© Лагунов А. С.
аспирант ИВ РАН
МАЛАЙЗИЯ В КАЧЕСТВЕ МИРОВОГО ЛИДЕРА ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Мировая исламская финансово-банковская система развивается стремительно, показывая в среднем 20-30%1 ежегодного роста в 2000-е годы. Растущая известность, правительственные инициативы и в целом благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть способствовали превращению исламского финансового сектора мира в перспективный объект развития; его активы оцениваются в 1 трлн. долларов. Как ожидается, за 8-10 ближайших лет их стоимость составит 4 трлн. долл. США .
Правительство Малайзии уделяет особое внимание развитию этого сектора в стране, осуществляя широкий спектр мер, направленных на его укрепление в экономике страны. Целью проводимой политики является реализация потенциала исламских финансов в качестве одного из двигателей роста национальной экономики Малайзии, путём развития исламских финансовых продуктов, выхода на мировые финансовые рынки, и повышения в целом роли страны в мировой финансовой системе. Малайзия, расположенная между АТР и Ближним Востоком, может стать центром привлечения потоков исламских инвестиций из стран Персидского Залива для дальнейшего распределения этих средств по странам региона. По словам Генерального секретаря Совета стран Персидского Залива (GCC) Абдулрахим Наки (Abdulraheem Naqi), страны-члены данной организации рассматривают КНР, Индию и Малайзию в качестве наиболее перспективных стран для инвестирования в ре-гионе3. В этой связи, нельзя не упомянуть тот факт, что Малайзию и страны Ближнего Востока объединяют не только прочные экономические связи, но и культурные связи, единая религия. Кроме того, Малайзия является основным туристическим направлением для жителей стран Ближнего Востока.
В качестве примера достигнутого высокого уровня контактов Малайзии и стран Ближнего Востока, можно привести
подписание в октябре 2009 г. малазийской компанией, 100% акций которой владеет государство, Malaysia Development Bhd, соглашения с PetroSaudi International Ltd (Саудовская Аравия) о создании совместной компании с капиталом в 2,5 млрд долл. США, с целью существенного повышения объёма инвестиций стран Ближнего Востока в Малайзии.
Принимая во внимание инфраструктурные и географические преимущества расположения, ряд международных банков стал рассматривать Малайзию в качестве базовой страны для развития своих исламских финансовых услуг. Например, Standard Chartered и HSBS Amanah рассматривают Малайзию в качестве регионального центра по развитию финансовых услуг и освоению новых рынков АТР. Кроме того, такие структуры, как Kuwait Finance House, Al Rajhi Bank, OCBC Islamic Bank и National Bank of Abu Dhabi (подал заявление на получение лицензии на право начала своей деятельности в Малайзии в феврале 2010 г.) также оценивают Малайзию в качестве регионального центра для дальнейшего проникновения на рынки региона.
Кроме того, в Малайзии представлены ещё 15 иностранных финансовых структур, оказывающих различные исламские финансовые услуги, - от исламских банковских услуг, исламского страхования до исламского доверительного управления капиталом. Проводимая либерализация финансового рынка приведёт к расширению международного исламского финансового присутствия, что упрочит лидирующие позиции Малайзии в финансовых институтах на основе норм ислама.
Особое значение в исламских финансах придаётся их соответствию нормам шариата. Шариат является теоретическим обоснованием исламских финансов, он формирует базу, согласно которой исламские средства могут перетекать в исламские активы. Он включает в себя исламские законы, требования и толкования, - то есть тот базис, исходя из которого создаются исламские финансовые продукты, финансовая инфраструктура, совершаются сделки. То есть, исламская экономика есть экономика, построенная согласно требованиям мусульманского права. Таким образом, соответствие нормам шариата финансо-
вой инфраструктуры страны является залогом успешного развития исламской экономики.
В рамках финансовой системы, отвечающей требованиям ислама, экономическим контрагентам запрещено взимание рибу (букв. «приращение») - ссудного процента. Например, предоставление ссуды исламским банком осуществляется не под проценты, а под гарантированное участие в будущих прибылях его клиентов-инвесторов на базе механизмов акционерного финансирования, применяемого исламскими финансовыми институтами. Запрещён также избыточный гарар (букв. «опасность»). Ясного, чёткого толкования понятия гарар в Коране и сунне нет, данный вопрос освещён в хадисах, где, касаясь правил торговли, запрещена неопределённость между покупателем и продавцом. «Любой гарар - это информационная асимметрия. В одних случаях наличие гарара не нарушает прав и интересов сторон, в других (когда речь идёт об избыточном гараре)
- риск для участников (или одного из участников) сделки оказывается чрезмерным»4. То есть, сам предмет договора может нести в себе гарар. При заключении какого-либо договора все стороны должны иметь полную информацию о нём. Если умеренный гарар может иметь место в исламской экономике, то майсир (букв. «азартная игра») категорически запрещён. «К майсиру может относиться и доход, полученный от игры в рулетку, и выигрыш по лотерейному билету, и вложение средств с помощью фьючерсов, свопов и т.п.»5.
Как отмечалось выше, шариатом запрещён ссудный процент, что обусловило различия исламских и обычных банков. Исламские банки создают несколько иные финансовые продукты, например, доверительное финансирование (тиёагаЬаИ) и договор товарищества (тшИагакаИ), отличительной чертой которых является полное отсутствие взимания ссудного процента. В результате, как предполагается, обе стороны максимально заинтересованы в успешной реализации того или иного проекта, так как лишь в случае успеха и кредитор и кредитуемый получат прибыль.
Относительно исламского страхования (такафула), следует отметить, что ясных указаний о дозволенности страхования
в Коране и сунне нет, что стало причиной разных толкований этого понятия и привело к формированию трёх основных моделей исламского страхования, реализованных в разных странах -кооперативная модель («идеальная» модель страхования); коммерческая модель, получившая широкое распространение в Малайзии; и агентская модель.
Вопросы соответствия требованиям шариата регулируются центральным органом двух Исламских консультативных советов (shariah advisory council - SAC), сформированных при Г о-сударственном Банке Малайзии и Комиссии по ценным бумагам Малайзии, в которые входят основные исламские теоретики, юристы, участники рынка. Цели, круг обязанностей и полномочия обоих советов были расширены после принятия закона (в соответствии с законом о Центральном Банке Малайзии за
2009 г., а также с законом об услугах на рынке ценных бумаг за
2007 год), в котором утверждён статус советов в качестве главного органа по урегулированию вопросов, связанных с соответствием требованиям шариата.
Исламский консультативный совет Государственного Банка Малайзии регулирует вопросы исламской банковской системы и исламского страхования. В круг его полномочий входит:
- издание фетв (толкований шариата), подлежащих осуществлению комитетами по шариату исламских банков и така-фул-компаний;
- определение «системы координат» для комитетов по шариату в отношении решений совета, связанных с финансовыми продуктами и финансовыми операциями.
Исламский консультативный совет, действующий при Комиссии по ценным бумагам Малайзии, обладает исключительным правом регулировать вопросы, связанные с функционированием исламского рынка ценных бумаг, оказывая консультативную помощь всем участникам рынка относительно соответствия тех или иных продуктов или услуг требованиям ислама. Оба Совета оказали помощь по приведению к единым стандартам и воплощению на практике постулатов шариата, созданию исламских финансовых институтов, обеспечения иг-
роков исламского финансового рынка, инвесторов и клиентов единым экономическим, правовым полем.
В качестве меры по содействию повышению эффективности управления исламскими финансовыми институтами в настоящий момент перед исламскими банками и такафул-компаниями стоит задача по созданию комитетов по шариату. Роль подобных комитетов заключается в оказании консультативной помощи применительно к любым вопросам деятельности «материнских» компаний, связанной с соответствием решений таких компаний требованиям ислама.
Учитывая безусловное понимание со стороны всех заинтересованных государственных структур того факта, что единое, твёрдое толкование фетв является необходимым условием успешного развития отрасли исламских финансов, в Малайзии проводится непрерывная прозрачная работа по «гармонизации» установок фетв и исламских финансовых продуктов.
Являясь одним из четырёх мировых центров исламской экономики (другими ключевыми исламскими финансовыми центрами являются Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт)6, Малайзия, занимая высокие рейтинговые места в мировой исламской финансовой системе, имеет широкий потенциал для развития исламских финансовых институтов (см. таб. 1). По состоянию на конец 2010 г. объём рынка исламского капитала превысил 1 трлн. ринг.
Таблица 1
Место Малайзии в мировой исламской финансовой системе, 2009_______________________________________________
Рынок исламских облигаций (сукук) Рынок фондовых бумаг Доверительное управление средствами Такафул Исламские банки
Место в мире Страна Место в мире Страна Место в мире Страна Место в мире Страна Место в мире Страна
1 Ма- лайзия 1 Ма- лайзия 1 Ма- лайзия 1 Иран 1 Иран
2 ОАЭ 2 Индо- незия 2 Сау- довская Аравия 2 Ма- лайзия 2 Сау- довская Аравия
3 Сау- довская Аравия 3 ОАЭ 3 Кувейт 3 ОАЭ 3 Ма- лайзия
4 Индо- незия 4 Сау- довская Аравия 4 Кайма- новы острова 4 Сау- довская Аравия 4 ОАЭ
5 Бах- рейн 5 Кувейт 5 Бах- рейн 5 Бах- рейн 5 Кувейт
Источник: Top 500 Islamic financial Institutions. The Banker. Supplement. November2009;
URL:http://www.mifc.com/index.php?ch=151&pg=735&ac=395&bb=657/ Малайзия проводит последовательную и продуманную политику в развитии своей финансовой инфраструктуры с точки зрения ислама, развития законодательной базы, финансовых регуляторов. За последнее десятилетие Малайзия добилась значительного прогресса в направлении становления национальной экономики в качестве международного исламского финансового центра. Дуалистическая банковская модель Малайзии была перенята другими государствами, включая Индонезию, Пакистан, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Бангладеш8.
В развитии национальной исламской экономики Малайзии можно выделить следующие ключевые даты:
1969 г. - возникновение паломнических сберегательных фондов;
1983 г. - принятие закона об исламских банках, открытие первого исламского банка;
1984 г. - принятие закона об исламском страховании, появление первого исламского страховщика (такафула);
1990 г. - появление первых сукуков (исламские облигации, бонды);
1993 г. - обычным банкам разрешено оказывать исламские банковские услуги (через исламские «окна»);
1996 г. - при Комиссии по ценным бумагам Малайзии открыт Исламский консультативный совет по исламской экономике;
1997 г. - при ЦБ Малайзии (Государственный Банк Малайзии), открыт Исламский консультативный совет по исламской экономике;
1999 г. - появление индекса исламских финансов на фондовой бирже Куала-Лумпура;
2001-2002 гг. - по рынку исламских корпоративных облигаций (сукук) и по объёму оказанных лизинговых услуг (ljarah) Малайзия вышла на первое место в мире;
2002 г. - Малайзия - член-учредитель и штаб-квартира Совета по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board);
2003-2004 гг. - эмиссия первых исламских ценных бумаг;
2005 г. - традиционным банкам разрешено открывать «исламские окна»;
2006 г. - начало реализации концепции создания в Малайзии Международного центра исламских финансов (MIFC) и основание Образовательного центра исламской экономики (INCEIF);
2008 г. - открытие Академии шариата по исламским финансам (ISRA);
2009 г. - иностранным инвесторам разрешено владеть до 70% акционерного капитала компании (49% ранее). Открытие специальной торговой площадки исламских финансов на бирже Малайзии;
2010 г. - Центральным Банком Малайзии предоставлены по две новые лицензии исламским банкам и такафул компаниям. За последние 30 лет Центральным банком Малайзии -
Bank Negara Malaysia (BNM) была создана соответствующая финансовая инфраструктура, институты, законодательная база и рекомендации. Реализованные меры отвечают мировым стандартам, они обеспечили прозрачность, защиту авторских прав инвесторов и всех заинтересованных лиц. Кроме того, осознавая необходимость государственной помощи этому финансовому сектору, правительство Малайзии стало одним из первых в мире, применившим налоговый нейтралитет в отношении различных исламских финансовых инструментов и сделок с тем, чтобы снизить операционные издержки.
Благодаря таким мерам правительству удалось создать равные конкурентные условия между исламским и традиционным финансовым продуктом. Всё более зрелый и гибкий ис-
ламский финансовый рынок Малайзии обеспечивает широкие возможности для своих участников по разработке и внедрению новых продуктов.
В целом, в сравнении с другими центрами исламской экономики в мире, Малайзия обладает следующими преимуществами:
- самым крупным фондовым рынком сукук (исламские облигации);
- вторым по величине в мире исламским фондом коллективного инвестирования и рынком исламского страхования;
- вторым по величине центром исламского финансового образования;
- третьим крупнейшим исламским банковским рынком. Инвестиционные преимущества Малайзии состоят в:
а) инфраструктуре:
- всеобъемлющий и гибкий подход к исламскому финансовому сектору со стороны правительства и соответствующих регулирующих органов;
- страна является важным апологетом дальнейшего развития исламских финансовых институтов, образцом для подражания;
- богатый опыт в выстраивании структуры исламских финансовых учреждений и разработке новых финансовых инструментов. Малайзия является идеальной площадкой, позволяющей банкам работать с различными юрисдикциями, что упрощает возможность выхода на другие рынки региона;
- наличие развитой законодательной базы.
б) большом потенциале рынка:
- рынок исламских финансов имеет серьёзный потенциал для роста, особенно в сфере исламских облигаций (сукук);
- значительный спрос на внутреннем рынке Малайзии;
- развитая система инвестиционных фондов, страхования (например, Employees Provident Fund, Tabung Haji, Permo-dalan Nasional Bhd, Khazanah Nasional Bhd)9.
Касаясь инвестиционных преимуществ Малайзии с точки зрения развития экономики, отвечающей требованиям ислама, и привлечения в данную отрасль иностранных капиталов, можно выделить три важных составляющих, формирующих основу значительного потенциала развития этого сектора в Малайзии.
Во-первых, исламские финансы, являясь, по сути, новым явлением в мировой экономике, недостаточно представлены в некоторых сферах. Например, рынок исламского страхования Малайзии, являясь вторым по величине рынком в мире в таких значимых для страхования сферах, как медицинское страхование и страхование здоровья, занимает лишь 9% национального рынка страхования.
Во-вторых, в свете реализации концепции построения Новой экономической модели, где исламская экономика рассматривается в качестве одного из локомотивов роста, этой сфере в стране уделяется особое внимание.
В-третьих, стремление Малайзии стать лидером в мировой исламской экономике, подкрепляется реализуемой концепцией создания в стране Международного центра исламских финансов (М№С).
Либерализация рынка, проводимая правительством Малайзии, упрочивает позиции страны в её стремлении к мировому лидерству в этой области. 2009 год стал знаковым годом для экономики Малайзии. В апреле 2009 г. правительство Малайзии объявило о либерализации 27-ми подотраслей экономики страны (в здравоохранении и социальной сфере, в туристическом секторе и др.). В результате проводимой либерализации экономики, коснувшейся и исламских финансовых структур, следует ожидать расширения международного исламского финансового присутствия, что усилит конкурентоспособность исламской экономики как внутри страны, так и на мировой арене в целом, приведёт к росту инвестиционных потоков из стран Персидского залива. Опираясь на тот факт, что подавляющее большинство этнических малайцев исповедуют ислам, развитие исламской экономики в Малайзии несёт в себе неисчерпаемый потенциал для расширения экономического присутствия коренного населения, повышения образовательного, предприни-
мательского уровня, то есть, продолжения в некотором смысле целей НЭП. Однако развитие исламской экономики происходит в рамках дуалистической модели, где традиционная экономика занимает более прочные позиции, и таким образом, все граждане страны имеют свободу выбора. Более того, особенностями исламской экономики могут пользоваться и клиенты, не исповедующие ислам.
Также правительство выступило с беспрецедентным заявлением о предоставлении девяти новых лицензий на право ведения бизнеса иностранным компаниям, что является важным шагом на пути открытия, либерализации банковского и страхового рынка Малайзии.
Кроме того, послабления правительства относительно участия иностранного капитала в страховых компаниях, позволяет местным исламским банкам и исламским страховым компаниям выйти на новый уровень качества услуг и повысить свою эффективность. Появление новых участников на рынке повлечёт за собой заметные изменения в его конъюнктуре, структуре, будет способствовать расширению отрасли, появлению новых продуктов. Все девять анонсированных лицензий будут предоставлены иностранным компаниям в следующих номинациях:
- пять коммерческих банков;
- три банка мирового уровня;
- два специализированных банка;
- два крупных исламских банка;
- два семейных такафула.
В свете того, что четыре из девяти упомянутых лицензий выделяются структурам, предоставляющим исламские банковские услуги и услуги исламского страхования, Малайзия подтверждает свои амбиции в стремлении стать лидером в мировой исламской экономике.
Реализуемые меры по созданию благоприятных условий для развития крупных исламских банков и такафулов в рамках упомянутой либерализации рынка финансовых услуг позволит крупным исламским банкам, отвечающим мировым стандартам и имеющим оплаченный капитал как минимум в 1 млрд долл.,
усилить свои позиции, что укрепит лидирующие позиции Малайзии в мировых исламских финансах. Согласно прогнозу Г о-сударственного Банка Малайзии (Bank Negara Malaysia), за счёт допуска на рынок исламских банковских услуг и такафула иностранных игроков, усилится конкуренция в отрасли, что будет способствовать дальнейшему прогрессу финансового сектора и рынка капитала, подстегнёт частные инвестиции и экономический рост в стране. Более того, допустимые пределы участия иностранного капитала в акционерном капитале малазийских исламских банков или такафулов расширены до 70% при условии, что оплаченный капитала исламского банка должен составлять не менее 1 млрд. долл. Исламским банкам, удовлетворяющим указанным требованиям, а также такафул-компаниям разрешено создавать отделения и филиалы по всей стране без ограничений. Также снимаются ограничения, налагаемые прежде на такафул-компании, по заключению соглашений или альянсов с банками.
Всё это позволит уже существующим участникам рынка быстрее развиваться, выйти на новые рынки, заключать договоры о стратегическом партнёрстве с иностранными компаниями.
Как известно, согласно канонам ислама денежные средства должны быть золотыми (золотой динар) или серебряными (серебряный дирхам), то есть представлять реальную ценность сами по себе. Идея введения в обращение золотого динара и серебряного дирхама в современных условиях была впервые высказана Махатхиром Мохамадом, который, анализируя последствия азиатского экономического кризиса 1997 г., пришёл к выводу, что введение динара и дирхама существенно укрепило бы финансовую систему страны, интенсифицировало связи с мусульманскими странами, придало бы экономике новый импульс. Премьер считал целесообразным поэтапное внедрение новой валюты. На первом этапе предполагалось использование золотого динара в межгосударственных расчётах. Однако намерения Мохамада не были поддержаны его преемником на посту премьер министра - Абдуллой Бадави, что замедлило движение в этом направлении на фоне, тем не менее, стреми-
тельного развития исламских финансовых институтов. В течение всех последующих лет идея активно муссировалась в обществе Малайзии, стала инструментом политической борьбы.
Келантан стал первым штатом, внедрившим золотой динар и серебряный дирхам в обращение в августе 2010 г. В своей речи, приуроченной к столь знаменательному событию, премьер-министр Келантана, Ник Абдул Азиз Ник Мат, заявил, что власти штата будут стремиться расширить поле применения динара и дирхама во всех финансовых сделках, более того, четверть заработной платы государственных служащих будет выплачиваться в новой валюте. По словам Ник Абдул Азиза, кроме Паломнического фонда и Исламского Банка Малайзии около 1000 трейдеров согласились использовать новую валюту в своих сделках10. В июне 2011 г. Ник Абдул Азиз ещё раз подчеркнул линию возглавляемого им штата на более широкое использование золотого динара и серебряного дирхама в экономике Келантана11. Подобное решение властей штата вызвало серьёзную озабоченность центральных властей и руководства правящей политической партии UMNO (United Malays National Organization).
В феврале 2011 г. примеру Келантана последовал штат Перак. Власти штата совместно с финансовой компанией Kuwait Finance House разработали план внедрения золотого динара и серебряного дирхама, рассматривая, в отличие от Келанта-на, новую валюту лишь как инструмент инвестиций и накопления.
В целом в обычной жизни золотой динар и серебряный дирхам применяются в основном в качестве инструмента инвестиций, сбережений, выплаты закята (обязательного налога, выплачиваемого мусульманином), махра (приданого) и пр. В этом отношении действия и амбициозные планы властей штата Келантан беспрецедентны. В случае успеха этот опыт может быть перенят и другими штатами.
Особое внимание, которое правительство уделяет развитию исламской экономики, его усилия по созданию в Малайзии регионального, а в дальнейшем, и мирового центра исламских финансовых структур повышает инвестиционную привлека-
тельность страны. Развитие этих структур повлечёт за собой интенсификацию финансовых потоков из стран Ближнего Востока - традиционного центра исламской экономики, а также отвечает интересам мусульман страны. Не касаясь дискуссионных теоретических аспектов, можно констатировать, что характер деятельности исламских финансовых институтов, в силу религиозных ограничений, преимущественно инвестиционный. Коммерческая деятельность таких учреждений сильно ограничена. Учитывая тенденцию последнего десятилетия по интенсификации международных спекулятивных по природе потоков краткосрочного капитала, волатильность которых оказывает дестабилизирующее влияние на многие страны, включая Малайзию, развитие исламской финансовой системы придаст большую устойчивость экономике Малайзии. Стремление Малайзии развивать исламскую экономику также вызвано двумя основными факторами: во-первых, исламские финансовые институты рассматриваются правительством в качестве нового двигателя роста, во-вторых, их развитие обусловлено интересами коренного населения страны, исповедующего ислам. То есть развитие исламских финансовых институтов может способствовать развитию человеческого потенциала малайцев, что является в определённом смысле продолжением Новой Экономической Политики (НЭП). Вместе с тем, исламским финансовым продуктом могут воспользоваться и не мусульмане.
1Bloomberg, news agency, 2009. URL: http://www.bloomberg.com/
2 Islamic finance seen quadrupling to $ 4 tln. Maktoob News.
URL:
http://en.news.maktoob.com/20090000008194/Islamic_finance_seen_quadrup ling_to_4_tln/Article.htm/, 20 July, 2009
GCC countries keen to invest in Malaysia, Business Times (Malaysia), February 8, 2010. URL: http://www.btimes.com.my/
4 Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009, стр. 27
5 Там же, стр. 29
6 Islamic finance comes of age. Arthur D Little (management consulting firm), 2009. URL: http://www.adl.com/
7 Arab News, April 24, 2011
o
«Bank Negara pressing ahead with Shariah parameter», Arab News, January 2010
9 Arab News, November 2009
10 The Malaysian Insider, 12 August 2010, http://www.themalaysianinsider.com/malaysia/article/kelantan-launches-gold-dinar/
11 Ibid, 2 June 2011 http://www.themalaysianinsider.com/bahasa/article/nik-aziz-20000-peniaga-seluruh-negara-sedia-guna-dinar/
Список источников
1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009
2. Arab News
3. Bloomberg, news agency, 2009. URL: http://www.bloomberg.com/
4. GCC countries keen to invest in Malaysia, Business Times (Malaysia), February 8, 2010. URL: http://www.btimes.com.my/
5. Islamic finance comes of age. Arthur D Little (management consulting firm), 2009. URL: http://www.adl.com/
6. Islamic finance seen quadrupling to $ 4 tln. Maktoob News. URL:http://en.news.maktoob.com/20090000008194/Islamic_finance_seen_qu
adrupling_to_4_tln/Article.htm/, 20 July, 2009
7. The Malaysianinsider: URL: http://www.themalaysianinsider.com/
8. Top 500 Islamic financial Institutions. The Banker. Supplement. November 2009.
URL:http://www.mifc.com/index.php?ch=151&pg=735&ac=395&bb=657/