РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
Илькин АСЛАНОВ
докторант кафедры государственного регулирования экономики Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики (Баку, Азербайджан)
АННОТАЦИЯ
Проанализированы изменения в объеме и структуре бюджетных расходов в экономике Азербайджана в 2000—2013 годах. Дается оценка влияния бюджетных расходов на динамику ненефтяного сектора экономики, доходов населения, занятости, бедности, инфляции, импорта и показателей человеческого развития. В результате проведенных расчетов установлено, что даже если мультипликатор гипотетических расходов в экономике страны и равен 2,6, то мультипликационный эффект бюджетных расходов составляет соответственно 1,4 в ненефтя-
ном секторе и 1,8 в доходах населения. Кроме того, рост бюджетных расходов в реальном выражении всего на 1% приводит к реальному приросту в ненефтяном секторе на 0,47%, а в доходах населения — на 0,56%. Каждый миллиард манатов бюджетных расходов создает 28 тыс. новых рабочих мест и выводит из-за черты бедности примерно 190—200 тыс. человек. В то же время резкое повышение бюджетных расходов разгоняет инфляцию и вызывает рост импорта: увеличение расходов бюджета на 10% увеличивает инфляцию на 2,1%, а объем импорта — на 6,1%.
КЛЮЧЕВЫЕ бюджетные расходы, ненефтяной сектор, инфляция, СЛОВА: занятость, Азербайджан.
V
Введение
Сегодня в дебатах, связанных с фискальной политикой для развивающихся стран, преобладает мнение о необходимости «жесткой налогово-бюджетной политики». Согласно широко распространенному мнению, дефицит бюджета создает «эффект выдавливания» частных инвестиций, а в экономике — инфляционное давление, и потому его нельзя допускать. Однако, с другой стороны, подчеркивается, что он же является инструментом эффективного стимулирования экономики, столкнувшейся с замедлением при проведении стандартной кейнсианской экономической и фискальной политики1.
Конечно, экономическая роль фискальной политики, и особенно одного из наиболее важных ее элементов — бюджетных расходов, этим не ограничивается. Расходы государственного бюджета могут играть важную роль в обеспечении производства общественных благ2, защите стабильности экономики3 и борьбе с кризисом4, а также в поддержании экономического роста5.
В экономике Азербайджана под влиянием начавшегося в 2005 году нефтяного бума формируется своеобразная фискальная доминантность, и этот процесс продолжается до сих пор. Государственный бюджет, с резким ростом расходов фактически превратившийся в основной канал денежных вливаний в экономику, одновременно стал ключевым элементом ненефтяного совокупного спроса. Естественно, что эти изменения сопровождались целым рядом макроэкономических эффектов в ненефтяном секторе, в доходах населения, занятости, инфляции, бедности и т.п. Цель данной статьи — оценить влияние этих макроэкономических эффектов, а также проанализировать процесс их возникновения. Статья состоит из трех разделов: в первом проанализированы основные тенденции и динамика бюджетных расходов в экономике Азербайджана; во втором дается оценка эффекта бюджетных расходов на экономический рост, занятость, бедность, инфляцию, импорт и показатели человеческого развития в стране; и, наконец, в последнем разделе обобщены полученные в ходе исследования результаты.
1. Анализ основных направлений и динамики бюджетных расходов
С 2005 года на фоне ускоренного роста добывающей промышленности в результате нефтяного бума доходы бюджета постоянно увеличивались. Это было следствием, с одной сто-
1 См.: SpiegelSh. Macroeconomic and Growth Policies. New York: United Nations DESA/UNDP, December 2006. Р. 15.
2 См: Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Издательство Московского университета, 1997. С. 120—129.
3 См.: Auerbach A.J. The Effectiveness of Fiscal Policy as a Satabilization Policy, July 2005 [http://eml.berkeley. edu/~auerbach/effective.pdf ].
4 См.: Spilimbergo A., Symansky St., Blanchard O., Cottarelli C. Fiscal Policy for the Crisis. IMF Staff Position Note. SPN 08/01, 29 December 2008 [https://www.imf.org/external/pubs/ft/spn/2008/spn0801.pdf].
5 См.: Easterly W., Rebelo S. Fiscal Policy and Economic Growth: An Empirical Investigation // NBER Working Paper Series. Working Paper No. 4499, October 1993 [http://www.nber.org/papers/w4499.pdf].
роны, экономического роста и соответствующего увеличения налоговых поступлении, а с другой — резкого увеличения начиная с 2006 года трансфертов в бюджет из Государственного нефтяного фонда.
Быстро растущие финансовые возможности государства и нарастающие параллельно этому вызовы современности побудили государство взять на себя еще большую экономическую и социальную ответственность, что отразилось в увеличении бюджетных расходов (см. диагр. 1).
Диаграмма 1
Динамика суммарных бюджетных расходов в номинальных, реальных и относительных показателях (2000—2013 гг.)
10 000
5 000
0,250
0,162
808 932 1
764 796 893
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Расходы бюджета (млн текущ. манатов) Расходы бюджета (млн манатов по курсу 2000 г.) Расходы бюджета/ВВП (правая шкала) Расходы бюджета/ненефтяной ВВП (правая шкала)
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике.
В 2013 году расходы государственного бюджета составили более 19,1 млрд манатов, что в 12,7 раза больше, чем в 2004 году, непосредственно предшествовавшем нефтяному буму, и в 25 раз больше, чем в 2000 году. Конечно же, это рост в номинальном выражении, и немалая доля его объясняется перманентным процессом обесценения денег. Тем не менее и реальный (т.е. «очищенный» от инфляции) рост также достаточно велик: в реальном выражении расходы бюджета в 2013 году оказались в 6,4 раза выше, чем в 2004 году, а по сравнению с 2000 годом — выше в 11 раз.
Быстрый рост бюджетных расходов, значительно обгоняющий темпы роста в ненефтяном секторе, привел к резкому увеличению удельного веса бюджета в экономике и, косвенно, усилил влияние бюджета на экономику. За 2000—2013 годы отношение бюджетных расходов к ВВП увеличилось на 17% и достигло 33,2%. В ненефтяном секторе это соотношение составляет уже 63,8% — на 38,8% выше, чем в 2000 году. Но это еще не самый высокий уровень отношения бюджетных расходов к ВВП в ненефтяном секторе. Максимум был зафиксирован в 2008 году — 70,9%. В результате резкого снижения цен на нефть под влиянием глобального финансового
кризиса произошло относительное сокращение нефтяных доходов бюджета и соответствующее этому уменьшение расходов (2,5%). Поддержание динамичного роста в ненефтяном секторе привело к снижению в 2009 году отношения бюджетных расходов к ВВП в ненефтяном секторе на 8,1 процентных пункта; в последующие годы оно остается более или менее неизменным.
Анализ данных за 2001—2013 годы показывает, что за этот период темпы роста бюджетных расходов были очень высоки и настолько же волатильны. В указанный период среднее значение этого показателя составило 30,5%. Во время нефтяного бума и в последующий период (2005—2013 гг.) темпы роста значительно отличались от предшествовавшего периода (2001—2004 гг.). Если до нефтяного бума средние темпы роста бюджетных расходов составляли 18,8%, то в период нефтяного бума и в последующие годы они в среднем достигли 35,6%.
При этом темпы роста бюджетных расходов демонстрировали высокую волатильность: разница между самым высоким показателем роста (77,1% в 2006 г.) и самым низким (-2,5% в 2009 г.) равна 79,6 процентных пункта. Другим индикатором волатильности является вариативность (стандартное отклонение) суммарных расходов бюджета, составившая 26,6 процентных пункта, это довольно высокий показатель (см. табл. 1).
Таблица 1
Анализ темпов роста по основным направлениям бюджетных расходов (2001—2013 гг.)
Темпы роста до нефтяного бума (2001—2004), %
36,3
14,0 22,1
20,6
24,9
Темпы роста в период нефтяного бума и после него (2005—2013), %
54,7
23,9 22,7
24,5
17,3
Медианна, %
33,8
19,0 20,5
23,8
21,4
Максимум, %
180,4
59,1 45,6
54,7
39,2
Минимум, %
-11,8
0,2
0,3
3,0
-7,0
Вариации
(процентные пункты)
53,3
15,7
16,2
14,0
14,2
Кумулятивный прирост (2013/2000 гг. в разы)
ГГ.
91,8
10,7 12,6
14,1
9,4
16,3
42,2
24,1
110,7
-11,7
35,4
31,2
Л
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике.
^ У -^
Среди направлений бюджетных расходов быстрее всего растут вложения в экономику (основную часть этих расходов — около 98,5% в последние годы — составили инвестиции в основной капитал). Средние темпы роста за этот период равны здесь 49%, а всего с 2000 года по 2013 год расходы по данному направлению возросли в 91,8 раза. Видимо, именно поэтому в данном направлении наблюдается и самая высокая волатильность темпов роста. Так, при среднем уровне волатильности 53,3 процентных пункта для расходов на «экономические нужды» коридор (разница между максимальным и минимальным значением темпов роста) составил 192,2.
На втором месте по уровню как темпов роста, так и волатильности находится раздел «прочие расходы». В анализируемый период средние темпы роста этих расходов составили 34,2%, коридор темпов роста — 122,4, вариация — 35,4 процентных пункта, а в целом такого рода расходы увеличились в 31,2 раза.
Средние темпы роста расходов, а также их волатильность по другим направлениям бюджетных расходов — социально-культурные мероприятия6, наука, содержание государственных органов оказались близки: в диапазоне 19,6—23,3% и 14—16,2 процентных пункта соответственно.
Превышение темпов роста «расходов на экономику» и «прочих расходов» над темпами роста по другим направлениям стало причиной значительных изменений в структуре бюджетных расходов (см. диагр. 2).
Диаграмма 2
Изменение долей бюджетных расходов по основным направлениям (2000—2013 гг.)
Л
-30,0 -25,0 20,0 -15,0 -10,0 0,5 0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0
Образова
Соц соц
иальн иальн Куль
Содер: и
ую за ое обе туру,
правоохран
жани исполн
Зд
равоо
щиту и спече
Содерж итель и
закон итель
хранение
ние искусство и
ание ных прокур одат ных о Друп
ор
ел
■
т.д.
Н
судов, ганов атуры ьных рганов 1е рас
ауку |
х оды соды I
ые мероприятия
2000—2005
2005—2010
- 2010—2013
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике.
^ -^
6 Этот раздел включает в себя расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту и социальное обеспечение, культуру, искусство, физическую культуру и другие подобные расходы.
Доли «расходов на экономику» и «прочих расходов» в бюджете возросли соответственно на 31,2 и 5,5 процентных пункта, а доли всех остальных статей бюджетных расходов существенно сократились.
Больше всего сократилась доля расходов на социально-культурные мероприятия — 28,8 процентных пункта. При этом сильнее всего уменьшилась доля расходов на образование и на социальную защиту и социальное обеспечение: на 16,3 и 9,1 процентных пункта соответственно. Доля расходов на здравоохранение снизилась лишь на 2,1 процентных пункта.
При раздельном анализе изменений в разделах бюджетных расходов (в бюджете) в течение трех периодов (2000—2005, 2005—2010 и 2010—2013 гг.) можно увидеть, что основные изменения произошли в 2005—2010 годах. В третий период (2010—2013 гг.) из-за общего снижения темпов роста бюджетных расходов доли отдельных расходных разделов изменялись меньше (см. диагр. 3).
Если в 2000 году на социально-культурные мероприятия направлялась ровно половина бюджета, то в 2013-м эти расходы составили немногим больше 1/5 бюджета (21,3%). Экономические расходы, которые в 2000 году составляли примерно 1/9 часть бюджета, в настоящее время формируют до 43% бюджетных расходов.
С 2006 года на расходы на экономику приходится наибольшая доля бюджетных расходов. С этого года бюджет страны превратился в инвестиционно-ориентированный и был дан старт продолжающимся по сей день крупномасштабным строительным работам, финансируемым государством.
Как мы уже отмечали, выросла и доля статьи «прочие расходы». Она была достаточно велика и в 2000 году (22,4%), а за анализируемый период увеличилась до 27,9%. Возможных причин такого роста несколько. Первая гипотеза состоит в том, что сама многогранность экономических и социальных проблем в фазе модернизации и ведущая роль государства в их решении создают необходимость активнее расходовать бюджетные средства по различным направлениям. Вторая гипотеза заключается в том, что подобное изменение структуры расходов — результат эффективного их перераспределения. Однако теоретическое обоснование и оценка эффективности распределения расходов — вопрос довольно сложный. Еще одна гипотеза может быть связана с фактором нарастания коррупции, хотя в свете развернувшейся в стране борьбе с этим явлением данная гипотеза представляется не слишком реалистичной.
Доля расходов на науку, которая и прежде была самой скромной среди всех направлений расходов (1,2% в 2000 г.), в последующие годы еще уменьшилась, в 2013 году составив 0,6% общей суммы бюджетных расходов.
Анализ динамики изменений в структуре бюджетных расходов позволяет сделать два важных промежуточных вывода.
■ Во-первых, быстрый рост бюджетных расходов, в особенности экономических расходов, обусловлен безотлагательной необходимостью модернизации экономики, и государство взяло на себя основную нагрузку в решении этой задачи. С 2005 года ускоренный рост соответствующих статей бюджетных расходов значительно повысил роль бюджета в экономическом развитии Азербайджана, в особенности ненефтяного сектора.
■ Во-вторых, высокая волатильность темпов роста бюджетных расходов, и особенно сокращение общего объема расходов бюджета в период кризиса на 2,5%, а по направлениям, на которые приходится наибольшая доля расходов («экономические расходы» и «прочие расходы»), еще сильнее — около 12% — дает основания утверждать, что бюджет страны имеет проциклический, а не контрциклический характер. Это крайне важный момент, над которым следует задуматься с точки зрения повышения стабильности как бюджета, так и экономики в целом в период возможных кризисов.
Диаграмма 3
Доли расходов бюджета по основным направлениям: результаты изменений (сравнения по 2000 и 2013 гг.)
2000-й год
расходы по другим направлениям 22,4 -V
поддержание законодательной и исполнительной власти
4,8
суд, содержание правоохранительных органов и органов прокуратуры 9,7-
2013-й год
расходы по другим направлениям 27,9-^
поддержание законодательной и исполнительной власти 1,8-
суд, содержание правоохранительных органов и органов прокуратуры 5,5 -
экономика
11,7
социально-культурные мероприятия -50,1
экономика 42,9
социально-культурные
мероприятия - 21,3
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике.
^ 4
Тем не менее, хотя последствия недавнего мирового финансового кризиса для экономики страны и были не слишком ощутимыми, все же, по некоторым оценкам, в 2008—2009 годах
«упущенные возможности» экономики Азербайджана составили 83 млрд манатов, из которых 2,5 млрд манатов пришлось на долю ненефтяного сектора7. Реальные потери ненефтяной сектор продемонстрировал лишь в 2009 году, и на это, несомненно, повлияло сокращение в тот год суммарных бюджетных расходов на 270,4 млн манатов, а расходов бюджета на экономику — на 585 млн манатов.
Далее мы попытаемся рассмотреть эффекты, которые создают эти расходы в экономике.
2. Оценка макроэкономических эффектов бюджетных расходов
2.1. Влияние бюджетных расходов на экономический рост
Государственный бюджет Азербайджана формируется в основном за счет нефтяного сектора (так, в 2013 г. 72,3% доходов бюджета были получены за счет трансфертов Нефтяного фонда и налоговых поступлений от нефтяной промышленности) и перенаправляет доходы в ненефтяной сектор. По указанной причине, говоря о вынесенной в подзаголовок проблеме влияния бюджетных расходов на экономический рост, попытаемся проанализировать их воздействие на ненефтяной сектор и формирование доходов населения.
В экономике Азербайджана расходы бюджета выполняют функцию совокупного спроса в ненефтяном секторе. По данным на 2013 год, отношение совокупных бюджетных расходов к ВВП, произведенному в ненефтяной экономике, составляет 63,8%, что означает управление со стороны государства примерно 2/3 финансовых потоков в этом секторе экономики. Кроме того, довольно высока и доля государственных капиталовложений в ненефтяной сектор (63,3%).
В свою очередь, доходы населения состоят в основном из формирующихся в ненефтяном секторе прибылей (эквивалент ненефтяного ВВП), средств нефтяного сектора, впрыскиваемых путем бюджетных расходов в ненефтяную экономику (передача через бюджет поступлений из нефтяного сектора в ненефтяной сектор) и доходов населения, занятого в нефтяном секторе. Они, и в особенности первые два из них, прямо или косвенно формируются бюджетными расходами.
По этим причинам существует очень тесная связь как в номинальном, так и в реальном выражении между бюджетными расходами, ненефтяным ВВП и денежными доходами населения. Так, коэффициенты корреляции между парами «бюджетные расходы — ненефтяной ВВП» и «бюджетные расходы — доходы населения» в номинальном выражении соответственно будут 0,997 и 0,998. Коэффициенты корреляции между этими парами в реальном выражении также очень высоки: соответственно 0,987 и 0,995 (за период 2000—2013 гг.). Естественно, что в этом случае должно быть также и сходство между динамикой темпов роста упомянутых показателей (см. диагр. 4).
Как видно из диагр. 4, в 2001—2013 годах наблюдалось заметное сходство между темпами роста расходов бюджета, ненефтяного ВВП и доходами населения.
Так, увеличение темпов роста бюджетных расходов с 2005 года привело к тому, что в том же году начали расти доходы населения, а уже со следующего года — темпы роста ненефтя-
7 См: Ахмедов Б. Альтернативная стоимость кризиса: ранжирование стран СНГ по масштабу потерь от кризиса // Кавказ & Глобализация, 2010, Том 4, Выпуск 3—4. С. 89—101.
Диаграмма 4
Реальные темпы роста расходов бюджета, ненефтяного ВВП и доходов населения (2001—2013 гг.)
ного ВВП. Темпы роста каждого из этих трех показателей сохранялись вплоть до 2009 года, затем под влиянием глобального финансового кризиса несколько снизились, однако уже с 2010 года восстановились. Сходство динамики бюджетных расходов, ВВП в ненефтяном секторе и доходов населения связано не только с тем, что бюджетные расходы составляют основную часть финансовых поступлений в ненефтяную экономику, но и с создаваемым этими расходами мультипликационным эффектом8. Так, в зависимости от уровня маржинальной склонности к потреблению (другими словами, насколько увеличение доходов населения на одну единицу приводит к увеличению расходов на потребление) бюджетные расходы становятся причиной большего роста, чем их собственные размеры, как в ненефтяной экономике, так и в доходах населения.
По расчетам, проведенным для экономики Азербайджана, коэффициент маржинальной склонности населения страны к потреблению равен 0,62. Это означает, что каждые 100 манатов роста доходов могут вызвать увеличение потребительских расходов на 62 маната.
Последнее же означает, что каждый потраченный из бюджета манат (без учета трансфертов) имеет потенциал создания в экономике 2,6 манатов доходов. То есть коэффициент гипотетического мультипликатора расходов бюджета равен 2,6; в то же время для расходов на трансферты бюджета коэффициент составляет 1,6 (см. табл. 2).
8 cm.: Langdana F.K. Macroeconomic Policy: Demystifying Monetary and Fiscal Policy. Second edition. Springer, 2009. P. 70—71.
Таблица 2
Коэффициенты гипотетического мультипликатора, рассчитанные для экономики Азербайджана
В действительности коэффициент мультипликатора бывает ниже гипотетического уровня (налоги, импорт и другие подобные причины). Коэффициенты реального мультипликатора, рассчитанные для экономики Азербайджана, представлены в табл. 3 и 4, в которых отражено воздействие изменения одной единицы бюджетных расходов на ненефтяной ВВП и доходы населения. Кроме того, в этих таблицах приведены расчеты коэффициентов
Таблица 3
Результаты регрессионного анализа влияния бюджетных расходов на ненефтяную экономику
Расходы бюджета Константа 1 ОМ ^
Ненефтяной ВВП 1,40 2 445,8 0,997 1,44
1п (Ненефтяной ВВП) 0,68 3,5295 0,997 2,07
Реальный ненефтяной ВВП 0,94 3 455,4 0,986 1,45
ип (Реальный ненефтяной ВВП) 0,47 5,0478 0,993 2,00
П р и м е ч а н и е:
Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — зависимо-переменные, а в первых строчках — свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. К2 и ОМ соответственно выражают коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона. Здесь 1п выражает включение в расчеты индикатора логарифмического уровня (натуральный логарифм). В то же время, поскольку в уравнениях зависимой переменной были использованы логарифмический уровень и реальное выражение (на уровне цен 2000 г.), то в расчеты бюджетных расходов были включены соответственно логарифмический уровень и их реальное выражение.
И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов.
эластичности ненефтяного сектора и доходов населения по отношению к бюджетным расходам.
Согласно оценкам (см. табл. 3), номинальное увеличение бюджетных расходов на 1 манат приводит к увеличению ВВП в ненефтяном секторе в среднем на 1,4 маната (при неизменности других условий). Иначе говоря, мультипликативный эффект, создаваемый бюджетными расходами в ненефтяной экономике, равен 1,4. В реальном выражении (с учетом инфляции) увеличение расходов бюджета на 1 манат приводит к росту ВВП в ненефтяном секторе на 0,94 маната.
Что же касается коэффициента эластичности ненефтяной экономики по отношению к бюджетным расходам, то расчеты показывают, что увеличение бюджетных расходов на 1% в номинальном выражении приводит к росту ненефтяного ВВП на 0,68%. В реальном выражении коэффициент эластичности ненефтяной экономики по отношению к бюджетным расходам равен 0,47, то есть увеличение бюджетных расходов на каждый процент в реальном выражении вызывает экономический рост в ненефтяном секторе на 0,47%. Последнее выражает обусловленность ненефтяного экономического роста в значительной степени реальным увеличением бюджетных расходов.
Это также означает, что для поддержания минимального среднегодового экономического роста в ненефтяном секторе в 7%, заложенного в качестве цели в Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», в текущих условиях бюджетные расходы должны увеличиваться примерно на 15% в год в реальном выражении.
По результатам аналогичных вычислений для доходов населения (см. табл. 4), каждый дополнительный манат бюджетных расходов в номинальном выражении повышает доходы населения на 1,82 маната (т.е. по гипотетическому мультипликатору меньше, чем на 0,78 маната).
Кроме того, каждый дополнительный манат бюджетных расходов в реальном выражении повышает доходы населения в реальном выражении на 1,52 маната.
В то же время, в соответствии с результатами измерений эластичности, в номинальном выражении доходы населения по отношению к бюджетным расходам идентичны показателям
Таблица 4
Результаты регрессионного анализа влияния бюджетных расходов на рост доходов населения
Расходы бюджета Константа 1 ОМ ^
Доходы населения 1,82 3 487,3 0,996 2,05
ип (Доходы населения) 0,68 3,8667 0,998 2,23
Реальные доходы населения 1,52 3 752,9 0,997 1,86
ип(Реальные доходы населения) 0,56 4,6733 0,996 2,13
П р и м е ч а н и е:
Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — зависимо-переменные, а в первых строчках свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. К2 и й№/, соответственно, выражают коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона. Здесь 1п выражает включение в расчеты индикатора логарифмического уровня (натуральный логарифм). В то же время, поскольку в уравнениях зависимой переменной были использованы логарифмический уровень и реальное выражение (на уровне цен 2000 г.), то в расчеты бюджетных расходов были включены логарифмический уровень и их реальное выражение соответственно.
И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов.
эластичности в ненефтяном секторе (0,68). Иначе говоря, каждое увеличение бюджетных расходов на 1% повышает доходы населения на 0,68%. В реальном выражении эластичность отношения доходов населения к бюджетным расходам гораздо больше, чем в ненефтяном секторе: реальный рост бюджетных расходов на 1% приводит к увеличению доходов населения на 0,56%. Полученный результат состоит в том, что для поддержания среднегодовых темпов роста (9%) доходов населения в послекризисный период (с 2009 г.) реальные темпы роста бюджетных расходов должны быть на уровне 16%.
2.2. Влияние бюджетных расходов на занятость
Расходы бюджета непосредственно (через государственные инвестиции и закупки) и косвенно стимулируют совокупный спрос в экономике и тем самым играют важную роль в борьбе с безработицей. В экономике Азербайджана указанные возможности бюджетных расходов активно используются, в особенности начиная с 2005 года.
Кроме того, в стране разработана Стратегия занятости9 на период 2006—2015 годов, которая на первом этапе осуществлялась посредством Государственной программы10, рассчитанной на 2007—2010 годы, а в настоящее время через Государственную программу на 2011— 2015 годы11 осуществляется ее второй этап. По итогам первого этапа при увеличении численности экономически активного населения на 185,4 тыс. человек число рабочих мест выросло на 218,3 тыс. В результате число безработных сократилось на 32,9 тыс. человек. Уровень безработицы составил 5,6%, снизившись на 1 процентный пункт (см. табл. 5).
Согласно итогам реализации второго этапа Стратегии занятости за первые три года (2011—2013 гг.), осуществление Государственной программы (2011—2015 гг.) привело к увеличению числа занятых на 192,1 тыс. человек при увеличении численности экономически активного населения на 170,4 тыс. человек, в результате чего число безработных уменьшилось на 21,7 тыс. человек. Уровень безработицы, снизившись на 0,6 процентных пункта, составил 5%. В общей сложности за семь лет (2007—2013 гг.) при увеличении численности экономически активного населения на 355,8 тыс. человек был достигнут рост численности занятого населения на 410,4 тыс. человек, в результате чего количество безработных, сократившись на 54,6 тыс. человек, составило 236,6 тыс. человек (5% от численности экономически активного населения).
При реализации Стратегии занятости государство помимо организационных вопросов взяло на себя дополнительное финансовое бремя, мобилизовало средства из бюджета для гарантирования инвестиционной активности в стране.
На первом этапе Стратегии занятости (2007—2010 гг.) из 21,6 млрд манатов внутренних капиталовложений в ненефтяной сектор за счет бюджета были реализованы 11,7 млрд манатов (53,9%), а за первые три года (2011—2013 гг.) второго этапа — 20,4 млрд манатов из 31,1 млрд манатов (65,5%).
Согласно оценкам (основанным на данных, охватывающих 2000—2013 гг.), на каждый миллиард манатов бюджетных расходов численность занятого населения увеличивается на
9 См.: Стратегия занятости Азербайджанской Республики (2006—2015 гг.).
10 См.: Государственная программа по реализации Стратегии занятости Азербайджанской Республики (2007— 2010 гг.).
11 См.: Государственная программа по реализации Стратегии занятости Азербайджанской Республики (2011— 2015 гг.).
Таблица 5
Предварительные результаты реализации в Азербайджане Стратегии занятости: изменения на рынке труда в 2007—2013 годы
К О С 3 I о ч
X О X
£ 2 О
2 I" ^
О о о
^ О I
X Ш
X X
ёЁ
О «в
х 5
2 5 £ ё ё3
X О 1 § ё 5 £
с « Е; 1|1
° ®
й к о
* - в
о £
5 I !
и н *
о «и 2
§ I §
ге ч: 1
Ё 2 I
| ю §
ге н
^ о
и
8 &
£ 1 I
х а «5
х 5 о
6.8 §
X с к
§ I •
ГО 0
* X
00 о
2007
41,3
51,4
-10,1
6,3
3 665,4
1 852,4
50,5
2008
34,4
53,3
-18,9
5,9
6 670,5
3 859,9
57,9
2009
54,2
56,2
-2
5,7
5 227,3
2 705,9
51,8
2010
55,5
57,4
-1,9
5,6
6 082,6
3 255,3
53,5
Уменьш. 1 проц. п.
2011
38,7
46,1
-7,4
5,4
8 779,3
5 466,5
62,3
2012
62,3
70,1
-7,8
5,2
10 618,0
6 849,0
64,5
2013
69,4
75,9
-6,5
5,0
11 736,5
8 080,4
68,8
Уменьш. 0,6 проц. п. Уменьш. 1,6 проц. п.
Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике [www.stat.gov.az]
28 тыс. человек. По результатам измерений эластичности между этими двумя показателями рост бюджетных расходов на 10% приводит к увеличению численности занятых на 0,43% (см. табл. 6).
Таблица 6
Результаты регрессионного анализа влияния бюджетных расходов на занятость
Бюджетные расходы, млн манатов 1.П (Бюджетные расходы) Константа Я2
Занятое населе- 0,028 3 976,4 0,984
ние, тыс. чел.
ип (Занятое население) 0,043 7,980 0,979 1,757
Гг
П р и м е ч а н и е: Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — за висимо-переменные, а в первых строчках — свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. К2 и ОМ соответственно выражают коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона. Здесь 1п выражает включение в расчеты индикатора логарифмического уровня (натуральный логарифм).
Л
И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов.
Рост уровня занятости, в свою очередь, означает участие значительной части населения в экономических процессах, возможность воспользоваться плодами этих процессов для все большего числа людей, а последнее оказывает влияние на снижение уровня бедности в стране.
2.3. Влияние бюджетных расходов на распределение доходов (бедность)
Одна из главных функций бюджета состоит в перераспределении создаваемых в экономике доходов и обеспечении таким путем социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В этом плане одним из основных инструментов реализации этой функции выступают бюджетные расходы. С 2005 года резкое увеличение бюджетных расходов играет важную роль в сокращении бедности в стране.
В результате реализации Государственной программы по сокращению бедности и экономическому развитию (2003—2005 гг.) в стране были достигнуты значительные успехи в деле снижения уровня бедности. В настоящее время эти процессы продолжаются благодаря утвержденной в 2008 году Государственной программе по сокращению бедности и устойчивому развитию в Азербайджанской Республике в 2008—2015 гг.
В результате реализации первой Государственной программы уровень бедности в стране упал с 47% в 2002 году до 29% и около 1,4 млн человек избавились от жизни за чертой бедности. Вторая Государственная программа, начиная с момента ее создания в 2008 году вплоть до конца 2013 года понизила уровень бедности на 11 процентных пунктов, опустив его до 5%. Количество людей, которые имеют доход выше черты бедности, увеличилось на 885 тыс. человек. В результате активизации мер по борьбе с бедностью, осуществляемых в целом с 2000 года, и в особенности начиная с 2003 года, было достигнуто снижение уровня бедности в
стране на 46 процентных пунктов (3,6 млн человек). Естественно, что именно бюджетные расходы лежат в основании этих успехов. По этой причине и наблюдается прямая связь между упомянутыми показателями.
Как видно из диагр. 5, раскрывающей связи между бюджетными расходами, доходами населения и уровнем бедности, имеется жесткая линейная зависимость между бюджетными расходами и доходами населения (количественные параметры этой связи мы уже рассмотрели ранее), и в то же время на логарифмическом уровне существует тесная связь между бюджетными расходами и уровнем бедности.
Диаграмма 5
Описание связей между бюджетными расходами, доходами населения и уровнем бедности (2000—2013 гг.)
(Г
л ч о
X
о
45 000
40 000
35 000
30 000
25 000
20 000
15 000
10 000
5 000
0
60
50 *
40 о о х
30 I
л
20 I
о о. 10 >
2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 12 000 14 000 16 000 18 000 20 000 Расходы бюджета
• Расходы бюджета и доходы населения ■ Расходы бюджета и бедность
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике.
0
В табл. 7 представлены результаты эконометрического анализа влияния бюджетных расходов на бедность.
Как прямое (через равенство регрессии, выражающей связи между этими двумя показателями), так и косвенное (в виде коэффициентов, выражающих связи между бюджетными расходами и доходами населения и между доходами населения и количеством малообеспеченных людей) измерение влияния изменений бюджетных расходов на численность населения, живущего за чертой бедности, дали близкие друг к другу результаты.
По оценкам, прирост бюджетных расходов на 1 млрд манатов приводит к снижению бедности населения на 200 тыс. человек. В то же время рост доходов населения на 1 млрд манатов является причиной уменьшения численности бедных людей на 105 тыс. человек. Что же касается показателей эластичности, то оценки показывают, что каждое увеличение бюджетных расходов на 1% приводит к сокращению малообеспеченного населения на 0,65%, а увеличение
Таблица 7
Результаты эконометрического анализа связей между бюджетными расходами, доходами населения и бедностью
(2000—2013 гг.)
Бюджетные расходы, млн манатов Доходы населения, млн манатов 1.П (Бюджетные расходы) 1.П (Доходы населения) | 1
Численность бедного населения, тыс. чел. -0,200 0,956 1,920
Численность бедного населения, тыс. чел. -0,105 0,974 1,842
ип (Численность бедного населения) -0,645 0,983 1,683
ип (Численность бедного населения) -0,943 0,995 1,778
Доходы населения, млн манатов 1,820 0,996 2,049
ип (Доходы населения) 0,675 0,998 2,234
Численность бедного населения (косвенно*) -0,190
ип (Численность бедного населения) (косвенно*) -0,637
^ * Косвенные коэффициенты измерения влияния бюджетных расходов на бедность, доходы на-^ селения и влияния доходов населения на численность бедных.
П р и м е ч а н и е: Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — зависимо-переменные, а в первых строчках — свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. К2 и ОМ соответственно выражают коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона.
1И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов. \
доходов населения на 1% — уже на 0,94%. Согласно косвенным измерениям, увеличение бюджетных расходов на 1 млрд манатов снижает количество бедных на 190 тыс. человек, а увеличение на 1% приводит к снижению на 0,64%.
2.4. Влияние бюджетных расходов на инфляцию
В экономике Азербайджана бюджетные расходы выступают в качестве основного канала передачи денег в экономику. Одновременно бюджетные расходы играют также решающую роль в формировании доходов населения (как это видно из приведенных ранее оценок). По этой причине существует тесная линейная зависимость между темпами роста бюджетных расходов и инфляцией. Это можно видеть из диагр. 6, демонстрирующей общее движение этих индикаторов за 2001—2013 годы.
Диаграмма 6
Общее движение темпов роста бюджетных расходов, денежной массы и инфляции (2001—2013 гг.)
Как видно из диагр. 6, начиная с 2005 года рост темпов бюджетных расходов увеличивает объем денежной массы и сопровождается увеличением инфляции.
Пик роста бюджетных расходов и потребительских цен пришелся на 2008 год, а затем под воздействием мирового финансового кризиса 2009 года оба показателя демонстрируют резкое падение. С 2010 года параллельно с восстановлением темпов роста бюджетных расходов восстанавливались и темпы роста денежной массы, что вызвало и некоторое увеличение инфляции.
Согласно результатам эконометрического анализа влияния темпов роста бюджетных расходов, доходов населения и денежной массы (по отдельности) на инфляцию в экономике Азербайджана, увеличение темпов роста бюджетных расходов на 10% может привести к дополнительным 2,1% инфляции. Одновременно увеличение темпов роста номинальных доходов населения на 7,8% создает 10%-ю инфляцию. В свою очередь, повышение темпов роста денежной массы на 10% по агрегатам M0, M1 и M2 повышает инфляцию соответственно на 1,2%, 0,9% и 0,8%. Как видим, инфляция в Азербайджане больше реагирует на изменения в темпах роста бюджетных расходов, нежели в темпах роста денежной массы (см. табл. 8).
Таблица 8
Результаты эконометрического анализа влияния темпов роста бюджетных расходов, доходов населения и денежной массы на инфляцию (2001—2013 гг.)
я Темпы роста бюджетных расходов, % Темпы роста доходов населения, % Темпы роста денежного агрегата 1№0, % Темпы роста денежного агрегата 1№1, % Темпы роста денежного агрегата 1№2, % Я2 |
Инфляция, % 0,212 0,817 1,74
Инфляция, % 0,782 0,876 1,87
Инфляция, % 0,116 0,477 2.04
Инфляция, % 0,093 0,481 2.08
Инфляция, % 0,079 0,450 2,03
^П р и м е ч а н и е: Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — за-Л висимо-переменные, а в первых строчках — свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. К2 и ОМ выражают соответственно коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона.
^^И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов.
2.5. Влияние бюджетных расходов на импорт
Бюджетные расходы не только влияют на рост доходов населения, но и стимулируют внутренний спрос, что ведет к увеличению спроса на импортную продукцию. Анализ связей между бюджетными расходами, доходами населения и импортом за 2000—2013 годы показывает тесную связь «бюджетные расходы — импорт» и «доходы населения — импорт» (см. диагр. 7).
По оценкам, каждый дополнительный манат бюджетных расходов приводит к увеличению импорта на 0,52 долл. Рост доходов населения на 1 манат приводит к увеличению импорта на 0,28 долл. Если измерять зависимость импорта от бюджетных расходов в косвенном виде, результат будет почти таким же. Как это уже известно из предыдущих оценок, рост бюджетных расходов на 1 манат приводит к увеличению доходов населения на 1,82 маната. В то же время аналогичное изменение в доходах населения приводит к росту импорта на 0,51 долл. (см. табл. 9).
Что касается эластичности импорта по отношению к бюджетным расходам и доходам населения (по отдельности), то, согласно результатам измерений, рост расходов бюджета на 1% ведет к увеличению импорта на 0,61%.
При этом эластичность импорта по отношению к доходам населения выше (это четко видно на диагр. 7) — рост доходов населения на 1% ведет к увеличению импорта на 0,94%.
Результаты косвенного измерения эластичности импорта по отношению к бюджетным расходам близки к результатам прямых измерений: как известно из предыдущих расчетов, при
Диаграмма 7
Связи между бюджетными расходами, доходами населения и импортом (2000—2013 гг.)
о о о о о о о о о
о" о" о" о" о" о" о" о" о"
о о о о о о о о о
о о о о о о о о о
ю о ю о ю о ю о ю
Т— Т— см см со со
Импорт и расходы бюджета л Импорт и доходы населения
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике.
Таблица 9
Результаты эконометрического анализа связей между бюджетными расходами, доходами населения и импортом (2000—2013 гг.)
Бюджетные Доходы 1.п Ln И
расходы, населения, (Бюджетные (Доходы ОМ
млн манатов млн манатов расходы) населения) _
Импорт, млн долл.
0,980 2,56
Импорт, млн долл.
Ln (Импорт^
Ы (Импорт)
Доходы населения
ип (Доходы населения)
Импорт (косвенно*)
ип (Импорт) (косвенно*)
* Косвенные коэффициенты измерения влияния бюджетных расходов на импорт и доходы на-Л селения и влияния доходов населения на импорт.
Пр и м е ч а н и е: Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — зависимо-переменные, а в первых строчках — свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. и ОМ выражают соответственно коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона.
И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов.
росте бюджетных расходов на 1% происходит увеличение доходов населения на 0,68%, а аналогичный прирост в доходах населения сопровождается увеличением импорта на 0,64%.
2.6. Влияние бюджетных расходов на человеческое развитие
Бюджетные расходы, с одной стороны, направлены на увеличение доходов, а также на обеспечения населения общественными благами, которые имеют большое значение для укрепления материальной базы развития человеческого потенциала. С другой стороны, прямые расходы бюджета на здравоохранение поддерживают наиболее важное для жизни людей условие — здоровье.
По этой причине существует тесная зависимость между человеческим развитием и бюджетными расходами. В частности, с учетом размеров экономики и бюджета страны, довольно большие бюджетные расходы Азербайджана на образование и здравоохранение оказывают непосредственное положительное влияние на человеческое развитие.
Как видно из диагр. 8, существует связь между бюджетными расходами и предлагаемым Программой развития ООН Индексом человеческого развития и одним из его субкомпонентов — ожидаемой продолжительностью жизни при рождении (ОПЖР); увеличение бюджетных расходов сопровождается ростом обоих показателей, однако с течением времени они уже
Диаграмма 8
Описание связей между бюджетными расходами, Индексом развития человеческого развития и ожидаемой продолжительности жизни при рождении
(2000—2013 гг.)
0,00 2 000,0 4 000,0 6 000,0 8 000,0 10 000,0 12 000,0 14 000,0 16 000,0 18 000,0 20 000,0
Расходы бюджета
Расходы бюджета и ОПЖР ♦ Расходы бюджета и Индекс человеческого развития
Г,
Л
J)
И с т о ч н и к: Составлено на основе данных Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике и Программы развития ООН (Human Development Report 2014).
слабо будут реагировать на рост бюджетных расходов; другими словами, происходит усиление инерции показателей.
На фоне резкого увеличения в Азербайджане бюджетных расходов за 2000—2013 годы (с 764 млн манатов до 19,1 млрд манатов) в области человеческого развития достигнуты значительные успехи, в результате чего Индекс человеческого развития страны возрос на 0,108 пунктов (с 0,639 до 0,747). В то же время такое резкое увеличение бюджетных расходов наряду с улучшением условий жизни людей, повышением качества предоставляемых государством медицинских услуг создало условия для повышения ОПЖР на 2,4 лет (с 71,8 лет до 74,2 лет).
Согласно расчетам, проведенным на основе данных за 2000—2013 годы (см. табл. 10), рост бюджетных расходов на 1 млрд манатов ведет к повышению Индекса человеческого развития на 0,006 пунктов (в настоящее время, в соответствии с Отчетом ООН о человеческом развитии 2014 года, среди 187 стран Азербайджан с индексом 0,747 занимает 76-е место).
Таблица 10
Результаты регрессионного анализа влияния бюджетных расходов на человеческое развитие (2000—2013 гг.)
Бюджетные расходы, млрд манатов 1.П (Бюджетные расходы) Бюджетные расходы в здравоохранении 'I ом |
_ Индекс человеческого развития 0,006 0,965 2,437
ип (Индекс человеческого развития) 0,046 0,984 1,168
ОПЖР 0,116 0,969 1,840
ОПЖР 0,004 0,958 1,153
Пр и м е ч а н и е: Каждая строка в таблице выражает уравнение регрессии: в первом столбце — за-Л висимо-переменные, а в первых строчках — свободно-переменные бюджетные расходы и их стабильный порог. и ОМ выражают соответственно коэффициент детерминации моделей и статистики Дарбина — Уотсона.
1 И с т о ч н и к: Составлена на основе авторских расчетов.
----------^
В то же время каждый дополнительный миллиард манатов бюджетных расходов повышает ОПЖР на 0,12 лет. Увеличение бюджетных расходов на 1 млрд по статье «Здравоохранение» повышает ОПЖР в среднем на 4 года. Как можно видеть из показателей, бюджетные расходы в Азербайджане играют важную роль в развитии человеческого потенциала страны.
Заключение
Бюджетные расходы в экономике Азербайджана играют исключительно важную роль в модернизации экономической и социальной инфраструктуры страны, обеспечении занятости населения, реализации крупномасштабных программ по сокращению бедности и развитию
регионов. Кроме того, расходы бюджета являются крупнейшим компонентом ненефтяного совокупного спроса и, следовательно, обладают достаточно высоким уровнем влияния на макроэкономические процессы в стране.
По результатам, полученным в ходе оценки макроэкономических последствий бюджетных расходов, можно сказать, что почти все изменения (99%) как в ВВП, произведенном в ненефтяном секторе, так и в доходах населения, объясняются изменениями в бюджетных расходах. В то же время изменениями в бюджетных расходах объясняется 98% изменений в занятости, 96% изменений в численности бедных групп населения, 82% изменений в инфляции и 98% изменений в импорте.
Кроме того, в результате расчетов было установлено, что в случае если в экономике страны мультипликатор гипотетических расходов будет равен 2,6, то бюджетные расходы будут создавать эффект мультипликации в ненефтяном секторе 1,4, а в доходах населения — 1,82. При этом увеличение бюджетных расходов на 1% в реальном выражении приводит к реальному приросту в ненефтяном секторе на 0,47%, а в доходах населения — на 0,56%. Наряду с тем, что рост бюджетных расходов на 1 млрд манатов ведет к увеличению занятости на 28 тыс. человек, он также выводит из-за черты бедности 190—200 тыс. человек. В то же время резкое увеличение бюджетных расходов порождает такие экономические последствия, как ускорение инфляции и рост импорта: так, увеличение расходов бюджета на 10% увеличивает инфляцию на 2,1%, а импорт — на 6,1%.
При этом, согласно расчетам, для роста по крайней мере на 7% в ненефтяном секторе (в реальном выражении) годовые темпы реального роста бюджетных расходов должны составить 15%. Темпы реального роста бюджетных расходов в 15—16% были достаточны и для обеспечения среднегодовых темпов роста доходов населения в посткризисный (2010— 2013 гг.) период.
Если учесть инфляционное давление, вызванное бюджетными расходами, то в долгосрочной перспективе рост бюджетных расходов в номинальном выражении примерно на 20% в год станет достаточным для достижения минимальных целей роста в ненефтяном секторе. Хотя номинальный среднегодовой темп роста бюджета в 2005—2008 годах и был в 3 раза выше (64,3%), годовой рост бюджетных расходов в 20% все равно является достаточно высоким для нынешнего уровня развития. Более того, такой быстрый рост в течение длительного периода времени, наряду с уменьшением финансовых ресурсов страны, является одной из причин хронической инфляции и может стать фактором риска для макроэкономической стабильности в стране. По этой причине важнейшим условием будущего развития ненефтяного сектора является его строительство не на росте бюджетных расходов, а исходя из его собственной внутренней динамики.