Научная статья на тему 'Макроэкономическое стимулирование инноваций в России'

Макроэкономическое стимулирование инноваций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / PROMOTION OF INNOVATION / GOVERNMENT FUNDING FOR INNOVATION / TAX FOSTERING OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузикова Людмила Александровна, Иващенко Лилия Ивановна

Анализируются методы макроэкономического стимулирования инноваций. Особое внимание уделено методам государственного финансирования и налоговым инструментам стимулирования инноваций, которые могут быть использованы в современных российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROECONOMIC FOSTERING OF INNOVATION IN RUSSIA

The paper analyzes macroeconomic methods to stimulate innovation. Particular attention is paid to the methods of public finance and tax instruments to stimulate innovation, which can be used in current circumstances in Russia.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическое стимулирование инноваций в России»

УДК 330.101.541

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

В РОССИИ

Л.А. Гузикова, Л.И. Иващенко

Анализируются методы макроэкономического стимулирования инноваций. Особое внимание уделено методам государственного финансирования и налоговым инструментам стимулирования инноваций, которые могут быть использованы в современных российских условиях.

Ключевые слова: инновационная деятельность, стимулирование инноваций, государственное финансирование инноваций, налоговое стимулирование инноваций

В условиях современного мирового хозяйства основным ориентиром развития национальной экономики является ее конкурентоспособность, которая во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться [1]. Инновационная продукция имеет приоритетный характер, поскольку инновации являются конкурентным преимуществом (также его можно назвать и сравнительным преимуществом) на мировом рынке [2].

Как следствие, основным индикатором качества государственного управления экономикой является его успех в стимулировании инновационной деятельности [3].

На сегодняшний день многие страны не могут организовать инновационную деятельность, поскольку не имеют необходимых для этого ресурсов, в частности, отсутствуют источники финансирования. Страны, которые уже развиваются по пути инновационной экономики, зачастую перестают стимулировать текущую инновационную деятельность, что также негативно сказывается на ее развитии [2].

Повышение инновационной восприимчивости экономики — одна из основных задач современного индустриально развитого государства, а важнейшая задача инновационного менеджмента на макроуровне состоит в выборе и использовании наиболее эффективных инструменты управления инновационным процессом и мобилизации для их использования имеющиеся в распоряжении общества ресурсы.

Для стабилизации и подъема экономики России требуются увеличение и эффективная реализация инновационного потенциала отечественной промышленности. Наиболее действенным способом решения этих вопросов может явиться последовательная, грамотная инновационная политика государства. Наличие серьёзных источников экономической нестабильности, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий негативно влияет на относительно не-

большой размер ассигнований, направленных на повышение инновационной активности предприятий [4].

Рост экономической эффективности отечественного производства также требует построения специальной системы активизации инновационной деятельности. Слабость ныне действующей системы стимулов проявляется в том, что сам по себе рыночный механизм обеспечивает преимущество микроэкономического эффекта по сравнению с макроэкономическим. В такой ситуации корпоративное предпринимательство утрачивает интерес к масштабным долгосрочным научноориентированным инвестициям [5].

В научной литературе высказывается мнение, что главное препятствие на пути инновационного развития российской экономики состоит в том, что национальная экономика крупной страны имеет слишком сложное строение, чтобы траекторию её движения можно было свести к движению отдельных её элементов [3].

Преодоление указанного препятствия возможно за счет четкой расстановки приоритетов инновационного развития, выделения «точек роста» и последующего планомерного и целенаправленного распространения инноваций. Механизм формирования государственных научно-технических приоритетов в различных странах имеет существенные особенности, связанные с их экономическим и политическим положением, спецификой социально-экономического развития и целей, поставленных на данном временном этапе, сложившимися внутренними традициями регулирования экономических и инновационных процессов.

В зарубежной практике идея «точек роста» реализуется в рамках кластерного подхода, применение которого в России пока не принесло ощутимых результатов.

Мировая практика показывает, что приоритеты инновационного развития изменяются и конкретизируются. Так с 2008 года повышенное внимание оказывается нетехнологическим инновациям и инновациям в сфере услуг. Разрабатываются и постоянно совершенствуются системы анализа и оценки инновационной деятельности на уровне национальных экономик. [6]

В рамках национальной экономики принято выстраивать приоритеты на основе выделения так называемых стратегических отраслей. В зависимости от контекста смысл, вкладываемый в это понятие, может меняться. По определению, данному экспертами ОЭСР, стратегическими являются отрасли промышленности, которые оказывают воздействие на развитие многих других отраслей, промышленных фирм и конечных по -требителей продукции. В отечественной трактовке стратегическими являются отрасли промышленности, имеющие важное значение для обороны страны и обеспечения национальной безопасности.

По нашему мнению, стратегические приоритетные отрасли условно могут быть разделены на 3 группы:

1. отрасли с национальной безопасностью России, ее позициями в мировой науке;

2. отрасли, ориентированные на развитие высокотехнологических производств, обеспечивающих базу перевооружения промышленности на основе новейших технологий, в том числе в добыче и переработке сырья;

3. отрасли, ориентированные преимущественно на решение социальных задач, на поддержку отечественных производителей товаров массового спроса. [7]

В отраслях, относящихся к первой группе, должны проводиться фундаментальные и прикладные исследования, ориентированные на разработки конкурентоспособных системных технологий и гражданской продукции. Вторая группа отраслей ориентирована на импортозамещение. Отрасли третьей группы ориентированы на обеспечение внутренних потребностей, но не обладают необходимой конкурентоспособностью на внешних рынках.

Целевыми ориентирами макроэкономического управления инновационной деятельностью являются:

стимулирование устойчивой динамики инновационных процессов;

формирование благоприятных условий для инновационной деятельности;

создание социально-политического климата, облегчающего научнотехническое развитие национальной экономики.

Деятельность государства по управлению инновациями на макроэкономическом уровне должна включать в себя:

1. формирование научно-обоснованных стратегических программ развития науки и инноваций;

2. текущее регулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Государственная поддержка научной и инновационной деятельности как в стратегической перспективе, так и в рамках текущих планов может осуществляться в следующих формах:

1. прямое бюджетное финансирование науки и инновационной деятельности государством;

2. налоговое регулирование в сфере научной и инновационной деятельности с облегчением налогового бремени;

3. государственное стимулирование инвестиций в науку и инновационную деятельность.

Прямое финансирование государством инновационной деятельности осуществляется в следующие трех формах:

1. предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;

2. проектное финансирование - предоставление ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций существующих или создаваемых «под проект» акционерных обществ;

3. предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств в случае срыва выполнения проекта не по вине первого.

В финансировании инновационной деятельности также участвуют бюджетные и внебюджетные фонды, специально созданные для поддержки научных исследований и инноваций. К бюджетным фондам относятся:

- Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ)

- Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);

- Российский гуманитарный научный фонд (РГИФ);

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно -технической сфере;

- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);

- Российский научный фонд (РНФ).

На настоящем этапе на фоне стабильного объема участия региональных бюджетов в финансировании науки и инноваций федеральная составляющая имеет понижательную тенденцию. Необходимо оптимизировать долю федерального финансирования как бюджетного источника инновационного развития экономики, разработать специальную государственную макроэкономическую политику в области развития науки и технологий, обеспечив опережающий объем ассигнований: на развитие науки за счет средств федерального бюджета [5].

Система налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне. Популярным направлением макроэкономического стимулирования инновационной деятельности, разрабатываемым отечественными учеными, является формирование механизма использования инструментов налогового регулирования, оказывающего стимулирующее воздействие на инновационную деятельность хозяйствующих субъектов [ 11].

Классификация налоговых инструментов, позволяющих стимулировать инновационную деятельность на макроэкономическом уровне, приведена на рис. Выявление влияния налоговых инструментов на интересы субъектов инновационной деятельности производится в зависимости от результатов оценки альтернатив, которые связаны с характером деятельности предприятия.

Влияние налоговых инструментов на интересы субъектов инновационной деятельности [8]

Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства - от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты. Налоговая политика государства должна быть нацелена на повышение мотивации бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере.[10]

В работах российских ученых выдвинут и обоснован ряд конкретных предложений, включающий:

- снижение ставок единого социального налога, что позволит снизить себестоимость инноваций, и повысить уровень заработной платы, и, как следствие, мотивацию работников, занятых в инновационной сфере; [4]

- разрешить использование в налоговом учете нескольких методов начисления амортизации, что позволит предприятию выбирать метод в со-

ответствии с особенностями осуществляемой деятельности, а не ограничиваться применением линейного метода начисления амортизации, в наименьшей степени стимулирующего инновационную деятельность; [4]

- включение в состав прочих расходов на НИОКР, не давших положительного результата, в состав прочих расходов в полном объеме равномерно в течение трех лет. [4]

- снижение налоговых ставок и либерализацию налоговых вычетов. Порядок определения расходов субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, в частности, единовременное списание стоимости основных средств, позволяет значительно сократить налоговые платежи и повысить эффективность инновационной деятельности; [4]

- освобождение от налога на прибыль дивидендов, полученных от коммерциализации инновационной разработки; [5]

- введение целевых налоговых льгот, направленных на поощрение долгосрочных инвестиций в инновационные разработки; [5]

- предоставление налоговых льгот пенсионным фондам предприятий; предоставление льгот финансовым институтам, инвестирующим инновационные проекты. [5]

Выдвигается также ряд предложений по расширению участия банковского сектора в инновационном процессе и повышения заинтересованности финансовых институтов в кредитовании инновационного сектора на приемлемых условиях. Основным направлением, способствующим расширению участия банков в инновационных проектах, считается предоставление льгот по налогообложению, в частности:

- полное освобождение прибыли от налогообложения в случае широкомасштабной инвестиционной деятельности банка;

- перевести коммерческие банки, кредитующие инновационную деятельность, на льготное налогообложение при обеспечении государственных гарантий возврата кредитов с помощью государственных дотаций, субсидий и т.д.;

- уменьшить размер обязательных резервов в Банке России для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятий;

- гарантировать своевременный возврат полученных от коммерческих банков кредитов путем беспроцентного кредитования со стороны Банка России на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;

- предоставлять коммерческим банкам для кредитования инновационных процессов целевые ресурсы Банка России по более низким став-кам.[9]

К методам государственного стимулирования инвестиций в науку и инновационную деятельность можно отнести:

создание инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития; [7]

создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

создание сети технополисов, технопарков;

создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвестиций государства.

Итак, диапазон методов и инструментов, позволяющих осуществлять макроэкономическое стимулирование инновационной деятельности предприятий в современных российских условиях, достаточно велик и многообразен. По нашему мнению, наиболее целесообразными являются методы налогового стимулирования непосредственных участников инновационного процесса. Прямое государственное финансирование требует обоснования для каждого конкретного случая в зависимости от уровня значимости потенциальных результатов инноваций.

Список литературы

1. Мищенко Л .Я., Хомутова А.И Оценка конкурентоспособности национальной экономики: теоретические и методические аспекты

е] .kubagro.ru/2006/04/pdf/02.pdf

2. Горина В.Ю. Макроэкономика и ее изменения под влиянием инновационных технологий //Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. (09 октября 2013 г.)

3. Мамедов О.Ю. «Шлюзы» и «губки» российской инновационной экономики //Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008, т.6, №1, с. 5-11

4. Гатилов Д.Н. Совершенствование методов налогового стимулирования инновационной деятельности в промышленности // Автореферат диссертации кандидата экономических наук. - Белгород. - 2003

5. Ахмадов М.И. Налоговые льготы - приоритетный метод стимулирования инновационной деятельности // Автореферат диссертации .... кандидата экономических наук. Кисловодск. - 2005

6. Ситенко Д.А. Макроэкономические показатели оценки инновационной деятельности: европейский опыт //Вестник военного университета, 2010, №3 (23). - с. 149-154

7. Уварова А.Я. Государственное стимулирование инновационных процессов в экономике России umc.gu-

unpk.ru/umc/arhiv/2005/1/Uvarova. doc

8. Кизим Н.А., Касьянова Л.В. Классификация инструментов налогового стимулирования инноваций // Проблемы экономики (Харьков). 2012. № 4. С. 23-29

9. Черных С.И. Финансово-кредитные механизмы стимулирования инноваций //Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 2. С. 150-157

10. Инчин М.Е. Налоговые возможности стимулирования инноваций в современной России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3 (42). С. 96-99.

11. Колесников А. М. Критерии эффективности при выборе инновационных программ в условиях финансового кризиса // Сб. материалов межвузовской конференции «Мировой финансовый кризис: причины, последствия и модели противодействия» СПб, 2010.

Гузикова Людмила Александровна, д-р экон. наук, доцент кафедры финансов и денежного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,

Иващенко Лилия Ивановна - аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

MACROECONOMIC FOSTERING OF INNOVA TION IN RUSSIA L.A. Guzikova, L.I. Ivashchenko

The paper analyzes macroeconomic methods to stimulate innovation. Particular attention is paid to the methods of public finance and tax instruments to stimulate innovation, which can be used in current circumstances in Russia.

Keywords: innovation, promotion of innovation, government funding for innovation, tax fostering of innovation

Guzikova Lyudmila Aleksandrovna, Doctor of Economics. , assistant professor of finance and monetary Education, St. Petersburg State Polytechnic University,

Ivashchenko Lilia Ivanovna, a graduate student of the St. Petersburg Institute for Liberal Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.