МАКРОЭКОНОМИКА:
РОСТ ЗА СЧЁТ НЕУСТОЙЧИВЫХ ФАКТОРОВ
Дмитрий Крук Резюме
В 2009 г. эффекты глобального кризиса сказались на белорусской экономике. Первым его проявлением явилось резкое увеличение дефицита во внешней торговле, которое быстро распространилось на валютный рынок. Благодаря проведённой девальвации удалось снизить негативное воздействие ожиданий экономических агентов на валютный рынок, однако не удалось устранить фундаментальные предпосылки внешнего дефицита. Для финансирования внешнего дефицита государство вынуждено привлекать заемные средства из-за рубежа, самостоятельно выступая в качестве заемщика, поскольку для частного сектора ресурсы недоступны. Впоследствии существенное влияние на экономическую активность оказал ряд экономических решений, направленных на стимулирование роста ВВП. В результате достаточно долгий период удавалось обеспечивать положительные темпы роста - ценой накопления качественных диспропорций в экономике. Позже произошла некоторая корректировка мер экономической политики, в результате чего во втором полугодии удалось снизить ряд рисков для национальной экономики. Однако многие риски по-прежнему актуальны, а потому ключевой задачей в 2010 г. видится не достижение конкретного уровня роста ВВП, а устранение макроэкономических диспропорций и создание новых предпосылок для долгосрочного экономического роста.
Тенденции:
• сохранение роста ВВП стало возможным благодаря накоплению внешнего долга, а также макроэкономических диспропорций в белорусской экономике;
• факторы, обеспечивавшие экономический рост в предыдущие периоды, практически исчерпаны, поэтому приоритетной задачей становится поиск новых факторов для долгосрочного роста;
• постепенно кризисные явления распространились по всем секторам белорусской экономики, приведя к ряду структурных изменений; существенно изменились производственная структура экономики, структура внутреннего спроса.
По итогам 2009 г. белорусская экономика выросла — нетипичный результат для стран Восточной Европы и СНГ, большинство из которых прошли через существенный экономический спад. Прирост ВВП (пусть и незначительный) выглядит ещё
более удивительным на фоне того факта, что темпы снижения экспортных рынков, чрезвычайно важных для Беларуси, зачастую превышали темпы падения национальных экономик.
Обеспечить положительные темпы роста удалось благодаря мерам экономической политики, общая «философия» которой испытывала существенные трансформации в течение года. В первом полугодии неизменным приоритетом являлось выполнение заданий по темпам наращивания производства. Для этого использовался комплекс мер по стимулированию выпуска продукции, а также внутреннего спроса, призванного компенсировать сокращение внешнего спроса. В результате удалось обеспечить прирост ВВП — за счёт накопления большего количества качественных диспропорций, создающих серьёзные риски в экономике. К диспропорциям можно отнести: накопление запасов готовой продукции и вымывание оборотных средств у предприятий; принятие банками на себя избыточных рисков и формирование хронического дефицита ликвидности; увеличение внешнеторгового дефицита, который пришлось финансировать за счёт быстрого накопления внешнего долга.
Во втором полугодии меры по стимулированию экономической активности применялись не столь активно, что привело к замедлению темпов роста и некоторому снижению качественных диспропорций. Благодаря эффекту низкой базы даже при такой политике удалось обеспечить положительные темпы роста в 4-м кв. и по итогам года. К началу 2010 г. белорусская экономика подошла в довольно неплохом состоянии, однако с большим количеством рисков. При этом правительство до сих пор не разработало стратегический план по обеспечению долгосрочных условий экономического роста. В 2009 г. власти демонстрировали хаотичность в принятии экономических решений и использовании возможностей «ручного» управления экономикой на краткосрочном этапе.
Макроэкономическая динамика
ВВП
В 2009 г. реальный ВВП в Беларуси вырос на 0.2%, что явилось одним из лучших показателей в регионе. На протяжении года
темпы роста ВВП существенно колебались, что обусловливалось изменениями в экономической политике. Начиная с 3 — 4-го кв. 2008 г. начал быстро снижаться внешний спрос, достигнув своего дна в 1— 2-м кв. 2009 г.
В начале года правительство пыталось обеспечить высокие темпы роста, не считаясь с тенденциями внешней среды. В качестве обоснования такой политики использовалось отсутствие внутренних диспропорций в финансовом секторе, свойственных другим странам региона. Власти посчитали, что в таком случае отсутствуют фундаментальные предпосылки для спада в национальной экономике и целесообразно обеспечить замещение внешнего спроса внутренним. Поэтому в первом полугодии происходило активное стимулирование внутреннего спроса, призванного заместить дефицит внешнего. Для этого активно использовались монетарные и фискальные стимулы, стимулирование инвестиционного спроса также осуществлялось за счёт мер директивного характера. В результате в первой половине 2009 г. продолжился бурный рост инвестиций в основной капитал, вклад которых в рост ВВП составил 6.7 и 6.8% в 1-м и 2-м кв. 2009 г. соответственно.
Вклад в рост ВВП другой доминантной составляющей внутреннего спроса — потребления домашних хозяйств — в 1-м кв. 2009 г. составил 2.9%. Во 2-м кв. 2009 г. этот компонент внутреннего спроса начал постепенно сокращался, что привело к тому, что по итогам квартала его результирующий вклад в рост ВВП стал отрицательным (минус 0.8%). Активное стимулирование внутреннего спроса привело к сохранению довольно высокого спроса на импорт. На фоне резкого падения экспорта это обусловило существенный рост отрицательного вклада в ВВП чистого экспорта, который составил —5.8 и — 2.5% в 1-м и 2-м кв. 2009 г. соответственно. В результате в 1-м кв. ещё сохранялся рост ВВП (1.1% год к году), а во 2-м начался спад (0.4% г/г).
Таким образом, по итогам первого полугодия стало очевидным, что высокий внутренний спрос требует больших объёмов импорта. Другими словами, высокие темпы роста внутреннего спроса во многом нивелировались отрицательным вкладом чистого экспорта. Дополнительная «плата» за искусственное стимулирование внутреннего спроса и положительные темпы роста — накопление качественных диспропорций
во всех секторах экономики: быстро нарастали отрицательное сальдо торговли и совокупный внешний долг, банки вынуждены принять на себя избыточные риски, предприятия накапливали запасы готовой продукции.
Накопление таких диспропорций вынудило правительство несколько скорректировать политику по стимулированию выпуска, доходов и внутреннего спроса. Пристальное внимание по-прежнему уделялось лишь инвестиционному спросу. Предполагалось, что, с одной стороны, инвестиции могут стать «точкой роста», не приводя к увеличению дефицита. С другой стороны, приоритетность инвестиционного спроса определялась соображениями повышения конкурентоспособности белорусских предприятий в долгосрочном периоде.
Потребление домашних хозяйств, начиная со 2-го кв. 2009 г., сокращалось, что обусловливалось изменениями в динамике доходов населения, а также в структуре их расходов. Не столь активное применение мер по стимулированию внутреннего спроса во втором полугодии привело к сокращению спроса на импорт, что выразилось в сокращении внешнего дефицита по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В результате, впервые за несколько лет вклад роста чистого экспорта в ВВП оказался положительным. В 3-м кв. спад ВВП продолжился, составив — 1.8% г/г. В 4-м кв. экономика вернулась к экономическому росту (1.8% г/г), обусловленному преимущественно эффектом низкой статистической базы, что, однако, не помешало обеспечить положительные темпы роста по итогам года.
Предприятия реального сектора
В кризисный период удалось сохранить довольно высокие темпы роста в сельском хозяйстве за счёт высокого уровня государственных дотаций в отрасль. В первом полугодии, при спаде в промышленности на 3.6% г/г, производство в сельском хозяйстве выросло на 6.6% г/г. Поэтому в этом полугодии в производственной структуре доля сельского хозяйства существенно возросла, и значительная часть роста объяснялась динамикой данной отрасли. Впоследствии рост сельского хозяйства начал замедляться (до 1.3% по итогам года).
Ещё одной отраслью, которая росла довольно высокими темпами, стало строительство. Во 2-м кв. 2009 г. данная отрасль продемонстрировала наиболее высокие темпы роста — 15% г/г, а доля добавленной стоимости строительства в ВВП возросла на 1.9 процентного пункта — до 11.9% от ВВП. Бурный рост в строительстве объясняется мерами экономической политики, связанными с улучшением доступа к кредитным ресурсам, направленным на стимулирование данной отрасли как в сфере жилищного, так и нежилищного строительства. Предоставление кредитных ресурсов способствовало и дополнительному привлечению в экономику инвестиций в жилищное строительство за счёт сбережений населения. Кроме того, дополнительные сбережения домашних хозяйств направлялись в жилищное строительство и вследствие снизившихся в долларовом выражении цен на жильё.
Среди крупных отраслей промышленности рост происходил лишь в топливной, химической и цементной промышленности. С наибольшими же проблемами столкнулись отрасли машиностроения и металлообработки, деревообработки и лёгкой промышленности. Это объясняется масштабным падением внешнего спроса, так как значительная часть производимой данными отраслями продукции поставляется на экспорт, и прежде всего в Россию. Соответственно, именно эти отрасли обеспечили появление ещё одной знаковой тенденции 2009 г., связанной с резким увеличением запасов готовой продукции.
Пик накопления запасов пришёлся на конец первого полугодия (на 1 июля 2009 г. объём запасов в целом по промышленности составил 94.6% от среднемесячного объёма производства), что явилось следствием политики директивных заданий по темпам роста объёмов производства, которые противоречили экономической конъюнктуре. Впоследствии, за счёт ограничения объёмов производства в промышленности и вследствие восстанавливающегося спроса запасы удалось сократить. Однако на начало 2010 г. на складах было «заморожено» 67.9% от среднемесячного объёма производства (BYR 5.5 трлн).
Таким образом, кризис привёл к довольно существенным изменениям в отраслевой структуре белорусского ВВП. На протяжении всего года увеличивался удельный вес отраслей,
производящих услуги и ориентированных преимущественно на внутренний рынок. Для стимулирования роста правительство использовало как фискальные, так и монетарные стимулы. Однако использование первых ограничивалось соглашениями с МВФ, в рамках которых белорусское правительство взяло на себя обязательства по ужесточению бюджетной дисциплины. Поэтому в стимулировании темпов экономического роста приоритет отдавался монетарным стимулам, в частности доступу к кредитным инструментам. Как следствие, стимулирование роста в реальном секторе обусловило дополнительную нагрузку на кредитно-финансовый сектор.
Финансы предприятий
На фоне снижения внешнего спроса уже в конце 2008 г. значительная часть белорусских предприятий столкнулась с резким снижением рентабельности реализованной продукции. Ухудшению финансового положения способствовала и политика по стимулированию объёмов производства, в результате чего значительный объём оборотного капитала в виде запасов готовой продукции выводился из оборота, а для нового производственного цикла предприятия вынуждены прибегать к новым заимствованиям.
На первых этапах кризиса снижение рентабельности в наибольшей степени оказалось свойственно отраслям, значительная часть продукции которых ориентирована на внешний рынок, — в первую очередь отраслям промышленности. Однако в первом полугодии 2009 г. данный процесс затронул и сферу услуг, ориентированную преимущественно на внутренний рынок. Сокращение уровня рентабельности происходило в течение всего года; по его итогам рентабельность реализованной продукции составила 10.3% (14.0% в 2008 г.), а рентабельность продаж — 6.1% (7.9%).
Объём полученной белорусскими предприятиями прибыли сократился на 21.4% г/г, чистой прибыли — на 27.6% г/г (соответственно на 33.7 и 40.5% в реальном выражении). Несмотря на масштабное снижение рентабельности, большинство предприятий по-прежнему оставались прибыльными. По итогам года доля убыточных предприятий в целом по экономике составила 7.1%, при этом наибольшая доля убыточных
предприятий сосредоточилась в промышленности — около 17%.1
Домашние хозяйства
Доходы и расходы населения
В первом полугодии 2009 г. промышленные предприятия (включая наиболее пострадавшие от кризиса) по-прежнему работали в рамках жёстких директивных заданий по темпам роста производства и обеспечению занятости. Несмотря на это, предприятия ряда отраслей пытались сократить издержки, де-факто заморозив номинальную заработную плату, сократив занятость и рабочее время. В частности, в январе-ноябре в машиностроении и металлообработке реальная зарплата снизилась на 8.1% г/г, в деревообработке — на 7.5% г/г. В целом по промышленности реальная заработная плата в указанный период сократилась на 2.0%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. В целом по экономике, по итогам года, реальная заработная плата сократилась на 0.4%. Таким образом, в период кризиса наметилась тенденция дифференциации темпов роста заработной платы в различных отраслях экономики.
В 2009 г. совокупные денежные доходы населения выросли на 2.9% (реальные среднедушевые денежные доходы выросли на 3.1% г/г). Это стало возможным вследствие изменений в структуре доходов. Доля оплаты труда снизилась на 2.3 процентного пункта — до 56.4%. В связи с необходимостью ужесточения бюджетной дисциплины также снижалась и доля трансфертов населению (пенсии, стипендии и пр.) — на 1.7 процентного пункта — до 18.7%.
Основным источником, обеспечившим рост совокупных денежных доходов, выступали так называемые прочие доходы, к которым относятся доходы от предпринимательской деятельности, доходы, полученные от продажи сельскохозяй-
На данный момент статистика по количеству убыточных предприятий представляется не в отраслевом разрезе, а в разрезе подчинённости определённым министерствам и концернам. В соответствии с этими данными количество убыточных организаций, находящихся в ведении Министерства промышленности, составило 17.5%.
ственной продукции и пр. Таким образом, в период кризиса население стало более активно прибегать к дополнительным видам экономической деятельности с целью компенсации снижения/ограничения роста заработной платы.
В 2009 г. имели место существенные изменения и в структуре расходов населения. Заметно снизилась средняя склонность к потреблению: если в 2008 г. доля доходов, направляемых на покупку товаров и услуг, составляла 84.2%, то по итогам 2009 г. она составила 80.8%. В структуре расходов отмечен некоторый рост доли средств, направленных на оплату налогов, взносов и других платежей. Основной же рост в структуре расходов пришёлся на сбережения: их доля увеличилась с 3.8 до 5.6% от совокупных денежных доходов.
Наряду с этим, по сравнению с доходами, замедлились темпы роста кредитной задолженности физических лиц перед банками. В 2009 г. кредитная задолженность увеличилась на 4.2% от денежных доходов (6.2% в 2008 г). Рост доли сбережений и снижение заимствований являются важными тенденциями в макроэкономическом масштабе, которые способствуют концентрации большего объёма средств, доступных для финансирования инвестиций, на внутреннем рынке. Кроме того, изменения в структуре расходов населения определяли снижение спроса на импорт и ограничение внешнего дефицита.
В настоящий момент сложно определить, отражает ли эта тенденция структурные изменения в потребительском поведении: по мнению ряда экономистов, склонность к сбережениям в белорусской экономике чрезвычайно мала — её рост можно расценивать как переход к «нормальному» уровню или же краткосрочную реакцию на ограничение темпов роста доходов. Независимо от природы изменений структуры потребительских расходов, эта тенденция явилась важным элементом приспособления к кризису домашних хозяйств. С одной стороны, она ограничивает текущие темпы роста ВВП вследствие ограничения потребления. С другой стороны, способствует устранению ряда структурных диспропорций в белорусской экономике, формируя дополнительные предпосылки для долгосрочного экономического роста.
Рынок товаров и услуг. Цены
В 2009 г. потребительские цены выросли на 10.1% (13.3% в 2008 г.), а среднегодовой уровень инфляции составил 13.0% (14.8% в 2008 г.). Замедление роста потребительских цен в 2009 г. можно объяснить, прежде всего, сокращением большинства компонентов совокупного спроса на протяжении года. На потребительском рынке, как показано выше, имели место тенденции ограничения роста доходов, а также сокращения доли потребления в доходах. Всё это выразилось в ограничении потребления домашних хозяйств и его сдерживающем влиянии на динамику цен.
Следует отметить, что в 2009 г. имел место достаточно равномерный рост цен на продовольственные и непродовольственные товары: 9.4 и 10.1% соответственно. Среди продовольственных товаров темпами выше средних росли цены на рыбу и морепродукты, рыбные консервы, чай, овощи, алкогольные напитки и табачные изделия. Среди непродовольственных товаров — цены на парфюмерно-косметические товары и медикаменты. Самыми высокими темпами росли цена на платные услуги (рост на 11.9% в год). Среди платных услуг наибольший вклад в общий рост цен внесли цены на услуги ЖКХ, которые выросли на 17.3%. Рост последних во многом связан с попытками снижения объёмов перекрестного субсидирования в экономике и ограничения нагрузки на государственный бюджет в период кризиса.
В целом можно заключить, что в 2009 г. темпы роста цен оказались довольно умеренными — вследствие снижения потребительского спроса. Основные факторы роста цен: меры монетарной политики, направленные на стимулирование внутреннего спроса путём избыточного предложения денег, а также повышение административно регулируемых цен для снижения нагрузки на бюджет и госпредприятия. Примерное соотношение между монетарными и немонетарными факторами инфляции можно оценить путём сравнения величины общего (10.1%) и базового (8.7%) уровней инфляции2, что сви-
В базовые потребительские цены не включаются цены, напрямую регулируемые и устанавливаемые правительством, — например цены на услуги ЖКХ, топливо, табак, алкоголь, сахар и пр. Таким образом,
детельствует о более высоком темпе роста цен, регулируемых правительством.
Внешний сектор
Внешняя торговля
В 4-м кв. 2008 г. страна испытала двойной шок, связанный с падением спроса на белорусские промышленные товары на российском рынке и снижением цен на сырьевые — в дальнем зарубежье. В 2009 г. негативное влияние мирового финансового кризиса на состояние внешней торговли Беларуси усилилось в ещё большей степени. В первых двух кварталах как в торговле со странами СНГ, в первую очередь с Россией и Украиной, так и со странами вне СНГ экспорт упал почти в 2 раза (г/г), в то время как импорт сократился в меньшей степени, особенно из дальнего зарубежья.
В торговле со странами дальнего зарубежья ухудшение результатов торговли обусловливалось двукратным снижением стоимостных объёмов экспорта чёрных металлов и нефтепродуктов, а также почти трёхкратным уменьшением поставок калийных удобрений (данные три позиции занимают 67% в структуре поставок в дальнее зарубежье). Это связано с существенным снижением как средних цен экспорта (по чёрным металлам и нефтепродуктам), так и физических объёмов (например, по калийным удобрениям — в 5 раз).
Снижение внешнего спроса на белорусские товары в первом полугодии не привело к адекватному ограничению объёмов импорта. Некоторое снижение стоимостного объёма импорта произошло в торговле с Россией, что связывалось с падением цен на импортируемые энергоресурсы, эффект от чего нивелировался вследствие пропорционально снизившихся цен экспортируемых нефтепродуктов. Вместе с тем физические объёмы сырьевого импорта практически не сократились, поскольку белорусские предприятия сохранили объём выпуска, близкий к докризисному уровню. В торговле же со стра-
превышение уровня инфляции над базовой инфляцией свидетельствует о том, что правительство увеличивает административные цены более высокими темпами, нежели растут остальные цены в экономике, и наоборот.
нами дальнего зарубежья физический объём и средние цены импорта снизились весьма незначительно, что во многом явилось следствием стимулирования роста доходов в белорусской экономике и, соответственно, спроса на импорт.
В результате, в торговле с Россией в 1-м и 2-м кв. отрицательное сальдо сократилось на 23% г/г. Вместе с тем в торговле со странами вне СНГ существенно сократилось положительное сальдо, которое в 1-м кв. составило только 4.5% к уровню прошлого года, а во 2-м кв. — 13.4% прошлогоднего значения. Эти тенденции обусловили резкий рост дефицита торговли: в 2.6 раза г/г в 1-м и на 36.6% г/г — во 2-м кв. В результате в 1-м и 2-м кв. отрицательное сальдо достигло рекордного уровня в 18.6 и 17.7% к ВВП соответственно.
Во втором полугодии ситуация во внешней торговле улучшилась. В 3-м кв. по ряду географических направлений начал восстанавливаться внешний спрос и, соответственно, расти экспорт. Однако в большинстве случаев рост экспорта связывался не с устойчивыми тенденциями, но с локальными событиями (например, с ростом цен на нефть и увеличением объёмов экспорта нефтепродуктов в страны Западной Европы). Важную роль в динамике экспорта также сыграло заключение контрактов на поставку калийных удобрений с Индией. Вместе с тем на традиционном экспортном рынке продукции белорусского машиностроения — России — сохранялась весьма неустойчивая ситуация: объёмы поставок колебались, не достигая докризисного уровня.
В значительной мере улучшение ситуации в торговле объяснялось динамикой импорта во втором полугодии. Например, в 3-м кв. существенно замедлились темпы роста импорта из стран вне СНГ (если в 1-м кв. импорт из этих стран снизился на 13.1% г/г, то в 3-м кв. — уже на 33.7% г/г), прежде всего, инвестиционного импорта, что во многом обусловливалось директивными мерами правительства, направленными на ограничение дефицита торговли. В результате, в 3-м кв. 2009 г. дефицит торговли товарами уже оказался существенно меньше (на 43.6%) своего прошлогоднего уровня, а также меньше (на 43.5%) уровня 2-го кв. 2009 г. Поэтому можно говорить о том, что в 3-м кв. имела место «приспособительная реакция» сокращения спроса на импорт, свойственная практически всем странам в кризисный период.
Однако в 4-м кв. эти благоприятные тенденции во многом ослабли. В целом, в конце года ускорились темпы восстановления экспорта и импорта, и в ноябре они впервые превысили уровень прошлого года. При этом тенденция снижения отрицательного сальдо хотя и сохранилась, но существенно ослабла. В 4-м кв. дефицит торговли оказался всего лишь на 12.7% ниже прошлогоднего уровня. При этом уровень дефицита в 4-м кв. 2008 г. соответствовал разгару кризиса во внешней торговле, соответственно, в этот период дефицит достиг максимального абсолютного уровня. Отчасти такое ухудшение можно объяснить резкой активизацией импорта автомобилей в конце 2009 г. в связи с ожидаемым в 2010 г. повышением пошлин. Однако данная тенденция оказалась не единственной, обусловившей относительно худшие результаты 4-го кв. по сравнению с 3-м кв.
В целом, по итогам 2009 г. дефицит торговли товарами сформировался в размере USD 7.3, увеличившись на 6.9% по сравнению с предыдущим годом и достигнув рекордного уровня в 14.8% от ВВП. К началу 2010 г. ситуация во внешней торговле по-прежнему оставалась неопределённой, поскольку так и не прояснилась степень конкурентоспособности белорусских производителей в посткризисный период.
Другие внешние потоки и платежный баланс
В 2009 г. дефицит текущего счёта составил USD 6.4 млрд, или 13.1% от ВВП3 (8.4% от ВВП в 2008 г.). Дефицит торговли товарами, рассчитанный по методологии платёжного баланса, достиг USD 7.0 млрд (14.2% от ВВП). В сравнении с прошлым годом, положительное сальдо в торговле услугами по отношению к ВВП осталось практически на неизменном уровне (2.9% от ВВП). Однако вследствие существенно более высоких темпов роста дефицита торговли товарами снизился вклад этой статьи в формирование текущего счёта платёжного баланса: оно компенсировало лишь 20% от дефицита торговли товарами (27% годом ранее).
Аналогичный дефицит наблюдался в 1997 г., после которого наступил кризисный 1998 с дефицитом в 14.9% от ВВП. Последний скорректирован девальвацией в 11.6 раза (1 января 2000 г. к 1 августа 1998 г.).
Валютный рынок
В денежно-финансовой сфере первым проявлением кризиса явился дефицит валюты на внутреннем валютном рынке. Вследствие возраставшего ещё в докризисный период дефицита счёта текущих операций, чистый спрос на внутреннем валютном рынке был характерен уже в 2007 — начале 2008 гг. Во многом это произошло за счет изменения статуса юрлиц-резидентов, которые до второй половины 2007 г. традиционно являлись основными поставщиками иностранной валюты на внутренний рынок. Однако в связи с активным привлечением белорусскими резидентами нефинансового сектора иностранных кредитов они постепенно начали переходить в статус заемщиков. Данная тенденция чётко оформилась уже к середине 2008 г. и лишь усиливалась в 2009 г. В 2009 г. средне-квартальный объём чистой покупки валюты юридическими лицами составил около USD 0.9 млрд.
Финансы
Государственные финансы
В 2009 г. ухудшение экономической конъюнктуры сказалось на государственных финансах. При проведении фискальной политики имелся ряд ограничений. С одной стороны, речь идёт об объективном снижении доходов, связанным со спадом экономической активности. С другой стороны, правительство пыталось использовать фискальные стимулы для усиления экономической активности. Наконец, управление государственными финансами должно было происходить с учётом договоренностей с МВФ, в рамках которых повышение фискальной дисциплины рассматривалось в качестве одного из приоритетных условий.
Доходы консолидированного бюджета за 2009 г. составили 45.9% от ВВП, снизившись по сравнению с прошлым годом на 5.1% (спад в 4 кв. 2009 г. — 1.6% от ВВП г/г). Самый существенный спад — на 2.4% от ВВП — произошёл в доходах от внешнеэкономической деятельности вследствие падения цен на нефтепродукты и соответствующих экспортных пошлин. Ухудшение общего экономического положения привело к падению доходов от налогов на прибыль на 1.3% от ВВП. К тому
же на 0.4% снизились доходы от акцизов и на 1.0% от ВВП — поступления от налогов от выручки (отличных от НДС) ввиду снижения в 2009 г. ставки сбора в поддержку сельхозпроизводителей с 2 до 1%.
Расходы бюджета в 2009 г. сократились на 3.0% — до 46.6% от ВВП. Произошло также падение и в номинальном выражении — на 11.8%. Основные статьи снижения расходов: общегосударственные расходы — на 2.4% от ВВП, расходы на национальную экономику — на 0.8% от ВВП, в том числе и вследствие сократившихся субсидий импортёрам нефти. Единственной статьёй, по которой расходы выросли (оцениваемые в % от ВВП), явились социальные расходы: рост на 1.0% от ВВП за счёт увеличения пенсий на 9.3% г/г. В результате консолидированный бюджет за 2009 г. выполнен с дефицитом в 0.7% от ВВП (профицит 1.4% в 2008 г.).
В конце декабря 2009 г. принят бюджет на 2010 г., который предполагает отмену отчислений в фонд поддержки сельхозпроизводителей, местных налогов на продажи, налога на продажу автотранспортных средств и сбора за пользование парковками при росте ставки НДС до 20%. Важным изменением также явилось то, что ФСЗН вынесен из консолидированного бюджета. В итоге доходы бюджета планируются на уровне 30.4% от ВВП (40.7% от ВВП с учётом ФСЗН), а расходы - 31.9% от ВВП (42.1% от ВВП с ФСЗН) при дефиците бюджета в 1.5% от ВВП. При этом расходы в 1.4% от ВВП отнесены на резервный фонд, и они будут профинансированы лишь в случае осуществления заложенного в бюджете роста ВВП на 11-13% и соответствующего роста доходов бюджета.
Для того чтобы компенсировать отмену ряда косвенных налогов, с начала 2010 г. на 9% повышены акцизы на все виды топлива. Однако на фоне договоренностей с Россией по условиям поставок нефти это в ещё большей мере ухудшает финансовое состояние нефтеперерабатывающей отрасли. В такой ситуации высока вероятность корректировки доходной и расходной частей бюджета на 2010 г.
Таким образом, в 2010 г. будет улучшаться внешняя конъюнктура, что благоприятно скажется на перспективах белорусской экономики. Однако приоритетом экономической политики является устранение рисков и диспропорций, накопленных в 2009 г.