Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как составляющая программы обеспечения занятости'

Малое предпринимательство как составляющая программы обеспечения занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как составляющая программы обеспечения занятости»

нут порядок лишь при законодательном закреплении юридического статуса домовых жилсоветов как некоммерческих организаций. Земля, как организованной пространство -главное богатство городской власти, и поэтому она должна быть решающим источником доходной части бюджета города. Исходя из такой цели необходимо принять соответствующие политико-правовые решения, направленные на включение земель городской застройки в экономические отношения.

Таким образом, требуется принятия соответствующих законодательных решений, направленных на поощрение развития коллективных форм хозяйствования в сфере ЖКХ. Регулирование налогообложения при этом должно идти в сторону снижения уровней налогов на общекоммунальные услуги. Однако это станет возможным лишь при обязательной установке газо-, водо-, теплосчетчиков на всех уровнях домовладения - в квартирах, домах, районах и городских сетях. Каждый квартиро- и домовладелец должен платить за коммунальные услуги столько, сколько он потребил соответствующих услуг, как например, за электроэнергию.

Другое дело - налог на землю. При постепенном утверждении в городах принципа частной собственности на землю необходимо одновременно введение достаточно строгого земельного налога, который на нынешнем этапе экономических реформ может быть несколько заниженным из-за относительно низкого уровня жизни населения республики, но со временем должен последовательно возрастать.

Проблема землепользования в черте дагестанских городов тесно связана с темой теневой экономики. Веди никому не секрет, что купля-продажа городских участков уже давно и весьма активно осуществляется на нелегальной основе.

Особая проблема, имеющая косвенное отношение к сфере земельных отношений в пределах городов - нынешнее весьма упорное невнимание самой городской власти к вопросам осуществления реформ в сфере жилищно-коммунального налогообложения. Главной тому причиной является, пожалуй, то, что именно представители этой власти в последние годы стали владельцами выстроенных и огороженных высокими заборами в городской черте добротных особняков. Последние своим видом, несомненно, украшают архитектуру города. Но дело в том, что большинство их владельцев сейчас платит за коммунальные услуги примерно столько же, сколько одна многодетная семья, проживающая в 3-комнатной квартире многоквартирного дома. И в изменении такой системы налогов, в том числе земельных, городские власти, ясное дело, не заинтересованы. Между тем речь идет о частных строениях, которые вместе с огороженными дворами занимают территории, примерно равные по площади участкам под существующими 70квартирными крупнопанельными домами.

Введение частного землепользования и перевод налогового бремени в городах с труда и капитала на земельные доли - это реальный путь не только к укрепление основ социальной справедливости в условиях капиталистической экономики, но и к снижению землеемкости в градостроительстве и промышленности, к установлению строгого порядка и здравого смысла в городской застройке, наконец, к повышению эффективности деятельности производственной сферы города.

Экономия на основе интенсификации использования городского пространства является одним из решающих условий развития той самой урбанистической культуры, о которой было отмечено в самом начале статьи. Но эффективность функционирования современного города немыслима без экономии не только земель, но также и других основных ресурсов жизнеобеспечения - горячей и холодной воды, тепла, газа, электричества и т.д. Причем, хорошо осознавая дефицит в этих ресурсах, население продолжает пользоваться ими практически без всякого учета. По нашим приблизительным расчетам, если бы такой учет велся, то сами потребности в использовании ресурсов, а следовательно и платежи граждан за них, сократились бы в 2-3 раза. То же самое можно сказать и об экономии в сфере использования городских земель.

Мудуев Ш.С., Сулейманов Н.М., Юсуфов К.А.

Малое предпринимательство как составляющая программы обеспечения занятости

Экономические реформы, осуществляемые в России при всей их непоследовательности и противоречивости, явились условием становления и развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

На начало текущего года в Республике Дагестан зарегистрировано более 33 тыс. субъектов малого предпринимательства. Из них малые предприятия составляют 20,5 тыс. единиц, остальные предприниматели - физические лица. В отличии от других регионов в республике сохраняется тенденция роста субъектов малого предпринимательства.

По сравнению с 1996 годом рост предприятий в этом секторе экономики составил более 50 процентов. Одновременно отслеживается тенденция изменения организационноправовых форм субъектов малого предпринимательства, т.е. происходит трансформация юридических лиц в физические.

Для примера, по данным Муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства г. Махачкалы за 1999г. зарегистрировано более 6000 предпринимателей против 2693 - в 1998 г., тогда как количество зарегистрированных юридических лиц составил 475 против 357 - в 1998 году.

Указанная ситуация связана с введением в действие Закона РД “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Республики Дагестан” и Указа Г осударственного Совета РД “О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан”.

Малое предпринимательство в силу своей специфике имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строят свою деятельность из потребностей и объемов локального спроса. Наибольшее количество малых предприятий функционируют в городах Махачкала, Хасавюрт и Кизляр, а также в районах: Бабаюртовском, Дербентском, Кизляр-ском и Хасавюртовском., причем каждое третье - в г. Махачкале. На горную зону приходится примерно 19% субъектов малого предпринимательства, предгорную-13% и равнинную около 68%.

На 1000 жителей населения количество малых предприятий по республике составляет 9,7 единиц, что значительно выше по сравнению с другими регионами СевероКавказского экономического района, где этот показатель составляет 4,5 единицы.

В разрезе отраслей экономики преобладающая часть предприятий функционирует в торговле, общественном питании в области общекоммерческой деятельности. Доля указанных субъектов составляет более 60 процентов в общей численности.

По данным Реестра субъектов малого предпринимательства численность занятых в этом секторе составляет около 200 тыс. человек, без учета вторичной занятости. Общая численность занятых на постоянной основе за 3 года увеличилась более чем на 25 тыс. человек. При этом средняя численность на одном предприятии составляет 9 человек. Таким образом, в сфере малого предпринимательства (учитывая физических лиц - предпринимателей) сосредоточено около 29 процентов занятых в республике или 23 процента экономически активного населения.

В отраслевом разрезе это выглядит следующим образом.

Численность занятых

5%1%5%

V

84%

□ Промышленность

□ Сельское хозяйство

□ Строительство

□ Транспорт и связь

□ Торговля и общепит, общеком. деят-сть

□ Прочие

Наибольшее количество занятых приходится на общекоммерческую деятельность, торговлю и общественное питание, которая составляет около 80 процентов всех занятых в этой сфере.

Удельный вес малых предприятий в общем объеме производства работ, услуг по итогам за 1999 год составило более 8,9 млрд. рублей, или около 45 процентов всего объема (работ, услуг) произведенным на территории республики. При этом доля малого предпринимательства в ВРП составляет около 25 процентов, что значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации.

В структуре общего объема произведенными малыми предприятиями продукции (работ, услуг) 75% или 6653,3 млн.рублей составила общекоммерческая деятельность, торговля и общепит. Строительство 230 млн.рублей, транспортных услуг населению оценивается в 353,8 млн.рублей, объем произведенной продукции сельского хозяйства за 1999 год составил 741,2 млн.рублей. Объем промышленного производства оценивается в 428,7 млн.рублей.

5

6%

4%

Объем произведенной продукции (работ, услуг) 8% 3%

□ Промышленность

□ Сельское хозяйство

□ Строительство

□ Транспорт и связь

□ Торг. и общепит, общекомм.деят.

□ Прочие

74%

В разрезе отраслей экономики около 75 процентов всего объема работ, услуг малого предпринимательства приходится на торговлю, общественное питание и общекоммерческую деятельность по обслуживанию рынка. Удельный вес промышленной продукции составляет 4,7 процента, и по сравнению с 1997 годом прирост составил около 1,0 процента. В промышленности малые предприятия сосредоточены в пищевой и хлебопекарной промышленности, производстве строительных материалов, деревообрабатывающей и полиграфической промышленности.

Весом вклад малого предпринимательства в экономику республики. Только в виде единого налога на вмененный и совокупный доход отчисления субъектов малого предпринимательства в бюджетную систему составили 49,2 млн.рублей. По оценочным данным общий объем налоговых отчислений малого предпринимательства составляет более 230 млн.рублей, или 18,7 % от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

В тоже время необходимо отметить, что при значительном количественном потенциале малого предпринимательства в республике отсутствует необходимая инфраструктура ее поддержки.

В целях создания необходимых объектов инфраструктуры и в соответствии с постановлением Правительства РД от 16 октября 1996г. N165 при участии Фонда поддержки малого предпринимательства РД создан Республиканский информационно-аналитический и консалтинговый центр “Развитие”. В настоящее время центр “Развитие” активно оказывает информационно-консалтинговые услуги субъектам предпринимательства. На стадии завершения и создания Межрегионального маркетингового центра “Москва-Дагестан”, включающие в себя более 30 субъектов Российской Федерации. Создание центра будет способствовать продвижению продукции республиканских предприятий на российский рынок. Кроме того, при активном содействии Администрации г.Махачкалы, создан Торгово-промышленный центр “Махачкала-Москва”, с постоянно действующей выставкой. При этом предприятия могут бесплатно выставлять свою продукцию на выставке.

Одним из основных рычагов поддержки малого предпринимательства является развитие рынка лизинговых услуг. В соответствии с этим и в рамках выполнения п. 3 постановления Правительства РД “О развитии малого предпринимательства в Республике Дагестан” при содействии Минэкономики РД создана лизинговая компания “Юг России”. Отсутствие финансовой поддержки на начальном этапе и инвестиционный климат в республике не позволили организовать работу компании, хотя было проработано достаточно эффективных вариантов его функционирования.

Вместе с тем Министерством труда и социального развития представлялось оборудование в лизинг в рамках создания новых рабочих мест в трудоизбыточных районах республики.

Таким образом, практически все мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 октября 1996г. N165 выполнены своевременно, что позволило в определенной мере активизировать развитие малого предпринимательства в республике.

Дальнейшее развитие этого сектора в Дагестане может стать действенным средством повышения экономического потенциала и решения социальных проблем в республике, в том числе безработицы. Однако без активной государственной поддержки экономическая ситуация в республике может привести к свертыванию малого сектора экономики с соответствующим увеличением социальной напряженности.

В связи с этим, жизнеобеспеченность и устойчивость малого предпринимательства остается на сегодня острой проблемой. Необходимо отметить, что формирование и расширение налогового потенциала в районном звене, особенно в горной зоне возможно в основном через развитие малых форм хозяйствования. При этом система государственной поддержки малого предпринимательства в республике еще не завершена. На муниципальном уровне большинства районов и городов не созданы условия для эффективной поддержки малых предприятий, в связи с чем субъекты малого предпринимательства сталкиваются со многими проблемами, которые “гасят” их импульс к росту.

Таблица 1

Основные данные деятельности малого предпринимательства в РД ___________________________________________________________________________за 1999 год

Наименование отраслей Количество субъектов МП, единиц Численность занятых, чел. Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн.руб.

Промышленность 345 1993 428,7

Сельское хозяйство 4577 10136 741,2

Строительство 899 4454 230,0

Транспорт и связь 2686 4899 353,8

Торговля и общепит, общекоммерческая деятельность 20411 167575 6653,3

Прочие 4782 10869 526,6

Всего 33700 199926 8933,6

Таблица 2

Основные данные деятельности малого предпринимательства в РД _____________________за 1999 год, (в процентах)

Количество Численность Объем произведенной

Наименование субъектов МП занятых продукции (работ,

отраслей услуг)

Всего 100,0 100,0 100,0

Промышленность 1,0 0,9 4,8

Сельское хозяйство 13,0 5,1 8,3

Строительство 2,7 2,2 2,6

Транспорт и связь 7,9 2,5 3,9

Торговля и общепит, общекоммерческая деятельность 60,6 83,9 74,5

Прочие 14,2 5,4 5,9

Мудуев Ш.С.

Влияние кризиса на развитие строительного комплекса и жилищных условий людей

Промышленность строительных материалов является одной из базовых отраслей экономики республики. Однако, в последние восемь лет наблюдается резкий спад производства. Так, по сравнению с 1992 годом, объем производства строительных материалов, изделий и конструкций сократился в 8 раз. К примеру, если в 1992 году производство стеновых материалов составляло 186,4 млн. штук условного кирпича, то в 1999 г. лишь 22,11 млн. шт. усл. кирпича, т. е. снизилось на 88,1 процента. Аналогичное положение сложилось в производстве строительного кирпича, керамической плитки и нерудных строительных материалов.

В настоящее время в состав отрасли входит 90 организаций, получивших лицензии на производственную деятельность в области строительных материалов. Из них в крупной и средней промышленности задействовано 29 предприятий с общей численностью 3303 человека со среднегодовой месячной заработной платой одного рабочего 288 рублей.

В общем, объеме производства в крупной и средней промышленности строительных материалов удельный вес частной собственности составляет 73,6%, республиканской - 13,2%, федеральной -3,8% и смешанной - 9,4 процента. К причинам спада производства можно отнести такие, как удорожание сырьевых и материально-технических ресурсов, недостаток собственных оборотных средств у предприятий, неплатежи, высокие налоги и другие неблагоприятные факторы.

Промышленностью строительных материалов в 1999 году произведено продукции (работ и услуг) на 137,206 млн. рублей, что на 13,8% ниже уровня прошлого года. Отставание связано с сокращением объемов выпуска нерудных и стеновых материалов.

Общий объем продукции отрасли в валовом региональном продукте республики 1999 года (12110,5 млн. руб.) составляет 1,13%, а в общем, объеме промышленной продукции - 3,6 процента.

Объем отгруженной продукции стройматериалов на внутреннем рынке составил 66,6 млн. рублей. В структуре общего объема розничного товарооборота занимает 0,9 процента.

В 1999 году балансовая прибыль по отрасли промышленности строительных материалов составила 1,3 млн. рублей, что на 44,4% выше прошлогоднего уровня. В 1,8 раза возросли цены на нерудные материалы. От производственной деятельности предприятий промышленности строительных материалов в бюджеты разных уровней республики на 1.01.2000 г. поступило налоговых платежей в объеме 5,8 млн. рублей, что на 1,5 млн. рублей выше сборов 1998 года. В разрезе городов и районов республики крупными налогоплательщиками являются организации городов Махачкала - 3,4 млн. руб., Дербент - 1,2 млн. руб., Хасавюрт - 0,3 млн. руб., Каспийск - 0,38 млн. руб. и Каякентский район - 0,2 млн. рублей.

Производство строительных материалов. Стеновые материалы в виде кирпича керамического, силикатного, прессованного из отходов производства, камня пиленного, мелкоштучных стеновых бетонных и керамзитобетонных блоков производят 24 предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.