ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 378.22. (470.63) © 2014 г.
А.А. Аникеев
МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА ГУМАНИТАРИЕВ В УНИВЕРСИТЕТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Аникеев Алексей Алексеевич - доктор исторических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета e-mail: anikeevst@mail .ru
Аннотация. Статья раскрывает организацию подготовки магистров в ведущих университетах Дона и Северного Кавказа. Анализируются магистерские программы по направлениям «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историческая политология» и др.
Ключевые слова: Болонский процесс, бакалавриат, магистратура, магистерская образовательная программа.
Главными факторами развития современного высшего образования в Европе являются глобализация и интернационализация, которые призваны отменить социокультурные и образовательные барьеры, добиться эквивалентности высшего образования [1, 2]. В этой связи важно проанализировать внедрение идей Болонского процесса, формирование организационной и нормативной базы, методики и новых технологий в вузах Юга России. Рассмотрим это на примере обучения историков.
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования присоединилась Россия. В Берлинском коммюнике была внесена соответствующая запись: «Министры приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и Македонии на
членство, увеличивая таким образом число участников до 40 европейских стран» [3]. С 2004 г. началось формирование организационных, нормативных и методических основ участия России в Болонском процессе. Опираясь на эти решения, университеты России приступили к реализации основных принципов Болонского процесса, которые включают принятие сопоставимых степеней в системе высшего образования, в том числе через внедрение приложения к диплому, принятие системы, основанной на двух основных циклах обучения: бакалавр и магистр и/или доктор наук, как это принято во многих европейских странах; внедрение зачетных единиц по типу БСТ8 - европейской системы трудоемкости учебных дисциплин и модулей; содействие вовлечению студентов в НИР, международное сотрудничество и студенческая мобильность [3].
Ряд университетов России стали вести обучение на основе вышеназванных принципов с середины 90-х гг.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (магистерская школа по экономике), Санкт-Петербургский государственный университет, Институт международных отношений (университет) МИД РФ. Так, Российский университет дружбы народов, Челябинский и Томский университеты начали реализацию приложения к диплому европейского образца.
Из вузов Дона и Северного Кавказа многоуровневая подготовка студентов наиболее эффективно была организованна в Ставропольском государственном университете, где с 1993 г. магистерскую подготовку только на историческом факультете прошли 326 выпускников, из которых впоследствии 123 защитили кандидатскую и 10 - докторскую диссертации [4].
Многоуровневая подготовка студентов осуществлялась на основе демократизации, гуманитаризации, фундаментализации, информатизации. Все эти идеи начали реализовываться на первом уровне высшего образования - в бакалавриате, где студенты путем изучения широкого круга дисциплин общекультурного блока погружались в контекст общечеловеческой культуры, различных наук и языков.
В магистратуре шла углубленная профессиональная подготовка через специальные образовательные дисциплины и научно-исследовательскую работу, которые были примерно равны по объему трудозатрат: 2,2 тыс. ч. Это было связано с тем, что магистратура -прежде всего научная школа, призванная вооружить выпускников не только углубленными знаниями, но и методологией, методикой и конкретными навыками научных исследований, поэтому главными фор-
мами занятий здесь были проблемные лекции, исследовательские семинары, научные доклады и учебно-научные конференции [4].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования перевели подготовку студентов на основу формирования компетенции. Так, выпускник исторического факультета должен знать современные подходы к изучению исторических процессов; умело использовать фундаментальные и прикладные знания в своей профессиональной деятельности; владеть навыками междисциплинарного исторического анализа при решении исследовательских и образовательных задач.
К сожалению, ФГОС ослабили целевую направленность магистерской подготовки, зашифровали федеральный компонент образовательной программы, оставив выбор дисциплин теоретической подготовки магистров за вузами, снизили требования к обеспечению магистратуры докторами и профессорами, рекомендовали расширить очно-заочную и заочную формы обучения магистров, т.е. вернули магистратуру к известным рабфакам, которые не позволяют готовить квалифицированную научную смену.
Какова же современная практика подготовки магистров в университетах Дона и Северного Кавказа? Рассмотрим этот вопрос на примере ведущих вузов региона. Главным источником при этом будут служить магистерские программы, предлагаемые университетами, в концентрированном виде отражающие систему обучения магистров.
Сайты университетов показывают, что в университетах региона реализуются достаточно разнообразные программы для историков. Здесь имеются образовательные программы по археологии, отечественной и всеобщей истории, исторической политологии, конфликтологии и др. Например, в Южном федеральном университете ведется подготовка магистров по направлению «История», которое включает следующие программы: «Археология», «Отечественная история», «Историческая политология» и «Этноконфессиональные процессы в современном мире». Аннотации указанных выше программ содержат четкие концепции целей обучения и компетенций, виды профессиональной деятельности. К сожалению, отсутствие учебных планов на сайте не позволяет судить о содержании подготовки, формах и методах.
Исключение составляет магистерская программа по исторической политологии, составлена на междисциплинарной основе. При наличии высококвалифицированного состава кафедр факультет предлагает студентам такие, как «Философия и методология исторической науки», «Методология социально-гуманитарных наук» (что представ-
ляет известный дубляж предшествующего курса), «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Актуальные проблемы современной исторической науки» - дисциплины, важные для профессионального становления магистра [5].
В последующих разделах учебного плана содержится набор курсов - «Политическая регионалистика», «Источниковедение», «Историография», «Методика преподавания исторических дисциплин в вузах». При всей широте названных дисциплин обращает внимание наличие в плане курса «Методика исторического исследования: модель магистерской диссертации», который призван сформулировать исследовательские умения и навыки будущих магистров [5].
Сайт Кубанского государственного университета содержит четыре образовательные программы по направлению «История»: «Проблемы модернизации по реформенной России (1861 - 1917 гг.)», «Северный Кавказ в новейшей истории России», «Глобализация и регионализм в странах Запада и Востока в новое и новейшее время» и «Этнические проблемы и культурное многообразие». Как видим, направления магистерской подготовки формируются на кафедральной основе.
Программы формулируют основные задачи и компетенции выпускников магистратуры, а также перечень специальных дисциплин, подлежащих изучению. Магистерская программа «Проблемы модернизации пореформенной России (1861 - 1917 гг.)» содержит следующие дисциплины: «Казачество в истории России», «Казачество как исторический феномен», «Источниковедение и методы работы с источниками», «Историческая библиография», «История политической мысли в пореформенный период», «История либерализма в России», «Педагогика и психология высшей школы» и др. Следовательно, учебные дисциплины нацеливают будущих магистров на изучение актуальных проблем пореформенной истории России и вооружают инструментарием научного познания.
Практики, предусмотренные программой, проводятся в краевом архиве, музее и библиотеке. В то же время практическое закрепление компетенции педагогической деятельности магистрантов не предусмотрено, хотя очевидно, что основные места трудоустройства выпускников в регионе - различные типы учебных заведений [6].
Магистерская программа «Северный Кавказ в новейшей истории России», учитывая сложность социально-политической обстановки в этом регионе, представляется важным как в научном, так и образовательном плане. Перечень изучаемых дисциплин включает следующие:
«Жизнь и мир молодого человека в советской России (1920 - 1930 гг.)», «Проблемы социально-демографической истории Кубано-Черноморского региона», «Межэтнические отношения и государственное строительство в СССР: уроки исторического опыта». Обращает на себя внимание расширенная тематика учебных курсов, из которой трудно понять, какое место в них занимают проблемы Северного Кавказа. В магистерской программе отсутствуют учебные дисциплины по методологии и методике исторического исследования.
Программа «Глобализация и регионализм в странах Запада и Востока в новое и новейшее время», сформированная кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений, основывается на многолетних изысканиях ученых этой кафедры по этой теме в рамках совместного проекта Института Европы РАН и Кубанского госуниверситета [6].
В программе полно и всесторонне формулируются цели, задачи и компетенции обучения студентов. Для реализации программы кафедра читает следующие дисциплины: «Постколониальное развитие стран Востока (ХХ - начало XXI в.)», «Средиземноморско-Черноморский регион в контексте международной безопасности», «Художественная культура стран мусульманского Востока», «Гуманистические идеалы в художественной культуре стран Запада в новое и новейшее время», «Историография новой и новейшей истории», «Русская эмиграция на Западе» и др. Очевидно, что учебные курсы носят слишком обобщенный характер и не сконцентрированы на проблемах глобализации и регионализма.
Интерес представляет магистерская программа «Этнические проблемы и культурное многообразие», главная цель которой - подготовка историков, способных осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области изучения этнических проблем. В рамках данной программы предусмотрено изучение следующих дисциплин: «Эволюция человеческих обществ», «Физическая антропология», «Прикладные антропологические исследования», «Принципы и методы полевой работы», «Антропология в коллекциях музея» и др. [6]. Очевидно, что программа нуждается в территориальной и временной корректировке.
В Кабардино-Балкарском госуниверситете реализуются 23 магистерских программы. Наибольшей популярностью пользуются конфликтология, борьба с терроризмом, преодоление деструктивных тенденций в Северо-Кавказском регионе [7]. В процессе обучения будущих магистров учат воспринимать новые знания, формируют научно-
исследовательские компетенции, развивают у студентов навыки работать в научном коллективе.
Кабардино-Балкарский университет ведет активное международное сотрудничество. С 2010 г. начали работать программы двойных дипломов КБГУ с четырьмя зарубежными вузами-партнерами: Свободным университетом Берлина («Конфликтология»), Йенским университетом им. Фридриха Шиллера («Деловое администрирование»), Голландским университетом Саксион («Предпринимательство», «Промышленный менеджмент», «Устойчивый (экологический) бизнес в условиях глобализации»), Швейцарской бизнес-школой в Монтрё («Бизнес-администрирование») [7].
Северо-Кавказский федеральный университет продолжает развивать накопленный опыт магистерской подготовки не только в области естественных и технических наук, но и в сфере социально-политических наук. На факультете истории, философии и искусства реализуются магистерские программы: «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историческое образование», «Прикладная политология» и др.
Магистерская программа «Отечественная история» направлена на формирование навыков исследовательской работы, компетенции в области методологии, историографии, источниковедения, а также методов научного исследования по истории России. Студенты изучают дисциплины: «История России в контексте мировых цивилизаций», «Актуальные проблемы историографии истории России», «Источниковедение и методы исследования истории России», «История традиционных религий России и проблемы нравственного воспитания», «Северный Кавказ в интеллектуальном пространстве Х1Х-ХХ вв.», «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» и
др. [8].
Как видим, основное внимание кафедры сосредоточено не только на изучении студентами актуальных конкретно-исторических проблем, но и на вооружении их навыками владения научным инструментарием. Программа «Всеобщая история» ориентирована на углубленную подготовку к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Дисциплины магистерской программы: «Сравнительная история мировых цивилизаций», «Актуальные проблемы историографии всеобщей истории», «Источниковедение и методы исторического исследования всеобщей истории», «История мировых религий и формирование толерантности», «Междисциплинарные подходы в современ-
ной исторической науке», «Методика и организация исследовании по всеобщей истории» и др. [8].
Магистерская программа «Историческое образование» введена в 2010 г. в экспериментальном порядке. Ее главная цель - вооружить студентов исследовательскими и образовательными навыками для работы в профильных, средних, среднеспециальных и высших учебных заведениях. Постановка этой программы была обусловлена введением в школах нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Несмотря на краткосрочную подготовку учителей к преподаванию этого курса, школы края испытывают серьезную трудность в изучении данного предмета. Дисциплины магистерской программы включают следующие курсы: «История и философия науки», «Методология исторической науки и образования», «Распространение христианства на Северном Кавказе», «Преподавание истории в школах зарубежных стран» и др.
Как видим, в программе не достает базовой дисциплины «Историческое образование в современной России (регионе)», на которую выпускники магистратуры могли бы опереться в своей работе. Требует дальнейшего совершенствования рабочая программа с точки зрения освоения студентами методики и организации научно-исследовательской работы.
Представляется назревшей для университетов региона создание магистратуры по востоковедению. Еще в 1999 г. председатель СКНЦ ВШ член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов, учитывая ситуацию на Северном Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке, предлагал создать центр востоковедения. Наиболее подходящим местом для этого он считал г. Ставрополь, стоящий на стыке трех цивилизаций, месте встречи многих культур и народов [9, с. 346].
Подводя итоги, отметим, что магистратура нашла внедрение в деятельности вузов Дона и Северного Кавказа. Не все магистерские программы совершенны. Особенно не достает дисциплин, формирующих научно-исследовательские компетенции выпускников. Но опыт вузов региона свидетельствует, что магистратура - это эффективная форма подготовки научно-педагогических кадров, а не «архитектурное излишество» в российской системе высшего профессионального образования.
Литература
1. Байденко В.И. Болонский процесс. М.,
ЯеГегепсев
1. Бтёвпко ¥.1. Bolonskii protsess.
2003.
M., 2003.
2. Воденко К.В. Взаимодействие социальных институтов религии, науки и образования в современном обществе // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочерк. по-литехн. ин-та). Соц.-эконом. науки. 2012. № 6. С. 267-272.
3. Болонский процесс. Основополагающие материалы. М., 2007.
4. Магистратура по направлению «История» / сост. проф. А.А. Аникеев. Ставрополь, 2001.
5. Базовый учебный план магистратуры ЮФУ по направлению «История»: историческая политология [Электронный документ]. URL: http://sfedu.ru/www/ edu.main (дата обращения: 10.09.2013).
6. Основные образовательные программы КубГУ на основе ФГОС [Электронный документ]. URL: http://www.kubsu.ru/ edu-cation/programs/030600_68.php (дата обращения: 05.01.2014).
7. Основные образовательные программы КБГУ [Электронный документ]. URL: http://www.kbsu.ru/education/programs (дата обращения: 07.03.2014).
8. Магистратура в Северо-Кавказском федеральном университете : информационный сборник. Ставрополь, 2013.
9. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминание очевидца. Ростов н/Д., 2004.
10. Аникеев А.А. Методика и организация исторического исследования по всеобщей истории : учебное пособие. Ставрополь, 2013.
2. Vodenko ^.V.Vzaimodeistvie sotsial'nykh institutov religii, nauki i obrazovaniia v sovremennom obshchestve // Vestn. Iuzh.-Ros. gos. tekhn. un-ta (Novocherk. politekhn. in-ta). Sots.-ekonom. nauki. 2012. № 6. S. 267-272.
3. Bolonskii protsess. Osnovopolagaiushchie materialy. M., 2007.
4. Magistratura po napravleniiu «Istoriia» / sost. prof. A.A. Anikeev. Stavropol', 2001.
5. Bazovyi uchebnyi plan magistratury IuFU po napravleniiu «Istoriia»: istoricheskaia politologiia [Elektronnyi dokument]. URL: http://sfedu.ru/www/ edu.main (data obrashcheniia:10.09.2013).
6. Osnovnye obrazovatel'nye programmy KubGU na osnove FGOS [Elektronnyi dokument]. URL: http://www. kubsu.ru/educati on/programs/030600_68.php (data obrashcheniia:05.01.2014).
7. Osnovnye obrazovatel'nye programmy KBGU [Elektronnyi dokument]. URL: http://www.kbsu.ru/education/programs (data obrashcheniia: 07.03.2014).
8. Magistratura v Severo-Kavkazskom federal'nom universitete : Informatsionnyi sbornik. Stavropol', 2013.
9. Zhdanov Iu.A. Vzgliad v proshloe: vospominanie ochevidtsa. Rostov n/D., 2004.
10. Anikeev A.A. Metodika i organizatsiia istoricheskogo issledovaniia po vseobshchei istorii : uchebnoe posobie. Stavropol', 2013.