Научная статья на тему 'Локализация старообрядческого населения Земли донских казаков в 60-х годах XVIII века'

Локализация старообрядческого населения Земли донских казаков в 60-х годах XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DON COSSACKS’ LAND / OLD BELIEVERS’ SCHISM / INSPECTION OF THE DON CHURCHES AND PRIESTS IN 1763-1764 / BISHOP OF VORONEZH AND YELETS TIKHON (SOKOLOV) / ЗЕМЛЯ ДОНСКИХ КАЗАКОВ / СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСКОЛ / РЕВИЗИЯ ДОНСКИХ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА 1763-1764 ГГ / ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ И ЕЛЕЦКИЙ ТИХОН (СОКОЛОВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шадрина Алла Валерьевна

Рассматривается локализация старообрядческого населения в Земле донских казаков. В силу особенностей организации церковной жизни казаки индифферентно отнеслись к постановлениям Большого Московского собора 1866-1867 гг., положившего начало расколу. Первое столкновение со сторонниками «старой веры», бежавшими на Дон от преследований московского правительства, характеризовалось настороженным отношением к ним донцов. Однако после 1682 г. влияние старообрядцев усилилось. К середине XVIII в. епископы Воронежской епархии, в состав которой в 1718 г. была отнесена Земля донских казаков, констатировали, что значительное число населения «заражено расколом». Ряд мер, принятых епископом Воронежским и Елецким Тихоном (Соколовым), не достигнув результатов, позволил тем не менее выявить станицы с большим процентом старообрядческого населения. Так, ревизия донских церквей и духовенства, проведенная в 1763-1764 гг. по его указанию, показала, что из 114 донских станиц, в которых были церкви, в 39 проживали старообрядцы, что выразилось в том, что на иконах этих храмов были изображены святые с двуперстием. Поскольку в XVIII в. церкви были собственностью Войска, иконы могли быть переписаны только с разрешения станицы, которая, вероятнее всего, не позволила привести иконы в соответствие с требованиями московского правительства, как это было в станицах, не отмеченных ревизорами как имевшие иконы старообрядческого письма. При этом в Черкасском и Медведицком заказах под влиянием старообрядцев оказалось больше половины церквей. Исключение составлял Хоперский заказ, где явное присутствие старообрядцев не было обнаружено. Ревизия 1763-1764 гг. также показала, что к середине XVIII в. старообрядческий раскол был распространен по всей территории Земли донских казаков с незначительным преимуществом станиц Медведицкого заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCALIZATION OF THE OLD BELIEVERS IN THE DON COSSACKS’ LAND IN THE 1760s

The origins and development of the Old Believers’ schism in the Don lands represent one of the focal problems of historical science. This article deals with an important aspect of the problem: the localization of the Old Believers in the Don Cossacks’ Land. Due to the peculiarities of church life arrangement, the Cossacks were indifferent about the decrees of the Great Synod of Moscow of 1866-1867, which initiated the schism. The first collision with the followers of the Old Belief, who had run away to the Don lands trying to escape from the persecution of the Moscow government was characterized by a reserved attitude towards them from the side of the Don lands locals. However, after 1682, the Old Believers’ influence grew stronger. By the middle of the 18th century, the bishops of the Diocese of Voronezh, a part of which the Don Cossacks’ Land became in 1718, had stated that a considerable share of the population “had been infected with schism”. The measures taken by Tikhon (Sokolov), Bishop of Voronezh and Yelets, having failed, still made it possible to detect the villages with a high percentage of Old Believers living there. For instance, the inspection of the Don churches and priests, which was held under his order in 1763-1764, showed that among the 114 Don villages with churches, there were 39 villages where Old Believers lived, which was proven by the fact that the icons in those temples depicted saints with two-finger crossings. As the churches belonged to the Don Army in the 18th century, those icons could only be repainted with the permission granted by the village authorities that, most likely, did not allow to bring the icons to conformity with the requirements of the Moscow government the way it had been done in the villages that were not registered by the inspectors as those with the Old Believers’ script on their icons. At the same time, more than half of the churches were found under the Old Believers’ influence in the blocks of Cherkassk and Medveditsa. The block of Khopior was an exception as no visible presence of the Old Believers had been detected there. The inspection in 1763-1764 also proved that by the middle of the 18th century the Old Believers’ schism had spread all over the Don Cossacks’ territories, with a small advantage of the villages of the Medveditsa block.

Текст научной работы на тему «Локализация старообрядческого населения Земли донских казаков в 60-х годах XVIII века»

УДК 94 (47) DOI 10.23683/0321-3056-2019-3-70-74

ЛОКАЛИЗАЦИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

*

ЗЕМЛИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ В 60-Х ГОДАХ XVIII ВЕКА

© 2019 г. А.В. Шадрина а

а Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия

Шадрина Алла Валерьевна -кандидат исторических наук, научный сотрудник, Южный научный центр Российской академии наук, пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия.

E-mail: shadrina@ssc-ras.ru

Рассматривается локализация старообрядческого населения в Земле донских казаков. В силу особенностей организации церковной жизни казаки индифферентно отнеслись к постановлениям Большого Московского собора 1866-1867 гг., положившего начало расколу. Первое столкновение со сторонниками «старой веры», бежавшими на Дон от преследований московского правительства, характеризовалось настороженным отношением к ним донцов. Однако после 1682 г. влияние старообрядцев усилилось. К середине XVIII в. епископы Воронежской епархии, в состав которой в 1718 г. была отнесена Земля донских казаков, констатировали, что значительное число населения «заражено расколом». Ряд мер, принятых епископом Воронежским и Елецким Тихоном (Соколовым), не достигнув результатов, позволил тем не менее выявить станицы с большим процентом старообрядческого населения. Так, ревизия донских церквей и духовенства, проведенная в 1763-1764 гг. по его указанию, показала, что из 114 донских станиц, в которых были церкви, в 39 проживали старообрядцы, что выразилось в том, что на иконах этих храмов были изображены святые с двуперстием. Поскольку в XVIII в. церкви были собственностью Войска, иконы могли быть переписаны только с разрешения станицы, которая, вероятнее всего, не позволила привести иконы в соответствие с требованиями московского правительства, как это было в станицах, не отмеченных ревизорами как имевшие иконы старообрядческого письма. При этом в Черкасском и Медведицком заказах под влиянием старообрядцев оказалось больше половины церквей. Исключение составлял Хоперский заказ, где явное присутствие старообрядцев не было обнаружено. Ревизия 1763-1764 гг. также показала, что к середине XVIII в. старообрядческий раскол был распространен по всей территории Земли донских казаков с незначительным преимуществом станиц Медведицкого заказа.

Ключевые слова: Земля донских казаков, старообрядческий раскол, ревизия донских церквей и духовенства 1763-1764 гг., епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов).

Старообрядческий раскол в донском регионе - самом крупном в Российской империи по численности проживавших здесь приверженцев старой веры - сегодня остается одной из наименее изученных проблем исторической науки. Одним из ее важнейших аспектов является локализация старообрядческого населения в Земле донских казаков в XVIII в. Поскольку данный вопрос ранее не изучался, тема настоящего исследования представляется актуальной.

Историография проблемы старообрядческого раскола в Земле донских казаков (с 1786 г. -Земле войска Донского, с 1870 г. - Области войска Донского) начала формироваться во второй половине XIX в. Наиболее полное освещение она получила в работах петербургского историка В.Г. Дружинина [1] и представителей педагогической корпорации Донской духовной семи-

нарии (1868-1920) Н.П. Снесарева [2] и Е.П. Овсянникова [3].

В советский период старообрядческий раскол не выступал в качестве предмета исследования по идеологическим причинам.

Современная историография проблемы не может быть названа обширной, однако ряд проведенных исследований дает представление о ее отдельных аспектах. Так, Н.А. Мининков [4, 5] рассматривает старообрядческий раскол в контексте выступления донских казаков против подчинения Московскому государству. Протест донцов во главе с С. Лаврентьевым анализируется в статье Д.В. Сеня [6]. Ряд работ этого автора посвящен казакам-некрасовцам, ушедшим на Северный Кавказ [7, 8]. Данный вопрос также затрагивается Е.А. Агеевой [9]. О.Ю. Редь-кина впервые рассмотрела проблему локализации старообрядческих общин в донском реги-

* Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта 01201354248.

оне. Однако автор ограничивает область своего исследования территорией современной Волгоградской области [10].

Источниковую базу настоящего исследования составляют публикации в дореволюционных региональных периодических изданиях, посвященные проблеме старообрядчества на Дону [11—16]. Это обусловлено тем, что авторы данных публикаций изучали документы утраченного в годы Великой Отечественной войны архива Воронежской духовной консистории. Основным источником, изучение которого позволило сделать выводы о локализации старообрядческого населения в Земле донских казаков во второй половине XVIII в., является документ Воронежской духовной консистории «Ведомость состоящим в крепости святаго Димитрия Ростовскаго в городе Черкасске и Черкасском заказе церквей и приходских дворовому числу и священно и церковнослужителям, а в которой церкви и какие именно явились неисправности по сему», опубликованная в 1900 г. А.А. Кирилловым [17] и получившая в историографии название «ревизия свт. Тихона» [18].

Хронологические рамки настоящего исследования - 1760-е гг. - обусловлены анализом опубликованных данных ревизии донских церквей и духовенства, проведенной по указу воронежского епископа Тихона (Соколова). Цель -определить основные центры локализации старообрядческого населения в Земле донских казаков во второй половине XVIII в.

Старообрядческий раскол, потрясший Московское государство и уже в последней трети XVII в. ставший лозунгом ряда протестных выступлений донского казачества против сближения с Москвой, начался с Большого Московского собора 1666-1667 гг. Донские казаки, до 1650-х годов не входившие ни в одну из епархиальных структур Русской церкви [19, с. 192], к изменениям обрядов отнеслись индифферентно. Одной из причин этого было отсутствие в Земле донских казаков церквей, за исключением Черкасска, где только в 1652 г. был построен и освящен Воскресенский собор [20, с. 700]. В его строительстве принимал активное участие московский царь Алексей Михайлович, по инициативе которого Земля донских казаков в эти годы вошла в состав Патриаршей области, впервые обрела церковно-административную принадлежность [20, с. 483] и легитимное с церковной точки зрения духовенство [20, с. 475-476, 478].

Развитие старообрядческого раскола в Земле донских казаков связано с поселением в донских землях бежавших от преследований на Дон приверженцев старой веры. При этом первое столкновение со старообрядцами характеризовалось как отсутствием прозелитической деятельности со стороны последних, так и настороженным отношением к ним донцов [21, с. 89].

Ситуация изменилась в 1680-х гг., когда на Дон устремился большой поток старообрядцев. Причиной стала череда событий: стрелецкий мятеж, Московский собор 1682 г. и усиление правительственных преследований сторонников старой веры. Как следствие на Дону начались процессы, во-первых, вовлечения казаков в преследование сторонников «старой веры», во-вторых, обустройство на Дону пришлых старообрядцев, строительство ими церквей и активная проповедь старообрядчества среди местного населения. В-третьих, росло движение среди казачьей «верхушки» против усиления власти Москвы [22], так же как и стрельцы выдвигавшей лозунг борьбы за «старую веру». Все эти процессы инициировали широкое распространение старообрядчества среди казаков. Московское государство, несмотря на заинтересованность в ограничении распространения раскола [1, с. 220], не могло им противостоять. И хотя послушные Москве казаки сначала исполняли царскую волю, «разоряли» старообрядческие скиты [23, с. 718; 21, с. 155-157] и даже выдали Москве старообрядца атамана Самойлу Лаврентьева [5], основная масса донцов достаточно быстро начала переходить на сторону раскольников. Среди причин можно назвать недостаток «официальных» храмов на фоне существования в отдаленных уголках Земли войска Донского старообрядческих церквей; наличие у старообрядцев легитимного духовенства, имевшего ставленнические грамоты дониконовского времени, проповедь старообрядчества и осознание раскола как протестного движения, в основе которого лежало противостояние Москве, особенно в вопросах веры.

На протяжении XVIII в. вопрос о ведении статистики старообрядческого населения в Земле войска Донского и его локализации не стоял. Во-первых, войсковая канцелярия не вела такого рода документов, во-вторых, войсковое начальство относилось к расколу покровительственно, предпочитая не допускать чьих бы то ни было вмешательств во внутренние дела [12, с. 50; 13, с. 89]. Первые сведения о локализации

старообрядцев в Земле донских казаков, помимо указаний о месте нахождения их скитов, становятся известными благодаря деятельности епископа Воронежского и Елецкого Тихона (Соколова), назначенного на воронежскую кафедру 14 мая 1763 г. [12, с. 40] Обнаружив при знакомстве с епархией, что в станицах Земли войска Донского «не только простые казаки, но и чиновные, даже многие священнослужители, поставленные непосредственно из казаков, не чужды были некоторых раскольнических симпатий» [12, с. 39], он предпринял ряд мер, которые должны были выявить раскольников и прекратить их деятельность. Так, в 1764 г. он запретил избирать на священнослужительские должности простых казаков (что не было исполнено), в 1765 г. [13, с. 83] учредил следственную комиссию о раскольниках и комиссию увещателей раскольников в Земле войска Донского [12, с. 40].

Деятельность комиссий, еще не успев начаться, стала причиной выявления старообрядцев в ст. Камышевской, Терновской, Цым-лянской, Траилинской, Нижне-Каргальской, Кепенской, Зимовейской [13, с. 84] и Ведерни-ковской [13, с. 88]. О старообрядцах ст. Камы-шевской, в 1768 г. отобравших у священника ключ от церкви, епископу Тихону сообщил священник этой станицы Григорий Макаров. Он характеризовал станичников как «удалившихся в крайний раскол» [11, с. 8]. Отбирали у священника ключи от храма и казаки-старообрядцы ст. Терновской [2, с. 23]. Священник ст. Тра-илинской сообщил, что в 1759 и 1760 гг. казаки просили его «и уговаривали, дабы он раскольническую прелесть исполнял и по воли их хотению крестил и венчал по солнцу, а лестнаго де их душепагубнаго двуперстнаго сложения им чинить не запрещал» [12, с. 47]. О старообрядческом населении ст. Каргальской донес деся-тоначальник, сообщив, что «жители ея по вся годы на исповеди и причастии не бывают и других простых народов к той раскольнической прелести приводят... и крестное знамение на себе изображать учат по раскольническому преданию двуперстным сложением» [12, с. 48]. Священник церкви ст. Ведерниковской показал, что из его прихожан «удаляющихся от святаго причастия и непочитающих святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго и образу ево не по-кланяющихся более 200 человек» [13, с. 89].

Скорее всего сообщения воронежскому епископу о казаках-старообрядцах были неожидан-

ностью для войскового правительства, которое не допустило «производить следствие» над раскольниками за исключением атамана ст. Тер-новской А. Февралева и казака А. Кузнецова [12, с. 50]. Следственная комиссия о раскольниках также была вынуждена прервать свою работу после начала проведения следствия в ст. Ве-дерниковской по указанию войсковой канцелярии, аргументировавшей свое распоряжение тем, что «в некоторых станицах казаки, будучи объяты страхом, пришли в немалое колебание» [13, с. 89]. Такими образом, работа учрежденных епископом Тихоном комиссий, благодаря активному противостоянию войска, не принесла плодов, но дала возможность выявить локальные центры старообрядчества в Земле донских казаков.

Документом, позволяющим определить локализацию старообрядческого населения в Земле донских казаков, является «Ведомость состоящим в крепости святаго Димитрия Ростовскаго в городе Черкасске и Черкасском заказе церквей и приходских дворовому числу и священно и церковнослужителям, а в которой церкви и какие именно явились неисправности по сему» [17]. По сути это отчет воронежских священников В. Алимпиева и И. Баженова, посланных в 1763-1764 гг. епископом Тихоном для ревизии церквей и духовенства Земли донских казаков. Поскольку перед ревизорами не стояла задача выявления раскольников, сведения о старообрядческом населении становятся очевидными из указаний священников на двуперстие на иконах, что свидетельствовало о значительном количестве старообрядческого населения в приходах. Данный критерий представляется правомочным, поскольку принадлежность населения станиц, в которых не были «исправлены» изображения на иконах к старообрядческому расколу, подтверждается рядом более поздних архивных и опубликованных источников.

Итак, на момент ревизии (1763-1764 гг.) в Земле донских казаков было 114 церквей: в Черкасске - 6, в Черкасском заказе - 26, по реке Донцу - 9, в Медведицком заказе - 25, по реке Медведица - 11, в Хоперском заказе - 37 [17].

В Черкасске, где уже в 1687 г. казаками во главе с атаманом Самойлой Лаврентьевым был вынесен приговор, по которому было решено служить в донских церквах и часовнях по «старым книгам», иконы с двуперстием были только в Преображенской церкви (1 церковь из 6) [5]. Это свидетельствует об особом внимании Чер-

касского духовного правления к уничтожению внешних признаков принадлежности некоторых черкассцев к старообрядческому расколу.

В Черкасском заказе старообрядцы локализовались в 17 из 25 станиц, имевших церкви: Маноцкой, Багаевской, Бабской, Ведерников-ской, Кагальницкой, Траилинской, Нижне-Михалевской, Верхне-Михалевской, Быстрян-ской, Камышевской, Верхне-Каргальской, Романовской, Кумшацкой, Терновской, Филиппо-вской, Нижне-Курмоярской, Нагавской, Верхне-Курмоярской [5].

По р. Донцу центром старообрядчества, причем беспоповского поморского согласия [24], что нехарактерно для Дона, была ст. Усть-Белокалитвенская, что составило 1 из 9 церквей, имевших иконы с двуперстием [5].

В Медведицком заказе большой процент старообрядческого населения был в ст. Вешенской, Усть-Хоперской, Усть-Медведицкой, Клецкой, Перекопской, Кременской, Старогригорьевской, Сиротинской, Иловлинской, Качалинской, Трех-Островянской, Голубинской, Пятиизбянской, Верхне-Чирской, Нижне-Чирской, Кобылянской, Есауловской, Зимовейской (18 из 25 церквей) [5].

По р. Медведице старообрядческое население локализовалось в ст. Островской, Скури-шенской, Етеревской (3 из 11 церквей) [5].

В Хоперском заказе иконы с двуперстием ревизорами обнаружены не были [5], что соответствует сообщениям клировых ведомостей 1800 г. о том, что церкви Хоперского заказа, которые выражено тяготели к Воронежу, были самыми образцовыми относительно церковного порядка [25].

Как видим, из 114 станиц Земли донских казаков, в которых в 1760-х гг. имелись церкви, старообрядческое население присутствовало в 39 (34,2 %). Этот показатель, однако, не исключает значительного количества приверженцев «старой веры» в станицах и хуторах, не имевших храмов. Влияние их было значительным, что обусловило наличие в приходских церквах икон с двуперстием, которое по постановлению церковного начальства должно было быть переписано. При этом в Черкасске, Черкасском заказе и по р. Донцу, станицы которых в конце XVIII в. были объединены в Черкасский заказ, было 19 церквей с двуперстием на иконах, что составляло 16,6 % от всего количества храмов Земли донских казаков. В Медведицком заказе и по р. Медведице (в конце XVIII в. объединены в Хоперский заказ) - 21 церковь, т.е. 18,4 %. Та-

ким образом, старообрядцы были расселены как по Верхнему, так и по Нижнему Дону примерно одинаково, с небольшим перевесом в пользу Медведицкого заказа, несмотря на то, что распространение раскола началось именно с Верхнего Дона. Поскольку старообрядческий раскол на Верхнем Дону исследован в гораздо большей степени, невольно создается впечатление, что на Нижнем Дону старообрядцы не присутствовали, данные ревизии епископа Тихона представляют значительный интерес, свидетельствуя о том, что расколом было «заражено» казачество на всей территории проживания.

Итак, старообрядческий раскол, начавшийся в Земле донских казаков в 1670-1680-х гг. и воспринятый местным населением настороженно, к 1760-м гг. получил на Дону широкое распространение. Локализация старообрядческого населения была относительно равномерной по всей территории Донского войска с незначительным преимуществом станиц Медведицкого заказа.

Литература

1. Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII века. Ростов н/Д. : Антей, 2015. 344 с.

2. Снесарев Н.П. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Вып. 1. Новочеркасск, 1877. 239 с.

3. Овсянников Е., свящ. Причины широкого распространения старообрядческого раскола на Дону // Донские епархиальные ведомости. 1902. № 29. С. 652-657; № 30. С. 666-671; № 31. С. 697700; № 32. С. 714-717, 779-783; № 33. С. 735-741; № 35. С. 794-800; № 36. С. 831-837.

4. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1998. 512 с.

5. Мининков Н.А. «Не место красит человека...». Войсковой атаман Самойло Лаврентьев // Человек второго плана в истории. Ростов н/Д., 2007. С. 281-291.

6. Сень Д.В. Старообрядчество на Дону в конце XVII века. К 325-летию казни лидеров донских старообрядцев в Москве // Донской временник : краеведческий альманах. Вып. 21. Ростов н/Д., 2012. С. 111-114.

7. Сень Д.В. Биографии лидеров донских и кубанских казаков-старообрядцев конца XVII в. -начала XVIII в. // Война и воинские традиции в культурах народов Юга России (VI Токаревские чтения) : материалы Всерос. науч. -практ. конф. Ростов н/Д. : Альтаир, 2017. С. 111-120.

8. Сень Д.В. Православие на территории Северо-западного Кавказа и место Кубани в системе старообрядческих центров (XVIII в.) // Magna Ad-surgit: Historia Studiorum. 2018. № 1. С. 7-34.

9. Агеева Е.А. Старообрядчество Юга России: церковно-бытовые традиции и книжность // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе : материалы Междунар. науч. конф. / ред.-сост. С.И. Хватова. Майкоп : Магарин О.Г., 2016. С. 34-59.

10. Редькина О.Ю. Староверы Нижней Волги и Дона в конце XIX-XX веке // Российская история. 2012. № 4. С. 15a-27.

11. Материалы для истории раскола в Донской Области // Донские епархиальные ведомости. 1874. № 1. С. 8-20.

12. Материалы для истории раскола в Донской Области // Донские епархиальные ведомости. 1874. № 2. С. 39-55.

13. Материалы для истории раскола в Донской Области // Донские епархиальные ведомости. 1874. № 3. С. 82-92.

14. Записка об архиве, находящемся при старочеркасском Воскресенском соборе // Донские епархиальные ведомости. 1877. № 15. С. 477478.

15. Верхнечирская станица и старообрядческий раскол ея в XVIII веке // Донские епархиальные ведомости. 1878. № 4. С. 107-115; № 5. С. 135-143; № 6. С. 169-180; № 7. С. 203-216..

16. Пятиизбянская станица. Материалы для истории раскола старообрядчества на Дону во второй

половине XVIII - начале XIX столетия // Донские епархиальные ведомости. 1882. № 1. С. 10-15.

17. Кириллов А.А. Материалы, относящиеся к церковной жизни донского казачества в XVIII веке // Памятная книжка Области войска Донского на 1900 год. Новочеркасск : Областная войска Донского типография, 1900. С. 192-234.

18. Донецкий Т., прот. Донское духовенство 150 лет тому назад по данным ревизии святителя Тихона. 1763-1764 года // Донская церковная старина. Вып. II. Новочеркасск : Частная донская типография, 1909. С. 131-145.

19. Донские дела. Кн. 2. СПб. : Типография Главного управления уделов, 1906. 1112 с.

20. Донские дела. Кн. 4. СПб. : Типография Главного управления уделов, 1913. 1013 с.

21. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным. Новочеркасск : Типография А.А. Карасева, 1891. Т. I. 321 с.

22. Мининков Н.А. Укрепление московской власти на Дону в последней четверти XVII века // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2013. № 5. С. 67-74.

23. Материалы для истории раскола в Донской области // Донские епархиальные ведомости. 1873. № 23. С. 717-733.

24. Крылов А. Церковная летопись Усть-Белокалитвенской станицы // Донские епархиальные ведомости. 1883. № 17. С. 619-622; № 18. С. 659-663.

25. Государственный архив Ростовской области. Ф. 226. Оп. 1. Д. 89.

Поступила в редакцию \ 10 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.