УДК 339.187, 338.45:69
А.Н. Плотников, Д.А. Плотников
ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ И ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Статья посвящена проблемам организации эффективной системы снабжения строительного предприятия, интенсификации процесса обеспечения строительства материальными ресурсами, разработки и осуществления мероприятий по повышению эффективности и качества всех сторон деятельности органов снабжения.
Снабжение, логистика, подрядные строительные организации, ресурсы, функционально-стоимостной анализ
A.N. Plotnikov, D.A. Plotnikov LOGISTICS SUPPLY CONTRAKTORSMATERIAL AND TECNICAL RESOURCES
Paper is devoted to the problems of organizing an effective supply system builder-tion company, the intensification of the process to ensure construction material resources, the development and implementation of measures to improve efficiency and of the quality of all aspects of the activity of supply.
Procurement, logistics, contractor, resources, value analysis
Для успешной работы строительных предприятий в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в нашей стране необходимо, прежде всего, грамотное ведение оперативного экономического учета, позволяющее быстро ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать обоснованные управленческие решения, снижающие коммерческий риск. Естественно, что принятие подобных решений невозможно без достоверных сведений о состоянии и движении материально-технических ресурсов.
Контроль за снабжением материально-техническими ресурсами трудоемок, но игнорирование этой стороны производственной деятельности зачастую может обернуться значительными убытками для предприятия. Безусловно, в поле зрения руководителя предприятия всегда должны находиться и финансовые потоки — операции по кассе и банку, расчеты с подотчетными лицами и т. д.
Снабженческо-сбытовые организации призваны стать самостоятельными хозрасчетными предприятиями по обслуживанию производителей и потребителей, хранению продукции, использованию вторичных ресурсов, оказанию платных услуг по определению возможных источников снабжения и выполнению других посреднических функций.
Происшедшие социально-экономические преобразования явились причиной резкого возрастания неопределенности внешней среды. Сегодня нет гарантированных поставок, нет финансовой и правовой стабильности, сложнее прогнозировать платежеспособный спрос. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема организации эффективной системы снабжения строительного предприятия.
Непрерывное усложнение процесса материально-технического снабжения требует все увеличивающихся затрат труда на его осуществление. В то же время напряженный баланс
368
трудовых ресурсов в стране не позволяет решать усложняющиеся проблемы обеспечения строительства средствами производства экстенсивным путем, т.е. за счет увеличения количества работников и массы потребляемых ресурсов. Проблемы можно и нужно решать только путем интенсификации процесса обеспечения строительства материальными ресурсами, разработки и осуществления мероприятий по повышению эффективности и качества всех сторон деятельности органов снабжения. Применительно к процессу материально-технического снабжения эффективность и качество означают наиболее полное, своевременное, качественное, а также с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов выполнения всех функций этого процесса.
Непрерывное совершенствование обеспечения производства продукцией производственно-технического назначения оказывает влияние на улучшение экономических показателей производства.
На рис. 1 изображены пути повышения обеспеченности материальными ресурсами предприятия.
Пути улучшения обеспеченности материальным! ресурсам!
Экстенсивный Интенсивный
Увеличение добычи сырьевых ресурсов Увеличение производства материальных ресурсов (материалов,
цщ изделий, топлива, энергии и т.д.)
ШЙрасход
материалов
Применение
щф: научно обоснованных
норм расхода материшь ных ресурсов и их соблюдение В процессе произв одства
-уШИЗ.
йезщ.х^д-. отходов
Ш-Ц ШШк
ШШ- ж
Рис. 1. Пути повышения обеспеченности материально-техническими ресурсами предприятия
Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах осуществляется двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Интенсивный путь удовлетворения потребности предприятия в материалах, сырье, топливе, энергии и других материальных ресурсах предусматривает более экономичное расходование имеющихся запасов в процессе производства продукции. Экономия сырья и материалов в процессе потребления равнозначна увеличению их производства.
Эффективным решением проблем материально-технического снабжения является применение метода «точно во время», а также интенсивного метода.
Сущность метода заключается в том, что ресурсы должны быть доставлены именно в тот момент, когда они необходимы для продолжения производства, и в объеме, рассчитанном на конкретный отрезок времени. При этом методе обеспечивается ритмичное, бесперебойное снабжение предприятия материальными ресурсами и эффективное их использование в течение процесса производства.
На современном этапе развития экономики особо важное значение приобретает комплектность обеспечения производства материальными ресурсами. В строительстве, при организации поставок оборудования, очень важно поступление к моменту монтажа всех его видов, которые производятся часто различными поставщиками. Для обеспечения
369
своевременного поступления материалов как транзитом, так и с предприятий, по поставкам, в настоящее время получает широкое распространение одна из прогрессивных форм -гарантированное снабжение.
Расчет эффективности может быть представлен последовательностью частных расчетов. Так, планируется за счет внедрения поставок материальных ресурсов по системе «точно во время» повысить рациональность материально-технического обеспечения с 0,903 до 0,95. Тогда сокращение длительности оборота производственных запасов предприятия (ДУО определяется на основе формулы:
71 = 557,3 - 446,8 • X , (1)
где Х - уровень рациональности поставок материально-технических ресурсов на предприятии (интегрированный показатель),
У1 - длительность оборота производственных запасов предприятия, в днях, после соответствующих преобразований составит 62,5 дня:
Д71 = 446,8 • (0,81 - 0,95) = 62,5.
Сокращение длительности оборота производственных запасов ведет к снижению их абсолютной величины, а следовательно, издержек по их содержанию и оборотных средств, вложенных в запасы.
Снижение материалоемкости производства (Д72) определяется на основе формулы:
72 = 0,69 - 0,073 • X , (2)
где Х - уровень рациональности поставок материально-технических ресурсов на
предприятии (интегрированный показатель),
У2 - удельный вес материальных затрат, после соответствующих преобразований составит 0,01:
Д72 = 0,073 • (0,81 - 0,95) = 0,01.
Снижение материалоемкости производства ведет к уменьшению себестоимости продукции производства, росту прибыли и рентабельности.
Сокращение ритмичности поставок (Д73) определяется на основе формулы:
73 = 1,2 - 0,37 • X , (3)
где Х - уровень рациональности поставок материально-технических ресурсов на
предприятии (интегрированный показатель),
У3 - ритмичность поставок материально-технических ресурсов, после
соответствующих преобразований составит 0,044:
Д7э = 0,37 • (0,92 - 0,95) = 0,044.
Результатами повышения ритмичности поставок материально-технических ресурсов на предприятие становятся снижение простоев и повышение уровня обслуживания производства.
Величина экономии от проведения указанных мероприятий определяется на основе вклада каждого из них в запланированное снижение удельных материальных затрат (2,3%) и значения дохода строительного предприятия в 2010 г. (870,7 млн. руб.):
Э = (0,1 + 0,1 + 0,15) *• 0,023 *• 870,7 = 7,0 млн. руб.
Таким образом, на основе функционально-стоимостного анализа процесса закупки и поставок материальных ресурсов в производство строительных материалов предложены мероприятия по снижению затрат и дана оценка ожидаемого экономического эффекта от их использования.
В статье также предлагаются мероприятия по автоматизации системы снабжения. Суть предлагаемых мероприятий заключаются в организации непрерывного независимого
потока актуальной информации о ценах и поставщиках на основе рекламы закупок предприятия в специализированных интернет-ресурсах или в печатных изданиях.
Существуют также специализированные ресурсы для снабженцев, оказывающие услуги по поддержанию в актуальном состоянии прайс-листов не только постоянных поставщиков предприятия, но и их конкурентов. Таким образом, можно будет получить объективную и независимую картину обоснованности закупочных цен. А прозрачность и доступность информации обеспечит экономию за счет устранения личных предпочтений сотрудников снабжения при выборе поставщиков.
Другим направлением должно стать создание и поддержание высокого уровня конкуренции среди поставщиков. Обеспечив всем равные условия для конкуренции, предприятие получит возможность иметь более выгодные предложения. Для этого можно использовать официальный сайт предприятия, разместив на нем закупочную страничку с функцией получения электронных коммерческих предложений от поставщиков, или воспользоваться услугами специализированных интернет-сайтов. Также необходимо формировать имидж предприятия как надежного, постоянного и платежеспособного заказчика.
Предлагаемая авторами архитектура системы снабжения предприятия представлена
на рис. 2, 3.
Рис. 2. Модифицированная система управления системой снабжения строительного предприятия
Электронный Процесс СбО£ исоглалорлния оперативні
(ІІІНЬІЇ іаяа
А втом ятнзнр ОБ МНЬI и процесс анализа рын»
Рис. 3. Модифицированная система управления системой закупок строительного предприятия
Использование выше представленных модифицированных систем позволяет реализовать следующие функции логистики снабжения:
1. Провести анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень поставщиков анализируется, исходя из специальных критериев, позволяющих осуществить отбор. Имеется два основных критерия выбора поставщика: 1) стоимость приобретения продукции и услуг, 2) качество обслуживания. Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т. п.
2. Оценить качество обслуживания, которое включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки, не отражаются на цене приобретения.
Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например, более 60. К ним относятся:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие у поставщика резервных мощностей;
- организация управления качеством продукции у поставщика;
- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
- кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.
При создании карточки заказа или закупки достаточно выбрать код контрагента - все реквизиты, условия и график оплаты система позволяет извлекать из таблиц клиентов и 372
поставщиков. Кроме ввода закупок вручную, предусмотрен механизм их автоматической генерации на основе прогноза продаж и производства. Наконец, закупку можно создать напрямую из заказа одним нажатием кнопки. Поддерживаются регулярные поставки товара с неизменными коммерческими условиями. Создание заказов и закупок упрощается благодаря средствам копирования заголовков и строк других заказов, закупок и складских журналов. Каждый этап обработки заказов и закупок завершается оформлением определенного документа.
С помощью системы контролируется соответствие заказанного и полученного количества товара, определяется величина «недопоставки» и «перепоставки». Обнаружив недопоставку, система ожидает решения ответственного сотрудника: вернуть
недопоставленную закупку, оплатить счет на неполную сумму и закрыть закупку или выполнить частичную оплату, ожидая прихода всего количества товара. Выбор того или иного варианта действий основывается на потребности в товаре, уровне складских запасов, наличии альтернативной номенклатуры, и все эти сведения сотрудник предприятия может получить в стандартных запросах и отчетах данной системы.
Аналогично обрабатывается «перепоставка»: снабженец может отослать излишек товара поставщику, оформив возврат товара с выставлением кредит-ноты, или санкционировать оплату счета-фактуры на полную стоимость закупки.
Для каждого товара можно задать допуск «недопоставки» и «перепоставки» в процентном выражении с целью автоматизации обработки закупок. Предусмотрена возможность «недопоставки» или «перепоставки» по заказам, т.е. отправки заказа в объемах, отличных от договорных.
Автоматизированная система позволяет настроить прогнозную модель, способ покрытия по каждой номенклатуре, АВС-классификацию по группам номенклатуры, сроки поставки с учетом рабочего календаря и ещё целый ряд параметров, позволяющих максимально отразить внешние условия работы. Автоматизированная система на основании введенных в нее данных и статистики позволяет проводить прогнозное, оперативное сводное планирование, выдавая данные по потребности в той или иной номенклатуре по открытым и планируемым заказам, что существенно облегчает деятельность группы закупок и планирования производства.
В процессе сводного планирования система отыскивает тот вариант плана, который удовлетворил бы десяткам условий и параметров: длительности периодов отрицательной и положительной ликвидности склада, необходимой величине резервного запаса товара, периодичности планирования закупок, страховых резервов времени и т.д. В итоге создается список запланированных закупок, которые подлежат утверждению и переводу в разряд открытых закупок.
По данным независимых информационных агентств, при правильном, тщательно спланированном внедрении данной системы, компании могут добиться действительно значимых результатов:
- снижение операционных и управленческих затрат 15%,
- экономия оборотных средств 2%,
- уменьшение цикла реализации 25%,
- снижение коммерческих затрат 35%,
- снижение страхового уровня складских запасов 20%,
- увеличение оборачиваемости средств в расчетах 25%,
- увеличение оборачиваемости материальных запасов 30%,
- улучшение утилизации основных фондов 30%,
- уменьшение дебиторской задолженности 12%.
Произведем расчет затрат на внедрение модифицированной системы снабжения в деятельность службы снабжения строительного предприятия.
Автоматизация процесса снабжения:
1. Приобретение пакета MBS Axapta. Стоимость пакета данного ПО для одного рабочего места составляет 1600 € (63536 руб.). Предприятию необходима инсталляция ПО на 11 рабочих мест (отдел снабжения, бухгалтерия, отдел сбыта, управленческое звено).
Стоимость ПО для строительного предприятия составит: 63536 * 11 = 698896 руб.
2. Обучение работы в системе MBS Axapta. Стоимость обучения 1 сотрудника работы с данным ПО составляет 21600 руб., соответственно общая стоимость обучения сотрудников для предприятия составит: 21600 * 11 = 237600 руб.
3. При внедрении модифицированной системы снабжения изменению будет подвергнут штат отдела снабжения. Предполагаемый штат будет состоять из 3 человек: менеджер сбора и согласования оперативных заявок (2 чел.), менеджер по анализу и формированию заказа в системе портала «Товары-Цены-Поставщики» (1 чел.)
Фонд оплаты труда менеджеров сбора и согласования оперативных заявок: 35000 * 2 = 70000 руб.
Фонд оплаты труда по анализу и формированию заказа в системе портала «Товары-Цены-Поставщики»: 29000 руб.
Итого общий фонд оплаты труда отдела снабжения составит: 70000+29000=99000 руб.
4. Оборудование рабочего места сотрудника отдела снабжения средствами ЭВМ.
Персональный компьютер: 21300 * 3 = 639000 руб.
Оргтехника: 1020 руб.
Канцтовары (расходные материалы): 2500 руб. в мес.
Итого годовой расход на оборудование рабочих мест сотрудников отдела снабжения составит:
639000+1020+(2500*12)=67020 руб.
Внедрение системы закупок с помощью электронного аукциона:
5. Доступ к интернет-порталу по «Товарам-Ценам-Поставщикам». Стоимость годового тарифа портала «Мастер снабжения (ООО «Русский деловой проект») http://mastercost.ru: 73100 руб.
6. Оплата услуг провайдера доступа к сети Интернет. Годовая стоимость услуг ООО «RadiusHost» по предоставлению выделенной линии доступа к сети интернет составляет: 1500 * 12 = 18000 руб.
Для удобства расходы на внедрение и годовое обслуживание модифицированной системы снабжения строительного предприятия представляются в табл. 1.
Проведем экономический анализ эффективности трансформации системы снабжения.
Как было указано выше, одной из основных целей совершенствования системы снабжения является нивелирования недостатков существующей системы. Одним из недостатков существующей системы являются потери от несбалансированности экономических потоков.
В табл. 2 приводится расчет потерь от несбалансированности снабженческих потоков.
Из табл. 2 видно, что общие годовые потери составили 4668573,0 руб. Таким образом, размер годовых расходов на модификацию системы снабжения меньше потерь предприятия (1512616 руб.).
Экономический эффект составит 3155967 руб. (4668573 - 1512616).
Эффективность мероприятия 2,08 (3155967/1512616).
Таблица 1
Смета годовых расходов на внедрение и годовое обслуживание модифицированной системы снабжения строительного предприятия
Необходимые ресурсы Стоимость затрат, руб.
Автоматизация процесса снабжения пакет MBS Axapta б9889б
Обучение работы в системе MBS Axapta 237б00
ФОТ сотрудника отдела снабжения (1 чел.) 70000
Оборудование рабочего места сотрудника отдела снабжения средствами ЭВМ б7020
Внедрение системы закупок с помощью электронного аукциона Доступ к интернет-порталу по «Товарам-Ценам-Поставщикам» 73100
Оплата услуг провайдера доступа к сети Интернет 18000
Оборудование рабочего места сотрудника отдела снабжения средствами ЭВМ 348000
Итого 1512б1б
Таблица 2
Расчет потерь от несбалансированности снабженческих потоков в строительном предприятии, 2010 г
Наименование материала Объем поставки Отпускна я цена, руб. Всего: потери от несбалансированности материальных потоков
% от цены закупок в денежном выражении, руб.
Трубы эл.сварные и арматура, тн. 290 23б9,3 б,8 4б722,б
Плитка фасадная, шт. 37500 357,4 б,7 9879б7,5
Сэндвич-панели стеновые, м2 3750 5250 4,5 885937,5
Кирпич керамический, тыс. шт. 24б0 23720 1,9 б418б3,2
Конструкционный сборный ж/б, шт. 3845 35450 0,1 13б305,25
Пенобетонные блоки, шт. 1540 5852 2,9 2б1350,32
Г ипсокартонные листы (ГКЛ ККАЦБ), м2 12200 1037 13,1 1б57333,4
Пиломатериалы, м3 284 б89,3 2б,1 51093,б7
ИТОГО 4бб8573,0
Очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию снабженческой деятельности предприятие может получить и более значительный экономический эффект в будущем.
Плотников Анатолий Николаевич -
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление в строительстве» Саратовского государственного технического университета
Плотников Денис Анатольевич -
Кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭУС Саратовского государственного технического университета
Plotnikov Anatoly Nikolaevich -
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department “Economy and Management in Construction”, Saratov State Technical University
Plotnikov Denis Anatol'evich -
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Department “Economy and Management in Construction”, Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 06.02.2011, принята к опубликованию 19.06.2011