Инновационные проблемы структурной перестройки
экономики
УДК 336.027:001895
А.В. МАТЮШИН, канд. экон. наук, старший научный сотрудник, e-mail: [email protected], Н.В. СТЕЛЬМАХОВА, аспирант, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ: ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Определены цель и задачи, решаемые с помощью налогового стимулирования инноваций, проанализированы инструменты налогового стимулирования инноваций в развитых странах, проведен анализ и обобщен опыт развитых стран мира по применению ими инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности. Даны рекомендации о возможности применения инструментов стимулирования инноваций, используемых развитыми странами мира, в Донецкой Народной Республике.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инструменты налогового стимулирования, налоговое стимулирование инноваций, налоговые льготы.
Matyushin A.V., Stelmakhova N.V.
Tax incentives for innovations: the experience of developed countries and the possibilities of applying it in the Donetsk People's Republic.
The article defines the goal and objectives solved by tax incentives for innovation. The tools of tax incentives for innovation in
developed countries have been analyzed, the experience of the developed countries in using tax incentives for innovations have been analyzed and summarized. The authors suggested the recommendations on the possible usage of incentives for innovations, applied by the developed countries, in the Donetsk People's Republic.
Keywords: innovation, innovative activity, tax incentives, itax incentives for innovation, tax incentives.
Все большее число стран в мире выбирает инновационный путь развития, а инновационность экономики становится значимым показателем при оценке успешности ведения хозяйства в стране [ 1 ]. Экономика инновационного типа - экономика наукоёмкая и высокотехнологичная, роботизированная и цифровая, использующая последние инновационные разработки, основанная на рациональном отношении к ресурсам, направленная на планомерное восстановление и улучшение окружающей среды, разработку и использование новых современных технических
© А.В. Матюшин, Н.В. Стельмахова, 2019
стандартов в сфере производства, интеллектуализацию труда. Инновационные технологии используются во многих отраслях современной индустрии - добывающей и перерабатывающей промышленности, металлургии, машиностроении, химии, фармацевтике, медицине и др.
Общемировая тенденция активизации в инновационной сфере ставит на повестку дня правительств многих государств вопрос решения сопутствующих проблем финансирования и стимулирования инновационных программ и разработок, определения адекватных институциональным особенностям стран способов и источников инвестирования. Это приводит к необходимости пересмотра проводимой экономической политики, разработки новой стратегии развития, адекватно реагирующей на происходящие изменения, что в дальнейшем обеспечит социальную и экономическую стабильность, улучшит уровень жизни населения и конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Практический опыт стран по использованию инструментов налогового стимулирования инноваций при внедрении ими последних достижений научно-технического прогресса, интеллектуализации производственных процессов и показавших высокую результативность, а также занимающих лидирующие позиции по показателям конкурентоспособности и инновационности экономики, представляет интерес для исследования и служит ориентиром для выработки на его основе рекомендаций о целесообразности и возможности применения их в Республике. Актуальность озвученной темы вызвана также и необходимостью построения в ДНР системы финансирования и эффективного стимулирования инноваций (например, в сфере энергосбережения, коммуникационных систем, экологии, сельского хозяйства и др.) [2] с целью повышения привлекательности националь-
ной экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, что позволит повысить конкурентоспособность страны, даст возможность выйти на новый уровень развития.
Проблематика стимулирования инноваций с использованием налогового инструментария является предметом изучения широкого круга исследователей и дискуссий с участием представителей бизнес-сообщества. Вопросам налогового стимулирования инновационной активности и проводимой соответствующей налоговой политики посвящены работы большого числа авторов на постсоветском пространстве, среди которых выделим следующих: В.П. Вишневский, Е.Н. Вишневская 3], Ю.М. Лопатинский [1], О.В. Никулина, А.А. Сердюк [4], [5], М.Е. Орлова, Ф.А. Мухаметов, [6], Ю.А. Рюмина [7], Л.А. Суслина [б], О.А. Федирко [9], Н.В. Шемякина [10], О.Л. Шулейко [11] и др.
Исследуя инновационные модели государственной поддержки инновационной деятельности в ЕС, автор работы [9] даёт классификацию современных моделей государственной поддержки инновационной деятельности в странах ЕС, определяет инструменты стимулирования научно-технической кооперации между представителями государственного сектора, частных компаний и академических институтов. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о существенных национальных различиях по распределению государственного финансирования НИР между государственным и частным секторами как по институциональным и конкурсным принципам, так и по уровню коммерческой ориентированности инноваций. Диаметрально противоположными, по исследованию автора, оказались и подходы по применению налоговых льгот и других косвенных мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Налоговое регулирование инновационной деятельности рассматривается как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства в работе [5], где авторами проведен комплексный анализ и показана эффективность использования инструментов налогового стимулирования для активизации деятельности инновационных промышленных предприятий; представлена сравнительная характеристика применяемых зарубежными странами налоговых льгот; сформирована и обоснована оптимальная схема для налогообложения промышленных предприятий Российской Федерации, осуществляющих деятельность на международной арене.
Налоговые стимулы для научной, научно-технической и инновационной деятельности исследуются в работе [11], где автор проанализировала эффективность мер фискального стимулирования, применяемых разными странами, выделила проблемы, возникающие в связи с действием налоговых льгот, а также дала рекомендации по совершенствованию налогового законодательства в Республике Беларусь.
Анализ вышеприведенных и других исследований по вопросам стимулирования инноваций с помощью инструментария налоговой политики позволяет сделать вывод, что ряд вопросов теоретического, методического и прикладного характера остается нерешенным, требует своего обоснования возможность применения имеющихся в мировой практике инструментов налогового стимулирования инноваций в экономической практике Республики.
Все указанное выше и обусловливает цель данной работы, которая состоит в исследовании и систематизации инструментов налогового стимулирования инноваций, широко применяемых странами, занимающими лидирующие позиции по показателям конкурентоспособ-
ности и инновационности экономики, и выработке предложений о возможности применения их в Республике.
Сложившаяся в Республике ситуация обусловливает необходимость незамедлительного восстановления промышленного потенциала, налаживания хозяйственных связей и активизации инновационно-инвестиционных процессов, являющихся средством достижения экономического роста и возможным способом преодоления технологической зависимости и технического отставания.
В Республике пока еще не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы инвестиционной и инновационной деятельности, и не разработан механизм применения инструментов налогового стимулирования инноваций. На сегодняшний момент в ДНР разработана и принята Концепция инвестиционного сотрудничества [12] и функционирует инвестиционный портал [13], дающий представление о возможных направлениях инвестирования, а также о инвестиционных площадках и предложениях.
В мировой практике поддержка инновационных разработок осуществляется как мерами прямого воздействия (финансирования), так и с помощью косвенных способов (стимулирования) и не может получить эффективное развитие без качественного государственного регулирования, потому как внедрение инноваций является достаточно неопределенным, длительным по времени и неоднозначным процессом, характеризующимся высоким уровнем издержек. В условиях экономической нестабильности и недостаточности бюджетных средств особую роль может сыграть инструментарий налоговой политики при стимулировании инвестиций в инновации [4].
По определению Орловой М.Е., «с экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых
льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности» [6].
Увеличение интереса субъектов хозяйствования и инвесторов к внедрению инновационных проектов путем снижения налоговых обязательств к уплате является основной целью налогового стимулирования инноваций. Реализуя налоговую политику по стимулированию инвестиционной активности в сфере инноваций, можно решить следующие задачи:
обеспечить рост частных инвестиций в производственной сфере, использующей инновации;
осуществить техническое и технологическое переоснащение производства;
достичь качественно нового уровня жизни населения;
осуществить выход на новый уровень конкурентоспособности национальной экономики;
реализовать структурную перестройку национальной экономики [4].
Налоговые льготы успешно и уже достаточно длительный период времени используются для стимулирования инвестиционной активности в сфере инноваций многими странами мира. Их появление вызвано стремлением правительства к повышению интереса у частного бизнеса к финансированию НИОКР [7].
Получившие широкое распространение в мировой практике инструменты налогового стимулирования инноваций (рис. 1) отличаются формами, количеством и ставками применяемых льгот, целями, стадиями инновационной деятельности (исследование, внедрение, коммерциализация), видами деятельности и объектами стимулирования (объём инвестиций, трансфер технологий, темпы роста инвестиций и др.).
Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности
Рис. 1. Инструменты налогового стимулирования инноваций Источник: составлено авторами по [6].
Для формирования и реализации качественной и эффективной политики налогового стимулирования инноваций важным является обобщение и критическое осмысление положительного опыта развитых стран.
Так, согласно индексу глобальной конкурентоспособности 2017 (The Global Competitiveness Index), составляемому Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum, WEF) дана оценка инновационной деятельности десятка стран-лидеров (рис. 2).
Исследование Глобального инновационный индекса 2018 ^П), проводимое Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Корнельским университетом и французской бизнес-школой INSEAD, показывающее соотношение понесенных затрат и полученного эффекта, позволяет оценить эффективность приложенных усилий к развитию инноваций у десятки лидеров инновационных экономик (рис. 3).
5,66 5,65
5,53 5,52 5,51
5,49 5,49
IIIII
¿sr
^ с/ .J* У .У
✓ У ^ / s +
ЯР
Рис. 2. Рейтинг стран по конкурентоспособности 2017 Источник: составлено авторами по [14].
70 68 66 64 62 60 58 56 54 52 50
68,4
60,13 59,83 59,81 59,63
58,39 58,03
Т- -1— —|— —|— —|— —|— —|— —|— —|— —|
' 50'03 57,19
LLI
/ JT Г У J
f Л/ ^ с/ У J
& * b<f лО
^ *
<ЬУ
/Г
Рис. 3. Показатель инновационной активности стран 2018 Источник: составлено авторами по [15].
По объемам средств (в млрд. долл. США), направляемым на исследования и разработки, десятка стран - лидеров представлена на рис. 4, а по показателю внутренних затрат на исследования и разработки в % к ВВП за 2016 г. первая десятка стран представлена на рис. 5.
Рис.4. Рейтинг стран по величине внутренних затрат на исследования и разработки, в млрд. долл. США
Источник: составлено авторами по [16].
Рис. 5. Рейтинг стран по показателю внутренних затрат на исследования и разработки, % к ВВП
Источник: составлено авторами по [17].
Таким образом, в фокус нашего исследования попала 21 страна (табл. 1), опыт применения инструментов налогового стимулирования инноваций некоторых из них нами рассмотрен в дальнейшем.
Таблица 1
Сводная таблица стран, занимающих лидирующие позиции
Global Competitiveness Index Global Innovation Index Величина внутренних затрат на исследования и разработки, в млрд. долл. США Показатель внутренних затрат на исследования и разработки, в % к ВВП
Место Страна Страна Страна Страна
1 Швейцария Швейцария США Израиль
2 США Нидерланды Китай Республика Корея
3 Сингапур Швеция Япония Швейцария
4 Нидерланды Великобритания Германия Япония
5 Германия Сингапур Республика Корея Швеция
6 Гонконг США Франция Австрия
7 Швеция Финляндия Индия Тайвань
8 Великобритания Дания Великобритания Дания
9 Финляндия Германия Бразилия Германия
10 Япония Ирландия Россия Финляндия
Источник: составлено авторами по [13], [14], [16], [17].
Как видно из табл.1, лидирующие позиции по нескольким показателям занимают Германия, Швейцария, США, Швеция, Великобритания, Финляндия, Япония, Нидерланды, Сингапур, Дания, Республика Корея, на опыт которых, по нашему мнению, и стоит ориентироваться при разработке механизма налогового стимулирования инноваций.
Инструменты и подходы к стимулированию инноваций в разных странах имеют существенные различия. Так, государственная политика в сфере инноваций в Финляндии и Швейцарии проводится преимущественно с применением мер прямого воздействия, то есть государством самостоятельно определяются приоритетные для инвестирования отрасли экономики. На формирование привлекательного для инвестиций налогового климата делают акцент, например, Германия и Швеция [11].
Так, в Финляндии, по результатам опроса топ-менеджеров, с целью выявления параметров, которые могут повлиять на активность бизнеса к инновациям, налоговые стимулы были отнесены к категории низкозначимых, более приори-
тетными были - доступность высоквали-фицированного персонала, технические ресурсы, перспективы роста и др. [8].
Некоторые страны применяют налоговые стимулы независимо от размеров предприятия, в отличие от Великобритании, делающей акцент на стимулировании субъектов малого и среднего бизнеса [1]. В Республике Корее, Нидерландах и Франции проводится поддержка старта-пов и новых фирм [11].
Такой метод налогового стимулирования инноваций, как ускоренная амортизация, получил распространение в Великобритании, Бразилии, США, Японии, Израиле и др. [10]. Большое количество налоговых стимулов применяются к налогу на прибыль корпораций, однако есть ряд стран, например, Финляндия, Франция, Нидерланды, Австрия и др., использующих их и к подоходному налогу и взносам на социальное страхование [18].
Кроме того, например, в Австрии, Нидерландах, США, Японии при использовании налоговых стимулов существует предельный размер налоговых льгот [11]. Так же налоговые стимулы инноваций могут быть различны и по природе базы
стимулирования, то есть оказывать воздействие на доходы от инноваций, либо на расходы [18].
Франция является лидером среди стран ОЭСР по непрямому государственному финансированию частных НИОКР. Согласно программе «Налоговый кредит на занятость и конкурентоспособность» за период 2013-2015 гг. объёмы налогообложения компаний были снижены на 10 млрд. евро, 15 млрд. евро и 20 млрд. евро соответственно [9]. Также во Франции с целью увеличения инновационной активности 25% прироста затрат на подготовку кадров освобождены от налогообложения
[19].
Для Великобритании характерны такие виды налогового стимулирования инноваций, как: льготное налогообложение, списание затрат по НИОКР на себестоимость продукции [1]. Успешно применяется в Великобритании налоговая скидка на НИОКР в размере 125% (при затратах на НИОКР 100 тыс. ф.ст. можно уменьшить налоговую базу еще на 25 тыс. ф.ст.), которую могут использовать любые компании, осуществляющие расходы на НИОКР в размере более 10 тыс. ф.ст. в год [19]. В то же время объёмы налоговых льгот практически равны объёмам прямого государственного финансирования и составляли с 2000 по 2013 г. более 9,5 млрд. ф. ст. налогового кредита для более 100 тыс. компаний [8]. При использовании ускоренной амортизации компаниям в Великобритании разрешается списать все 100% стоимости технического оборудования в первый год ввода его в эксплуатацию [19]. В одном из последних исследований, по определению эффективности налогового стимулирования инноваций в Великобритании, авторами сделан вывод о значительной эффективности налоговых стимулов для инновационной активности на основании полученного общего результата - без использования налоговых льгот за 2006-2011 гг. активность в сфере инноваций была бы ниже на 10% от фактических показателей [20].
В Нидерландах действуют следующие программы налогового стимулирования научно-инновационной деятельности:
1. Налоговый кредит на НИОКР (The tax credit for R&D - WBSO) с бюджетом 800 млн. евро в год, по которому полностью освобождаются от налогообложения расходы по оплате труда научного персонала.
2. Льгота на исследования и разработки (The Research & Development Allowance - RDA), применяемая с 2012 г. для повышения частных вложений в НИОКР.
3. Налоговые льготы для инноваций (The tax relief for innovation), предусматривающие сниженную ставку корпоративного налога на прибыль, которая получена компанией от разработки нематериальных активов с планируемым объемом недополучения налоговых платежей в бюджет около 600 млн. евро в год [9].
Лидирующие позиции по применению налоговых льгот с целью развития наукоёмкого бизнеса среди стран Европейского Союза занимает Ирландия, где с 2004 г. используется налоговый кредит на проведение частными компаниями НИОКР (25% скидка корпоративного налога в случае осуществления НИОКР на минимально установленную сумму в год). Правительством Ирландии в 2013 г. принят нормативный документ, согласно которому при осуществлении впервые расходов на НИОКР компания получает налоговый кредит на сумму расходов до 200 тыс. евро. В 2016 г. с целью максимального стимулирования компаний к созданию интеллектуальной собственности в Ирландии была введена еще одна налоговая льгота Knowledge Development Box (KDB), которая предусматривает освобождение 6,25% прибыли, полученной от реализации продукции или услуг, произведенных с использованием разработанной в Ирландии интеллектуальной собственности [9].
Для США характерно применение льготного налогообложения: инвестиционный налоговый кредит, льготный
режим амортизационных отчислений [9], исключение затрат на НИОКР, связанных с основной производственной деятельностью, из сумм налогооблагаемого дохода [1].
Японская модель стимулирования инноваций характеризуется предоставлением кредитов на льготной основе, субсидий и также льготным налогообложением. Использование метода ускоренной амортизации в Японии разрешается предприятиям, которые либо используют энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое не наносит вред окружающей среде и использование которого влечет за собой более эффективное использование ресурсов [19].
Опыт развитых стран по применению инструментов налогового стимулирования инноваций свидетельствует о его высокой распространённости как у стран - лидеров инновационного развития, так и у стремящихся выйти на новую ступень развития. Различный инструментарий налоговой поддержки, будь то льготы, преференции, налоговые каникулы, обладает определенными преимуществами перед прямыми мерами государственного финансирования инновационных проектов, включая государственные закупки и гранты, хотя они являются, скорее, взаимодополняющими мерами. Однако есть вероятность возникновения и негативных последствий, таких как возможное снижение государственных доходов от налоговых поступлений, возможная неэффективность льгот (льготы в законодательстве для инвесторов в инновации предусмотрены, но не повлекли за собой развитие инвестиционной и инновационной деятельности), использование льгот не по назначению, возможное увеличение расходов государства на администрирование налоговых льгот.
Среди преимуществ необходимо отметить следующие: рыночный характер воздействия; возможность использования всеми субъектами хозяйствования и относительная нейтральность к сферам и направлениям НИОКР; более длительный
период действия, поскольку необходимость ежегодного утверждения льгот как при бюджетном финансировании отсутствует; снижение коррупции из-за отсутствия потенциально коррупционных этапов при отборе проектов для получения финансирования от государства; прозрачность процедур получения льгот; гибкость и встраиваемость в налоговое законодательство в меньшей степени, чем при государственном финансировании приводят к «вытеснению» частного капитала с рынка инновационной деятельности [7, 9].
Выводы
Таким образом, следует отметить существенные различия в инновационной среде разных стран, что обусловлено уровнем экономического и технологического развития, уровнем образования и другими институциональными факторами. Этим и объясняется ситуация, когда один и тот же набор инструментов может быть эффективным для одной страны и неэффективным для использования в другой. При совершенствовании налоговой системы Республики в направлении благоприятствования инновационной активности предприятий необходимо стремиться к лучшим образцам налоговых систем развитых стран мира.
Разумно используя опыт развитых стран по применению налоговых стимулов (льгот, преференций, налоговых кредитов, амортизационной политики, вычетов и др.), можно создать более благоприятный к инновациям и инвестициям климат в Республике, но для этого необходимо разработать механизмы практической реализации инструментов налогового стимулирования инноваций. Также требуется разработка и принятие нормативно-правовых актов, касающихся вопросов инвестиционной и инновационной политики.
При формировании механизма налогового стимулирования инноваций в Республике целесообразным представляется:
внедрение налоговых льгот и преференций для субъектов хозяйственной
деятельности, занимающихся как разработкой, использованием, так и коммерциализацией инноваций;
налоговые льготы предоставлять в качестве поощрительной меры за уже реальные инновации (осуществление расходов на НИОКР, использование в производстве инновационной продукции, продвижение на рынке инновационных продуктов), а не авансом;
введение зарплатных налоговых льгот, то есть освобождение от уплаты в бюджет единого социального взноса по оплате труда высококвалифицированных сотрудников, занимающихся разработкой НИОКР, что позволит высвободившиеся средства направлять на дополнительную оплату их труда;
введение пониженной ставки по подоходному налогу в размере 5% для налогообложения заработной платы высококвалифицированных специалистов, занимающихся разработкой НИОКР, что повлечет снижение их личной налоговой нагрузки;
введение налогового кредита, уменьшающего уже исчисленную к уплате сумму налога на прибыль на 25% при условии, что расходы на инновации уже осуществлены в предыдущем периоде на определенную сумму;
использование налоговых вычетов, которые уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль (все 100% инвестиций в инновации за предыдущий период включать в валовые расходы);
с целью поддержки малого и среднего бизнеса введение налоговых каникул на срок до двух лет для субъектов, занимающихся разработкой и коммерциализацией инноваций;
применение метода ускоренной амортизации, направленной на модернизацию и переоснащение материально-технической базы для предприятий, вводящих в эксплуатацию инновационное оборудование.
Указанные меры будут способствовать увеличению доходности субъектов хозяйствования при разработке,
использовании и коммерциализации инновационных проектов, способствовать активизации инвестиционной активности, что повлечет за собой повышение уровня конкурентоспособности экономики и улучшение качества жизни населения.
Список используемой литературы
1. Лопатинський, Ю.М. Державне регулювання шновацшно! дiяльностi: за-рубiжний досвщ / Ю.М. Лопатинський, Л.Д. Водянка // Електронний фаховий на-уково-практичний журнал Инфраструктура ринку». - 2018. - № 16. - С. 31-39 [Електронний ресурс]. - URL: http:// market-infr.od.ua/uk/16-2018
2. Инновации и экономика ДНР по данным АЭН [Электронный ресурс]. -URL: http://rubin-nsdnr.ru/2015/11/11/inno-vatsii-i-ekonomika-dnr-po-dannyim-aen/
3. Вишневский, В.П. Налоговое стимулирование инновационного развития экономики Донбасса / В.П. Вишневский, Е.Н. Вишневская // Инновационные перспективы Донбасса: материалы международной научно-практической конференции (г. Донецк, 20-22 мая 2015 г.). -
2015. - Т. 6: - С. 43-46 [Электронный ресурс]. - URL: http://ea.donntu.org/handle/ 123456789/28949
4. Никулина, О.В. Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства / О.В. Никулина, А.А. Сердюк // Финансы и кредит. -
2016. - № 27. - С. 2-19.
5. Никулина, О.В. Налоговое стимулирование инновационного развития промышленных предприятий России на основе использования международного опыта / О.В. Никулина, А.А. Кузнецов // Финансы и кредит. - 2016. - № 9. -С. 75-88.
6. Орлова, М.Е. Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности / М.Е. Орлова, Ф.А. Муха-метов // Интерактивная наука. - 2016. -№ 4. - С. 124-127.
7. Рюмина, Ю.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности / Ю.А. Рюмина // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 3 (19). - С. 80-85.
8. Суслина, А.Л. Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире / А.Л. Суслина, Р.С. Леухин // Финансовый журнал. - 2018. - № 5. -С. 58-68.
9. Федiрко, О.А. Нацюнальш моделi державно! тдтримки шновацшно! дiяль-ност в €С / О.А. Федiрко // Економша та держава. - 2017. - № 5. - С. 65-69.
10. Шемякина, Н.В. Налоговое регулирование инновационного развития промышленности / Н.В. Шемякина // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Пермь. 27 апреля 2017 г.); Пермский национальный исследовательский политехнический университет. - 2017. -Т. 1. - С. 123-129.
11. Шулейко, О.Л. Налоговые стимулы для научной, научно-технической и инновационной деятельности / О.Л. Шулейко // Наука и инновации. - 2018. - № 5 (183). - С. 33-37.
12. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.12.2015 г. № 23-3 «Концепция инвестиционного сотрудничества в Донецкой Народной Республике» [Электронный ресурс]. - URL: http://smdnr.ru/wpcontent/ uploads/2016/05/23 -3.pdf
13.В Донецкой Народной Республике начал работу специализированный веб-портал для инвесторов. Официальный сайт Совета Министров ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://mer. govdnr.ru/index.php?option=com_content& amp;view=article&id=2910:invest-por-tal-260517&catid=17:stati&Ite mid=172
14. The Global Competitiveness Index 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://knoema.ru/atlas/ranks/Global-com-petitiveness-index
15. The Global Innovation Index 2018 rankings [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wi po_pub_gii_2018.pdf
16. Затраты на науку в России и ведущих странах мира / НИУ ВШЭ. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://is-sek.hse.ru/data/2017/09/29/1158729416/NT I_N_64 0709 2017..pdf
17. Рейтинг ведущих стран мира по затратам на науку / НИУ ВШЭ. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https:// issek.hse.ru/mirror/pubs/share/11186 9863
18. Мазур, Ю.А. Налоговые стимулы НИОКР в мировой практике и стимулирование инноваций в Украине / Ю.А. Мазур // Экономика промышленности. - 2015. - № 3 (71). - С. 5 - 20.
19. Гончаренко, Л.И. Налоговые и таможенные инструменты регулирования инновационной деятельности / Л.И. Гончаренко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 224 с.
20. Dechezleprêtre, A. Do tax Incentives for Research Increase Firm Innovation? An RD Design for R&D [Электронный ресурс]. / A. Dechezleprêtre, E. Einiö, R. Martin, N. Kieu-Trang, J. Van Reenen // NBER Working Paper. - 2016. - № 22405. - URL: http://economics.mit.edu/files/12817
21. Global Research &Development Incentives Group April 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pwc.com/kr/ ko/Tax/samilpwc_global-r-and-d-brochure-april2017.pdf
22. Закон ДНР «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. № 99-ШС [Электронный ресурс]. - URL: https:// dnrsovet.su/zakon-o-nalogovoj-sisteme-do netskoj -narodnoj -respubliki/
Статья поступила в редакцию 11.01.19