Научная статья на тему 'Лось в жизни древнего человека'

Лось в жизни древнего человека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5869
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОСЬ / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК / ПРИРУЧЕНИЕ / ОДОМАШНИВАНИЕ / ELK / PETROGLYPHS / ANCIENT HUMAN / TAMING / DOMESTICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколов Николай Васильевич

Лось занимал значимое место в жизни древних народов. Более того, на наскальных изображениях, отнесенных к культурам неолита и раннего металла, можно найти не только сцены охоты на лося, но и детали, указывающие на его приручение и одомашнивание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elk was of significant importance in ancient folks life. Moreover, details signing its taming and domestication as well as scenes of hunting it can be found at petroglyphs labeled as belonging to cultures of Neolithic and early Age of metals.

Текст научной работы на тему «Лось в жизни древнего человека»

же евангельскую перспективу включается понятие свободы. Отвлеченного понятия свободы Церковь не знает, как не знает она и вообще отвлеченных построений. Свобода может быть не вообще, как таковая, а от чего-то конкретного. Для Церкви она заключается в освобождении от порожденных грехопадением искажений человеческой природы» [3, с. 428]. Все богатство способов выражения и системы построения христианского образа призвано выявить это истинное предназначение человека. И сегодня икона является живым воплощением таких нравственно-этических понятий, забываемых современной культурой, как благообразие и благочестие.

Для современного человека понять икону - значит действительно постичь «вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи», познать «умозрение в красках», увидеть «Россию в ее

иконе», как к тому призывали заголовки публикаций времен Первой мировой князя Е.Н. Трубецкого, которого древняя иконопись поразила тогда именно своей «захватывающей» жизненностью.

Библиографический список

1. Андреев И.М. Православная апологетика. -М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. - 192 с.

2. Пятницкий Ю.А. Доклад Н.П. Лихачёва «Об иконе Владимирской Божией Матери» // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XXVI. -СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 55-77.

3. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. - Париж: Издательство Западно-европейского экзархата. Московский Патриархат, 1989. - 476 с.

4. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству - М., 1996. - 336 с.

УДК 639.111.16

Соколов Николай Васильевич

Костромской НИИ сельского хозяйства РАСХН

[email protected]

ЛОСЬ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Лось занимал значимое место в жизни древних народов. Более того, на наскальных изображениях, отнесенных к культурам неолита и раннего металла, можно найти не только сцены охоты на лося, но и детали, указывающие на его приручение и одомашнивание.

Ключевые слова: лось, наскальные изображения, древний человек, приручение, одомашнивание.

Лось - крупное, весьма безобидное животное, обитающее в суровых условиях опасной для человека тайги, - всегда был для первопроходцев и аборигенов таежной зоны желанной добычей, символом благополучного существования, знаком благосклонности высших сил к данным людям, данному селению. В свою очередь своей деятельностью - омоложением лесов в результате вырубки и палов -человек давал обильные корма лосю, чем привлекал животное. Древние законы, древнее отношение к лосю защищали лося от истребления. Более того, обитая рядом с человеком, лось получал защиту от посягательства пришлых людей и хищников.

Прирученные лоси становились не только живым резервом мяса, но и помощниками в нелегком труде таежника. Они могли использоваться при охоте на мигрирующих лосей, перевозили вьюки, своим поведением, безбоязненным отношением к человеку привлекали диких особей

к жилью человека. Они, в некоторой степени, заменяли мало приспособленных к таежным условиям лошадей. Но, самое главное, лоси, как дикие, так и прирученные, были всегда животными самодостаточными, не доставляли людям лишних хлопот, тем более не выказывали по отношению к человеку агрессии или страха.

Вероятно, именно эти качества послужили тем, что лось занял значимое место в культурном наследии проживающих в тайге народов. Из глубины веков до нас доходят предметы быта и культа, украшенные изображениями лосей, высеченные на скалах рисунки лосей, легенды и эпосы, где серьезное место уделяется лосю.

Появление первых предметов искусства уходит в глубину эпохи мезолита. В дальнейшем первобытные его формы получают особое развитие в культурах неолита и раннего металла. Возникают наскальные изображения, другие произведения древнего отражения идеологических, религиозных и других направлений.

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

© Соколов Н.В., 2011

(наскальные рисунки)

К сожалению, рисунки с отдельно взятого места, имеющего наскальные изображения, не дают целостной картины приручения и одомашнивания лося, однако, используя в качестве основы современные формы работы по одомашниванию лося, мы можем из этих древних изображений создать галерею целостного наглядного материала, последовательно показывающего всю технологию домашнего лосеводства того времени, начиная с отлова диких особей и кончая созданием управляемого стада лосей.

В частности на рисунке 1 А, высеченном близ деревни Малая Воробьевая Жигаловского района Иркутской области на скалистом берегу реки Лены, перерисованном В.С. Воропиновым, изображены лосиха в уздечке во время гона и дикий самец, следующий за ней. Вероятно, здесь отражен один из способов заманивания самцов в ловчий загон с помощью лосихи, находящейся в состоянии охоты.

На рисунке 1 Б, найденном на скальной породе правого берега реки Лены в местности «Шиш-

кинская шаманка», что на 18 км ниже поселка Качуг, показан подгон взрослых самцов-лосей человеком на коне в загон-ловушку.

Там же, на другом рисунке 1 В, два всадника, один на коне, другой на лосе, отлавливают инструментом, похожим на аркан, взрослого лося-самца. Эти рисунки относятся, скорее всего, к УТІХ вв. нашей эры и зарисованы исследователем П.П. Хороших [4].

Далее на рисунках 2 А и Б мы видим лосей плененных. На обоих рисунках показаны инструменты поимки лося и линии, являющиеся, надо полагать, веревками или ремнями, служившими растяжками для фиксации животного на месте. Данные рисунки скопированы П.П. Хороших с высеченных на плитах из красноцветного песчаника писанцев, найденных в городище на горе Манхай 1 по правому притоку реки Ангары в 12 км выше поселка Усть-Орда. Эти изображения относятся к группе древних тюрских писанец.

Следующая серия рисунков показывает различные формы приучения лосей к уздечке, не-

денная внутри городища на горе Манхай 1 (Кудинские степи)

Зарисовка П. П. Хороших (% натуральной величины)

. Изо-

бражение на плите, найденной внутри городища на горе Манхай 1 (Кудинские степи') Зарисовка П. П. Хороших (“/ш на-

Рис. 2. Пленение лося (наскальные рисунки)

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

55

доуздку, ношению вьюков и перевозке на спине человека. Так, писанца (рис. 3 А), высеченная на известковой скале реки Оки - левого притока Ангары, в 6 км выше Большеокинских порогов, отнесенная к раннему железному веку и зарисованная в 1988 году А.Пласковицким [2], показывает молодого лося-самца, стоящего на узде. При этом лось дергается, пытаясь скинуть или порвать узду.

Рисунок 3 Б, выполненный П.П. Хороших в 1948 году с писанцы, высеченной на скале правого берега реки Лены в местности «Шишкинс-кая шаманка» в 18 км ниже поселка Качуг, демонстрирует спокойно стоящего на узде взрослого самца-лося.

Другой рисунок - 3 В, выполненный в 1912 году художником Д.И. Кузнецовым с писанцы, высеченной на каменной плите у скалы Ялбак-таш, находящейся на правом берегу реки Чуи между поселками Чибит и Ядро и отнесенной к группе скифо-сибирских звериных изображений, дает нам представление об использовании в лосевод-стве недоуздков.

Рис. 3. Приручение лосей к работе с человеком (наскальные рисунки)

Рис. 4. Стадо одомашниваемых лосей (наскальный рисунок)

На писанце (рис. 3 Г), зарисованной в 1935 году

A.Д. Фатьяновым и отнесенной А.П. Окладниковым к бронзовому веку, даны варианты крепления вьючных ремней на лосе. Вырисованы рога, имеющие стадию пантов. Это важная деталь, так как в это время самцы, оберегая панты, более осторожны и, при приучении их к различного рода поклажам, реагируют на это более сдержанно. Данная писанца обнаружена на правом берегу реки Ангары выше деревни Каменка на утесе Кармогул.

Писанца (рис. 3 Д) на Каменных островах реки Ангары в 12 км ниже деревни Егоровой, обнаруженная и сфотографированная в 1938 году

Н.В. Тюменцевым, относится к концу новокаменного века или к крайней бронзе. Здесь изображена лосиха с ошейником. Угол на ошейнике может говорить только о том, что далее должна следовать веревка, выполняющая функцию повода для удержания лося или, что маловероятно, роль буксировочного троса для перемещения по земле грузов.

И последним в этой серии идет рисунок

B.Н. Скалона (рис. 3 Е), выполненный по писан-це, найденной на правом берегу реки Лены вблизи деревни Картухай в 30-ти км ниже поселка Качуг. Эту писанцу можно расценивать как изображение процесса объезживания молодого сам-ца-лося. Это подтверждается тем, что в отличие от других рисунков здесь проглядывает явная напряженность в позе всадника, мелкие рога, указывающие на молодость животного и то, что, судя по расположению передних ног и приподнятости головы, животное скачет нервным галопом.

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

Завершающим весь этот цикл рисунком можно считать зарисовку И.Т. Савенкова [3] с изображений, высеченных на скале вблизи улуса Май-даши на берегу реки Енисея и относящихся, по-видимому, к древнетюрским. На писанце (рис. 4) показано стадо разнополых и разновозрастных прирученных лосей, спокойно пасущихся среди людей. На одном лосе, надо полагать, верховой пастух. Слева, судя по позе лосихи и положению человека, идет доение животного. Две лосихи беременны. Одна - одинцом, другая - двойней. Среди лосей три изображения существенно отличаются от остальных. В центре, судя по рогам и размерам животного, - коза. Правее, похоже, мелкий олень, имеющий рога, сильно откинутые назад, с другим, в отличие от лосиных, расположением отростков. В нижнем правом углу мелкое животное, имеющее гриву. Быть может, это жеребенок, хотя грива есть и у подросших лосят. Стадо одомашниваемых лосей с пастухами вы-

бито также среди Шалаболинских (Тесинских) наскальных изображений, описанных К.В. Вятки-ной [1]. В более поздние периоды данных о лосе-водстве нет, возможно, в связи с тем, что оно не выдержало конкуренции с другими домашними животными.

Библиографический список

1. Вяткина К.В. Шалаболинские (Тесинские) наскальные изображения. // Муз. антропол. и эт-ногр. - XII. - Табл. LVI - 25. - 1949. - С. 449.

2. ПласковицкийА. Кадинская писаница // Изв. Вост.-Сибирск. отд. геогр. об-ва. - 1988. - Т. XIX. -№ 2. - С. 28-29.

3. Савенков И.Т. О древних памятниках изобразительного искусства на р. Енисее // Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове. - 1910. - Т. 1.

4. Хороших П.П. Изображения на скале Яб-лак-таш // Кр. сообщ. ин-та истории матер. культуры АН СССР. - 1949. - Вып. XXV - С. 134.

УДК 791.43

Стогниенко Александр Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

le_shevalier@mail. т

ЦВЕТ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛЬМА АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО «СТАЛКЕР»

Цвет в кинематографе обычно несет самостоятельную эстетическую нагрузку. Для Тарковского в «Сталкере» цвет лишь фактура и сопровождение к действиям и отношениям персонажей. Основная цель работы — попытка определить значение цвета для Тарковского и установить роль цвета для разграничения разорванного пространства кинофильма.

Ключевые слова: Тарковский, «Сталкер», цвет, художественное пространство, метафизика.

Не всегда обязательно, чтобы истинное телесно воплотилось; достаточно уже, если его дух веет окрест и производит согласие, если оно как колокольный звон с важной дружественностью колышется в воздухе. И.В. Гёте [2, с. 466]

"X" Несмотря на достаточно длительное изучение понятия и сущности цвета, наука так и не пришла к единому пониманию данного явления. Между тем не вызывает сомнения, что цвет как одна из сущностных характеристик произведения искусства не может быть определен только как явление физического мира. По мнению Гёте, «цвет... оказывает известное действие на чувство зрения... а через него

и на душевное настроение... Поэтому взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим чувствам» [1, с. 758]. Цвет, несомненно, является одной из важнейших характеристик большей части произведений искусства, в том числе кинематографа.

Наиболее показательным кинофильмом Тарковского, содержащим идею дифференциации пространства в зависимости от цвета, является

© Стогниенко А.Ю., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.