УДК 74.3+159,9
««ЧУПРОВ Л. Ф. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПО ЛОГОПЕДИИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)»: ДАЙДЖЕСТ
Чупров Л.Ф. Редакция ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. Дайджест пособия предназначенного для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 031800 - «Логопедия», 031900 - «Специальная психология», 032000 - «Кор-рекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» и др., а также может служить как справочник для учителей-логопедов, членов медико-психолого-педагогических консультаций/комиссий, практических психологов, специалистов в области детской нейропсихологии (нейропедагогики). Пособие может быть полезно для препо-
давателей высших учебных заведений и институтов повышения квалификации учителей, педагогических кадров и работников образования. http://my-shop.ru/shop/books/1316985.html
Ключевые слова: логопедия, нейропсихология, психология речи, терминологический словарь.
Словарь является дополненным и доработанным изданием опубликованного ранее, рекомендованного УМО РАЕ в качестве учебно-методического пособия: Чупров, Л.Ф. Патология речи: терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии: (учебно-методическое пособие). Настоящее издание словаря предназначено как пособие для самостоятельной работы студентов, оно может быть полезно для преподавателей высших учебных заведений и институтов повышения квалификации, практикующих психологов образования. Полный текст словаря состоит из четырех разделов:
1. Предисловие.
2. Список терминов.
3. Персоналии.
4. Использованная литература.
В данной публикации 1, 3, 4 разделы представлены почти в полном виде. Словник (Список терминов) - частично.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблема систематизации и совершенствования понятийно-терминологической основы актуальна для любой отрасли науки и практики, особенно, если это комплексная и междисциплинарная область человеческого знания, как патология речи, обслуживаемая, как логопедией, так и нейропсихологией.
Логопедия и нейропсихология являются одними из тех научно-практических областей, которые имеют в своем арсенале (при сравнительно ограниченном круге решаемых проблем) самую обширную и несистематизированную терминологию, что является своеобразным отражением исторического пути развития этих наук: вопросы патологии речи служили предметом рассмотрения специалистов различного профиля - врачей, психологов, логотерапевтов, афазиологов, олигофрено- и сурдопедагогов, логопедов, лингвистов и др. Каждый из этих специалистов, прежде всего из-за отсутствия единого свода терминологических понятий, «изобретал велосипед», пополняя и без того
широкий и несистемати-зированный тезаурус логопедии.
Любой из составителей словаря логопедических терминов сталкивается с двумя проблемами. Первая - часть терминологических определений, относящихся к логопедии, широко используется в иных научно-практических областях, граничащих с логопедией. Там они находятся в определенной связи, и по этой причине составителю бывает трудно отделить «зерна от плевел», чтобы не переполнить словарь факультативной информацией. Вторая проблема или камень преткновения заключена в том, что логопедический тезаурус переполнен синонимами и отобрать из всего разнообразия, привести в систему, наиболее употребляемые термины - достаточно непростая задача.
Основная цель составления данного словаря - обобщение и первичная систематизация того многообразия терминов, которое встречается на страницах специальной литературы. Часть этих терминов, помещенных в словаре, находится в активном сленге логопеда и специалиста по речевой патологии. Другая, хоть и не находится в повседневном употреблении логопедами и специалистами в области патологии и психологии речи, но до сих пор встречается в литературных источниках, где такого рода терминология упоминается в цитатах из первоисточников. Третья часть терминов - уже давно вышла из активного словаря специалистов и отражает историю логопедической терминологии.
Логопедия - комплексная дисциплина, интегрировавшая в себе многие направления научно-практической деятельности и, естественно, впитавшая в себя терминологический аппарат, обслуживающий эти науки. Прежде всего, это медицина и, в частности, такие ее отрасли как отоларингология, фониатрия, невропатология, психиатрия, анатомия и физиология человека, где терминология построена с использованием древнегреческой и латинской основ. Кроме того, в логопедический тезаурус привнесли свою лексику филологические дисциплины, а также педагогические и психологические науки, интегрировавшиеся в логопедии и нейропсихологии. Наконец, это аббревиатурные и эпонимические термины. Последних в активном сленге учителей-логопедов достаточно много, но еще больше сокрыто в первоисточниках.
В пособии представлено толкование 1174 терминов. Это термины, сконструированные на иноязычной основе (с приведением исходных этимонов), понятия русскоязычного происхождения, эпонимические термины. Большинство терминов имеют указание на сопряженность понятий и/или соответствующие синонимы.
Основной термин напечатан заглавными буквами. В словах иноязычного происхождения в скобках приведено иноязычное слово (этимон) и язык (лат. и т.п.). Греческие этимоны даны в варианте латинской транскрипции. Сложные слова представлены через знак «+». При этом если первый и второй иноязычный этимоны происходят из одной языковой системы - ее обозначение приведено только один раз. Если первый и второй этимоны имеют разноязычное происхождение - языки указаны (например: лат. «...» + греч. «...»). Если название термина повторяется, то оно дается заглавной буквой с точкой.
Знаком «*» отмечены фамилии ученых и специалистов, сведения о которых приведены в разделе «Персоналии».
В конце словаря приведен список основной литературы, послужившей основой для формирования словника и, естественно, не приведены источники, где заимствованные термины встречаются редко. Как правило, это монографическая или статейная литература, описание которой лишь увеличило бы объем данного пособия.
Первое издание этого словаря осуществлено в сокращенном виде (ограниченном объемом журнальных страниц) в журнале «Психология в вузе», в 2011 г. 1, благодаря содействию и огромной работе выпускающего редактора В.Г.Колесникова, а также главного редактора журнала доктора психологических наук Е.И. Горбачевой, сотрудников редакционной коллегии: И.П.Краснощеченко, А.Г. Лидерс, Н.М. Швалева.
Настоящее издание содержит полный текст первоначальной рукописи и может считаться дополненным изданием, поскольку внесены лишь незначительные исправления с учетом редакционных замечаний по первому (журнальному) изданию при сохранении общей «архитектуры» первого издания. Оно было рекомендовано УМО РАЕ (Российской академии естествознания) по классическому университетскому и техническому образованию (Протокол № 217 от «30» августа 2010 г.) как учебно-методическое пособие. Предназначается для самостоятельной работы студентов педагогических специальностей (031800 - «Логопедия», 131900 - «Специальная психология», 032000 «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» и др.), а также как справочник для учителей-логопедов, членов медико-психолого-педагогических
1 Чупров, Л.Ф. Патология речи: терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии: (учебно-методическое пособие) / Л.Ф. Чупров // Психология в вузе. - 2011. -№3. - С. 4-129.
консультаций/комиссий, практических психологов, специализирующихся в области детской нейропсихологии (нейропедагогики).
Автор благодарит всех, кто в той или иной степени оказал помощь в подготовке настоящего издания словаря.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
А
АБИЛИТАЦИЯ (лат. abilitatio; от лат. habilis - удобный, приспособительный) - лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. См. также: Реабилитация.
АББРЕВИАТУРА (лат. abbreviare - сокращенно излагать) -сокращение, употребляемое в письменном языке, в устной речи.
АББРЕВИАТУРЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (лат. abbreviare -сокращенно излагать) - система специальных общепринятых сокращений, используемых в логопедии и в коррекционной педагогике понятий, например: ЗПР, ОНР, РДА, ФФНР и др. См.: Аббревиатура.
АВТО (греч. autos - сам) - относящийся к словам с корнем «само».
АВТОИМИТАЦИЯ (греч.: autos - сам + лат. imitatto - подражание) -тенденция к редупликации (см.: Редупликация) однородных слогов, как своего рода самоподражание, характерное для детей в период лепетной речи (см.: Речь лепетная). Во время А. у ребенка устанавливается связь между работой органов артикуляции и соответствующими слуховыми раздражителями.
АВТОМАТИЗАЦИЯ (греч. automatus - самодействующий) - процесс формирования различных навыков путем упражнений. В логопедии А. -процесс выработки правильного (в артикулярном и фонологическом планах) произношения отдельных фонем (см.: Автоматизация звука. Этапы автоматизации).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА (греч. automatus - самодействующий) -этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. См.: Этапы автоматизации.
АВТОМАТИЗМ - упроченный навык.
Б
БАЛИНТА* СИНДРОМ - психический паралич взора. См.: Агнозия оптико-моторная.
БАРИ- (греч. Ьа^ - тяжелый) - составная часть сложных слов, означающая: «тяжелый», «трудный», «затрудненный».
БАРИАКУЗИЯ (бари + греч. akusis - слух) - тугоухость, понижение слуха. См. Тугоухость.
БАРИГЛОССИЯ (бари + д^а - язык) - устар. термин, обозначающий недифференцированные речевые расстройства: затруднение речи или произношения.
БАРИЛАЛИЯ (бари + греч. 1аУа - речь) - устар. термин. См.: Бариглоссия.
В
ВАРИАНТЫ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА - в основном это отклонения и дефекты в анатомическом строении зубочелюстной системы и нарушения подвижности органов артикуляции: диастема, расщелина верхней челюсти, расщелина губы, передний открытый прикус, передний закрытый прикус, иные нарушения целостности зубного ряда, короткая подъязычная связка, нарушения подвижности языка при парезах и параличах, а также при врожденном чрезмерном его развитии (макроглоссия - массивный язык), недоразвитии (микроглоссия - маленький и/или узкий язык), высокое и «готическое» нёбо и др.
ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ МАКСИМАЛЬНАЯ - показатель функции внешнего дыхания, обозначающий его предел, т.е. максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано легкими за 1 мин. Определяется методом произвольного (с максимальной частотой и глубиной) форсированного дыхания в течение 10 - 15 сек. с последующим умножением на 6 или 4. Используется как функциональная проба у больных с расщелинами твердого и мягкого неба.
ВЕРБАЛИЗМ (лат. verbalis - устный, словесный) - недостаток, при котором словесное выражение у детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям. Проявляется в употреблении слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым. Предпосылки возникновения вербализма - это
умственная отсталость, задержка психического развития, детский аутизм.
ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат. verbalis - устный, словесный) - словесный, относящийся к речи.
Г ГАММАЦИЗМ (греч. gamma - название третьей буквы
_ греческого алфавита (rY), обозначающей звуки «Г», «Гь» + суфф.
«цизм», обозначающий нарушение) - нарушение произношения звонких, смычных, согласных звуков: язычно-средненебного «Гь» и язычно-задненебного «Г». Наиболее часто встречаются следующие виды нарушения произношения: 1) полное отсутствие звуков; 2) едва уловимый взрывной звук образуется прорывом воздушной струей голосовых связок: при этом спинка языка не касается неба. См.: Дислалия.
ГЕМИГЛОСОПЛЕГИЯ (греч. gemi - составная часть сложных слов, означающая: «полу-, половинный, односторонний» + glossa - язык + plege - удар, поражение) - паралич мышц одной половины языка, проявляющийся в нарушении глотания, дизартрией и отклонением высунутого языка в сторону паралича; возникает при поражении подъязычного нерва. См.: Девиация. Дизартрия. Нервы черепно-мозговые.
ГЕМИМИЯ (греч. gemi - полу- + mimia - подражание) - отсутствие мимических движений на одной половине липа в результате поражения лицевого нерва. См.: Нервы черепно-мозговые.
ГЕМИПЛЕГИЯ (греч. gemi - полу- + plege - удар, поражение) - паралич мышц одной половины тела.
Д
ДАКТИЛ- (дактило-; греч. daktylos - палец) - составная часть сложных слов, означающая «относящийся к пальцам».
ДАКТИЛОГРАФИЯ (дактило- + grapho - писать, изображать) -способ общения с грамотными глухими и слепоглухими людьми, заключающийся в воспроизведении букв пальцем на ладони, поверхности какого-либо предмета или в воздухе.
ДАКТИЛОЛОГИЯ (греч. daktylos - палец + logos - учение, слово) -своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук (буквам алфавита соответствуют особые положении пальцев). Используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство обучения глухих. Способ общения глухонемых с
помощью ручной азбуки. См.: Речь дактильная.
ДАКТИЛЬНЫЙ - пальцевой.
ДЕ- (дез-; лат. de- ) - приставка означающая: 1) прекращение, устранение, удаление; 2) движение вниз, понижение.
ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (де- + греч. аиЬта^ - самодействующий) - распад сложного двигательного акта на составляющие его элементы.
ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ (де- + греч. аиЬта^ -самодействующий) - нарушение автоматического выполнения действий.
ДВИЖЕНИЕ/Я - физиологический термин, обозначающий перемещение всего организма или его частей в пространстве.
Е-Е-Ж
ЕДИНИЦА ЗВУКОВАЯ - единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи.
ЕДИНИЦА РИТМИЧЕСКАЯ (греч. rhythmikos - равномерный, размеренный) - единица ритмического членения речи. См.: Ритм.
ЕДИНИЦА ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ (греч. phone - голос, звук, речь + logos - учение) - см.: Фонема.
ЕДИНИЦА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА - графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков. См.: Графема. См. также: Письмо. Чтение.
ЖАРГОНАФАЗИЯ (франц. Jargon - жаргон + афазия) - сенсорная афазия, характеризующаяся многоречивыми высказываниями с выраженными вербальными и литеральными парафазиями, делающими речь непонятной для окружающих.
З
ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПСИХОРЕЧЕВОГО (син.: Синдром задержки психомоторного и предречевого развития) - наблюдается в восстановительный период перинатальной патологии нервной системы и проявляется в двух вариантах синдромов: а) с преобладанием нарушения статико-моторных функций; б) с преобладанием нарушений психики.
ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО - нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
ЗАИКАНИЕ (balbuties) - расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения
отдельных звуков и слогов или их повторение.
ЗАИКАНИЕ АФАТИЧЕСКОЕ - дефект проговаривания, напоминающий близко заикание или запинки в речи с повторением начального звука на фоне замедленной речи. Является симптомом афазии. См.: Афазия.
ИДИОТИЯ (греч. idioteia - невежество) - наиболее глубокая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков. См.: Олигофрения.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (лат. тЬесШ^ - слабость, бессилие) - форма олигофрении, занимающая среднее положение между идиотией и дебильностью, Характеризуется замедленным и непоследовательным мышлением, возможностью усвоения лишь элементарных навыков, глубоким речевым недоразвитием. См. Дебильность. Идиотия. Олигофрения.
ИМПЕДАНС (при голосообразовании) - соотношение сопротивления надсвязочного воздушного столба подсвязочному давлению.
КАМЕРТОН (нем. Kammerton) - металлический инструмент в виде U-образно изогнутого стержня (или пластины) со свободно колеблющимися концами, издающий после удара по нему звук определенной частоты. Применяется для настраивания музыкальных инструментов, и для исследования слуховой чувствительности и проверки музыкального слуха.
КАППАЦИЗМ (греч. kappa - название десятой буквы греческого алфавита (Кк), обозначающей звуки «К», «Кь» + суфф. tism «цизм», обозначающий нарушение) - нарушение произношения задненебного звука «К» и «Кь». Наиболее часто встречаются следующие виды нарушения произношения: 1. Вместо правильной артикуляции при произношении звука «К» происходит взрыв голосовых складок; при этом недостатке спинка языка не поднята к нёбу и не образует смычки, а находится в положении, в котором она должна находиться для произнесения следующего гласного. Взрыв складок образует треск, несколько похожий на взрыв, сопровождающий звук «К» (вместо «каша» слышится «'аша», вместо «палка» - «пал'а»); 2. Звук заменяется звуком
И-Й
К
«Т» (вместо «каша» слышится «таша», вместо «кукушка» - «тутушта»). 3. Звук «К» вовсе не произносится (вместо «каша» слышится «'аша», вместо «кукушка» - «ууша».
КАРТАВОСТЬ - нарушение произношения звуков «Р» и «Л»; синоним горлового ротацизма. См.: Ротацизм горловой.
ЛАЛИЯ (греч. lalia - речь, болтовня) - лепет, бессодержательные звуковые проявления.
ЛАЛЛЯЦИЯ (лат. lallatio) - лепетание, сильное заикание; непонятная, неразборчивая речь, например при параличе языка.
ЛАЛОНЕВРОЗ (греч. lalia - речь + греч. neuron - нерв, -osis -суффикс, обозначающий заболевание) - термин, предложенный Кусмаулем (Kussmaul A., 1876) для обозначения невротического расстройства речи. См. Логоневроз
ЛАЛОПАТИЯ (греч. lalia - речь + phathos - страдание, болезнь) -устаревшее общее название расстройств речи.
М
МАКР- (макро-; греч. macros - длинный, большой) -составная часть сложных слов, обозначающая «большой», «крупный».
МАКРОГЕНИЯ (макро- + genys, genyos - челюсть, нижняя челюсть) - аномалия развития: чрезмерно большая нижняя челюсть. См.: Прикус. Прогения.
МАКРОФОНИЯ (макро- + греч. phone - звук, голос) - повышенная громкость речи, наблюдается при снижении слуха.
МАКРОГЛОССИЯ (макро-; + glossa - язык; син. мегалоглоссия) -патологическое увеличение языка; массивный язык при врожденном или чрезмерном его развитии (или при наличии в его толще патологического процесса). Является предрасполагающим фактором для нарушений произношения и часто приводит к значительным нарушениям произношения.
МАРКУЗЕ* АПРАКСИЯ - см.: Апраксин идеаторная.
Н
НАЗАЛИЗАЦИЯ (франц. nasalisation от лат. nasus - нос) приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода
воздушной струи через рот и нос.
НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЛОВА - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
НАРУШЕНИЯ (ДЕФЕКТЫ) АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА -
любые нарушения в строении А.А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные Н.А.А., как правило, не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи. См.: Аппарат артикуляционный.
О
ОБРАЗОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ (франц. inclusif -включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования на основе методологии, в центре которой находятся ребенок и его разнообразные образовательные потребности, доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. Подход О.И. реализуется посредством инклюзивного (интегрированного) обучения.
ОБТУРАТОР (лат. obturo, obturatum - закупоривать) -приспособление для закрытия дефектов твердого и (или) мягкого нёба; может являться частью протеза верхней челюсти. Применяются в раннем возрасте до проведения операции уранопластики и в случаях, когда операция по каким-либо причинам не может быть произведена. См.: Расщелина. Уранопластика.
ОБТУРАТОР ЖЕСТКИЙ - специальное приспособление, которое изготавливается индивидуально и носится вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески.
ОБТУРАТОР МЯГКИЙ - резиновое приспособление (изготавливается индивидуально из резиновой соски) и требуется уже при кормлении ребенка.
ОБУЧЕНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОЕ -обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. См.: Обучение интегрированное.
ПАЛАТОЛАЛИЯ (palatolalia от лат. palatum - небо + греч.
П
lalia - речь) - нарушение артикуляции, обусловленное наличием расщелины мягкого нёба. Различают несколько степеней дефекта. При I степени имеются остаточные явления палатолалии, которые выражаются в малозаметной гнусавости и незначительной дислалии; в целом речь производит впечатление нормальной; при II степени назальный призвук и ошибки в артикуляции проявляются сильнее, но в процессе общения не очень заметны; при III степени П. выражается ясно, но речь еще понятна; при IV степени П. выражена сильно, речь совсем не понятна, появляются сопутствующие мимические движения. Градация по степеням П. предложена К.-П.Беккер* и М.Совак* (1981). См.: Гнусавость.
ПАЛАТОФОНИЯ (palatophonia) - нарушение голоса при состоянии тождественном отечественной логопедической трактовке термина «ринолалия» (rinolalia aperta), соответствующее содержанию термина ринофония в принятой в отечественной логопедии трактовке (см. М.Зееман, 1962; К.-П.Беккер, М.Совак, 1981).
ПАРА- (греч. para-) - приставка, означающая «нахождение вблизи, возле чего-либо» или «отклонение от чего-либо».
Р
РАБОТА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ (греч. propaideuo предварительно обучаю) - подготовительная, предварительная работа.
РАП-СИСТЕМА - см.: Пискунова* артикуляторы.
РАСПАД РЕЧИ - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ ПСИХОГЕННЫЕ (греч. psycho - душа, «относящийся к психике» + genes - порождаемый, возникающий) -расстройства речи, обусловленные психической травмой, под влиянием эмоционального потрясения.
РАСЩЕЛИНА НЁБА - врожденная щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьезных случаях она может расширяться до твердого нёба, альвеол и верхней губы.
С
САЛАТ СЛОВЕСНЫЙ - патологическая модель говорения, при которой слова кажутся произносимыми беспорядочно, то есть несогласованно, в неподдающемся интерпретации беспорядке. Иногда это наблюдается при некоторых формах шизофрении и афазии. В психопатологии - метафора, обозначает разорванную речь, в которой, как
обычно указывают, проявляется разорванность мышления. Син. Словесная окрошка. Вортсалат.
СВЯЗКА ПОДЪЯЗЫЧНАЯ - см.: Уздечка языка. Уздечка языка короткая.
СВЯЗКИ ГОЛОСОВЫЕ - см.: Складка голосовая.
Т
ТАЛАЛА - просторечн. название (прозвище) субъекта с косноязычием. См.: Дислалия.
ТАХИЛАЛИЯ (греч. tachys - быстрый скорый + lalia - речь) -нарушение темпа речи - ее ускорение, при сохранности других сторон: фонетического оформления, лексики и грамматического строя.
ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ (лат. terminus - граница, предел) - система терминов, используемых в логопедической науке и практической деятельности. Терминологический тезаурус в логопедии мультидисциплинарен, т.е. ассимилирован из различных наук и областей практической деятельности. Прежде всего, это сурдология и фониатрия, сурдопедагогика и педагогика, стоматология и неврология, фонетика и лингвистика. Определенный объем в Т.Л. занимают психологические понятия. Собственно Т.Л. - это пока еще ожидающий своего часа для обобщения тезаурус понятий, определений, эпонимических терминов, отражающих логопедическую технологию и методики работы с конкретным речевым расстройством. См.: Эпонимы логопедические.
ТЕМБР ЗВУКА (франц. timbre) - окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами. Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука.
У
УЗДЕЧКА ЯЗЫКА - складка слизистой оболочки полости рта, идущая по средней линии языка и соединяющая дно полости рта с нижней поверхностью языка.
УЗДЕЧКА ЯЗЫКА КОРОТКАЯ (син.: Короткая подъязычная связка) - врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены, что препятствует формированию правильного произношения некоторых фонем. Этот дефект - довольно частая причина для нарушений произношения звуков верхнего подъема языка. У.Я.К. нарушает
физиологический механизм артикуляции звуков речи верхнего подъема («Р», «Рь», «Л», «Ль», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»).
УКЛАД АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ (лат. articulare - членораздельно произносить) - положения органов артикуляционного аппарата (голосовых складок, нёбной занавески языка, зубов, губ) при произнесении того или иного звука речи. Схематичным графическим его вариантом является профиль артикуляционный (см.).
УЛИТКА - часть костного лабиринта, представляющая собой совокупность костного образования конической формы (стержень улитки) костного канала спиральной формы (спиральный канал), обвивающего стержень двумя с половиной витками. Заболевания У. приводят к прогрессирующей перцептивной тугоухости и вестибулярным нарушениям. См.: Тугоухость перцептивная. Ухо внутреннее.
УЛОВКИ ЗАИКАЮЩИХСЯ - излишние, порой вычурные мимические и жестовые движения, применяемые заикающимися для маскировки дефекта речи. См.: Заикание. Уловки речевые.
Ф
ФАЛЬЦЕТ (ит. falsetto) - в пении - звук особо высокого (так называемого головного) регистра мужских голосов; называется также фистулой. См.: Голос фальцетный. Фистула.
ФАКТОРЫ ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ - отдельные факторы или их совокупность, влияющие на развитие и формирование речевого общения. Различают Ф.П. внутренние (умственная отсталость, дефекты звуковоспринимающих систем; органические и функциональные нарушения центральной и периферической нервной системы; анатомические нарушения зубочелюстной системы) и внешние (отсутствие должной стимуляции речевого развития (при явлениях депривации), плохое речевое окружение (диалектное, просторечно-бытовое и жаргонное общение), отсутствие подражательного эталона или специальное культивирование речевого дефекта). Ф.П. могут быть также названы речевые и голосовые перегрузки в период формирования речи ребенка.
ФИСТУЛА (лат. fistula - канал, трубка, дудка, флейта). При одинаковом написании и происхождении, в зависимости от ударения употребляется в разных значениях: при ударении на первом слоге -свищ - патологический канал, соединяющий полость или выводной проток какого-либо органа с поверхностью теля; при ударении на последнем слоге - фальцет. См.: Фальцет.
ФОБИЯ РЕЧИ (греч. phobos страх) - навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании. Син. Логофобия.
ФОН- (фоно-; греч. phone - звук, голос) - составная часть сложных слов, означающая «относящийся к звуку, к голосу».
Х
ХВАТЦЕВА* ГНАТОФИКСАТОР (греч. дпа^ челюсть + лат. Ахит - закреплять) - логопедический инструмент, состоящий из обычной резиновой пробки с ввинченной в нее проволочной ручкой-держателем. Используется при спастических формах дизартрии для фиксирования челюстей в открытом состоянии. См.: Инструменты логопедические.
ХЕЙЛ- (хейло-; греч. сЬю^ - губа) - составная часть, означающая, «относящийся к губам».
ХЕЙЛОПЛАСТИКА (с1пеНор^юа; греч. СпеНо- + р^юе -формирование, образование, лепить) - общее название хирургических операций для исправления и устранения недостатков губ. Чаще всего Х. применяется при врожденных расщелинах верхней губы. Существует множество методов пластического восстановления верхней губы. Различаясь в деталях, они основаны на общих принципах. При неполных расщелинах губы оказывается достаточным частичное иссечение краев дефекта и последующее послойное зашивание этих краев. При более глубоких, а также при полных расщелинах выкраивают лоскуты на одной стороне расщелины и вкладывают их в разрезы на другой ее стороне. При полных расщелинах, кроме устранения дефекта верхней губы, необходимо обеспечить нормальные размеры и форму носовых отверстий, что также достигается путем формирования пластических лоскутов из соседних тканей. См.: Расщелина губы.
ХЕЙЛОСХИЗИС (cheiloschisis; греч. сПюНо- + schisis - расщепление, расщелина) - см.: Расщелина губы.
Ц-Ч-Ш-Щ ЦНС - центральная нервная система.
ЧАСТЬ ГЛОТКИ РОТОВАЯ - средняя часть глотки (между уровня твердого неба и верхнего края надгортанника), сообщающаяся с полостью рта через зев.
ЧИТЕЛЛИ СИНДРОМ (СКеШ S.) - психические изменения, наблюдающиеся при некоторых оториноларингологических заболеваниях (аденоиды, синуситы). Характерны умственная отсталость, явления
психического инфантилизма, нарушения внимания, особенно его сосредоточения, вялость, безынициативность, плохой сон.
ЧТЕНИЕ - сложный сенсорно-мыслительный навык восприятия знаков и воспроизведения вслух (или «в уме») понятий, обозначаемых их сочетаниями. Ч. может быть не только текста, но и показаний приборов или их пультов. См. также: Алексия. Дислексия. Письмо. Речь.
ШЕПЕЛЯВОСТЬ - устаревшее научное и просторечное название шипящего сигматизма. См.: Сигматизм. Сигматизм шипящий.
ЭЙЗЕНЛОРА* СИНДРОМ - синдром, наблюдающийся при поражении продолговатого мозга. Характеризуется параличом губ, языка, мягкого нёба, дизартрией, слабостью и анемией конечностей. См.: Синдром.
ЭЛЕКТРОГЛОТТОГРАФИЯ - способ изучения двигательной функции голосообразующего аппарата путем изменения электрического сопротивления гортани. Выводы из исследования делаются на основе анализа полученных осциллограмм - электроглоттограмм.
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ - способ изучения мышечного аппарата гортани и органов артикуляции, осуществляемый путем наложения электрода или вкалывания его в исследуемую мышцу. По характеру миографических кривых судят о функциональных и органических изменениях в мышцах голосового и артикуляционного аппарата.
ЭМБОЛ РЕЧЕВОЙ (греч. embolos - клин, затычка) - слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить, является признаком моторной афазии, а также заикания. См.: Афазия моторная.
ПЕРСОНАЛИИ
В настоящем разделе приведены сведения о специалистах -ученых и практиках, биографические данные о которых оказались доступными в соответствующих словарях и Интернет-источниках.
Ажуриагерра Ж. де (J. de Ajuriaguerra) - французский психиатр.
Алексеев Валерий Павлович (1929 - 1991) - советский антрополог и историк, академик АН СССР (1987).
Антон Г. (Anton G.) - немецкий психиатр.
Асатиани Нина Михайловна - отечественный врач-психиатр, автор
Э-Ю-Я
психотерапевтической методики функциональных тренировок речи больных с логоневрозами.
Бабинский Йозеф (1857-1932) - французский невропатолог польского происхождения. Ученик Шарко.
Балинт Р. (1874-1929) - венгерский психоневролог.
Бекеши Георг (G. Bekesy, род. в 1899-1972) - венгерский биофизик, лауреат Нобелевской премии.
Беккер Клаус-Петер (K.-P. Becker) - немецкий логопед, профессор, доктор педагогических наук (Берлин). Соавтор монографии «Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. М., 1981».
Белова-Давид Роза Александровна - отечественный логопед, профессор, доктор медицинских наук.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - отечественный невропатолог, психиатр, рефлексолог, физиолог и психолог. Д-р медицины, профессор. В 1918 г. организовал и возглавил Государственный институт по изучению мозга и психической деятельности. Автор собственного учения, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904 г.), затем как психорефлексологию (с 1910 г.) и как рефлексологию (с 1917 г.). Подготовил когорту российских психиатров и невропатологов.
Биликивич Тадеуш (Bilikiewicz T.) - польский психиатр, автор теории этиоэпигенеза в психиатрии (1947).
Бонгеффер Карл (Bonhoeffer Karl; 1868-1948) - немецкий психиатр и невропатолог.
Брайль Луи (Braille L.; 1809-1852) - французский тифлопедагог. Ослеп в трехлетнем возрасте. В 1829 разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт слепых.
Брока Поль (Broca Paul Pierre; 1824-1880) - французский профессор хирургии и антропологии (Париж).
Буянов Михаил Иванович (р. 1935) - детский психиатр, канд. мед. наук, создатель и президент Московской психотерапевтической академии (1992).
Бьянки Л. (1848- 1927) - итальянский психиатр.
Вернике Карл (Wernicke Carl, 1848-1905) - немецкий психиатр, невропатолог и нейроморфолог.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - советский психолог, дефектолог и патопсихолог, профессор, д-р психологических наук, основатель научной школы культурно-исторической психологии.
Герсманн Йозеф (Gerstmann J.; 1887-1969) - австрийский невропатолог и психиатр.
Гольдштейн Курт (Goldstein K.; 1878-1956) - немецкий психиатр, невропатолог и психолог.
Гутцман А. (Gutzmann A.) - немецкий сурдопедагог, директор Берлинской школы глухонемых.
Гутцман Г. (Gutzmann H.) - немецкий врач, сурдопедагог, логопед. В начале ХХ столетия работал в Берлинском университете. Известен своими работами по заиканию, нарушениям произношения, впервые предложил стройную систему работы по восстановлению функциональных расстройств голоса.
Дежерин Жюль Йозеф (Dejerine J.J.; 1849-1917) - французский невропатолог, психиатр и анатом.
Джексон Джон Хьюлингс (Johnson J. H.; 1834-1911) - английский невролог.
Доброгаев Сергей Мартинианович - отечественный врач, ученик А.И.Сикорского, профессор, один из первых основателей логопедии в СССР. Преподавал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена, заведовал кафедрой физиологии речи, логотерапии и логопедии в период 1933-1935 гг.
Драбкин Б.З. - отечественный психиатр и психотерапевт, профессор.
Зангвилл О.Л. (Zangwill O.L.) - нейропсихолог (Великобритания).
Зееман Милослав - чешский фониатр и логопед, автор монографии по нарушениям речи у детей (1962).
Каллен Уильям (Куллен У.; William Cullen; 1710 - 1790) -английский (шотландский) врач. Изучал медицину в Эдинбурге. Профессор в Глазго, затем в Эдинбурге, преподавал химию, фармакологию, теоретическую и практическую медицину.
Каннер Лео (Kanner L.; 1894-1981) - австро-американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма и последующими работами в этой области; один из основателей детской психиатрии.
Клейст Карл (Kleist К.; 1879-1960) - немецкий психиатр и невролог, профессор, сторонник локалиционизма.
Корти Альфонсо (Corti Alfonso; 1822 - 1876) - итальянский анатом и гистолог, описавший рецепторную часть слухового анализатора, расположенную внутри перепончатого лабиринта. Эта часть слухового анализатора названа его именем, как «Кортиев орган».
Критчли Макдоналд (Critchley M.) - английский афазиолог, невропатолог и психиатр.
Кусмауль Адольф (Kussmaul A.; 1822-1902) - немецкий врач.
Левина Роза Евгеньевна (1908-1989) - советский педагог, психолог, ученица Л.С.Выготского, д-р психологических наук, профессор.
Лейшнер А. (Leuschner A.) - немецкий врач.
Лермитт Франсуа (Lhermitte F.) - французский невролог.
Литтл Е. (1810-1894) - английский врач.
Лихтгейм Л. (Lichtheim L.; 1845-1928) - швейцарский врач.
Лурия Александр Poмaнович (1902-1977) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики, основоположник отечественной нейропсихологии, д-р педагогических (1937) и медицинских (1943) наук, академик АПН СССР (1967).
Маркузе (Marcuse) - немецкий врач.
Мнухин Самуил Семенович - отечественный психиатр, один из основателей ленинградской школы детской и подростковой психиатрии.
Монаков Константин (1853-1930) - швейцарский невропатолог, анатом и физиолог русского происхождения.
Павлов Иван Петрович (1849-1936) - российский физиолог, академик создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей школы физиологии, д-р медицины (1883), лауреат Нобелевской премии за труды в области исследования механизмов пищеварения (1904).
Паре Амбруаз (Ambroise Pare, ок. 1510-1590) - французский хирург эпохи Возрождения, считается одним из отцов современной медицины. Не получив академического образования, принадлежал к цеху цирюльников. Паре был придворным хирургом при королях Генрихе II, Франциске II, Карле IX и Генрихе III.
Пассаван Филипп (Passavant Phillipp Gustav, 1815-1893) - немецкий хирург. Родился во Франкфурте. Там же работал хирургом.
Певзнер Мария Семёновна (1901-1989) - советский дефектолог, психолог, врач и педагог, кандидат медицинских (1938), доктор педагогических (по психологии) наук (1960), профессор (1963), ученица Л.С. Выготского и Г.Е. Сухаревой.
Пик Арнольд (Pick Arnold; 1851-1924) - чешский психиатр и невропатолог.
Пискунов Г.З. - отечественный врач. Разработал в 1969 г. систему механических приспособлений для формирования артикуляционного уклада РАП (речевые артикуляторы Пискунова).
Правдина Ольга Владимировна - отечественный логопед, автор учебного пособия по логопедии.
Прибрам Карл (Pribram Karl H.; род. 25 февраля 1919, Вена) -известный американский врач, психолог и нейрофизиолог австрийского происхождения, специалист в области психофизиологии, экспериментальной и сравнительной психологии, нейропсихологии и психоанализа. Профессор Йельского и Стэнфордского университетов, действительный член Нью-Йоркской академии наук.
Рау Фёдор Андреевич (1868-1957) - российский сурдопедагог и логопед, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Организатор обучения и воспитания глухонемых, имеет логопедические работы, автор многочисленных трудов по сурдопедагогике и логопедии. Основатель отечественной династии сурдопедагогов и логопедов.
Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) - российский психолог, психиатр, педагог и публицист, д-р медицины (1873) профессор (1881) Киевского университета Святого Владимира, почётный член Киевской духовной академии. Основатель Института детской психологии (Фребелевского института, Киев, 1912). Первым провел систематическое исследование развития ребенка первых лет жизни, показав важность раннего детства как фундамента всего дальнейшего психического развития.
Совак Милош (Sovak M.) - чешский врач, профессор Пражского Карлова университета, д-р медицины, д-р философских наук. Соавтор монографии «Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. М., 1981».
Ткачев Р.А. - отечественный невропатолог.
Толан Т. (Tolan Th.) - американский оториноларинголог.
Тонконогий И.М. - отечественный невролог, нейропсихолог.
Труссо Арман (Teousseau A.; 1801-1867) - французский клиницист.
Усанова Ольга Николаевна - д-р психологических наук, директор Института психологии и педагогики г. Москва.
Уотсон Л.А. (Watson L.A.) - американский оториноларинголог.
Фрёшельс Эмиль (Froeschels E.; 1883-1969) - австрийский оториноларинголог.
Франкл Виктор (Viktor Emil Frankl, 1905-1997) - австрийский психиатр, психолог экзистенциальной ориентации, создатель нового
направления в психотерапии - логотерапии.
Швальбе Й. (Schwalbe J.) - немецкий врач и антрополог.
Шильдер П. (Schilder P.F.; 1886-1940) - американский невропатолог и психиатр.
Хватцев Михаил Ефимович (1883-1977) - советский педагог, логопед, автор первого отечественного учебника по логопедии (1937) и ряда учебных пособий для логопедов.
Эскироль Жан-Этьен Доминик (Esquirol Jean-Étienne Dominique; 1772-1840) - французский психиатр, ученик Пинеля, автор первого научного руководства по психиатрии «О душевных болезнях» (1838), открыл первое официальное преподавание психиатрии во Франции, один из основоположников научной психиатрии, создатель научной школы.
Эйзенлор К. (Eisenlohr K; 1847-1896) - немецкий врач.
Эустахио Бартоломео (Eustachio Bartolomeo; около 1510-1574) -итальянский врач и анатом XVI века, был папским лейб-медиком и профессором анатомии в римской школе Сапиенца. Описал в 1563 г. слуховую трубу - канал, сообщающий полость среднего уха с глоткой («Евстахиева труба»; лат. tuba Eustachii, tuba auditiva), названный его именем.
Юссон Рауль - французский физиолог и психолог, сотрудник лаборатории нормальной физиологии Сорбонны (Париж).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арнаудов Г.Д. Медицинская терминология (на пяти языках) / пер. с болг. В.В. Завьяловой. София: Медицина и физкультура, 1979.
Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1981.
Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. -С.11-47.
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2005.
Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ-Пресс, 1999. -
640 с.
Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
Доброгаев С.М. Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии речи и логотерапии. - Л.: Изд-во ГПИ, 1934.
Ермолаев В.Г., Лебедева Ф, Морозов В.Г. Руководство по
фониатрии. - Л.: Изд-во «Медицина», 1970.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. с чешского. - М., 1962.
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983. - с. 3 - 15; с. 33 - 50.
История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л.А Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2002.
Калягин В.А. Логопсихология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: ИЦ «Академия», 2006.
Краев А.В. Анатомия человека. В 2-х т. / под ред. Р.Д. Синельникова. М.: Медицина, 1978.
Краткий словарь иностранных слов / Сост. С.М. Локшина. - М.: Рус. яз., 1979.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1981.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.
Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.
Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
Роббер А. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. / пер. с англ. М. ВЕЧЕ; АСТ, 2003.
Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В.Новоторцева. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 1999.
Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.
Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1985.
Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
Терминологический словарь // Логопедия: Учебное пособие / под общ. ред. Н.М. Борозинец. - Ч. 2. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - С. 305- 314.
Томилин В.В. Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма. - М.: Медгиз, 1963.
Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. Эпонимический словарь-справочник. М.: ЭКСМО, 2009.
Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: Педагогика, 1972.
Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы: краткий терминологический словарь // Психолог в детском саду. -№ 3. - 2010. - С. 111-123.
Чупров Л.Ф. Патология речи: терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии: (учебно-методическое пособие) // Психология в вузе. - 2011. - №3. - С. 4-129.
Чупров Л.Ф. Задержка психического развития: краткий терминологический словарь //Сетевое МО психологов образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.it-п.ш/соттит^^рх?саЦ"ю=194ШЬ_по=255218&^р1=УЬ . - 17 августа 2011.
Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы в терминах: краткий терминологический словарь по специальной педагогике и специальной психологии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 2; [Электронный ресурс] URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/198-872 (дата обращения: 02.07.2012).
Чупров Л.Ф. Патология речи: терминологический аппарат логопедии и нейропсихологии как проблема междисциплинарного исследования // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. - 2012. - № 1 К; [Электронный ресурс] URL: www.es.rae.ru/mino/158-1051 (дата обращения: 23.09.2012).
Эйдинова М.Б. Алалия //Большая медицинская энциклопедия / Гл.
ред. Б.В. Петровский. - Изд-е третье. - М.: Изд-во «Большая советская энциклопедия», 1974. - Т. I. - С. 120-121.
Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. / Гл. ред. Б.В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия, 1982.
Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Словарь. Блейхер В.М. - К.: Вища школа, 1984.
Chuprov L.F. «Chuprov L.F. Terminologicheskij slovar' po logopedii i nejropsihologii (uchebno-metodicheskoe posobie)»: Dajdzhest /L.F. Chuprov // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2 , 2015.
Abstract.The digest of the guide intended for individual studies of students who are taught with a specialization in 031800 - "Speech therapy", 031900 - «Special psychology», 032000 - «Remedial pedagogy and special psychology (pre-school)», etc., and it can also be used as a reference book for speech therapysts, members of medical-psyhological-pedagogic con-sils/commissions, practical psychologists, practical psychologicsts in the field of children's neuropsychology (neuropedagogy). The study guide can be useful for teachers of higher educational institutions and institutes for postgranduate training of teachers, pedagoguest and other educators.
Keywords: speech therapy, neuropsychology, speech psychology, terminological dictionary.
Сведения об авторе
Леонид Федорович Чупров - кандидат психологических наук, главный редактор и учредитель ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).
© Л.Ф. Чупров, 2012. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.
— • —