Научная статья на тему 'Макроэкономические условия как фактор институциональной инверсии условий развития цепочек накопления стоимости в экономике России'

Макроэкономические условия как фактор институциональной инверсии условий развития цепочек накопления стоимости в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ОБОРОТ ФИНАНСОВ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ЦЕПОЧКА НАКОПЛЕНИЯ СТОИМОСТИ / PRODUCTION / CONSUMPTION / TURNOVER OF FINANCE / EXCHANGE RATE / MONEY SUPPLY CHAIN COST SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альбеков А. У., Ротэрмель А. А.

В статье представлено научнопрактическое обоснование особенностей текущей трансформации макроэкономических условий развития в России, формирующей предпосылки для активизации институционально-регулятивного компонента государственной экономической политики как доминантного фактора, открывающего более широкие возможности развития производственных цепочек в России и их встраивания в систему мирового товарного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the scientific and practical substantiation features the current transformation of macroeconomic conditions for development in Russia, forming the prerequisites for enhancing the institutional and regulatory component of public policy as a dominant factor, opening more opportunities of development of production chains in Russia and their integration into the global commodity exchange.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические условия как фактор институциональной инверсии условий развития цепочек накопления стоимости в экономике России»

Альбеков А. У.

д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор РГЭУ (РИНХ) Ротэрмель А.А.

соискатель кафедры «Коммерции и логистики» РГЭУ (РИНХ)

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНВЕРСИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЦЕПОЧЕК НАКОПЛЕНИЯ СТОИМОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Ключевые слова: производство, потребление, оборот финансов, валютный курс, денежная масса, цепочка накопления стоимости.

В статье представлено научно-практическое обоснование особенностей текущей трансформации макроэкономических условий развития в России, формирующей предпосылки для активизации институционально-регулятивного компонента государственной экономической политики как доминантного фактора, открывающего более широкие возможности развития производственных цепочек в России и их встраивания в систему мирового товарного обмена.

Развитие экономики России, ее интеграция в глобальный рынок и институциональное закрепление в системе мирового товарного обмена (вступление России в ВТО) усиливают актуальность проблем эффективной трансформации отечественного производства, которое выступает важным компонентом совре-

менных цепей поставок. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, более интенсивное развитие сферы товарного обращения в России, ее ускоренная интеграция в глобальный рынок привели к формированию неравновесной товарно-сбытовой кооперации со стороны производственного звена. В условиях повышенного уровня отраслевых рисков, в 1990-2000-х гг., национальная индустрия оказалась недокапитализирована, а в самой экономике были сформированы оси структурного неравновесия, преодоление которых требует повышения инвестиционной привлекательности отдельных секторов национального хозяйства, прежде всего, внутренне-ориентированного сектора и инфраструктурного.

Во-вторых, российская экономика как экономика, интегрированная в глобальный рынок, не может автономно выбирать тот или иной способ проведения индустриализации в условиях, когда мировой экономический порядок уже сформировался. Развивающиеся страны органично дополнили производственные системы развитого Запада, однако эти страны практически не имеют промышленности полного технологического передела и крайне медленно переходят к выпуску сложной промышленной продукции. В современный момент у развивающихся экономик возникает потребность в реформировании внутреннего отраслевого хозяйства и выделении отраслей, которые должны выступить в роли локомотивных, хотя уровень

добавленной стоимости в них априори уже не будет достаточно высоким.

Рассмотрим эти два посыла более подробно и развернем их теоретически.

Усиление давления торговли на товарный сектор в экономике России фактически подчеркивает тот факт, что в стране практически отсутствует промышленная политика, а отраслевые приоритеты экономического роста практически не выделены в общую стратегическую линию. На наш взгляд, важно определить причины сложившегося положения и наметить пути выхода из него.

Обрушение конъюнктуры на мировых рынках сырьевых товаров сегодня означает инверсию экономической политики России, неизбежным императивом в которой теперь будет выступать сокращение инвестиционной активности государственного бюджета и усиление акцента на институциональную перестройку экономики, формирование новых механизмов организации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики, инфраструктурных отраслях и обрабатывающей промышленности, прежде всего.

То есть мы имеем ситуацию, в которой государство ограничено в возможностях адаптации российской промышленности к условиям глобального рынка в «логике старой промышленной политики - посредством государственного участия в инженерных проектах и поощрения технико-технологических решений» [3].

В течение 2000-х гг. в условиях стабильного притока валютной выручки и формирования различных фондов в экономике не были реали-

зованы масштабные инфраструктурные проекты, равно как и не была сформирована определенная программа развития промышленности. В 2013-2014 гг. на фоне ослабления притока нефтегазовых доходов бюджета государство будет сильно ограничено в возможностях наращивания расходов инвестиционного характера, автоматически ослабляя и систему перекрестного субсидирования, которая не создает серьезных экономических стимулов для модернизации, а в условиях ее недостаточности еще и консервирует технологическую отсталость.

На наш взгляд, в 2013-2014 гг. государство вынуждено будет усилить институциональную платформу развития бизнес среды, более четко определиться с отраслевыми приоритетами экономического роста и расширить свои регулятивные функции.

С научной точки зрения важно констатировать, что неравновесная институциональная перестройка системы товароснабжения внутреннего рынка России обусловлена, прежде всего, дефектами макроэкономической политики государства.

Бизнес не может принимать на себя повышенные риски в условиях, когда логика и общая линия развития отраслевых рынков непредсказуемы и не прописаны в программах развития отраслевых ведомств страны. В тоже время, в посткризисный период длительное укрепление рубля ослабляло инвестиционные стимулы для наращивания капиталовложений в отечественное производство. Заметим, что до кризиса экономика росла за счет снижения реального курса рубля, который был

дополнен сверхмягкой денежно -кредитной политикой Банка России (реальные процентные ставки для нефинансового сектора колебались в отрицательном диапазоне).

В 2009 г. катализаторами спада выступили кредитное сжатие и накопление нефинансовым сектором значительного объема валютных займов, которые не могли быть погашены в условиях резкого обесценения рубля из-за падения цен на нефть и бегства краткосрочного капитала.

Обрушение курса рубля более чем на треть (36%) в 2009 г. дало лишь краткосрочный стимулирующий эффект для импортозамещения, который был обнулен уже в мае 2010 г., как только реальный курс рубля достиг своего предкризисного уровня. Динамика экономического роста и развития производства была ограничена еще двумя факторами одновременно: ограничением темпов роста денежной массы и вступлением России в ВТО в августе 2012 г., что повлекло снижение импортных пошлин и усиление конкурентного напряжения на внутреннем рынке страны, с которого постепенно стал вытесняться отечественный производитель. Индикатором этого долгоиграющего тренда сегодня является снижение доли российской промышленности в ВВП страны до 16% против, например 17% в Италии, 13% в Испании, 26% в Малайзии, 32% в Китае, 31% в Южной Корее, 36% в Таиланде и 25% в Индонезии [5].

Однако, в настоящее время в экономике страны формируются серьезные предпосылки для развития

импортозамещения: девальвация рубля; снижение объема роста денежной массы; переход к политике частичной индексации тарифов естественных монополий.

С нашей точки зрения, сегодня государство должно максимально использовать имеющиеся у него регулятивные механизмы для того, чтобы выстроить эффективную политику стимулирования экономического роста. В условиях ресурсных ограничений для наращивания бюджетных расходов и инвестиций, именно институциональные условия развития бизнеса должны выступить фактором расширения экономических стимулов роста инвестиционной активности в предпринимательской среде.

Отсутствие такого вектора за многие годы привело к ситуации, когда государство и бизнес находились в жесткой конфронтации. Причиной конфликта выступило преимущественно избирательное инвестиционное участие государства в развитии секторов, не формирующих импульсы для долгосрочного экономического роста, а также политика стимулирования внутреннего спроса в условиях сужения не нефтегазового компонента доходов государственного бюджета.

По мнению ученого Т. Гуровой, «этот конфликт не является неизбежным, но пока он есть и ведет к очень жесткой конкуренции государства и бизнеса за ресурсы. Он же привел к политике сильного рубля, ограничению внутренней денежной массы, вложению свободных денег в западные рынки - всему тому, что усугубило кризис» [1].

С нашей точки зрения, в 2014 г. мы можем наблюдать существенное и масштабное отступление от прежних монетарных императивов роста и фактически стратегическую инверсию задач экономической политики, которая призвана разогнать экономику в условиях ее ослабления после пяти лет финансовых потрясений в Европе (на рынки которой завязана Россия) и сохраняющейся зависимости от сырьевого экспорта [2, 3]. Возможности наращивания физического объема последнего ограничены как сжатием внешних рынков, так и экономическим положением самих нефтегазодобывающих компаний, которые не в состоянии разрабатывать новые месторождения без дополнительных преференций со стороны государства.

В 2014 г. в экономике РФ может быть использован девальвационный потенциал рубля, что позволит увеличить инвестиции в основные фонды промышленности и тем самым повысить производительность труда. С другой стороны, в стране формируются предпосылки для ослабления инфляции по нескольким причинам: - более умеренное накопление валютных резервов будет означать меньший масштаб импорта инфляции из стран-эмитентов резервных валют. Этот канал импорта инфляции формировал более серьезные риски неконтролируемого денежного притока и чрезмерно быстрой монетизации экономики в условиях недостаточного регулирования банковской системы, что означает вероятность дефолта по схеме азиатского кризиса 1997 г.;

- сжатие немонетарного компонента инфляции в результате проведения более сдержанной политики индексации тарифов;

- ослабление валютного курса рубля простимулирует процессы импортозамещения, а рост оборота на розничном рынке позволит компаниям работать на массе, а не на норме прибыли снижая цены. Этот эффект отчасти объясняет снижение уровня инфляции при росте денежной массы, когда приток ликвидности позволяет компаниям пополнять оборотный капитал и расширять финансовые возможности реализации прибылеобразующих направлений в бизнесе;

- рост объемов производства в условиях снижения инфраструктурной нагрузки может обеспечить органический рост «заработной платы», формируя самовоспроизводящийся цикл, который через рост потребления может поддержать промышленные инвестиции.

В условиях переоцененности рубля даже любая теоретическая мифологизация его позитивного влияния не позволяла скрыть процесс деиндустриализации в экономике страны.

В близлежащей перспективе, с нашей точки зрения, государству необходимо максимально ориентироваться на возможности стимулирования экономического роста, которые у него имеются. Во многом эти возможности будут определяться существующими ограничениями и темы императивными направлениями развития, которые сегодня активно обсуждаются в высших экономических ведомствах страны и состав-

ляют предмет современного академического дискурса.

Мы имеем крайне непростую диспозицию, которая де-факто лишает государство значительного числа степеней свободы в проведении экономической политики, но открывает возможности новые, локализованные преимущественно в регулятивной плоскости.

На наш взгляд, решения в области экономической политики в 2014-2015 гг. будут иметь разновек-торный характер. Однако разрыв в уровне этой разнонаправленности будет определяться точностью и интенсивностью институциональных корректировок со стороны власти. Заморозка тарифов вероятно вызовет сокращение инвестиционных программ естественных монополий, в результате чего инвесторы, вложившие в энергетику и коммунальное хозяйство недополучат прибыль, а региональные бюджеты будут скованы в возможности возместить их выпадающие доходы. Этот негативный эффект может и должен быть нивелирован за счет активного развития ГЧП, бюджетного кредитования на возвратной и возмездной основе, которое должно не только сформировать стимулы для перехода отрасли на новый экономический уклад, но и позволить реально реализовать эти стимулы на практике. Баланс между сжатием инвестиционных программ в результате заморозки тарифов и финансовыми возможностями наращивания инвестиций является очень тонким и неустойчивым. Его обрушение будет означать сворачивание модерниза-ционного процесса в отрасли,

накопление амортизации при урезанном тарифе и вскоре еще более сильный рывок цен после их освобождения. Сокращение заказов по цепочке межотраслевых связей также будет серьезно дестимулировать рост в экономике.

Решая проблему достижения бездефицитного государственного бюджета в условиях сжатия его доходной базы, государство будет поддерживать слабый рубль, стимулируя тем самым, импортозамеще-ние. Этот процесс должен быть синхронизирован с опережающей его разработкой отраслевых программ развития и созданием преференциальных условий для наращивания инвестиций, что позволит бизнесу принимать на себя понятные, просчитываемые и приемлемые отраслевые риски.

Необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе должны учитываться более фундаментальные закономерности современной прикладной макроэкономики, в контексте которых, более релевантным является выстраивание длинных производственно-сбытовых цепочек, их ориентация на внешние рынки, развитие экспорта. Необходимо также изменение системы монетарного регулирования экономики, которое должно стратегически корреспондировать с теми императивами, которые мы обосновываем в настоящей статье. Дело в том, что кризис 20082009 гг. стимулировал определенный разворот моделей многих экономик в сторону внутреннего рынка, однако это чисто конъюнктурный тренд, который не может быть идейно легитимирован в контексте поло-

жений современной экономической теории.

Как известно, конкуренция в рамках национальных границ имеет пределы, за которыми конкурирующие компании просто начинают «дружно сокращать» свою прибыль, включая в равной мере доступные каждой из них механизмы ценовой и неценовой конкуренции. Во-первых, возникает ложная иллюзия, что когда предложение увеличивается, то цены обязательно снижаются. В узких рамках национальной экономики это не так. Когда число компаний множится, а емкость потенциального рынка относительно фиксирована, их расходы на единицу продукции -растут. Это толкает планку себестоимости вверх и даже на рынке покупателя приводит к повышению цен, а не снижению, ибо это неизбежно. Тогда абсолютно понятно, что выбрасывая излишек товаров на внешние рынки, компания не только может расширять поле конкурентной борьбы, но и легко увеличивать сбыт, не повышая цены из-за растущей удельной себестоимости. Во-вторых, это еще и возможность борьбы с инфляцией. Страна может избавляться от инфляции через наращивание экспорта готовых изделий, куда закладываются «избыточные деньги». Здесь важно понимать, что практикуемый ныне в России сырьевой экспорт такого эффекта не дает - затраты на наращивание экспорта не в состоянии поглотить всю экспортную выручку, а производительность сырьевой индустрии растет много медленнее доходов.

Не понимание этого приводит к тому, что сегодня Россия просто ак-

кумулирует бюджетные доходы в стабфонде, тем самым, стерилизуя излишки ликвидности и снижая инфляционное давление на экономику. Мы примитивно заимствовали эту схему в Норвегии и пытаемся пользоваться ею, ссылаясь на опыт Китая или Японии, собравших в последние годы астрономические суммы валютных резервов. Однако, не лишним было бы обратить внимание на то, что стройные экономики этих стран, выталкивающие часть национальных сбережений в валютные резервы одновременно кредитуют этими деньгами страны-потребители своей продукции. Это позволяет им создавать конкурентные преимущества, которые стимулируют приток в страну иностранных инвестиций, в значительной степени замещающих вывод капиталов по государственным каналам. В отличие от стран развивающейся Азии, в России тиражирование подобной схемы не замещает сбережений, выводимых в процессе накопления резервов.

Второй важнейший аспект трансформации отечественного производства составляет его интеграция в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.

Идентификация отраслевых ориентиров роста должна опираться на более точную оценку того, собственные или заимствованные технологии будут положены в основу роста. Поскольку период переоснастки основных фондов в промышленности занимает не менее трех - четырех лет, в этом временном горизонте России придется сконцентрироваться преимущественно на модернизации традиционных отраслей, поскольку раз-

витие с «нуля» более конкурентоспособной платформы для прорывного модернизационного рывка потребует гораздо большего времени.

То есть инвестиции в технологическую модернизацию экономически целесообразны, прежде всего, в тех отраслях, где они обеспечат адекватные темпы экономического роста в течение разумного срока.

Как мы уже отмечали, и этот тезис проходит красной линей через всю статью, модернизация в настоящее время будет определяться исключительно правильностью акцентов и своевременностью проведения регулятивной политики.

Как известно, раскачать экономику и провести ее модернизацию можно двояко. Либо в традиционном варианте, когда государство подтягивает социальную структуру и производительные силы общества до уровня конкурентоспособности со странами-лидерами. Примером тому - реформы Солона в Древней Греции, Петра I в России, революция сверху при императоре Муцихито в Японии или преобразования Кемаля Аттатюрка в Турции. Либо же, когда стихийная динамика рынка становится катализатором модернизаци-онных процессов, как это было в Англии, Голландии или США [6].

Однако эволюционного озарения современная Россия может не дождаться, да и во времени мы сегодня явно ограничены. Поэтому, при-

оритет должен быть отдан государственной инициативе, директивное оформление которой позволит задать правильные вектор и скорость модернизации страны. В условиях текущей конъюнктуры мирового рынка и внутреннего состояния отечественной экономики такой подход более чем оправдан, а значит, имеет право на существование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Гурова Т. Без Ь - образного хвоста // Эксперт. Анатомия рецессии: лучшие материалы. №7. 2009. - с. 37.

2. Ефимова Ю., Ананьев А. Мировые волны количественного смягчения // Рынок ценных бумаг. 2013. №6. - с. 16-19.

3. Княгинин В.Н., Щедровиц-кий П.Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. Серия: «Идеологии». М.: «Европа», 2005. - С.52.

4. Молдин Д., Теппер Д. Развязка. Конец долгового суперцикла и его последствия // Джон Молдин, Джонатан Теппер ; пер. с англ. Э. Кондуковой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - с.45-50.

5. Поляков Е. Причины спада -внутренние // Эксперт. 2013. №46. -с.38-44.

6. Шапталов Б.Н. Экономическая экспансия. Теория и практика обретения национального богатства / Б.Н. Шапталов. - М.: Экономика, 2007. - с.84-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.