Научная статья на тему 'Повседневный мир донских старообрядцев во второй половине XVIII века'

Повседневный мир донских старообрядцев во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
668
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ДОНСКИЕ КАЗАКИ / СТАНИЦЫ ВЕРХНЕ-КАРГАЛЬСКАЯ / ПЯТИИЗБЯНСКАЯ / ВЕРХНЕ-ЧИРСКАЯ / ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / OLD BELIEF / DON COSSACKS / SETTLEMENT VERKHNE-KARGALSKAYA / PYATIIZBYANSKAYA / VERKHNE-CHIRSKAYA / VORONEZH DIOCESE / MILITARY SERVIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кротов Олег Сергеевич

В течение XVIII столетия на земле донских казаков старообрядчество получило широкое распространение. По различным источникам можно говорить о проживании старообрядцев практически во всех станицах Войска Донского. В некоторых из них старообрядчество не просто прижилось и стало частью жизни станичного казачества, но и оказывало сильное влияние на православных казаков. Старообрядцы составляли значительную часть населения донского казачества во второй половине XVIII в. Они исправно исполняли службу и выполняли другие повинности. В религиозном плане старообрядцы четко придерживались своих традиций и обычаев. Однако это не было препятствием для поддержания дружественных отношений с православным казачеством. Источники сообщают о мирных взаимоотношениях православного и старообрядческого казачества. Однако остаются вопросы, связанные с повседневной жизнью казаков-старообрядцев в мирное время. Являлся ли повседневный мир донских старообрядцев чем-то отличным от жизни остального православного казачества? В статье сделана попытка изучить повседневный мир донских старообрядцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE OF DON OLD BELIEVERS IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY

Within the XVIII century on the territory of the Don Cossacks the Old Belief was widely adopted. According to various sources it is possible to assume about residence of Old Believers practically in all villages of Don Army. In some villages the Old Belief was accustomed and became a part of the life of the Cossack village “stanitsa”, it also exerted strong impact on orthodox Cossacks. Old Believers made a considerable part of the population of the Don Cossacks in the second half of the 18th century. They regularly participated in military service and carried out other duties. The religious Old Believers accurately adhered to the traditions and customs. However it wasn't an obstacle for keeping friendship with the orthodox Cossacks. Sources report about peaceful relationship of the orthodox and Old Belief Cossacks. However there are questions connected with everyday life of Old Believers Cossacks in peaceful time. The daily life of the Don Old Believers was different from the life of other orthodox Cossacks. In this article the attempt to study the daily life of the Don Old Believers is made.

Текст научной работы на тему «Повседневный мир донских старообрядцев во второй половине XVIII века»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

УДК 94(47) Б01 10.23683/0321-3056-2017-4-56-60

ПОВСЕДНЕВНЫЙ МИР ДОНСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVШ ВЕКА

© 2017г. О.С. Кротова

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

EVERYDAY LIFE OF DON OLD BELIEVERS IN THE SECOND HALF

OF THE XVIII CENTURY

O.S. Krotov а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Кротов Олег Сергеевич -аспирант,

Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия.

Е-тай: 8Ш(Зеп(-Ы8(ог1с@гатЫег. ги

Oleg S. Krotov -Postgraduate,

Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.

E-mail: student-historic@rambler. ru

В течение XVIII столетия на земле донских казаков старообрядчество получило широкое распространение. По различным источникам можно говорить о проживании старообрядцев практически во всех станицах Войска Донского. В некоторых из них старообрядчество не просто прижилось и стало частью жизни станичного казачества, но и оказывало сильное влияние на православных казаков.

Старообрядцы составляли значительную часть населения донского казачества во второй половинеXVIII в. Они исправно исполняли службу и выполняли другие повинности. В религиозном плане старообрядцы четко придерживались своих традиций и обычаев. Однако это не было препятствием для поддержания дружественных отношений с православным казачеством.

Источники сообщают о мирных взаимоотношениях православного и старообрядческого казачества. Однако остаются вопросы, связанные с повседневной жизнью казаков-старообрядцев в мирное время. Являлся ли повседневный мир донских старообрядцев чем-то отличным от жизни остального православного казачества? В статье сделана попытка изучить повседневный мир донских старообрядцев.

Ключевые слова: старообрядчество, донские казаки, станицы Верхне-Каргальская, Пятиизбянская, Верхне-Чирская, Воронежская епархия, военная служба.

Within the XVIII century on the territory of the Don Cossacks the Old Belief was widely adopted. According to various sources it is possible to assume about residence of Old Believers practically in all villages of Don Army. In some villages the Old Belief was accustomed and became a part of the life of the Cossack village "stanitsa ", it also exerted strong impact on orthodox Cossacks.

Old Believers made a considerable part of the population of the Don Cossacks in the second half of the 18th century. They regularly participated in military service and carried out other duties. The religious Old Believers accurately adhered to the traditions and customs. However it wasn 't an obstacle for keeping friendship with the orthodox Cossacks. Sources report about peaceful relationship of the orthodox and Old Belief Cossacks. However there are questions connected with everyday life of Old Believers Cossacks in peaceful time. The daily life of the Don Old Believers was different from the life of other orthodox Cossacks. In this article the attempt to study the daily life of the Don Old Believers is made.

Keywords: Old Belief, Don Cossacks, settlement Verkhne-Kargalskaya, Pyatiizbyanskaya, Verkhne-Chirskaya, Voronezh diocese, military servic.

О проживании на Дону старообрядцев в XVIII в. известно по многочисленным источникам. Однако чем они занимались в свободное от службы (если речь идет о казаках-староверах) и несения других повинностей время, можно

узнать только из разного рода донесений священников и войсковой канцелярии, других архивных документов.

Старообрядчество как явление вызывало исключительно негативную оценку со стороны

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

церковных властей. Поэтому и неудивительно, что в ряде источников прослеживается отрицательное отношение к казакам-старообрядцам, часто используется понятие «раскольники». Так называли тех, кто не принял реформы церкви. Их обвиняли в расколе и жестко преследовали. И хотя в XVIII в. политика в отношении старообрядцев смягчилась, а с 1762 г. было запрещено использовать понятие «раскольник», негативная оценка личных качеств и жизни староверов оставалась доминирующей в течение всего XVIII в.

Характеризуя староверов, писавшие донесения священники (или старшины) отмечали, что они «отступники от веры, хулители церкви и возмутители и от них случаются бунты, как при воре Булавине, добра ждать нечего от них» [1, л. 41-42].

Такая оценка в отношении старообрядцев была вполне распространенной в среде духовенства, которое не смогло бороться с тем влиянием, которое оказывали приверженцы старой веры на казаков во многих станицах. Не добившись успехов в борьбе со старообрядцами, Воронежская епархия пыталась путем воззваний, в которых звучали различного рода оскорбительные выражения, характеризующие староверов как неверных отступников, убедить местное население в их безумстве и невежестве и опасности для донских казаков. Однако во многих станицах именно казаки являлись по сути носителями и распространителями идей старообрядчества, поэтому все попытки епархии убедить население, что старообрядцы опасны, были обречены на провал.

Негативная оценка личностей старообрядцев была распространена в течение всего века. В другом источнике, например, говорится, что «безумные миссионеры сообщали донцам, что явился Антихрист, что им уничтожится церковь Христова» [2, л. 44-45].

Однако церковные деятели вынуждены были признать, что старообрядчество широко распространилось среди казаков грамотных, образованных, умеющих читать, писать и имеющих у себя старинные книги. Естественно, они объясняли неграмотным, что есть истинная православная вера. «Собираясь в куренях, грамотные казаки читали неграмотным товарищам своим книги, полученные от попов, передавали окружающим правильные толкования веры старообрядцами, и сообщали о перемене веры в Москве, про падение царей в латинство», - подчеркивал

исследователь донского старообрядчества Е. Овсянников [3, с. 12]. Умение четко, ясно излагать и изъяснять все вопросы, связанные с религией, было характерно для приверженцев старой веры, что и приводило к тому, что станичники больше доверяли священникам из старообрядцев, чем православным, зачастую безграмотным в религиозных вопросах.

Современники, описывая повседневную жизнь староверов Дона в XVIII в., отмечали: «Они не суть фанатики в ереси своей, ибо удаляясь по службе от сект многие из них бреют бороды и усы, некоторые курять табак и в посты употребляют скоромную пищу, как и другие, но возвратаясь к семействам, за раскол снова принимаются» [4, л. 29].

Говоря об отношении к военной службе, другой очевидец указывал, что они исполнительны до точности, выполняют все распоряжения командира и готовы идти на самопожертвование ради спасения других казаков. Подчеркивалось, что старообрядцы-казаки довольно степенны, выносливы и трудолюбивы; они считаются самыми исправными и надежными казаками, способными переносить все лишения, сопряженные с трудной казачьей службой. При поступлении на службу кажутся сперва несколько вялыми, но, прослужив немного, с удивительною скоростью преобразуются в превосходных во всех отношениях воинов. Однако зачастую войсковое начальство не решалось награждать таких казаков за подвиги, совершенные на поле битвы, им задерживали жалование, а в плане продвижения по военной службе атаманы и старшины медлили с назначениями по должностям, не доверяли руководящие функции, хотя подчеркивалось, что казаки-староверы отличались отменной дисциплиной и четким выполнением различного рода военных инструкций [5, л. 110-114].

В мирной жизни казаки-староверы имели хорошие отношения с православными казаками, однако наотрез отказывались сообщаться с церковниками. Более того, примерно с 60-х гг. XVIII в. казаки-старообрядцы писали донесения в войсковую канцелярию и в Воронежскую епархию с просьбами предоставить им в станицы священников из их числа. Мотивируя свою просьбу, они указывали, что не «желают общаться с православными священниками в молитвах, спорить с ними и вообще считают их еретиками» [5, л. 113-114]. Так, в 1783 г. казаки-старообрядцы Черкасска обратились с прошением к Тихону воронежскому о

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

постройке храма и выборе священнослужителя из числа староверов. Такие обращения стали частыми во второй половине XVIII в. Жители Верхне-Каргальской, Пятиизбянской, Верхне-Чирской, Кобылянской, Есауловской станиц выступали с ходатайствами перед различными органами власти на Дону с просьбой иметь своего старообрядческого священника [6, с. 33-35]. Однако войсковые учреждения и Воронежская епархия игнорировали требования казаков- старообрядцев или постоянно им в этом отказывали. Более того, им было запрещено укрывать беглых «расколо-учителей» и священников. Казачьи власти постоянно преследовали священников-старообрядцев, особенно беглых. Так, одного архиерея-старовера продержали в монастыре 23 года [5, л. 114].

Казаки-старообрядцы ст. Верхне-Михалев-ской, не добившись получения собственного священника, перестали крестить своих детей в православной церкви и стали «ездить в станицу Цымлянскую к одному священнику, купали и крестили детей в церкови своей, но при этом не желали ходить на исповеди к другим священникам» [7, л. 33].

Стойкость и упорство в плане веры было отличительной чертой казаков-старообрядцев. Несмотря на гонения, попытки властей проповедями и увещеваниями вернуть их в русло православной церкви, они сохранили свою индивидуальность и верность старым традициям.

«Все донские старообрядцы, в числе которых есть многие штаб- и обер-офицеры, сколько в других отношениях оказывают здравие и рассуждение, столько в понятиях об истинном православии недостаточны и сбивчивы. Самые мудрейшие из них никто иное суть, как люди начитанные текстов священного писания без смысла и с превратными понятиями» [8, с. 106], - подчеркивал В.Д. Сухоруков, хорошо знавший особенности их мировоззрения и культуры. Противостояние казаков-старообрядцев и православных священников велось в русле религиозной пропаганды, когда обе стороны обвиняли друг друга в извращении догматов православной веры. Но в обыденной жизни нередко встречались и браки между православными и старообрядцами. В некоторых источниках отмечается, что староверы порой хитростью и обманом вступали в такой брак. Так, в ст. Верхне-Чир-ской казаки пытались насильно выдать за раскольника девушку, однако обман раскрылся и брак не состоялся [9, с. 210-211]. Тем не менее

были случаи и реальных браков между старообрядцами и православными. Естественно, что православные священники в большинстве своем отказывались венчать такие пары. Со всего Дона приверженцы старой веры обращались к священнику-старообрядцу из ст. Верхне-Чир-ской.

Межконфессиональные браки свидетельствовали о довольно тесном общении старообрядцев и православных в бытовой жизни. Это было вполне естественно. Конечно, все изменения в православной вере, произошедшие в XVII в., несомненно, коснулись и донского казачества, расколов его на противоборствующие группировки и приведшие к военным столкновениям. Но уже в XVIII в. конфронтации на религиозной почве на Дону не возникало. Сословное братство (принадлежность и староверов и православных жителей к казачьему сообществу) стало играть более важную роль, чем конфессиональная принадлежность. Отсюда и распространение межконфессиональных браков, и отказ станичных правлений и войсковой канцелярии в требовании преследования казаков-старообрядцев.

На практике довольно сложно определить разницу в повседневной, семейной жизни казаков-старообрядцев и рядового православного казачества, если таковая вообще имелась. Семейный уклад и тех, и других строился на одинаковых принципах. Единственное отличие -часто старообрядцы не освящали свой брак в православной церкви, отказываясь от религиозных церемоний. Если и венчали брак, то только в старообрядческой церкви в ст. Верхне-Кар-гальской [5, л. 114]. Однако не все православные казаки стремились обвенчаться в церкви. Попытки властей определить количество семей староверов в донских станицах были неудачными, как и попытки записать их в метрические книги. И сегодня достаточно сложно установить точное количество проживающих в донских станицах старообрядцев. Даже примерные цифры не являются достоверными.

Ряд исследователей полагают, что нравы в семьях старообрядцев были немного иные. Е.П. Савельев отмечал: «Только в семьях старообрядцев еще довольно прочно держится тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца, а почтенные отцы семейств выслушивают

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

и исполняют с покорностью все, даже прихотливые, желания своих престарелых родителей, и часто предсмертные слова их имеют для них силу духовного завещания и исполняются всеми членами семьи беспрекословно. Благословение отцов, даже заочное, "на веки нерушимое", принимается сыновьями с благоговением» [10, с. 5— 6]. Гораздо ниже нравственность, как писал он, была у казаков, посвятивших себя торговле. Обыкновенно они оказываются склонными и к ростовщичеству.

Церковная служба у казаков-старообрядцев проходила в молельном доме под руководством уставщика-старика, который лучше других знал устав службы. Казаки-староверы знали много молитв. Молились двумя перстами, строго соблюдали посты. Все казаки-старообрядцы гордились званием донского казака, воспитывали у своих детей гордость за принадлежность к казачеству.

Старообрядцы в жизни оставались достаточно осторожными и не доверчивыми. Превыше всего ценили свои старые книги и верность традициям и вере. Они честны, трудолюбивы и зажиточны.

О хозяйстве донских казаков- старообрядцев известно немного. С учетом того, что в XVIII в. старообрядчество распространилось и на низовые станицы, многие из переселившихся сюда староверов стали заниматься рыболовством и торговлей.

Ряд источников сообщают, что некоторые из казаков-старообрядцев занимались разведением скота. Так, в донесении войсковой канцелярии по делу казака-старовера говорится, что его без повеления архиепископа и указа государя отлучили от церкви, запретили служить и отобрали скот.

По сведениям источников, казаки-старообрядцы были людьми довольно не бедными. По крайней мере умели вести дела, жить экономно и при этом платить ещё и двойную подать (после 1765 г.). Часто с них войсковое начальство требовало взятки за разрешение открыто исповедовать старую веру [11, л. 97]. С учетом того, что в первые месяцы после выхода указов Екатерины II в двойной оклад записались до 10 тыс. человек, получается, что у многих казаков-старообрядцев имелись финансовые возможности содержать семью, платить налог и вести хозяйство. Некоторые источники сообщают, что действительно староверы умели грамотнее вести хозяйство, чем большинство православных казаков, и при этом не иметь долгов.

Если подводить итоги, то нужно отметить, что в повседневной жизни казаки-старообрядцы существенными отличиями от своих братьев православных не выделялись. Во многих донских станицах происходило активное взаимодействие этих элементов, оказывающих друг на друга определенное влияние. Так, рядовые православные казаки, постепенно, как и старообрядцы, стали отказываться от религиозного освящения брака. Кроме того, распространенность межконфессиональных браков говорит об отсутствии или неразличимости религиозных границ между казаками. Казаков-старообрядцев отличало фанатическое отношение к вере и её атрибутам (старым книгам и обрядам). Но при этом они добросовестно выполняют свои обязанности и повинности и никогда не позволяют халатности в делах. Во многом это и предопределило их экономическую и финансовую успешность.

Литература

1. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1472.

2. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 129.

3. Овсянников Е. Причины широкого распространения старообрядческого раскола на Дону. М., 1908.

4. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 17.

5. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 789.

6. Лысогорский Н.В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.). Сергиев Посад, 1915.

7. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1392.

8. Сухоруков В.Д. Статистическое описание земли донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск, 1891.

9. Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск. 1878. № 7.

10. Савельев Е.П. Типы донских казаков и особенностей их говоров. Новочеркасск, 1908.

11. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1490.

References

1. GARO [State Archive of Rostov Region (SARR)]. Fund 55. In. 1. File 1472.

2. GARO [SARR]. Fund 55. In. 1. File 129.

3. Ovsyannikov E. Prichiny shirokogo raspros-traneniya staroobryadcheskogo raskola na Donu [The Reasons for the Wide Distribution of the Old Believers Split on the Don]. Moscow, 1908.

4. GARO [SARR]. Fund 55. In. 1. File 17.

5. GARO [SARR]. Fund 55. In. 1. File 789.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

SOCIAL SCIENCES.

2017. No. 4

6. Lysogorskii N.V. Edinoverie na Donu v XVIII i XIX v. (po 1883 g.) [Monotheism on the Don in the XVIII and XIX Century (until 1883)]. Sergiev Posad, 1915.

7. GARO [SARR]. Fund 55. In. 1. File 1392.

8. Sukhorukov V.D. Statisticheskoe opisanie zemli donskikh kazakov, sostavlennoe v 1822-32 go-dakh [Statistical Description of the Land of the Don

Cossacks, Compiled in 1822-32]. Novocherkassk, 1891.

9. Donskie eparkhial'nye vedomosti [Don Diocesan News]. Novocherkassk. 1878, No. 7.

10. Savel'ev E.P. Tipy donskikh kazakov i osoben-nostei ikh govorov [Types of Don Cossacks and the Features of their Dialects]. Novocherkassk, 1908.

11. GARO [SARR]. Fund 55. In. 1. File 1490.

Поступила в редакцию / Received

19 сентября 2017 г. / September 19, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.