-DANA, 2002. 311 p.
4. O dopolnitelnich merahpopoddergke malogo i srednegopredprinimatelstva vRossiiskoi Federacii [About the additional measures on the support of small
and medium entrepreneurship in the Russian Federation]: Report of minister of economy development of the Russian Federation. Session of the Government of the Russian Federation 3.10.2013 year]. Available at: http://gover-nment.ru/news/6634 (accessed 30.12.2013).
5. O kontraktnoi sisteme v sfere zakypok tovarov, rabot, yslyg dlia obespechenia gosydarstvennich i municipalnich nygd [On the contract system in the sphere procurement goods, works, services to ensuring state and municipal needs]. Federal law no. 44-FZ 5.04.2013.
6. O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiiskoi Federacii [On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation]. Federal law no. 209-FZ 24.07.2007.
7. O razmeshenii zakazov na postavki tovarov, vipolnenie rabot, okazanie yslyg dlia gosydarstvennich i municipalnich nygd [On the place of orders on the delivery goods, make works, rendering services to ensuring state and municipal needs]. Federal law no. 94-FZ 21.08.2005.
8. Pinkovetskaya J.S. Zakonomernosti razvitia predprinimatelskich stryktyr v regionach [Regularities of development entrepreneurial structures in the regions]. Ekonomika regiona, 2012, no. 4, pp. 157-165.
9. Federalnaya slygba gosydarstvennoi statistiki. Maloe i srednee predpri-nimatelstvo v Rossii [Federal service of state statistic. Small and medium entrepreneurship in Russia]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (accessed 10.01.2014).
© nHHbKOBeuKaa M.C., 2013