обучения, развития готовности учащихся к использованию информационных технологий в обучении и профессиональной деятельности.
По результатам полученных данных можно утверждать, что предложенная методика обучения учащихся является эффективной, так как положительно влияет на профессиональную ориентацию и качество профессиональной подготовки, существенно повышая ее уровень.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний [Текст] / В, Г1. Беспалько. - М.: Сов.Педагогика, 1968.
2. Везиров, Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: [Текст] дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. Г. Везиров. - Ставрополь: СГУ, 2002. - 301 с.
3. Венедиктова, Т. А. Творческое развитие педагога профлицея [Текст] / Т. А. Венедиктова, А. Т. Глазунов. - М.: Изд. центр АПО, 2000. - 115 с.
УДК 37.013
И. Н. Титова
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕЯ
Кардинальные изменения в системе образования, диктуемые перестройкой всех сфер жизни общества, предполагают изменения и в образовательном процессе. При переходе общества к информационной стадии развития традиционно сложившаяся урочно-лекционная система передачи знаний учащимся не может полностью удовлетворить информационные потребности личности. Поэтому значительная часть знаний может формироваться в процессе самообразовательной деятельности. Способность личности к осуществлению самообразовательной деятельности возможна через формирование умений самообразовательной деятельности. Для успешного формирования умений самообразовательной деятельности старшеклассников нам необходимо было выявить факторы, оказывающие влияние на этот процесс.
«Фактор» - это существенное обстоятельство, движущая сила в каком-либо процессе, явлении [1, с. 756].
Учёные Л. П. Аристова [2], М. А. Данилов[3], И. Я. Лернер [4] утверждают, что развитие человека детерминировано внутренними и внешними факторами.
К внутренним факторам относится всё, что передаётся по наследству (особенности строения организма, его физиологические и психологические свойства). А сама социальная среда, в которой осуществляется реальная жизнедеятельность человека, обучение и воспитание - внешние факторы. Они создают предпосылки для реализации внутренних факторов развития личности.
Кроме внутренних и внешних факторов, ряд исследователей
Н. А. Половникова [5], Е. А. Ганаева [6], В. Г, Рындак [7] определяют объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся социально-экономические, событийные, демографические (пол, возраст и др.), профессионально-определяемые (концепция школы, уровень социально-образовательных ожиданий от учащихся, психологический климат и др.).
Субъективные факторы исследователи рассматривают как уровень владения рефлексией и саморефлексией, отношение к своему труду (увлечённость и творчество), психологические характеристики педагога и учащегося как типа личности.
Анализ теоретических исследований по вопросам самообразования свидетельствует о том, что большинство исследователей в определении причин, влияющих на деятельность личности, выделяют субъективные факторы. Так, например, исследователь А. Г. Ковалёв [8] выделяет роль личностного фактора.
Для того чтобы выявить факторы, влияющие на формирование умений самообразовательной деятельности старшеклассников, мы провели исследование в МОУ «Лицей №11» г. Новокузнецка, использовав методы (наблюдение,'анкетирование, беседу, интервьюирование) и диагностические методы (тесты).
С целью установления факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности старшеклассников, было проведено анкетирование, в котором учащимся 8-11-х классов (112 чел.) предлагалось ответить на вопрос: «Что, по-Вашему мнению, влияет на формирование умений самообразовательной деятельности (самоорганизации, самоконтроля, поиска и получения информации; умения реализовать полученные знания в практическую деятельность)?».
Представлены варианты ответов:
- интерес к знаниям;
- интерес к предмету;
- участие в олимпиадах, конференциях, в интеллектуальных марафонах;
- научная работа;
- любознательность;
- желание лучше подготовиться к дальнейшему образованию;
- интерес к профессии;
- потребность в самоопределении.
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся отметили вариант: желание лучше подготовиться к дальнейшему образованию (65%). Затем следуют варианты: потребность в самосовершенствовании (30%); участие в олимпиадах, конференциях, в интеллектуальных марафонах (12%); интерес к знаниям (5%).
Проведена анкеты «Мои ценности» с целью определения потребностей, интересов и склонностей учащихся по методике М. Рокича, где старшеклассники на первое место ставят познание и активную самообразовательную деятельность, так как они необходимы для дальнейшего образования.
С целью определения факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности, учащимся было предложено написать мини-сочинение по теме «Что значит для меня самообразовательная деятельность?».
На основании полученных результатов, а также изучения психологопедагогической литературы (объективные и субъективные факторы; внешние и внутренние факторы), мы выделили основные мотивы, влияющие на формирование умений самообразовательной деятельности старшеклассников: система ценностей и личных предпочтений учащегося, принимающего решение; уровень его культуры; среда принятия решений; учёт ситуации, изменчивых во времени обстоятельств, определённости или неопределенности; способ действий по достижению целей. Исходя из этого, мотивы (факторы), лежащие в основе обращения старшеклассников к формированию умений самообразовательной деятельности, разделили на несколько групп:
- побудительные;
- образовательные;
- процессуальные;
- социальные;
- психологические.
Для того, чтобы определить значимость какого-либо фактора для старшеклассников (8-11-х кл.), а также проследить - сохраняется ли выбор к данному фактору у учащихся с течением времени (т. е. переход из класса в класс 8-11) или изменяется, было проведено исследование. Оно необходимо для выяснения причин обращения лицеистов к тому или иному фактору, чтобы учитывать и использовать их для эффективного формирования умений самообразовательной деятельности.
С этой целью нами было проведено анкетирование 147 учащихся 8 -11-х классов. Школьникам были предложены анкеты с вопросом: «Какой, по-Вашему мнению, из перечисленных факторов является определяющим в формировании умений самообразовательной деятельности?»:
1. Побудительные: любопытство, любознательность, интерес к предмету и знаниям вообще, желание лучше подготовиться к продолжению образования.
2. Образовательные: факты, законы, теории и методы науки.
3. Процессуальные: экспериментальные задания, проблемное изложение, олимпиады, научная работа, конференции.
4. Социальные: родители, средства массовой информации, знакомство со специалистами, работающими в определённой области,
5. Психологические: склонности, способности и интересы.
Проведённое исследование выявило значимость отдельных факторов,
влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на формирование умений самообразовательной деятельности старшеклассников в условиях лицея по оценке учащихся (п=147 учащихся), в %.
Факторы 8 класс 9 класс Итого (8-9 кл.) 10 класс 11 класс Итого (10-11 кл.) Итого (8-11 кл.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Побудительные; -любопытство, любознательность; - интерес к предмету и знаниям вообще; - желание лучше подготовиться к продолжению образования. 45,3 31,1 36,9 21,6 29,5 25,3 31,3
9,8 4,4 6,6 2,7 - 1=4 4,!
22,6 11,1 15,8 5,4 2,9 4,2 10,2
12,9 15,6 14,5 13,5 26,6 19,7 17,0
2. Образовательные: - представления, факты, законы, теории и методы науки. - 4,4 2,6 5,4 2,9 4,2 3,4
Окончание таблицы
Факторы 8 класс 9 класс Итого (8-9 кл.) 10 класс 11 класс Итого (10-11 кл.) Итого (8-11 кл.)
1 2 3 4 5 6 7 8
3. Процессуальные; - экспериментальные задания; - проблемное изложение; -олимпиады; - научная работа, конференции; 29,0 33,3 31,6 45,9 44,1 45 38,1
- 2,2 1,3 5,4 2,9 4,2 2,7
6,4 4,4 5,3 8Д 5,8 7,0 6,1
12,9 13,4 13,1 13,5 14,7 14,1 13,6
3,3 2,2 2,6 19,0 17,8 14,1 8,2
4. Социальные: ^родители; — средства массовой информации; — знакомства со специалистами, работающими в определённой области. 19,3 20,0 19,7 16,2 14,7 15,5 17,7
12,9 11,1 11,8 8,1 8,9 8,6 10,2
— 2,2 1,3 2,7 2,9 2,8 2,0
6,4 6,7 6,6 5,4 2,9 4,2 5,5
5. Психологические: — склонности, способности и интересы. 6,5 6,7 6,6 7,6 2,9 5,7 6,1
6. Другие. - 4,5 2,6 2,2 6,0 4,3 3,4
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Наше исследование показало, что учащиеся 8-11-х классов на первое место среди факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности, ставят группу процессуальных факторов, включающих в себя формы и методы работы учителя с учениками (38,1%). Хотя, если рассматривать конкретно по классам, то можно сделать вывод, что отношение разновозрастных групп учащихся к данной группе факторов неоднозначно. Учащиеся 8-9-х классов не считают эту группу факторов ведущей (31,6%), а учащиеся 10-11-х классов, наоборот, выделяют эту группу как первостепенную (45%), то есть чем старше школьники, тем более осознанно и критически они подходят к пониманию организации самообразовательного процесса, который им необходим при подготовке к олимпиадам, конференциям, научной работе. Остановимся на этой группе факторов подробнее.
Наш опыт работы, результаты исследования показывают, что при переходе из класса в класс растёт интерес учащихся к экспериментальной работе. Так, если учащиеся 8-х классов экспериментальные задания вообще не назвали
среди факторов, стимулирующих их самообразовательную деятельность, то среди учащихся 9-11-х классов появляется небольшая группа школьников (2.7%), испытывающих интерес к научному эксперименту, пусть даже в рамках урочных занятий.
Немногие старшеклассники (6,1%) назвали проблемное изложение материала на уроке как фактор, влияющий на формирование умений самообразовательной деятельности. Предпочтение этому фактору отдали учащиеся
10-11-х классов (7%), в отличие от учащихся 8-9-х классов (5,3%). Подобные результаты (из опроса учителей) можно объяснить тем, что не часто на уроке учителя применяют элементы проблемного обучения. Причины разные: это и ограниченность времени на уроке, и уровень подготовки учащихся, и недостаток времени учителя при подготовке к такому уроку, так как проблемное обучение требует особо тщательной подготовки. Хотя в целом, проблемное изложение, создание проблемных ситуаций на уроке может серьёзно стимулировать. по нашему мнению, самообразовательную деятельность.
Самым важным фактором этой группы, по мнению учащихся, являются олимпиады (13,6%). Как показывает наш опыт, к 9-10-му классу складывается стабильная группа школьников, участвующих из года в год в олимпиадах разного ранга: районных, городских, областных, очных и заочных конкурсах. Например, в 2003 г, в районных и городских олимпиадах по физике, химии и биологии участвовало 28 учащихся 8-11-х классов. Часть этих школьников (50%) назвали олимпиады в качестве мощного фактора-стимула самообразовательной деятельности.
Наше исследование показало, что не менее важное значение, по мнению учащихся, в формировании умений самообразовательной деятельности имеет научная работа по предмету и научно-практические конференции школьников (8,2%). Особенно большое значение научной работе придают учащиеся 10-11-х классов (19,0% и 17,8%). Подготовка к конференции, написание научной работы требует значительных усилий как со стороны учителя, так и со стороны ученика, который должен проявить умения самообразовательной деятельности.
На втором месте, по оценке лицеистов, среди факторов, влияющих на формирование самообразовательных умений, находится группа побудительных факторов (31,3%).
Влияние этого фактора на формирование умений самообразовательной деятельности изменяется от 8 класса (45,3%) до 11 класса (25,3%). Мы уже отмечали, что в 8-м классе начинается деление классов на профили, поэтому основным мотивом у учащихся является любопытство и любознательность. Это и даёт данному фактору более высокий процент в 8-м классе в отличие от 11-го класса. В 9-м классе он уже ниже и составляет 31%. Таким образом, становясь старше учащиеся переосмысливают роль факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности.
Среди факторов этой группы на первом месте стоит желание лучше подготовиться к продолжению образования (17%). Особенно велик этот показатель среди учеников 11-х классов (26,6%). Это вполне объяснимо, ведь им вскоре предстоит стать абитуриентами ВУЗов. У старшеклассников, особенно к 10-11-му классам (и это показывает наше исследование), растёт понимание того, что простой суммы знаний для поступления в ВУЗ и успешной учёбы в нём, а главное для дальнейшей профессиональной деятельности, явно недостаточно. Поэтому столь актуальными у десяти- и одиннадцатиклассников становятся вопросы формирования умений самообразовательной деятельности.
Второе место среди побудительных факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности, как показали результаты исследования, учащиеся отводят интересу к предмету и знаниям вообще (10,2%). Без интереса к предмету, который изучается в лицее углубленно, трудно добиться хороших результатов в учёбе, олимпиадах, конференциях и пр. Но обращает на себя внимание тот факт, что интерес к предмету и знаниям вообще у старшеклассников постепенно угасает (с 22,6% в 8-м классе до 2,9% в 11-м классе). Чем это можно объяснить? Данные опроса показывают, что у старшеклассников интерес к предмету и знаниям вообще вытесняется более прагматичными целями: подготовиться хорошо к контрольной работе, экзаменам, олимпиаде, к дальнейшему продолжению образования. Сам по себе факт угасания интереса к знаниям заставляет задумываться и его нужно учитывать при построении дидактической модели формирования умений самообразовательной деятельности старшеклассников.
На третье место среди побудительных факторов, стимулирующих формирование умений самообразовательной деятельности, школьники поставили любопытство и любознательность (4,1%). Учащиеся 8-х классов чаще, чем в других классах, называют этот фактор ведущим (9,8%). Постепенно, от 8 класса к 11-му классу, любопытство и любознательность учащихся падают. Ученики 10-х классов лишь в 2,7% случаев назвали этот фактор ведущим в формировании умений самообразовательной деятельности, а одиннадцатиклассники не называют его вовсе. На смену любопытству и любознательности в старших классах приходят более прагматические цели и задачи обучения - опять же желание лучше подготовиться к конференциям, олимпиадам, поступлению в ВУЗ. На наш взгляд, необходимо строить воспитательно-образовательный процесс так, чтобы любопытство и любознательность учащихся постоянно стимулировались, не угасали, а подталкивали их к самообразовательной деятельности.
На третьем месте среди групп факторов формирования умений самообразовательной деятельности находятся социальные факторы (17,7%),
Многие старшеклассники (17,7%) назвали важным фактором формирования умений самообразовательной деятельности влияние родителей. Этот
показатель несколько выше в 8-м классе (12,9%) и снижается к 11-му классу (8,9%). Говоря о родителях (на основании опроса), как о важном факторе формирования умений самообразовательной деятельности, учащиеся имели в виду не столько контролирующую и стимулирующую роль родителей, сколько роль родителей в выборе школьниками профиля обучения и тех предметов, которые будут изучаться углубленно. К 10-11-м классам (по результатам анкетирования) 75% учащихся более осознанно и самостоятельно принимают решения, связанные с выбором интересующих его предметов и приоритетов в обучении, поэтому роль родителей в формировании умений самообразовательной деятельности снижается.
Среди социальных факторов формирования умений самообразовательной деятельности старшеклассников на втором месте находится знакомство со специалистами, работающими в определённой области (8-11-е классы -5,5%). Речь идет о родственниках, друзьях семьи, знакомых, работающих в медицинских учреждениях, НИИ, лабораториях и т. п. Круг этих знакомых существенно расширяется к 11-му классу, когда учащиеся посещают больницы, лаборатории, заводы, архивы, готовясь к научно-практическим конференциям, или бывают там на экскурсиях. К тому же и сами специалисты сотрудничают в школе, проводя занятия по профилирующим предметам, помогая в проведении лабораторных работ, ведя профориентационную работу. Подобные контакты и встречи учащихся со специалистами стимул и-руют школьников на поиск новых знаний, существенно выходящих за рамки учебных программ, даже углубленного изучения предметов. Эти встречи направляют профессиональный выбор учащихся и опять же, чтобы быть лучше подготовленными для поступления в ВУЗ, стимулируют самообразовательную деятельность. Снижение показателей значимости этого фактора до 2,9% свидетельствует о том (по опросу старшеклассников), что большинство школьников окончательно определилось с выбором будущей профессии и образовательными приоритетами. На первый план они поставили в нашем анкетировании другие факторы, более важные для выпускников школы, например, желание подготовиться к продолжению образования.
Последнюю позицию среди социальных факторов старшеклассники отвели средствам массовой информации. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет) выполняют совершенно определённые функции в процессе формирования личности школьника. Современные СМИ (по результатам анкетирования учащихся) носят развлекательный характер и практически утратили воспитывающее и обучающее значение. Поэтому, учащиеся и отвели средствам массовой информации такую незначительную роль в формировании умений самообразовательной деятельности (2%).
Четвёртое место среди факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности, в нашем исследовании заняли психоло-
гические факторы, в частности, склонности, способности и интересы учащихся. Этот фактор считают ведущим только 6,1% школьников. Отметим, что для учащихся лицея это низкий показатель, тем более для учащихся
11-х классов (2,9%). Объяснить этот факт можно тем, что большинство учащихся (по результатам опроса) не задумываются над тем, какие способности имеют, не ставят перед собой цель развивать их и не считают фактором, влияющим на формирование умений самообразовательной деятельности.
Пятое место среди факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности, заняли образовательные факторы, включающие в себя факты, законы и методы науки (3,4%). Как показывает наше исследование, понимание важности теорий, законов науки как фактора, влияющего на формирование умений самообразовательной деятельности проявляется лишь у 4,9% школьников к 9-10 классам, учащиеся же 8-х классов не называют этот фактор вообще. Объяснить данный факт можно тем, что в 8-м классе только начинается введение учащихся в интересующий профиль и предмет, и поэтому на первом этапе данного профиля ещё нет осознанного мотива к научному знанию. Данный мотив появится позже, когда учащиеся будут углубленно изучать предмет. Этому будет также способствовать усложнение учебных программ, учебников.
Кроме приведённых факторов, влияющих на формирование умений самообразовательной деятельности, 3,4% школьников назвали следующие факторы:
- правильное стимулирование учителем самообразовательной деятельности учащегося. В этом дополнении речь идёт о формировании мотивации самообразовательной деятельности. Проведя дополнительный опрос, касающийся понимания фразы «правильное стимулирование», учащийся называет не методически грамотно выстроенный учителем воспитательнообразовательный процесс, направленный на формирование умений самообразовательной деятельности, а меры поддержки учащихся, проявившим познавательную самостоятельность и активность на уроке, при выполнении домашнего задания и т. д;
- как можно больше давать старшеклассникам заданий, требующих самостоятельно приготовить сообщение по тому или иному вопросу. На наш взгляд, этот фактор может быть отнесён к группе «Формы и методы работы учителя с учениками». Конечно, дача индивидуальных заданий учащимся, требующих последующего выступления перед группой или классом, накладывает большую ответственность на учащегося и требует от него интенсивной и качественной подготовки;
- домашнее задание, а главное оптимальный его объём, так как большой объём домашнего задания не даёт возможности оторваться от учебника или конспекта. Формально фактор, названный старшеклассниками, также может быть отнесён к группе «Формы и методы работы учителя с учени-
ками». Одной из серьёзных проблем классов и школ с углубленным изучением предметов является перегрузка учащихся, в том числе и перегрузка по объёму заданий на дом. Учащимся профильных классов задают домашнее задание не только по профильным предметам, но и по общеобразовательным дисциплинам. В итоге школьники, особенно самые добросовестные, по 8-10 часов проводят за выполнением домашнего задания, не имея возможности работать с научно-популярной, справочной литературой;
- формирование умений самообразовательной деятельности во многом зависит от позиции учителя по отношению к учащимся. Этот фактор, названный старшеклассниками, также относится к группе «Формы и методы работы учителя с учениками» (неоднократное дополнение школьниками в ходе анкетирования именно этой группы факторов подтверждает наш вывод о значимости их в формировании умений самообразовательной деятельности). Внеся в анкету этот фактор, учащиеся показывают, что авторитаризм учителя (установка на беспрекословное подчинение), ригоризм учителя (непреклонное соблюдение раз и навсегда установленных нормативов), его дидактическое морализаторство (навязывание готовых образцов знаний и поведения) и формирование умений самообразовательной деятельности -вещи трудно совместимые. Напротив же, гуманистический подход к организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающий самоопределение, самоорганизацию, личностное творчество, свободу, выбор, альтернативность, взаимодействие, педагогическую поддержку самоусовершенствования личности будет способствовать формированию умений самообразовательной деятельности старшеклассников.
Таким образом, проведённое нами исследование показало, что решающее значение среди факторов учащиеся отводят процессуальным факторам (38,1%). Далее следуют побудительные (31,3%), социальные факторы (17,7%), психологические (6,1%), образовательные (3,4%) и другие факторы (3,4%).
Ведущую роль в формировании умений самообразовательной деятельности, по мнению самих учащихся, играют так называемые процессуальные факторы, включающие в себя методы, способы и приёмы работы учителя с учениками.
На основе данного исследования мы отметили, что чем старше школьники, тем более осознанно и прагматично подходят к вопросу о своём образовании и тем более высокие требования предъявляют к организации воспитательно-образовательного процесса.
Библиографический список
1. Лопатин, В. В., Лопатина, Л. Е. Русский толковый словарь.[Текст] / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М.: Рус.яз., 1997. - 832 с.
2. Аристова, Л. А. Активность учения школьника. [Текст] / Л. А. Аристова. -М.: Просвещение, 1968. - 139 с.
3. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. // Советская педагогика. - 1961. — № 8. — С. 32-42.
4. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
5. Половннкова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. [Текст] / Н. А. Половникова. Дне... докт. пед. наук. Казань, 1976.-438 с.
6. Ганаева, Е. А. Педагогическая технология формирования рефлексии учащихся в процессе обучения. [Текст] / Е. А. Ганаева. - М.:Генезис, 1997. - 287 с.
7. Рыидак, В. Г, Школа в условиях обновления. [Текст] / В. Г. Рындак. - М.: Инст.ТПиМИ, 1993.-167 с.
8. Ковалёв, А. Г. Личность воспитывает себя. [Текст] / А. Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 1983.-256 с.
УДК 371,0
В. П. Кизилова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОНЯТИЯ «ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Проблема прикладной направленности обучения математике стоит особенно остро в условиях введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Одной из основных целей профилизации школьного образования является создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [2; 3]. Реализация же прикладной направленности обучения математике учащихся классов естественнонаучных профилей за счет обеспечения единства изложения теории и практики позволяет ученикам усвоить и оценить прикладные возможности математики и получить основные умения в ее приложении на практике.
В научно-методической литературе постоянно поднимаются вопросы, связанные с поиском путей и средств осуществления прикладной направленности курса школьной математики, критериев отбора знаний прикладного характера, предпринимаются попытки сформулировать определение понятия прикладной направленности школьного курса математики. Однако