В разных городах мира установлены памятники Махтумкули. Наибольшее количество скульптур находится в городах Туркмении и странах бывшего СССР (Киев, Астрахань, Хива), а также в Иране и Турции. В частности, памятник туркменскому поэту Махтумкули из бетона и природного камня установлен в центре Ашхабада в 1971 году, в сквере Махтумкули на проспекте Махтумкули (бывший проспект Свободы), напротив здания МВД Туркмении. 18 мая 2017 года барельеф Махтумкули был открыт на одной из центральных улиц Ташкента так же носящей имя этого поэта. Список использованной литературы:
1. ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА Обучреждении медали Туркменистана «Magtymguly Ру^у» (https://web.archive.org/web/20140701222342/http://turkmenistan.gov.tm/?id=6060)
2. В Туркмении планируют поднять авторитет международной премии им. Махтумкули // turkmenistan.ru (http://www.turkmenistan.ru/ru/node/23980)
3. Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984.
© Гелдимаммедова Ш., Бекмурадова А., 2025
УДК 9
Гундогдыев Р.,
Студент.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашгабат, Туркменистан
АХАЛТЕКИНЕЦ В ИСТОРИИ И СУДЬБЕ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА
Аннотация
Ахалтекинская лошадь - древнейшая из всех пород в мире. Археологами и историками уже доказано, что лошадь существовала на территории Туркменистана не менее пяти тысяч лет тому назад. Эксперты не сомневаются, что равнины у подножия Копетдага создали благоприятные экологические условия для появления статных и резвых скакунов. Это защищённые от холодных ветров долины, горные луга, обеспечивающие животных качественным кормом и достаточное количество водных ресурсов, люди стали селиться в этих благодатных местах с давних времён.
Ключевые слова: Ахалтекинский лошадь, Копетдаг, туркмены, коневодства.
Богатая природа, особые климатические условия, щедрая земля и ряд других объективных обстоятельств, привели к тому, что туркмены именно на этой территории стали широко развивать хозяйство, одомашнивать скот и конечно, лошадей. В Туркменистане издревле проводилось постоянная селекционная работа, чистота этой породы во все времена строго контролировалась. Сохранением чистоты породы ахалтекинских лошадей занимались настоящие знатоки этой профессии. Занятие данной деятельностью всегда считалась почётным для каждого туркмена, оно передавалось из поколения в поколение. Истинные профессионалы такого тонкого искусства как разведение и селекция лошадей прекрасно разбирались в элитных породах коней, и вели их родословные. Изящные ахалтекинцы имеют тонкую и короткую шерсть, самых различных цветов, под которой просматриваются даже кровеносные сосуды. Это придаёт ахалтекинским лошадям неописуемую красоту. В народе о таких лошадях говорят
«Olar gan bilen dem alyp, gan bilenem derleyärler» (досл. "Дышат кровью и потеют кровью"). Именно потому у туркмен считалось грехом смешение ахалтекинской лошади с другими породами, что позволило им в течение длительного периода времени сохранять чистокровность своих скакунов. [ 4, 20,40,42с.].
В искусстве коневодства большое внимание уделялось мастям лошадей. В древних и средневековых источниках, повествующих о быстроногих скакунах можно встретить такие названия мастей как впервые «золотистый», «вороной», «рыжий», «белый», «рыже-вороной». Давая лошадям клички, туркмены в первую очередь обращали внимание на их внешний вид и окраски. Например, если лошадь была буланой масти, то к её имени добавляли слово «меле», к гнедой - «дор», к чёрной - «гара». Данная традиция история нашего народа, неразрывно сохраняется и посей день. Если жеребёнок рождался с отметиной на лбу в виде звезды, то это считалось особым знаком, то есть этот жеребёнок считался истинным чудом, находящимся под покровительством небесных сил. Уважение, оказываемое туркменами своим лошадям, отражает их роль и значение в жизни наших предков в прошлом.
В Маргиане, где среди ученых давно идут споры о том, где именно впервые произошло одомашнивание лошади. Опираясь на научные факты, необходимо отметить неоспоримое свидетельство - на территории нашей страны было обнаружено древнейшее изображение одомашненной лошади. На историко-археологическом памятнике Гара-депе был найден датируемый 4 тысячелетием до н. э., фрагмент керамического сосуда, на котором имелось изображение лошади. [ 2, 51с.].
Новые и поистине удивительные открытия были сделаны в 2000 году археологами на руинах Гунур-депе, были обнаружены кости лошадей. Этот факт в очередной раз свидетельствует о том, что лошадь был одомашнена нашими предками на территории Туркменистана. В 2001 году здесь-же были найдены уникальная бронзовая голова лошади и особой конструкции трубки, напоминающие свирель, использовавшие в процессе дрессировки лошадей. Туркмены - издревле были ловкими и искусными всадниками. Туркменистан и поныне является не только международным центром мирового ахалтекинского коневодства, но и остаётся Родиной верховой езды. [3, 238-239с.].
У предков туркмен было особое отношение к лошадям. Любовь к этим удивительным существам, туркмены пронесли через века, о чём свидетельствует связанная с ахалтекинцем. Для них лошадь всегда была священным существом, товарищем, близким другом. Трудно представить туркмена без лошади, ведь, как говорят европейские исследователи, лошадь - равноправный член туркменской семьи. Трудно найти эпос, поэму или же стихотворение, где бы не восхвалялись ахалтекинские кони. В знаменитых эпосах «Горкут ата» и «Гёроглы», в стихах наших великих поэтов Махтумкули, Сейди, Зелили, Мятажи лошади отведено особое место. В них воспеваются такие её качества как преданность, отвага, неприхотливость, стремительность и др. Образ коня, символизирующий собой понятия чести, достоинства, героизма постоянно присутствует в произведениях народного творчества: сказках, легендах, преданиях, песнях, колыбельных, считалках и др. Образ ахалтекинского коня отражено также и в творчестве современных поэтов и писателей. [4, 69с.].
Предпочитая лошадей всем остальным животным мира, туркмены порой давали им больше имен, чем прозвищ. Жеребят лошадей они называют своими сыновьями, дочерями и даже внуками. Более того, туркмены неразрывно связывают свою судьбу с судьбой коня.
Достоверные исторической и этнографической точек здания сведения о практике тренировок, особенностях ухода за животными, рационе питания, характерных элементах их дрессировки, которые использовались туркменскими конюхами в прежние эпохи, были собраны в ходе экспедиции российских специалистов в Туркменистан в 20-30-годах прошлого века. Проверенное веками обучение, прошедший до наших дней бесценный опыт по бренингу коней подробно описан это в глубоко научной книге Героя Аркадага Гурбангулы Бердымухамедова «Ahalteke bedewi - bizin buysanjymyz we §öhratymyz» ("Ахалтекинец - наша гордость и слава"(: «... Отъём жеребят от маток туркмены проводили не ранее пяти-шестимесячного возраста. Однако было немало случаев, когда жеребёнок оставался в хозяйстве
дайханина и ходил за матерью до года. К недоуздку его приучали до отъёма, затем выводили на поводу. Наверное, лошадь, выросшая около жилища хозяина, бравшая корм только из его рук, поддавались первоначальному обучению гораздо легче. Когда жеребёнок привыкал к удилам и поводу, ему на спину клали вьючок из двух снопов люцерны, приучая таким образом к ощущению тяжести на спине. Затем на лошадь, не достигшую годовалого возраста, сажали мальчика и подготавливали её к осенним скачкам полуторагодовиков.» [1, 46с.].
Любовь и глубокую привязанность к ахалтекинцу туркмены пронесли через тысячелетия своей славной истории, донеся её до наших дней. Список использованной литературы:
1. Бердымухамедов Г. Ахалтекинец - наша гордость и слава. - Ашхабад, 2008.
2. Белогонов М.Н. О значении ахалтенской и йомудской пород лошадей Туркменской ССР и мерах по улучшению племенной работы с ними // Известия АН ТССР. - Ашхабад, 1966. - № 6.
3. Сарианиди В. И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. - Ашхабад, 2002.
© Гундогдыев Р., 2025