Т.М. Аминов, В.В. Алексеева
М.Н. ГИРФАНОВА (ФАХРЕТДИНОВА) - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР
Ключевые слова: история педагогики, дошкольное образование, биография М.Н. Гирфановой, профессиональное образование, Башкирская АССР.
Аннотация: В статье рассмотрены страницы жизни М.Н. Гирфановой - доцента кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического института, а также проанализирована ее диссертация по истории дошкольного образования нашей республики. С одной стороны, судьба этого человека типична для педагога и ученого: педтехникум, пединститут, аспирантура, с другой - она уникальна: женщина-доброволец, фронт, и главное, диссертация по проблеме, которая и сегодня остается неизученной. В работе классифицированы все типы дошкольных образовательных заведений, функционировавших в регионе в довоенный период. Проанализированы состояние и организация педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Также раскрывается проблема подготовки и повышения квалификации педагогов этой сферы.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных организаций обусловило решения ряда новых задач теоретического и содержательного характера. Какие необходимы условия для максимально благоприятного развития ребенка? Что должно входить в инвариантную и вариативную части образовательной программы? Как в педагогическом процессе целесообразнее учесть особенности региональных традиций, обычаев, и в целом культуры? Стратегически ответы на эти вопросы содержатся в нормативных документах и в работах ряда современных исследователей. Тем не менее, в этих работах недостаточно освещены вопросы конкретно-практического характера, раскрывающие процессуальный, целевой, структурный, содержательный и результативный компоненты организации образования. Названное обстоятельство актуализирует обращение к многоаспектному опыту, накопленному в истории дошкольного образования страны и Башкортостана в частности.
К региональным исследователям, занимавшимся обозначенной проблемой, относятся Ф.Х. Мустафина, Р.Х. Мухамедьяров, О.И. Сазонова, И.В. Лифанова, В.С. Агте, Б.Г. Цыбаев и другие. Среди них, конечно, особое место занимает М.Н. Гирфанова (девичья фамилия Фахретдинова), так как она была первой и, на сегодняшний день единственной, написавшей и защитившей диссертацию по истории дошкольного образования Башкирии. Работа, которая малоизвестна современному читателю.
Надо сказать о том, что хотя М.Н. Гирфанова была преподавателем кафедры педагогики нашего, тогда Башкирского государственного педагогического института, тем не менее, о ней и ее жизнедеятельности сохранилось не так много сведений. В работе при подготовке данной статьи были использованы две группы источников: письменные и устные. Безусловно, основным источником является диссертация Миннинур Нуретдиновны «Очерки по истории общественного дошкольного воспитания в Башкирской АССР (1917-1941)», защищенной в 1952 году в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена. Сведения о ней и ее деятельности опосредованно отражены в работах, посвященных Уфимскому дошкольному педагогическому училищу, там, где она работала несколько лет (Р.Х. Мухамедьяров [11], Р. Гареева [3]). Отдельные факты ее героического фронтового прошлого были найдены в материалах проекта Министерства обороны «Память народа» и в данных с сайта «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг.». Теоретическими основаниями работы послужили историко-педагогические исследования общероссийских и региональных ученых, таких как Т.М. Аминов, Т.А. Магсумов, Ф.Х. Мустафина и других. Безусловно, важным источником в создании целостной картины послужили воспоминания близких родственников Миннинур Нуретдиновны, ее старшего сына Н.В. Гирфанова и невестки Л.П. Гирфановой. При этом были использованы такие ме-
49
пеппгогический ЖУРНПЛ БПШКОРТОСТПНП М 4(71). ВОТ7
пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(71), Я017 ёмооай
тоды, как беседа, интервьюирование, анализ сохранившихся предметов материального характера, имеющих отношение к нашей героине.
Миннинур Нуретдиновна Гирфанова родилась 24 декабря 1919 года в деревне Староахуново Тюришевской волости Белебеевского уезда (в настоящее время село Ахун Кузеевского сельсовета Буздякского района Республики Башкортостан). Она была самой младшей в семье, в которой, кроме нее, росло еще пятеро детей. В 1921 году ей было всего полтора года, когда скоропостижно скончался отец Нуретдин Фахретдинов, работавший лесником. Все тяготы воспитания детей легли на плечи матери, Гафифы Фахретдиновой -работницы колхоза. В восемь лет маленькая Миннинур поступает учиться в начальную школу деревни Усманова, с пятого по седьмой классы продолжает обучение в деревне Староахуново.
Видимо, в эти годы у нее возникает интерес к педагогической профессии, что было вполне объяснимо. Ведь профессия педагога не только в эти годы, а в целом почти все двадцатое столетие, была привлекательна для молодежи: высокий социальный статус, уважительное отношение населения к учителям, достаточное материальное обеспечение. Да и потребности интенсивно развивающейся системы образования обусловливали необходимость увеличения количества квалифицированных педагогов. Опасения остаться без работы у выпускника педагогического учебного заведения не было вовсе. Так, после окончания семилетки М.Н. Гирфанова поступает на дошкольное отделение Башкирского областного педагогического техникума имени М.В. Фрунзе. После окончания этого техникума ее, как одну из лучших выпускниц, направляют для продолжения обучения в ЛГПИ имени А.И. Герцена.
После окончания педагогического вуза она возвращается в республику, где начинает работать преподавателем Уфимского дошкольного педагогического училища. Но заниматься любимым делом не получилось из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Проклятая война пожирала огромный людской ресурс, не делая никаких поблажек по возрастным, половым, социальным, образовательным признакам. Известно, что женщины не подлежали мобилизации, большинство из них, попавших на фронт, были добровольцами. Но даже добровольцев, особенно в начале войны, брали очень редко. Вот, что об этом повествуют строки одной газетной статьи: «Война идет уже год. Эти девушки, чтобы попасть на фронт, целый год обивали пороги райкомов комсомола. Убеждали, уговаривали, доказывали: они хотят защищать Родину! И вот, наконец, отправляются на фронт!» [1]. Речь в этой статье идет о Первом башкирском эшелоне девушек-добровольцев, отправленном в мае 1942 года на Сталинградский фронт.
Миннинур Нуретдиновна в этом эшелоне в числе более трех тысяч человек, была направлена в город Сталинград [6, 10], где, как известно, разворачивались одни из самых изнурительных сражений всей Второй мировой войны. Она была приписана в воинскую часть 80-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона 9-го корпуса ПВО ЮЗФ (Противовоздушная оборона Юго-Западного фронта) [14]. Этот артиллерийский дивизион принимал участие в сражениях Сталинградского, Воронежского, Западного и Южного фронтов [14]. Вместе со своими однополчанами М.Н. Гирфанова участвовала в освобождении Украинской ССР (Донбасс, Кривой Рог, Пятихатка, Николаев, Одесса), воевала в Молдавии, Румынии, Венгрии и Югославии.
В 1944-м она была принята в члены ВКП(б) (Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)). Известно, что по своей военной специальности она была зенитчицей, имела звание младшего сержанта. Кроме этого, она выполняла обязанности комсорга дивизиона, что, с одной стороны, говорило об ее авторитете и активной жизненной позиции, с другой - достаточно сложном положении комсомольских и партийных руководителей, которые должны были всегда находиться в первых рядах сражающихся солдат и офицеров. Из отдельных фактов участия нашей героини в Великой Отечественной войне знаем также, что с
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м «(7i). aoir SsSsS&e
1 сентября 1944 года по 28 марта 1945 года зенитный дивизион ее воинской части 32027 находился в венгерском городе Сегед. И только в августе 1945 года она была, наконец демобилизована.
За стойкость и самоотверженность Миннинур Нуретдиновна была награждена множеством медалей, среди которых «За боевые заслуги» (Приказ ВС Юго-Западного фронта ПВО №: 020/н от 27 апреля 1945) и «За оборону Сталинграда» [14, 15]. Ценным и интересным представляется выписка из приказа с описанием того, за что она была награждена. Приводим выписку полностью, сохранив стиль и общепринятые тогда сокращения: «За время пребывания в 80 ОЗАД ПВО показала себя стойким и мужественным воином. Работая на приборе ПУАЗО-З 3-й батареи во время напряженных боев у Сталинграда своей отвагой и самообладанием воодушевляла личный состав, обеспечивала точную работу прибора, что обусловливало успех боя и сбитие батареей 3-х вражеских бомбардировщиков. С образовавшим в составе дивизиона 1-й батареи, в новом составе т. Фахретдинова была послана комиссаром батареи и 1 -м номером ПУАЗО. За короткий срок она сколотила крепкую комсомольскую организацию, обеспечила авангардную роль комсомольцев в боевой работе и дисциплине. С сентября 1944 г. работала комсоргом дивизиона. Работает неустанно и напряженно, повседневно бывая непосредственно в подразделениях, мобилизует комсомольцев и молодых бойцов на выполнение боевой задачи, ведет большую воспитательную работу» [14].
Будучи фронтовиком, она завоевала авторитет и уважение среди однополчан, ее любили и за профессиональные и за личностные качества. Вот только несколько выдержек из того, что сохранилось: «На память сержанту Фахретдиновой М. от с-нта Шлякова П. в день ее отъезда на родину. Возьми фото, взгляни и вспомни, кто с тобой вместе шел в бой, и сразу все воспоминания раскроются перед тобой. Г. Сегед 30.VIII - 45. Венгрия. Не забывай боевых друзей». Или: «На долгую память подруге Мининур от Тали и Коли. Помни совместную службу в 80 ОЗАД. Венгрия г. Сегед. 22.8.45». Теплые отношения фронтовиков продолжались еще очень долгие годы, они переписывались, встречались, вспоминая события тех «роковых, сороковых...» [2, 6].
После демобилизации М.Н. Гирфанова вернулась в родное Уфимское педагогическое училище, в котором проработала до 1948 года. Затем поступила в аспирантуру ЛГПИ имени А.И. Герцена. Отметим, что это был один из крупнейших педагогических вузов нашей страны. В нем преподавали известные ученые, педагоги: Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Ш.И. Ганелин, А.П. Пинкевич, А.П. Усова и многие другие. Под их авторством и редакцией были изданы учебники, монографии для педагогических вузов и ссузов, по которым учились будущие педагоги всей страны.
Результатом успешного обучения в аспирантуре стала защита диссертации, которая была написана под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики Елизаветы Анатольевны Гребенщиковой. Конечно, научный руководитель - человек, который имеет огромное влияние на своего аспиранта. В определенном смысле судьбы руководителя и ее подопечной были схожи. Обе увлекались проблемами дошкольного образования, каждая по своему, тем не менее, стойко перенесли тяготы войны и вообще многие черты их характеров сильно перекликались. Среди их общих качеств, на наш взгляд, можно назвать такие, как целеустремленность, организованность, аккуратность, трудолюбие, общительность и отзывчивость.
Е.А. Гребенщикова пережила войну в блокадном Ленинграде, где работала педагогом в детском саду № 5 [5]. В это сложное и страшное время Е.А. Гребенщикова продолжала свою научную работу, она набирала на печатной машинке фирмы «Mercedes» информацию о деятельности дошкольного учреждения [9]. Записывала фразы, услышанные от детей, факты, отражающие детскую реакцию на происходящие вокруг события. Ее записи и воспоминания имеют большое и научное и воспитательное значение, поэтому в настоящее
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э
время они хранятся в Народном музее «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда», который находится в Педагогическом колледже № 8 г. Санкт-Петербурга [12].
Известно, что во время войны, даже в блокадном Ленинграде продолжалась и научная и творческая и любая другая созидательная деятельность человека. Одним из таких примеров может служить II научно-практическая конференция по дошкольному воспитанию, организованная в 1943 году, в которой активное участие в подготовке и проведении принимала Е.А. Гребенщикова. После окончания войны она преподает в педагогическом вузе. Здесь она становится одним из известных ученых, занимавшихся проблемами дошкольного образования и воспитания. Совместно с другими учеными, она работала над учебниками, хрестоматией по истории педагогики и истории педагогических вузов [7]. Была соавтором нового учебника по дошкольной педагогике, в котором ею была написана глава «Воспитатель детского сада». Позже она опубликовала монографию по истории дошкольного воспитания в городе Ленинграде. В 1960-х Елизавета Александровна совместно с Л.А. Порембской работала над проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Безусловно, яркий и целеустремленный человек, она оказала большое позитивное влияние на личностное и профессиональное становление М.Н. Гирфановой.
Нам неизвестно, почему М.Н. Гирфанова после защиты диссертации поехала работать в государственный университет Ростова-на-Дону [8]. То ли ее так распределили или так распорядилась судьба, сказать сложно. Тем не менее, она поддерживала связь с Башкирией, в отпуск приезжала к родным, встречалась с друзьями и бывшими коллегами. В один из таких приездов в родные края, происходит судьбоносное знакомство Миннинур Ну-ретдиновны со своим будущим мужем - Вакилем Калеевичем Гирфановым, который в это время был вдовцом. И познакомила ее с ним лучшая подруга Сахия Калимулловна Ремезо-ва (Гирфанова) - сестра Вакиля Калеевича.
В.К. Гирфанов - известный в республике агробиолог, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и БАССР, директор института биологии Башкирского филиала Академии наук СССР, в 1975-1979 годах - Председатель Верховного Совета Башкирской АССР [4]. Он был популярен среди населения, ведь не случайно его в народе с большой теплотой называли «Бодай-бабай» («дедушка-пшеница»). По воспоминаниям близких, они с первого взгляда понравились друг другу и поженились. В семье царили любовь и взаимопонимание. Еще одним из штрихов, иллюстрирующих портрет М.Н. Гирфановой, является и то, что она искренне, по-матерински воспитывает двух детей Вакиля Калеевича от первого брака. Вскоре в новой семье рождаются два сына. В настоящее время старший сын Наиль Вакилович Гирфанов работает главным бухгалтером, младший сын, Раиль Вакилович Гирфанов, служит в органах МВД.
После возвращения в республику М.Н. Гирфанова несколько лет проработала в Башкирском государственном университете. После того как в 1967 году был открыт Башкирский государственный педагогический институт, она перешла в новый вуз доцентом на кафедру педагогики и психологии. Читала курсы «История педагогики», «Введение в специальность». Занималась исследовательской работой по проблемам педагогической профориентации в целом и в системе дошкольного образования в частности. Была активным пропагандистом среди учителей республики. В марте 1972 года приняла активное участие во Всесоюзном симпозиуме «Педагогическая система А.С Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями», проходившем в Москве. Была награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР» и «За отличные успехи в работе».
К сожалению, ее жизнедеятельность прерывается трагической случайностью. В начале октября 1979 года, за два месяца до шестидесятилетия, М.Н. Гирфанову сбила машина. В 2009 году к 90-летию со дня рождения Миннинур Нуретдиновны был проведен вечер памяти, на котором присутствовали ее родные и близкие.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71). еог7 ёмао-ай
М.Н. Гирфанова была первым исследователем, кто тщательно проанализировал историю дошкольного образования в Башкирии с начала становления до 1941 года [13]. Исходя из цивилизационного подхода, автор выделяет шесть основных периодов развития названной системы образования, соответственно в диссертационном исследовании обозначаются следующие части: 1. Состояние общественного дошкольного воспитания в Башкирии до Великой Октябрьской социалистической революции. 2. Общественное дошкольное воспитание в Башкирии в годы установления Советской власти, гражданской войны и иностранной интервенции (1917-1920). 3. Общественное дошкольное воспитание в Башкирской АССР в период перехода на мирную работу по восстановлению и развитию народного хозяйства страны (1921-1925). 4. Общественное дошкольное воспитание в Башкирской АССР в период социалистической индустриализации страны (1926-1929). 5. Общественное дошкольное воспитание в Башкирской АССР в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930-1934). 6. Общественное дошкольное воспитание в Башкирской АССР в период завершения строительства социалистического общества, проведение Сталинской Конституции и постепенного перехода к коммунизму (1935-1941).
Анализ становления и развития дошкольного образования в республике построен на широком фоне социальных процессов, происходивших в это время. I мировая война, революция 1917 года, гражданская война, НЭП, неурожайные годы, подъемы и спады в развитии экономики - все, что объективно влияло на функционирование системы образования в целом и дошкольного, в частности. Важным является и то, что в работе сделан подробный обзор нормативных документов, которые повлияли на работу детских учреждений: декреты правительства, постановления центральных и региональных органов власти, циркуляры, приказы, статистические выкладки, отчеты Уфимского общества Народных университетов в области дошкольного воспитания, отчеты Уфимского губернского попечительства, доклады управы Уфимскому губернскому земскому собранию и многое другое.
Автором были использованы публикации в общероссийской и местной печати, журнал «Дошкольное воспитание», газеты «Уфимские губернские ведомости», «Красная Башкирия» и ряд других изданий. Исследованы архивные материалы ГЦИА (государственного центрального исторического архива), а также труды деятелей партии ВКП(б) - В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.К. Крупской. В диссертации был охвачен большой массив информации на русском, башкирском и татарском языках, который в настоящее время малодоступен современным читателям. Отметим также материалы музеев детских садов и методических кабинетов, которые со временем прекратили свое существование. Найти сегодня некоторые из приведенных в работе документов не представляется возможным.
В целом, в диссертации выделены три основных вопроса, анализируемых во всех шести ее главах. Во-первых, автор выделяет все многообразие типов дошкольных образовательных заведений, открываемых и функционировавших в регионе. Проведена классификация, а также анализ особенностей их развития в сравнении соответствующих процессов, наблюдаемых в системе дошкольного образования по стране. Во-вторых, проанализировано состояние и организация педагогического процесса в дошкольных учреждениях республики. Вскрываются целевые, содержательные, технологические и результативно-оценочные компоненты. В-третьих, автор обращает внимание на проблему подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Организация первых учреждений дошкольного образования в Уфимской губернии происходит уже в середине XIX века. Так, в 1849 году в Уфе был открыт приют Ведомства императрицы Марии, в который принимали детей-сирот от трех до девяти лет. В 1872 году был открыт частный платный детский сад для детей состоятельных слоев общества. В начале ХХ века в Уфимском, Белебеевском, Мензелинском уездах стали открывать сезонные ясли для детей, родители которых были заняты на летних полевых работах. В 1911 году в
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э
Уфе были открыты Народный детский сад, содержащийся за счет благотворительности, а также общедоступная для всех детей летняя детская площадка.
Необходимость популяризации целенаправленного дошкольного образования и воспитания детей среди населения обусловила множество различных инициатив заинтересованных ведомств, земства, общественности и даже частных лиц. Среди этих мероприятий были такие, как публикация справочной литературы о воспитании и гигиене детей, народные чтения, публичные лекции. Одной из таких инициатив была организация выставки детских работ. Событие привлекло внимание населения, ее посетили почти полторы тысячи человек. Как одно из следствий I мировой войны в г. Уфу было эвакуировано два детских учреждения - Киевский народный еврейский детский сад и детский сад Бырченко из г. Сумы.
В советский период новые детские площадки и детские сады были организованы летом 1919 года. Одной из особенностей их функционирования становится использование родных языков в общении детей и педагогов. Так, стали открываться детские сады на основе русского, башкирского, татарского и других языков. В зависимости от событий, происходивших в стране, менялась типология дошкольных учреждений. В начале 1920-х голодных годов приоритетными стали детские дома-интернаты. Позже, когда экономическое положение становится более стабильным, увеличивается потребность вовлечения женского населения в общественную деятельность, появляются детские комнаты. Их открывали при заводах, фабриках и даже при клубах и кинотеатрах.
Проходили десятилетия, менялись социальные условия, вместе с этим реформировались и организация педагогического процесса в дошкольных образовательных заведениях. Особенностями дореволюционного периода было то, что целью дошкольного образования было в первую очередь обеспечение присмотра и ухода за детьми. Их целенаправленным обучением, воспитанием и развитием занимались только в случае, если в учреждении работал специалист, получивший образования на педагогических курсах. Воспитание строилось на отдельных элементах системы немецкого педагога Ф. Фребеля.
В советский период организация педагогического процесса подверглась значительным изменениям. На смену фребелевской системе пришла организация детских садов по новым, широко обсуждаемым на съездах, программам и решениям. В 1920-е годы популярностью пользовалась идея «свободного воспитания», учитывающая индивидуальные особенности и интересы детей. Роль педагога акцентировалась на создании оптимальных условий, что являлось одним из показателей также активно развивающейся в отечественной педагогике теории воспитывающей среды.
Но отдельные положения свободного воспитания противоречили официальной идеологии, поэтому происходит постепенный отказ от этой теории. Детский сад становится учреждением, с помощью которого в сознании населения начинают внедряться новые идеи советского государства: раскрепощение женщины, приоритет общественного воспитания перед семейным, борьба с неграмотностью. В этот период стали открываться национальные детские сады, где общение строилось на основе родного языка.
Заметно изменились цели и содержание воспитательной работы детских учреждений. Идея всестороннего и гармоничного развития человека становится приоритетной. Поэтому вопросам нравственного, физического, умственного, трудового и эстетического воспитания уделяют достаточно внимания. Причем, воспитание становится более практико-ориентированным. Например, при организации знакомства с окружающим миром в детях формировали исследовательские качества. С помощью наблюдения они изучали окружающий мир, задавались вопросами, почему то или иное животное (растение) выглядит так, а не иначе. Много стало уделяться места физическому воспитанию и правильному питанию детей. В практику работы была введена утренняя гимнастика. Еще одной из особенностей воспитания этого времени стало формирование условий и качеств детского самоуправления.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71). еог7 ёмао-ай
В диссертации, как было сказано выше, большое внимание уделено педагогическому образованию, целью которого являлась подготовка специалистов для дошкольных учреждений. Соответствующее высшее образование до революции можно было получить только в крупных городах Российской империи. На Высших Фребелевских курсах в городах Санкт-Петербург и Киеве, Московские педагогические курсы при обществе воспитательниц и учительниц имени Тихомирова. Средних профессиональных учебных заведений, готовящих педагогов детского сада, в этот период сформировано не было. Поэтому соответствующих педагогов было очень мало. Не случайно в диссертации приведены воспоминания одного из современников того времени, из уст которого узнаем о том, что открытый в Уфе в 1911 году народный детский сад не может полноценно работать из-за недостатка педагогического персонала. Множество обращений Секции детского сада в различные педагогические сообщества, к сожалению, не увенчались успехом.
В первые советские десятилетия, потребности большого количества воспитателей, обусловили развитие курсовой подготовки специалистов. Так педагогические курсы стали открываться в Белебее, Уфе, Стерлитамаке. С середины 1920-х годов стали открываться первые на территории Башкирии педагогические учебные заведения по подготовке специалистов дошкольного образования. К ним относятся педагогические техникумы, позже реорганизованные в педагогические училища.
Много внимания автор уделяет вопросам повышения квалификации педагогических работников, среди форм которых выделяются семинары, съезды и конференции как всероссийского, так и регионального уровня. Проанализировано их влияние на постановку работы детского сада. В частности, позитивное влияние на развитие дошкольного образования оказал I Всебашкирский съезд деятелей народного просвещения, который прошел в г. Стерлитамаке в декабре 1919 года. На съезде обсуждались насущные проблемы организации дошкольного воспитания в республике, на основе которых было принято несколько важных решений. Так было принято решение об организации дошкольных подотделов при каждом кантоне. Подотделы должны были заняться решением таких непосредственных задач, как: 1) Провести учет детей дошкольного возраста; 2) Подобрать подходящие для детей помещения; 3) Решить кадровый вопрос с подбором воспитателей и открыть краткосрочные курсы для их подготовки; 4) Приобрести необходимую для работы с детьми литературу: методические пособия; 5) Организовать выставки и библиотеки, с помощью которых среди населения пропагандировать дошкольное воспитание.
Необходимо отметить то, что М.Н. Гирфанова была знакома и сотрудничала с рядом видных и ярких деятелей системы дошкольного образования в Башкирской АССр. Среди них были О.Г. Филадельфова, М.П. Стебакова, Ф.Х. Мустафина и другие. Например, О.Г. Филадельфова была одной из первых в Башкирии, получивших профессиональное образование по профилю. Она окончила дошкольные курсы имени Тихомирова в г. Москве, участвовала в работе летних детских площадок, в 1920-е годы вела курсы по дошкольной педагогике в ряде учебных заведений. С М.П. Стебаковой - первой женщиной республики, получившей высшее дошкольное педагогическое образование, Миннинур Нуретдиновна работала в Уфимском дошкольном педагогическом училище. Ф.Х. Мустафина была министром образования Башкирской АССР. Во время ее деятельности на этом посту дошкольное образование заметно улучшает свои позиции. Результаты деятельности детских садов в эти годы неоднократно представлялись на различных отечественных и зарубежных выставках, например, на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) в разделах «Образование в СССР» и к 50-летию СССР развития общественного воспитания в Башкирской АССР. О достижениях дошкольных учреждений снимали документальные фильмы. Несомненно, общение с известными практиками и организаторами дошкольного образования, способствовали укреплению научных и в целом мировоззренческих позиций нашей героини.
пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 4(71). SOI7 SSSSSS^
В целом, диссертация М.Н. Гирфановой (Фахретдиновой) освещает крупный период в истории дошкольного образования и педагогики Башкирской АССР. Период, за который названная сфера образования в регионе проходит путь от единичных детских учреждений до становления стройной и устоявшейся системы. В связи с этим работа имеет огромное значение для теоретического осмысления и практического воплощения позитивного опыта, накопленного дошкольным образованием Башкирской АССР в довоенный период.
1. Вильданова, А. Дюртюли - четыре дома [Текст] // Советская Россия. - № 48-49. - 9 апреля 2005.
2. Гареев, Р. Стало историей // Ленинец № 55 от 09.05.1979. С.4.
3. Гареев, Р. Найди свое место [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.vatandash.ru/index.php?articte=2488 - 02.11.2015.
4. Гирфанов Вакиль Калеевич [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://xn— 7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/8-spisok/11183girfanov-vakil-kaleevich (дата обращения : 06.05.2017).
5. Гребенщикова Елизавета Анатольевна «Детство. Образовательная программа» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://opdetstvo.ru/ru/kdp/people/historical/216 (дата обращения : 16.10.2016).
6. Женщины Башкирии [Текст]. - Уфа : Башкирское книжное издательство, 1968. 451 с.
7. История дошкольной педагогики в России : хрестоматия для пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, Н.Б. Мчедлидзе ; под ред. М.Ф. Шабаевой. -Москва : Просвещение, 1976. - 432 с.
8. История университета. Электронный ресурс : http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=HIS/main/M (дата обращения : 20.05.2017).
9. Ленинград под стук клавиш. Электронный ресурс «Сельская правда» http://sp-18.ru/2015/02/tenmgrad-pod-stuk-klavish/ (дата обращения : 16.10.2016).
10. Музей Боевой и трудовой Славы, посвященный девушкам-комсомолкам I Башкирского эшелона. МАОУ СОШ №114 г. Уфа. Электронный ресурс: http://kem-88.wixsite.com/museumschool114-ru/about (дата обращения : 06.05.2017).
11. Мухамедьяров, Р.Х. История подготовки дошкольных кадров в Республике Башкортостан (1919-1999 гг.) [Текст]. - Уфа, 2001. - 86 с.
12. Народный музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда». Педагогический колледж № 8 г. Санкт- Петербург [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.pedagog8.ru/college/museum (дата обращения : 16.10.2016).
13. Фахретдинова М.Н. Очерки по истории общественного дошкольного воспитания в Башкирской АССР (1917-1941): Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ленинград, 1952. - 364 с.
14. Фахретдинова М.Н. Память народа [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie36828730/ (дата обращения : 06.05.2017).
15. Фахретдинова М.Н. Подвиг народа [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=36828730&tab=navDetailManAward (дата обращения : 06.05.2017).