Научная статья на тему 'Логопедия в наше время и в Азербайджане'

Логопедия в наше время и в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ / РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ / SPEECH THERAPY IN THE CONTEMPORARY PERIOD / ACTUAL PROBLEMS OF SPEECH THERAPY / SPEECH THERAPY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кязымова Эсмира Рафик

В наше время в Азербайджане увеличились интерес и потребность к сфере логопедии. По этой причине область логопедии развивается с научной и практической точки зрения. Для устранения и обследования нарушений речи разрабатываются большое количество инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логопедия в наше время и в Азербайджане»

Speech therapy in our time and in Azerbaijan

Kyazymova E. (Republic of Azerbaijan) Логопедия в наше время и в Азербайджане Кязымова Э. Р. (Азербайджанская Республика)

Кязымова Эсмира Рафик / Kyazymova Esmira - магистр, факультет психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов руководитель, Центр развитие речи, дефектолог-логопед, Вспомогательная школа № 11, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в наше время в Азербайджане увеличились интерес и потребность к сфере логопедии. По этой причине область логопедии развивается с научной и практической точки зрения. Для устранения и обследования нарушений речи разрабатываются большое количество инноваций.

Abstract: nowadays in Azerbaijan increased interest and need for the scope of speech therapy. For this reason, speech therapy develops scientific andpractical point of view. For removal and inspection of speech disorder developed a large number of innovations.

Ключевые слова: логопедия в современном периоде, актуальные проблемы логопедии, развитие логопедии.

Keywords: speech therapy in the contemporary period, actual problems of speech therapy, speech therapy development.

Овладение человеком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности человека, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера застенчивости, нерешительность, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности. Всё это отрицательно сказывается на овладении чтением, письмом, на успеваемости в целом во время обучения, на выборе профессии.

В настоящее время в развитии логопедии отмечается значительный прогресс. В современную логопедическую практику постоянно внедряются новейшие нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста, изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии [3]. Я бы сказала что, область логопедии последнее время считается наиболее актуальной и необходимой. Потому что последнее время увеличилось число детей с особыми потребностями и нарушениями речи. Конечно, этот рост не является благоприятным. В это время один из главных ролей является поддержка логопедической и других коррекционных педагогических помощей.

Логопедия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Логопед — коррекционный

педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Существуют два аспекта логопедии: теоретический -практический. Структура логопедии: дошкольная, школьная, подростковая и взрослая. Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово. «Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ (3).

Задачи логопедии с каждым годом развиваются. Ниже отмеченное является в последнее время основной задачей логопедии.

1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений

2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи

3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие

4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии

5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений

6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

7. систематизация речевых расстройств

8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений

9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств

10. разработка вопросов организации логопедической помощи [1].

Важнейший принцип развития любой науки это узнать историю науки.

Исторический аспект логопедии, позволяет увидеть, как последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармонического развития, с другой стороны - проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах ее устранения. Перед тем как взглянуть на прогресс в современной логопедии, надо сперва вспоминать, что логопедия как наука прошла долгий путь.

История логопедии

1. Роль исторического момента в познании.

2. I этап развития логопедии (античность - 18 век)

3. II этап развития логопедии (18 в - 3-я четверть 19 в)

4. II этап развития логопедии (3-я четверть 19 - 50 г. г 20 в)

5. IV этап развития логопедии (50 годы - до настоящего времени)

Самые первые представления о речевых расстройствах и приемах их преодоления, прежде всего, были связаны с естественными условиями жизни древнего человека, с его первичными инстинктами сохранения жизни и физического здоровья, с его мистическим и религиозным воображением, с его верой в сверхъестественные силы и чудеса. Это нашло отражение в религиозных мифах и суевериях, в разного рода молитвах, заклинаниях, обрядовых ритуалах, заговорах и т. д. Изучая литературу Древнего Востока, следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно. Интересна версия о причине заикания. Дочь Фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям

203

и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Дальнейшее накопление и систематика научных знаний в Древнем мире вели к тому, что расстройства речи преимущественно рассматривались в ряду с разными повреждениями физического здоровья и болезнями, поражающими человека (медицинские истоки). В медицинских трудах Гиппократа, Аристотеля, Целься, Галена (позднее — Авиценны) впервые находят отражение вопросы диагностики и классификации речевых расстройств, объяснение причин их возникновения, описание симптомов и приемов лечения. В медицинских сочинениях даются описания органов и функций слуха, зрения, дыхания, голоса, речи (в частности, языка и губ); встречаются указания на главенствующую роль головного мозга. Потом накопления лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки). Это было связано прежде всего с интенсивным развитием педагогики в Западной Европе и России в XVI— середине XIX вв. Касаясь разных проблем воспитания и обучения 4 подрастающего поколения, мыслители — гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги, общественные деятели того времени (Т. Мор, Я. А. Каменский, д Локк, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. - Песталоцци и др. — в Западной Европе; М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др. — в России) немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи и ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка. Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям - только для глухих (училища, дома презрения) положение других детей было еще хуже. Уже в 1900 г. Н.А. Рау, П.Ф. Рау, А.Ф. Рау, Е.Ю. Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалий для школьной категории (60 - 70 гг.). Р. Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию. Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений и т.д.

В Азербайджане развитие логопедии соответствует 1992 году. Потому что с этого года открылся факультет логопедии в АГПУ. Эти логопеды закончили различные университеты в Советское время. После окончания вузов начали работать в логопунктах. Конечно, число этих логопедов было недостаточным.

К сожалению, только окончив АГПУ, логопеды могут работать в этой сфере. Естественно это очень мало. Начиная с 1992 года, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет открыл факультет дефектологии-логопедии в 1995 году Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) в качестве дополнительной квалификации. С 2009 года работает в качестве корректирующего специальности. В факультете работает 7 дефектолог-учителей, 5 учителей получили образование за границей. Недавно с поддержкой Посольства Республики Польша начал функционировать «Центр развития ребенка» в факультете. Факультет коррекционной педагогики Азербайджанского Государственного Педагогического Университета разрабатывает кадры по специальности дефектолог-логопед, для всех центров в Азербайджане [4].

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Основной

204

причиной развития современной эпохи отличается: Много писать образовательные книги, увеличение современной логопедической оборудования, совместное обсуждение логопедов с иностранными специалистами сотрудничество т.д. Очевидно что, в актуальном времени вместе с прогрессом бывают и проблемы. Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники [1].

В наше время в Азербайджане логопедия очень развивается. Конечно же, имеются и проблемы. В Азербайджане в последние времена государство много уделяет внимание детей с ограниченными возможностями. У каждого центра ест свое предназначение. Для них открывалось много центры, они имеют право на бесплатные медицинские услуги, образование, санаторно-курортное лечение. За последние пять лет 13074 ребенка с ограниченными возможностями прошли реабилитацию внутри страны и за ее пределами. Министр также высоко оценил опыт сотрудничества с UNICEF в сфере социальной защиты детей с ограниченными возможностями.

Премьер - министр Азербайджанской Республики А.РАСИЗАДЕ. Город Баку, 29 апреля 2002 года-№ 73 УТВЕРЖДЕНО, Решением № 73 от 29 апреля 2002 года, Кабинетом министров Азербайджанской Республики ПРАВИЛА О логопедическом обслуживание тоже имеется. Логопеды действуют на основе этому регламенту [2]

Но, не смотря на прогресс, в Азербайджане актуальные не только вышеуказанные проблемы логопедии, но и следующие:

• Недостаток логопедических материалов на Азербайджанском языке

• Отсутствие логопедической кафедры. Только существует под названием кафедры коррекционной педагогики

• По логопедии в Азербайджане на высшем образовательном уровне только АГПУ выпускает специалистов

• Факультет коррекционной педагогики включает в себя все специальности, т.е. по отдельности кафедры логопедии, тифлопедагогики, сурдопедагогики и олигофренопедагогики не существует.

• Студенты практикуются только во вспомогательных школах

• У логопедов нет объединения методов va metod birtaçma

• Логопедическая документация очень слабая

Несмотря на эти проблемы, логопеды сами постоянно работают над собой и участвуют в семинарах. Благодаря приобретению новых знаний и навыков, они помогают людям. В городе Баку действуют 12 школ-интернатов непосредственно подчинённых Министерству Образования. В других городах и регионах страны действуют 17 школ-интернатов непосредственно подчинённых районным / городским отделам образования. В непосредственном подчинении Министерства образования действуют 2 реабилитационных центра. 6 детских домов смешанного типа функционируют в подчинении районо / городской исполнительной власти. В подчинении Министерства Здравоохранения действуют 3 приюта для младенцев. В подчинении МТСЗН (Министерство Труда и Социальной Защиты Населения) действуют 2 учреждения социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями. В Азербайджане в специальных образовательных школах общее логопедическое время 24 часа. Логопедические занятия охватывают I- IX классов. В I-V классах логопедические занятия охватывают 20 часов. Каждому классу дано 4 часа логопедического занятия. В старших классах логопедические занятия проводят меньше. В каждом классе логопедические занятия проводятся по 2 часа.

Конечно, все нововведения, улучшения по сфере специальное образование, дети с особыми потребностями обусловлены с именем Фонда Гейдара Алиева. Фонд Гейдара Алиева был создан исходя из назревшей необходимости в выражении уважения и почтения памяти общенационального лидера Гейдара Алиева, отражении его богатого духовно-нравственного наследия, стремления подчеркнуть значимость для Азербайджана философии «Азербайджанств» Гейдара Алиева, передаче новым поколениям идей национальной государственности. Фонд Гейдара Алиева, функционирующий с 2004 года, принимает активное участие в строительстве нового общества, вносит вклад в социально-экономическое развитие страны благодаря реализации различных проектов в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, науки и технологии, экологии, социальной и других сферах [3].

Много центры, садики, интернаты и школы были построены и отремонтированы для детей с особыми потребностями. Конечно, эти инноваций и внимания влияет положительно на развитие логопедии.

Литература

1. Диагностический справочник логопеда / Н.Н.Полушкина - М. АСТ:Астрель: Полиграфиздат, 2010.-607, (1) с.

2. Новости Образование

3. [Электронный ресурс]: Сайт Фонда Гейдара Алиева. URL: www.heydar-aliyev-foundation. org/ru.

4. Газета Аутизм - выпуск № 04 (07) апрель2013. C. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.