Научная статья УДК 908 (470.21)
doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.007
«ЛЮДИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ДУХОВНЫМ ТУРИЗМОМ, ДОЛЖНЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!»: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГИДОВ О ТУРИСТИЧЕСКИХ ДЕСТИНАЦИЯХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Алена Сергеевна Давыдова
Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7967-5953
Аннотация
В статье на основе анализа результатов опроса гидов, проживающих в Мурманской области, рассматриваются их представления о развитии туризма в Кольском крае и месте духовного туризма в этой инфраструктуре. Мы исходим из того, что гиды играют важную роль в разработке и формировании туристического опыта. Духовный туризм рассматривается как концепция в широком смысле, как туризм, привлекающий путешественников, основной мотивацией которых является стремление к духовному развитию, предполагающее самореализацию и самообогащение в процессе поездки. Результаты исследования показали, что гиды области слабо задействованы в качестве посредников в таком виде туризма. Во многом это связано с тем, что по мнению гидов духовные туристы должны путешествовать самостоятельно. Ключевые слова:
Мурманская область, туристические гиды, духовный туризм Благодарности:
статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования:
Давыдова А. С. «Люди, занимающиеся духовным туризмом, должны путешествовать самостоятельно!»: представления гидов о туристических дестинациях Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 70-83. doi: 10.37614/2949-1185.2022.1. 1.007
Original article
"PEOPLE INVOLVED IN SPIRITUAL TOURISM SHOULD TRAVEL ON THEIR OWN!": PRESENTATIONS OF GUIDES ABOUT TOURIST DESTINATIONS OF THE MURMANSK REGION
Alena S. Davydova
Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7967-5953
Abstract
Based on the analysis of the results of a survey of guides living in the Murmansk region, the article discusses their represents about the development of tourism in the Kola region and the place of spiritual tourism in this infrastructure. In our opinion, guides play an important role in designing and forming the travel experience. Spiritual tourism is considered as a concept in a broad sense, as tourism that attracts travelers whose main motivation is the desire for spiritual development, which involves self-realization and self-enrichment during the trip. The results of the study showed that the guides of the region are poorly involved as intermediaries in this type of tourism. This is largely due to the fact that, according to the guides, spiritual tourists should travel on their own. Keywords:
Murmansk region, tourist guides, spiritual tourism Acknowledgments:
the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Center "Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences" No. FMEZ-2022-0028. For citation:
Davydova A. S. "People involved in spiritual tourism should travel on their own!": presentations of guides about tourist destinations of the Murmansk region // Transactions of the Ко^ Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 70-83. doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.007
Гиды ... важнее всего на свете. Я могу провести тур с пятью плохими отелями. Если у меня будет хороший гид, который объяснит необходимость бедных отелей, поездка все равно будет удачной. С другой стороны, если у меня есть лучшие отели и плохой гид, поездка будет провалом в сознании клиентов. И я снова и снова удивляюсь, когда я слышу, что туроператоры во многих странах довольны тем, что «сегодня у нас есть этот гид, завтра приходит этот,
а на следующий день тот» [1: 128].
Введение
Кольский полуостров — место, пользующееся большой популярностью среди туристов. Ежегодно регион посещают путешественники из разных частей страны. Анализ туристической индустрии Мурманской области за последнее время наглядно демонстрирует нам существенные изменения в этой сфере. В настоящее время упор делается в основном на инфраструктуру и услуги, связанные с дестинациями1 [2].
В 2019 году поток туристов в области составил 458 тысяч человек, включая 78 тысяч иностранных граждан. По понятным причинам в 2020 году эти цифры уже существенно отличались — 357,9 тысяч и 42 тысячи соответственно [3]. В 2020 году в Мурманской области действовали 46 туроператоров, предоставляющих услуги на территории региона. Из них 14 туристических фирм специализировались на рыболовном туризме, дайвинге, прогулках с фотоохотой за морскими животными [2: 72]. Обычно программы экскурсионных туров составляют 5-8 часов, часто связываются с природными локациями и требуют квалифицированного сопровождения и технического обеспечения [4]. При этом рынок труда и квалифицированных специалистов в индустрии туризма весьма неустойчив [2]. Ситуация стала меняться в сторону признания необходимости обучения посредников между туристами и турпродуктом лишь в недавнее время. Сейчас мы можем наблюдать признание со стороны представителей туриндустрии важности подготовки такого рода специалистов. Так, в 2021 году в Мурманской области была создана «Школа гидов природного туризма в Хибинах». Цели этой школы: подготовка гидов и экскурсоводов, способных готовить и проводить успешные авторские экскурсионные программы на природных территориях и формирование сообщества гидов и экскурсоводов природного туризма в Мурманской области, готовых осуществлять деятельность в соответствии с принципами экологического туризма.
С июля 2022 года гиды в обязательном порядке должны будут проходить аттестацию. В дальнейшем планируется расширить требования к компетенциям таких специалистов2.
Вопросы подготовки кадров, традиционно играющих ключевую роль в установлении связей между туроператорами, местным населением и туристами, на сегодняшний день являются одной из самых актуальных тем в зарубежных исследованиях, поскольку гиды больше, чем многие другие люди, занятые в туристическом бизнесе, вовлечены во взаимодействие с путешественниками, в примирение родной и чужой культур, а также раскрытие незнакомых мест для своих клиентов с учетом культурных особенностей [1].
В данной статье мы исходим из того, что гиды играют важную роль в разработке и формировании туристического опыта [5-8]. Для того чтобы понять, какое место они занимают в современной туристической индустрии Мурманской области, сначала мы познакомимся с эволюцией представлений исследователей об этом. Затем рассмотрим понятие духовного туризма. И, наконец, экстраполируем теоретические обобщения на результаты конкретного эмпирического исследования, целью которого было изучение представлений гидов Мурманской области о туристах и об основных туристических дестинациях Мурманской области.
Теоретические основы исследования
Первые упоминания о профессиональных гидах можно проследить уже с XVII и XVIII веков, когда стало традицией отправлять молодых аристократов в сопровождении наставника в двух-, трехгодичное путешествие по Европе с образовательными целями. Это путешествие называлось "Grand Tour" и было неотъемлемым компонентом образования [1]. Эрик Коэн исследовал различные теоретические и прикладные аспекты роли гидов [9]. Во время этих путешествий наставники выступали в первую очередь в качестве "pathfinder" («проводник») и "the mentor" («наставник»). Эти две роли по-прежнему важны для современного гида, который «сочетает и расширяет элементы обоих предшественников, — роль исследователя-проводника (или того, кто указывает путь) и роль наставника (тот, кто направляет человека в его пути или поведении)» [9: 9].
В результате экономического и технического развития после 1945 года появился новый вид туризма, который сегодня мы с несколько пренебрежительным оттенком называем «массовым». В 1950-х годах так называемая «учебная поездка» также развивалась как особый вид тура. Профессия гида пережила возрождение, чему способствовали изменения в организации туров. Одному человеку стало труднее планировать и проводить экскурсию, как это было изначально. Вместо этого постепенно возникло разделение труда, повлекшее за собой две отдельные сферы ответственности: одна включала планирование и логистику, а другая отвечала за проведение экскурсии и всего необходимого непосредственно по запросу на месте. Экскурсовод становился мобильным научным учителем во время поездки. Однако вскоре возникли первые проблемы. Любой человек, считающий себя способным возглавить учебную поездку, мог подать заявку на вступление в число операторов учебных туров, число которых постоянно росло. Возник вопрос о спецификациях работы и обеспечении качества обслуживания клиентов [1]. Данные проблемы актуальны в настоящее время и во многом связаны с быстро и постоянно меняющимися запросами и ожиданиями туристов [10]. Многие клиенты обладают большим туристическим опытом и, как правило, требуют не только идеальной организации и глубокого знания каждого направления, но также ожидают определенного уровня компетентности и с нетерпением ждут приобретения новых знаний и опыта во время отпуска. В этом контексте гид должен действовать не как учитель, а как «друг и партнер в туре» [11]. Ожидается, что гиды смогут обеспечить всем необходимым в туре или, как минимум, познакомить путешественников с незнакомой культурой и избавить их от страха перед неизвестным и, если возможно, предоставить опыт, который, по крайней мере, воспринимается как необычный.
В ранней работе Э. Коэна [9] были определены четыре роли гида: социальная, интерактивная, инструментальная и коммуникативная. Позднее было описано, что коммуникативная роль значительно влияет на впечатления клиентов от тура [8]. Питер Мейсон и Майкл Кристи [5] утверждали, что главной ролью гида была интерпретация, которая включает взаимодействие с туристами, способное спровоцировать обсуждение разных тем. Бэтти Вейлер и Розмари Блэк [7] предположили, что гиды совместно создают туристический опыт, выступая посредниками в четырех категориях: 1) физический доступ; 2) интеллектуальный доступ; 3) взаимодействия и 4) эмпатия (обеспечение эмоционального доступа). Сравнительно недавние исследования в области приключенческого и природного видов туризма [12] подтвердили, что эти сферы посредничества являются ключевыми параметрами качества впечатлений от экскурсий с гидом.
Стоит отметить, что туристические ожидания и впечатления в значительной степени могут быть опосредованы разными средствами массовой информации, включая, помимо прочего, путеводители, веб-сайты, инфоцентры для посетителей, подкасты и страницы в социальных сетях. Помимо гидов, официально нанятых в качестве посредников, есть много других лиц, официально и неофициально выступающих в роли посредников, таких, как таксисты и водители автобусов, местные жители, друзья, родственники и т. д.
Роль гида в качестве ментора, как мы уже упоминали, в настоящее время в том виде, в котором она описана у Коэна, едва ли встречается. Мы исходим из того, что современный гид может сочетать в себе сразу несколько функций. Как и в случае с другими формами туризма с гидом, гиды могут играть центральную роль в духовном туризме, эффективно продвигая этот не совсем обычный туристический продукт [7].
В то время как разные виды туризма, в том числе паломничество и религиозный туризм, уже давно привлекают интерес ученых, духовный туризм является новой областью исследований.
Духовный туризм возник как концепция в широком социальном контексте [13] в качестве подвида туризма для клиентов с особыми интересами. Он привлекает путешественников, стремящихся к духовному развитию, и предлагает (что особенно важно) такие преимущества, в сравнении с любым другим типом путешествия, как самореализация и самообогащение. Духовные туристы путешествуют с намерением способствовать духовному росту, достижению священного состояния или осуществлению духовных практик с помощью как религиозных, так и нерелигиозных традиций и занятий [14]. Духовные туристы представляют собой отдельную группу туристов, поскольку они непосредственно мотивированы возможностью самопознания или изменения и намеренно ищут возможности для саморазвития [13, 15], то есть этот тип в первую очередь руководствуется духовной мотивацией.
Отметим, что термин «духовный» расширился от своей первоначальной ассоциации с традиционной религией. Современная духовность все больше отличается от институциональной религии и определяется индивидуальным опытом, самопровозглашенной духовностью и самоаутентификацией [16]. Эндрю Синглтон ссылается на популярную фразу «духовный, а не религиозный», чтобы определить эволюцию термина [13]. Духовность характеризуется постоянным поиском цели и смысла жизни и связана
с позитивными установками и отношениями [17]. И что более важно — духовность может быть получена из различных видов досуга, начиная от тех, которые не являются строго религиозными, но имеют черты
~ з ~
традиционных религиозных практик таких, как йога и ретриты3 в дикой природе, до тех, которые имеют мало явной связи с религией или духовностью [18]. Эмиль Дюркгейм [19] утверждал, что, когда институционализированная религия в конечном итоге уступает продвижению научного знания и рациональных убеждений, люди неизбежно ищут смысл в опыте и практиках, отличных от религии. Впоследствии, было высказано предположение, что превращение туризма в один из «светских заменителей» религии [20], который рассматривается как потенциальный источник эмоционального или духовного удовлетворения, не удивительно [21]. Действительно, в настоящее время туризм считается современной практикой, которая «функционально и символически эквивалентна другим институтам, которые люди используют для украшения и добавления смысла в свою жизнь» [22]. Ее смысл может заключаться либо в путешествии в целом, либо во взаимодействии туристов с конкретными местами, которые они посещают. И здесь гиды являются важнейшими элементами в предоставлении особого туристического опыта [23].
Несмотря на выдающуюся роль, которую гиды играют в туризме, эмпирических исследований на данную тему очень мало. В отечественной антропологии тема гидов, их роли как межкультурных посредников, в том числе в духовном туризме, не развита. Однако существует ряд работ, напрямую не связанных с данной темой, но вдохновивших автора на данное исследование [24-29].
Материал и методы
Статья основана на результатах опроса, проведенного в период с 1 сентября 2022 по 1 октября 2022 года в онлайн-беседах, связанных с темой туризма в Мурманской области. Одна беседа названа «Туризм Мурманской области», в ней состоят свыше 400 человек. Во второй беседе -- 25 человек, в ее составе наставки, учителя и выпускники «Школы гидов природного туризма в Хибинах». Онлайн-опросник был составлен при помощи Google-форм и размещен в социальной сети. Также для распространения опроса был использован метод «снежного кома» для поиска гидов, проживающих в Мурманской области. Всего было получено 32 ответа (N = 32). Ряд вопросов были открытыми, что позволило получить развернутые ответы, которые были использованы для иллюстрации отдельных мыслей. Выборка была панельной, что позволило отсеять респондентов, не имеющих отношение к профессии и деятельности гида.
По возрастному критерию респонденты распределились приблизительно в равных пропорциях в диапазоне от 25 до 60 лет. При этом наиболее активной возрастной группой можно назвать респондентов в возрасте от 30 до 45 лет (36,7 %).
Подавляющее большинство ответов было получено от респондентов, являющихся независимыми гидами, — 50 %; остальных респондентов можно классифицировать как работающих гидом в турфирме — 3,1 %, в том числе являющихся владельцами — 12,5 % (всего 15,6 %); работающих в организации, имеющей отношение к туризму -- 28,2 %; работавших гидом ранее -- 3,1 %; работающих в турфирме, но не гидом -- 3,1 %; 68,7 % опрошенных имеют специальное образование (гид-экскурсовод, горный проводник); 31,3 % не имеют специального образования, но могут провести по маршруту.
Результаты
По мнению абсолютного большинства опрошенных, туристический поток в Мурманской области за последние 5 лет сильно увеличился (93, 8 %); 6,3% ответили, что скорее увеличился, чем не увеличился. Это подтверждают и статистические данные, полученные из ранее проведенных исследований, посвященных туризму в области [2].
В качестве мест, откуда приезжают туристы, были указаны — Москва (68,8 %) и Санкт-Петербург (21,9 %); 3,1 % выбрали в качестве варианта ответа зарубежные страны и 6,3 % — из других регионов России. Ни один опрошенный не указал на интерес к местным туристическим дестинациям у населения, проживающего в Мурманской области.
Наиболее популярная категория туристов, по мнению гидов, это туристы, путешествующие: а) самостоятельно по известным туристическим маршрутам (43,8 %); б) самостоятельно или с группой туристов, уже знакомых друг с другом, с купленным турпакетом, в котором есть заранее выбранные продукты, в процессе путешествия могут изменить маршрут или продолжительность пребывания в пункте назначения (21,9 %); в) в группе с другими туристами, не обязательно знакомыми друг с другом, имеющие турпакет
по заранее определенному маршруту (21,9 %), получается, что, если туристы знакомы друг с другом, они с большей легкостью могут изменить маршрут в процессе путешествия, не смотря на уже купленный турпакет; г) 9,3 % указали на туристов, которые путешествуют сами по себе, стремясь исследовать новые туристические направления; лишь один человек высказался, что турпоток носит комбинированный характер.
Если воспользоваться классификацией Джона Урри и сравнить полученные результаты (а и б) с проведенными ранее исследованиями мнений местного населения о турпотоке в Териберке [30], то можно с уверенностью сказать, что самый распространенный тип туристов в области — это «романтический». Дж. Урри отмечал, что существует два типа туристов: один — «романтический», а другой — «коллективный». «Романтический» тип отличается тем, что в качестве мотивации к поездке у него выступает любование природой, пейзажем, сельской местностью, пасторалью, уединением, нетронутостью, во многом этот тип туриста индивидуален [31]. «Коллективный» тип предполагает скопление большого количества людей и ориентацию на них, то есть имеет значение возможность видеть и быть увиденным. Он может быть связан со зрелищем, основанном на световом шоу или шоу с лазерными лучами и т. п. Полученные данные наводят нас на мысль о том, что, с одной стороны, гиды являются неотъемлемой частью туристической индустрии, а с другой, при явно выраженном индивидуальном типе туризма вопрос о частоте включенности гидов в процесс путешествия по Мурманской области остается, как минимум, не ясным. В качестве дополнений многие респонденты указали на неразвитость туристической инфраструктуры, что мешает, по их мнению, ее развитию.
«Люди возвращаются, и первое, что они говорят, это хороший или плохой был гид» [1: 128]
Идеальный гид это — «Не только Знающий все обо всем, где и куда он ведет группу, но и обладать Глубинной Мудростью и опытом жизни и личной харизмой... » (Из комментария одного из респондентов. Орфография и пунктуация сохранены)
Блок вопросов был связан с представлениями гидов об их месте в многогранной туристической инфраструктуре области (рис. 1). Мы взяли в качестве референтной фразу из исследования Николая Шерле и Альмута Нонненманна [1: 128], раскрывающую гида как элемент туристической индустрии, воплощение туристического продукта и, следовательно, олицетворение качества обслуживания.
6,3%
■ Скорее верно, чем неверно ■ Скорее неверно, чем верно Затрудняюсь ответить "Абсолютно неверно
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Насколько, по Вашему мнению, верно выражение: "Люди возвращаются, и первое, что они говорят, это хороший или плохой был гид!"».
С тем, что эта фраза является абсолютно верной, никто не согласился. Из опрошенных 53,1 % склонились к тому, что это скорее верное высказывание, чем неверное. При этом чуть меньшее количество выразило свои сомнения в достоверности высказывания (31,3 %); 6,3 % назвали его абсолютно неверным и 9,4 % затруднились с ответом. Данные диаграммы могут свидетельствовать о неоднозначности оценивания и, скорее, даже о недооцененности роли гида в качестве посредника между туристом и турпродуктом, особенно если учитывать ответы на вопрос о том, что гид должен дать туристам в первую очередь (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос об основных задачах гида по мнению респондентов
Как мы видим, мнения о том, что должен предоставить гид путешественникам в первую очередь, отражают высокие требования к его квалификации. Гид должен обладать развитыми коммуникативными навыками, иметь максимальные знания об истории и культуре региона, обеспечивать безопасность и комфортные условия пребывания в туристической поездке. Обратим внимание на то, что развлекательная программа и получение новых впечатлений никак не связаны.
Представления об идеальном гиде дополняют результаты, полученные в ответ на вопрос о первоочередных его задачах. Идеальный гид — это компетентный, знающий человек, сочетающий в себе качества эмпатии, внимания, харизматичности, коммуникабельности. Идеальный гид обеспечивает технику безопасности, умеет оказывать доврачебную помощь, владеет на высоком уровне знаниями об истории и культуре региона. Перечисленное коррелирует с результатами исследований Бэтти Вейлер и Розмари Блэк [7], показавшим, что гиды являются непосредственными участниками в создании туристического опыта, выступая посредниками в четырех категориях: 1) физический доступ; 2) интеллектуальный доступ; 3) взаимодействия; 4) эмпатия. Остановимся более подробно на взаимодействии.
Шэрон Макдональд [32], Бэтти Вейлер и Хин Ю [33] подчеркивали, что коммуникация включает посредничество во взаимодействии между группой и принимающими сообществами, например, путем обеспечения языкового перевода и облегчения двустороннего общения. Гиды также могут ограничивать взаимодействие туристов с местными жителями, привлекая внимание группы внутрь, к гиду и туристической группе, а не направляя его наружу, к принимающему сообществу [9, 34], то есть гиды могут пассивно или активно выступать посредниками во внешних контактах между туристами и принимающими сообществами, а также между туристами и персоналом, работающим в отелях и местах туристических достопримечательностей.
Результаты нашего опроса показали, что гидам редко приходится выступать в роли посредника между местным и приезжим населением, так как 46,9 % не сталкивались с ситуациями, когда приходилось примирять местное население и приезжих, и не слышали о таких ситуациях; 31,3 % опрошенных выбрали вариант ответа — бывает, но редко; 18,8 % сами не сталкивались с подобными случаями, но слышали о них. И всего лишь 3,1 % указали, что такие случаи являются частыми (рис. 3).
3.1%
■ С таким не стапкивался(пась)и не слышал (ла)
■ Бывает, но редко
■ С таким не сталкивался(лась), но слышал (ла)
■ Да, довольно часто
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы случаи, когда гидам приходилось примирять местное население и приезжих?»
Для того, чтобы узнать, чем мотивированы туристы, выбирающие в качестве путешествия Мурманскую область, нами был задан соответствующий вопрос (рис. 4).
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Почему, как Вы думаете, туристы едут на Кольский полуостров?»
Респондентам предлагалось выбрать три наиболее популярных причины, которыми руководствуются туристы при выборе цели своего путешествия. Самыми распространенными ответами стали — северное сияние, красивая природа (все, что связано с посещением природных локаций), экстрим и рыбалка (морская и речная). Вышеперечисленное относится непосредственно к маркерам Арктики. Это подтверждает повышенный интерес туристов к данной территории как к месту природного туризма. Среди других непопулярных причин, как мы можем увидеть из диаграммы (рис. 4), были указаны (в порядке убывания) этнотуризм и духовный туризм.
На вопрос: «Что бы Вы показали в первую очередь туристам, приезжающим в Мурманскую область» ответы распределились следующим образом (по частоте упоминаний): горы (29,6 %), в том числе Хибины (20 %); природа (14,8 %); море (14,8 %); города (8,7 %), в том числе Мурманск (5,8 %) и Кандалакша (2,9 %); Териберка (8,8 %); Терский берег (8,8 %); полуостров Рыбачий (2,9 %); северное сияние (2,9 %); саамы (2,9 %); Сейдозеро (2,9 %); Лапландский заповедник (2,9 %) (рис. 5).
Рис. 5. Что бы Вы показали туристам на Кольском полуострове в первую очередь?
Если объединить природные локации (в целом более 60 % суммированных ответов), то данные совпадают с результатами из диаграммы (рис. 1) о главной мотивации, которой туристы руководствуются при выборе кольского направления — природный туризм.
Культурный туризм и посещение городских локаций является наименее популярным ответом. Один из комментариев, оставленных к данному вопросу, демонстрирует нам, как может быть презентован город и то, что в нем находится, через восприятие специфики края: «(Я бы показал — А. Д.) Ледокол Ленин. И рассказал о том, какое значение Арктика играет для человечества и какие покорители, рискуя жизнью открывали Арктику для будущих поколений» (пунктуация и орфография отражены в том виде, в котором были написаны). Здесь мы видим, как покорение природы человеком вписывается в историю региона и историю города Мурманска. Более подробно познакомиться с представлениями об истории создания промышленных городов Мурманской области можно в работах И. А. Разумовой [35].
Места, переполненные туристами, по мнению респондентов, это Териберка (48,2 %); Терский берег (10,4 %); Сейдозеро (10,4 %); Кировск (10,4 %); полуостров Рыбачий (10,4 %); Хибины (3,4 %); Белое море (3,4 %); Мурманск (3,4 %). Действительно, Териберка на сегодняшний день является одним из самых популярных туристических направлений в области [30].
Этнический туризм на Кольском полуострове, по имеющимся данным, не пользуется спросом. Данные актуального опроса это подтверждают (рис. 4). Тем не менее, мы задали вопрос о том, что показывают гиды, если есть запрос на этнотуризм. Самым популярным местом стало Ловозеро (42,9 %), следующие за ним — Терский берег (24,9 %), этническая деревня Семъ сыйт (14,4 %), Лопарское (10,7 %), Лесная Елань (7,1 %). Как видим, это по большей части места, ассоциированные с индигенным народом Кольского Севера — саамами.
Ряд вопросов в нашем исследовании был связан с туристами, которых можно отнести к категории духовных. Как отмечалось (рис. 1), духовный туризм также, по мнению опрошенных гидов, не пользуется спросом в Мурманской области. В отношении вопроса о том, стоит ли развивать его в области, мнения респондентов разделились: 31 % считают, что стоит, но необходимо определиться, что показывать туристам; 25 % ответили, что не понимают, что такое духовный туризм; 22 % ответили, что такой вид туризма стоит развивать и есть что показывать; 16 % указали на то, что это не очень востребованный вид туризма; 6 % затруднились с ответом (рис. 6).
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Стоит ли, по Вашему мнению, развивать духовный туризм на Кольском полуострове?»
На вопрос о том, чем руководствуются туристы, от которых исходит запрос на духовный туризм,
31.3 % выбрали духовное развитие; 31,3 % указали, что с таким типом туристов не сталкивались; 12,5 % указали на любопытство в качестве основной причины, 9,3 % — личностный рост. Среди прочих причин были указаны: замаливание грехов, раскаяние, желание найти то место, где можно себя простить; мода, интерес к эзотерической тематике. При этом многие гиды категорично разделяют туры паломнические (очевидно, ассоциированные с православием) и эзотерические: «Запрос на туры-паломничества — это одно, а эзотерические, йога-туры с всевозможными практиками и посещением "мест силы'' — другое». Один респондент написал комментарий: «Люди, занимающиеся духовным туризмом, должны путешествовать самостоятельно!».
Мы видим довольно неоднозначную реакцию гидов на такой необычный вид туризма. Примем также во внимание тот факт, что само понятие «духовный туризм» может быть для респондентов несколько сложным для понимания. Одной из задач нашего исследования было как раз выявление отношения к данному словосочетанию и его осмыслению. Как мы видим, представления об этом виде туризма вполне соотносится с тем, что обсуждалось в теоретической части статьи.
Иначе обстоит дело с представлениями о посещениях сакральных мест области: 34,8 % опрошенных выбрали вариант ответа «достаточно востребована»; 17,4 % «скорее востребована, чем не востребована»;
17.4 % «скорее не востребована, чем востребована» и 13 % — «совершенно не востребована»; 17,4 % затруднились с ответом на данный вопрос. Если ответы распределить по полярной школе, то увидим, что запрос на посещение сакральных мест неплохой. Сакральные места области, по мнению гидов, это (рис. 7)
Сейдозеро (46,4 %); Варзуга (7,7 %); Хибины (7,7 %); полуостров Средний и Рыбачий (3,8%); Мурманск (3,8 %); Териберка (3,8 %); Лабиринты (3,8 %); Канозеро (3,8 %); 15,4 % затруднились с ответом, 3,8 % сказали, что таких мест нет. Сейдозеро занимает лидирующую позицию в списке сакральных мест, по мнению гидов. Как известно, это место является сакральным для индигенного народа Кольского полуострова — саамов.
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Что бы Вы показали, если бы у Вас попросили показать сакральные места области?»
Сравнение данных диаграмм (рис. 5 и рис. 7) позволяет нам сделать интересный вывод — едва ли гиды стремятся презентовать Сейдозеро и делают это только, если необходимо показать сакральные места области.
Выводы
Подведем небольшой итог. Гиды являются важной частью быстро меняющейся туристической инфраструктуры. За последние несколько лет туристический поток в Мурманской области значительно вырос. По мнению гидов, самой популярной мотивацией, приводящей путешественников в регион, является природный туризм, при этом опрошенные неоднократно высказывались по поводу отсутствия инфраструктуры для его полноценного развития.
Этнический туризм на Кольском полуострове по имеющимся данным не пользуется спросом. Если путешественники просят показать места, где можно встретить коренное население полуострова, то гиды выбирают Ловозеро, Терский берег, этническую деревню Семъ Сыйт, Лопарское и Лесную Елань. Самыми популярными местами в показе этнического туризма, как и духовного, являются локации, ассоциированные с территориями проживания коренного населения.
В целом обращает на себя внимание связь природных ландшафтов и сакральных мест. В настоящее время коренные народы и их сакральные места привлекают все больше внимания путешественников. Туристы все чаще ищут личный смысл на «духовном рынке» с разнообразными и альтернативными предложениями, выходящими за рамки традиционных религиозных практик. Современные духовные туристы мотивированы возможностью личного самопознания, изменения или развития, в отличие от более традиционных паломников, которые считают свое путешествие актом религиозного поклонения. Как и в случае с другими формами туризма, гиды могут играть центральную роль в духовном туризме, эффективно воздействуя на опыт получения необычных впечатлений. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что гиды должны и помогают получить опыт во всех областях, которые Б. Вейлер
и Р. Блэк обозначили как физический доступ, встречи, понимание и эмпатия. Во всяком случае, тот идеальный потрет, который был создан опрошенными, полностью соответствует их описанию.
Результаты также показали, что духовный туризм не презентируется на Кольском полуострове. Во многом потому, что туризм в представлениях жителей области — это секулярная сфера и такого рода туристы должны путешествовать самостоятельно. Более того, запрос на духовный туризм может быть и вовсе воспринят резко негативно, как это произошло после размещения нашего опроса в соответствующих группах, когда он вызвал весьма бурную реакцию и был подвергнут критике. Здесь интересно то, что духовный туризм, видимо, был ассоциирован потенциальными респондентами с религиозной институцией. Хотя блок вопросов, направленных на выявление места духовного туризма в целом в данной инфраструктуре, был весьма небольшим, из-за их наличия, по нашему мнению, мы получили относительно небольшое количество ответов. Несмотря на это, можно сделать ряд важных для дальнейших исследований гипотез. Во-первых, туризм в представлениях северян — это секулярная сфера, и природное, столь важное для духовных искателей, в ней отделено от сакрального. Во-вторых, несмотря на рост духовного туризма во всем мире, в российской туриндустрии он остается маргинализированным и/или латентным. Духовные туристы, безусловно, приходят на рынок туриндустрии области. Их приводит в Арктику поиск аутентичности, которую можно получить, лишь посещая места проживания индигенного народа.
Автор статьи сердечно благодарит всех, кто принял участие в опросе, а также высказавших свои мнения в чатах по поводу уместности некоторых вопросов и участия автора в исследовании туризма и сопредельных тем. Эти люди помогли выйти на новые обобщения и рассуждения в моих исследовательских изысканиях. Для автора остается загадкой, почему персональные данные составителя опроса были так легко обнародованы и подвергнуты всеобщему обсуждению, но пусть это останется на совести оных.
Примечания
1 Туристическая дестинация — конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристкой инфраструктурой.
2 Постановление Правительства РФ от 07.05.2022. №833 http://government.ru/docs/all/140904/
3 Под ретритами подразумевается времяпрепровождение, посвященное духовной практике.
Список источников
1. Scherle N., Nonnenmann A. Swimming in cultural Flows: Conceptualising tour guides as intercultural mediators and cosmopolitans // Journal of Tourism and Cultural Change. Vol. 6 (2). 2008. P. 120-137. https://doi.org/10.1080/14766820802364147
2. Желнина З. Ю. Туризм Мурманской области как драйвер развития территории // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9. С. 65-75. https://doi.Org/10.24158/pep.2021.9.11
3. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг Мурманской области в 2020 г. // Мурманская область: инвестиционный портал. 2021. URL: https://invest.nashsever51.ru/pages/ razvitie-konkurentsii
4. Бертош А. А. Арктический туризм: концептуальные черты и особенности // Труды КНЦ РАН. Т. 10, № 7 (17). 2019. С. 169-180. https://doi.Org/10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.169-180
5. Mason P., Christie M. Tour guides as critically reflective practitioners: a proposed training model // Tourism Recreation Research. Vol. 28 (1). 2003. P. 23-33. https://doi.org/10.1080/02508281.2003.11081383
6. Randall C., Rollins R. Visitor perceptions of the role of tour guides in natural areas // Journal of Sustainable Tourism. Vol. 17 (3). 2009. P. 357-374. https://doi.org/10.1080/09669580802159727
7. Weiler B., Black R. Tour guiding research: Insights, issues and implications. Aspects oftourism. 62. Bristol: Channel View Publications, 2015. 208 p.
8. Weiler B., Walker K. Enhancing the visitor experience: Reconceptualising the tour guide's communicative role // Journal of Hospitality and Tourism Management. Vol. 21. 2014. P. 90-99. https://doi.org/10.1016/ j.jhtm.2014.08.001
9. Cohen E. The tourist guide // Annals of Tourism Research. Vol. 12. (1). 1985. P. 5-29. https://doi.org/ 10.1016/0160-7383(85)90037-4
10.Buhalis D. The tourism phenomenon. In: Tourism in the Age of Globalisation. London; New York: Routledge, 2001. 28 p.
11. Vanhove N. Globalisation of tourism demand: The underlying factors and the impact on marketing strategy. In: P. Keller (ed.) Globalisation and Tourism. Sankt Gallen: AIEST Publications, 1996. P. 47-113.
12.Borges de Lima Ismar, Ronda J. Green. Wildlife Tourism, Environmental Learning and Ethical Encounters: Ecological and Conservation Aspects. 2017. Cham: Springer International Publishing. Imprint: Springer. 295 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-55574-4
13.Singleton A. The summer of the Spirits: Spiritual tourism to America's foremost village of spirit mediums // Annals of Tourism Research. 2017. Vol. 67. P. 48-57. https://doi.org/10.1016/j.annals.2017.08.002
14.Norman A. The varieties of the spiritual tourist experience // Literature & Aesthetics. 2012. Vol. 22 (1). P. 20-37.
15.Hirschorn S., Hefferon K. Leaving It All behind to travel // Journal of Humanistic Psychology. 2013. Vol. 53 (3). P. 283-306. https://doi.org/10.1177/0022167813483007
16.Heelas P. Spiritualities of life: New Age romanticism and consumptive capitalism. Malden, MA: Blackwell Pub, 2008. 282 p.
17.Kale S. Spirituality, religion, and globalization // Journal of Macromarketing. 2004. Vol. 24. P. 92-107. https://doi.org/10.1177/0276146704269296
18.Lehto X., Brown S., Chen Y., Morrison A. Yoga tourism as a Niche within the wellness tourism Market // Tourism Recreation Research. 2006. Vol. 31 (1). P. 25-35. https://doi.org/10.1080/02508281.2006.11081244
19.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система Австралии / пер. с фр. А. Апполонова и Т. Котельниковой; под науч. ред. А. Апполонова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.
20.Allcock J. Tourism as a sacred journ // Loisir et Société. 1988. Vol. 11 (1). P. 33-48. https://doi.org/ 10.1080/07053436.1988.10715288
21.Sharpley R. Tourism, religion and spirituality // The Sage Handbook of Tourism Studies. London: Sage Publications, 2009. P. 237-253.
22.Graburn N. Tourism: The sacred journey // V. Smith (ed.) Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1989. P. 21-36.
23.Parsons H., Mackenzie S. H., Filep S. Facilitating Self-Development: How Tour Guides Broker Spiritual Tourist Experiences // Tourism Recreation Research. Vol. 44 (2). P. 141-152. https://doi.org/10.1080/ 02508281.2019.1582159
24.Андреева Ю. О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. C. 73-87.
25.Кормина Ж. В. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: ИД Высшей школы экономики, 2019. 349 с.
26.Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 41-59.
27.Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 59-73.
28.Тюхтяев А. Е. Долина реки Жане как паломническое место: нью-эйдж духовность, перформанс и аутентичность: дис. на соискание ученой степени кандидата наук о культуре НИУ ВШЭ. М., 2021. [Рукопись].
29.Шнирельман В. А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 133-167.
30.Давыдова А. С. Воспроизведение сакрального ландшафта Териберки в контексте развития туризма в Мурманской области // Труды КНЦ РАН (Гуманитарная серия). 2021. Вып. 21. Т. 12, № 4. С. 126-140. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.009
31.Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies (2nd edition). London: SAGE Publications Ltd, 2002. 184 p.
32.Macdonald S. Mediating heritage: Tour guides at the former Nazi Party rally grounds, Nuremberg // Tourist Studies. 2006. Vol. 6 (2). P. 119-138.
33.Weiler B., Yu X. Dimensions of cultural mediation in guiding Chinese tour groups: Implications for interpretation // Tourism Recreation Research. 2007. Vol. 32 (3). P. 13-22. https://doi.org/10.1080/ 02508281.2007.11081535
34.Holloway J. C. The guided tour a sociological approach // Annals of Tourism Research/ 1981. Vol. 8 (3). P. 377-402. https://doi.org/10.1016/0160-7383(81)90005-0
35.Разумова И. А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой воды» и Хибин. Социально-антропологические очерки / науч. ред. О. Р. Николаев. СПб.: Гамас, 2009. 162 с.
References
1. Scherle N., Nonnenmann A. Swimming in cultural Flows: Conceptualising tour guides as intercultural mediators and cosmopolitans. Journal of Tourism and Cultural Change, vol. 6 (2), 2008, p. 120-137. https://doi.org/10.1080/14766820802364147
2. Zhelnina Z. Ju. Turizm Murmanskoj oblasti kak drajver razvitija territorii [Tourism of the Murmansk region as a driver for the development of the territory]. Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo [Society: politics, economics, law], 2021, no. 9, pp. 65-75. https://doi.org/10.24158/pep.202L9.11. (In Russ.).
3. Doklad o sostojanii i razvitii konkurentnoj sredy na rynkah tovarov, rabot, uslug Murmanskoj oblasti v 2020 g. [Report on the state and development of the competitive environment in the markets for goods, works, services ofthe Murmansk region in 2020]. Murmanskaja oblast': investicionnyj portal. 2021 [Murmansk region: investment portal. 2021]. Available at: https://invest.nashsever51.ru/pages/razvitie-konkurentsii
4. Bertosh A. A. Arkticheskij turizm: konceptual'nye cherty i osobennosti [Arctic tourism: conceptual features and features]. Trudy KNC RAN [Transactions of the Kola Science Centre], 2019, vol. 10 (17), no. 7, pp. 169-180. https://doi.org/10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.169-180. (In Russ.).
5. Mason P., Christie M. Tour guides as critically reflective practitioners: a proposed training model. Tourism Recreation Research, vol. 28 (1), 2003, p. 23-33. https://doi.org/10.1080/02508281.2003.11081383
6. Randall C., Rollins R. Visitor perceptions of the role of tour guides in natural areas. Journal of Sustainable Tourism, vol. 17 (3), 2009, p. 357-374. https://doi.org/10.1080/09669580802159727
7. Weiler B., Black R. Tour guiding research: Insights, issues and implications. Aspects oftourism, 62, Bristol: Channel View Publications, 2015, 208 p.
8. Weiler B., Walker K. Enhancing the visitor experience: Reconceptualising the tour guide's communicative role. Journal of Hospitality and Tourism Management, vol. 21, 2014, p. 90-99. https://doi.org/10.1016/ j.jhtm.2014.08.001
9. Cohen E. The tourist guide. Annals of Tourism Research, vol. 12. (1), 1985, p. 5-29. https://doi.org/ 10.1016/0160-7383(85)90037-4
10.Buhalis D. The tourism phenomenon. Tourism in the Age of Globalisation, London; New York: Routledge, 2001, 28 p.
11. Vanhove N. Globalisation of tourism demand: The underlying factors and the impact on marketing strategy. P. Keller (ed.) Globalisation and Tourism, Sankt Gallen, AIEST Publications, 1996, pp. 47-113.
12. Borges de Lima Ismar, Ronda J. Green. Wildlife Tourism, Environmental Learning and Ethical Encounters: Ecological and Conservation Aspects, 2017, Cham: Springer International Publishing, Imprint: Springer, 295 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-55574-4
13. Singleton A. The summer of the Spirits: Spiritual tourism to America's foremost village of spirit mediums, Annals of Tourism Research, 2017, vol. 67, p. 48-57. https://doi.org/10.1016/j.annals.2017.08.002
14.Norman A. The varieties of the spiritual tourist experience. Literature & Aesthetics, 2012, vol. 22 (1), p. 20-37.
15.Hirschorn S., Hefferon K. Leaving it аП behind to travel. Journal of Humanistic Psychology, 2013, vol. 53 (3), p. 283-306. https://doi.org/10.1177/0022167813483007
16.Heelas P. Spiritualities of life: New Age romanticism and consumptive capitalism, Malden, MA: Blackwell Pub, 2008, 282 p.
17.Kale S. Spirituality, religion, and globalization. Journal of Macromarketing, 2004, vol. 24, p. 92-107. https://doi.org/10.1177/0276146704269296
18. Lehto X., Brown S., Chen Y., Morrison A. Yoga tourism as a Niche within the wellness tourism Market. Tourism Recreation Research, 2006, vol. 31 (1), p. 25-35. https://doi.org/10.1080/02508281.2006.11081244
19.Djurkgejm Je. Jelementarnye formy religioznoj zhizni. Totemicheskaja sistema Avstralii [Elementary forms of religious life. Australia's totemic system]. Moscow, Izdatel'skij dom "Delo" RANHiGS, 2018, 736 p.
20.Allcock J. Tourism as a sacred journe'. Loisir et Société, 1988, vol. 11 (1), p. 33-48. https://doi.org/ 10.1080/07053436.1988.10715288
21.Sharpley R. Tourism, religion and spirituality. The Sage Handbook of Tourism Studies, London, Sage Publications, 2009, pp. 237-253.
22.Graburn N. Tourism: The sacred journey. V. Smith (ed.) Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1989, pp. 21-36.
23.Parsons H., Mackenzie S. H., Filep S. Facilitating Self-Development: How Tour Guides Broker Spiritual Tourist Experiences. Tourism Recreation Research, vol. 44 (2), p. 141-152. https://doi.org/10.1080/ 02508281.2019.1582159
24.Andreeva Ju. O. "Mesta sily", "duhi dol'menov" i "znanija pervoistokov": arheologicheskie pamjatniki i dvizhenie New Age "Anastasija" ["Places of Power", "Spirits of Dolmens" and "Pristine Knowledge": Archaeological Monuments and the New Age Movement "Anastasia"]. Etnograficheskoe Obozrenie [Ethnographic Review], 2014, no. 5, pp. 73-87. (In Russ.).
25.Kormina Zh. V. Palomniki. Jetnograficheskie ocherki pravjslavnogo nomadizma [Pilgrims: Ethnographic Sketches of the Orthodox Nomadism], Moskow, HSE Publishing House, 2019, 349 p. (In Russ.).
26.Seleznev A. G. Novaja mifologija istorii: arhetip "drevnih civilizacij" i sakral'nyj centr v rajone derevni Okunevo [New mythology of history: the archetype of "ancient civilizations" and the sacred center near the village of Okunevo]. Etnograficheskoe Obozrenie [Ethnographic Review], 2014, no. 5, pp. 41-59. (In Russ.).
27.Selezneva I. A. Sakral'nyj centr i vneshnij mir: problemy vzaimodejstvija [The sacred center and the outside world: problems of interaction]. Etnograficheskoe Obozrenie [Ethnographic Review], 2014, no. 5, pp. 59-73. (In Russ.).
28.Tiukhtiaev A. Dolina reki Zhane kak palomnicheskoe mesto: nju-jejdzh duhovnost', performans i autentichnost'. Diss. kand. kul'turologicheskih nauk [The Zhane River Valley as a place of pilgrimage: new age spirituality, performance and authenticity. PhD (Cultural studies) diss.]. Moscow, 2021. 275 p.
29.Shnirel'man V. A. Arkaim: arheologija, jezotericheskij turizm i nacional'naja ideja ["Arkaim: archeology, esoteric tourism and national idea"]. Antropologicheskij forum [Anthropological forum], 2011, no. 14, pp. 133-167. (In Russ.).
30.Davydova A. S. Vosproizvedenie sakral'nogo landshafta Teriberki v kontekste razvitija turizma v Murmanskoj oblasti [Reproduction of the Sacred Landscape of the "Edge of the Earth" in the context of tourism development in the Murmansk region (on the example of Teriberka settlement)]. Trudy KNC RAN (Gumanitarnaja serija) [Transactions of the Kola Science Centre], 2021, vol. 21 (12), no. 4. pp. 126-140. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.009. (In Russ.).
31.Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies (2nd edition), London, SAGE Publications Ltd, 2002, 184 p.
32.Macdonald S. Mediating heritage: Tour guides at the former Nazi Party rally grounds, Nuremberg. Tourist Studies, 2006, vol. 6 (2), p. 119-138.
33.Weiler B., Yu X. Dimensions of cultural mediation in guiding Chinese tour groups: Implications for interpretation, Tourism Recreation Research, 2007, vol. 32 (3), p. 13-22. https://doi.org/10.1080/ 02508281.2007.11081535
34.Holloway J. C. The guided tour a sociological approach. Annals of Tourism Research, 1981, vol. 8 (3), p. 377-402. https://doi.org/10.1016/0160-7383(81)90005-0
35.Razumova I. A. Kul'turnye landshafty Kol'skogo Severa: goroda u "Bol'shoj vody" i Hibin [Cultural landscapes ofthe Kola North: cities near the "Bolshaya Voda" and Khibiny]. Saint Petersburg, Gamas, 2009, 160 p. (In Russ.).
Информация об авторе
А. С. Давыдова — кандидат исторических наук, научный сотрудник.
Information about the author
A. S. Davydova — PhD (History), Research Fellow.
Статья поступила в редакцию 25.09.2021; одобрена после рецензирования 05.10.2021; принята к публикации 10.10.2021.
The article was submitted 25.09.2021; approved after reviewing 05.10.2021; accepted for publication 10.10.2021.