ф
ной теме в билетах интернет-экзамена по математике ухудшает мотивацию к ее изучению, нарушает принцип преемственности образования и не способствует упрочению междисциплинарных связей.
Анализ требований ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по физике, приведенных в демонстрационном варианте Интернет-экзамена по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт», также приводит к выводу о недостаточном учете междисциплинарных связей. Для проверки знаний по шести разделам физики предлагается тест, содержащий двадцать шесть заданий, из которых всего лишь четыре - по механике. В том же тесте по физике атома, волновой и квантовой физике предлагается восемь заданий. Сложившаяся диспропорция свидетельствует не в пользу установления связей физики с биомеханикой.
Поскольку приведенные примеры несоблюдения принципов, способствующих междисциплинарной интеграции, далеко не единичны, возникает проблема упорядочения всех междисциплинарных знаний и освоения этих знаний в рамках единой методической системы, обеспечивающей наиболее эффективное усвоение учебного материала.
Если рассмотреть эту проблему шире и учесть, что многие студенты приходят в спортивные вузы после окон-
чания спортивных классов общеобразовательной школы, то можно распространить уже накопленный опыт по обучению физике в этих классах в системе непрерывного образования «школа - вуз» [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чернова Н.И. Адаптивные технологии обучения в структуре высшего профессионального образования // Сб. тр. IX регион. науч.-практ. конф. «Профессиональная ориентация и методики преподавания в системе "школа - вуз" в условиях перехода к единой форме государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений», Т. 1. - М.: МИРЭА, 2009.
2. Шмелев ПА., Шмелева ГА, Фураев А.Н. Пособие по высшей математике для вузов физкультурного профиля. Аналитическая геометрия на плоскости. Векторная алгебра: Учеб. пособие. -М.: МГАФК, 1998.
3. Конарева Е.В. Методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
" МАЛАЯ ШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ КАК ОДНА ИЗ МОДЕЛЕЙ Ф
СОВРЕМЕННОЙ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
SCHOOL ACADEMY AS ONE OF MODERN HIGH SCHOOL MODELS
Ю.В. Масленникова
В статье рассматривается организация процесса обучения, социальной практики и образовательной рефлексии учащихся классов Малой школьной академии, созданной при физическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского с целью начальной предпро-фессиональной подготовки.
Maslennikova Yu.V.
The article discusses the teaching system, social practice and educational reflection of students who study at the School Academy (Malaja Shkolnaya Academia) organized on the basis of the Physics Department of the Nizhegorodsky State University named after N/I/ Lobachevsky in order to provide students with basic pre-professional education.
Ключевые слова: непрерывное образование, начальная предпрофессиональная подготовка, самоопределение личности, индивидуальная образовательная траектория учащихся, компетентностный подход в обучении.
Keywords: continuous education, basic pre-profession-al education, person's self-determination, individual educational trajectory of students, competency approach in education.
Эффективная подготовка учащихся к профессиональной деятельности в области физики является важным звеном в системе «школа - вуз» и отвечает требованиям высокообразованного общества, где труд приобретает все более интеллектуальные формы. Однако система непрерывного образования в последнее десятилетие столкнулась с
углубляющимся разрывом между снижающимся качеством подготовки выпускников школ, в частности, по физике, и возросшими требованиями вузов к уровню подготовки абитуриентов. Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы лишь частично решает проблему повышения качества общего среднего образования. Поэтому в настоящее
#
время в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов, в отличие от профильного обучения старшеклассников, в качестве первой ступени выделяется начальная профессиональная подготовка, осуществляемая в старшем звене общеобразовательной школы [1].
Возрастающие требования к качеству подготовки специалистов-физиков (а значит, и абитуриентов) вызывают необходимость теоретико-методологического обобщения, выявления основных закономерностей, педагогических условий реализации и оценки эффективности подготовки к профессиональной деятельности в области физики учащихся физико-математических классов, которая может рассматриваться как начальная профессиональная подготовка в области физики.
Отличие модели, разработанной для обучения учащихся в классах Малой школьной академии (МША) при физическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского, от традиционной модели школьного образования состоит в том, что процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные [2]. При этом ведущая функция закрепляется за процессом образовательной рефлексии, который приводит к самоопределению личности, осмыслению учащимися своей образовательной истории и построению проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности, образовательные перспективы и составить свою индивидуальную образовательную программу. При этом учитель, курирующий работу классов МША, выступая в роли тьютора, организует условия для создания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Традиционно базовый процесс обучения - это трансляция учителем культуры в ее знаниевой форме. Обучение же современных старшеклассников требует перехода от знаниевого к компетентностному подходу, когда педагогической целью становится способность молодых людей самостоятельно решать стоящие перед ними задачи. При таком подходе учитель средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность к успешному решению жизненных, карьерных и образовательных задач, то есть превращает ученика в учащегося. Причем следует отметить, что индивидуальная образовательная программа современного старшеклассника реализуется не столько в школе, сколько в реальных и виртуальных образовательных сетях, а также внешкольных образовательных модулях [3].
Базовым процессом социальной практики школьника, обучающегося в классе МША, становится процесс социальных и профессиональных проб и обретения социального опыта на занятиях в ННГУ. Чтобы реализовать индивидуальную образовательную программу и создать жизненную траекторию через представления о своем будущем, необходимы реальные социальные действия. Преподаватель физического факультета ННГУ в этом образовательном пространстве - профессионал - успешный взрослый, который помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.
Таким образом, мы определяем образовательное пространство старшеклассника, обучающегося в классах МША, как сочетание компетентностного обучения, социальной практики и образовательной рефлексии. Модель образовательного пространства МША отражает сущностные из-
Таблица
Оценка традиционной и инновационной организации образовательного процесса на старшей ступени общего образования
Параметры сравнения «Старый институт» «Новый институт»
Базовая институциональная форма Школа Индивидуальная образовательная программа
Ролевая матрица Учитель - ученик Учитель / куратор / профессионал -учащийся как носитель индивидуальной образовательной программы
Базовый процесс Учение Образовательная рефлексия
Базовый объект в процессе Элементы культуры (тексты) Способы мышления и деятельности (способности) учащегося
Организационные условия Аудитория и коллектив Образовательное событие (индивидуальное или групповое)
Методическая единица Учебный предмет (дисциплина) Образовательный модуль (продвинутые курсы физики, математики и информатики, спецкурсы, НОУ)
Основной предмет концептуализации Программа обучения Программа образования: обучение, социальная практика, образовательная рефлексия
Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие мышления и способов деятельности, образовательная мобильность
Смысл Передача культурных образцов от старшего поколения младшему Подготовка профессиональной деятельности к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире
ф
менения в системе юношеского образования и задает отличные от традиционных требования к организации процесса образования на старшей ступени современной образовательной школы. При этом ролевая матрица «учитель -ученик» дополняется новыми институциями «куратор -учащийся», «профессионал - учащийся».
Не случайно в настоящее время эти требования закрепляются в разрабатываемых образовательных стандартах нового поколения, где говорится об организации новой образовательной среды, в которую впервые включена внеурочная деятельность как важная составная часть содержания образования, увеличивающая ее вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников [4]. Анализ институциональной трансформации образования в старшей школе представлен в таблице.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.
2. Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Фаддеев МА, Чупрунов Е.В. Дифференциация обучения в системе непрерывного образования «школа-вуз»: Моногр. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2005.
3. Черемных М. Образовательные стандарты современной старшей школы. // Народное образование. - 2007. - № 2.
4. Кузнецов АА. Разработка Федеральных образовательных стандартов общего образования // Педагогика. - 2009. - № 4.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ
EDUCATING AND TRAINING FUTURE MUSIC TEACHERS
Н.А. Батчаева
Статья посвящена вопросам воспитания и обучения студентов, получающих музыкальное образование. Эти вопросы рассматриваются на примере высшего учебного заведения с учетом специфики музыкального профессионального образования. Сохранение, приумножение традиций и совершенствование музыкально-педагогической школы России позволит обеспечить воспитание и обучение будущих музыкантов-педагогов в современных условиях экономического и социального развития общества.
Batchaeva N.A.
The article is devoted to educating and training music students. As an example of those issues the author takes higher education institution, specifically musical vocational training. The author argues that preserving and enriching traditions and adding to the Russian music teaching school is the basis of educating and training future music teachers in modern economic and social conditions.
Ключевые слова: воспитывающее обучение, морально-этические принципы, потребность и интерес, личностно ориентированный подход, психолого-педагогические проблемы, социально-психологические проблемы, мотивационно-потребностные проблемы, общепедагогическая подготовка, практический психолог, психологическая служба.
Keywords: educational training, moral and ethical principles, demand and interest, personality-focused approach, psychological and pedagogical problems, social and psychological problems, motivational problems, general pedagogical training, practicing psychologist, psychological service.
В теории и практике преподавания в России утвердился термин «воспитывающее обучение». О необходимости всесторонне, «комплексно» воздействовать на ум и сердце учащегося, прививать ему определенные нормы поведения, вырабатывать морально-этические принципы, стимулировать разнообразные интересы и стремления, формировать индивидуально-личностные качества говорили выдающиеся мыслители прошлого (Ари-
стотель и Квентилиан), отечественные ученые (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский и др.).
Воспитание - один из центральных компонентов учебного процесса, изучению которого посвящено большое количество фундаментальных трудов по педагогике. Особенно серьезны и общественно значимы задачи, стоящие перед сегодняшней российской педагогикой. Социально-политические и экономические катаклизмы,
#