ЛЮДМИЛЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ТРУБИНОЙ -УЧЕНОМУ, ПЕДАГОГУ, РУКОВОДИТЕЛЮ
Людмила Александровна Трубина - доктор филологических наук, профессор, проректор по учебно-методической работе, заведующая кафедрой русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 вв. Московского педагогического государственного университета, член редколлегии журналов «Литература в школе» и «Преподаватель XXI век», специалист в области управления образованием, один из авторов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений и примерных программ дисциплин федерального компонента ГОС и ФГОС ВПО в области педагогического образования, в этом году отмечает свой юбилей. Многогранность натуры Людмилы Александровны, различные направления ее деятельности, научно-практической работы представлены в этом юбилейном материале глазами ее коллег - преподавателей МПГУ, аспирантов руководимой ею кафедры, студентов-журналистов.
Валентина Александровна Славина, профессор, член Союза журналистов России: Возглавляемая Людмилой Александровной кафедра представлена учеными-филологами с разными мировоззренческими позициями: от религиозно-консервативной до прозападно-либеральной. Нелегко управлять таким непростым научным коллективом. Но острота данного вопроса будет снята, если вспомнить название монографии Л.А. Трубиной («Русский человек на "сквозняке" истории» [1]) и ее докторской диссертации («Историческое сознание в русской прозе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика» [2]).
В них проявился широкий философский взгляд на историю, литературу, критику, литературоведческую науку, который помогает Людмиле Александровне в разрешении самых спорных и трудных вопросов, которые возникают на кафедре, ученом и диссертационном советах, при обсуждении планов научной работы, научных докладов и защите диссертаций. Ее взгляды и суждения
основаны на глубоких знаниях и реалистическом подходе к анализу общественных процессов, связанных с историко-литературными, политическими, образовательными проблемами. Постмодернисты в недавнем времени радостно заявляли о разбитом в осколки зеркале реализма. Они, конечно, ошибались. К счастью, есть люди в нашем обществе, литературоведении и критике, которых не устраивает взгляд на мир через зеркальные осколки: для них остается главным умение видеть противоречивую реальность в ее целостности, чем обладали и что завещали наши выдающиеся предшественники и учителя: В. Белинский, В. Соловьев, А. Лосев, А. Ворон-ский, С. Шешуков и многие другие. Выразителем этих эстетических традиций и является наш юбиляр Трубина Людмила Александровна.
Амина Абдуллаевна Газизова, профессор, заместитель заведующей кафедрой: Осенью 2011 г. в МПГУ отмечали 110-летний юбилей историко-филологического факультета. Он был основан
ВЕК
7
в 1901 г., а в начале 60-х гг. ХХ в. разделился на два отдельных факультета.
В связи с этим юбилейным событием Людмила Александровна выступила на Ученом совете филологического факультета с научным докладом «Историческое сознание как литературоведческая категория», в котором изложила свой взгляд на русскую прозу ХХ в. Юбилей самой Людмилы Александровны - значимый повод еще раз осмыслить исследовательские идеи, высказанные в том докладе. Он был посвящен анализу исторического сознания, воплощенного в русской литературе ХХ в., и показывал, чем занималась наша кафедра в труднейший исторический период, как мы справились с вызовами перестроечного и постперестроечного времени. Кафедра не поддались новым идеологическим и политическим ветрам, конъюнктурам, «не расплевывались» с советским периодом истории и с советской литературой, не увлеклись противопоставлениями и разделениями русской литературы по географическим и политическим границам, полагая, что важен и нужен для истории и культуры России ее целостный опыт.
В новом осмыслении истории литературы России ХХ в. коллектив кафедры, возглавляемой Людмилой Александровной, искал новую методологию, новые теоретические основания, и сегодня все поняли, что направление в исканиях были выбраны правильные. Мы помним, каких усилий стоило Людмиле Александровне обосновать свой методологический подход, подтвердить его теоретическими выкладками и подробным анализом точно выбранных произведений!
Предложив перевести понятие «историческое сознание» в разряд литературоведческих категорий, она вступила в научную полемику с историками и социологами, с их концепциями исто-
рического сознания. Я укажу только на одно выразительное доказательство. Принято различать четыре типа исторического сознания: житейское, бытовое; сформированное под воздействием разных искусств; получаемое в учении (школе, вузе); наконец, самое высокое - научное, профессионально осознаваемое. Обратим внимание, что художественную литературу специалисты помещают рядом с мифами, фольклором (носителями «неупорядоченной информации»), а ее воздействие на читателя относят к весьма низкой стадии формирования исторического сознания - к пограничью между бытом и обучением в школе.
Своими научными исследованиями Людмила Александровна отрицает такое понимание места и роли литературы и ее воздействия на историческое сознание. Она убеждает, что эстетически преображенный и воссозданный в литературе исторический опыт нашего народа и страны не противоречит аксиологическому смыслу общемирового развития. Она разработала свою - оригинальную - типологию исторического сознания, в которой исходит из художественного постижения проблематики истории и разных человеческих типов, оказавшихся на ее «сквозняке».
И действительно, без глубочайшего проникновения в произведения русской литературы ХХ в., особенно революционных и военных лет, ни историки, ни философы, ни социологи с политологами не смогут ни осмыслить во всей полноте, ни применить эту категорию - историческое сознание. Всем нам нужно опираться на мыслительную силу писателей.
Сегодня множатся другие понятия, через которые ученые хотят осмыслить современного человека: «синкретичное сознание», «синтетическое сознание»,
Преподаватель XX
2 / 2013
8
«пластичное сознание», «конвергентное сознание». Но когда мы обращаемся к истории и литературе ХХ в., без понятия «историческое сознание» не обойтись.
Очевидна плодотворность научных идей Людмилы Александровны. На нашей кафедре они результативно развиваются, о чем свидетельствуют защищенные в 2012 г. докторские диссертации доцентов кафедры Я. В. Солдатки-ной «Мифопоэтика русской прозы 19301950-х годов (А.П. Платонов, М.А. Шолохов, Б.Л. Пастернак)» и И.Л. Бражни-кова «Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века».
Янина Викторовна Солдаткина, доцент:
В своем докторском исследовании, посвященном проблеме эпического в русской прозе 1930-1950-х гг., я обращалась за методологической и научной поддержкой к работе Л.А. Трубиной «Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика». Мне хочется подчеркнуть, насколько важны рассуждения Людмилы Александровны об эпической картине мира в русской прозе 19201930-х гг., о специфике эпического в изображении переломной эпохи (особый тип героя, установка на воплощение образа народа), о жанрово-стилевом синтезе в эпической прозе - мысль, многое прояснившая для меня в структуре эпических текстов 1930-1950-х гг. Научные выводы Людмилы Александровны позволили мне взглянуть на эпические произведения этого времени под иным, философским углом зрения, уточнить теоретическую базу моей работы.
Л.А. Трубина раскрывает эволюцию эпического типа художественного текста в русской литературе первой трети
ХХ в. и показывает, что катастрофические перемены, сотрясавшие российское бытие, породили в литературе 1920-х стремление к эпическому осмыслению мира, к созданию такой эпической картины действительности, которая помогла бы осмыслить грандиозность перемен. Как отмечает исследователь, «тяготение к эпопее - так можно обозначить ведущую тенденцию развития литературы двадцатых годов» [2].
В концепции Л. А. Трубиной отражены те качественные изменения, которые претерпевает эпическое повествование в соответствии с новыми общественными и литературными реалиями. Структура эпического произведения, базирующаяся на классических для эпоса составляющих: «эпическая ситуация», «эпическая картина мира», «эпический герой», «эпическое время», - становится более динамичной и драматичной, в центре ее уже не эпически спокойное описание бытия в его статике, но стремление осмыслить мир «в его минуты роковые» - как столкновение противоборствующих сил, приводящих в итоге к рождению новой жизни. Эпическое время перестало быть эпически спокойным, цельным, а стало «взвихренным», метельным, распадающимся на «доминантные ситуации»; эпическая картина мира раскрывала бытие как столкновение противоположных космических сил (жизни и смерти, войны и мира); эпический герой соотнесен в литературе 1920-х одновременно и с народной массой, и с потоком исторического времени, в котором герою следует либо, сделав нравственный выбор, обрести себя, либо потеряться, быть сметенным нахлынувшим потоком.
Наблюдения, сделанные Л.А. Трубиной на материале литературы 1920-х гг., значимы и для изучения русской эпики и эпического в прозе ХХ в.
9
10
Илья Леонидович Бражников, доцент:
Л.А. Трубина, возглавляя современную кафедру, поддерживает и развивает полуторавековые научные и образовательные традиции Московского педагогического государственного университета.
Основатель Московских высших женских курсов (МВЖК - Второй МГУ -МГПИ имени В.И. Ленина, ныне -МПГУ) профессор В.И. Герье исповедовал философский подход к истории и историософский - к литературе. Его поддерживал в этом профессор В.О. Ключевский, их ученики (Р.Ю. Виппер, Н.А. Кареев, М.С. Корелин и др. - все профессора «московской школы историков») в созданном их усилиями университете. Одним из приоритетных направлений в научной работе нашей кафедры является историософская доминанта художественной литературы. Людмила Александровна справедливо утверждает: «Заложенная в те годы традиция развития гуманитарного знания за счет взаимного обогащения смежных наук, выполнение исследований на их стыке получила свое продолжение в исследованиях профессоров и преподавателей кафедры русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 веков» [3, с. 9].
Л.А. Трубина начала исследовать историософскую проблематику русской литературы ХХ в. на системной основе еще в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века. Итогом стала докторская диссертация, защищенная в 2000 г. В ней она показала, что ни литература не может рассматриваться в качестве материала, иллюстрирующего ту или иную фи-ло софско-истори че скую концепцию, ни историческое сознание не является «внешним» по отношению к литературе, «поскольку историческое событие и свя-
занная с ним историософская рефлексия преломляются в художественной речи, становятся внутренним свойством текста, обретая форму художественного образа. Художественная философема истории развернута в тексте посредством приемов, присущих искусству: пространственно-временной организации, обрисовки характеров, способа повествования, мотивов, символики и т.д.»
Исходя из данного положения, Людмила Александровна предложила различать художественные типы исторического сознания «с учетом взаимодействия историософской проблематики и стилевой доминанты произведений», выделив три типа: эпический, символико-метафорический и мифологический. Данная концепция является важным этапом в осмыслении взаимодействия истории и литературы не только в философ-ско-эстетическом контексте, но и шире -в рамках социогуманитарного знания, и не удивительно, что Людмила Александровна стоит во главе ведущего научного направления кафедры.
Бэлла Волкова, аспирантка второго курса:
Л.А. Трубина - один из тех профессоров, которые не жалеют для нас, аспирантов, своего времени и сил и всегда готовы поделиться и опытом, и знаниями.
Каждую неделю эта красивая статная женщина, талантливый ученый, опытный педагог ведет у нас аспирантский семинар, терпеливо объясняя проблемы методологии научного исследования, разбирая авторефераты диссертаций и внимательно выслушивая нас.
Что дают нам эти занятия? Неоценимую возможность учиться на чужих ошибках, видеть, как нужно писать, а как - категорически нельзя. А еще - возможность высказать свои мысли и вовремя услы-
Преподаватель век
2 / 2013
шать, над чем еще надо поработать. Аспирантский семинар - это лучший способ апробировать свое исследование. А опыт Людмилы Александровны помогает сделать его эффективным и интересным.
Дарья Золина, аспирантка второго курса: Мое самое яркое впечатление о Людмиле Александровне - ее способность всегда выхватывать суть исследуемого и не уходить в отвлеченные беседы. Она не просто помогает аспирантам структурировать свои знания, но учит вести, держать основную линию, не сбиваться с намеченного пути. Благодаря опыту, которым она с нами делится, мы избегаем множества ошибок и вникаем в мельчайшие нюансы исследования.
Надежда Щербакова, аспирантка второго курса: Спасибо большое Людмиле Александровне за то, что занимается с нами не только научной работой, но и анализом художественного творчества наших аспирантов. Она учит нас глубоко вникать в проблемы произведений, прививает вкус, учит видеть истинные ценности. И при этом она всегда внимательна к каждому, высказывает аргументированное мнение.
Карина Байрамова, студентка-журналистка четвертого курса филологического факультета МПГУ: Л.А Трубина известна каждому студенту-журналисту как один из создателей программы подготовки на филфаке студентов по направлению «Журналистика», за что все мы ей бесконечно благодарны. Людмила Александровна вкладывает много сил в организацию учебного процесса. Слаженная работа кафедры - показатель ее профессионализма. Не так давно я впервые приняла участие в научной кон-
ференции «Шешуковские чтения», проводимой под председательством Л.А. Тру-биной на базе кафедры русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 вв. МПГУ, и она открылась для меня с новой стороны. Я узнала, что Людмила Александровна -не только авторитетный специалист, но и чуткий, внимательный руководитель. На конференции ей удалось собрать множество людей из разных городов России -от студентов до докторов наук, которых объединила любовь к науке, к литературе. Людмила Александровна создала атмосферу, благодаря которой все смогли почувствовать себя не только учениками одной научной школы, но и друзьями. Здесь старшие делились мудростью с младшими, а те слушали, затаив дыхание. То, как Людмила Александровна говорила об истории кафедры, о профессоре Степане Ивановиче Шешукове, никого не могло оставить равнодушным. Чувствовалось, что в любимое дело она вкладывает всю душу, искренне желая сделать мир лучше. Свойственные ей теплоту и душевность, я убеждена, почувствовали все присутствующие.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трубина Л.А. Русский человек на «сквозняке» истории. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика. - М., 1999.
2. Трубина Л.А. Историческое сознание в русской прозе первой трети ХХ века: Ти-пологая. Поэтика: Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. - М., 1999. - 328 с.
3. Трубина Л.А. Изучение русской литературы в философско-эстетическом контексте -ведущее научное направление кафедры русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 веков // Современные подходы к изучению и преподаванию русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 веков: Материалы XVII Шешуковских чтений / Под ред. Л.А. Тру-биной. - М.: МПГУ-Прометей, 2012. ■
н
ВЕК