Логистика в аэрокосмической отрасли
разрыва в потоке в момент выключения разрешающего сигнала есть гарантия отсутствия автомобиля в зоне перекрестка.
Алгоритм поиска разрывов в потоке по сравнению с жестким управлением обеспечивает снижение задержки на 10-60 %. Это во многом определяется загрузкой перекрестка. Высокая эффективность алгоритма наблюдается при малоинтенсивном движении, что достигается за счет снижения числа ненасыщенных направлений движения.
Однако применения одного алгоритма, как правило, оказывается недостаточно в условиях пиковых
нагрузок на УДС, тем более, если речь идет об объединении перекрестков, регулируемых с помощью АСУДД, в сеть. Отсюда вытекает задача поиска оптимального алгоритма (или нескольких алгоритмов) для управления дорожным движением в рамках достаточно определенных условий работы УДС.
Библиографическая ссылка
1. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения : учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Транспорт, 2001.
V. S. Goroshko, Ya. I. Shamlitskiy Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
ALGORITHMS OF ADAPTIVE TRAFFIC COORDINATION SYSTEMS
Disadvantages of Russian urban transport infrastructure are shown. Main adaptive traffic coordination algorithms are considered.
© Горошко В. С., Шамлицкий Я. И, 2012
УДК 658. 07
Т. А. Громова, А. В. Селиванов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ЛОГИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Использован инструментарий логистики для ведения образовательного процесса, дано определение понятия «образовательная логистика».
В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Работа по повышению качества образования связана с системой достоверных знаний о процессах образования, их управлении, организации, перепроектировании и перепрограммировании, а это требует привлечения возможностей логистики. Решить подобные задачи можно на основе системного подхода, учитывая действия принципов логистики в образовательной сфере с учетом интересов работодателей.
В современных условиях все возрастающей глобализации экономики логистика позволяет синхронизировать материальные потоки и минимизировать затраты в бизнесе, при этом, постоянно развиваясь, она захватывает все новые сферы приложения, что стало возможным благодаря передаче и обработке огромного количества информации через Всемирную паутину [1].
В отличие от логистики промышленных предприятий, на сегодняшний день нет четкого определения понятия образовательной логистики, но для применения инструментария логистики в образовании необходим поиск такого универсального понятия [2].
Так, в работе Ю. В. Крупнова предлагается следующее определение: «Образовательная логистика есть наука и техника организации и соорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с
точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом» [3].
Известный экономист В. М. Лившиц предлагает использовать термин «педагогическая логистика». Педагогическая логистика управляет (синхронизирует) такими потоками, как знание, психология, обучение, здоровье, информация, оборудование. Целью педагогической логистики является нахождение оптимума путем компромисса [1].
В исследованиях О. В. Андрюшкиной, М. В. Лега-на, Т. А. Яцевича предлагается определение: «Педагогическая логистика - это наука управления многопотоковой системой развития образования, так как педагогическая логистика позволяет синхронизировать педагогическую систему, управляя потоками знания, обучения, психологии, здоровья, информации и оборудования» [4].
Еще одно определение предлагает В. А. Денисенко: «Образовательная логистика - это наука и искусство синтеза научных приемов и методов изучения и исследования массовых образовательных потоков с их процессами для сквозной организации и управления ими в целях достижения эффективного приращения в социальном пространстве и времени вектора культуры личности у потокообразующих субъектов образовательной деятельности» [5].
Решетневскце чтения
В литературе встречается еще одно определение: «Педагогическая логистика - поддисциплина логистики, занимающаяся менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из основных принципов логистики (особенно „Точно в срок") и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (ЕИуаИи М. ОоМгай)»[1; 5].
Таким образом, рассматривая вышеприведенные определения, можно сделать следующие выводы:
- нет общего мнения относительно названия -«педагогическая» или «образовательная» логистика;
- все авторы сходятся в «многопотоковости» образовательной логистики, различаются лишь виды потоков;
- одни авторы выделяют образовательную логистику как поддисциплину логистики, другие - как отдельную науку.
На основе вышеизложенного предлагается:
- использовать термин «образовательная логистика», так как этот термин охватывает не только работу с педагогикой, но и весь образовательный процесс в целом;
- рассматривать образовательную логистику как поддисциплину логистики, так как образование - это одна из функциональных сфер применения логистики;
- рекомендуется следующее определение: «Образовательная логистика - это поддисциплина логистики, занимающаяся теорией и практикой управления массовыми образовательными потоками».
Следует заметить, что при работе с образовательными процессами недопустима их натурализация
и превращение в естественно возникающие и протекающие бизнес-процессы. Для этого необходимо работать с теорией образовательной деятельности и ясно представлять типы учебных и образовательных задач, ситуаций, обобщений и всех преобразований, которые должны происходить в ходе образовательных процессов.
В условиях возрастания неопределенности и нестабильности, образовательная логистика является адекватным ответом на складывающуюся ситуацию в развитии человечества.
Библиографические ссылки
1. Лившиц В. М. Психологизированная педагогич-ская логистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology-online. net/articles/doc-602.html.
2. Громова Т. А., Селиванов А. В. Сопоставление логистических функций материальных и образовательных процессов // Современные проблемы экономического и социального развития : межвуз. сб. науч. тр. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012.
3. Крупнов Ю. В. Управление качеством образования и образовательная аналитика [Электронный ресурс]. URL: http://www. http:// http://spasem-shkolu. prossii. ru/8/249_1. shtml.
4. Андрюшкова О. В., Леган М. В., Яцевич Т. А. Логистика организации электронного обучения в университете // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4. С. 5-10.
5. Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. Калининград : Изд-во КГУ, 2003.
Т. А. Gromova, А. V. Selivanov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
LOGISTICS OF EDUCATIONAL PROCESS
Logistics tools are used to conduct the educational process, the definition of the concept of «educational logistics» is presented.
© Громова Т. А., Селиванов А. В., 2012
УДК 339. 543
Д. В. Капенкина, И. В. Полухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПОРТА: ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Рассматривается определение вида, сорта, объема, прочих характеристик лесоматериала, необходимых для верного установления размера таможенных пошлин при экспорте сырья, способы измерения лесоматериалов, нормативная база, связанная с вопросом идентификации сырья, а также пробелы в законодательстве и возможность их устранения с помощью создания правовых основ единства измерений лесоматериалов.
Красноярская таможня является одной из основных таможен декларирования леса и лесоматериалов Сибирского таможенного управления. Более 80 % от
общего массива оформленных деклараций на товары в Красноярской таможне приходится на таможенное декларирование лесопродукции [1]. В существующих