justice, wisdom, and humility. He sees leaders as role models whose behavior influences society at large. This idea of ethical leadership resonates strongly in modern discussions about responsible governance and public accountability.
2. Empathy and Social Harmony
In his poetry, Magtymguly stresses the importance of empathy, mutual respect, and social harmony. He encourages individuals to avoid envy, arrogance, and material greed, advocating instead for compassion and equality. Such messages are essential in building a cohesive society where values are shared and upheld.
The Role of Nature and Spiritual Reflection in Magtymguly's Educational Philosophy
Magtymguly's poetry also frequently draws from nature and spiritual metaphors to teach life lessons. His use of nature as a symbol reflects the importance of harmony, balance, and growth in personal and communal life.
1. Nature as a Teacher
The imagery of flowing rivers, blooming flowers, and vast deserts is often used by Magtymguly to convey the transient and cyclical nature of life. These metaphors encourage readers to reflect on the impermanence of material wealth and focus instead on cultivating virtues that endure.
2. Spiritual Development
Spirituality is a cornerstone of Magtymguly's philosophy. His references to divine justice, morality, and the pursuit of truth offer readers a guide to achieving inner peace and self-awareness. His works align closely with Sufi traditions, emphasizing the importance of purifying the soul and living a life of service to others.
The poetry of Magtymguly Pyragy represents a rich source of educational and moral ideas. His works remain relevant in any era as they address universal values. Studying his legacy is an important step in preserving national identity and strengthening the moral foundations of society.
Список использованной литературы:
1. Magtymguly Pyragy. Selected Works. Ashgabat: Turkmenistan, 1987.
2. Amanov, B. The Philosophy of Turkmen Literature. Ashgabat: Miras, 2001.
© Hummetjumayev S., 2025
УДК 9
Гелдимаммедова Ш.
старший преподаватель Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
г. Ашхабад, Туркменистан.
Бекмурадова А. Преподаватель
Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана.
г. Ашхабад, Туркменистан.
МАХТУМКУЛИ ФРАГИ Аннотация
Махтумкули (туркм. Magtymguly Ру^у; перс. £ А^^л^о, Maxdumqoli Faragi) (1724—1807) — туркменский поэт, философ, классик туркменскойлитературы. Сын поэта Довлетмамеда Азади.
Ключевые слова: Фраги, Идрис-Баба, Ахмед-шаху.
Махтумкули родился в селении Хаджи-Говшан, в долине реки Этрек с притоками Сумбар и Чендыр, в предгорьях Копетдага, где жили туркмены племени гёклен. Семья Махтумкули принадлежала к колену кышык рода геркез, ответвления племени гёклен — оседлого земледельческого племени, состоявшего в вассальном подчинении у персидских владетелей. В зрелом возрасте поэт избрал себе псевдоним Фраги («разлучённый»). В конце каждого стихотворения он помещал этот псевдоним, иногда подлинное имя, словно обращаясь к самому себе. Это было в традиции поэзии его времени.
Учился в сельской школе, где преподавал его отец. Махтумкули ещё в детстве начал читать по-персидски и по-арабски, чему немало способствовала домашняя библиотека, собранная отцом. Также в детстве Махтумкули приобщился к ремёслам — шорному, кузнечному и ювелирному. В 1753 году Махтумкули учился один год в медресе при гробнице святого Идрис-Баба в Кизил-Аяке на Амударье в Бухарском ханстве. Род деятельности поэт, философ Жанр поэзия Язык произведений туркменский, фарси Произведения в Викитеке Медиафайлы на Викискладе Биография
В 1754 году Махтумкули отправился в Бухару, где поступил в знаменитое медресе Кокельташ, где также проучился один год. Там он подружился с туркменом из Сирии по имени Нури-Казым ибн Бахар, высокообразованным человеком, носившим духовный титул мавлана. Вместе с Нури-Казымом Махтумкули отправился путешествовать по территориям нынешних Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, они пересекли Афганистан и добрались до северной Индии. В 1757 году оба прибыли в столицу Хорезма — Хиву, крупный центр образования со множеством медресе. Здесь Махтумкули поступил в медресе, построенное Шергази-ханом в 1713 году. Здесь обучались выходцы из семей, особо отмеченных ханской милостью. Здесь он завершил курс обучения, начатый в двух предыдущих медресе. В 1760 году умер отец Махтумкули, и поэт вернулся на родину. Девушку по имени Менгли, которую он любил, выдали замуж за другого человека, семья которого смогла заплатить требуемый калым. Любовь к Менгли он пронёс через всю жизнь — ей посвящено много стихов. Ещё одним ударом была гибель двух старших братьев, которые были участниками посольства к могущественному властителю Ахмед-шаху — они попали в плен. Тоска по братьям нашла отражение во многих стихах. Вернувшись домой, Махтумкули женился. Он очень любил двух своих сыновей, Сары и Ибраима, но мальчики умерли, когда одному было двенадцать, а другому — семь. После 1760 года и до смерти Махтумкули совершил путешествие на полуостров Мангышлак, в Астрахань, по территории нынешнего Азербайджана и странам Ближнего Востока. Похоронен в Иране рядом с отцом.
Махтумкули Фраги
В разных городах мира установлены памятники Махтумкули. Наибольшее количество скульптур находится в городах Туркмении и странах бывшего СССР (Киев, Астрахань, Хива), а также в Иране и Турции. В частности, памятник туркменскому поэту Махтумкули из бетона и природного камня установлен в центре Ашхабада в 1971 году, в сквере Махтумкули на проспекте Махтумкули (бывший проспект Свободы), напротив здания МВД Туркмении. 18 мая 2017 года барельеф Махтумкули был открыт на одной из центральных улиц Ташкента так же носящей имя этого поэта. Список использованной литературы:
1. ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА Обучреждении медали Туркменистана «Magtymguly Ру^у» (https://web.archive.org/web/20140701222342/http://turkmenistan.gov.tm/?id=6060)
2. В Туркмении планируют поднять авторитет международной премии им. Махтумкули // turkmenistan.ru (http://www.turkmenistan.ru/ru/node/23980)
3. Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984.
© Гелдимаммедова Ш., Бекмурадова А., 2025
УДК 9
Гундогдыев Р.,
Студент.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашгабат, Туркменистан
АХАЛТЕКИНЕЦ В ИСТОРИИ И СУДЬБЕ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
Аннотация
Ахалтекинская лошадь - древнейшая из всех пород в мире. Археологами и историками уже доказано, что лошадь существовала на территории Туркменистана не менее пяти тысяч лет тому назад. Эксперты не сомневаются, что равнины у подножия Копетдага создали благоприятные экологические условия для появления статных и резвых скакунов. Это защищённые от холодных ветров долины, горные луга, обеспечивающие животных качественным кормом и достаточное количество водных ресурсов, люди стали селиться в этих благодатных местах с давних времён.
Ключевые слова: Ахалтекинский лошадь, Копетдаг, туркмены, коневодства.
Богатая природа, особые климатические условия, щедрая земля и ряд других объективных обстоятельств, привели к тому, что туркмены именно на этой территории стали широко развивать хозяйство, одомашнивать скот и конечно, лошадей. В Туркменистане издревле проводилось постоянная селекционная работа, чистота этой породы во все времена строго контролировалась. Сохранением чистоты породы ахалтекинских лошадей занимались настоящие знатоки этой профессии. Занятие данной деятельностью всегда считалась почётным для каждого туркмена, оно передавалось из поколения в поколение. Истинные профессионалы такого тонкого искусства как разведение и селекция лошадей прекрасно разбирались в элитных породах коней, и вели их родословные. Изящные ахалтекинцы имеют тонкую и короткую шерсть, самых различных цветов, под которой просматриваются даже кровеносные сосуды. Это придаёт ахалтекинским лошадям неописуемую красоту. В народе о таких лошадях говорят