И Н Н О В А Ц И И И Т Е Х Н О Л О Г И И УДК 378.22(470.51)
О. М. Мельникова
программа специализированной подготовки магистров по направлению 030600 «история» «финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении»
Дается характеристика принципов построения учебного курса в области финно-угорской истории и обосновывается содержание дисциплин.
Ключевые слова: магистратура, финно-угорский мир, исторические науки, образовательная программа.
Базой для разработки программы обучения специалистов в области финно-угорской истории стал Федеральный образовательный стандарт по истории, положения которого обеспечивают качественную подготовку историков с гуманитарной, языковой и социокультурной составляющими.
Такая программа была подготовлена на кафедре этнологии и истории Удмуртии Удмуртского государственного университета и реализуется с 2012 г. Она предназначена для специализированной подготовки магистров по направлению 030600 «История» с присвоением квалификации (степени) «магистр» и направлена на формирование у магистрантов комплексных компетенций по вопросам социального, политического, экономического, культурного, языкового развития, истории финно-угорских народов России и Европы.
Потребность в высококвалифицированных кадрах, ориентированных на базе направления «История» на такую широкую междисциплинарную подготовку специалистов, обусловлена как заинтересованностью Удмуртского университета в дальнейшей профилизации выпускников направлений социально-гуманитарного профиля «история», «филология», «политология», «международные отношения», «туризм» и др., так и острой необходимостью в практических и научно-исследовательских кадрах, способных стать экспертным сообществом в решении вопросов национально-регионального, языкового, социально-политического, культурного развития финно-угорских народов России, сохранения их этнической идентичности.
В условиях развития междисциплинарности как механизма активного приращения научных знаний, магистерская программа по истории финно-угорских
народов одновременно выступает как инновационный проект сближения образовательных программ, реализуемых в Удмуртском госуниверситете и в том или ином аспекте затрагивающих специфику финно-угорского мира. Реализация идей Болонского процесса, а также участие УдГУ в Ассоциации финно-угорских университетов позволяет в рамках магистерской программы использовать интеллектуальный потенциал финно-угорских университетов РФ и Европы. В условиях общеевропейской интеграции данная магистерская программа выступает в современном гуманитарном пространстве как инструмент подготовки высококвалифицированных кадров, способствующих сохранению культурного многообразия современного мира.
Миссия программы состоит в подготовке историков, способных осуществлять:
- научно-исследовательскую деятельность в области истории финно-угорских народов;
- экспертно-аналитическую и организационно-управленческую деятельность с учетом исторического контекста в процессе формирования и реализации национальной политики и принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления в области развития финно-угорских народов, а также освещения в СМИ;
- культурно-просветительскую деятельность в области сохранения историко-культурного наследия финно-угорских народов;
- педагогическую деятельность, ориентированную на анализ и объяснение политических, социокультурных и экономических аспектов истории в структуре цивилизационной составляющей исторического процесса.
Цели программы:
Подготовка для системы образования, науки, средств массовой информации, регионального и муниципального управления, туризма, музейной и архивной сферы кадров, обладающих необходимыми компетенциями для принятия и реализации решений, учитывающих национально-региональную (финно-угорскую) составляющую исторического процесса.
Задачи программы:
- обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы образования, науки, средств массовой информации, регионального и муниципального управления, туризма, музейной и архивной сферы;
- развитие и профилирование исследовательских компетенций студентов в области истории;
- углубление и расширение практических компетенций в основных областях гуманитарного образовательного цикла, связанных с национально-региональной спецификой развития регионов России;
- обеспечение единства теоретической и практической подготовки магистрантов, способных по завершении образования осуществлять возложенные на них профессиональные обязанности;
- формирование социокультурной среды и создание условий, обеспечивающих профессиональную социализацию магистрантов;
- развитие междисциплинарных и межкультурных коммуникаций в условиях глобализации.
В течение многих лет преподаватели исторического факультета активно развивают дисциплины национально-регионального компонента в области этнологии, археологии, истории финно-угорских народов, а также источниковедения и историографии. Факультет неоднократно организовывал научные конференции разного уровня, посвященные разным аспектам истории финно-угорских народов. Необходимость подготовки экспертного сообщества для решения проблем сохранения и развития истории, языка, культуры финно-угорских народов потребовала консолидации усилий факультета в реализации предлагаемой магистерской программы.
Для этого привлечены преподаватели исторического факультета: этнограф д.и.н. В. Е. Владыкин, археолог к.и.н. Н. А. Лещинская, этносоциолог к.и.н. В. С. Воронцов, специалист по историческому краеведению к.и.н. И. Г. Шапран; специалист в области музееведения к.и.н. О. А. Казанцева, ученые УИИЯЛ УрО РАН директор института д.и.н. А. Е. Загребин, этнолог д.и.н. Г. А. Никитина, фольклорист д.ф.н. Т. Г. Владыкина, а также крупные специалисты из других финно-угорских вузов - партнеров УдГУ (так, уже в текущем учебном году один из модулей курса «Язык как исторический источник» был дистанционно прочитан проф. Западно-Венгерского университета, Почетным профессором УдГУ Яношем Пустаи).
Особенность программы состоит также в использовании научного потенциала УдГУ в области социально-гуманитарных исследований, реализуемых в других подразделениях УдГУ. Так, для языковой подготовки привлечены специалисты факультета удмуртской филологии: д.ф.н. Н. В. Кондратьева, к.ф.н. В. Л. Шибанов, к.ф.н. Г. А. Глухова. В ходе обучения студентов предполагается их обучение в финно-угорских вузах-партнерах УдГУ.
Научный руководитель программы - д.и.н. О. М. Мельникова. Предмет ее научных исследований - становление профессиональной исторической науки в Урало-Поволжье, история становления научного знания в области региональной археологии России. Она автор ряда научно-методических работ и учебно-методических пособий для студентов-историков; член Президиума УМС УдГУ; участвует в работе Российского общества интеллектуальной истории; имеет звание «Почетного работника высшего профессионального образования РФ».
Методическое сопровождение программы предполагает использование образовательных технологий, рекомендуемых ФГОС, включая занятия с участием специалистов из вузов-партнеров в форме вебинаров, интернет-конференций.
Библиотечный фонд УдГУ содержит новейшую литературу по истории финно-угорских народов, официальные, справочно-библиографические и специализированные издания (в т.ч. в электронно-библиотечной системе) в количестве, достаточном для освоения образовательной программы. Авторы значительной части работ - преподаватели УдГУ.
Программа предполагает проведение научно-исследовательского семинара, в ходе которого магистры осваивают методологические аспекты научного творчества, общаются с учеными, политиками, журналистами, чья деятельность связана с финно-угорской тематикой.
Помимо научно-исследовательской работы, обучение включает в себя две практики: научно-педагогическую - в качестве преподавателей на разных факультетах УдГУ, где предусмотрены дисциплины национально-регионального компонента, и научно-исследовательскую - на базе УИИЯЛ УрО РАН, с использованием потенциала его научной библиотеки и научно-отраслевого архива для выполнения магистерской диссертации.
Список дисциплин программы специализированной магистерской подготовки «Финно-угорский мир в историко-культурноМ и социально-политическом измерении» на 2012-2014 уч. гг. представлен 5 модулями, объединяющими дисциплины общенаучного и профессионального цикла (базовая и вариативная часть, в т.ч. по выбору студента):
Модуль 1. «история, теория и методология исторического знания»
Философия и методология науки (базовая часть общенаучного цикла).
Информационные технологии в историческом исследовании и образовании (вариативная часть общенаучного цикла).
Актуальные проблемы исторических исследований (базовая часть профессионального цикла).
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке (базовая часть профессионального цикла).
Модуль 2. «история и культура финно-угорских народов»
Этнографическое финно-угроведение (вариативная часть профессионального цикла).
История и регионально-государственное развитие финно-угорских народов (вариативная часть профессионального цикла).
Проблемы этнокультурного и этнополитического развития финно-угорских народов (XVI-XXI вв.) (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Финно-пермские народы на археологической карте средневековой Евразии (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Историко-культурные ландшафты финно-угорского мира (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Модуль 3. «политико-правовая и социальная история финно-угорского мира»
Правоведение (этноправоведение) (базовая часть общенаучного цикла).
Этносоциология (вариативная часть общенаучного цикла).
Социолингвистика (вариативная часть общенаучного цикла).
Этнические меньшинства, региональные языки и этнополитика в исторической рестроспективе (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Методика и дидактика преподавания национально-региональных проблем в гуманитарном образовании (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Модуль 4. «интеллектуальная история финно-угорских народов»
Традиции исторического изучения финно-угорского мира: мир историка и исследовательская культура (вариативная часть профессионального цикла).
Язык как исторический источник (вариативная часть профессионального цикла).
Национальные картины мира в истории литературы и искусства финно-угорских народов (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
История и культура финно-угорских народов в лицах (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Модуль 5. «Финно-угорский мир и европейские народы в их историческом взаимодействии»
Второй иностранный язык (финский) (базовая часть общенаучного цикла).
Этномузееведение (вариативная часть профессионального цикла).
Финно-угры, славяне, тюрки: исторический опыт взаимодействия - традиции и новации (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Диалог культур и цивилизаций в историческом измерении (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
Историческое краеведение финно-угорского мира (вариативная часть профессионального цикла, дисциплины по выбору).
В 2012 г. при первом наборе студентов на программу специализированной подготовки конкурсный отбор прошли 7 абитуриентов, среди которых - выпускники разных гуманитарных направлений подготовки: это - уже сложившиеся специалисты в области школьного образования, этнотуризма, региональной журналистики. Их профессиональные интересы учтены в темах магистерских диссертаций и в содержании изучаемых дисциплин.
В 2013 г. УдГУ планирует очередной конкурсный отбор на программу специализированной подготовки «ФИННО-УГОРСКИЙ МИР В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ», направление 030600 «ИСТОРИЯ» по следующим критериям: принимаются лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней: бакалавры и специалисты.
I. основное содержание вступительного испытания в магистратуру по программе специализированной подготовки.
Поступающие в магистратуру по направлению 030600 «История» проходят вступительные испытания в форме конкурса портфолио и собеседования.
1. конкурс портфолио как разновидность вступительного испытания - это конкурс документов, на основании которых оценивается степень готовности абитуриента к получению высшего профессионального образования.
В состав документов могут входить дипломы, сертификаты, программы, свидетельствующие об:
участии абитуриента в научных конференциях разного уровня - факультетских, вузовских, региональных, всероссийских, международных (название, организация, время, место проведения, тема доклада);
участии в конкурсах научных работ, конкурсах грантов, олимпиадах, творческих выставках, экспедициях, зимних и летних школах и других формах учебно-исследовательской и научно исследовательской работы;
участии в подготовке научных мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
участии в работе студенческого научного общества;
предоставляется перечень опубликованных работ и их ксерокопии (если имеются);
и дипломы, сертификаты об уровне владения иностранными языками (если есть). Абитуриент может представить также сведения, подтверждающие получение им именных вузовских, республиканских или федеральных стипендий.
Если у абитуриента есть опыт профессиональной деятельности в области, связанной с тематикой программы специализированной подготовки «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении», он может изложить его в свободной форме.
Все документы для конкурса портфолио сдаются в Приемную комиссию вместе с документами, перечисленными в «Правилах приема в Удмуртский государственный университет в 2012 году» для обучения в магистратуре.
Конкурс портфолио включает также позицию «Диплом о высшем профессиональном образовании», который оценивается по двум параметрам:
- общий средний балл диплома;
- оценка за дипломную работу (для специалистов) и выпускную квалификационную работу (для бакалавров).
2. собеседование - вторая часть вступительного испытания.
Цель - выявление способности и готовности соискателя к образовательной и исследовательской деятельности в рамках магистратуры, представленных уровнем сформированности общенаучных и профессиональных компетенций.
Задачи собеседования:
- выявить интерес к научным исследованиям в рамках образовательной программы;
- выявить уровень исторических знаний и общей культуры, сформированных в ходе изучения абитуриентами непрофильных направлений и специальностей блоков общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин при обучении в бакалавриате или по программе подготовки специалиста;
- выявить уровень знаний в области отечественной и региональной истории России;
- выявить уровень владения базовым понятийным аппаратом и теоретическими знаниями в области исторической науки.
Эта часть вступительного испытания включает:
1. собеседование о мотивах поступления абитуриента на программу магистерской подготовки «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении» как готовность абитуриента ответить на следующие вопросы:
Какие причины побудили Вас продолжить свое образование и принять решение о поступлении на программу «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении»?
Почему вы выбрали именно эту программу специализированной подготовки?
Каковы Ваши ожидания от обучения по данной программе?
Каким образом Вы планируете использовать полученные знания, умения, навыки (компетенции) в своей профессиональной деятельности?
Каковы Ваши профессиональные планы на будущее и как в их реализации может помочь обучение по программе?
2. собеседование по заранее объявленной теме исторического эссе ставит задачу - выявить общие предметные знания, умения и навыки по направлению 030600 «История», необходимые для освоения программы специализированной подготовки «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении». Абитуриент в свободной форме излагает свое понимание темы, при этом обращая внимание на следующие сюжеты:
охарактеризовать исторические источники по теме (указать конкретные типы, виды);
дать обзор исследований (научных трудов: монографий, статей) и точек зрения ученых по теме;
выделить наиболее значимые проблемы, существующие в науке по теме; привести конкретные даты исторических событий;
назвать имена конкретных исторических личностей и охарактеризовать их деятельность в связи с темой;
описать наиболее значимые для темы исторические факты (явления, события, процессы);
дать анализ рассматриваемых вопросов.
В процессе вступительного испытания у соискателя есть возможность проявить творческий подход при изложении материала, продемонстрировать логику исторического научного мышления, умение критически оценить проблемные вопросы истории и культуры.
темы для собеседования
тема 1. источники по истории регионов, компактного проживания финно-угорских народов.
Возможно выбрать для этого любой из регионов компактного проживания финно-угорских народов: археологические, этнографические, лингвистические, фольклорные, устная история, письменные, фонодокументы, кинофотовидео-документы. Желательно указать издания, в которых опубликованы наиболее значимые источники, а также архивы, в которых они собраны; охарактеризовать их особенности и познавательные возможности для изучения истории, круг научных проблем, которые решаются на основе этих источников. Назвать имена ученых, которые внесли значительный вклад в поиск, выявление и изучение этих источников.
тема 2. Этническая история финно-угорских народов. Желательно отразить следующие вопросы: понятие «этнос» и «этногенез»; можно охарактеризовать проблемы этногенеза на примере конкретного народа по археологическим, этнографическим, лингвистическим, фольклорным источникам. Охарактеризовать язык, материальную и духовную культуру конкретного народа в исторической динамике, этническое самосознание и формы его проявления. Проанализировать факторы этнической консолидации конкретного народа. Рассмотреть его характеристику в условиях традиционного общества. Проанализировать процессы взаимодействия этносов и их культур. Проанализировать влияние
модернизации общества на развитие этноса и охарактеризовать его состояние в условиях современной глобализации.
тема 3. история изучения истории регионов, компактного проживания финно-угорских народов.
Возможно охарактеризовать историю изучения истории одного из регионов компактного проживания финно-угорских народов. Выделить основные периоды изучения истории региона. Назвать и проанализировать деятельность краеведов, ученых, наиболее известных учреждений, Академии Наук, других российских и зарубежных центров изучения региональной истории (университетов, научных обществ, музеев, архивов). Назвать и охарактеризовать обобщающие исследования, учебные пособия, справочники, библиографические издания, интернет-ресурсы, периодические издания, сборники документов и хрестоматии. Оценить научные достижения и назвать проблемы изучения истории региона.
тема 4. Характеристика конкретного исторического события, связанного с историей одного из регионов компактного проживания финно-угорских народов.
Абитуриент самостоятельно выбирает любой исторический факт (историческое явление, событие, процесс) из истории любого региона компактного проживания финно-угорских народов, связанный с любыми аспектами его прошлого (политического, социального, экономического, культурного и т.п.), относящийся к любому историческому периоду. Необходимо дать описание этого факта, источников и истории его изучения, проанализировать его, а также проблемы, связанные с изучением этого события. При необходимости сопоставить анализируемое событие с другими. Определить роль, место, значение и исторические последствия этого события в истории региона и России в целом.
5. Дать исторический портрет любого деятеля, известного в связи с историей одного из регионов компактного проживания финно-угорских народов.
Абитуриент самостоятельно выбирает объект для исторической биографии. Это может быть человек, деятельность которого связана с любой сферой общественной жизни и относится к любому периоду истории России (политический деятель, военный, ученый, педагог, рабочий, архитектор, художник, инженер, писатель и др.). Желательно назвать источники, из которых известна деятельность этого человека, привести труды историков, посвященные этому деятелю, выявить существующие в них оценки и точки зрения, определить научные проблемы, существующие в связи с осмыслением биографии рассматриваемого деятеля, оценить их. При необходимости сравнить анализируемую биографию с биографиями других исторических деятелей. Определить роль, место, значение и исторические последствия деятельности характеризуемого в ответе исторического деятеля.
Поступила в редакцию 12.03.2013
^^_
O. M. Melnikova
The programme of specialized training holders of a masters degree according to speciality 030600 «History Finno-Ugric world in historical and cultural, social and political measurement»
The article describes the principles of drawing up the course of studies in the field of Finno-Ugric history and substantiates the contents of the disciplines.
Keywords: the magistrates, Finno-Ugric world, historical science, educational' programme.
Мельникова Ольга Михайловна,
доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
г. Ижевск E-mail: [email protected]
Melnikova Olga Mikhailovna,
Doctor of Sciences (History), professor, Udmurt State University Izhevsk
E-mail: [email protected]