Научная статья на тему 'МАГНИТНЫЙ МОМЕНТ И МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МОЛЕКУЛЫ'

МАГНИТНЫЙ МОМЕНТ И МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МОЛЕКУЛЫ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАГНИТНЫЙ МОМЕНТ И МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МОЛЕКУЛЫ»

УДК 54

Аганязова С.

Преподаватель Сейитмухаммедов Дж.

студент Газаков С.,

студент

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Ашхабад, Туркменистан.

МАГНИТНЫЙ МОМЕНТ И МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МОЛЕКУЛЫ

Явления, возникающие при помещении молекул в магнитное поле, определяют их магнитные свойства и проявляются в форме молекулярных спектров. Важные экспериментальные методы изучения магнитных свойств молекул ориентированы на непосредственное воздействие постоянного и переменного внешнего магнитного поля на молекулы вещества.

Будут рассмотрены молекулы газообразных веществ и жидкостей или молекулы растворенных веществ в жидких растворах. В таких условиях полнее раскрываются магнитные свойства отдельных молекул вещества. Магнитные свойства молекулы характеризуются двумя основными параметрами: вектором магнитного момента ц и магнитной восприимчивостью Х.

Молекула - это система заряженных частиц, состоящая из ядер и электронов. Определенные типы электронов и ядер обладают собственным ненулевым магнитным моментом. Поэтому момент этой системы складывается из векторной суммы моментов отдельных частиц (ядер, электронов), а во-вторых, он складывается из моментов, возникающих в результате орбитального движения заряженных частиц или вращения систем заряженных частиц. частицы. Он меньше магнитного момента ядер (в 1000 раз). Кроме того, поскольку векторная связь векторов магнитных моментов ядер в молекуле мала, она легко нарушается в слабом магнитном поле. Поэтому магнитным моментом ядер пренебрегают.

Магнитный момент молекулы в основном определяется орбитальным и спиновым моментами кванта движения электронов. Если орбитальный и спиновый моменты в изучаемом состоянии равны 0, то появляется меньший магнитный момент за счет вращения молекулы. Момент этого вращения (при отсутствии орбитального и спинового моментов) записывается как: §г - коэффициент Ландена - число, равное единице ] - количество вращений тр - масса протона цоп - ядерный магнетон

Если и орбитальный, и спиновый моменты электронов в рассматриваемом состоянии отличны от 0, то магнитный момент молекулы определяется их суммой. В простом случае линейной молекулы, когда вектор спина сильно связан с межъядерной осью, магнитный момент молекулы определяется как:

еИ ц = 4 % т С е ( Л + 2 Е ) = ц 0 ( Л + 2 Е ) Таким образом, только 5*0, (квантовое число полного спина электронов), т.е. в мультиплетных состояниях (дуплет, триплет, квартет и т.п.) или в случае, когда орбитальный момент не равен 0, равен размер магнетона Бора зависит от степени молекул. Магнитные моменты, определяемые уравнением (1), в 1000 раз меньше, чем определенные уравнениями (3) и (5), поскольку ядерный магнетон цон в 1000 раз меньше магнетона Бора ц0.

Когда молекула имеет нечетное число электронов, квантовое число 5 всегда отлично от нуля. Молекулы в этом состоянии всегда имеют меньший магнитный момент. Молекулы с четным числом

электронов ^=0) имеют орбитальный электронный момент, равный 0 - магнитный момент отсутствует.

В триплетных возбужденных электронных состояниях молекулы с четным числом электронов имеют меньший магнитный момент.

Когда макротело помещается в магнитное поле, у него возникает магнитный момент. Если тело может изменить свое свободное направление в однородном магнитном поле, то оно поворачивает вектор индуцированного момента в сторону направления магнитного поля, т. е. магнитный момент становится больше. Если тело ориентировано вектором момента противоположно направлению магнитного поля, то его магнитный момент меньше по абсолютной величине. В случае I тело называют парамагнитным телом, а в случае II — диамагнитным телом.

Это обозначение макроскопических тел относится и к молекулам. Если магнитный момент молекулы является наибольшим по абсолютной величине, когда она ориентирована в магнитном поле, такая молекула называется парамагнитной молекулой. Когда молекула диамагнитна, ее магнитный момент наименьший по абсолютной величине, а направление момента направлено против направления магнитного поля.

Структура спектров ЭПР. Мы помещаем вещество в постоянное магнитное поле, чтобы получить его спектр. В магнитном поле состояния парамагнитных молекул (или ионов) могут различаться по энергии.

Список использованной литературы:

1. Хейт, Диккерсон, Грей. Основные законы и понятия химии. - М.: Мир, 1987

2. Коровин Н. В. Общая химия: Учеб. для технических направ. и спец. вузов. - М.: Высш шк., 1998.

3. Корольков Д. В. «Основы неорганической химии» М.: Прос вещение, 1982.

© Аганязова С. Сейитмухаммедов Дж., Газаков С., 2024

УДК 378.147:54

Гандымов А., Чарымырадов Д., Чапанова Л., Агабаева С.

Студенты 1-ого курса химического факультета ТГУ имени Махтумкули

г. Ашхабад. Туркменистан Научный руководитель: Сапаров Б.

Преподаватель кафедры органической химии ТГУ имени Махтумкули

г. Ашхабад. Туркменистан

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВУЗАХ

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к преподаванию химии в высших учебных заведениях. Особое внимание уделено интерактивным методам, цифровым технологиям, проблемно-ориентированному обучению, исследовательскому и междисциплинарному подходам. Предложенные методы способствуют развитию у студентов практических навыков, критического мышления и способности к самостоятельному обучению. Рассмотрены примеры использования виртуальных лабораторий, мобильных приложений и научных проектов для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова:

преподавание химии, современные методы, интерактивные технологии, проблемно-ориентированное обучение, цифровизация, междисциплинарный подход, виртуальные лаборатории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.